Ушёл из жизни архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в возрасте 95 лет в День памяти новомучеников и исповедников Российских воскресным утром, когда во всех православных храмах страны совершались богослужения в честь «малой Пасхи» — так христиане называют каждый воскресный день, прообразом которого является Воскресение Христово (обратно) 132 В ХХ в. приток русского монашества на Афон прекратился. В основном из-за препятствий, чинимых греческими светскими властями, с молчаливого согласия властей церковных. 14 октября 1963 г. Московская Патриархия послала Патриарху Афинагору список из 18 лиц, ожидавших разрешения на поселение в Пантелеимоновом монастыре, в июле 1964 г., после повторного обращения Патриарха Алексия I, разрешение на въезд в Пантелеймонов монастырь получили 5 человек, в июле 1966 г. четверо из них выехали на Афон, в 1967 г. один по болезни вернулся на родину. 27 февраля 1970 г. на Афон выехали 2 русских инока, получившие визы на постоянное поселение в Пантелеимоновом монастыре. 26 августа 1974 г. Патриарх Димитрий сообщил, что двум кандидатам из 6, предложенных Русской Церковью, дано разрешение поселиться на Святой Горе, и только один из них — нынешний настоятель Пантелеимонова монастыря архим. Иеремия (Алёхин) — на следующий год прибыл на Афон. В результате переписки между Патриархами Пименом и Димитрием, продолжавшейся в 1975–1976 гг., было получено разрешение на поселение в Пантелеимоновом монастыре ещё 10 монахов из России. Летом 1976 г. на Афон прибыли сначала 4 монаха из Псково-Печерского монастыря, затем ещё 9 иноков. В числе их были отец Мартиниан и отец Николай. К тому времени в Пантелеимоновом монастыре оставалось 13 насельников. (обратно) 133 Костница находится в склепе храма Прп. Иоанна Рыльского, построенного болгарами в 1820 г. (обратно) 134 «И вот, некто, подошед, сказал Ему: Учитель Благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай: не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего ещё недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:16–21).

http://isihazm.ru/1/?id=2079

Святитель Феофан Затворник: «Полюби прискорбность ради великой ее спасительности и возбуди в себе жаждание ее, как пития хотя горького, но целительного». Обратимся к этимологии слова «целительный», т. е. такой, который сотворяет человека целостным. Вспомним евангельское зачало, читаемое в Неделю 4-ю по Пасхе о расслабленном. Окончание зачала на церковнославянском языке звучит так: «Яко Иисус есть, иже мя сотвори цела» (Ин. 5:15) – т. е. не сотворил здоровым, а сотворил целым, восстановив не только физическое здоровье, но и духовное. Ведь Спаситель, как Бог, мне кажется, зная грехи людей, принимал их молчаливое покаяние перед исцелениями. Т. е. совершалось Таинство Исповеди. И сам Он говорил, что болезнь часто напрямую есть следствием греха. Мы видим, что слово «целостность» и евангельское сотворение целым предполагают нечто большее, чем выздоровление. Это восстановление той первозданной обожествленной целостности всего духовно-телесного человеческого естества, которая была у первых людей в раю до грехопадения. Поэтому восстановление целостности, на мой взгляд, есть синонимом словосочетания восстановления богообщения – связи между Богом и человеком. Я не призываю в этой статье вас, дорогие братья и сестры, не просить здоровья у Бога. Можно и нужно это делать. Но мы также должны в полной мере осознавать, что физическое здоровье – это не самоцель. Оно только средство, талант, благодатный ресурс, который человек должен тратить с двумя целями – приближения к Богу и творения добрых дел ближнему своему. Если перед нами не стоят эти две великие цели, обозначенные Самим Господом нашим Иисусом Христом в евангельских заповедях, то тогда здоровье превращается в яд, в инструмент греха, который не созидает, но разрушает человека. Преподобне отче Агапите, моли Бога о нас! Рейтинг: 9.9 Голосов: 738 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Ирина 14 июня 2021, 16:36 Преподобне отче Агапите, моли Бога о р. Б. Ирине ,р.Б. Татиане . р.Б.Антонии . р.Б.отроке Тимофее . р.Б Данииле ,р.Б. Марии , р.Б.Иоанне, р.Б.Сергии, р.Б.Валерии и о всех моих сродниках. и всех православных христианах !

http://pravoslavie.ru/113686.html

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; Закрыть «Чёрные мессы» в Сорбонне Осквернение Анатолий Ливри   14:19 31.08.2023 939 Время на чтение 13 минут Источник: газета ЗАВТРА Илл. Гравюра Александра Бида. Книжники и фарисеи (1874 г.) Уже не один месяц святыни, исконно принадлежащие русскому Православию, разворовываются. Грабëж поставлен на конвейер. Так, с 14 июня 2023 года в Лувре представлены иконы, якобы спасённые, но на самом деле просто украденные из зон, только теоретически близких к военному конфликту на Украине, и после контрабандными тропами доставленные в Париж. А сейчас у всех на глазах разворачивается многоплановая " нормализация " Киево-Печерской лавры как символа украинского Православия — её отсечение от вековечных русских корней. Неотъемлемой финансовой составляющей переформатирования западных русских, так называемых украинцев, является очередное хищение монастырских реликвий, которые, поверьте моему опыту западноевропейского искусствоведа, не планируют возвращать никогда. К сожалению, в пылу военных, дипломатических и коммерческих баталий никто на Украине так и не озаботился тем, что присвоение святынь, связанное с их насильственным вывозом на Запад, чревато их осквернением в процессе " экспертиз " , когда до них могут дотянуться лапы профессоров славистики. И сейчас, летом 2023-го, настало время поведать о моём личном знакомстве с академическим богохульством, а также дать способ бороться с ним. Фанатичные ненавистники русских Да, именно по пути в музеи, и не только французские, объекты православного культа попадают к университетским русистам, подвергаясь неминуемому групповому поруганию. Напомню, коллективное кощунство государственных служащих Министерства высшего образования Пятой республики — важный этап инициации на пути к профессорскому званию Сорбонны и других университетов. Так, около двух десятков лет назад мне привелось стать свидетелем такого шабаша в стенах вышеупомянутого заведения, — когда я уже потерял сорбоннское преподавательское место как " наказание " за публикацию в России моей повести " Выздоравливающий " (журнал " Нева " , Санкт-Петербург, март 2003 г.), но западные профессора ещё только готовились сплагиатить мою французскую докторскую диссертацию о Набокове и Ницше. В этот краткий период системной неопределённости относительно моего статуса я уже не считался полноправным членом своры (в университетском святотатстве не участвовал), но ещё оставался очевидцем " научной экспертизы " : големы-профессора не стеснялись меня, уверенные, на рефлекторном уровне, будто каждый присутствующий еврей вроде меня смирится с ролью молчаливого подельника их надругательства над Православием в силу одной лишь этнической солидарности.

http://ruskline.ru/opp/2023/08/31/cherny...

Игуменья решает пока держать эти сведения в тайне, дабы купить в городе для скитниц дома подешевле, известив о грядущих событиях лишь самый узкий круг доверенных матушек. Организовать съезд в Комарове берется Фленушка. Перед тем как расстаться с Алексеем, Чапурин уведомил его, что Марья Гавриловна приказчика ищет, и он, Чапурин, ей Алексея порекомендовал. Алексей направляется в губернский город и мается там от безделья и неопределенности своего положения, а от Марьи Гавриловны никаких известий все нет. На сороковой день Настиной кончины к Патапу Максимычу на поминки съезжается множество гостей. Среди них и вездесущий Василий Борисыч, успевающий и стихиры распевать, и расцветшую пышность Параши Чапуриной углядеть. Смущает Чапурин московского начетчика своими фривольными речами насчет скитских нравов. Василий Борисыч поразил присутствующих, а Чапурина особенно, своим кругозором и свежим взглядом на вещи. В Заволжье, говорит он, следует заводить разные промыслы, и кто первым здесь будет, тот несметные барыши получит. И начинает Чапурин сманивать начетчика к своим торговым занятиям, предлагает помочь на первых порах и советом и деньгами. Как ни отказывается Василий Борисыч, Чапурин стоит на своем. Наконец упорный купец почти добивается своего. Обещает ему Василий Борисыч, исполнив за шесть недель все данные ему в Москве поручения, перейти к Чапурину в приказчики. «А сам на уме: «Только б выбраться подобру-поздорову». Марья Гавриловна стала мрачна и молчалива, спит плохо, тает ровно свеча на огне. А тут еще новая забота: получила она письмо от брата — купил он по ее поручению пароход и спрашивает, кому его передать. А от Алексея ни слуху ни духу… Наконец объявился. Без слов поняли они друг друга и расстались только на заре. Марья Гавриловна оставляет скит без малейшего сожаления. А Алексей искусно играет на чувствах Марьи Гавриловны. Она уже и пароход на его имя записала, хоть они еще не повенчаны. Марья Гавриловна решает сама только одно: венчаться они будут в единоверческой церкви (оно и грех, да все покрепче старообрядческой).

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

И особенно остро воскресло, точно я снова лагерный лесоруб, чувство подавленности, зависимости от злой или доброй воли начальника, расположения духа охранников, от наговоров, от каждого распоясавшегося насильника… Очнулся я от лая моей собаки, бросившейся навстречу человеку, показавшемуся за соснами. Это знакомый охотник из кержацкой деревни на Колчиме, глухом притоке Сыма. Едва ли не все жители ее ушли в тайные лесные укрытия сразу после поражения белых, из страха перед властями, преследующими веру. Так образовались в наше время скиты, еще не нашедшие своего Мельникова-Печерского. Век их был, впрочем, недолог. Нет более лесных дебрей, над которыми бы не летали самолеты: по дыму, тоненькой струйкой поднимающемуся над лесным пологом, летчики засекают потаенное жилье, а наведенная на их след власть спешит обезвредить отшельников. При Сталине выловленных скитников карали сурово, главарей расстреливали; после него лишь сселяли и объявляли неисправными налогоплательщиками. Но мой охотник — отщепенец, давно расставшийся с кержацкими предрассудками: нет для него ни Христа, ни антихриста. Он сделался сельским активистом и кооператором. Зимовье моего знакомца находилось недалеко, и я охотно принял его приглашение отправиться к нему почаевничать и отдохнуть… Ранний час мартовского утра — морозного и темного. Зима еще в полной силе. Помещение, где идет разнарядка, освещено керосиновой лампой. Нас, рабочих опытной сельхозстанции, — десятка два. Мы сидим на узких лавках, молчаливые и нахохленные: еще не прошла сонливость, впереди нелегкий день на морозе, да и надоело до смерти батрачить за гроши в этом опостылевшем за долгие годы ссылки негостеприимном селе. И невеселые, безотрадные шевелятся у каждого мысли. Выйдя по окончании промыслового сезона из тайги, я нанимаюсь сюда на пустые зимние месяцы. Никак не удается заработать впрок, про запас, чтобы сколько-то прожить вольно, отдохнуть. Ведь я все-таки не потомственный таежник, и как ни влегаю в промысловую лямку, не могу сравняться с местными охотниками: нет их выносливости и сноровки, вековых навыков, и мне, кроме того, не очень везет — я не из удачливых промышленников! Возле ведущего разнарядку старшего рабочего, верзилы латыша с похмельным лицом, в мохнатой рысьей шапке — очень славного и доброго малого, — сидит, чуть обиженно и брезгливо поджимая губы, супруга директора, давно увядшая особа, придирчивая и ворчливая.

http://azbyka.ru/fiction/pogruzhenie-vo-...

В Резолюциях постоянно действующего в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре Круглого стола Украинской Православной Церкви Московского Патриархата «Вопросы духовной безопасности в информационном обществе» от 6 сентября 2016 и от 17 ноября 2017 отмечается: «Цифровое кодирование людей, их обезличивание и отоваривание (то есть приравнивание высшего творения Божия - человека к товару или неодушевленному предмету. - В.Ф.) неразрывно связаны с построением единого наднационального сетевого общества со всеми вытекающими последствиями как для народа, так и для каждого отдельного человека, что описано в Откровении... Процессы обезличивания и фактической утраты права человека на имя в глазах верующего человека имеют антихристианскую, богоборческую направленность и непосредственно влияют на возможности формирования целостной личности и свободу ее волеизъявления, имеют отчетливые признаки физического и духовного порабощения, создают условия для всемирного кибернетического управления информацией и " человеческим капиталом " с соответствующими духовными последствиями... Добровольное принятие от власти и использование членами общества новых имен в качестве обязательного условия существования в социуме становится критическим фактором обрушения традиционного религиоцентристского общества и особо выделено в Откровении как сигнал отречения (Откр. 3: 1, 8); речь идет не о параллельном функционировании двух имен в общественной и духовной жизни: Божие - собственное имя человека как реальность его синергии с Творцом - добровольно оформляется им в собственность откровенно богоборческого кесаря. Да не будет! Молчаливое соучастие православных верующих в апостасийных процессах, отношение к развитию нивелирующего личность сетевого общества как к единственно возможному способу развития взаимосвязей в мире, как к объективной необходимости, не обусловленной волеизъявлением людей, неизбежно ведет к оскудению веры. Защита права верующих жить под собственным именем, то есть сохранять свою субъектность, свои неимущественные права на персональные данные, становится также защитой имущественных прав Церкви, приходов и клириков. Защита верующими права каждого жить под собственным именем является защитой Православного вероучения и исповеданием веры» .

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

В духовной семинарии (Орловской), куда перешел Г. В. Говоров из училища (в 1829 году) еще более раскрылись его богатые духовные дарования, но вместе с тем он еще более, и теперь уже сознательно, стал приближаться к тому идеалу подвижника истинно-христианской жизни, который представлялся ему в жизни святителя Тихона Задонского и который сам он стал осуществлять вскоре, по принятии иночества. Так, при не оставлявшей его и в юношестве остроте ума, быстроте мыслей, пылкости воображения, живости характера, впечатлительности, он уже на первом году обучения в семинарии, наряду с блестящими успехами в учении, и по поведению отмечен был в семинарских ведомостях, как «отличающийся склонностью к уединению и трудолюбию», как «назидательный в обращении с товарищами и подающий собою пример трудолюбия и благонравия», и в последующие годы, – как «склонный к уединению, кроткий и молчаливый» и т. п. 9 . Иначе сказать, он уже тогда, очевидно, со всею искренностию стремился осуществить то, что писал после о юношеском возрасте, именно, что «как в естественной жизни юноше предлежит труд образования себя, так и в духовной» и что «это – время борьбы и подвига над искоренением страстей и насаждение добрых расположений» 10 проч. Еще глубже, еще сознательнее к делу своего спасения стал относиться Г. В. Говоров по поступлении (в 1837 году) в высшую школу духовного образования, в Киевскую духовную академию, где при том, за время его образования в ней (1837–1841 г.), и самую академию окружало все, наиболее способствовавшее тому же возвышенному настроению и развитию его духа. Святителем Киевским, и стало быть главным начальником академии был известный своим строгим благочестием и высоко-подвижническою жизнью митрополит Филарет (Амфитеатров) ; ближайшими начальниками, ректорами академии, были, сперва Иннокентий, знаменитый церковный вития, впоследствии архиепископ Херсонский, а за тем Иеремия, впоследствии епископ Нижегородский, известный аскет; инспекторами академии были также люди высокой духовной жизни, именно архимандриты: Григорий (Миткевич), что впоследствии архиепископ Калужский, – Димитрий (Муретов) , впоследствии архиепископ Херсонский и Иоаникий (Горский), впоследствии архиепископ Варшавский; – в Киево-Печерской Лавре сиял высокою подвижническою жизнью известный старец иеросхимонах Парфений, и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Разумнии звезды небесе пещернаго вы есте, отцы прехвальнии, путь иноческаго жития освещающии и на круге Русския Церкве православныя пресветло блистающии. Слава бо всечестных подвигов ваших во вся мира концы протече, исповедание же святыя веры вашея всю Вселенную облиста: того ради и дерзаем приносити вам сия убогия наша пения: Радуйся, Онисиме, яко теснотою затвора пещернаго в пространная селения райския прошел еси; радуйся, яко алчбою и жаждою насыщение бесконечное лицезрения Божия узрел еси. Радуйся, Матфее, яко за чистоту души и тела дара пророческаго сподоблен еси; радуйся, яко кротостию и незлобием высоких добродетелей достигл еси. Радуйся, Исаие, кладезю глубокий смирения; радуйся, источниче неиссякаемый чудотворений. Радуйся, Авраамие, сыне святаго трудолюбия. Радуйся, Нифонте святителю, поборниче Православия. Радуйся, Сильвестре, бисере пречестный. Радуйся, Пимене, сосуде Духа Святаго избранный. Радуйся, Онуфрие, языком молчаливый, умом хваливый Бога. Радуйся, Анатолие, терпеливый душею, разумом целомудренный. Радуйтеся, вси преподобнии отцы наши Печерстии, всемирнии светильницы, великии и преславнии чудотворцы. Кондак 6 Проповедницей нам является честная десница твоя, Спиридоне богоприятне, ею же православных чад твоих поучаеши, како персты слагати подобает во изображение креста святаго на челе, уста же расколоучителей заграждаеши, яве обличая их неправое учение о перстосложении; сим бо образом осенив себе крестным знамением отошел еси ко Христу, Ему же предстоя молися, да угасит безмерно горящую пещь страстей наших, да дарует нам истинное усердие славословити Его непрестанно во псалмех и пениих духовных в сей жизни и в будущей да сподобит нас пети Ему: Аллилуиа. Икос 6 Возсия яко пресветлое светило богознаменитая обитель ваша, отцы преподобнии и всю землю Русскую благодатию Божиею просвети: юже кровными поты воздвигосте и на ню же благодать свыше молитвами вашими и святыми подвиги привлекосте, ревнуя бо поревновасте пророчеству, еже рече: «На горах сих возсияет благодать Божия и вера умножится». Темже к вам, яко виновником пророчества онаго зовем:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Тут в известный час, после второй вечерней трапезы, собрались к Старцу братия на правило. Из них я заметил двух, которых прежде не видел. Это были: батюшка о. Макарий (Иванов) , прибывший после меня из Площанской пустыни, и монах Иоанникий, прибывший из Невской Лавры, давний ученик Батюшки. – По окончании правила Батюшка кликнул: „Мишутка!“ 72 – Подходит упомянутый Михаил Иванович Антимонов: – „Благословите, Батюшка“. – Указывая на меня, Старец сказал: „Вот возьми с собой этого львенка, – там в передней уложите его, а ты, Аникий-невеликий, помягче постели ему, да к утреннему правилу его не будите, – пусть отдыхает, а то он летел из Малоархангельска без оглядки, подбирай только пятки“. – С этого времени я жил в Скиту до самого назначения меня Батюшкой в Калужскую Тихонову пустынь 14 ноября 1837 г., и в этот промежуток времени постепенно все более и более прилеплялся к Батюшке всею моею душой и разумом». Из приведенного рассказа ясно можно видеть и простое шутливое обращение старца о. Леонида с своими учениками, и его отеческую любовь, и искреннее участие ко вновь пришедшему в Скит брату, а также и то, какая невыгодная молва о нем везде распространялась. Его называли и волшебником или просто колдуном, и знахарем, и обманщиком, подозревали даже принадлежавшим к какой-либо секте. Но все это было только начало болезням или, по простонародному выражению, это были только цветы, а ягоды ожидали Старца впереди. 67 Вот главы, указанные старцем: Гл. 70. «Притворяющихся добродетельными и иными являющихся по внешнему виду, иными же бывающих по внутреннему человеку, – исполненных иной раз всякой неправды, полных зависти, рвения и зловония сластей чувственных, – многие почитают, как бесстрастных и святых, имея неочищенным око души (чтоб познать их прямо) и не в состоянии будучи познать их по плодам их; а тех, которые живут в благоговеинстве, добродетели и простоте сердца и суть воистину святы, не отличают от прочих людей, мимоходят их с небрежением и вменяют ни во что». – Гл. 71. «Говоруна и показливаго такие почитают более учительным и духовным, а молчаливого и блюдущегося от празднословия почитают дикарем, необразованным и безгласнымъ». – Гл. 72. «От того, кто говорит в Духе Святом, высокоумные и недугующие диавольской гордыней отвращаются, как от высокоумного и горделивого, будучи словами его паче поражаемы, чем приводимы в умиление и сокрушение; а того, кто мелет, как жернов, и говорит от чрева своего или по науке, – хвалят и принимают, хотя он о деле спасения все лживо толкует. Таким образом, между такими нет никого, кто бы мог добре и как есть на самом деле распознать и видеть (людей и дело спасения)». – Указанные старцем Леонидом по славянскому Добротолюбию слова св. Симеона Нового Богослова приведены здесь в русском переводе по Добротолюбию епископа Феофана, где они означены 79, 80 и 81 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Но скорби и страдания живущих в монастыре во много раз мучительнее, чем живущих в мире. В мире имеются для человека многочисленные способы к рассеянию скорбей, то в виде всевозможных увеселений, то в форме разнообразных забав и житейских дел. Но для инока один способ облегчения скорбей – слезы, упование, терпение и молитва . Правда, способ этот надежнее и прочнее перечисленных, но не все вмещают его. Сам шествуя этим узким и прискорбным путем, блаж. Паисий отлично понимал его тяжесть. А потому в минуты скорби и печали был истинным другом и наставником и утешителем и для других. Случится, бывало, какому-либо брату скорбь или уныние, блаженный – тут как тут. Лицо его полно духовного веселья и радости. Придет, утешит и всякие мрачные мысли и думы как рукой снимет. Идет монах N по Лавре грустный, унылый и скорбный. Его жестоко обидели – хоть на свет Божий очей не показывай. А блаж. Паисий к нему: – Чего грустишь, душечко? Вспомни Христа Спасителя. Как Его безжалостно били, как заушали, плевали на Него. И не Он ли претерпел позорную крестную смерть? А все ради кого? Ради нас, душечко. Видя в блаженном такого мудрого и любвеобильного наставника, иноки и сами нередко обращались к нему за советом. Одних блаженный встречал с радостью и любовью, других – приточно и строго. Монах Ф-т имел страстное желание ехать в Иерусалим на поклонение святым местам. Но для «испытания» обратился прежде к блаженному за советом. А блаженный, провидя его тайное намерение, вместо ответа дает о. Ф-ту полный горшочек какой-то бурды. И действительно, во время поездки великая «смесь» приключений и соблазнов случилась с о. Ф-м. Любопытство свойственно каждому человеку. Но если кто из братии особенно стремился постигнуть тайники помышлений и разгадать приточный смысл речей о. Паисия, на таких блаженный весьма ополчался и не стеснялся жестоко подчас наказывать их. Был в Лавре один человек, который действительно понимал блаженного глубоко, определенно и точно. Это – покойный иеромонах Паисий. Блаженный весьма любил его, частенько хаживал к нему в келью, и жили они друг с другом в духовном тесном родстве. Принимая от своего любимца подаяния, блаженный был весьма к нему расположен и откровенен. Но иеромонах Паисий был не из молчаливых и любил порассказать об этом другим. За это блаженный сердился и не раз укорял его:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010