Любопытен, наконец, идеальный тип отрока, по представлению житийной литературы. В то время как у других детей “обы­чай в детском разуме глумитися” 211 , устраивать игры, смеяться и веселиться, любить сладкую пищу, древнерусский идеальный отрок отличался самозамкнутостью, серьезностью и строгим аскетизмом: “со юными никако водворяяся на игры и на иная кая вещи мимотекущаго света сего, смирение и тихость зело любляше, сия же паче всех возлюбив чистоту телеси и беззлобия” 212 . Древнерусский идеальный юноша “срамляется прочие юношеских обычаев держатися, тих некако и гладок бывает, мягку имяше мысль на воображение учимых 213 , игры же и смехотворения, якоже есть обычай детям, ненавидяше 214 и невнимание пустошных, ниже детей творящих игры” 215 . Князь Углицкий Игнатий, по житию, в отрочестве “бяше обычаем кроток и смирен сердцем, и молчалив в разуме, а негневлив отнюдь, на игры детския, ни царскаго потешения не внимаше; токмо в ум себе положи память смертную и страх Божий, како отвещати Богу, и суету мира сего ни во что же вмени”. Вместо игры идеальный отрок предпочитает “на божественная и на церковная пения и почитания прежде иных притекати”, а также “богодухновенныя книги и святых жития почитати” 216 и “внимати к им с усердием от всея души” 217 . В отношении родителей идеальный юноша хранит “повиновение во всем”, а с их стороны 218 , равно как и со стороны всех окружающих, пользуется любовию и возбуждает радость и удивление 219 : “любим бывает от всех человек добродеяния ради; родителя же дивистася о смирении и добродетели отрока и радуяся о таковом даре, благодаряще Бога” 220 . В отношении к учителю и к товарищам идеальный древнерусский отрок проявляет покорность. “Покорение же и повиновение, — восклицает агиобиограф Феодосия Печерского, — кто исповесть, иже стяжа в учении своем не токмо же к учителю своему, но и ко всем учащимся” 221 . Вот две цельных характеристики такого рода. Стефан Пермский “бе превзыде паче многих сверстников в роде своем, добропамятством и скоровычением смысла превосходя, и бысть отрок доброразумичен зело, успеваше же разумом душевным и верстою телеси и благодатию; к детем играющим не преставаше, иже в пустошь текущим и всуе труждающимся и тщетная гонящим не внимаше, ни водворяшеся с ними, от всех детских обычаев и нрав и игр отвращашеся, но точию на славословие упражняяся и грамоте прилежаще, и книгам всяким вычению издався.

http://pravmir.ru/v-vinogradov-zhitiya-d...

Противься себе в худом и принуждайся на доброе. Благодари Бога – и вновь получишь то благо, за которое благодаришь. Совершил что доброе (благословясь) – говори: «Слава Богу, и вразумившему мя на сие, и силу мне давшему, и все свершившему». Повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком ( Деян 5,29 ). Противное воле Божией приказание – не слушай .«Бывайте убо подражатели Богу, якоже чада возлюбленная ( Еф 5,1 ). Истина всегда проста. Письма развлекают – должны быть кратки. Желающие Причастия, испытывайте себя, свою совесть, вспоминая грехи свои, осудите себя прежде Суда Страшного... Куча причин вдруг появляется против Причастия; и ты здесь едва не поддался – не слушай лукавого. Не верь словам своим и чужим, верь делам своим и чужим. Не надо разыгрывать добродетельного (не будет тогда и властвовать над тобой чувство неискренности своей) – когда ты и горд, и зол, и похотлив, и себялюбив, и ленив и прочее. Имей мужество быть тем, что ты есть, – каков за стеной кельи, таков и в народе. И духовные книги читая, можешь быть далек от Бога. Совесть грешного человека слаба, воля зла, ум – слаб и бессилен. Ропот вреден – вини лишь себя. Ты должен нести, как заслуженное, – ревматизм, подавленность духа, плотскость, головные боли, страсти, хульные движения, мертвость, бесталанность, неповоротливость: все это – твой крест. Но не будь неискренен с собою. Не даешь труда уму. Имей мужество пользоваться собственным разумом. Мудр будь о Господе. Следует ум развивать – начатое дело продолжать, размышлять (святые мысли помнятся – полезнее); тело – лечить и сном и пищею, достаточно его подкреплять – вовремя; двигаться на воздухе живее; теплее одеваться. Дух питать, ум питать, тело питать. Не безумствовать: блуд, романы, курение, мечты, злоба, лень, осуждение, искание развлечений, утешений... Нужно внимание к себе, плач постоянный в себе и молитва . Не порабощайся похотьми, Бога избавить от этого – моли. Не всякому слуху верь; не всего, что видишь, – желай; не все, что можешь, – делай, но только то, что должно; чего не знаешь – не утверждай, и не отрицай, а паче вопроси; воздержный живет здорово, долговечно и хорошо. Будь кроток, а не продерзлив, молчалив больше, нежели говорлив; ко всем будь ласков, но ни к кому не будь ласкателен; в бедности – проси; начинай что лишь испытав свои силы; в несчастий – не унывай, в счастии – не расслабевай (земное счастье непостоянно, чередуется с огорчениями); служи – кому только можешь; будь человеколюбив – будешь любим Богом и ближним; оскорбившему тебя – прости; что терпеливый сносит, о том малодушный воздыхает, плачет, воет...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Задумался старец Киевский Парфений над прочитанными где-то словами о том, что Богоматерь была первой инокиней; и видит он: идет полк преподобных отцов Киево-Печерских, а впереди них с жезлом в руках, в монашеском одеянии — Она, Которой были посвящены все мысли благоговейного старца, и раздался к нему чудный голос из молчаливых уст Ее: «Парфений, Я Монахиня». Такой уж склад души, такое призвание — служить Богу и никого, кроме Бога, в мире не знать, а людей любить только для Бога и в Боге. Цель монашествующих есть единственно — спасение души. Другой цели у монахов быть не может и быть не должно. Монах, начинающий свой путь, не должен думать о том или ином значении своего дела, о том, что через него будут спасаться другие люди. В этом заключалось бы отсутствие смирения со стороны человека, который считал себя настолько слабым и недостойным, что боялся не уцелеть среди мирских соблазнов. Мытарь, ставший у порога храма и взывающий: «Боже, милостив буди мне грешному», — мог ли такой мытарь думать, что он поведет людей к спасению! Если бы кто-нибудь мог войти в душу монахов по склонности и призванию, если бы кто-нибудь мог раскрыть сердца таких людей, как Серафим Саровский, в молодые их годы, при начале их монашеского подвига, то, конечно, там не нашлось бы ни малейшей мечты, что они будут что-нибудь значить для мира. Иные думы, иные чувства... Душа всеми силами своими почувствовала великую красоту духовной жизни, в восторге сознала, что одно для нее во всей жизни дорого — это Бог; и останется здесь, у ног Христовых, как Мария, слушающая словеса благодати, падающие из уст Христовых. В том высоком порыве любви к Богу, удивления и жажды Божества, которые увлекают христианина, созданного для монашеского подвига, там прямо немыслима какая-нибудь дума о людях. И вот над человеком, с таким расположением вступающим в монашество, происходит одно из чудес монашества. Чем больше и значительней углубляется человек в область иночества, чем больше жаждет полного единения с Богом и чем дальше уходит он, поэтому от людей, — тем он становится этим людям нужней.

http://pravoslavie.ru/2352.html

Поговорим о реакции неопротестантов на Украине на захваты храмов УПЦ МП. У них молчаливая позиция, или они одобряют? Реакцию неопротестантов сложно оценить, суммарно они составляют 10–15% от общего числа религиозных организаций на Украине. На той же восточной Украине неопротестанты на 2014 год были второй после УПЦ МП религиозной конфессией. У них было большое количество прихожан. Четкой позиции у них по захвату храмов УПЦ МП нет. Этот вопрос их особо не волнует. Как, например, нас в России не занимают конфликты среди кришнаитов, и неопротестантов на Украине эти вопросы с переходом православных приходов не занимают никак. Если посмотреть на реакцию мусульман, которые живут на Украине? Того же украинского муфтия Саида Исмагилова. Особой реакции у мусульман я тоже не замечал. По крайней мере, специально не отслеживал. Можно сказать, что переход храмов на Украине – это сугубо внутриправославный конфликт? В значительной степени он таковым и является, потому что многие общины на Украине мечутся между Киевским (ныне ПЦУ) и Московским патриархатами. Иногда такая картина может наблюдаться в одном селе. Это группа жителей одного района, долго и мучительно делят один храм, который переходит из рук в руки. Протестантам это вообще не интересно. Протестанты заняты своей церковной жизнью, своими внутренними конфликтами. Например, в Киеве в Печерском районе много лет шла борьба между баптистами за участок, выделенный под строительство огромного храма (в который ходит, например, Александр Турчинов (до мая 2019 г. – секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины) и еще ряд депутатов-баптистов, ранее состоявших с Турчиновым в партии «Батькивщина», а затем перешедших в партию «Народный фронт»). Нас же не интересует, что в Москве есть две параллельно функционирующие религиозные организации кришнаитов, одна из которых отделилась от другой в конце 1990-х годов. Как они уживаются между собой? Как делят молельные дома, верующих и симпатии чиновников? Большинству это мало интересно, мы же не кришнаиты.

http://ruskline.ru/analitika/2020/05/15/...

Иеромонах Исаия (1741 – 4 декабря 1807) Иеромонах Исаия (в миру Илия Гаврилович Зубков), восьмой строитель Саровской пустыни, был достойным преемником благоговейного старца Пахомия. Родом он происходил из купеческого сословия города Суздаля. В 22 года оставил мир, поступив в Киево-Печерскую лавру, где трудился в послушаниях 7 лет. В 1770 г. возвратился по необходимости в Суздаль, где узнал о существовании Саровской обители, после чего и поступил в нее послушником. Пострижен в монашество в 1772 г., 27 апреля того же года рукоположен в иеродиакона, 6 июля 1777 г.– в иеромонаха. В 1785 г. по общему согласию братии избран казначеем, а в 1794 г. – строителем. Прожив в Сарове 37 лет, старец Исаия усердно ревновал о пользе душеспасительной иноческой жизни, поощряя вверенную ему духовную паству к иноческим подвигам, был попечительным, мудрым и добрым пастырем словесного стада. В памяти братий он остался украшенным добродетелями страха Божия, смирения, кротости, терпения, незлобия, нищелюбия и братолюбия. Серьезно заболев от многих трудов и преклонности лет, он испросил у епархиального епископа увольнение от многотрудной настоятельской должности, избрав на свое место, голосом всей братии, в строители иеромонаха Нифонта. Прожив один год в болезни, старец Исаия почил сном праведных, оставив по себе благую память на 67-м году от рождения своего. Указание пути ко спасению 1. Ожидайте всегда глас трубный; доколе еще житие века сего не прейде и душевное разлучение от тела не постигло, будем спешить неленостно и купим себе подвигом и добродетелями Царство Небесное, и радость бесконечную, и покой непрестающий, и с Богом и со ангелы и со всеми святыми вкупе пребывание, и сладкое пение, и славословие непремолчное. Поистине, что человек на сем свете трудами купит, то и в будущем веце покоем обрящет, якоже земледелец, какой хлеб в землю сеет, той и жать будет. Монашество 2. Основание и утверждение всем добродетелям – еже седети иноку, хотящему спастися, в келлии своей; имети непрестанную молитву; воздерживати чрево свое от брашен и язык свой от многоречия. Небрегий же кто о сих четырех добродетелях, да весть таковый, яко не токмо всем добродетелям основание раскапывает, но источник страстей и пучину смущения в себя вселяет. 3. Молчаливый бо человек и бесам страшен есть, понеже не ведают бесове у совершенных сердечные тайны, аще устнами молчат: любяй же многословие не убежит греха... Читать далее Источник: Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС 11-111-1152. С 20 Саровский цветник: наставления старцев Саровской пустыни/сост.: Н.Ю. Бутина, С.И. Горлевская, Л.П. Лебедева. — М .: Спасское братство; 2011. — 396 с.: 24 ил. ISBN 978-5-904074-25-8. УДК 26. ISBN 978-5-904074-23-8 ББК 86.372 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sarovs...

   1835 года, июня 4-го, состоялось причисление Матфея Кириченко в число указных послушников Глинской пустыни. За протекшие первоначальные годы послушник Матфей проходил различные черные монастырские послушания, со всяким прилежанием, а при всем этом никогда не оставлял церковного правила, выстаивая службы от начала и до конца, со всевозможным усердием. Охраняя свои чувства от развлечения и сосредоточивая в себе внимание в молитвословии, он всегда стоял наклоня голову с закрытыми глазами.    Проходя монастырские послушания, на которых приходилось постоянно обращаться не с одним монастырским братством, а и с многими людьми мирскими, послушник Матфей, невзирая на таковые соприкосновения, поставил себе правилом, не произносить праздного слова и усиленно нудил себя усвоить молчание, чего и достиг с помощью Божественной благодати. Всегда видели его погруженным во внимание, сосредоточенно пребывающим в молчании, а если требовала необходимость говорить по делу послушания, он отвечал кратко, отрывисто, чтобы не произнести лишнего слова. Таковым молчаливым благонастроением послушник Матфей ограждал себя не без цели; стремление его души понуждало его к постоянному погружению своего ума в словеса Божия, а чтобы удобнее привязать ум к таковому деланию, он, вероятно, в подражание преподобному Спиридону, просфорнику печерскому , изучил наизусть всю Псалтирь и при всяком занятии читал изустно псалмы, иногда умно, иногда устно тихо про себя, но когда никого не было вблизи него, он читал гласно вслух. Впоследствии он это чтение Псалтири так усвоил себе, что оно, кажется, проникло все существо его души и было как бы стихией, в которой вращались и двигались все его душевные силы. При всех своих занятиях, что бы он ни делал: т.е. дрова рубил или воду носил, сено сгребал или шел куда-либо, чтение псалмов лилось из его сердца, перед его умными очами всегда раскрыта была сия Богодухновенная книга; таким образом, славословия Богу от сердца возносились непрестанно.    В 1840 году 24 июня, по разрешению духовного начальства, послушник Матфей Кириченко был пострижен в монашество настоятелем Филаретом и был наименован Мартирием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Преподобный Герасим Вологодский Блгв. кн. Мстислав-Георгий Храбрый, Новгородский Святитель Кирилл, епископ Туровский Преподобный Поликарп архимандрит, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Никита (столпник), Переяславский Святитель Иоанн, архиепископ Новгородский Преподобный Илия Муромец, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Тит, пресвитер Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Варлаам Хутынский Святитель Григорий, архиепископ Новгородский Святитель Лаврентий, епископ Туровский, в Ближних пещерах Святитель Мартирий, епископ Новгородский Княжение великих и удельных князей указанного периода Преподобный Иоанн Печерский, в Ближних пещерах Преподобные братья Алфановы: Климент, Кирилл, Никифор, Никита, Исаакий Преподобный Сильвестр чудотворец, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Макарий (постник), Печерский, в Ближних пещерах Прсподобномученик Анастасий диакон, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Анатолий затворник, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Феофан Постник, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Нектарий послушливый, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Марк гробокопатель, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Феофил (плачливый), Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Пафнугий (затворник), Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Макарий, диакон Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Онуфрий (молчаливый), Печерский, в Ближних пещерах XII-XIII Преподобный Елладий (затворник), Печерский, в Ближних пещерах XII-XIII Преподобный Авраамий (затворник), Печерский, в Ближних пещерах XII-XIII XIII век Блгв. кн. Мария Владимирская (в иночестве Марфа) Всеволод III Георгиевич (Большое Гнездо) (1176 – 1212), во Владимире Святитель Иоанн, епископ Ростовский Георгий II Всеволодович (1212 – 1216) (1219 – 1238) – вторично Преподобный Авраамий Смоленский Преподобный Антоний Дымский Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский, в Ближних пещерах Блгв. кн. Петр-Давид Муромский Блгв. кн. Феврония (Евфросиния) Муромская Мученик Авраамий Болгарский, Владимирский

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОНУФРИЙ Прп. Онуфрий Молчаливый. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Онуфрий Молчаливый. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 21 июля, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, Молчаливый. Время жизни преподобного достоверно не известно (указание на XII в., встречающееся в нек-рых агиографических справочниках, следует признать необоснованным). О. не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.- Житии прп. Феодосия Печерского, Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» и киевском летописном своде кон. XII - нач. XIII в. (см. Летописание ). Мощи О. почивают открыто в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Биохимическое исследование мощей показало, что они относятся к XIII-XIV вв. (Дива. 1997. С. 91). О. упоминается в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Ближних пещерах, как «старец и чудотворец» (см.: Евгений (Болховитинов). 1847. С. 290). В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском; впосл. митрополит Киевский), было установлено празднование преподобным отцам, в Ближних пещерах почивающим, в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору. С 1886 г. по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент. Общецерковное почитание святого установлено по указам Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым было разрешено печатать службы печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. и О.) в общецерковные Месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Отдельный день памяти О. был установлен не позднее 1836 г.

http://pravenc.ru/text/2578445.html

Здесь святой Апостол Иоанн расстался с ними, отойдя для благовествования в другие города. Оставшиеся же в Иераполе Фригийском святой Апостол Филипп с святым Апостолом Варфоломеем и Мариамою день и ночь неустанно проповедовали слово Божие здешним жителям. Когда же святой Апостол Филипп был распят головою вниз на кресте и среди молитв скончался, то сестра его Мариама с любовию обняла снятое со креста тело его, радуясь неземною радостию о святом брате своем, чудным подвигом завершившем преданную Христу жизнь свою... По смерти святого Филиппа святая Мариама отправилась в Ликаонию ιι там, среди успешного благовествования, мирно упокоилась от трудов своих. Память Гермогена, Всероссийского патриарха Память Гермогена, Всероссийского патриарха. (См. в «Месяцеслове» – прибавлении к «Тамб. Епарх. Ведом.» вып. II, стр. 213.) Феодора Молчаливого Печерского Феодора Молчаливого Печерского, удостоившегося дара чудотворений, действующего и поныне в помощь с верою поклоняющимся св. мощам его, почивающим в Феодосиевых пещерах в Киеве. 289 «Житие пр. Феодосия, описанное тт. Каллистом», нап. в чт. общ. ист. 1860 г. кн. I. Описание богатое цветами красноречия, но не бедное и известиями о былом. Это описание по местам передаем в буквальном переводе, а чаще в извлечении. 290 Сочинения пр. Григория Синаита показаны у Медведева в оглавлении книг, § 52. Синодальной библиот. 172. Жизнь пр. Григория, описанная тем же п. Каллистом, нап. в Афонском патерике 1, 348–376. Сл. заметки поклонника св. горы стр. 142, 143. 292 Об этом конечно дана была грамота монастырю. Но ныне неизвестна она. Известен только хризовул ц. Александра Зографскому монастырю 1342 г. о даровании монастырю с. Хонтака близ Струмницы. Изв. ак. 11, 313. 293 Красноречивый жизнеописатель как в житии Феодосия, так и в житии пр. Григория, не показал, в каком году скончался пр. Григорий. Это – жаль. Серапион в записке своей о пр. Феодосии (чт. общ. ист. 1860 г.) говорит, что Каллист, соученик Феодосия, по смерти Григория «взят бысть в Сербии на архиерейство». В Афонском патерике (1403) сказано, что Каллист подвизался в Афонском скиту Могула, под руководством пр. Григория Синаита , и в 1350 г. поставлен в патриарха, а в 1368 г., быв послом к Сербской кралеве Елисавете, скончался в Ферах.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

А из частиц честных мощей: св. Иоанна Предтечи, св. Николая Чудотворца; апостолов: Андрея Первозванного и Прохора; св. Дмитрия Ростовского, св. Саввы Звенигородского; святых: Александра Свирского, Иоанна и Фёдора, епископов Суздальских, Варлаама Хутынского, Льва Катанского, Леонтия Ростовского; Священномучеников: Власия, Поликарпа и Василия Неокесарийского; мучеников: Агафоника и Геронтия; Святителей: Алексея митрополита, Исаии и Игнатия Ростовских; преподобных: Аврамия Ростовского, Евфимия Суздальского, Сергия Радонежского, Даниила Переяславского, Иоанна, архиепископа Новгородского; архидьякона Стефана; Великомучениц: Варвары и Евфимии,; мучениц: Дорофеи, Агрипины и Вассы, Симеона Дивногорца, Адриана Пошехонского, Василия Парийского, св. Великомученика Пантелеимона, св. князя Григория; Луки Елецкого, царевича Дмитрия, Епифания Кипрского, Евсевия Самосатского, Спиридона Тримифунского, Никиты, архиепископа Новгородского, Антония Римлянина, Даниила Столпника; мучеников: Вонифатия, Никифора и Трифона; преподобных киево-печерских Иоанна многострадального, Марка гробокопателя, князя Николы-святоши, Григория Чудотворца, Алипия иконописца, Спмридона Просфорника, Григория, Исаии, Аврамия трудолюбивого, Нифонта, епископа Новгородского; Сильвестра, Григория иконописца, Пимена постника, Онуфрия молчаливого, Исакия, Еразма, Феофила, Агапита-врача, Кукши, Луки, другого Пимена, Саввы, Моисея, Нектария, Иоанна Нестора; Сергия, Евстратия, Никодима, Ипатия-врача, св.м Лукиана, Иосифа многоболезненного, Павла послушливого, Сисоя схимника, Нестора некнижнаго, Фёдора молчаливого, Вениамина, княжны Евфросинии, игуменьи полоцкой, Арсения Трудолюбивого, Евфимия схимника, Тита воина, дьякона Паисия, Меркурия постника, дьякона Макария, Игнатия, архимандрита печерского и Логгина-вратаря. Иеромонах Мелетий привёз и пальмовые ветви, которые использовались Великим постом на всенощном бдении в неделю Ваий. С ними стояло монастырское духовенство. Второй святыней, принесённой им в монастырь со святой Афонской горы, стала Иверская икона Божьей Матери.

http://sobory.ru/article/?object=13896

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010