Я наклонился в малую пещеру, где стоял Преподобный, чтобы поцеловать многострадальную главу его, и едва поднялся от земли, как опять услышал голос Владыки: «Вот еще два великих подвижника, разные по рождению, соединенные здесь смертию: Марку Пещернику, повиновались мертвые, ибо для них трудился Преподобный всю свою жизнь, искапывая гробы усопшей братии; а Никола Святоша, был сын князя Черниговского и правнук великого Ярослава. Видишь ли, как в каждом состоянии весть Господь избранных своих, ибо всем хощет спастися и в познание истины приити. Князь Никола чуждался своего высокого сана, принимал на себя самые трудные послушания монастырские, был долго вратарем Святой лавры и после тридцатилетних подвигов преселился в вечное царствие в сих пещерах; но и Господь прославил его чудесами». Подле князя-инока покоился другой инок Печерский, утопленный в Днепре его родственником, князем Ростиславом, за то, что предсказал ему поражение от половцев. Но чудотворец Григорий, так названный по своим знамениям, явил чудо и по смерти, ибо связанное тело его обретено было не под водою, но в собствевенной его келлии, а пророчество Святого сбылось над убийцею. Мы шли далее по длинному переходу, где только два затворника представились нам на пути, заключенные в своих келлиях: Максим и Матфей Прозорливый, и уже мы почти окончили обширный круг подземелья, когда опять круто поворотили направо, чтобы поклониться еще нескольким угодникам, почивающим около и в самой трапезе преподобного Антония. В узком переходе, к ней ведущем, первый отдыхает от многих трудов своих Святой Алипий, иконописец Печерский, прославленный многими исцелениями, которому Ангелы дописывали его иконы. Он научился своему искусству от иконописцев греческих, давно присланных из Царьграда Преподобными Антонием и Феодосием, чрез десять лет после их кончины, для расписания соборной церкви. Рядом с Алипием Спиридон, просфорник Печерский, угасивший мантиею своею пламя в загоревшейся храмине, которому огнь пещный напоминал всегда о вечном огне осужденных. Владыка велел игумену снять перчатку с нетленной руки, и она мне открылась, с православным изображением знамения крестного, коим осенил себя Преподобный в час блаженного своего отшествия к Богу. Игумен засвидетельствовал Владыке, что многие старообрядцы обратились к истине, при столь явном ее извещении. Напротив сих двух Блаженных почивают черноризец Арефа, коему вменено было в милостыню утраченное им имущество, ибо возблагодарил за то Господа, и два затворника, Феофил и Сисой, в своих келлиях. Дальше, опять открыто, Анастасий, известный только по имени, а в самой трапезе, где братия собирались по субботам, есть еще несколько отшельников Печерских: чудотворец Исайя, Авраамий Трудолюбивый, Сильвестр, Пимен Постник, духовным оком прозревший страдальческую кончину священномученика Кукши, и Онуфрий Молчаливый. Нет их жвзнеописания в Патерике Печерском; но память их, местночтимая, совершается в пещерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Иркутск . Иннокентий еписк., ум. 1731. 26 ноября. Казань . Гурий архиеп., ум. 1563. 4 дек. и 4 окт. (Обретение мощей его в 1595). Явление иконы Пресв. Богородицы в 1579. 8 июля. Калязин , в Тверской губ. Макарий преп., ум. 1483. 17 марта и 20 мая. (Обретение мощей его в 1521). Киев. Ольга-Елена, вел. княгиня, ум. 969. 11 июля. Феодор Варяг и Иоанн, сын его, мучч. 983 года. 12 июля. Владимир-Василий, вел. кн., 1015. 15 июля. Борис-Роман, князь, убиенный 24 июля, и Глеб-Давид, брат его, уб. 5 сент. 1015 года. 24 июля. Святители Киевские: Михаил, первый митрополит, ум. 1192. 30 сент. Константин блаженный, ум. 1159. 5 июня. Преподобные Печерские: XI века: Моисей Угрин, ум. 1041. 26 июля. Дамиан пресв., ум. 1071. 5 окт. Антоний, ум. 1073. 10 июля. Феодосий, ум. 1074. 3 мая и 14 авг. (Обретение мощей его в 1091 году). Никон игумен, ум. 1088. 23 марта. Феодор и Василий, ум. 1091. 11 авг. Григорий, ум. 1094. 8 янв. Агапит, ум. ок. 1095. 1 июня. Евстратий, муч. Корсунский, ок. 1100. 28 марта. Анастасий преподобномуч. 21 янв. Варлаам игумен. 19 ноября. Иеремия и Матфей прозорливые. 5 окт. Марк пещерник и Феофил плачливый. 29 дек. XII века: Прохор, ум. 1103. 10 февр. Никита, еп. Новгородский, затворник, ум. 1108. 31 янв. и 14 мая. Алипий иконописец, ум. ок. 1114. 17 авг. Пимен многоболезненный, ум. 1139. 7 ноября. Поликарп архимандрит, ум. 1182. 24 июля. Еразм. 24 февр. Лаврентий. 29 янв. Нестор, летописец. 27 окт. Никон сухой. 11 дек. Спиридон и Никодим просфорники. 31 окт. Тит.27 февр. Исакий затворник. 11 февр. Иоанн многострадальный. 18 июля. XIII века : Афанасий затворник, ум. 1264. 2 дек. Арефа. 21 окт. Кукша священномуч., и Пимен постник. 27 авг. Освящение храма великомуч. Георгия в 1037 году. 26 ноября. Празднование Киево-Печерской иконе Пресв. Богородицы, с 1085. 3 мая. Обретение мощей княжны Ольшанской Иулиании в 17 веке. 6 июля. Клопский монастырь , в 15 верстах от Новгорода. Михаил юродивый, преп., ум. 1452. 11 янв. Колоча , в 23 верстах от Можайска. Явление иконы Богоматери в 1413 году. 9 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

При возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, было открыто несколько мощей древних подвижников и устроен храм в честь Воздвижения Честного Креста (Архимандрит Иннокентий к Гербинию, 1674 г. Kiowia Subterranea, р. 43). В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Честного Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора преподобных Ближних пещер было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием памяти Собора преподобных Дальних пещер. Предполагают, что канон преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, составлен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским. Известно, что ему принадлежит 2-й канон службы преподобным Антонию и Феодосию на 2 сентября. В Собор преподобных отцов Ближних пещер входят (в скобках приводится дата кончины и основной памяти): преподобный Антоний Первоначальник (†1073; память 10 июля и 2 сентября), преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником ( †1107; память 10 февраля), преподобный Иоанн Постник (XII; память 7 декабря), преподобная Иулиания дева, княжна Ольшанская (†ок. 1550; память 6 июля), преподобномученики Феодор и Василий (†1098; память 11 августа), преподобный Поликарп, архимандрит Печерский (†1182; память 24 июля), преподобный Варлаам, игумен Печерский (†1065; память 19 ноября), преподобный Дамиан пресвитер, Целебник (†1071; память 5 октября), преподобный Никодим Просфорник (XII; память 31 октября), преподобный Лаврентий Затворник, епископ Туровский (XII; память 29 января), преподобный Афанасий Затворник (†ок. 1176; память 2 декабря), преподобный Еразм Черноризец (XII; память 24 февраля), преподобный Лука, эконом Печерский (XIII; память 6 ноября), преподобный Агапит, врач безмездный (†ок. 1095; память 1 июня), преподобные Феофил Слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке почивающие (XII; память 29 декабря), преподобный Нектарий Послушливый (XII; память 29 ноября), преподобный Григорий Иконописец (XII; память 8 августа), священномученик Кукша, просветитель вятичей (XII; память 27 августа), преподобный Алексий Затворник (XIII; память 24 апреля), преподобный Савва Богоугодник (XIII; память 24 апреля), преподобный Сергий Послушливый (XIII; память 7 октября), преподобный Меркурий, епископ Смоленский (†1239; память 7 августа), преподобный Пимен Многоболезненный (†1110; память 7 августа), преподобный Нестор Летописец (†1114; память 27 октября), преподобномученик Евстратий (†1097; память 28 марта), преподобный Елладий Затворник (XII–XIII; память 4 октября), преподобный Иеремия Прозорливый (XI; память 5 октября), преподобномученик Моисей Угрин (†ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

III. Однажды преподобный Нифонт видел, что дьявол подошел к человеку, который в поле занимался работой, пошептал ему что-то на ухо, чего рабочий совсем не заметил, и отошел прочь; потом подошел к другому, невдалеке работающему, человеку и этому что-то сказал на ухо; оба эти работника, оставя свою работу, сошлись вместе и разговорились; прежде говорили спокойно и ласково, потом забранились, а наконец жестоко поссорились. (Чет.-Мин. 23 декабря). IV. Св. Никита, еписк. Новгородский, был родом киевлянин и с юных лет вступил в Печерскую обитель. Стремясь к высшим подвигам, он вскоре решился сделаться затворником, несмотря на все внушения настоятеля о преждевременности такого многотрудного дела для молодого инока, и действительно подвергся в затворе горькому искушению. По внушению от дьявола, явившегося ему в образе Ангела светла, Никита совершенно перестал молиться Богу, весь предался чтению книг ветхозаветных, начал принимать к себе приходящих, давать им советы, изрекать предсказания, и через то приобретать себе суетную славу. Никто не был в состоянии состязаться с ним в знании книг Ветхого завета, а Евангелия и прочих книг новозаветных он не только не читал, но никогда не хотел ни видеть, ни слышать. Совокупные молитвы отцов печерских, между которыми находились – игумен Никон, Матвей прозорливец, Исаакий святой, Григорий чудотворец , Пимен постник и летописец Нестор, освободили несчастного инока от обаяний искусителя, – и Никита, покинув затвор и внезапно лишившись всех знаний, которыми тщеславился, начал снова учиться в обители и грамоте, и иноческой жизни. На этот раз он пошел путем истинного смирения, воздержания и послушания, и мало-помалу достиг того, что превзошел всех своей добродетелью. За высокую добродетель подвижник возведен был в сан епископа Новгородского (в 1096 г.), и в течение 11 лет не переставал служить образцом благочестия для своей паствы. Господь удостоил Своего угодника еще при жизни дара чудотворений; двукратно он спасал Новгород от бедствий: однажды своею молитвою свел дождь с небеси во время продолжительной засухи; в другой раз молитвою же остановил страшный пожар, истреблявший город. (См. о Никите Затворнике в рукописных печерских патериках; также Пол. соб. р. лет. 1, 109; 11, 3, 122, 179, 213).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Я наклонился в малую пещеру, где стоял преподобный, чтобы целовать многострадальную главу его, и едва поднялся от земли, как опять услышал голос Владыки: «вот ещё два великих подвижника, разные по рождению, соединённые здесь смертью : Марку Пещернику повиновались мёртвые, ибо для них трудился преподобный всю свою жизнь, искапывая гробы усопшей братии; а Никола Святоша был сын князя Черниговского и правнук великого Ярослава. Видишь ли, как в каждом состоянии знает Господь избранных своих, ибо всем хочет спастись и в познание истины прийти. Князь Никола чуждался своего высокого сана, принимал на себя самые трудные послушания монастырские, был долго вратарем святой Лавры и, после тридцатилетних подвигов, переселился в вечное Царствие в сих пещерах; но и Господь прославил его чудесами». Подле князя инока покоился другой инок Печерский, утопленный в Днепре его родственником, князем Ростиславом, за то, что предсказал ему поражение от половцев. Но чудотворец Григорий, так названный по своим знамениям, явил чудо и по смерти, ибо связанное тело его обретено было не под водою, но в собственной его келье, а пророчество святого сбылось над убийцей. Мы шли далее по длинному переходу, где только два затворника представились нам на пути, заключённые в своих кельях: Онисим и Матфей прозорливый, и уже мы почти окончили обширный круг подземелья, когда опять круто поворотили направо, чтобы поклониться ещё нескольким угодникам, почивающим около и в самой трапезе преподобного Антония. В узком переходе, к ней ведущем, первый покоится после многих трудов своих, святой Алипий, иконописец Печерский, прославленный многими исцелениями, которому Ангелы дописывали его иконы. Он научился своему искусству от иконописцев греческих, дивно присланных из Царьграда преподобными Антонием и Феодосием, через десять лет после их кончины, для росписания соборной церкви. Рядом с Алипием, Спиридон просфорник Печерский, угасивший мантией своею пламя в загоревшейся храмине. Владыка велел блюстителю пещер снять перчатку с нетленной руки и она мне открылась, с православным изображением знамения крестного, коим осенил себя преподобный, в час блаженного своего отшествия к Богу. – Блюститель пещер засвидетельствовал Владыке, что многие старообрядцы обратились к истине при столь явном её извещении. Напротив сих двух блаженных почивают: черноризец Арефа, коему вменено было в милостыню утраченное им имущество, ибо возблагодарил за то Господа, и два затворника, Феофил и Сисой, в своих кельях. Далее, опять открыто, Анатолий, известный только по имени, и в самой трапезе, где братия собирались по субботам, есть ещё несколько отшельников Печерских: чудотворец Исаия, Авраамий трудолюбивый, Сильвестр, Пимен постник, духовным оком прозревший страдальческую кончину священномученика Кукши, и Онуфрий молчаливый. Нет их жизнеописания в Патерике Печерском; но память их, местно чтимая, совершается в пещерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Я наклонился в малую пещеру, где стоял преподобный, чтобы целовать многострадальную главу его, и едва поднялся от земли, как опять услышал голос Владыки: «вот еще два великих подвижника, разные по рождению, соединенные здесь смертью: Марку Пещернику повиновались мертвые, ибо для них трудился преподобный всю свою жизнь, искапывая гробы усопшей братии: а Никола Святоша был сын князя Черниговского и правнук великого Ярослава. Видишь ли, как в каждом состоянии весть Господь избранных Своих, ибо всем хощет спастися и в познание истины приити. Князь Никола чуждался своего высокого сана, принимал на себя самые трудные послушания монастырские, был долго вратарем святой лавры и после тридцатилетних подвигов переселился в вечное царствие в сих пещерах; но и Господь прославил его чудесами.» Подле князя инока покоился другой инок Печерский, утопленный в Днепре его родственником князем Ростиславом за то, что предсказал ему поражение от Половцев. Но чудотворец Григорий, так названный по своим знамениям, явил чудо и по смерти, ибо связанное тело его обретено было не под водою, но в собственной его кельи, а пророчество святого сбылось над убийцею. Мы шли далее по длинному переходу, где только два затворника представились нам на пути, заключенные в своих кельях: Онисим и Матфий прозорливый, и уже мы почти окончили обширный круг подземелья, когда опять круто поворотили на право, чтобы поклониться еще нескольким угодникам, почивающим около и в самой трапезе преподобного Антония. В узком переходе, к ней ведущем, первый отдыхает от многих трудов своих св. Алипий, иконописец Печерский, прославленный многими исцелениями, которому Ангелы дописывали его иконы. Он научился своему искусству от иконописцев Греческих, дивно присланных из Царьграда преподобными Антонием и Феодосием чрез десять лет после их кончины для расписания соборной церкви. Рядом с Алипием Спиридон просфорник Печерский, угасивший мантией своею пламя в загоревшейся храмине, которому огнь пещный напоминал всегда о вечном огне осужденных. Владыка велел игумену снять перчатку с нетленной руки, и она мне открылась с православным изображением знамения крестного, коим осенил себя преподобный в час блаженного своего отшествия к Богу. – Игумен засвидетельствовал Владыке, что многие старообрядцы обратились к истине при столь явном ее извещении. Напротив сих двух блаженных почивают: черноризец Арефа, коему вменено было в милостыню утраченное им имущество. ибо возблагодарил за то Господа, и два затворника. Феофил и Сисой, в своих кельях. Далее опять открыто Анастасий, известный только по имени; и в самой трапезе, где братия собирались по субботам, есть еще несколько отшельников Печерских: чудотворец Исаия, Аврамий трудолюбивый, Сильвестр, Пимен постник, духовным оком прозревший страдальческую кончину священномученика Кукши, и Онуфрий молчаливый. Нет их жизнеописания в Патерике Печерском: но память их местно чтимая, совершается в пещерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Поклонившись еще Святым мощам Чудотворца Моисея, Болезненного Иосифа и схимника Сисоя, митрополит остановился пред одною ракою и сказал: «Вот и преподобный Нестор Некнижный, отличенный сим смиренным названием от Летописца. Итак, есть у нас Нестор Книжный, есть и Некнижиый, дабы и простые люди утешились тою мыслию, что не многим учением, а многими трудами, верою и любовию, достигнем Небесного Царствия». Преподобный Нестор почивает у входа в малую подземную церковь Благовещения, которая едва ли не была древнейшею из всех пещерных. Ее ископали еще Святые отцы сих подземелий, ибо к ней направлен крутой спуск из верхней церкви Зачатия, заменившей подземную, и недалеко от нее древние Варяжские пещеры. Да и вокруг оной во множестве стеснились преподобные посмертные жители сих вертепов, от затворника Пафнутия до воина Тита; от его гроба открывается иной переход, в другую часть подземелья. Здесь же, недалеко от церкви Благовещения, положена и Святая игумения Евфросиния, дочь князя Полоцкого, которая скончалась во время своего странствования в Иерусалиме и перенесена была в Киев братьями, ей сопутствовавшими. Пимен Постник, Святой младенец Леонтий, канонарх Печерский, почивают открыто в обширном преддверии церкви Преподобного Феодосия, которая устроена уже в начале XVII века, по описанию Кальнофойского, и соединяется длинным переходом с церковию Благовещения; галерея сия также освящена телесами Преподобных. «Посмотри, – сказал мне Владыка, – какие отроки, невинные по самому возрасту, достигали трудными подвигами до Небесного Царствия в нашей святой лавре». Так говоря, он ввел меня в келлию, подобную Антониевой, какую видел я в Ближних пещерах, с каменным ложем в углублении, над коим теплилась лампада. «Это келлия преподобного Феодосия, – сказал с умилением Владыка, простершись пред его ложем. – Это место освящено подвигами его долголетней иноческой жизни. Здесь сердце лавры!» Помолчав немного, от избытка чувств, преисполнивших сердце, он продолжал: «Скажи Преосвященному Московскому, когда его увидишь: что медлит он посетить святыню Печерскую? При освящении храма, что над гробом Преподобного Михея, не он ли жаждал видеть, хотя на минуту, убогую келлию Сергиеву, в том виде, как она была во дни Преподобного, подышать ее воздухом, еще трепетавшим молитвами Святых? Но в лавре Сергиевой уже нет и следов его келлии, указывают одно лишь место ее, великолепно украшенное.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

С Божьей помощью, храм к концу 2011 года был построен и 14 января 2012 года состоялось его великое освящение, которое возглавил Преосвященнейший Евлогий, епископ Сумской и Ахтырский. В освященной церкви Преосвященный возглавил Божественную литургию по чину святителя Василия Великого и на малом входе удостоил настоятеля протоиерея Василия Коровца награждения орденом УПЦ святого великомученика Георгия Победоносца. По отпусте были возглашены уставные многолетия. Правящий архиерей тепло поздравил настоятеля храма и прихожан с праздником освящения храма и вручил благотворителям церковные награды. Святыни [ править править код ] Благоверный великий князь Георгий (Юрий), Владимирский чудотворец. Небесный покровитель храма В храме имеются частицы мощей таких святых: Благоверный великий князь Георгий (Юрий), Владимирский чудотворец (+1238) Преподобный Герасим Иорданский (+451) Мученик Зосима Кононейский (ок. 89-117) Преподобный Сисой схимник, в Дальних пещерах Преподобный Онуфрий молчаливый, Печерский (XII) Святитель Митрофан Воронежский Преподобный Пимен, постник Печерский, в Ближних пещерах Богослужения [ править править код ] Богослужения в храме совершается каждую субботу в 17:00 - Всенощное Бдение, воскресенье 7:30 - 3,6 часы, 8:00 - Божественная Литургия, а также в праздничные дни. Каждый четверг в 17:00 молебен о недужных, после молебна — беседа перед крещением. Актуальное расписание богослужений Праздники: Святого благоверного великого князя Георгия (Юрия) Всеволодовича, Владимирского - 17 февраля, 17 марта Местонахождение [ править править код ] Адрес: Украина, г. Сумы, ул. Марка Вовчка,2 Телефон настоятеля: 066-744-54-72 , 78-29-64 (протоиерей Василий Коровец) Где остановиться [ править править код ] Отель " Воскресенский " расположен в деловом центре Сум, рядом с Воскресенским собором. Архитектура здания гостиницы сочетает классику с современными формами конструктивизма. Имеется сауна с небольшим бассейном, закрытый гараж и неохраняемый паркинг у входа. Номера: Каждый из 28 номеров гостиницы выполнен в собственном неповторимом стиле. Все номера с удобствами.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_благоверн...

26, а 17 мая перенесение мощей его. 1027 В акте 1659 г. сказано: «милостью преподобного отца нашего начальника игумена Адриана – дан вклад в дом преч. Богородицы и чудотворцу Адриану». 1028 Импер. Александр, осматривая (1819 г.) губернию, пожелал поклониться преподобномученику Андриану, взял в проводника крестьянина и без свиты отправился к гробу святого: здесь долго молился он со слезами и потом прислал сосуды и книги для храма. – В 1828 г. мощи преподобного перенесены в новый каменный храм – введения Богоматери во храм. 1029 Страдание преп. Кукши Блаженный Симон епископ Владимирский в послании своем к Поликарпу писал: «как могу достойно прославить святых мужей, бывших в честном печерском монастыре, для которых язычники крестились и становились иноками, а иудеи принимали святую веру? Но и не могу умолчать о блаженном священномученике и черноризце сего монастыря Кукше, о котором все знают, что он прогонял бесов, крестил вятичей, дождь свел, иссушил озеро, сотворил многие другие чудеса и после многих мук убит был с учеником своим Никоном. С ними скончался в один день и Пимен постник, за два года предузнавший свое отшествие к Богу, пророчествовавший о многом, исцелявший больных. Став среди церкви, он громко сказал: брат наш Кукша убит на рассвете. Сказав это, он преставился в один день и час со святыми». 1030 Преп. Нестор писал: «Вятко с родом своим сел по Оке и от него прозвались вятичи», и он же, описав языческие обыкновения древних русских славян, говорит: «это делают и ныне вятичи», т. е. в конце 11 века. 1031 В конце 11 века у вятичей еще были свои князья, – и они поддерживали язычество своего племени. 1032 Курск в первой половине 11 века был уже христианским городом, как видно по житию преп. Феодосия, но прочие поселения вятичей – Мценск, Брянск, Козельск еще держались язычества. И здесь то проповедовал с учеником своим преп. Кукша; здесь то окончил он подвиг свой мученически в самом начале 12 века, ок. 1110 года. В след за тем явились у вятичей и «наместники черниговского князя». 1033 – Языческое имя Кукши и самое звание проповедника вятичей дают право положить, что преп. Кукша сам был уроженцем страны вятичей и любовь святая к соплеменникам, страдающим от язычества, вызвала его на многострадальный апостольский подвиг среди вятичей. – Мощи преп. Кукши и Пимена почивают в Антониевой пещере. 1034 «О, Кукша мученик, правило для священников, украшение постникам и преподобным!» в восторге говорит восточный инок, «ты как апостол скончался среди проповеди евангельской с учеником твоим; наставь и меня твоими молитвами на путь спасения». 1035 Память о печерских угодниках, почивающих в Феодосиевой пещере

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Поклонившись еще св. мощам чудотворца Моисея, болезненного Иосифа и схимника Сисоя, Митрополит остановился пред одною ракой и сказал: «вот и преподобный Нестор некнижный, отличенный сим смиренным названием от летописца, И так есть у нас Нестор книжный, есть и некнижный, дабы и простые люди утешились тою мыслью, что не многим учением, а многими трудами, верою и любовью достигнем небесного царствия». Преподобный Нестор почивает у входа в малую подземную церковь Благовещения, которая едва ли не была древнейшею из всех пещерных; ее ископали еще святые отцы сих подземелий, ибо к ней направлен крутой спуск из верхней церкви Зачатия, заменившей подземную, и недалеко от нее древние Варяжские пещеры; да и вокруг оной в большем количестве стеснились преподобные посмертные жители сих вертепов, начиная от затворника Пафнутия и до воина Тита: от его гроба открывается иной переход в другую часть подземелья. Здесь же, недалеко от церкви Благовещения, положена и святая игуменья Евфросиния, дочь князя Полоцкого, которая скончалась во время своего странствования в Иерусалиме и перенесена была в Киев братьями, ей сопутствовавшими. Пимен постник и святой младенец Леонтий, канонарх Печерский, почивают открыто в обширном преддверии церкви преподобного Феодосия, которая устроена уже в начале XVII века, по описанию Кальнофойского, и соединяется длинным переходом с церковью Благовещения: галерея сия также освящена телесами преподобных. «Посмотри, сказал мне Владыка, какие отроки, невинные по самому возрасту, достигали трудными подвигами до небесного царствия в нашей святой лавре». Так говоря, он ввел меня в келью, подобную Антониевой, какую видел я в ближних пещерах, с каменным ложем в углублении, над коим теплилась лампада. «Это келья преподобного Феодосия, сказал с умилением Владыка, простершись пред его ложем; это место освящено подвигами его долголетней иноческой жизни; здесь сердце лавры» – Помолчав немного от избытка чувств, преисполнивших сердце, он продолжал: «скажи Преосвященному Московскому, когда его увидишь, что медлит он посетить святыню Печерскую? При освящении храма, что над гробом преподобного Михея, не он ли жаждал видеть, хотя на минуту, убогую келью Сергиеву в том виде, как она была во дни преподобного, подышать ее воздухом, еще трепетавшим молитвами святых!...

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010