– А как получилось, что вы стали священником? – Случилось это так. Я жил в городе Ахалцихе. В 1983 году наш город вновь стал епархиальным центром. Мы с друзьями в то время создали фольклорный ансамбль и решили петь в епархиальном храме. Владыка Анания (Джапаридзе) с любовью принял нас, и вот мы стали певчими. В 10 км от города есть древний монастырь – Сафара. В 1988 году по благословению патриарха монастырь возобновили. Тогда я был председателем региональной организации Общества Шота Руставели и старался помогать Церкви всем, чем только мог. Поэтому, когда узнали, что в монастырь пришли монахи, мы вместе с моими соратниками подались в монастырь для помощи. Некоторое время я жил там – помогал. Именно живя в монастыре я стал понимать, что такое Церковь и что значит быть церковным. Появился и духовный наставник – настоятель Сафарского монастыря преподобного Саввы Освященного отец Сергий (Чекуришвили). Потом он стал епископом Ахалцихским и Самцхе-Джавахетинским (сейчас – митрополит Некресский. – Ш.О.). Вскоре я ушел из монастыря, так как считал, что не смогу вести монашескую жизнь, и в 1990 году поступил на исторический факультет Ахалцихского филиала Тбилисского государственного университета. Но потом так сложились обстоятельства, что я вернулся в монастырь уже с твердым решением стать монахом. В 1994 году владыка Сергий рукоположил меня в диакона. Некоторое время он меня испытывал – я был преподавателем Ахалцихской духовной семинарии, которая действовала при монастыре, – и только в 1996 году постриг в монахи. Так я стал иеродиаконом Сафарского монастыря. В том же году владыка рукоположил меня в иеромонахи, и я стал настоятелем Сафарского монастыря. Затем владыка назначил мне послушание быть проректором семинарии и настоятелем храма Александра Невского в городе Абастумани. В 1999 году патриарх Илия II и владыка Феодор (Чуадзе) благословили меня вместе с тремя семинаристами, которые были на 4-м курсе и изъявили желание подвизаться в монастыре, восстановить Чулевский монастырь святого Георгия Победоносца. Там фактически были одни развалины. Вначале мы жили в кузове машины – есть такие военные машины, у которых утепленный кузов, – потом военные нам привезли один вагончик, и мы перешли в эту «новую квартиру». Потом построили монашеские кельи, но я не успел пожить в келье, так как в 2002 году по благословению патриарха на заседании Синода была рассмотрена и одобрена моя кандидатура на архиерейство. Так я стал епископом Цагерским и Лентехским.

http://pravoslavie.ru/43827.html

в) тождество именования (имени) изображаемого и изображенного на иконе является следствием подобия и тождества ипостаси (Antir. I, 8, 11, 14, 20; Antir. II, 16, 17 и др.). а) «честь» (τιμ), «слава» (δξα) и «поклонение» (προσκνησις) – понятия одинакового порядка и значения (Antir. II, 27, 28). б) всему святому, включая святые изображения, обязательно полагаются почитание и поклонение (Antir. II, 34–36). в) вид поклонения зависит от чести первообразов (Antir. I, 19). а) «богопочитательное», или служебное поклонение (λατρεα) воздается только Самому Христу, а не Его иконе ; б) относительное, или почитательное поклонение (τιμιτικην προσκυνησιν) воздается иконе Христа, иконам Богородицы, ангелов и святых подвижников . а) Преподобный Феодор Студит: Иконы и другие священные предметы причастны благодати . Божество присутствует «в изображении креста и в других божественных предметах, но не по единству природы, так как [эти предметы] – не плоть обожествленная, но по относительному их к Нему причастию, так как и они участвуют в благодати и чести » (Antirr. I, 12). б) Божественная благодать не пребывает в иконе постоянно, но посещает её, является (πιφοιτω) в ней и освящает молящегося по его вере : «должно веровать, что в ней [иконе] является Божественная благодать и что приступающим к ней с верою она сообщает освящение» . в) Святитель Герман: Бог совершает чудотворения и подает Свою благодать через своих святых , через принадлежащие им неодушевленные предметы, а также и через иконы – Самого Господа и Его святых. Подлинным источником благодати является только Бог. Он по Своему усмотрению «проявляет» (ποδεκνυμι) Свою благодать не через всякую икону, а только через некоторые, которые становятся «источником благодеяний для верующих» (εδους εεργεσας), а точнее способом (εδος) оказания их Богом верующим в Него . То есть икона – это не источник благодеяний в собственном смысле, а только очевидный для человека «инструмент» Бога. Иконы делаются участниками благодати, если изображенный был исполнен благодати в своей земной жизни

http://pravoslavie.ru/147662.html

В четырнадцать лет благочестивый отрок покинул семью, удалился в Иерусалим, и там, в обители преподобного Саввы Освященного принял монашеский постриг. Строгий и целомудренный, кроткий и смиренный инок Андрей удивлял добродетельной жизнью и необыкновенным для его небольших лет разумом. По прошествии определенного времени он был причислен к иерусалимскому клиру и назначен секретарем Патриархии – нотарием. В 680 году местоблюститель Иерусалимской патриаршей кафедры Феодор включил архидиакона Анд рея в число представителей Святого Града на VI Вселенском Соборе. Благодаря глубоким знаниям православных догматов, он успешно противоборствовал еретическим учениям и проявил себя как замечательный богослов. После Собора архидиакона Андрея отозвали в Константинополь и определили к храму Святой Софии, Премудрости Божией. В конце VII века святой Андрей был рукоположен в архиепископа города Гортины на острове Крит. На новом поприще он просиял как истинный светильник Церкви, великий иерарх-богослов, учитель и гимнотворец. О времени кончины святителя среди церковных историков нет единого мнения. Одни называют 712, другие – 726 год. Известно только достоверно, что скончался он на острове Митилини, возвращаясь на Крит из Константинополя, где был по делам Церкви. Мощи его были перенесены в Константинополь. Святитель Андрей Критский написал много Богослужебных песнопений. Он стал основателем новой литургической формы – канона. Самым же впечатляющим наследием святителя является великий покаянный канон, чтение которого, братья и сестры, мы начали с вами сегодня. Вместе с преподобным Андреем, вслушиваясь в слова канона, всматриваясь в историю жизни людей, бежавших от Бога, но настигнутых Им, каемся и плачем очищающими слезами, думая о том, что Любовь Божия не оставляет нас, выводит из бездны отчаяния и греха. И ждет от нас искреннего покаяния. Бог с нами всегда! По-отечески милосердно и сострадательно Господь смотрит на нас даже тогда, когда мы думаем, что Он отвернулся от нас. Бог никогда не покидает человека, это мы, люди, порой не чувствуем этой близости.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Все последнее десятилетие было временем поиска ответов на вопросы: кто мы, чего хотим, каковы наши идеалы? Очевидно, что так происходило, поскольку десятилетие это соединило два эпохальных юбилея - 1000-летие Крещения Руси и 2000-летие Рождества Христова. Русь Православная приняла христианство в 988 году. За прошедшее время - более тысячи лет - она (Русь) видела многое множество милостей Божиих и Царицы Небесной, в уделе Которой живет Русь. Были и суровые наказания от Господа. Раньше народ это понимал и делал правильные выводы. Согрешив, каялся и исправлялся. В XIII веке оскудело братолюбие в русской земле; в междоусобных бранях братья убивали братьев, и, как вразумление Божие, постигло Русь татарское иго. И Русь опомнилась, принесла Богу плоды покаяния и восстала силой Божией, как чистая пшеница после нечистой бури. Под водительством святого благоверного великого князя Александра Невского победила новых врагов - немцев и шведов, а позже, по молитвам преподобного Сергия и святителя Алексия, поборола и татар в Куликовской битве, обретя свободу. Так было и в царствование царя Феодора Иоанновича, когда в 1591 году шведы с севера, а татары из Крыма одновременно вторглись в страну. Противник превосходил наши силы, враги уже подошли к Москве, многие думали о бегстве, благочестивый же царь Феодор возложил все упование свое на заступничество Матери Божией, молясь день и ночь перед чудотворной иконой Ее Донской. Заступница усердная рода христианского не оставила русских людей и на этот раз: устрашенные невидимой силою, татары обратились в бегство. Так было и в годы страшной Смуты конца XVI - начала XVII веков, казалось, разрушившей русское государство. Польские и шведские шайки грабили западные и северные земли, уже считая их своею вотчиною, на юге казаки, вместо того чтобы защищать Отчизну, пытались отложиться на нее, бояре же и знать погрязли в междоусобной борьбе. И вот в это страшное время именно Русская Православная Церковь в лице святого Патриарха Ермогена, а по его мученической кончине - Освященного Собора - приняла на себя ответственность за народ и страну русскую. " Вспомните православные, что все мы родились от христианских родителей, знаменались печатью, святым Крещением, обещались веровать во Святую Единосущную Троицу. И, возложив упование на силу животворящего Креста, Бога ради покажите свой подвиг " , - писал в своем послании к русским людям настоятель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Дионисий. И опомнился народ, вспомнили наши предки о том, что они русские, они православные, соединились в борьбе против врага все сословия, вся Русь постилась и молилась, и Господь даровал мирное житие стране нашей, длившееся триста лет.

http://pravoslavie.ru/rusdom/200107/02.h...

Екатерина Алексеевна не имела детей и свое имение завещала племяннику Алексею Николаевичу Павлову с тем условием, что он передаст на нужды храма 1430 рублей серебром. Эта сумма позволила после смерти Екатерины Алексеевны († 10 октября 1846 г.) начать строительство каменного храма. 14 июня 1847 года священник Феодор Виноградов с причтом и прихожанами подал соответствующее прошение. Храмоздательная грамота на строительство церкви была получена им от святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, 9/21 декабря 1847 года. А в 1852 году в северном приделе уже был освящен престол во имя прп. Сергия Радонежского. Новая церковь представляла собой кирпичное здание на высоком белокаменном цоколе с пристроенной к нему теплой трапезной и двухъярусной колокольней. Кроме главного алтаря четверика, освященного в честь великомученика Димитрия Солунского, храм имел еще два придела в трапезной (северный - в честь преподобного Сергия Радонежского, южный - в честь св. пророка Божия Илии). На рубеже XIX-XX веков при священнике Николае Петровиче Афонском архитектура храма была несколько изменена. В 1886 году его заботами холодная церковь была украшена прекрасной живописью под руководством известного художника Алексея Михайловича Варлаамова. Несколько позже поновлена роспись трапезной. В 1891 году перестраивается верхняя часть храма: вместо одной главки его украсили пять глав с изящными вызолоченными крестами. Приблизительно в 1906-1910 годах перестраивается колокольня храма. Высота ее согласно плану увеличивается до 16 саженей (33,5 метра до барабана)… По воспоминаниям старожилов, о. Николай после революции 1917 года подвергался аресту, но был отпущен. Точная дата его смерти неизвестна. Известно, что в 1922 году он присутствовал при изъятии церковных ценностей революционной комиссией, а в 1929 году в церкви св. Димитрия Солунского служил уже переведенный из Дмитровского уезда священник Владимир Лавров. Он был арестован в марте 1931 года и приговорен к заключению в концлагерь на 5 лет за антисоветскую агитацию. О его дальнейшей судьбе сведений нет.

http://sobory.ru/article/?object=08578

К сожалению, разрушение моральных устоев нашего народа во многом осуществляется через средства массовой информации, особенно через телевидение. Практика показывает, что попытки законодательного регулирования в этой области встречают серьезное противодействие. Положение может измениться с принятием журналистами нравственных обязательств перед обществом за содержание своей работы. Участие православных священнослужителей в теле- и радиопрограммах, публикация в средствах массовой информации материалов, выражающих церковную позицию по актуальным вопросам современности, должны стать регулярными. Мы вновь говорим о том, что если социальные установления не учитывают религиозные нормы, они теряют право на единодушное общественное признание. Сегодня очевидно, что насаждение в мире одной системы ценностей является лишь повторением уже знакомой нам тоталитарной практики, противоречащей духу христианской свободы, попыткой скроить мир по единому образцу, лишить его красоты и многообразия, данных Творцом. Что же мы, члены Церкви, можем противопоставить этому безбожному натиску? Как мы можем помочь миру, стремительно движущемуся к самоуничтожению в бесконечной погоне за удовлетворением все новых потребностей и не замечающему гибельности этого пути? Чтобы быть православным сегодня, нужно, как и во все времена, жить по заповедям Христовым, быть укорененным в церковном учении, делами свидетельствовать свою веру. Мы должны оставаться светом миру и солью земли, дабы многие люди для Христа " без слова приобретаемы были " , видя " чистое, богобоязненное житие " (1 Пет. 3. 1-2). Пусть примером для нас будет жизнь подвижников благочестия, которых прославил в лике почитаемых всей Церковью святых настоящий Собор. Среди них: преподобный Афанасий Высоцкий, праведный воин Феодор (адмирал Ушаков), преподобный Зосима (Верховский), преподобный Пимен Угрешский, преподобная Александра Дивеевская, блаженная Параскева Дивеевская и блаженная Матрона Московская. Освященный Архиерейский Собор призывает народ Божий к укреплению единства, умножению миссионерских трудов и святости жизни. Обращаемся к вам со словами утешения и надежды: " Радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами " (2Кор. 13, 11).

http://bogoslov.ru/article/374031

Монастырский мед пользовался спросом на Казанской и Нижегородской ярмарках. По проекту Г. была построена зерносушилка, работавшая так эффективно, что посещавшие пустынь помещики затем устраивали в своих усадьбах такие же хозяйственные дворы. Пашню мон-ря, ранее сдававшуюся в аренду, обрабатывали насельники, и она приносила больший доход. Часть доходов поступала в казну архиерейского дома. Как высочайший духовный авторитет архимандрита, так и его активная хозяйственная деятельность вызывали недовольство у нерадивых насельников и в светских кругах. Среди неоднократных жалоб в Синод на Г. был в 1908 г. и донос, в к-ром его обвиняли в развале мон-ря и в принадлежности к социал-демократической партии. Казанский архиеп. Никанор (Каменский) произвел ревизию в мон-ре, 15 мая 1908 г. Г. и казначей иером. Тихон были отстранены от должностей. По словам архим. Симеона, «батюшка чуть было не умер от потрясения» (впосл. был оправдан). Официально выселенный из обители, Г. нек-рое время жил в домике, построенном в пустыни на пожертвования почитателей, затем в Казани. Прмц. вел. кнг. Елисавета и прп. Гавриил Седмиезерный. Икона. Кон. ХХ в. (Седмиезерная пуст.) В кон. июля 1908 г. Г. приехал в псковский Елеазаров мон-рь, настоятелем к-рого был его духовный сын, архим. Иувеналий (Масловский). Для Г. был построен домик с ц. во имя арх. Гавриила, освященной 7 авг. 1910 г. Напряженную молитвенную жизнь (ежесуточно вычитывал 12 тыс. Иисусовых молитв, полуночницу, кафизмы, часы, вечерню, келейное правило) Г. сочетал со старческим служением и активной перепиской с духовенством и мирянами. Духовным руководством преподобного пользовались сщмч. Игнатий (Лебедев), схиигум. Фамарь (Марджанова), студенты и преподаватели КазДА, буд. архиереи священномученики Анатолий (Грисюк), Амвросий (Полянский), Амфилохий (Скворцов), Виктор (Островидов), Герман (Ряшенцев), Евсевий (Рождественский), Иоасаф (Удалов), Мефодий (Краснопёров), Петр (Зверев), архиепископы Варлаам (Ряшенцев), Гурий (Степанов), Иннокентий (Летяев), Иннокентий (Ястребов), Пимен (Пегов), Стефан (Знамировский), епископы Варсонофий (Лузин), Гавриил (Абалымов), Леонтий (Вимпфен), Николай (Ипатов), Феодор (Поздеевский).

http://pravicon.com/info-2020

Но поскольку мы, насколько возможно, увенчали золотую главу презлатыми цветами хвалений, давайте обратимся и к другим членам, чтобы, воспевая Предтечу отчасти, не показаться приносящими недостаточную хвалу. Итак, что сиятельнее и световиднее тех рук, которые удостоились быть возложенными на Христа при Крещении? Ведь если присутствует Божественный огонь, то разумей, что при прикосновении к Божией главе длани Предтечи, как в сочетании с огнем, стали пламенными, не изменив собственной природы. Междорамия его в блещании злата ( Пс. 67:14 ), как воспевается, у несущего на плечах крест Христов. Чрево его сосуд слоновый на камене сапфирове ( Песн. 5:14 ) – у изгоняющего наслаждения, что вокруг пупа чревного. Чресла его, вместившие освящающее целомудрие, – у принявшего дар девства. Округления бедр его как ожерелье ( Песн. 7:1 ) – у препоясанного мечом бесстрастия. Голени его – мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях ( Песн. 5:15 ), то есть на добродетелях; стопы богоходящие – у приготовляющего стези Господни (ср. Мф. 3:3 ). Каждый член этого священнейшего и бесстрастнейшего тела есть оружие правды, сосуд избранный, освященный. Оно возмужало чистотой, стало совершенным вечной молитвой. И не следует мне пропустить и того, что вовне, – я говорю об одежде и поясе. Но праотец Иаков [ Col. 454 ] изготовил для любимого сына Иосифа разноцветный хитон ( Быт. 37:3 ), а великий евангелист Матфей описывает [одежду] сего мужа как одноцветную и неукрашенную. Ибо, по его словам, он носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих ( Мф. 3:4 ), показывая и в этом символы умерщвления греха, хотя в том случае разноцветность нужно понимать в ином смысле. И разве справится мой разум и язык с тем, чтобы насытиться восхвалением тебя в каждом из членов, о величайшее украшение человечества? Но так как я стеснен и беден и в том, и в другом, прости как человеколюбивейший и утверди меня всячески, твоего наималейшего слугу, вместе с духовным отцом и преданной тебе паствой; сохрани же невредимыми и всех песнопевцев твоего божественного величия во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава со Всесвятым Отцом и Животворящим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

По проекту Гавриила была построена зерносушилка, работавшая так эффективно, что посещавшие пустынь помещики затем устраивали в своих усадьбах такие же хозяйственные дворы. Пашню монастыря, ранее сдававшуюся в аренду, обрабатывали насельники, и она приносила больший доход. Часть доходов поступала в казну архиерейского дома. Как высочайший духовный авторитет архимандрита, так и его активная хозяйственная деятельность вызывали недовольство у нерадивых насельников и в светских кругах. Среди неоднократных жалоб в Синод на Гавриила был в 1908 г. и донос, в котором его обвиняли в развале монастыря и в принадлежности к социал-демократической партии. Казанский архиеп. Никанор (Каменский) произвел ревизию в монастыре, 15 мая 1908 г. Гавриил и казначей иером. Тихон были отстранены от должностей. По словам архим. Симеона, «батюшка чуть было не умер от потрясения» (впоследствии был оправдан). Официально выселенный из обители, Гавриил некоторое время жил в домике, построенном в пустыни на пожертвования почитателей, затем в Казани. В конце июля 1908 г. Гавриил приехал в псковский Елеазаров монастырь, настоятелем которого был его духовный сын, архим. Иувеналий (Масловский). Для Гавриила был построен домик с церковью во имя арх. Гавриила, освященной 7 авг. 1910 г. Напряженную молитвенную жизнь (ежесуточно вычитывал 12 тыс. Иисусовых молитв, полуночницу, кафизмы, часы, вечерню, келейное правило) Гавриил сочетал со старческим служением и активной перепиской с духовенством и мирянами. Духовным руководством преподобного пользовались сщмч. Игнатий (Лебедев), схиигум. Фамарь (Марджанова), студенты и преподаватели КазДА, буд. архиереи священномученики Анатолий (Грисюк), Амвросий (Полянский), Амфилохий (Скворцов), Виктор (Островидов), Герман (Ряшенцев), Евсевий (Рождественский), Иоасаф (Удалов), Мефодий (Краснопёров), Петр (Зверев), архиепископы Варлаам (Ряшенцев), Гурий (Степанов), Иннокентий (Летяев), Иннокентий (Ястребов), Пимен (Пегов), Стефан (Знамировский), епископы Варсонофий (Лузин), Гавриил (Абалымов), Леонтий (Вимпфен), Николай (Ипатов), Феодор (Поздеевский).

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Sedmie...

Сосновая аллея – это уникальная святыня. При постриге в монашество высаживалась сосна. Если монашество принимало лицо императорской крови (фамилии), то высаживалась ель. В сосновой аллее насчитывалось около 330 сосен. В настоящий момент осталось 200 деревьев, из них – 17 елей. При попустительстве властей, лесничества гибнет Царская Богородичная аллея. Сосны посажены с шагом 3м, попарно, а ели высаживались с шагом 1,5 м, то есть в середине между соснами. В начале Богородичной аллеи посажена огромная ель, ее корни сплетены крестом – это игуменская ель – первой и последней настоятельницы Царского скита – игуменьи Александры, из царского рода. В 1927 году после долгих допросов и пыток игуменья Александра была расстреляна в подвале Крестильни. В настоящее время сохранились Крестильня, сосновая аллея, место погребения убиенной игуменьи Александры, святые камни преп. Серафима, 6 келий монашеских и 3 – в поселке Пребрежном – всего около 9 келий, Царский колодец, освященный в 1913-1914 годах по особому благословению царя Николая II. Сам храм, стены стерты с лица земли, трапезная сгорела. Царский скит охранялся казачьей сотней, которая располагалась в селе Кошелиха в 9 км от скита. Поселок Прибрежный (старое название – Лесозавод) возник в 1932-1933 годах. Теперь доподлинно известно, что эти места посещали царственные особы: царь Александр II, царь Александр III, царь Николай II и царица Александра, цесаревич Алексей, цесаревны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия и др. Первый, кто посетил эти места еще при жизни преп. Серафима, был благословенный царь Александр I («Феодор Кузьмич» – странник). Царь к святому батюшке доставлялся из поселка Стеклянный на тройках к его избушке-келье, которая стояла на камушке. В 20 метрах бил источник, который впоследствии исчез, осталась лишь глубокая яма. Все манифесты, важные указы издавались по благословению преподобного и усиленной совместной молитвы святого Серафима и царя Александра I. А пред принятием на подвиг странничества (по официальным данным царь «почил») Александр I долго пребывал в общении и молитве с преп. Серафимом.

http://sobory.ru/article/?object=39358

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010