Мая 13 (26) Священномученики Василий (Соколов), Христофор (Надеждин) и Александр (Заозерский), преподобномученик Макарий (Телегин) и мученик Сергий (Тихомиров) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Весной 1922 года началось новое гонение на Православную Церковь , которое по замыслу безбожных властей ради устрашения духовенства и паствы должно было окончиться казнями. Поводом должно было послужить изъятие церковных ценностей, а те, кто менее всего имел отношение к сопротивлению изъятию, должны быть расстреляны, ибо ничто не действует так устрашающе, как казнь невиновных, каковыми и были обвиняемые – священномученики Василий, Христофор, Александр, преподобномученик Макарий и мученик Сергий. Промыслом Божиим более всего сведений сохранилось о священномученике Василии. Священномученик Василий родился в 1868 году в селе Старая Слобода Александровского уезда Владимирской губернии в семье диакона Александра Соколова. Он окончил Спасо-Вифанскую Духовную семинарию и с 1 октября 1888 года по 4 декабря 1890 года был учителем церковноприходской Закубежской школы Александровского уезда. 16 декабря 1890 года он был рукоположен в сан священника к Христорождественской церкви села Пустого Переяславльского уезда Владимирской губернии. Во все время служения в селе – с 1891 по 1906 год – отец Василий был заведующим и законоучителем церковноприходской школы. Далее расскажем о жизни отца Василия его собственными словами 10 . «Хорошо жилось батюшке отцу Василию, священнику села Пустого Владимирской епархии, так хорошо жилось, что лучше и быть не надо. Первое дело, благословил его Господь счастливым супружеством. Второе же дело, благословил Бог отца Василия служебными успехами и материальным достатком. Немного послужил во иереях отец Василий в своем маленьком приходе, но многого достиг он. Довольные прихожане говорили: «И нет-то лучше нашего батюшки; что проповеди скажет, что порядки ведет, да по всему! " Храм Божий при неусыпных заботах священника содержался всегда в подобающем благолепии и беспрерывно поновлялся и благоукрашался.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Палладий (Добронравов), еп. Фотография. 10-е гг. XX в. (Добронравов Николай Константинович; 18.11.1865, Могилёвская губ.- 1922, Москва), еп. бывш. Сарапульский и Елабужский, духовный писатель. Из семьи коллежского советника, помощника губ. землемера. Во время учебы в Могилёвской муж. гимназии у него «возникло намерение посвятить свою жизнь на служение св. Церкви в звании инока». В 1881 г., окончив 5-й класс гимназии, перевелся в Могилёвскую ДС. Впоследствии продолжил обучение в Вифанской ДС и Московской ДС, которую окончил в 1887 г. В том же году поступил в МДА. Во время учебы в академии, 29 мая 1888 г., был пострижен ректором МДА Волоколамским еп. Христофором (Смирновым) в рясофор, а 27 нояб. того же года - в мантию с именем Палладий. Рукоположен 25 дек. 1888 г. еп. Христофором во диакона, 15 апр. 1890 г.- во иерея. В 1891 г. окончил МДА со степенью канд. богословия за соч. «Преподобный Ефрем Сирин и его нравственное учение». 2 сент. того же года назначен смотрителем Коломенского ДУ. 28 марта 1892 г. переведен на ту же должность в Звенигородское ДУ. С 1892 г. преподавал словесность, греч. язык и богословие в Вологодской ДС, затем гомилетику в Могилёвской ДС (с 1894) и Тульской ДС (с 1896). В 1897 г. назначен наблюдателем миссионерских курсов при КазДА и наместником Спасо-Преображенского мон-ря в Казани, возведен в сан архимандрита. В 1899 г. защитил дис. «Преподобный Пахомий Великий и первое иноческое общежитие (по новооткрытым коптским документам)» на соискание степени магистра богословия. В том же году был назначен ректором Литовской ДС. В 1901 г. определен синодальным ризничим. Получил известность как духовный писатель благодаря своим работам о раннехрист. святых, основоположниках христ. монашества и учителях веры: преподобных Пахомии Великом, Антонии Великом и Макарии Великом (нек-рые работы П. переизданы в нач. XXI в.); также было опубликовано неск. сборников проповедей П.

http://pravenc.ru/text/2578735.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ (Между 754 и 776 - между 835 и 840), прп. (пам. 1 апр., 18 авг.), игум. Пелекитский. Один из духовных лидеров православных в противостоянии с иконоборцами во время 2-го периода иконоборчества . Единомышленник, друг и адресат писем прп. Феодора Студита. Житие М. (BHG, N 1003) написано игум. Саввой, учеником и преемником М. в качестве настоятеля основанной им обители на о-ве Афусия (ныне Авша, близ о-ва Мармара). Поскольку в тексте нет упоминания о Торжестве Православия (843), возможно, он создан во время между кончиной преподобного и 843 г. (Жития визант. святых. 2015. Т. 1. С. 390). Греч. текст опубликован Ж. ван ден Гейном (S. Macarii monasterii Pelecetes hegumeni, Acta Graeca/Ed. J. Van den Gheyn//AnBoll. 1897. Vol. 16. P. 142-163) и переведен на рус. язык Т. Сениной (Жития визант. святых. 2015. Т. 1. С. 392-424). Согласно Житию, М. (в миру Христофор) происходил из знатного к-польского рода и, рано осиротев, воспитывался в доме дяди. Получил хорошее образование, выказав исключительные способности как к светским, так и к церковным наукам. Родственники прочили ему высокую гос. должность и убеждали вступить в брак, однако юношу не прельщали мирские блага. Поделившись с неким иереем своим намерением посвятить жизнь Богу, Христофор услышал о Пелекитском мон-ре, куда вскоре отправился для принятия пострига. Он усердно приобщался к монашескому образу жизни, строго соблюдал предписания игумена, от к-рого получил послушание трудиться в монастырском скриптории, и только через нек-рое время был пострижен в обители с именем Макарий. Преподобный непрестанно пребывал в покаянных помыслах. Заметив его добродетели, настоятель сделал его сначала канонархом, а затем экономом мон-ря. Но многочисленные хозяйственные обязанности не ослабили ревностного аскетического подвига М., к-рый стяжал дар исцеления и изгнания бесов. Молва о нем широко распространилась и вскоре дошла до патриарха К-польского Тарасия, к-рый пригласил М. к себе для духовной беседы, после чего благословил его стать игуменом мон-ря, возведя в священнический сан.

http://pravenc.ru/text/2561286.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 13 (26) мая Священномученики Василий Соколов, Христофор Надеждин и Александр Заозерский, преподобномученик Макарий (Телегин) и мученик Сергий Тихомиров Весной 1922 года началось новое после 1918 года гонение на Русскую Православную Церковь, которое по замыслу безбожных властей ради устрашения духовенства и верующих должно было обязательно окончиться казнями. Поводом должно было послужить сопротивление духовенства изъятию церковных ценностей вне зависимости от того, будет ли оказано сопротивление или не будет: ничто не действует так устрашающе, как казнь невиновных, какими и были обвиняемые – московские протоиереи Василий Соколов, Христофор Надеждин и Александр Заозерский, иеромонах Макарий (Телегин) и мирянин Сергий Тихомиров. Священномученик Василий родился 24 июля 1868 года в селе Старая Слобода Александровского уезда Владимирской губернии в семье диакона Александра Соколова. В 1882 году Василий окончил Переславское духовное училище, в 1888-м – Вифанскую Духовную семинарию и был назначен учителем церковноприходской Закубежской школы в Александровском уезде, которая вскоре, благодаря его усилиям, стала одной из образцовых в епархии, с обширной библиотекой для внеклассного чтения. 16 декабря 1890 года Василий Александрович был рукоположен во священника к Христорождественской церкви села Пустое Рождество Переславского уезда Владимирской губернии. Во все время служения в селе – с 1891-го по 1906 год – отец Василий был заведующим и законоучителем церковноприходской школы. «Хорошо жилось батюшке отцу Василию, священнику села Пустого Владимирской епархии, так хорошо жилось, что лучше и быть не надо. Первое дело, благословил его Господь счастливым супружеством, – писал он в опубликованных им в журнале «Странник» воспоминаниях уже после того, как со смертью супруги-помощницы жизнь его резко изменилась. – Второе же дело, благословил Бог отца Василия служебными успехами и материальным достатком. Немного послужил во иереях отец Василий в своем маленьком приходе, но многого достиг он. Довольные прихожане говорили: “И нет-то лучше нашего батюшки – что проповеди скажет, что порядки ведет, да по всему!” Храм Божий при неусыпных заботах священника содержался всегда в подобающем благолепии и беспрерывно поновлялся и благоукрашался.

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/419/Alek...

Имя преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) включено в месяцеслов Русской Православной Церкви 28 декабря 2017 г. 23:08 28 декабря 2017 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан рапорт  епископа Троицкого Панкратия , председателя Синодальной комиссии по канонизации святых , по вопросу включения протоиерея Христофора Варфоломеева и священника Павла Кушникова в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской ( журнал 122 ). Члены Синода одобрили решение Синодальной комиссии по канонизации святых о включении имен протоиерея Христофора Варфоломеева и священника Павла Кушникова в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Данный вопрос включен в повестку дня предстоящего Архиерейского Собора. На том же заседании председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом о канонизации преподобноисповедницы Фамари (Марджановой), совершенной в Грузинской Православной Церкви , ( журнал 123 ). С благодарением Господу восприняв известие о прославлении в лике святых преподобноисповедницы Фамари (Марджановой), члены Синода постановили включить имя святой в месяцеслов Русской Православной Церкви с определением празднования ее памяти 10/23 июня, как это установлено в Грузинской Церкви. Протоиерей Христофор Варфоломеев родился в 1883 году в священнической семье в селе Корписелькя Салминского уезда Выборгской губернии (в 1939 году селение было разделено границей СССР и Финляндии на две части). После обучения в Александро-Невском духовном училище, в 1903 году окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Затем получил юридическое образование в Санкт-Петербургском университете и с 1909-го по 1917 год работал в канцелярии Финлядского генерал-губернатора и в Сенате Финляндского княжества. В марте 1917 года уволился с государственной службы и до середины августа 1917 года по назначению Синода участвовал в ревизии Александро-Невской лавры. Затем, как делегат от Финляндской Православной Церкви, принимал участие в работе Всероссийского Церковного Собора. В декабре 1917 года уехал на каникулы в Финляндию и не смог вернуться в Москву из-за закрытия границы. В 1918-1919 гг. жил в г.Кексгольме (ныне Приозерск), где нес церковное послушание псаломщика храмов Всех святых (ныне Валаамское подворье) и Рождества Пресвятой Богородицы. В 1919 году поступил в армию Юденича, но из-за болезни был отправлен в Мурманск, где работал делопроизводителем Мурманской железной дороги.

http://patriarchia.ru/db/text/5090485.ht...

Как много пустынных пространств видел в северо-восточной Руси иностранный путешественник XVI века, так изображается эта страна и в житиях русских святых. И подвижнические пустыни большею частью были самыми первыми обителями, починками заселения необитаемых лесов севера и проводниками дальнейшей колонизации северо-восточного края. Мы не намерены здесь входить в подробности истории монастырского расселения, но нелишним считаем указать хоть два примера. Пустынею были еще в первой половине XIV стол. большие пространства в самой московской области. Но с тех пор, как в лесах радонежских преподобный Сергий основал свою пустыню, процветшую потом в знаменитую лавру, – с тех пор быстро заселились леса радонежские и другие окрестные московские земли. «Пустыня тогда была непроходимая, писал в половине XVII века троицкий келарь Симон Азарьин в предисловии к списанию о чудесах Сергия, – ныне же всем зримы окрест обители поля мирские и села и деревни многолюдныя. Стези не быша тогда, и непроходно бысть человеческими стопами, ныне же пути дороги велия и проезды всякаго чину людем, днем и нощию безпрестанно идущим. Много же тогда гадов и ползущих змиев являхуся ему на устрашение безстрастному его житию; ныне же окрест обители его, за 10 поприщ и вящше ползущих змиев и ужев не бывает.... И елико людей во обители и около обители в слободах множашеся, толико по премногу вода и всякая потреба изобиловавшеся. Тогда в рощах тех и древес толико не бысть, елико ныне многолюдственное число человек в слободах на тех местах, идеже рощи велиции быша». 6 Точно также, когда друг и собеседник преподобного Сергия, св. Кирилл белоезерский поселился около Белоозера, – «пусто и скудно было место то, по словам жизнеописателя его: «бор бяше велий и чаща и никому же от человек живущу». А когда пустыня преподобного Кирилла стала знаменитою обителью, – в окрестностях её стало на лесах и на пустошах до 393 поселений: «монастырские села и деревни и починки в белозерском и вологодском уезде стали на лесах и на пустошах, которые леса и пустоши, при Кирилле чудотворце и после Кирилла чудотворца, в их монастырь давали великие князья и великие княжны и удельные князья». 7 Особенно много деревень «посажали на лесе» игумены Христофор, Трифон и Касьян, следовавшие один за другим после преподобного Кирилла. 8

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Казанский храм в Гаване ЖМП 3 март 2016 /  22 марта 2016 г. 14:15 Храм-посольство и «Отче наш» по-индейски Из истории русского Православия в Латинской Америке Визит Святейшего Патриарха Кирилла на Кубу, в Парагвай и Бразилию — с историческими переговорами с Папой Римским Франциском на Острове свободы, встречами с президентами и религиозными лидерами — стал для Русской Церкви новым рубежом ее деятельности в Латинской Америке. Отныне далекий регион полноценно вошел в орбиту международных связей Москов­ского Патриархата. Русские в Латинской Америке Хотя о русском Православии там знают давно: Аргентинской и Южноамериканской епархии в текущем году исполняется 70 лет, первый русский храм в латиноамериканском ареале был выстроен еще раньше — в первый год XX столетия, а сами контакты между южной половиной Нового Света и Русской Церковью завязались в конце XVIII века. Примечательно, что об обнаружении Христофором Колумбом в 1492 году неизвестного континента и экспедициях конкистадоров первым на Руси сообщил церковный автор — преподобный Максим Грек. В 30-х годах XVI века он писал, что «нашли много островов, населенных людьми и безлюдных, и величайшую землю, называемую Куба, конца которой не знают даже ее жители». Преподобный Максим почитается как небесный покровитель российско-кубинских отношений. В июле 2013 года икона с изображением святого была подарена Казанскому храму в Гаване. Автору посчастливилось принять участие в этом событии. В 1786–1787 годах Российскую империю посетил один из самых выдающихся деятелей истории Латинской Америки — Франсиско де Миранда. Уроженец Венесуэлы, офицер, политик, он с юности мечтал освободить родину и всю испаноговорящую Америку от колониального господства Испании. Миранда путешествовал по Европе в поисках поддержки своего начинания. Необычный гость — первый латиноамериканец, ступивший на территорию России — привлек внимание влиятельных сановников и даже Екатерины II. В числе знакомых Миранды были и церковные иерархи. В Херсоне он общался с видным ученым, ранее главой местной епархии архиепископом Евгением (Вульгарисом), в Кременчуге — с архиепископом Екатеринославским Амвросием (Серебренниковым), который показался венесуэльцу «человеком образованным и безыскусственным».

http://e-vestnik.ru/analytics/pravoslavi...

1 Светицховлоба: воспоминание о принесении в Грузию Хитона Господня, празднование Столпа Животворящего, Крещения Грузии и воздвижения патриаршего кафедрального собора Светицховели Абиатар (Авиафар), прп. и Сидония, прав., IV в. Мириан, св. груз. царь (265-342), крестивший Грузию, и его супруга св. царица Нана Мелхиседек I, свт. , католикос-патриарх Грузии, + 1033 2 Давид и Константин, князья Аргветские, великомученики, + 740 4 Евдемон I (Диасамидзе), сщмч., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1642 5 Григорий Ханцтели (Хандзтийский), прп., основатель Кларджетской пустыни и мон-рей Хандзта и Шатберди, + 861 Собор Кларджетских святителей, мучеников и преподобных отцов и жен, учеников и сподвижников прп. Григория Ханцтели (Хандзтийского), VIII-IX вв.: Амона (прп.), Андрей (прп.), Анастасия (прп.), Арсений (прп.), другой Арсений (прп.), Василий III Кларджетский, Гавриил (прп.), Георгий Зарзмский (Зарзмели), Георгий Мерчуле (прп.), Георгий Опизели (прп., 3-й настоятель мон-ря Опиза), Григорий Шатбердели (прп.), Давид (прп.), Димитрий (прп.), Епифаний Чудотворец (прп., настоятель мон-ря Хандзта), Езра (прп.), Захария (прп.), Захария Анчели (свт., еп. Анчийский, чудотворец), Зинон (прп.), Иаков (прп.), Иларион (свт., католикос Картли (Мцхетский)), Иларион Парехели (прп.), Иларион Убисели (прп.), Иоанн (мч.), Иоанн (прп.), Макарий (свт.), Макарий Опизели (прп.), Маркел (Маркелаос) (прп.), Матой (прп.), Михаил Зарзмели (прп.), Михаил Парехели (прп.), Нерсе Ишхнели (прп.), Павел (прп.), Петр (прп.), Савва Ишхнели (свт., еп. Ишханский), Самуил (прп.), Софроний Шатбердели (прп., возобновитель мон-ря Шатберди), Стефан Мтбевари (свт., еп. Тбетский), Теместия (Феместия) (прп.), Феврония (прп.), Феодор (прп.), Феодор Недзвели (прп.), Хведиос (Хведий) (прп.), Христофор (прп.), Шио (прп.) 7 Иосиф Мохеве (Хевский), прп., + 1763 13 Антоний Чкондидели, свт., митр. Чкондидский,+ 1815 г., и его ученик Иаков Чкондидели, иером., прп. 16 Зенон Икалтоели (Икалтойский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 17 Иосиф Чудотворец, свт., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1764/70 19 Николай Двали, мч., пострадавший в Иерусалиме + 1314 26 Александр (Окропиридзе), свт, еп. Гурийско-Мингрельский, 1907 28 Неофит Урбнели, еп. Урбнисский, свт. VII в. 29 Серапион Зарзмели, прп., + 900 30 Иоатам (Иотам) (Зедгенидзе, Зидгинидзе), мч., + 1465 31 Собор Тбилисских мучеников (100 тыс.), + 1227/1240

http://pravoslavie.ru/41585.html

Аннотированный именной указатель к переписке К. Зедергольма со старцем Макарием Оптинским Августин Аврелий (13.11.354 – 28.08.430), блаженный, виднейший богослов, епископ Иппонский. – 61. Авчинников Василий Иванович, с 1862 по 01.03.1866 вице-директор канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода. До назначения вице-директором служил чиновником особых поручений при обер-прокуроре. С 23.11.1865 по 19.12.1868 управляющий канцелярией обер-прокурора Св. Синода. – 63, 102, 105, 133. Агапит (Лопатин), архимандрит, настоятель лихвинского Покровского Доброго монастыря. С 1849 инспектор Калужской духовной семинарии. В 1853 возведен в сан архимандрита с оставлением в должности инспектора. С 1858 ректор Калужской духовной семинарии. С 1860 по 1864 – ректор Харьковской духовной семинарии. – 64, 68. Агафангел (Соловьев) (08.12.1812 – 08.03.1876), архиепископ. В 1854 председатель редакционного комитета по изданию журнала «Православный собеседник». 31.03.1857 хиротонисан во епископа Ревельского, викария С.-Петербургской епархии. 06.02.1860 – епископ Вятский и Слободской. 17.06.1866 переведен на волынскую кафедру. 31.03.1868 возведен в сан архиепископа. – 132. Александр (Яновский) (1819 – 25.04.1876), иеросхимонах. Поступил в Оптину пустынь в 1855. В 1857 пострижен в рясофор. 22.10.1857 назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. 14.11.1857 отбыл в миссию. В 1861 пострижен в монашество с наречением имени Христофор и рукоположен во иерея. Скончался в 1876 в Тихоновой пустыни, перед смертью приняв схиму с именем Александр. – 50. Александр 2 (Романов) (17.04.1818 – 01.03.1881). С 18.02.1855 по 01.03.1881 император Всероссийский, царь польский и великий князь финляндский. В его царствование проведены широкомасштабные реформы. В русской историографии известен под эпитетом Освободитель в связи с отменой крепостного права по манифесту 19.02.1861. – 71, 80, 82, 132, 134, 151, 154, 158, 167, 176, 177, 178, 184, 185. Алмазов Борис Николаевич (27.10.1827 – 03.04.1876), поэт, переводчик, литературный критик. В 1857 поступил на службу в контору Московской синодальной типографии. В 1859 в сборнике «Утро» напечатал критические статьи «О поэзии Пушкина» и «Взгляд на русскую литературу в 1858 г.». В 1861 вышел в отставку в чине губернского секретаря и полностью посвятил себя литературной деятельности. – 51

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

В тот же день в Успенской Киево-Печерской лавре Его Святейшество совершил молебен перед чудотворной Серафимо-Дивеевской иконой Божией Матери «Умиление», доставленной в Киев из Патриаршей рабочей резиденции в Москве по случаю торжеств. Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в торжественном акте, посвященном юбиляру. В ходе мероприятия Предстоятель Русской Православной Церкви наградил Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира орденом Славы и Чести (I степени). 23 ноября 2010 года, в день празднования 75-летия Блаженнейшего митрополита Владимира, Святейший Патриарх Кирилл, Блаженнейший Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении сонма архиереев Русской Православной Церкви из Украины, России, Беларуси, Молдовы, других стран, а также представителей Поместных Православных Церквей совершили Божественную литургию в трапезном храме преподобных Антония и Феодосия Успенской Киево-Печерской лавры. На богослужении, которое проходило при большом стечении народа, присутствовали Президент Украины В.Ф. Янукович, глава Администрации Президента Украины С.В. Левочкин, руководитель Администрации Президента России С.Е. Нарышкин, послы иностранных государств, многочисленные представители государственных учреждений, общественных организаций. В тот же день состоялась встреча Его Святейшества с Главой Украинского государства В.Ф. Януковичем. Также 23 ноября в Киеве в честь Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира был дан торжественный прием, на котором присутствовали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, иерархи Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей, государственные и общественные деятели Украины, России и других стран, послы иностранных государств. Вечером Предстоятель Русской Православной Церкви и сопровождающие его лица отбыли в Москву. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1368310...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010