Сортировать по Исключить новости От Крещения Господня до Святой Пасхи он затворился в пещере, откуда выходил только для совершения Богослужения в субботу и воскресенье 5 мая. ПРАВМИР. Церковь празднует память преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского. Преподобный Феодор Сикеот родился в середине VI века в селе Сикее, недалеко от города Анастасиуполя (Малая Азия) в благочестивой семье. Когда его мать Мария зачала святого, ей было во сне видение, что светлая звезда сошла к ней в утробу. Прозорливый старец, к которому она обратилась, разъяснил, что это благодать Божия сошла на зачатого ею младенца. Когда мальчик достиг шестилетнего возраста, мать подарила ему золотой пояс, так как хотела, чтобы сын стал воином. Ночью в сонном видении ей явился великомученик Георгий (память 23 апреля) и приказал не помышлять о военной службе сына, потому что младенец был предназначен служить Богу. Отец святого, Косма, служивший скороходом у императора Юстиниана Великого (527-565), скончался рано. Мальчик остался на попечении матери, вместе с которой жили его бабушка Епидия, тетка Диспения и маленькая сестра Влатта. В школе святой Феодор обнаружил большие способности к учению, а главное — недетский разум и мудрость: он был спокоен, кроток, умел всегда успокоить товарищей, не допускал ссор и злобы среди них. В доме его матери жил благочестивый старец Стефан. Подражая ему, святой Феодор с 8 лет начал в Великий пост съедать лишь небольшой кусок хлеба по вечерам. Чтобы мать не принуждала его обедать вместе со всеми, мальчик возвращался из школы только к вечеру, после того как он в церкви причащался Святых Таин вместе со старцем Стефаном. По просьбе матери учитель стал отпускать его на обед во время перерыва в занятиях. Но святой Феодор уходил в церковь великомученика Георгия, где покровитель храма являлся ему в виде юноши и вводил в храм. Когда святому Феодору исполнилось 10 лет, он смертельно заболел. Его принесли в церковь святого Иоанна Крестителя и положили пред алтарем. Мальчика исцелили две капли росы, упавшие с лика Спасителя, написанного на своде храма. В это время мальчику по ночам стал являться великомученик Георгий, который водил его молиться в свой храм до утра. Мать, боясь опасностей ночной дороги в лесу, уговаривала сына не ходить но ночам. Однажды, когда мальчик все же ушел, она в гневе пошла за ним в церковь, за волосы вывела оттуда и привязала к постели. Но в ту же ночь ей в сонном видении явился великомученик Георгий и грозно повелел не запрещать отроку ходить в храм. Такое же видение было Елпидии и Диспении. Женщины убедились в особом призвании святого Феодора и больше не препятствовали ему совершать свой подвиг, а маленькая сестра Влатта стала подражать ему.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского Память 22 апреля В стране Галатийской 2694 есть селение именуемое Сикея, в 12 стадиях 2695 от Анастасиополя, главного города Анкирской области (в Малой Азии). В этом селении родился преподобный Феодор Сикеот, от матери своей Марии и мужа известного, по имени Космы, служившего в то время у царя Юстиниана Великого 2696 скороходом 2697 . Когда совершилось зачатие Феодора, то матери его Марии в ту ночь во время сна явилось чудное знамение: она увидела сошедшую в ее утробу большую, яркую звезду. Проснувшись она сообщила о том своей матери Елпидии и сестре Диспении, жившим с ней, потом пошла к одному прозорливому старцу, спасавшемуся в отшельническом безмолвии, в 6 стадиях от того селения, и рассказала ему о своем странном видении. Старец тот, преподав ей духовные наставления о богоугодной жизни, сказал: – Зачавшийся в тебе отрок воистину будет великий муж, не только среди людей, но и у Бога, звезда же светлая знаменует собой царскую славу, как это объясняют мудрые толкователи снов; но для тебя виденное тобою не должно иметь значение царской власти на земле, а звезда, которую ты видела, предвещает ту славу добродетелей и благодати Божией, которою Бог одарит твое чадо. Ибо Господь обыкновенно рабов Своих освящает во утробе матерней прежде их рождения. Так предсказал Марии прозорливый старец и, дав ей несколько советов, отпустил ее с миром. Стало всё это известно епископу Анастасиопольскому Феодосию, и тот так же понял видение, что рожденный младенец будет служить светом миру. Мария, возвратившись от старца последовала его советам и проводила жизнь богоугодную, в целомудрии, вместе со своею матерью и сестрой. Когда же исполнилось время рождения, Мария родила сына и по христианскому обычаю он был крещен и наречен Феодором (что значит с греческого «Божий дар»), самым своим именем означающим, что отрок будет великим даром миру от Бога. Когда ему исполнилось шесть лет, мать пожелала записать его заранее в военную службу и для этого приготовила ему драгоценные одежды, золотой пояс и другие, нужные для этой службы вещи и хотела отправиться в Константинополь, чтобы там отдать его царю на службу; но в сонном видении явился ей святой великомученик Георгий, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХАИЛ МАЛЕИН Преподобные Феодор Сикеот, Кир, Георгий Хозевит и Михаил Малеин. Изображения над мощевиками на Кийском кресте. 1656 г. (ц. прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, Москва) Преподобные Феодор Сикеот, Кир, Георгий Хозевит и Михаил Малеин. Изображения над мощевиками на Кийском кресте. 1656 г. (ц. прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, Москва) [Греч. Μιχαλ Μαλενος] (894, фема Харсиан, М. Азия - 12.07.961, мон-рь на горе Кимин, Вифиния), прп. (пам. 12 июля), визант. подвижник, основатель лавры на горе Кимин, наставник св. Афанасия Афонского . Единственным надежным источником сведений о жизни М. М. служит его пространное Житие, составленное его учеником мон. Феофаном. Он сопровождал М. М. 40 лет и создал Житие в лавре на горе Кимин (Вифиния) вскоре после кончины святого (BHG, N 1295; Petit. 1902), вероятно, в период правления имп. Никифора II Фоки (963-969). Житие содержит не только историю подвижничества М. М., но и ряд важных сведений о политической ситуации Византии X в., о культуре военной аристократии той эпохи. Мирское имя М. М. Мануил. Он род. в знатной зажиточной семье Евдокима и Анастасо (Αναστασ) Малеинов, принадлежавшей к визант. анатолийской военной аристократии. У Продолжателя Феофана ( Theoph. Contin. Chron. 438) упоминается некий Мелелеин (Μαλελενς). Если фамилия Малеин образовалась из Малелеин путем гаплологии, можно предполагать ее сирийское происхождение (ср. прозвище известного хрониста Иоанна Малалы - сир. Ритор). Родственники М. М. в неск. поколениях носили титул патрикия. Дед М. М. по отцу Евстафий, согласно Житию, был широко известен среди патрикиев и стратилатов; дед по матери Адралест занимал пост стратилата Анатолии (визант. фемы Анатолик) (ODB. Vol. 2. P. 1276). Родители М. М. долгое время были бездетны и молились о чадородии в храме Пресв. Богородицы в местечке Кука. Явившаяся во сне настоятелю храма свящ. Мефодию Божия Матерь держала в руках 4 мафория и 3 судария и приказала передать их Анастасо. Она предсказала женщине рождение детей с условием, что позднее один из судариев должен быть возвращен Ей ( Petit. 1902. P. 551-552). В семье родились трое детей: сыновья Мануил и Константин и дочь (ее имя неизв.); она вышла замуж за полководца Варду Фоку и родила сыновей Константина, Льва и Никифора (впосл. император). Т. о., М. М. приходился дядей имп. Никифору II, к-рый был рожден в 912 г., когда М. М. принял монашество. Большое внимание к аскетическим подвигам М. М. и само создание его Жития были связаны именно с этим родством семьи Малеинов с Фокадами. Тесные связи М. М. с домом Фокадов подтверждаются и упоминанием в «Истории» Льва Диакона (кон. X в.) о том, что имп. Никифор II осенью 969 г., после предсказания о своей скорой смерти, укрывался по ночам мантией М. М. ( Leo Diac. Hist. P. 83).

http://pravenc.ru/text/2563750.html

Жития святых. Книга вторая - не определен Библиотека Рубрикатор Подборки Популярные Авторы Издательства акафист библеистика Ефрем история Мученик мученики преподобный священномученик Сирин Статистика Всего в библиотеке документов: 6556 не определен Жития святых. Книга вторая Тип документа: Книга Язык: Русский для детей , жития святых Жития святых в изложении для детей: преподобная Пелагия, великомученик Георгий Победоносец, преподобный Феодор Сикеот. Отзывы (0) © 2008-2020 «Медиакомпания Ortox» Православный портал Церковь.ру создан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

http://lib.cerkov.ru/preview/801

Пост Примеры великих постников в православной церкви 1 . Св. апостол Павел. «Много раз, – говорит св. апостол Павел, – был я в путешествиях… в труде и изнурении, часто в бдении, голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» ( 2Кор.11:27 ). Тут апостол ясно отличает голод и жажду, т.е. пощение поневоле, от произвольного поста. Усмиряю и порабощаю тело мое, говорит он в другом послании ( 1Кор.9:27 ). «Умерщвляю, – говорит, т.е. постом», – так толкует св. Златоуст. Это то же самое, о чем говорит и псалмопевец: «Я изнурял постом душу мою ( Пс.34:13 )… колена мои изнемогли от поста» ( Пс.108:24 ). Значит, и такие святые люди, как апостол Павел, не могли обойтись без поста: чем же мы, грешные, обуздаем свою плоть с ее похотями, если не будем поститься? 2 . Св. Григорий Назианзин в слове о нищелюбии пишет о св. апостоле Петре, а Климент Александрийский в книге «Педагог» о св. евангелисте Матфее, что они питались только семенами хлебными. 3 . Апостол Иаков всю жизнь свою воздерживался от мяса и вина, как пишет Евсевий Кесарийский в своей церковной истории (кн. 2, гл. 22). 4 . Историк Евсевий (в гл. 17) рассказывает об учениках св. евангелиста Марка, что они принимали пищу только к вечеру, а мяса и вина совсем не употребляли. Значит, еще св. апостолы установили различие в пище. 5 . Преп. Иларион принимал пищу иногда чрез 3, иногда чрез 4 дня. 6 . Преп. Савва вкушал пищу чрез 5 дней. 7 . Преп. Паисий 5 дней в неделю постился, а в субботу и воскресенье подкреплял себя скудною пищею. 8 . Преподобные Герасим, Анин и Феодор Сикеот во всю св. четыредесятницу ничего не вкушали, подкрепляя себя только причащением св. тайн (см. «Троицкий листок», 554). 9 . Макарий Египетский был великий постник, но, когда случалось ему быть в гостях, он никогда не отказывался от трапезы, даже пил умеренно виноградное вино. Зато дома за каждую чашу вина Макарий целые сутки не позволял себе пить воды и за угощения изнурял себя долговременным постом («Четьи-Минеи», 19 января). Пост не вредит здоровью

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Став епископом, святитель Феодор много трудился на благо Церкви. Душа же его искала уединенного общения с Богом. Через несколько лет он отправился на поклонение святым местам в Иерусалим. Там, не открывая своего сана, он поселился в Лавре преподобного Саввы, где жил в безмолвии от Рождества Христова до Пасхи. Затем великомученик Георгий велел ему вернуться в Анастасиуполь. Тайные враги пытались отравить святителя, но Божия Матерь дала ему три зернышка. Святитель съел их и остался невредим. Святой Феодор тяготился бременем епископства и испросил у Константинопольского Патриарха Кириака (595-606) разрешения уйти обратно в свой монастырь и совершать там Богослужение. Святость преподобного была столь явна, что во время совершения им Евхаристии благодать Святого Духа в виде светлой порфиры покрывала Святые Дары. Однажды, когда преподобный приподнял дискос с Божественным Агнцем и провозгласил «Святая святым», — Божественный Агнес поднялся на воздух, а затем снова опустился на дискос. Вся Православная Церковь почитала преподобного Феодора святым еще при его жизни. Когда в одном из городов Галатии случилось страшное происшествие — во время крестного хода деревянные кресты стали сами собой колебаться и разбиваться, то Константинопольский патриарх святой Фома (607-610; память 21 марта) призвал к себе преподобного Феодора, чтобы от него узнать тайну этого страшного чуда. Наделенный даром прозрения, преподобный Феодор объяснил, что это является предвестием грядущих бед для Церкви Божией (так он пророчески указал на будущую ересь иконоборчества). Опечаленный святой Патриарх Фома просил преподобного молиться о своей скорейшей кончине, чтобы не видеть ему бедствия. В 610 году святой Патриарх Фома преставился, испросив благословения у преподобного Феодора. В 613 году отошел ко Господу и преподобный Феодор Сикеот. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

Освящся от младенства, молитвенною доблестию неплодныя сотворил еси утробы многочадны,/слепым подал еси прозрение и хромым благотечение,/Феодоре треблаженне. Богородичен: Доброту Иаковлю Тя Бог избра, и в Тя вселися,/и Тя соблюде по рождестве Деву, якоже бе прежде рождества,/Дево Богородительнице. Песнь 8 Ирмос: Земля и вся, яже на ней,/море и вси источницы,/небеса небес,/свет и тьма, мраз и зной,/сынове человечестии, священницы,/благословите Господа/и превозносите Его во веки. На камени терпения утвердив твоя восхождения душевная,/не победился еси прилоги сопротивными,/не поколебался еси наветы вражиими,/но к высоте Божественней востекл еси,/о иже в вере чтущих тя моля. Струя происходит от раки твоея исцелений всяких,/и омывает скверны страстей, и гноение лютых очищает,/и верных напаяет, Феодоре, всех сердца, любовию чтущих тя. Даров Божественных тезоименит и таинник Христов,/постников доброта, священников красота,/чудес источник, честная мироположница Духа,/ныне да восхвалится Феодор великий. Богородичен: Священнии Тя пророков проповедуют гласи образно,/дверь, и гору, и сень, землю святую,/света облак, из негоже сущим во тьме и сени седящим/возсия Солнце, Дево,/Христос светодавец. Песнь 9 Ирмос: Яко сотвори Мне величия Сильный,/и свято Имя Его,/и милость Его/в род и род боящимся Его. Яко утро, яко день светел,/твой праздник явися, просвещающ наша сердца,/верно восхваляющих честныя болезни твоя, отче Феодоре. Собеседник Ангелов, апостолов, страдальцев,/преподобных и праведников быв, отче, и святителей,/на Небесех о нас Христа молиши присно. День спасения, праздник веселия явися,/стецемся, вернии, очистивше души,/святитель созывает нас Феодор. Богородичен: Страшно Твое рождество, Богородице, Мати Христова,/темже Тя ублажаем, Чистая, и прославляем честно,/родове родов во веки, аминь. Преподобный Феодор Сикеот

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преподобный Аполлоний Египетский (IV в.) «ввел в своей обители такое правило, что иноки, подвизавшиеся с ним, не прежде вкушали пищу, как причастившись сперва святых Христовых таин. Обычно это совершалось ежедневно в девятом часу утра, а потом иноки садились за трапезу». Преподобный Онуфрий Великий († 390) причащался каждую субботу и воскресенье, причем чудесным образом. Он рассказывал: «Ко мне приходит ангел Господень, который и приносит с собой пречистые тайны Христовы и причащает меня. И не ко мне только одному приходит ангел с причастием Божественным, но и к прочим подвижникам пустынным, живущим ради Бога в пустыне и не видящим лица человеческого». Каждую неделю причащался преподобный Паисий Великий (V в.); в обители преподобного Герасима Иорданского († 475) «на субботу и воскресенье все приходили в монастырь, собирались в церковь на Божественную литургию и причащались пречистых и животворящих Христовых таин». Еженедельное причастие было в лавре преподобного Евфимия Великого ; неудивительно, что каждую неделю причащались и в лавре его ученика преподобного Саввы Освященного († 532). А описывая житие Синайских отцов VI века, святитель Димитрий пишет: «У них был такой устав: безмолвными сидели они все дни в своих кельях; вечером же в субботу, при наступлении воскресного дня, все собирались в церковь и вместе совершали всенощное бдение; причастившись поутру, за святой литургией, святых бессмертных Христовых таин, каждый из них снова уходил в свою келью». Оппоненты могли бы возразить, что все это касается только монахов и будто бы не может быть примером для мирян. Но тогда непонятно, почему они, во-первых, сами приводят в пример мирянам Оптинских старцев, причащавшихся ежемесячно, а во-вторых, почему наравне с мирянами запрещают частое причащение и нынешним монахам? Но самая главная несостоятельность такого возражения заключается в том, что святитель Димитрий Ростовский в своем монументальном труде не обходит вниманием и вопрос о частоте причащения мирян. Так, мы узнаем, что святой Алексий, Человек Божий († 411), будучи мирянином, «от воскресенья до воскресенья причащался святых и чистых таин Христовых», праведная Марфа Антиохийская († 551), также простая мирянка, «постоянно пребывала в храме Божием… и часто причащалась Божественных таин тела и крови Христовых», а святитель Феодор Сикеот († 613), еще будучи отроком-мирянином, Великим постом причащался каждый день.

http://pravoslavie.ru/5783.html

Не удивляюсь, что сказания о древних подвижниках кажутся им вымыслами, да многие и не знают их. А между тем стоило бы, если уж не ради подвига подражания им, то хотя бы ради так называемого научного интереса, ради, наконец, собственной пользы, в целях здоровья, заглянуть в жития святых, чтобы так или иначе использовать их опыт в отношении поста. Ведь, и они были такие же, как мы, люди, такую же и плоть носили, хотя, конечно, не столь избалованную, как наша. А все же - не угодно ли вот послушать, как они постились. Раскроем бесценное сокровище назидания - жития святых Божиих и приникнем слухом сердца к тому, что говорят они. Вот преподобный Иларион принимает пищу иногда чрез три, иногда чрез четыре дня. Преподобный Савва вкушает чрез пять дней, а Симеон Дивногорец, еще в самом нежном детском возрасте, шести лет от роду, уже постится по семи дней. Во всю жизнь потом он держится правила: вкушать чрез три дня, иногда чрез семь, иногда же чрез десять. Преподобный Ор вкушал раз в неделю, так же постился и преподобный Макарий Александрийский в святые четыредесятницы. Иоанн Постник, патриарх Константинопольский, во все время своего святительства, в продолжение всей недели не имел стола, и только в воскресенье вкушал немного огородных овощей. Преподобный Паисий пять дней в неделю постился, а в субботу и воскресенье подкреплял себя скудною пищею. Потом, к одной неделе приложил он и другую, и вкушал уже чрез две недели. Преподобный Петр Афинский постился сперва две недели, а после постоянно вкушал чрез сорок дней пищу, которую приносил ему Ангел Божий. Преподобные Виссарион и Симеон юродивый часто проводили без пищи целую неделю, а иногда и сорок дней. Симеон столпник сначала вкушал в неделю раз, потом, желая приучить себя к строжайшему посту, заключился в тесной келье на сорок дней, и хотя у него были хлеб и вода, однако он не прикоснулся к ним. С тех пор он постоянно проводил св. четыредесятницу без пищи и питья. Преподобные: Герасим, Анин, Феодор Сикеот, Антоний и Феодосии Великие, Макарий Египетский, Кириак, Иоанникий Великий, Марк Фраческий, Афанасий Афинский, Арсений Великий, Онуфрий Великий, Мария Египетская, Даниил столпник и множество других подвижников всю жизнь свою проводили в изумительных подвигах поста. А когда принимали пищу, то надобно еще сказать: что это была за пища? Это были смоквы и финики, разные огородные овощи, самым простым образом приготовленные, без всяких приправ, разве только с солью, очень редко - с маслом. Одному подвижнику, в день Пасхи, ученик приготовил пищу с маслом: он посмотрел на нее, залился слезами и, сказав:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/f...

• Мч. Неофит • Прп. Никита исп., еп. Халкидонский • Святитель Николай Чудотворец • Равноап. Нина, просветительница Грузии • Равноап. княгиня Ольга • Прп. Паисий Великий • Вмч. и целитель Пантелеимон • Мч. Параскева, нареченная Пятницею • Преподобная Пелагия • Первоверховные апостолы Петр и Павел • Мч. Порфирий • Семь отроков Эфесских • Прп. Сергий Радонежский • Сорок свв. мучеников Севастийских • Прп. Серафим Саровский Чудотворец • Прав. Симеон Богоприимец и Анна пророчица • Прп. Симеон Столпник • Свт. Спиридон Тримифунтский • Первомученик и архидиакон Стефан • Св. муч. Татиана • Прп. Тит, пресвитер Печерский • Преподобный Феодор СикеотПреподобный Феодосий, игумен Печерский • Апостол Филипп • Свт. Филипп, митр. Московский • Мчч. Флор и Лавр • Апостол Фома Благоверный князь Александр Невский Память его празднуется 23 мая/5 июня (Ростов), 30 августа/12 сентября, 23 ноября/6 декабря Святой князь Александр Невский родился в семье благочестивых русских князей Ярослава и Феодосии. Господь с детских дней готовил в нем духовный светильник, горящий верою и добродетелями. Никогда святой князь не предавался детским играм и развлечениям. Его любимым занятием было чтение священных книг и пламенная молитва к Богу. Пением церковных песнопений он услаждал свою душу, постом и воздержанием укреплял и развивал телесные силы. Сделавшись взрослым, Александр стал княжить в Великом Новгороде. Он княжил мудро и справедливо и заслужил всеобщую любовь и уважение. Приближенных он поучал такими словами: “От Бога мы получили власть над людьми Божиими и в страшный день Суда должны будем дать отчет в пользовании этой властью. Наказывая виновных, не будьте жестоки, соразмеряйте милостью наказание. Ничего не делайте под влиянием гнева, раздражения и зависти. Не забывайте нуждающихся, помогайте всем, творите милостыню, чтобы и себе заслужить милость Божию”. В то время началось великое нашествие татар на Русь. Они разрушали города и села, убивши жителей или уводили их в плен, а тех, кто оставался, заставляли платить огромную дань. До Новгорода татары не дошли, но, пользуясь бедственным положением Руси, на нее напали немцы и шведы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4276...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010