Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН УБИСЕЛИ [Убели, Убисский; Иерусалимский; груз. ], прп. (пам. груз. 5 окт., в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) Грузинской Православной Церкви, строитель и первый настоятель (1-я пол. IX в.) монастыря Убе (ныне Убиси ) в Зап. Грузии близ Ципского перевала. Сведения об И. У. содержатся в созданном в 951 г. прп. Георгием Мерчуле Житии прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели) (Hieros. Patr. 2, XI в.). Агиограф описывает преподобного как старца, «заслуживающего доверия», а также отмечает, что он, подвизаясь в одном из мон-рей Иерусалима, вероятнее всего в лавре св. Саввы Освященного - Сабацминде, где в то время существовала груз. лит. школа (см. «Литературные школы палестинских мон-рей» в разд. «Литературные школы» ст. Грузинская Православная Церковь ), писал «хорошие книги». Затем И. У. поселился в основанном прп. Григорием мон-ре Хандзта (Ханцта) в Кларджетской пуст. Когда движимые желанием основать новые обители ученики прп. Григория - преподобные Феодор и Христофор - тайно покинули мон-рь, И. У., несмотря на преклонный возраст, последовал за ними. Прп. Григорий, отправившийся на поиски учеников, нашел их в Западногрузинском (Абхазском) царстве, у царя Деметре II (825-861). Преподобных Феодора и Христофора учитель забрал в Ханцту, а И. У. разрешил остаться в Убе - в обители, основанной по просьбе царя по благословению прп. Григория, где И. У. впосл. стал настоятелем. В Житии также сообщается, что прп. Григорий отдал в этот мон-рь книги, к-рые имел при себе, а царь Деметре II «исполнился радости от построения монастыря, сделал много пожертвований на его постройку, подарил отцу Григорию и его друзьям десять тысяч драм и наполнил их всяким добром» (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 68). И. У. был причислен к лику святых в 2003 г. Ист.: Григорий Мерчуле. Труд и деяния достойной жизни святого и блаженного отца нашего Григория архимандрита, создателя Ханцты и Шатберди, и вместе с ним память многих блаженных отцов//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 268. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая)

http://pravenc.ru/text/389235.html

Преподобный Феодор назван «Освященным» потому, что первым в своей обители был рукоположен во священники. Преподобный Феодор происходил из Египта и был сыном богатых и знатных родителей-христиан. У него рано появилось стремление к иноческой жизни. Однажды, когда в доме родителей в честь праздника Богоявления было большое угощение, отрок, не желая принимать участие в пиршестве, скорбел, что за радости земной жизни будет лишен будущей. 14-ти лет он тайно ушел из дома и поселился в одном из монастырей. Услыхав о преподобном Пахомии Великом , он возгорелся желанием увидеть подвижника. Преподобный Пахомий с любовью принял пришедшаго отрока, будучи предуведомлен Богом о приходе его. Оставшись в обители, преподобный Феодор быстро преуспел во всех иноческих подвигах, особенно же в полном послушании своему наставнику и в сострадании к окружающим братиям. Мать Феодора, узнав, что он находится в Тавеннисской обители, с письмом от епископа пришла к преподобному Пахомию, моля о свидании с сыном. Но инок Феодор, опасаясь нарушить обет отречения от мира, отказался видеться с матерью. Видя разум и способности святого Феодора, преподобный Пахомий однажды просил его сказать поучение братии от Божественного Писания. Святому Феодору тогда было 20 лет. Он беспрекословно повиновался и стал говорить, но некоторые из старших братии оскорбились тем, что им читает поучение новоначальный инок, и удалились. Тогда преподобный Пахомий сказал им: «Вы покорились дьяволу и своим самомнением погубили свои труды. Вы не Феодора отвергли, но отвергли Слово Божие и лишились Святого Духа». Святой Пахомий назначил преподобного Феодора строителем Тавеннисской обители, а сам удалился в более уединенный монастырь. Святой Феодор продолжал с сыновней любовью заботиться о своем наставнике, в предсмертной болезни преподобного Пахомия ухаживал за ним. Когда великий авва преставился ко Господу, он закрыл ему глаза. После смерти преподобного Пахомия святой Феодор управлял Тавеннисским монастырем, а позднее стал во главе всех фиваидских обителей. Преподобный Феодор Освященный прославился святостью жизни и обильным даром чудотворений, он был хорошо известен святителю Афанасию, Патриарху Александрийскому. Блаженная кончина святого Феодора последовала в 368 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Около 363 года святитель Афанасий, изгнанный с Александрийской кафедры, посетил Кинонию. Он пришел в восхищение от устава и порядка, которые были способны обеспечить духовный покой стольким душам. Феодор сказал ему: «Эта милость Божия была явлена нам трудами отца нашего Пахомия. Но когда мы смотрим на тебя, мы словно Спасителя видим». Впоследствии Феодору удалось возвратить в Певоу авву Орсисия, которому он служил помощником, и они поочередно посещали монастыри. Тем временем возрастали хозяйственные заботы, связанные с увеличением числа братий. Феодор огорчался, видя, что иноки все меньше соблюдают строгость и простоту жизни, установленные святым Пахомием. Он изо всех сил старался привести их к покаянию и часто ходил на тайную могилу Пахомия, где проводил целые ночи в молитвах. В 368 году, после Пасхи, Феодор занемог. Орсисий молил Господа, чтобы Он ему первому послал смерть и сохранил жизнь Феодору, в котором так нуждалась Кинония. Но воля Господа была иной. 27 апреля, исповедав, что он никогда ничего не делал без послушания, Феодор мирно упокоился. Все братия тогда горько воскликнули: «Мы осиротели, ибо именно сегодня наш праведный отец Пахомий покинул нас в лице Феодора!» После прощания со святым авва Орсисий похоронил его останки рядом с тайной могилой святого Пахомия. Получив известие о кончине подвижника, святой Афанасий отправил братии послание, в котором писал, что Феодор продолжает жить среди них, ибо он составлял единое целое с аввой Орсисием, и просил их не оплакивать того, кто отныне пребывает в обители праведников. 29 мая 2013 г. скрыть способы оплаты Комментарии Вера 29 мая 2023, 10:12 Отче Феодоре, прошу в день памяти Твоей, помолись за внученьку Александру о прощении грехов, милости Божией,здравомыслии, прибавлении ума, здравии души и телу, сохранении от всякого зла, Помоги успешно сдать экзамены и выбрать правильный путь, пошли её человека достойного и добрых людей рядом. Моли Бога о нас, отче Святый. римма 29 мая 2020, 14:01 Преподобный отче Феодоре, моли Бога о нас грешных, помоги моим детям и внукам, даруй им здравие душевное и телесное, веди их путем праведным.

http://pravoslavie.ru/61830.html

В свою очередь Блаженнейший Патриарх Феодор вручил Предстоятелю Русской Православной Церкви орден преподобного Саввы (I степени). Этой наградой были отмечены миссионерские труды Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. В этот же день делегация Александрийского Патриархата посетила Греко-латинский кабинет Московской Духовной Академии, академический Покровский храм и семинарскую церковь преподобного Иоанна Лествичника, побывала на художественно-производственном предприятии Русской Православной Церкви «Софрино». 9 октября, в третью годовщину своего избрания Предстоятелем Александрийской Православной Церкви, Его Блаженство посетил Спасский кафедральный собор Нижнего Новогорода и Серафимо-Дивеевский монастырь, где совершил акафист у святых мощей преподобного Серафима Саровского, после чего проследовал в Саров, к местам подвигов великого русского святого. 10 октября в Патриаршей резиденции в Переделкине состоялась братская встреча Предстоятелей Александрийской и Русской Православных Церквей. В тот же день Блаженнейший Патриарх Феодор посетил Посольство Арабской Республики Египет. 11 октября Блаженнейший Патриарх Феодор выступил со словом на открытии научной конференции, приуроченной к 90-летнему юбилею восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. В тот же день состоялась встреча Блаженнейшего Патриарха Феодора с председателем ОВЦС митрополитом Кириллом, во время которой Его Блаженство наградил митрополита Кирилла орденом преподобного Саввы Освященного (II степени) за миссионерскую деятельность. 11 октября 2007 года Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II отбыл из Москвы в Киев. В аэропорту «Шереметьево-1» Его Блаженство провожал председатель ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В аэропорту «Борисполь» Предстоятеля Александрийской Православной Церкви встречали Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, архиереи Украинской Православной Церкви, министр культуры и искусств Украины Юрий Богуцкий, Чрезвычайный и Полномочный Посол Арабской Республики Египет на Украине Юсеф Мустафа Зада, представители Посольства Греции в Украине.

http://mospat.ru/archive/86319-zhurnaly-...

У него был ученик, по имени Антоний, опытный в делах духовных и житейских; его посылал он однажды в год закупить все нужное для монастыря, в прочее же время никто не исходил из обители, а если присылалась какая-либо милостыня, с любовью ее принимали как дар Божий. Господь наградил угодника Своего даром прозорливости и чудотворений. Некто Феодор поступил в число братии, но спустя несколько времени враг человеческий внушил ему такую ненависть к святому Кириллу, что не только не мог видеть его, но даже слышать его голоса. Смущаемый помыслами, пришел он к строгому старцу Игнатию молчальнику исповедать ему тяжкое состояние своего духа и что, по ненависти к Кириллу, хочет оставить обитель. Игнатий несколько его утешил и укрепил молитвой, убедив остаться на испытание еще один год; но год миновал, а ненависть не угасла. Феодор решился открыть свой тайный помысл самому Кириллу, но, взошедши в его келлию, устыдился его седины и ничего не мог выговорить. Он уже хотел выйти из келлии, когда прозорливый старец сам начал говорить о ненависти, какую питал к нему Феодор. Терзаемый совестью, инок припал к его ногам и молил простить ему согрешение, но святой с кротостью отвечал: «Не скорби, брат мой; все обо мне соблазнились; ты один познал истину и все мое недостоинство, ибо кто я, грешный и непотребный?» Он отпустил его с миром, обещая, что впредь уже не нападет на него такое искушение, и с тех пор Феодор пребывал в совершенной любви у великого аввы. С даром прозорливости соединял он дар исцелений. Некто Афанасий, из соседних владельцев, впал в совершенное расслабление. «Если только можешь идти к блаженному Кириллу, попроси его помолиться о тебе, и ты исцелишься», – сказал ему один благоговейный человек. С верой послал он просить старческой молитвы и выздоровел при окроплении святой водой, которую послал ему преподобный. Слепая женщина, уже три года лишенная зрения, была приведена к святому и просила о ней помолиться. Преподобный Кирилл помазал ей глаза освященной водой и спросил ее: «Что ты видишь?» – «Вижу книгу, которую ты держишь, – отвечала она, – вижу озеро и людей ходящих».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

10 октября в Патриаршей резиденции в Переделкине состоялась братская встреча Предстоятелей Александрийской и Русской Православных Церквей. В тот же день Блаженнейший Патриарх Феодор посетил Посольство Арабской Республики Египет. 11 октября Блаженнейший Патриарх Феодор выступил со словом на открытии научной конференции, приуроченной к 90-летнему юбилею восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. В тот же день состоялась встреча Блаженнейшего Патриарха Феодора с председателем ОВЦС митрополитом Кириллом, во время которой Его Блаженство наградил митрополита Кирилла орденом преп. Саввы Освященного II степени за миссионерскую деятельность. 11 октября 2007 года Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II отбыл из Москвы в Киев. В аэропорту Шереметьево-1 Его Блаженство провожал председатель ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В аэропорту Борисполь Предстоятеля Александрийской Православной Церкви встречали Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир , архиереи Украинской Православной Церкви, министр культуры и искусств Украины Юрий Богуцкий, Чрезвычайный и Полномочный Посол Арабской Республики Египет на Украине Юсеф Мустафа Зада, представители Посольства Греции в Украине. 12 октября Предстоятель Александрийской Православной Церкви в сослужении Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира и сонма духовенства совершил Божественную литургию в Успенской Киево-Печерской Лавре. В слове, произнесенном за Божественной литургией, Предстоятель Александрийской Церкви решительно осудил раскол и заявил о своей неизменной поддержке канонической Украинской Православной Церкви, возглавляемой Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром. На встрече в тот же день в резиденции Блаженнейшего митрополита Владимира Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II был награжден орденом преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских (I степени) за вклад в развитие межцерковных отношений.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1206540...

В том вошли биографические материалы о многих новомучениках, пострадавших от советской власти. Можно отметить статьи о расстрелянном на Бутовском полигоне священномученике Феодоре Алексинском; замученном красноармейцами Феодоре Антипине; расстрелянном во Ржеве священномученике Феодоре Баккалинском; расстрелянном в урочище Матрешкин Буерак священнике Феодоре Богоявленском; священномучениках Феодоре Гусеве; Феодоре Дорофееве; Феодоре Колерове; Феодоре Лебедеве; Феодоре Маляровском; Феодоре Недосекине; Феодоре Поройкове; Феодоре Распопове; Феодоре Ремизове; Феодоре Смирнове; Феодоре Чичканове; Феодоре Яковлеве; Феодосии Беленьком; Феодосии Александрове; Феодосии Бобкове; Феодосии Соболеве; Феодосии Ганицком; Феодоте Шатохине; Феоктисте Смельницком; Феоктисте Хоперскове. К числу священномучеников относятся также принявшие монашеский постриг Феодор (Абросимов); Феодор (Богоявленский); Феодор (Никитин); епископ Могилевский Феодосий (Ващинский); епископ Соликамский Феофан (Ильменский). Немалый интерес вызовут у читателя биографии рожденного в Иерусалиме Феодора, «умученного в Болгарах»; первых русских мучеников Феодора и Иоанна, варягов, убитых в Киеве; преподобных Феодора и Павла, основателях и игуменах Борисоглебского на Устье мужского монастыря; святого Феоктиста, архиепископа новгородского; преподобных Феодора и Христофора, насельниках Кларджетской пустыни; новомученика Феодора Нового, преподобного Феодора Освященного, ученика преподобного Пахомия Великого; тверского епископа Феодора Доброго; архиепископа Тверского и Кашинского Феоктиста, священномученика; архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита; просветителя лопарей с тем же именем; священномученика Феодорита, пострадавшего при Юлиане Отступнике; епископа Феодорита Киррского, экзегета и богослова; игумена Троицкой Кривоезерской пустыни Феодосия (Крюкова); архиепископа Новгородского и Псковского Феодосия; митрополита Киевского Феопемпта; третьего Предстоятеля Православной Церкви в Америке Феодосия (Фрэнка Лазора); митрополита всея Японии Феодосия (Синдзи Нагасимы).

http://patriarchia.ru/db/text/6101202.ht...

«Оплакивание». Роспись ц. вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. «Оплакивание». Роспись ц. вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Остальные сохранные фрески и их фрагменты относятся к житийному циклу небесного патрона храма - вмч. Пантелеимона. На вост. стене - «Мучение железом и огнем», в юж. части верхнего регистра и ниже - «Чудесное избавление вмч. Пантелеимона от казни на колесе». На юж. стене в вост. части верхнего регистра - «Чудесное избавление вмч. Пантелеимона от утопления в море», в нижнем регистре - «Святые Ермолай, Ермипп и Ермократ перед императором» и их «Усекновение мечом и погребение». На сев. стене в зап. части нижнего регистра - «Чудесное избавление вмч. Пантелеимона от казни мечом», в вост. части верхнего регистра - «Усекновение вмч. Пантелеимона мечом», ниже - «Погребение вмч. Пантелеимона». Благодаря сохранившимся надписям, а в случае их утраты - по характерным внешним признакам идентифицируются следующие образы святых: в жертвеннике - епископы Модест, Спиридон, Антипа, Елевферий, Парфений, Ахиллий, Поликарп; в диаконнике - святые целители Кир и Иоанн, Косма и Дамиан, Ермолай, а также Сампсон Странноприимец на зап. стене прохода из диаконника в алтарь; в сев. рукаве креста на сев. стене - святые гимнографы Косма Маюмский, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, Феофан Начертанный, Иосиф Сицилийский; в юж. рукаве на юж. стене - преподобные Антоний Великий, Павел Фивейский, Евфимий Великий, Савва Освященный, на зап. стене - Арсений Великий и Ефрем Сирин; в зап. рукаве креста на сев. стене - святые воины Феодор Тирон, Феодор Стратилат и Прокопий, на юж. стене - Георгий, Димитрий, Нестор, на зап. стене к югу от выхода в нартекс - Артемий и Никита; в сев.-зап. компартименте - мученики Авксентий, Евгений, Евстратий, Мардарий и Орест Севастийские, Мина, Виктор, диак. Викентий и еп. Валерий, Трифон, Мамант и Власий (все трое с пастушескими посохами, последний - еще и с животным на руках), а также некий св. Александр. На иконографическую программу росписи оказал влияние богословский спор сер.

http://pravenc.ru/text/2565062.html

Совершенно такого же взгляда на покаяние для, иноков независимо от преп. Антония держался и сам преп. Феодор 312 . В чем же его особенность? По тогдашнему церковному воззрению существовало несколько путей, которые вели к прощению грехов, несколько путей покаяния. Такого взгляда на сакраментальную исповедь, что она есть единственное, исключительное и неизбежное средство для прощения грехов, Допущенных человеком после крещения, не существовало тогда. Исповедь и покаяние представлялись только одним из многих способов очищения от грехов. Свт. Иоанн Златоуст указывает пять таких способов: публичную исповедь («грешник ли ты – войди в церковь , чтобы рассказать грехи свои»); второй путь – плач о грехах; третий – смирение; четвертый – милостыня, царица добродетелей; пятый – молитва 313 . Очевидно, преподобные Антоний и Феодор выбирают второй путь покаяния, как наиболее удобный для иноческого звания, – плач о грехах. И вот картина общего покаяния в Тавеннском монастыре по описанию очевидца, епископа Аммона: «Все мы, выслушавши [приведенное письмо преп. Антония], пав лицем на землю, так плакали пред Богом, что, когда бывший с нами священник ( πρεσβτερος) окончил молитву, преп. Феодор сказал: «Поверьте моему слову, что вся небесная разумная тварь возрадовалась об этом плаче (κλαυθμ) вашем» Бог принял молитву нашу и простил грехи некоторым монахам, которые здесь так горько плакали» 314 . Здесь несомненное указание на Таинство покаяния, совершенное лицом иерархическим – пресвитером, который читал молитву, вероятно разрешительную. Итак, в описанной форме монашеского покаяния не было исповеди грехов как составной его части. То было покаяние без исповеди. Публичная же исповедь, которая служила начальным моментом публичного покаяния в Древней Церкви, прямо не одобрялась первыми устроителями монашеского жития. Преп. Феодору Освященному ангел открывал грехи каждого брата, соделанные после крещения. Видя это, монахи решились «открыться пред всеми» (πσιν αυτος καταφανες παισαι) в своих грехах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Из русских праздников Богородичных отмечены: Покров Богородицы, ноября 27 – Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде; июня 23 и августа 26 – Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы и июля 8 – Явление иконы Казанския Пресвятыя Богородицы. 1143. Святцы , в восьмушку, 248 лл., полууставом переходящим в скоропись разных почерков XVII и начала XVIII вв., с черными заставками, в поврежденном дощатом с тисненою кожею переплете. Нет нескольких листов в средине рукописи между листами: 183 и 184, 189 и 190, 196 и 197, 208 и 209, 214 и 215, 221 и 222. Состав: 1) последование церковнаго пения, собрания вселетняго по уставу лавры преподобнаго отца нашего Саввы Освященнаго (1–108). Месяцеслов без тропарей и кондаков и уставных замечаний, но о святых сообщаются краткия биографическия данные. Из русских и славянских святых отмечены следующие: сентября 5 – Глеб князь, убит в лето 6524; сентября 7 – Иоанн архиепископ Новгородский, «бе в лето 6677»; сентября 9 – Иосиф Волоцкий , «создавший обитель в лето 7024»; сентября 16 – Киприан митрополит, «успе в лето 6914»; сентября 18 – Аркадий архиепископ Новгородский; сентября 19 – Феодор Смоленекий князь, «успе в лето 8807, бяше же сын Ростиславль, яко быти ему десятому от святаго великаго князя Владимира крестившаго Русскую землю»; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор, «вкупе пострадаша от нечестиваго царя Батыя в лето 6753»; сентября 25 – «успение преподобнаго отца нашего Сергия игумена Радонежского в лето 6900. Бяше же Сергие родом ростовец рода болярского преже пострижения своево исшед в пустыню созда обитель в ней же и пострижеся ту и преставися в седмьдесят осмое лето жызни своея. И память преподобныя матери нашеа Ефросинии дщере святого великого князя Михаила Черниговского»; сентября 27 – Савватий Соловецкий, «прииде на остров Соловецкий в лето 6943»; сентября 30 – Григорий Пельшемский; октября 1 – Савва Вишерский; октября 2 – Андрей юродивый, «родом бе словянин»; октября 4 – «обретение честных мощей иже во святых отца нашего Гуриа архиепископа Казанского и Варсонофия епископа Тверского новых чудотворцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010