Двадцать второй день. Поучение 1-е. Преп. Феодор Сикеот. (О нужде и пользе для детей доброго примера родительского и старших в доме родственников). I. Ныне прославляемый в церковных песнопениях и чтениях препод. Феодор Сикеот родился в VI веке от благочестивых родителей. Когда ему исполнилось шесть лет, мать его хотела записать его в военное звание и стала готовить ему воинские вещи: золотой пояс и драгоценные одежды. Но во сне явился ей св. великомученик Георгий и сказал ей: «не трудись напрасно, потому что Царь небесный требует Себе сына твоего». Проснувшись мать заплакала, думая, что сын ее скоро умрет. Между тем отрок рос и укреплялся. Восьми " лет он был отдан в училище, где отлично успевал. Замечательно: никогда он не ссорился с товарищами, но всегда старался примирить ссорившихся. В семействе Феодора жил благочестивый старец Стефан, который держал строгий пост, молился беспрестанно; и мальчик Феодор полюбил его, стал часто приходить к нему, беседовать с ним и старался подражать делам его. Видя его чрезмерное пощение в великий пост, Феодор стал подражать ему и поститься до вечера. Когда отрок возвращался из училища в обеденное время, мать заставляла его есть, но он отказывался от пищи. Отрок наконец не стал приходить к обеду, но целый день оставался в училище, и вечером со Стефаном ходил в церковь св. великомученика Георгия, стоявшую близ селения на высокой горе, и уже поздно приходил домой и вкушал хлеба с водой. Мать думала, что он все это время проводит за уроками, стала бояться, чтоб это не повредило его здоровью, и просила учителя отпускать его домой поранее; но св. Феодор спешил из училища прямо в церковь , и потом в назначенный чась вновь приходил в училище с прочими детьми. Вскоре мать заметила, что Феодор иногда встает по ночам и уходит в церковь. Она строго наказала его, потому что боялась за его здоровье, и стала привязывать его к кровати; но во сне ей опять явился великомученик Георгий с мечем и гневно сказал, что он накажет ее, если она будет отклонять своего сына от Бога. Когда у Феодора спросили, как он не боится проходить ночью по пустынным местам, где на него могут напасть волки и другие звери, мальчик отвечал, что он ходит не один, а что его будит на молитву светлый юноша и водит его за руку в храм. Все домашние поняли, что отрока охраняет великомученик Георгий, и с этих пор уже не останавливали его, говоря: «да будет воля Божия!».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

III. Так как, братия, мы все причастны или невежеству, или страстям, то все мы причастны и духовной слепоте. Иной слеп от неведения здравого учения, а иной от страстей, воюющих против ума и помрачающих душевное зрение. Поэтому, братия, каждый из нас должен искать прозрения и для этого – учиться истинам веры и правилам христианской жизни, особенно же остерегаться пороков и страстей. Господи Иисусе Христе, истинный Свете, просвети же милостью Твоей мысленные очи сердец наших. Аминь (Составлено по Четьи Минеям и проповедям, приложенным к «Руководству для сельских пастырей» за 1891 г., январь). Двадцать второй день Поучение 1-е. Преп. Феодор Сикеот (О нужде и пользе для детей доброго примера родительского и старших в доме родственников) I. Hыhe прославляемый в церковных песнопениях и чтениях преп. Феодор Сикеот родился в VI beke от благочестивых родителей. В семействе Феодора жил благочестивый старец Стефан, который держал строгий пост, молился беспрестанно; и мальчик Феодор полюбил его, стал часто приходить к нему, беседовать с ним и старался подражать делам его. Видя его чрезмерное пощение в Великий пост, Феодор стал подражать ему и поститься до вечера. Когда отрок возвращался из училища в обеденное время, мать заставляла его есть, но он отказывался от пищи. Отрок наконец не стал приходить к обеду, но целый день оставался в училище, и вечером со Стефаном ходил в церковь св. великомученика Георгия, стоявшую близ селения на высокой горе, и уже поздно приходил домой и вкушал хлеба с водой. С 12 лет Феодор стал еще прилежнее к молитве и чтению священного Писания, а когда подрос, то выкопал себе пещеру близ церкви св. Георгия, – там и поселился. Постоянно он ходил в церковь и вкушал в день одну просфору. Ему приносили из дому хлеб и овощи, но он раздавал бедным. Много после этого потрудился для Бога и души своей и наконец удостоился за свою святость сана архиерейского. Случалось, когда он совершал св. Тайны, благодать Святаго Духа очевидно сходила на св. Дары в подобии светлой плащаницы. Все сослужащие с ним видели в это время на лице его божественное сияние, и однажды, когда он возгласил слова: «Святая святым», то Агнец сам поднялся на воздух.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Феодор Сикеот , Анастасиупольский, еп. (22 апреля/5 мая; 15/28 июня) Феодор Стародубский , блгв. князь (21 июня/4 июля) Феодор Стратилат , Гераклийский, вмч. (8/21 февраля; 8/21 июня) Феодор Студит , игумен, исповедник (26 января/8 февраля; 11/24 ноября) Феодор Тирон , вмч. (17 февраля/2 марта; в субботу 1-й седмицы Великого поста) Феодор Трихина («власяничный»), прп. (20 апреля/3 мая) Феодор Черниговский , мч., чудотворец, боярин мч. Михаила Черниговского (14/27 февраля; 20 сентября/3 октября) Феодор Ярославич Новгородский , блгв. князь, брат св. Александра Невского (5/18 июня) Феодор , архиеп. Ростовский (28 ноября/11 декабря) Феодора Александрийская , прп. (11/24 сентября) Феодорит Рязанский , архиеп. (10/23 сентября) Феодосий Великий , Киновиарх, прп., общих житий начальник (11/24 января) Феодосий Глушицкий , чудотворец, прп. (13/26 мая) Феодосий Едесский , столпник (9/22 июня) Феодосий Печерский , прп., общих житий начальник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (3/16 мая; 14/27 августа; 28 августа/10 сентября [Печер.]; 2/15 сентября) Феодосий Сийский , прп. (29 октября/11 ноября) Феодор Терновский , прп. (27 ноября/10 декабря) Феодосий Тотемский Суморин , прп., игумен (28 января/10 февраля) Феодосий Угличский , Черниговский, архиеп. (5/18 февраля; 9/22 сентября) Феодосий Череповецкий , прп. (местночтимый; 25 сентября/8 октября и 26 ноября/9 декабря) Феодосия Константинопольская , дева, прмц. (29 мая/11 июня) Феодот Анкирский , корчемник, мч. (18/31 мая; 7/20 июня; 7/20 ноября) Феодот Кизический , мч. (29 апреля/12 мая) Феодот Киринейский , еп., исповедник, сщмч. (2/15 марта) Феодотия Асийская , прп., мать бессребреников Космы и Дамиана (1/14 ноября) Феодул Критский , мч. (23 декабря/5 января) Феодул Цареградский , прп. (3/16 декабря) Феоктист Новгородский , архиеп. (23 января/5 февраля; 23 декабря/5 января) Феоктист Палестинский , прп., игумен, спостник Евфимия Великого (3/16 сентября) Феоктист Сербский , бывший Драгутин, прп. (12/25 марта) Феостих Кизический , мч. (29 апреля/12 мая)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В иной рай входя/добродетелей божественных отцов,/вкусим его всегда жизнь подающего/одушевленного наслаждения,/с верою восхваляя их. Да почтется Евфимий пресветлая звезда,/денница Елладий, Ефрем богодухновенный, со Евлогием зельным,/делы и чудесы облиставшии концы. Да почтится Евфимий, пресветлая звезда,/светило утреннее – Елладий,/Ефрем богодухновенный/со Евлогием знаменитым,/делами и чудесми озарившие мipa kohцы. Пет буди песньми Зосима чудный,/и Захария всечестный, и Зинон, и Зоил,/Исаия Великий, и Илия славный с сими да почтется. Да воспевается в песнях Зосима чудный,/и Захария почтеннейший,/и Зинон, и Зоил, Исаия великий,/и Илия славный с ними да почитются. Фермискаго Феодора всеславнаго пою, и Енната всепетаго:/с сими же и Феодула, со Феоною воспеваю./Почитаю дивнаго и Великаго Феодосия. Фермийскаго Феодора всеславного пою,/и Ената всехвального;/с ними и Феодула с Феоною воспеваю,/почитаю дивного и великого Феодосия. Хвалимь буди Феоктист всеизрядный пастырь и высокий Фалассий,/Великий Феодор нареченный Сикеот,/знаменьми и чудесы явлейся на земли высокий. Да восхваляется Феоктист, пастырь превосходнейший,/и возвышенный умом Фалассий,/Великий Феодор, называемый Сикеот,/знамениями и чудесами явившийся на земле высоким. Звезды сияют другия, паки пресветлый Колов Иоанн,/с треми светоносными в Лествице,/с вящшими же иными, славно просияющий. Звезды иные всесветлые/в древности восходят: Колов Иоанн,/с тремя светоносными, упомянутыми в Лествице,/и с иными многими, славно сияя. Почтим пеньми и песньми духовными, сошедшеся любопразднственнии,/мученик всечестную и летнюю память:/присно бо молятся Христу о роде нашем. Мученикам: Почтим сойдясь, любящие праздновать,/пением и песнями духовными,/всесвященную и ежегодную мучеников память:/ибо они всегда перед Христом ходатайствуют/за род наш. Слава, Троичен: Троице единосущная, и Пребожественная Единице,/разделением соединение, и впротив Лицы Естество имущая,/во едино нас совокупи хотение Твоих заповедей. Слава, Троичен: Троица единосущная,/и Сверх-Божественная Единица,/при различии Лиц имеющая/и противоположное – единство Естества!/Воедино нас сочетай/желанием Твоих заповедей.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/subbota-s...

Февраль     1 Трифон, 2 Сретение Христово, 3 Симеон старец, 4 Исидор, 5 Агафа, 6 Вукол смирнский, 7 Парфений, 8 Феодор стратилат, 9 Никифор, 10 Харалампий, 11 Власий, 12 Мелетий, 13 Мартиниан, 14 Авксентий, 15 Онисим, 16 Памфил, 17 Тирон, 18 Лев, папа римский, 19 Архипп, 20 Лев катанский, 21 Тимофей, 22 Протерий, 23 Поликарп смирнский, 24 Обретение главы Предтечи, 25 Тарасий, 26 Порфирий, 27 Прокопий, 28 Василий. Март     1 Евдокия, 2 Нестор и Феодот, 3 Евтропий, 4 Герасим, 5 Еонон, 6 сорок два мученика, 7 Ефрем, пастырь херсонский, 8 Феофидакт, 9 сорок мучеников, 10 Кодрат, 11 Софроний, 12 Феофан, 13 Никифор, 14 Александр, 15 Олимп, 16 Савин и Папа, 17 Адексий, 18 Кирилл, 19 Хрисанф и Дария, 20 семь дев, 21 преп. Иаков, 22 Васидий, 23 Никон, 24 Захария, 25 Благовещение, 26 Гавриил, 27 Матрона, 28 Идарион, 29 Варахисий, 30 Иоанн Лечвичник, 31 Иаков (?). Апрель     1 преп. Мария, 2 Тит:3 Никита, 4 Агафопод и Феодул, 5 Клавдий, 6 Евтихий, 7 Георгий, 8 Иродион, 9 Евпсихий, 10 Терентий, 11 Антипа, 12 Василий парийский, 13 Мартин, 14 Аристарх, 15 Крискент, 16 Хиония, Агапия, 17 Симеон персидский, 18 Савва готф, 19 Феодор пергийский, 20 Феодор трихина, 21 священномуч. Ианнуарий, 22 Феодор сикеот, 23 муч. Георгий, 24 Савва стратидат, 25 Марк апостол, 26 Васидий амасийский, 27 Симеон, брат Господень, 28 Иасон апостол иже с ним, 29 Мемнон, 30 Ианов Заведеев. Май     1 Иеремия, 2 Афанасий. 3 муч. Тимофей и Мавра, 4 Флвиан, 5 Ирина, 6 Иов:7 Акакий, 8 Иоанн апостол, 9 Христофор, Исаия, 10 Симон Зидот, 11 Мокий, 12 Епифаний кипрский, 13 муч. Гликерия. 14 Исидор, 15 Пахомий, 16 Адександр, 17 Андроник апостол, 18 Дионисий, 19 Патрикий, 20 Фадалей, 21 Константин и Елена, 22 Василиск, 23 Михаил синадский, 24 Симеон дивногорец, 25 обретение главы Предтечи, 26 Карп, 27 Елладий, 28 (22) Феодосия, 29 (30) Исаакий, 30 (31) Ермий мученик (28 пропущ. Евтихий и числа 31 не достало). Июнь     1 Иустин, 2 Никифор, 3 великом. Лукиллиан, 4 Митрофан, 5 Евстафий, пастырь наилучший, 6 Дорофей, 7 Феодот, 8 Феодор стратилат, 9 Кирилл, 10 Антоний (то есть, Антонина) 11 Варфоломей и Варнава, 42 Онуфрий, 13 Акилина, 14 пророк Елиссей, 15 Амосс, 16 Тихон епископ, 17 Савел, Мануил и Исмаил, 18 Леонтий, 19 Зосим, 20 Иуда, таинник Христов, 21 Иулиан, 22 Евсевий, 23 Агриппина, 24 Рождество Предтечи, 25 Феврония, 26 Давид солунский, 27 Сампсон священнейший, 28 обретение мощей Кира и Иоанна, 29 Петр и Павел, 30 собор двенадцати апостолов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вот что значит, возлюбленные, почитать святые праздники! Кто свято их почитает, того и Бог никогда не оставляет! (См. «Троицк, лист.» 25). 6. Примеры усердного посещения храмов Божиих I. Преп. Феодор Сикеот с ранних лет начал обнаруживать любовь к церкви Божией. В особенности он любил ходить в храм великомученика Георгия, живописно стоявший на уединенной горе, довольно далеко от дома Марии, матери Феодора. Будучи восьми лет, Феодор, обучаясь в училище, не ходил домой обедать, особенно в великопостные дни, но обыкновенно отправлялся в свою любимую церковь молиться Богу; уже вечером возвращался он к матери и тогда уже принимал пищу. Мать несколько раз строго приказывала ему приходить домой к обеду, но юный отрок трапезу духовную предпочитал трапезе телесной, и телесное обучение освящал благочестием, которое на все полезно. Бывало, все домашние спят глубоким сном, а Феодор встанет с первым проблеском зари и уйдет в свою церковь на утренние молитвы: его влекла туда любовь к святому велико мученику Георгию. В ночное время, на пути в церковь , приходилось ему видеть страшные привидения, в виде свирепых зверей, устремлявшихся на него с ревом и визгом, а он шел себе смело и ничего не боялся: он верил, что ему, с копьем в руках, сопутствует великомученик Георгий. Случалось, что мать и прочие женщины, желая отклонить Феодора, чтобы он не ходил в церковь до рассвета, рассказывали ему, будто по ночам ходит волк и пожирает всех встречных, но женские рассказы не могли удержать его дома, – он непременно уйдет в церковь , так что, покоясь крепким сном, домашние и не заметят его ухода. Однажды, Мария, проснувшись рано утром и не застав сына в постели, с гневом побежала в церковь , извлекла его оттуда за волосы, и во весь день продержала при себе, а на ночь привязала к кровати. Но св. Георгий предстал в ночном видении пред Мариею, обнажил меч и грозил ей отсечь голову, если она впредь будет препятствовать сыну ходить в церковь . Четырнадцати лет от роду Феодор совершенно оставил родительский дом и начал жить в пещере, которую выкопал близ церкви св. Георгия, чтобы удобнее посещать любезный ему дом молитвы. Восемнадцати лет он рукоположен был в священника и начал совершать безкровную жертву, достойно предстоя алтарю Господню. Так протекли детские и отроческие годы св. Феодора. Сколько здесь уроков для нынешних детей, которые ленятся ходить в храм Божий, под предлогом малолетства, слабости тела, отдаленности от церкви, непогоды и других препятствий! («Чет. Мин.»).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Г. Добродетели, предписываемые четветою заповедью 1. Посещай храмы Божии в праздничные дни а) Примеры усердного посещения храмов Божиих. Преп. Феодор Сикеот с ран них лет начал обнаруживать любовь к церкви Божией. В особенности он любил ходить в храм великомученика Георгия, живописно стоявший на уединенной горе, довольно далеко от дома Марии, матери Феодора. Будучи восьми лет, Феодор, обучаясь в училище, не ходил домой обедать, особенно в великопостные дни, но обыкновенно отправлялся в свою любимую церковь молиться Богу; уже вечером возвращался он к матери и тогда уже принимал пищу. Мать несколько раз строго приказывала ему приходить домой к обеду, но юный отрок трапезу духовную предпочитал трапезе телесной, и телесное обучение освящал благочестием, которое на все полезно. Бывало, все домашние спят глубоким сном, а Феодор встанет с первым проблеском зари и уйдет в свою церковь на утренние молитвы: его влекла туда любовь к святому великомученику Георгию. В ночное время, на пути в церковь , приходилось ему видеть страшные привидения, в виде свирепых зверей, устремлявшихся на него с ревом и визгом: а он шел себе смело и ничего не боялся: он верил, что ему, с копьем в руках, сопутствует великомученик Георгий. Случалось, что мать и прочие женщины, желая отклонить Феодора, чтобы он не ходил в церковь до рассвета, рассказывали ему, будто по ночам ходит волк и пожирает всех встречных; но женские рассказы не могли удержать его дома, – он непременно уйдет в церковь , так что, покоясь крепким сном, домашние и не заметят его ухода. Однажды Мария, проснувшись рано утром и не застав сына в постели, с гневом побежала в церковь , извлекла его оттуда за волосы, и во весь день продержала при себе, а на ночь привязала к кровати. Но св. Георгий предстал в ночном видения пред Мариею, обнажил меч, и грозил ей отсечь голову, если она впредь будет препятствовать сыну ходить в церковь . Четырнадцати лет от роду Феодор совершенно оставил родительский дом, и начал жить в пещере, которую выкопал близ церкви св. Георгия, чтобы удобнее посещать любезный ему дом молитвы. Восемнадцати лет он рукоположен был во священника, и начал совершать бескровную жертву, достойно предстоя алтарю Господню. Так протекли детские и отроческие годы св. Феодора. Сколько здесь уроков для нынешних детей, которые ленится ходить в храм Божий, под предлогом малолетства, слабости тела, отдаленности от церкви, непогоды и других препятствий! («Чет.-Мин.»).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

С 12 лет Феодор стал еще прилежнее к молитве и чтению священного писания, а когда подрос, то выкопал себе пещеру близ церкви св. Георгия, – там и поселился. Постоянно он ходил в церковь и вкушал в день одну просфору. Ему приносили из дому хлеб и овощи, но он раздавал бедным. Много после этого потрудился для Бога и души своей и наконец удостоился за свою святость сана архиерейского. Случалось, – когда он совершал св. тайны, благодать Св. Духа очевидно сходила на св. Дары в подобии светлой плащаницы. Все сослужащие с ним видели в это время на лице его божественное сияние, и однажды, когда он возгласил слова: «святая святым», то Агнец сам поднялся на воздух. II. Мы видели, что св. отрок Феодор с самых юных лет возлюбил Бога паче жизни своей, стал постом и молитвою служить Ему день и ночь. Но как и где св. дитя научилось так любить Бога и себя приносить в жертву Богу? Ему непременно «нужен был пример». И Феодор видел этот пример в благочестивом старце Стефане, жившем в одном семействе с ним же. а) Где возьмут пример благочестивой жизни наши дети? Без сомнения в родителях. Тысячи можно указать примеров благотворного действия на детей духа благочестия родительского. Но за то не ждите много доброго от детей ваших, если сами вы не обладаете духом благочестия. Вот пришел пост: вы спокойно на глазах всего семейства вкушаете пищу запрещенную; наступил праздник, – вы нейдете к службе церковной, сидите дома вечер, спите долго утром, работаете, торгуете, или только думаете о развлечениях в этот день. Скажите, как дети ваши будут уважать посты, праздники Божии и все священное? В вас нет горячей любви к Богу, – откуда заимствуют эту любовь они? Чтобы сообщить пламень любви, нужно иметь его самому. Ныне мы не видим особенной любви к подвигам духовным в детях; вообще, если к чему они очень холодны, так это к церковному. Много причин этой холодности, – и дух времени, и неправильное, совершенно светское образование, товарищество, излишния светские развлечения, все это неблагоприятно влияет на юность. Но очень часто все это зависит и от недостатка доброго примера и доброго влияния родительского.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

III. Родители! Хотите ли, чтобы дети ваши были утешением Церкви, истинными ее сынами? Сами постарайтесь запастись духом веры и любви к Богу и потом приложите все старание к тому, чтобы старший ваш сын или дочь были воспитаны в страхе Божием. При живом примере и слова наставлений ваших будут сильнее действовать на детей ваших. Во всяком случае внушайте прежде всего им страх Божий, любовь к Богу, молитве, храму; внушайте им не только ходить в храм Божий, но со страхом и стоять здесь, усерднее молиться. Паче же всего молитесь горячее за детей ваших, – много значит молитва родителей. (Составлено прот. Г. Дьяченко по разным источникам, преимущественно по статье преосв. Виссариона, еп. Костромского, помещенной в «Душеполезном чтении»). Поучение 2-е. Св. Феодор Сикеот (Ходи в храм Божий с особенным удовольствием) I. Npen. Феодор, память коего совершается ныне, родившийся в Сикее, с ранних лет любил посещать церковь. Восьми лет он начал посещать школу, а возвращаясь из школы, всегда заходил помолиться в церковь. Не только днем посещал Феодор церковь, но даже в ночное время, когда все домашние спали глубоким сном, он с первым проблеском зари уходил незаметно из дома в храм Божий. За ночные посещения церкви мать иногда наказывала Феодора и начала было привязывать его к кровати, но ей явился св. Георгий и повелел не препятствовать сыну ходить в дом молитвы. Так прошли детские и отроческие годы Феодора. II. Детство Феодора представляет много уроков для вас, братия! Не ленитесь ходить в церковь. Кто привык с детства не опускать без нужды воскресного и праздничного богослужения, тот и в зрелом возрасте не оставит этой благочестивой привычки. а)  С особенным удовольствием всем нам должно ходить в дом Божий для Бога. Этим выражением мы желаем сказать не то, что Бог имеет нужду в нашем хождении в Его дом, или что наше хождение в Его дом может как бы увеличить Его блаженство: мы ничего не можем прибавить к Его блаженству. Он всеблажен и вседоволен Сам Собою. Но мы сами по себе имеем нужду ходить в дом Божий для Бога, чтобы тем показать чистую свою веру в Бога, а также самую живую благодарность к Триипостасному Богу, так крайне любящему нас и так чрезвычайно нам благодетельствующему. Кто не ходит в дом Божий, в том нет чистой веры, нет истинной любви к Богу, нет живой и истинной благодарности к Нему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Класси­ческим примером здесь может служить название книги (и многочисленных публикаций в СМИ) «Пасха красная» [Павлова 2008] Эта книга посвящена убийству оптинских монахов Василия, Трофима и Ферапонта, кото­рое произошло на Пасху 1991 года. Понятно, что это выражение за­имствовано из Пасхального канона Иоанна Дамаскина: Пасха красная, Пасха, Господня Пасха, Пасха всечестная нам возсия. Пасха, радостию друг друга объимем. О Пасха! [ТЦ 1992: 8] Любопытно рассмотреть эпитет претихий, употребляемый по отношению к патриарху Тихону: патриарше претихий и предобрый [МД 2008: 43]. Авторы службы обыгрывают фонетическое сходство имени Тихон и прилагательного тихий. Обыгрывание этимологии имени в гимнографии является весьма распространенным приемом. Однако во всех известных нам случаях игры с этимологией производятся на греческом материале, а не на славянском. Например, Евфимий Ве­ликий (1 апреля) назван соименником благодушия: пострекаем Владычнею любовию, оставил еси вся дольная, и тому последовал еси, на рамо иго легкое взем мужески, благодушия тезоимените ( Εθμιος – благодушный) [М_каб_апрель: 23]. В разных службах обыгрывается имя Феодор ( Θεδωρος — богоданный): светильниче светозарне, Божия дара тезоимените, богосиянное светило, невечерняя заря, добродетелей мироположение и непреклонен столп монашествующих, стадо Твое избави молитвами твоими от всякия скорби (20 апреля, св. Федор Трихин) [М_каб_апрель: 175]; даров божественных тезоименит, и таинник Христов, постников доброта, священников красота, чудес источник, честная мироположница Духа, ныне да восхвалится Феодор великий (Феодор Сикеот, 22 апреля) [М_каб_апрель: 194]. В случае со святителем Тихоном обыгрывание греческого значение имени было вполне возможно, поскольку греч. Τχη   — ‘судьба’, ‘случай’ хорошо соотносится со жребием, при помощи которого был осуществлен выбор патриарха. Однако авторы службы пошли по другому пути и предпочли использовать те ассоциации, которые имя Тихон может вызвать у человека, говорящего по-русски.

http://bogoslov.ru/article/4562110

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010