Разумнии и премудрии в богословии иноцы узреша вы люди просты и некнижны, и познаша, яко воистину Господь буяя мира сего избра, да премудрыя посрамит. Ибо простецы, в нихже льсти несть, восприемлют честь сицевую: Радуйтеся, смиренномудрием, яко ризою, облекшиися; радуйтеся, путь узкий в житии вашем избравшии. Радуйтеся, Бога возлюбившии и Тому усердно поработавшии; радуйтеся, Евангелие свято соблюдшии. Радуйтеся, тяжкия труды во смирении сердец несшии; радуйтеся, хлебы приносныя благоговейно испекавшии. Радуйтеся, тяготу и вар на закате лет своих понесшии; радуйтеся, свет благочестия миру возсиявшии. Радуйтеся, Спиридоне и Никодиме, смиреннии просфорницы печерстии. Кондак 3 Силы учения книжнаго и кормила грамоты в мори житейскаго плавания не восприясте, обаче, егда внидосте в пристань надежды в монастыри киевском, анкирою богодухновенных псалмов крепко утвердистеся, и всю псалтирь Давидову изусть стихословисте. Радующеся тишине мудрости истинныя, присно воспевасте со пророком: Аллилуиа. Икос 3 Имуще в сердцах ваших страх Божий, безпрестанно поучастеся во псалмех и пениих и песнех духовных. Творец же всяческих исполни вас Духа премудрости и разума, Духа совета и крепости, Духа ведения и благочестия. Сего ради ублажаем вас сице: Радуйтеся, блажении, совету нечестивых непричастнии; радуйтеся, на путь грешных не ставшии. Радуйтеся, на седалищи губителей не севшии; радуйтеся, в заповедех Господних волею укрепившиися. Радуйтеся, день и ночь в законе Его поучавшиися; радуйтеся, яко древеса при водах в вере укоренившиися. Радуйтеся, во время свое плод благоприятный принесшии; радуйтеся, во всяком деле блазе преуспевшии. Радуйтеся, Спиридоне и Никодиме, смиреннии просфорницы печерстии. Кондак 4 Бурею помышлений добронадежных о вас вдохновляем, игумен братии, преподобный Пимен Постник, провидев в тебе, Спиридоне, мужа смиренна и трудолюбива, в тебе же, Никодиме, мужа непорочна и богоприятна, определи вам послушание просфорное, сам же возблагодари Христа Хлеба Истиннаго, даровавшаго обители боголюбцев сицевых, воспевая Ему: Аллилуиа. Икос 4

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Преподобный Нестор почивает у входа в малую подземную церковь Благовещения, которая едва ли не была древнейшею из всех пещерных; её ископали ещё святые отцы сих подземелий, ибо к ней направлен крутой спуск из верхней церкви Зачатия, заменившей подземную, и недалеко от неё древние варяжские пещеры; да и вокруг оной, в большом количестве, стеснились преподобные посмертные жители сих вертепов, начиная от затворника Пафнутия и до воина Тита; от его гроба открывается иной переход, в другую часть подземелья. Здесь же, в самой церкви Благовещения, положена и святая игуменья Евфросиния, дочь князя Полоцкого, которая скончалась во время своего странствования в Иерусалим и перенесена была в Киев братьями, ей сопутствовавшими. Пимен постник, и святые отроки, Леонтий и Геронтий канонархи Печерские, почивают открыто в обширном преддверии церкви преподобного Феодосия, которая устроена уже в начале XVII века, по описанию Кальнофойского и соединяется длинным переходом с церковью Благовещения; галерея сия также освящена телесами преподобных. «Посмотри, – сказал мне Владыка, – какие отроки, невинные по самому возрасту, достигали трудными подвигами до Небесного Царствия, в нашей святой Лавре». Так говоря, он ввёл меня в келью, подобную Антониевой, какую видел я в ближних пещерах, с каменным ложем в углублении, над коим теплилась лампада. «Это келья преподобного Феодосия, – сказал с умилением Владыка, простёршись пред его ложем, – это место освящено подвигами его долголетней иноческой жизни; здесь – сердце Лавры!» – Помолчав немного, от избытка чувств преисполнивших сердце, он продолжал: «скажи преосвященному Московскому, когда его увидишь, – что медлит он посетить святыню Печерскую? При освящении храма, что над гробом преподобного Михея, не он ли жаждал видеть, хотя на минуту, убогую келью Сергиеву в том виде, как она была во дни преподобного, подышать её воздухом, ещё трепетавшим молитвами святых!.. но в Лавре Сергиевой уже нет и следов его кельи; указывают одно лишь место её, великолепно украшенное! А здесь, здесь всё ещё дышит простотой времён Феодосия: посмотри, это собственные стены его кельи; нельзя было изменить их, они ископаны им в земле! – Это его, его ложе; на этом помосте он молился, здесь он плакал, и этот порог точно истёрт ногами святых. Скажи ему, – что же медлит посетить нас? – Здесь утолилась бы его благочестивая жажда! Здесь, вместе со сладкой памятью уже усопших во Христе преподобных, обретёт он и искреннюю любовь ещё живой своей собратии».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В завершение похвалы “чину” русских преподобных Сергий (Шелонин) прославляет двух знаменитых духовных писателей — преподобных Иосифа Волоцкого и Максима Грека 33 . Однако на этом Похвальное слово русским преподобным еще не заканчивается: Сергий (Шелонин) продолжает его похвалой русским святителям, соединившим аскетический подвиг с пастырским служением. Святительский лик представлен в Слове Сергия (Шелонина) именами трех митрополитов московских ( Петра, Алексея и Ионы ), трех новгородских святителей ( Никиты, Иоанна и Евфимия ), четырех древнерусских иерархов, упомянутых в Киево-Печерском патерике ( Исаии Ростовского , Иоанна Черниговского , Антония Юрьевского и Луки Белгородского ) 34 , трех епископов — “просве­тителей” языческих народов ( Леонтия Ростовского , Стефана Пермского и Гурия Казанского ), а также борца за чистоту православной веры Геннадия Новгородского . Заключают этот список имена митрополита Филиппа и патриарха Гермогена 35 , отдавших жизнь за свою паству. Вместе с ними в состав лика русских святителей оказались включены также и два греческих иерарха — Марк Ефесский и Григорий Солунский , которых автор Слова объединил в одном контексте с патриархом Гермогеном , создав тем самым триаду святых защитников Православия, отстоявших пред лицом латинского “нечестия” догматы Православной веры 36 . Итак, характеризуя содержание Похвального слова русским преподобным, мы должны отметить проявившуюся в нем тенденцию к расширению “чина” русских преподобных за счет включения в него других “чинов” святости 37 и к постепенному превращению его в “собор” всех русских святых. В заключение приведем полный список имен святых, названных в Похвальном слове Сергия (Шелонина). Его составляют: 1. “Собор” киево-печерских святых: Антоний и Феодосий Печерские, игумен Варлаам, Исаакий Затворник, Моисей Угрин, Евстратий Постник, Никон Сухой, священномученик Кукша, Афанасий Затворник, Марк Пещерник, Феофил Многослезный, Спиридон Просвирник, Алимпий Иконописец, Никола Святоша, Агапит Целитель, Григорий Чудотворец, Иоанн Затворник, Прохор Лебедник, Пимен Многострадальный, страстотерпцы Федор и Василий. (Кроме них упомянуты также: Матвей и Онисифор, Никон, Дамиан, Герасим, Ларион, Ефрем, Герман, Стефан, Нифонт, Марин, Мина, Никола, Феоктист, Лаврентий).

http://pravmir.ru/pohvalnoe-slovo-russki...

Никита отвечал: никогда не соблазнюсь я такою вещию; а прошу у Господа Бога, дабы дал мне дары чудотворения. Никон отвечал: выше сил твое прошение; остерегайся, брат, чтобы вознесшись не пасть; смирение наше велит тебе служить братии». Никита настоял на своем. И тайная гордость привлекла к нему отца гордости. Явившись в виде ангела, бес дал ему совет оставить молитву и заниматься только книгами, а на себя принял молиться за него и молился в виду его. Никита стал пророком и учителем. Так он послал сказать Изяславу: «ныне убит Глеб Святославич на заволочьи – пошли скорее сына своего Святополка на престол новгородский». Глеб точно был убит в 1078 г. С удивлением приходили слушать Никиту. Одна странность замечена в новом учителе: он знал на память ветхий завет, но не хотел и слышать о новом. Опытные старцы поняли состояние Никиты, а любовь их не могла быть равнодушной к несчастию брата. «Преподобные мужи: игумен Никон, Иоанн, бывший после него игуменом, постник Пимен, Матфей прозорливый, св. Исаакий печерник, Агапит врач, Григорий чудотворец , Николай, бывший после епископом Тмуторакани, Нестор, написавший летопись, Григорий, творец канонов, Феоктист, бывший после епископом Чернигова, Онисифор прозорливый – все сии богоносные пришли к прельщенному и, помолившись, отгнали от него беса, и тот более не видел его. Они вывели его и спрашивали о ветхом завете, желая что нибудь слышать от него. И он с клятвою уверял, что никогда не читал книг. Но тот, который прежде на память знал ветхозаветные книги, теперь не знал ни слова. Преподобные отцы едва научили его грамоте. С того времени он предал себя воздержанию и чистому, смиренному и послушливому житию, так что превзошел многих добродетелями. За добродетель поставлен был епископом Новгороду и сотворил много чудес: молитвою низвел дождь, погасил пожар. И ныне чтут со святыми преподобного и блаженного Никиту». Новгородским епископом Св. Никита был поставлен в 1096 г. и преставился в 1108 г. «После сего», пишет Поликарп, «другой из братий, некто Лаврентий, восхотел в затвор.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Свт. Никита Новгородскй. Икона в иконостасе собора Св. Софии в Вел. Новгороде. 1659 г. Однако братия во главе с игуменом была встревожена его особым почитанием ВЗ («не можаше никто же стязатися с ним книгами Ветхаго Закона… вся книгы жидовьскыа сведяше добре») и пренебрежением НЗ («яже в благодати преданныа нам святыа книгы... сих николи же въсхоте видети, ни слышати, ни почитати, ни иному дасть беседовати к себе»). Иноки, среди которых помимо игумена называются преподобные Иоанн (буд. игумен), Пимен постник , Нестор летописец , Матфей Прозорливый, Исаакий пещерник, Агапит врач безмездный , Григорий чудотворец, Григорий «творец кануном», Онисифор «Прозорливец», святители Исаия (буд. епископ Ростовский), Феоктист (буд. Печерский игумен и епископ Черниговский), Николай (буд. епископ Тмутараканский), воспрепятствовали дальнейшему затворничеству Н.: «...приидоша к прельщенному и моляшеся Богови, и отгнавше беса от него» (Там же. С. 37-38). После этого, по рассказу Поликарпа, Н. стал вести праведную жизнь («дасть себе на воздержание, чистое, и смиреное, и послушное житие, яко превзити всех добродетелию» - Там же. С. 38), но был в таком потрясении, что вынужден был заново учиться грамоте. Высокий авторитет Н. в среде киевской знати, безусловно, должен был способствовать его возведению на такую важную кафедру митрополии, как Новгородская. После того как во время пребывания в Киеве скончался Новгородский свт. Герман , также бывший пострижеником Киево-Печерского мон-ря, Н. «за многую добродетель его» (Там же) был поставлен епископом в том же 1095/96 г. (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 137; НПЛ. С. 473). Митрополитом Киевским, возглавившим хиротонию нового Новгородского владыки, был, наиболее вероятно, Николай (90-е гг. XI в.- нач. XII в.). Архиерейство Н. пришлось на годы княжения в Новгороде старшего Мономашича блгв. кн. Мстислава (Феодора) Владимировича , вернувшегося на новгородский стол в 1095 г. и остававшегося на нем до 1117 г. Осенью 1195 г. (или зимой 1195/96 г.) в Новгород было перенесено тело Изяслава Владимировича, сына блгв. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха, убитого 6 сент. 1095 г. в битве с кн. Олегом Святославичем под Муромом, на к-рый претендовал черниговский князь; Изяслав был погребен в Софийском соборе. Присутствие в Новгороде Н. в связи с этим событием не отмечается - вероятно, в то время он еще не прибыл на место своего служения. Впервые в летописании Н. упоминается в самом конце зимы (в великое говение) 1096 г., когда новгородцы во главе с Мстиславом Владимировичем выступили в поход на Олега Святославича, к-рый взял к тому времени Суздаль и Ростов и замышлял захватить Новгород, победили его «на Кулацьске» и преследовали до Рязани; успех похода летописец объяснял в т. ч. «молитвами преподобнаго епископа Никыты», к-рый, по-видимому, уже находился в Новгороде (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 240; Т. 2. Стб. 230).

http://pravenc.ru/text/2565346.html

   Не мог никто также померяться с ним в знании книг Ветхого завета, он его весь наизусть знал: Бытие, Исход, Левит, Числа, Книгу Судей, Книгу Царств и все Пророчества по порядку, и все книги иудейские знал хорошо. Евангелия же и Апостола, этих святых книг, Господом в благодати переданных нам на наше утверждение и исправление, он не хотел ни видеть, ни слышать, ни читать и другим не разрешал беседовать с собою о них. И из этого все поняли, что прельщен он врагом.    Не могли стерпеть этого преподобные те отцы: Никон  — игумен, Иоанн, который после него был игуменом, Пимен Постник, Исайя, что был епископом в Ростове, Матфей Прозорливец, Исакий святой Пещерник, Агапит Целитель, Григорий Чудотворец, Никола, бывший после епископом Тмуторокани, Нестор, который написал Летопись, Григорий, творец канонов, Феоктист, бывший после епископом Черниговским, Онисифор Прозорливец. И все эти богоносцы пришли к прельщенному и, помолившись Богу, отогнали беса от него, и после того он не видал его более. Потом вывели его из пещеры и спрашивали о Ветхом завете, чтобы услышать от него что-нибудь. Никита же клялся, что никогда не читал книг, и тот, кто прежде наизусть знал жидовские книги, теперь не ведал ни одного слова из них, да, попросту сказать, вообще ни одного письменного слова не знал, те блаженные отцы едва его научили грамоте.    После этого предался Никита воздержанию, и послушанию, и чистому и смиренному житию, так что всех превзошел в добродетели; и впоследствии был поставлен епископом Новгорода за премногую его добродетель. И много чудес сотворил он: однажды во время бездождия, помолившись Богу, дождь с неба свел, потом пожар в городе загасил. И ныне со святыми чтут его, святого и блаженного Никиту. О Лаврентии-затворнике    Потом и другой брат, именем Лаврентий, захотел также в затвор войти. Святые те отцы никак не позволяли ему делать этого. Тогда Лаврентий ушел к святому Димитрию, в монастырь Изяславов, и затворился там. И за твердое житие его даровал ему Господь благодать исцеления.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Прп. Исайя подвизался в неутомимых трудах в Печерской обители. Подвигом труда и безмолвия он угодил Господу. Мощи его почивают в Ближней Антониевой пещере. Святитель Мина, епископ Полоцкий (+ 1116) Память его празднуется 20 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святых, во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Святитель Мина долгое время подвизался в Киево-Печерском монастыре. 13 декабря 1105 г. он был хиротонисан во епископа Полоцкого. Имя святителя Мины вошло в службу киево-печерским святым отцам. Упоминание о нем есть в Киево-Печерском Патерике, Известен святитель как один из первых русских архипастырей, продолжавших благодатное распространение веры Христовой после крещения земли Русской. Святитель Амфилохий, епископ Владимиро-Волынский (+ 1122) Память его празднуется 10 окт. вместе с Собором Волынских святых, 28 авг. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Святитель Амфилохий был иноком Киево-Печерского монастыря. В 1105 г. он был поставлен  епископом Владимиро-Волынским.  Паства его была уже просвещена святым Крещением, но вера еще не укоренилась в сердцах новых христиан, и труды святителя были просветительные. Ему много пришлось бороться с суеверием и обычаями языческими. В 1122 г., после семнадцати лет управления владимиро-волынской паствой, святитель Амфилохий удалился на покой в Киево-Печерский монастырь и в том же году скончался. •  Епархия во Владимире на Волыни была учреждена еще при равноапостольном князе Владимире (ныне город в Волынской обл. на Украине). Преподобные священномученик Кукша и Пимен Постник, Печерские (+ между 1114 и 1123) Память их празднуется 21 авг. в день мученической кончины прп. Кукши и преставления прп. Пимена, 28 сент вместе с Собором прпп.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Этот блаженный Никон называется Сухим, ибо он, истекши кровью, сгнил от ран и иссох, так что он, вместе с Давидом, мог сказать о крепости своей, преданной в плен: «Сила моя изсохла как черенок» ( Пс.21:16 ), и еще: «кости мои обожжены как головня» ( Пс.101:4 ). А мы, дивясь пречудной силе его уже не плотской, но свойственной бесплотным небесным силам, что скажем? Скажем с апостолом: «Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» ( 2Кор.4:7 ). И в сухости своей этот узник горел огнем любви Божией, светясь богоугодно добрыми делами. Наконец, освобожден он был и от уз телесных. И за принятое им увядание в жизни этой по смерти принял неувядающее нетление тела своего, в котором поныне почивает в пещере. Духом же вошел в наследие нетленное и нескверное, и неувядаемое, приготовленное ему на небесах, при источнике жизни вечной, и принял неувядаемый венец славы, которым, молитвами этого преподобного угодника Божия, да сподобимся и мы быть увенчанными Царем славы Христом Богом, Которому слава со Безначальным Его Отцом и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Житие преподобных отцов наших Кукши священномученика и Пимена постника. (27 августа) Из них первый, крестя неверных, был убит, другой, провидя его смерть, умер в тот же день Не надо много говорить, где ясно свидетельствуют дела. Так и об этих блаженных. Блаженный священномученик, называемый Кукша, один из отцов святого Печерского монастыря, был известен всем, так как он крестил вятичей, людей, помраченных неверием, и многих просветил верою. Сделал он и много великих чудес прогонял бесов, свел дождь с неба, иссушил озеро и показал много иных различных удивительных знамений. По многим мукам, он был усечен неверными, с учеником своим. В то же время блаженный Пимен постник подвизался богоугодно в том же Печерском святом монастыре. Он, за великий свой пост и труд, получил от Бога такое дарование, что просиял не только исцелением недужных, но и прозрением будущего и того, что далеко, что безвестно и тайно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Потому все понимали, что он прельщен врагом. Встревоженные тем, пришли к прельщенному преподобные отцы Никон игумен, Иоанн, который был после него игуменом, Пимен постник, Исайя, который был епископом Ростовским, Матфей прозорливый, Исаакий, затворник пещерный, Агапит врач, Григорий чудотворец, Николай, который был епископом Тмутараканским, Нестор летописец, Григорий, творец канонов, Феоктист, который был епископом Черниговским, Онисифор прозорливый. Все они, сияющие добродетелями, придя, сотворили молитву к Богу о Никите и отогнали от него беса, так что он больше не видал его. Выведя его из пещеры, они просили его сказать им что-нибудь из Ветхого Завета; он же клялся, что не читал никогда тех книг, которые прежде знал наизусть. А не знал он ни одного слова, потому что едва был обучен грамоте. Тогда, придя в себя молитвами преподобных отцов, он исповедал великий свой грех и горько оплакивал его, и принял на себя великое воздержание и послушание, начав чистое и смиренное житие, так что он превзошел всех добродетелью. Человеколюбивый же Господь, видя такое подвижничество блаженного и не презирая прежних его добродетелей, - к которым приучал он себя в юности, - принял его истинное покаяние. И, как принимая покаяние Петра, три раза отвергшегося от Него, сказал ему: " Паси агнцев Моих, паси овец Моих, паси избранных Моих " (Ин. 21:15 и 16), то же знамение благоприятного покаяния подал и блаженному этому Никите. За многую любовь к хранению всех заповедей Он сделал его пастырем словесного Своего стада, возведя на престол епископства Новгородского. И там, в уверение и ясное доказательство прощения святому того, бывшего раньше, падения прославил его добродетельную жизнь дарами чудотворения. Однажды, во время бездождия, помолился он, и свел дождь с неба. Также он погасил пожар в городе, и творил много других чудес. И, упасши мудро словесную свою паству, преставился ко Господу. И так как искушен он был, как золото, оказался достоин венца вечной жизни. Да сподобимся его и мы, молитвами преподобного отца нашего Никиты, благодатью Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Которому со безначальным Его Отцом и со Пресвятым, благим и животворящим Духом - честь, хвала и слава подобает, ныне и присно и во веки веков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1826...

Скачать epub pdf Житие преподобных Спиридона и Никодима Память 31 октября Всякая душа, озаренная свыше благодатию, бывает проста ( Прит. 11:26 ), в ней нет ни лукавства, ни лести, она – сосуд и жилище Самого Бога. Посему и апостол говорит: «Немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» ( 1Кор. 1:27 ) К числу таких избранных принадлежал и преподобный отец наш Спиридон. Сей блаженный происходил из некоторого селения, он не был научен книжному искусству, не был силен в слове, но был велик своим разумом духовным и богоугодными делами. Имея в своем сердце страх Господень, начало всякой премудрости, он пришел в Печерский монастырь и стал вести здесь суровую иноческую жизнь. Не зная грамоты, он начал учиться книжному искусству, хотя уже не был юн летами. Все Боговдохновенные псалмы Давидовы он твердо изучил и знал на память. Святой подвижник с неослабевающей ревностью подвизался и заботился о спасении души своей; у него был благочестивый обычай: всякий день он воспевал Псалтирь Давидову и не переставал до тех пор, пока не кончал ее всю в тот же самый день. Бывший тогда игуменом Пимен постник, видя, что святой Спиридон отличается смирением и трудолюбием, постоянно пребывает в посте и молитве и во всем непорочен, возложил на него богоприятное для него послушание: печь хлеб, приносимый к Божественной литургии для тайного тела Христова, т.е. просфоры. Блаженный Спиридон, поселившись в пекарне, не оставил и прежних своих духовных подвигов, стал исполнять возложенное на него послушание со всяким благоговением и страхом Божиим. Зная, что труд рук его предназначался для чистой и непорочной жертвы, приносимой иереем; он исполнял его, воссылая своими устами хваление Богу: рубил ли дрова, месил ли тесто, он всегда устами своими воспевал псалмы Давидовы, чтобы ежедневно, по своему обыкновению, окончить всю Псалтирь. Однажды, исполняя свою обычную работу, сей блаженный подвижник затопил печь для печения просфор. Вдруг огонь вырвался из устья печи и охватил крышу того здания, где был святой. Блаженный Спиридон, взяв свою мантию, закрыл ею устье печи, и перетянув рукава своей власяницы, поспешил с ней к колодцу; наполнив ее водою, он быстро вернулся, созвал братию и просил, чтобы иноки помогли ему погасить пожар. Собравшись, братия увидела дивное явление: мантия, которой блаженный закрыл устье печи, была нетронута огнем и вода из власяницы не вытекала. Иноки быстро погасили принесенной водой горящее здание и радостно прославляли Бога. У сего блаженного Спиридона был один соучастник в трудах, некий брат по имени Никодим; он во всем был единомыслен со святым Спиридоном. Подобно сему блаженному, святой Никодим также ревностно молился и делил с ним труды телесные.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010