Катавасия: Видите, видите: Песнь 3 Ирмос: Нет святого, как Господь: В иной рай входя/добродетелей божественных отцов,/вкусим его всегда жизнь подающего/одушевленного наслаждения,/с верою восхваляя их. Да почтится Евфимий, пресветлая звезда,/светило утреннее – Елладий,/Ефрем богодухновенный/со Евлогием знаменитым,/делами и чудесми озарившие мipa концы. Да воспевается в песнях Зосима чудный,/и Захария почтеннейший,/и Зинон, и Зоил, Исаия великий,/и Илия славный с ними да почитются. Фермийскаго Феодора всеславнаго пою,/и Ената всехвального;/с ними и Феодула с Феоною воспеваю,/почитаю дивного и великого Феодосия. Да восхваляется Феоктист, пастырь превосходнейший,/и возвышенный умом Фалассий,/Великий Феодор, называемый Сикеот,/знамениями и чудесами явившийся на земле высоким. Звезды иные всесветлые/в древности восходят: Колов Иоанн,/с тремя светоносными, упомянутыми в Лествице,/и с иными многими, славно сияя. Мученикам: Почтим сойдясь, любящие праздновать,/пением и песнями духовными,/всесвященную и ежегодную мучеников память:/ибо они всегда перед Христом ходатайствуют/за род наш. Слава, Троичен: Троица единосущная,/и Сверх-Божественная Единица,/при различии Лиц имеющая/и противоположное – единство Естества!/Воедино нас сочетай/желанием Твоих заповедей. Богородичен: Тебя, Скинию, Богом созданную,/Моисей предначертал,/с Серафимами покрывающую Святое Святых,/прообразуя Твое, Дева, Чадо чистое/ – Христа, желающего сгуститься в плоть. Катавасия: Нет святого, как Господь,/и нет праведного, как Бог наш,/Которому воспевает все творение:/«Нет праведного, более Тебя, Господи!» Седален, глас 4 Христос, Солнце Правды, послал вас,/как лучи, просвещающие землю, учители святые:/потому помраченую злобою душу мою/по божественным молитвам вашим,/озарите Божественным светом богопознания, Иной седален, глас 8 Антония кротость и чистоту,/Евфимия величие и дивный нрав,/Павла и Арсения простоту и безмолвие,/Феоктиста славу/и всех прочих преподобных полки/прославим, верные, (и восхвалим) в песнях;/с ними и Евпраксию деву/со всеми женами богомудрыми воспоем/и согласно воззовем:/«Ходатайствуйте пред Христом Богом/согрешений отпущение даровать/празднующим с любовию святую память вашу!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Второй этап развития богослужебного пения характеризуется не только созданием значительного числа новых песнопений и возникновением новых мелодических форм, но и поиском путей организации этих песнопений, приведением их в единую стройную систему, а для этого необходимо было найти некий новый принцип формообразования, способный обеспечить существование мелодической структуры нового типа. Этим принципом стал принцип пения на гласы, или принцип осмогласия, первые упоминания о котором восходят к IV в. О существовании гласов в богослужебном пении свидетельствуют жития преподобных аввы Памвы († около 390) и Павла Нитрийского (начало V в.). С вятитель Амвросий Медиоланский организовал в своей церкви пение на гласы по образцу восточного пения. В V в. на гласы стихиры составляют Антим и Тамокл, а также и преподобный Авксентий. На 8 гласов составлял кондаки и икосы святой Роман Сладкопевец . В VII в. песнопения на 8 гласов писали также святые Иаков, епископ Эдесский, Григорий Писида и Феодор Сикеот. Таким образом, можно сказать, что к концу VII в. осмогласное пение активно практиковалось на Востоке, однако не было еще всеобщей и обязательной для всех церквей системы осмогласия. Окончательное формулирование принципа осмогласия, превращение его в стройную и совершеннейшую систему было осуществлено преподобным Иоанном Дамаскиным (около 680–776). Деятельность преподобного Иоанна Дамаскина отличается многогранностью и широтой охвата. Он явился не только творцом огромного количества песнопений, за что был назван современниками «Златоструйным», но его перу принадлежит также одно из краеугольных созданий святоотеческой письменности – «Точное изложение Православной веры». Будучи непримиримым борцом с иконоборчеством, преподобный Иоанн Дамаскин написал ряд специальных слов в защиту иконопочитания, в которых сформулированы основы новой преображенной христианской эстетики, базирующейся на принципе восхождения от образа к первообразу. Но сейчас важнее всего отметить то, что преподобный Иоанн Дамаскин явился творцом Октоиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В среде моряков этих тварей обычно называют «морской червь» или «корабельный червь», и хотя входят они в семейство «морских древоточцев» (Teredinidae), тем не менее, относятся они к типу моллюсков (Mollusca). Створки «раковины» этого «двустворчатого моллюска» расположены на головной части продолговатого – тела «червя». Именно они – прочные известковые створки и служат рабочим наконечником для этих «корабельных сверлил», превращающих в труху остовы поморских судов, и «могущих за одну навигацию вывести из строя судно». Поэтому так и потрясло современников то великое чудо избавления берегов вокруг Святого Носа от “множества червия, иже остовы кораблей вертети навыкших”» [VI, с. 108–110]. Преподобный Феодосий Великий (11 января) «Однажды гусеницы и саранча производили опустошения в Палестине. Преподобный был в то время уже весьма стар и не мог ходить. Однако он приказал ученикам вести себя в поле, где угрожала плодам земным погибель, и там остановил саранчу и гусениц, сказав: – Общий нам всем Владыка повелевает вам, чтобы вы не погубляли человеческих трудов и не съедали пищу бедных. И тотчас саранча рассеялась, как облако, и гусеницы погибли » с. 329]. Преподобный Феодор Сикеот (22 апреля) «В июне месяце, жители селения Мазамия, слышавшие о чудесах, совершаемых преподобным Феодором, пришли к нему со слезами умоляя придти к ним, отогнать саранчу, слетевшую подобно облаку на их нивы и сады. Святой пошел с ними, вошел в храм их и провел там ночь в молитве, а на утро он пошел в поле на нивы, совершил там общественное моление и, взяв в руки три саранчи, вознес молитвы Богу о народе, и во время молитвы саранча стала мертвою в руке его. Он же, возблагодарив Бога, сказал народу: – Возвратитесь, чада, в церковь , ибо Господь скоро явит нам милость Свою. И возвратившись в церковь , Святой совершил Божественную Литургию, а на утро народ увидал, что вся саранча вымерла » с. 337–338]. 3.4. Звери воспринимают слова Святых и подчиняются их повелениям В первозданном райском мире звери были абсолютно послушны человеку. Адам как царь был поставлен Богом повелителем всей твари. После грехопадения связь между потерявшим свое царское достоинство властелином и одичавшими подданными оказалась разрушенной. Сегодня большинство животных, птиц и других созданий не способны оказывать прямое послушание повелениям человека. Нам даже трудно представить, в какой степени могли все звери в Раю быть послушными Адаму.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Мы знаем, что евангелист Лука по профессии был медиком (см.: Кол.4:14 ); однако нам неизвестно, продолжил ли он свои профессиональные занятия после обращения в истинную веру. Тем не менее с первых же веков христианства сохранились сведения о большом количестве христиан, профессионально занимавшихся медициной. В частности, Евсевий Кесарийский рассказывает об Александре Фригийском, «медике по профессии, на протяжении многих лет практиковавшем в Галлии и всем известном своей любовью к Богу» 389 . Некоторые из них были священниками, как священномученик Зиновий, бывший священником и врачом в Сидоне 390 , и Петр, «украшенный саном священства, но и прославленный искусством исцеления плоти» 391 . Среди них встречались даже епископы, такие как Тиберий 392 , Василий Анкирский, живший при Константине и о котором блаженный Иероним говорит, что он был «сведущ во врачебной науке» 393 , врач Феодот, епископ Лаодикийский, о котором Евсевий пишет, что «своими деяниями этот человек оправдывал свое имя 394 и сан епископа и не знал себе равных в науке исцеления тела» 395 , Спиридон, епископ Тримифунтский на Кипре 396 , или Геронтий, греческий врач, посвященный во епископа Никомедийского и приобретший огромную популярность, продолжая помогать своим искусством простым людям 397 . В Сирии Патриарх Феодосий был известным врачом 398 , а Политиан продолжал лечить пациентов и после своего избрания Патриархом Александрийским 399 . Можно привести еще много примеров 400 . С другой стороны, нам известны интерес и уважение, которые проявляли к искусству медицины святые отцы, и среди них – святители Григорий Нисский 401 , Григорий Богослов и Василий Великий , которые приобщились к нему во время своего обучения 402 , епископ Немезий Эмесский 403 , преподобный Исидор Пелусиот 404 , преподобный Феодор Сикеот 405 , или святитель Фотий, Патриарх 406 , или же Мелетий монах 407 . Кроме того, как мы знаем, что примерно с 200 года н.э. в Риме христиане начинают знакомиться c трудами Галена 408 и восхищаться ими. Этот интерес к галеновой медицине растет и распространяется в такой степени, что начиная с III века н.э. его диагностические и лечебные методики используются уже во всем христианском мире 409 . Обсуждая вопросы из области физиологии и медицины, святые отцы зачастую оперируют категориями, введенными Гиппократом и Галеном 410 , и усвоенными византийской медициной 411 . Однако, сформировавшись на их основе, в дальнейшем она развивалась по иному пути 412 . Принимая во внимание тогдашнее устроение византийского общества, такое развитие в области медицинских исследований и практики было возможно только при поддержке церковных властей 413 , тем более что в Византийской империи монастыри и церковные школы являлись главными центрами медицинского образования 414 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

С тех пор он постоянно проводил Святую Четыредесятницу без пищи и пития. Преподобные Герасим, Анин и Феодор Сикеот также всю Святую Четыредесятницу ничего не вкушали, подкрепляя себя только причащением Святых Таин. К числу таких же постников принадлежат Антоний и Феодосии Великие, Макарий Египетский , Кириак, Иоанникий Великий, Марк Фракийский, Афанасий Афонский , Арсений Великий , Онуфрий Великий, Мария Египетская, Даниил Столпник и многие другие. Вот как питались или, лучше сказать, постились святые подвижники. Но еще надобно рассказать, в чем состояла их пища. Это были смоквы и финики, разные огородные растения, самым простым образом приготовленные, без всяких приправ, разве только с солью, очень редко с маслом. Одному подвижнику в день Пасхи ученик приготовил пищу с маслом; он посмотрел на нее, залился слезами и, сказав: «Господь мой вкусил оцет с желчью, – я ли буду есть с маслом?» – велел подать себе обычную пишу без масла. Вкушали они вареные зерна пшеничные, ячменные, чечевичные или другие, что у них называлось сочивом. Те, которые жили в монастырях, питались кроме овощей, конечно, и хлебом; запасались хлебом и те пустынники, которые жили вблизи монастырей, сберегая запас сухарей на несколько дней, даже месяцев и лет; но были и такие, которые много лет не вкушали и хлеба. Преподобный Марк Фракийский, девяносто пять лет не видевший лица человеческого, рассказывал посетившему его Серапиону, что голод принуждал его иногда наполнять чрево землей и пить морскую воду. Пустынники обыкновенно питались тем, что произращала им бесплодная земля пустыни: дикими растениями, корнями разных трав, мхом, дубовой корой... Упоминать ли о вине, которого пустынники совсем не употребляли? Один преподобный отец, когда где-нибудь принуждали его выпить немного вина, всегда наказывал себя за это тем, что в продолжение целого следующего дня не давал себе ни капли воды. Ученик, заметив это, просил всех никогда не потчевать его вином. И при таком-то скудном питании они еще никогда и не ели досыта: оставлять пищу, когда еще есть некоторый остаток голода – вот какое у них было правило! Они смотрели на пищу, как на лекарство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Посему и ты, уподобляясь чувством благочестия древней боголюбицы и в благословляемой всеми своей деятельности ничего не приписывая себе, а всё относя к силе и славе Божией, как, без сомнения, и всегда, так особенно в нынешний благознаменитый день от избытка благоговейных чувств вместе с нами изрекла небесному покровителю, паче же самому Господу, слово благодарения: обрете раба Твоя благодать пред очима Твоима ( 1Цар. 1:18 )! Слава Тебе Богу, благодателю нашему, во веки веков! Вот сущность тех мыслей и чувств, с которыми мы, священнослужители святого храма сего, вручаем тебе святую икону, вознося ко Господу тёплые молитвы, чтобы изображённые на ней угодники Божии – празднуемый ныне св. Феодор Сикеот, св. Александр Невский и ангел твой, преподобная Мария Египетская, – пребыли навсегда твоими скорыми помощниками и всегдашними молитвенниками. Да сохранит Господь предстательством их и заступлением преблагословенной в женах пречистой Матери своей неоценённые дни жизни твоей во здравии и благоденствии, на лета должайшие, для блага вверенных твоему попечению юных леторослей вертограда сего, к пользе и утешению Христовой Церкви, во славу единого, в Троице Святой славимого Бога. Аминь. О причине и благотворности учреждения в России закрытых воспитательных заведений 38 Боже сил, обратися убо, и призри с небесе и виждь, и посети виноград сей: и соверши и, егоже насади десница Твоя! ( Пс. 79:15–16 ) Настоящее торжество наше, благочестивые слушатели, есть самое отрадное для нас и поучительное событие. Знаменитая своею мудростию монархиня поистине явила себя и благочестивейшею, когда, насадив первый в России общественный рассадник женского воспитания, смиренно признала себя в этом деле не более, как только орудием десницы Всевышнего. В смысле органа небесной благости она молитвенно призывала посещение Божие на благотворное своё насаждение и, желая к тому же призыванию расположить и всех настоящих и будущих её приспешников, напечатлела у них пред глазами и на груди: посети виноград сей 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Но и служение священника и настоятеля – что по сравнению со служением епископа, которому предстоит ежедневное умирание за всю Церковь? Зная о невозможности совмещать сугубый подвиг личного спасения (в Великой схиме) и обязанности управления Церковью, святые отцы законоположили, что епископ не может быть схимником. Жизнь схимника и жизнь епископа совершенно разные. И если епископ пожелал принять схиму – значит, он пожелал и сложить с себя обязанности епископа. Преподобный Сергий отказывается от епископского сана.      «Если кто епископства желает, доброго дела желает» (1 Тим. 3: 1), – говорит апостол Павел. Однако на практике мы видим, что мало кто желает этого самого епископства. Мало кто – из людей святых. Преподобный Сергий Радонежский категорически отказал святителю Алексию Московскому быть преемником после него. Отказал, и после кончины святителя Алексия началась смута «межсвятительства». Все помнят историю «самосвятства» Митяя, скорби и обстояния святых Киприана и Дионисия. А ведь стоило преподобному Сергию согласиться на предложение святителя Алексия – и не было бы всего этого. Но преподобный почел пользу для души более важным делом, чем сомнительную пользу епископства. Преподобный Феодор Сикеот все-таки в подобном случае уступил просьбам, но пробыл в сане епископа всего пару лет – и удалился в безмолвие. На покой удалялись и святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Феофан Затворник и многие другие святые. Епископство и личное спасение порой вступают в такой конфликт, что некоторые святители сбегали с кафедры, как из горящего дома. Святой Иоанн (память 3 декабря по ст.ст.) был епископом Колонийским (в Армении) около 10 лет. По необходимости епископской должности он вынужден был вникать в политические вопросы. И, как сказано в житии, «видя суету и мятеж мира», решил оставить епископию. Как-то после литургии он отпустил клириков, тайно от всех отправился на берег и отплыл в Иерусалим. Бог указал ему место спасения в Лавре преподобного Саввы Освященного. Иоанн пришел в Лавру простым послушником. В то время настоятелем Лавры был сам богоносный Савва, под его началом подвизалось около 140 братьев. Савва был уже прославленным отцом, имел дар прозорливости, но, что примечательно, Господь утаил от него сан Иоанна.

http://pravoslavie.ru/65622.html

Будучи ставленником визант. имп. св. Маврикия (582-602), К. поддерживал с ним хорошие отношения, которые в Житии прп. Феодора Сикеота изображены как полное единодушие патриарха и императора. В этом сочинении К. появляется дважды. В 1-й раз в связи с вопросом о желании прп. Феодора оставить епископскую кафедру в Анастасиополе преподобный просил разрешения на отставку у Павла, митр. Анкирского, и тот, не зная, как правильно поступить, обратился к К. Патриарх распорядился освободить прп. Феодора от епископских обязанностей, но оставить за ним епископский омофор ради святости жизни. Второй сюжет касается общения К. с прп. Феодором. Император и патриарх пожелали лично видеть преподобного и пригласили его в столицу, где он по прибытии произвел благоприятное впечатление на обоих, а также на синклит. Прп. Феодор Сикеот добился от патриарха, чтобы его мон-рь подчинялся непосредственно Патриаршему престолу, а не местному епископу. Один сюжет из Жития прп. Феодора об изгнании бесов содержит ремарку, что преподобный как раз в это время возвращался от К. Liber Pontificalis и историк Павел Диакон (кон. VIII - нач. IX в.) приводят сообщение, что при имп. Фоке (602-610) папа Бонифаций III (607), бывш. апокрисиарий Григория Великого в К-поле, «добился у принцепса Фоки, чтобы апостольская кафедра св. Петра была бы главой всех церквей, так как Церковь Константинопольская писала, что она первейшая среди церквей». Несмотря на краткость этого указания, к-рое в Liber Pontificalis стоит изолированно, большинство исследователей (Л. Дюшен, В. Грюмель) интерпретируют его в том смысле, что имп. Фока в угоду Риму запретил К. именоваться «Вселенский», что вполне соответствует политике императора, стремившегося заручиться поддержкой Италии, в частности Рима, и принятым мерам по укреплению позиций Византии в этом регионе и борьбе с лангобардами. После захвата К-поля Фокой в 602 г. патриарх, обязанный своим возвышением имп. Маврикию, бежал из столицы с синклитом и главами димов и укрылся в пригороде столицы в квартале Евдом. Новый император предпочел пойти с ним на соглашение, начав через своих поверенных переговоры с К. Позже он сам явился в Евдом. Патриарх согласился признать Фоку императором и венчать его на царство при условии, что он предоставит свободное исповедание правосл. веры и принесет клятву не вредить Церкви. Фока принял эти условия и 23 нояб. в церкви прор. Иоанна Крестителя К. венчал имп. Фоку на царство. Позже патриарх пытался вступиться за вдову имп. Маврикия Константину, замешанную в мятеже Германа против Фоки. Патриарху удалось спасти жизнь Константине и ее дочерям, к-рых отправили в мон-рь. Эти события следует относить к 603/4 г. Хотя прп. Феофан Исповедник в Хронографии помещает их под 606 г. и после описания заговора Константины против имп. Фоки дает сведения о кончине К., т. о. скорее объединяя эти 2 события тематически, нежели по хронологии ( Кулаковский. История. Т. 3. С. 8).

http://pravenc.ru/text/1840201.html

Несколько позже, в том же столетии в Хозиву пришел молодой паломник из Галатии, Феодор Сикеот, принявший до своего возвращения на родину монашество 1025 (уже став епископом, он вновь совершил паломничество в Палестину, проведя весь Великий пост в МарСабе и надеясь оставить свое епископство, однако явившийся ему во сне великомученик Георгий повелел ему вернуться назад). 1026 У Мосха мы находим историю 1027 о жившем в обители Хозива старом монахе, имевшем обыкновение встречать на дороге паломников, идущих в Иерусалим: монах этот помогал нести им ношу или их утомленных отроков, провожая странников до самой Елеонской горы, или же сидел у дороги (он брал с собою инструменты сапожника) и чинил их износившуюся обувь. Однако самое поразительное из имеющихся в нашем распоряжении свидетельств это Житие преподобного Георгия Хозевита, написанное учеником его Антонием, в приложении к которому описываются различные чудеса, случившиеся в этой обители Божией Матери, а также рассказывается о ее истории. 1028 Георгий был младшим сыном небогатого кипрского землевладельца. 1029 По смерти родителей один из его дядей решил женить его, однако Георгий принял сторону другого своего родетвенника, который был игуменом монастыря, 1030 и сбежал к своему старшему брату Ираклиду, успевшему стать монахом лавры Каламон. Поскольку борода у юноши еще не росла, Ираклид передал юношу игумену монастыря Хозива, который должным образом постриг его в монахи и надел на него монашеское облачение, 1031 после чего отправил юношу к старому грубому монаху из Месопотамии с тем, чтобы Георгий помогал ему ухаживать за садом. Когда старый монах ударил юношу, вменив ему некую вину, у него тут же стала усыхать рука, однако по молитвам Георгия рука его вновь стала здоровой. Когда братия прослышала об этом, Георгий поспешил удалиться к брату в лавру Каламон. 1032 Здесь он оставался до самой смерти Ираклида, умершего в семидесятилетнем возрасте. 1033 Когда же в обители начались распри, связанные с избранием нового игумена, он вновь вернулся в обитель Хозива и испросил у настоятеля ее Леонтия разрешения поселиться в келье.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Изображение иконы Феодор Сикеот, Анастасиупольский, прп. #34820 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Феодор Сикеот, Анастасиупольский, прп. #34820 Эта страничка относится к разделу   Феодор Сикеот, Анастасиупольский, прп. Скачать или распечатать изображение 34820.jpg 685x799, 0.55 MPix, 240 Kb. 5.8x6.8cm @ 300DPI (8.7x10.1cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 2 (52) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2020-05-30) Происхождение изображения: Загружено 2020-05-30, анонимно. Описание: Преподобный Федор Сикеот. XIX век. Материал, техника: дерево, левкас, металл, темпера, штамповка, золочение, гравировка. 31,5 х 26,7 х 2,7 см. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Феодор Сикеот, Анастасиупольский, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-34820

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010