302 Л. 10: « чудесе стог. свдительствова»; л. 10 об.–11: «прорече побду на «прорече Шимону цлость на брани»; л. 11 об.: по и внец нихже гла быст Хвъ»; л. 13 об.: «сы в мастер в Греках» л. 14: «знамена мст Цркви сшею и Росою». 303 «Тогда... прпный цъ ншъ съ блженнымъ Варлаамом игуменом, ста в первой Пещере: с нимже и постави на Пещерою црковь малу, прты Бцы..» (л. 53). 307 В таком порядке: Никита Затворник (л. 154 об.–157 об.), Лаврентий Затворник (л. 158–160), Алимпий Иконоп. (л. 160 об.–167 об), Агапит (л. 168–172 об.), Григорий Чудотворец (л. 173–177 об.), Моисей Угрин (л. 178–195), Иоанн Многострадальн. (л. 195 об.–199), Прохор Чудотвор, (л. 199 об.–204), Марк Печерн. (л 204 об.–210 об.), Феофил, ученик Марка (л. 211–12 об.), Феодор и Василий (л. 213–223), Пимен Многоболезненный (л. 223 об.–229), Спиридон и Никодим (л. 229 об.–231). 308 «Встно же буди, ко с: в начал свое написа Прпб: " Онисифор. но мы ки свдител чудес Прпб: умеша в воспомнухо в того. Прочааже полагаем порду»: Евстратий Постник (л. 233 об.–37), Никон Сухой (л 237 об.–240 об ), Кукша и Пимен (л. 241–2), Афанасий Затворн. (л. 242 об.–4), Никола Святоша (244 об.–251), Еразм (251 об.–3), Арефа (253 об.–257 об.), Тит Презвитер (л. 258–61), Нифонт Печерский (л. 261 об.–66 об.). 309 Голубинск. Ист. р. ц 2 I–1, 770–1. Cp. « перком оуб .. Свтил (пр. Антонии) сице съ Прпбнымъ Несторомъ, лтописцемъ въ времена тогожде начнемъ повсть, творнти» (л. 3 об.); «Намже Книгъ, мнгими бранми расточены, небртшим нн...» (л. 19 об.); « Егоже предивное (т. е. свдитель на Нбси оуже сый врный, Прпбный цъ ншъ Несторъ доволнымн глы скдителствует», на полях: с Нестора» (л. 42 об.); рекъ дл своемъ Несторъ стый» (л. 88 об ); «Здже пренесемъ и блженнаг " Епкпа Симна» (л. 92); «Перве убо Чудотворнмъ Начал е, сице съ блженным Епкпомъ нлчинаемъ слово...» (л. 104), и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Платон, еще более, бывало, полюбишь старца, а о выходе из обители и забудешь совершенно». Впрочем, это едва ли не единственный был случай во все время пребывания о. Платона в скиту при старце Макарии в продолжение лет десяти. Вообще же старец всегда относился к нему с любовию и снисходительностию. Затем, особенною любовию старца Макария пользовался иеромонах Пимен. По происхождению он был малоросс; в обители прожил 49 годов, а всех от роду 76. Он так был кроток и смирен, что старец Макарий называл его ангелом во плоти. Кто бы ни сделал ему в чем-либо замечание, он не имел обыкновения оправдываться; а, сложив крестообразно на груди руки, у всех просил прощения. Уже будучи в иеромонашеском сане, если где-либо, даже и при народе, встречался со своим духовным отцом, хотя бы младшим его по летам 72 , всегда кланялся ему в ноги и наравне с простым народом принимал от него благословение как от архиерея. Был великий подвижник, постник и, по замечанию современных ему монахов, на койку спать не ложился. О сем можно было заключать из того, что койка его всегда была завалена грудою разных вещей. Тут лежали в беспорядке и книги, и белье, и еще разные разности, которые, как видно было, никогда не убирались. А потому монахи в свое время говорили, что о. Пимен, без сомнения, предавался краткому сну, сидя на стуле. Ко всем службам церковным ходил он неупустительно и очень любил часто служить Божественную Литургию, говоря: «Я этим живу». Последние 20 лет жизни он был духовником и проходил эту обязанность с великим усердием. Случалось нередко, иного исповедника держал на исповеди час и даже более, подробно расспрашивая о всех обстоятельствах его жизни, во всем сочувствуя ему и наставляя его на путь добра и благочестия. Многие крестьянки-богомолки так любили его за такое его участливое отношение к ним, что, когда он скончался, придут, бывало, в Оптину, упадут на его могилку и плачут. Во все время своего духовничества, пока дозволяли ему силы, каждый день, отслушав утреню, он выходил пред царские врата и сначала прочитывал молитвы к исповеди для тех богомольцев, которые днем должны были исповедоваться; а затем для готовившихся уже к причастию Св. Таин на Литургии сам прочитывал правило ко Св. Причащению. Если кто-либо из исповедников почему-либо несколько опаздывал к правилу, о. Пимен, уже прочитавши несколько молитвословий, тотчас прекращал чтение и начинал читать правило сначала; хотя некоторые из нетерпеливых и недовольны были им за это. Пред самою кончиною о. Пимен принял постриг в схиму. По некоторым признакам можно было думать, что он имел от Господа дар прозорливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

1034 Опис. лавры стр. 107. 108. 229. 293. 289. Пимен прозорливый и постник, скончавшийся в один день с Кукшею, почивает в Антониевой пещере (опис. лавры 107:108), а Пимен постник и игумен покоится в Феодосиевой пещере (опис. лавры 287. 294. 132). Потому напрасно смешивают (христ. чт. 1855 г. 1. 288) последнего с первым, – хотя они были почти современниками. 1036 При сличении вида пещеры Феодосиевой у Кальнофойского с видом Гербиния (Kiowia subterranea, Ienae 1675) открывается что линия пещеры на юго-западе, после 1638 г., несколько изменена и без сомнения вследствие землетрясения, произведшего повреждения особенно в варяжской пещере, которая шла на юг от юго-западного угла нынешней Феодосиевой пещеры. – При исправлении повреждений пещеры, мощи некоторых святых положены в других местах, – надобно прибавить, что у Гербиния на рисунке пещеры указано несколько мощей безыменных. Конечно, имена преподобных отысканы в последствии – по синодикам и другим записям. 1037 Это описание с кондаками и тропарями недавно напечатано в книжке: «краткие сказания о жизни и подвигах св. отцов дальних пещер», К. 1862 г. Издатель полагает, что «описание» составлено в одно время с кондаками и тропарями, которых сочинителем признает он Мелетия Сирига. С мыслию о его времени «описания» нельзя согласиться, как по числу описываемых святых, так и потому, что у Гербиния нет и намека на это описание. Малорусское описание важно тем, что взято с древних надписей, бывших на досках, закрывавших пещеры с мощами. Шесть из таких досок поныне целы и славянские надписи их говорят о шести пещерниках тоже, что видим в малорусском описании. Канон преподобным дальней пещеры (К. 1855 г.) написан позже тропарей и кондаков, и он менее их важен для истории. 1038 Кальнофойский показывает в Феодосиевой пещере мощи: затворника Исидора, старца Евлогия и старца Даниила, но ныне их не видно. Русский посланник св. мест 1634 г. Василий Гагара игумен «много полестичские земли прошед и грузинскую – и ефионскую – и мутьянскую и сербскую – и нигде столько не нашел святых мощей чудотворец что в Киеве в пещерах мнозии Святии во плоти опочивают нетленными, от Бога почтени, чудотворцев за 200, а инии токмо мощи лежат, и тех сказывают не одна тысяча Святых». – Сказ. русс. народа, изд. Сахарова, 2, 4, 121.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

- Всё должно быть в меру. Мы знаем, что подвижники нередко лишали себя и хлеба, и даже воды. Поэтому когда мы слышим выражение " умерщвление плоти " - это значит приведение плоти к тому, чтобы она как можно меньше требовала. Но мы живём в миру, и у каждого должна быть своя степень поста. Нельзя доводить себя до того, что уже и работать не в состоянии. Ибо в таком случае заботы о своих детях и своём здоровье ты перекладываешь на близких. Поэтому обязательно испрашивайте на пост благословение священника. Если же батюшка сам не постник - найди такого, который постничает, и выслушай его советы. Кстати, существуют восемь различных степеней поста. Первая ступень - отказ от мяса, вторая - отказ от яиц и молочной пищи, третья - отказ от рыбы, четвёртая - отказ от растительного масла, пятая - отказ от горячей пищи, шестая - отказ от варёной пищи, седьмая - отказ от хлеба, восьмая - отказ от воды. Как известно, св.Пимен Великий не благословлял своим духовным чадам подолгу не вкушать пищи. Сам испытав различные способы, в том числе и многодневный отказ от пищи, он понял, что это не полезно, ибо способствует развитию духовной гордости. Лишь человеку, обретшему глубокое смирение, строгий пост будет во образ того поста, который Христос на Себя накладывал в пустыне Синайской. Прочим же степень поста определяется русским Типиконом. Так, в Рождественский пост разрешается: растительное масло по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям, рыба в субботу и воскресенье, в прочие дни можно есть вареную пищу. Но последняя неделя этого поста столь же сурова, как и в Великий пост, - никакого растительного масла и рыбы. - Слышала, что поститься легко, если пища невкусная. - Ну конечно, чисто по-человечески невкусное меньше хочется есть. Но всё зависит от степени голода: когда человек очень голоден, он съест всё: вкусно-невкусно, неважно. Кстати, мы не можем быть совершенно безразличны к пище. Хотя среди монашеских поучений и житий святых мы читаем порой, что святые старались добиться такого состояния, чтобы было всё равно, что они едят. Например, сливали в одну миску всё, что подавалось, - первое, второе, третье - и уже елась похлёбка непонятного вкуса... Но сказать, что мы можем быть совершенно безразличны ко вкусу, - это вряд ли. Не увлекаться гортанобесием - различением вкусов - не значит, что в пост я ем картошку с кашей, а в прочие дни становлюсь гурманом и поглощаю деликатесы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

3- преп. Амросия Оптинского 4-преп.Никандра Городноезерского 5-св.вмч.Пантелеимона 6-преп.Нила Столбенского 7-св.благоверной княжны Анны Новгородской 8-преп.Саввы Вишерского 9-св.благоверного князя Владимира Ярославича 10-апостола Иакова брата Господня 11-св.вмч.Анастасии Узоразрешительницы 12-святителя Григория Новгородского 13-св.мч.Андриана и Наталии 14-преп.Сергия Радонежского 15-часть камня Серафима Саровского 16-апостола Петра 17-св.благоверного князя Феодора 18-св.равноапостольной Марии Магдалины 19-40-ка Севастийских мучеников 20-святителя Никиты Новгородского 21-святителя Иоанна Новгородского 22-святителя Тихона патриарха Московского 23-св.преп.муч. Иосафа Снетогорского 24-св.благоверного князя Довмонта-Тимофея Псковского 25-частица от гроба Амвросия Оптинского 26-св.прав. Иакова Боровического 27-св.благоверного князя Всеволода-Гавриила Псковского 28-св.блаж.Николая Псковского 29-апостола Андрея Первозванного 30-святителя Филарета митрополита Московского 31-св.муч.Владимира митрополита Киевского 32-преп.Никола Святоша князь Черниговский 33-преп.Моисей Угрин 34-преп.Еразм 35-преп.Тит пресвитер 36-преп.Марк гробокопатель 37-преп.Никон игумен 38-преп.Пимен многоболезненный 39-преп.Иссакий затворник 40-преп.Нестор летописец 41-преп.Онисифор исповедник 42-св.муч.Иоанн младенец 43-преп.Исаия 44-преп.Никон сухой 45-преп.муч.Григорий чудотворец 46-преп.Иоанн брат 47-преп. Симон епископ Владимирский 48-св.мч.Анастасий диакон 49-преп.Дамиан целебник 50-преп.Сильвестр 51-свящ.муч.Меркурий 52-преп.Анатолий затворник 53-преп.Григорий иконописец 54-преп.Савва 55-преп.Сисой затворник 56-преп.мч.Феодор 57-преп.Спиридон Просфорник 58-преп.Ефрем епископ Переяславский 59-преп.Никодим Просфорник 60-преп.Лука эконом 61-преп.Игнатий 62-преп.Феофан Постник 63-преп.Афанасий затворник 64-преп.Макарий постник 65-преп.Марк 66-преп.Лаврентий епископ Туровский 67-преп.Пимен постник 68-преп.Нектарий 69-преп.Авраамий затворник 70-преп.Нифонт епископ Новгородский 71-двенадцать святых мастеров зодчих

http://azbyka.ru/palomnik/Валдайский_Иве...

Это христианам говорится, а не иудеям и язычникам, которые и устами отвергают Христа. Мало стадо истинно принимающих Христа. К ним говорит Христос: не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство ( Лк. 12, 32 ). К прочим говорит: что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю ( Лк. 6, 46 )? И в последний день ответит им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие ( Мф. 7, 23 ). Поэтому апостол всякому христианину говорит: да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа ( 2Тим. 2, 19 ). Принять Христа и не любить Христа есть противоречие, это то же самое, что и не принять. Пришел Он не ради Себя в мир, но ради нас. Рассуждай об этом, и увидишь, как высоко Он почтил нас. Ради нас пришел Господь наш. Мы рабы Его непотребные, но Он не презрел нас. Видишь, что Христос для нас: Господь и Спаситель. Потому требуется от нас к Нему любовь, чтобы возлюбить явление Его, и от любви принять Его, как Господа и Благодетеля великого, а от этого последует и послушание Ему. Старайся Богу угождать верой и послушанием, то есть делай то, чего Он хочет, и что Ему угодно, и не делай того, чего Он не хочет и что Ему неугодно. Без послушания, что ни делает человек, неугодно Богу. Пост После Крещения [Иисус Христос] изведен был духом в пустыню и сорок дней постился. Подражая Христу, святая Церковь содержит ежегодно пост Четыредесятницы, который всегда бывает перед праздником святой Пасхи. Как видим, есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост – когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост – когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа и сердце свое – от желания чужих вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

за десятину давай, хоть в «постники» иди». А между тем «постники» стояли с торжествующим видом, и когда миссионер спросил одного из них С. Т-сова: «кто он»? – последний отвечал: «постник-православный»… на другие вопросы: «знает-ли он Иисуса Христа – Сына Божия, Един-ли Бог Отец и Христос – Сын Божий; иль было их много; есть-ли сейчас на земле «Христы» у «постников» – и истинны-ли они? отвечал: «почем знать; можа один, а можа пять и больше было; можа и теперь есть»… Не знал он, во чье имя крестят детей в Церкви православной… Не знал самой важной молитвы Господней и молитв Богородице и на вопрос: «знает-ли он Матерь Иисуса Христа – Деву Марию, одна-ли Богородица была или много, и есть-ли теперь «Богородицы» у «постников»? упорно отвечал: «не знаю; можа одна, а можа и больше было, можа и теперь есть – я не грамотен»!… Всё это действовало удручающе. И этот 80-летний «постник» числится овцою Церкви православной!… «На что нам такие?» с горечью и болью в сердце спрашивали миссионера православные крестьяне и он невольно говорил им: «да, на что нам такие?…». И как-то сами собой приходили на мысль святые и вечные слова Апостола: «отступят некоторые от веры; внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил… ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением… Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» ( 1Тим.4:1–4 ; Тит.3:10 ), и «аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяс и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви. Такожде и мирянин» (51 Ап. прав.). Тамбов. миссионер Иван Айвазов Яцкевич В.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей (Пс. 101:5-6). И опять-таки: зане пепел, яко хлеб ядях и питие мое с плачем растворях (Пс. 101:10). Павел же: Итак, умертвите земные члены ваши (Кол. 3:5), и снова: братия, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор. 7:1), чтобы стать храмами Бога Живаго (2 Кор. 6:16). И Петр: прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение (2 Пет. 1:5-6). Посему подобает всегда бдеть, бодрствовать, искать вышнего и мыслить по заповеди Господа, сказавшего: Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. И продолжает: Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им (Лк. 12:35-37). Ему же слава во веки. Аминь. Слово 7. О посте    Монах, желающий посредством чистого поста усвоить себя Богу, обязан избрать чистейший пост и не быть порабощенным страстям и всегда возделывать великое безмолвие. И таковой с Ангелами соревнуется, с праведными соликовствует. Ибо освободившийся от земного с небесными пребывает в собеседовании. Здесь печалится, там веселится. Здесь утеснен, [Col. 1453]там отдыхает. Постник подобен пальмовому цветку, называемому «алатиос» (του φονικος νθει τω @ λεγομν λατ), который снаружи неприглядного цвета, внутри же — белоснежен и многоплоден. Так же и постник: снаружи мрачен, внутри же световиден и с дерзновением собеседует с Богом. Ибо если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4:16). Пост же заключается не только в том, чтобы есть поздно, но и есть мало (τ βραδυφαγη σαι, λλ κα τ βραχυφαγη σαι), и не в том, чтобы раз в два дня вкушать пищу [это и есть аскеза], но в том, чтобы не вкушать много (λλ τ μ πολυφαγη σαι).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Старец говорит ему: " В селении ты сыт был слухом; но теперь ступай, и с сего времени принимай пищу в девятом часу; а если что делаешь, делай тайно " . Когда постник начал так делать, то уже с болезнью ожидал девятого часа. Знавшие его говорили: " Постник одержим бесом " . Когда он пришел к старцу и рассказал ему обо всем, сей отвечал ему: " Такой путь угоден Богу! " .Брат спросил авву Матоя: " Что мне делать, если в день поста или на рассвете придет ко мне брат? Это беспокоит меня " . Старец отвечал ему: " Если ты без смущения совести ешь с братом своим, хорошо делаешь; ежели же никого не ожидаешь к себе и ешь – в этом уже твоя воля " .Авва Кассиан рассказывал: " Пришли мы к одному старцу, и он предложил нам пищу. Мы были сыты, а он упрашивал нас еще поесть, и когда я сказал: " Не могу " ,– старец отвечал: " Шесть раз предлагал я трапезу приходящим братиям и, угощая каждого, ел вместе с ним; но и теперь еще голоден. А ты однажды поел и так уже сыт, что не можешь есть более " " .Тот же авва рассказывал: " Некогда пришли мы, я и святой Герман, в Египет к одному старцу; и, когда он принял нас с любовью, мы спросили его: " Почему вы, принимая чужестранных братий, нарушаете правило поста, соблюдаемое у нас в Палестине? " . Старец отвечал: " Пост всегда со мной, а с вами не могу быть всегда. Пост хотя полезен и необходим, однако же он в нашей воле; а исполнение дел любви необходимо требуется законом Божиим. В лице вашем принимая Самого Христа, я должен служить вам со всем усердием. А упущение против правил поста могу вознаградить, когда отпущу вас. Ибо не могут сынове брачнии, дондеже жених с ними есть, поститися... егда отимется от них жених, и тогда постятся в тыя дни (Мк. 2, 19–20; ср.: Мф. 9, 15) " .Авва Исидор, пресвитер, говорил: " Если подвизаетесь в посте как должно – не гордитесь. Если же тщеславитесь сим, то лучше ешьте мясо. Ибо не так вредно для человека есть мясо, как гордиться и надмеваться " . Не будь тщеславен Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

106 Сама заповедь имеет глубоко нравственное значение. Проблема морально- нравственного звучания, когда за понятием свободы стоит христианская заповедь: «возлюби ближнего своего….». По сути – это ядро нравственности в христианстве. Категория и понятие любви является психологически-нравственным нервом вероучения. 107 Иоанн Постник в 582–596 гг. был патриархом Константинопольским. Им составлен покаянный номоканон, или епитимийник, который отличается значительными послаблениями епитимий, в сравнении с теми, что налагались по рекомендациям Отцов Церкви. Вопросы Кирика отражают заинтересованное внимание древнерусских духовников к заповедям этого автора. Епитимийник Иоанна Постника вошел в состав «Устюжской Кормчей» XIII в. 109 Повторное возвращение к теме прелюбодеяния и согрешения в Великий пост . Прежде ответ на это уже был дан. Попущается супругам, а в отношении других более строгое регулирование. Запрещение усложняется другими запретами. Перечисляется, что надо исполнять, чтобы очистить свой нрав перед Церковью, чтобы вместо греховных проявлений появилась любовь к ближнему. Вот в чем нравственный резон по отношению к согрешающему. 110 Нравственная установка здесь базируется на заповедях Св. Писания, освящающих брак: Ср.: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» ( Быт. 2, 24 ); «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Матф. 19, 6 ); «И прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть» ( Мк. 10,8 ); «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» ( Еф. 5, 31 ). 111 Если нарушается норма церковных установлений, то это блуд. Но если есть разрешение духовника, послабляющего строгие установления для супругов, – это морально допустимо. 112 Продолжение темы о супружеской морали, но в приложение к субботним и воскресным дням, как дням воспоминания о бескровной жертве Христа и его воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010