Трудно быть христианином или легко? Господь сказал, что иго Его благо и бремя легко. Но люди жизненного христианского опыта судили иначе и жили так, что смотрящим со стороны жизнь их казалась невыносимо трудной. Апостол Павел противополагал радостную христианскую свободу тяжкому игу ветхозаветного закона 179 . Но другой великий апостол ставит тревожно вопрос: Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? 180 Серафим Саровский всегда был радостный и люди с восторгом пили эту радость. Но те, которые ближе подходили к самому образу его жизни, с широко открытыми глазами смотрели на труды и скорби праведника, поклонялись ему. Но кто же из них мог пойти по такому пути? Весь древний христианский мир преклонился перед египетской пустыней, где сияли ее преподобные звезды. Но если вы откроете древние патерики, то самое первое и бесспорное впечатление есть удивление от трудности монашеского пути. «Трудно быть монахом», – сказал Антоний 181 Павлу Препростому 182 и ушел в свою келейку, оставив стоять голодного и усталого старика на открытом зное без пищи три дня, чтобы Павел понял эту трудность и вернулся к своей нелегкой крестьянской жизни 183 . И сами подвижники были не однолики. Были такие, что непрестанно плакали, и были такие, что всегда улыбались. Одни были строги и учительны, а другие – добры, нежны, как мать. А что можно помыслить о мирских людях, не о тысячах славимых угодников, а о миллионах обыкновенных, «рядовых» крестьян? Здесь я всецело сливаюсь с мыслью св. Иоанна Златоуста , что нам заповедан самый легкий образ жизни и ничего трудного 184 . Если и трудно быть христианином, то не потому, что заповеди Господа тяжки, но лишь потому, что велика сила греха, наследственная порча души и тела. Трудно кажется, когда слышишь слово возненавидеть отца, мать, самую жизнь в мире 185 . Но ведь возненавидеть – это не для ущерба, не для ограбления души, но для радости любви, более полной и совершенной. Отрекись от всего, отдай все, иди на все страдания и лишения. Но все это делают на каждом шагу люди ради достижения самых маленьких целей. А христианин все это делает перед лицом великой цели, ради общения с любимым. Более всего, делает не для того, чтобы страдать и обнищать, но чтобы приобрести драгоценную жемчужину – Божие Царство. Вера, скажут, нужна большая. Но хватает у нас веры для риска жизнью и ради прекрасных глаз, и ради пустой побрякушки, и ради тщеславия, и ради мщения. Если бы мы верили во Христа так, как верим хотя бы в собственное счастье, то все было бы легко и просто. Но пусть и веры мало, да ведь дела от нас требуются совсем маленькие. Самое большое дело, самое великое, самое спасительное, какое только и предлагается нам в Евангелии, это взять ради Христа одно бедное дитя и признать его как свое. За это все и даруется. Такой человек через это одно и христианин, ибо принимает в лице дитяти самого Христа, и служит Богу, и себя спасает.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Выражение («не облачай») обращено к настоятелю монастыря, которому одному принадлежит власть принимать в монастырь или отказывать в приеме. Игумен имел полное право извергнуть из монастыря лиц, подавших повод к соблазну. Поскольку нравственный уровень тогдашнего монашества был очень высоким, то и требования к кандидатам были очень высокими. Монашеские одежды мог надевать на себя каждый, кто хотел жить по-монашески по собственному усмотрению, применяясь в выборе одежды, в покрое и цвете к тем одеждам, которые были приняты в том или ином монастыре. И это неудивительно для монашества отшельнического, потому что оно признает значительную степень свободы подвижника от внешних форм и ограничений. Однако свободу следует понимать только в сторону большего аскетизма, а не в сторону излишеств и поблажек плоти. «Вступавший в обитель преподобного Антония мог и сам снять с себя мирские одежды и заменить их монашескими, но мог просить и игумена монастырского, чтобы тот облек его в монашеские одежды, если от этого участия игумена зависел больший религиозный подъем у принимающего монашество» . В обители преподобного Антония монахи носили свое особое одеяние, которым отличались от мирян. «Они надевали его, вступая в монастырь в качестве иноков, бесповоротно отрекшихся от мира и навеки решивших связать свою жизнь с обителью. Они лишались монашеского одеяния, когда, по тем или иным обстоятельствам, им приходилось возвращаться в мир» . Такие простые правила приема в обитель к преподобному Антонию существовали сначала в устной традиции или в устном предании, а затем, после смерти основателя монашества, были преданы письму и дошли до нас. Согласие на принятие в число братии монастыря определялось игуменом исключительно по его собственному убеждению в том, способно ли известное лицо вести подвижнический образ жизни или нет. Из жития преподобного Павла Препростого можно видеть, как несложно было испытание при приеме в монастырь при преподобном Антонии . «Все сие делал Антоний для того, чтобы испытать терпение и послушание Павла. А тот нисколько не роптал на сие, но с усердием и старательностью исполнял все повеления Антония. Наконец Антоний убедился в способности Павла к пустынножительству и сказал ему: “Вот ты уже и сделался иноком во имя Господа Иисуса”» . Павел стал подвизаться невдалеке от преподобного Антония. Никаких торжественных обетов он не произносил .

http://pravoslavie.ru/30891.html

стороны - преподобные Павел Препростый, Онуфрий, Феодосий из Скопела; с сев. стороны - преподобные Ксенофонт, Аркадий и Иоанн), под ними - фигуры преподобных в рост (с юж. стороны - преподобные Мелетий, Епифаний, Андроник, Лука Элладский (Стириот); с сев. стороны как преподобные изображены святители Григорий Акрагантский и Григорий Чудотворец; на откосах окна - свт. Григорий Омиритский и прп. Григорий Акритский). Изображения преподобных имеются также на откосах обеих арок. Незначительные фрагменты росписей обнаружены в нартексе. При исследовании техники живописи помимо широко распространенных земляных пигментов было выявлено использование дорогостоящих материалов: ультрамарина в фонах и одеждах, позолоты в нимбах и нек-рых деталях. Росписи парекклисиона Св. Троицы принадлежат к числу лучших произведений раннекомниновской монументальной живописи. Работавшие здесь мастера, несомненно, ориентировались на столичные образцы. По стилю живописи к фрескам парекклисиона Св. Троицы наиболее близки мозаики киевского Златоверхого во имя арх. Михаила муж. мон-ря . В основу стиля обоих ансамблей положены обновленные классические принципы. Пропорции фигур слегка удлиняются, движения делаются неск. более порывистыми, в рисунке появляются напряженные, утрированные линии, в драпировках заметна стилизация, в ликах часто проявляется эмоциональность, иногда напряженность и острота. Все эти элементы получат дальнейшее развитие в искусстве XII в. В росписях парекклисиона эти черты особенно заметны в фигурах пророков Иезекииля и Моисея, а также в образах апостолов из «Успения». Мастера, работавшие в И. З. м., принесли на Кипр новый стиль, упрощенные версии к-рого представлены в целом ряде росписей раннего XII в.: Асину Панагии церкви (1105/06), ц. Пресв. Богородицы в Трикомо, соборе Николая Чудотворца «тис Стегис» мон-ря , соборе Амасгу Богородицы жен. мон-ря , ц. праведных Иоакима и Анны в Калиане ( Mouriki. 1980/1981. P. 98). Вероятно, в создании этих росписей принимали участие мастера из той же артели.

http://pravenc.ru/text/577890.html

13; Пелагий. Кн. 18. Гл. 20; Руфин. Гл. 31. Преподобный Павел Препростый – один из самых близких и любимых учеников Антония Великого , с которым сам учитель советовался о духовных вопросах и к кому отсылал страждущих для отгнания бесов. Скончался преподобный около 340 года. Память его 7/20 марта и 4/17 октября. 2 Публикуется по: Руфин. Жизнь пустынных отцов. СвятоТроицкая Сергиева лавра, 1898. Гл. 31. С. 108–111. 3 Публикуется по: Скитский патерик. М., 2001. С. 45–48. Аммон Нитрийский Публикуется по: Руфин. Жизнь пустынных отцов. СвятоТроицкая Сергиева лавра, 1898. Гл. 30. С. 106–108. Преподобный Аммон (Аммоний, Амун) Нитрийский (кон. III – 340/345) – основатель монашеского жития на Нитрийской горе (см.: Сократ Схоластик . Кн. 4. Гл. 23); Палладий (гл. 42) и др. Аммон Нитрийский не только сам посещал Антония Великого , но и удостоился его посещения и особого благословения на основание обителей в пустыне Келлий для окормляемых им в Нитрии иноков. Провел в пустыне 22 года. Среди его учеников были такие известные отцы, как Феодор, Елурион, Орсисий, Агиос, Путувист, среди сподвижников: Пиор, Памво, Ориген , Кроний и др. Память преподобного Аммона Нитрийского 4/17 сентября. – Прим. ред. Епископ Аммон Публикуется по: Повествования об авве Аммоне//Творения древних отцов-подвижников. М., 1997. С. 21–24. Преподобный Аммон, будущий епископ (вероятно, Оксиринха) – продолжатель дела Антония Великого , один из самых любимых его учеников, который часто возглавлял монастырь на «внешней горе», в Писпере, во время отсутствия преподобного Антония, а затем стал там настоятелем. Родился в конце III или начале IV века, прожил долгую подвижническую жизнь и отошел ко Господу в сане епископа в конце IV века. Оставил после себя духовные сочинения по аскезе (см. указ. изд.). О нем сохранились поучительные повествования, вошедшие в «Древний патерик». Это именно тот авва Аммон, которому Антоний Великий велел бить камень и о котором сказал, что он преуспеет в кротости и в страхе Божием. Святой Аммон был удостоен слышать в пустыне голос пророка Моисея, объясняющего Антонию Великому по его просьбе речения из Книги Левит.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Год идет за годом – подвиг продолжается, Шаг за шагом Пелагия к чистоте взбирается. И настал однажды тот день благословенный – Воссиял в ней свет небесный, ясный и нетленный. Вся душа обожилась, свыше просветилась – Ярче солнца Пелагия пред Творцом явилась. Покаянье ко спасенью Бог и нам оставил, А святую Пелагию в небесах прославил. 2. Преп. Таисия . Раскаявшаяся грешница. Родом египтянка. Как и святая Пелагия, Таисия проводила свою молодость в необузданном блуде. На порочную дорогу жизни ее толкнула родная мать, отличавшаяся бесстыдством. Однако милостивый Бог, желающий грешнику не погибели, а спасения, нашел способ, как досточудным Своим Промыслом спасти грешную Таисию. Один из учеников преподобного Антония Великого , Пафнутий Сидонит, услышал о Таисии, о ее греховной жизни и о душевном яде, которым отравляла она души многих людей, и решился, с Божией помощью, избавить ее от погибели. Для этого переоблачился он в одежды, взял золотую монету, пришел в город, нашел Таисию и дал ей эту монету. Таисия, думая, что человек сей заплатил ей за нечистое дело, отвела Пафнутия в свою комнату. Тогда Пафнутий отверз свои благодатные уста, обличил грехи Таисии призвал ее к покаянию. Пробудились у Таисии душа и совесть, и оросила она свое лицо слезами глубокого сердечного раскаяния. Раздав все свои стяжания нищим, отправилась она в девичий монастырь и, следуя наставлению святого Пафнутия, пребыла там около трех лет, затворившись в келье и питаясь только хлебом и водой. Перед кончиной святой Пафнутий навестил ее и против ее воли вывел ее из кельи. Вскоре Таисия занедужила и после краткой болезни предала свою очищенную и освященную душу Богу. Преподобный Павел Препростый, еще один ученик преподобного Антония, в видении созерцал в раю прекрасную обитель, уготованную Богом для раскаявшейся и достигшей святости Таисии. Упокоилась сия святая душа около 340 года 150 . 3. Св. мученица Пелагия . Девушка из весьма знатного антиохийского рода. В правление императора Нумериана градоначальник Антиохии послал воинов, чтобы привели они Пелагию на суд, так как стало известно, что она христианка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Дорогу туда определяли по течению звезд. Это была безжизненная песчаная пустыня, где едва можно найти родники, да и то с водой, почти не годной для питья. Основателем скитского пустынножительства был Макарий Великий . Некоторые из нитрийских подвижников, например преподобные Макарий Александрийский , Памво, Агафон, а также святитель Серапион, имели келлии в Скиту, куда уходили для более уединенной и воздержной жизни. Макарий Великий также посещал нитрийских иноков. Такое сообщение между собой старцев – учеников Антония Великого позволило иметь сходные правила в пустынях Нитрии, Келлий и Скита. Однако подвижничество в Скиту было самым строгим. Пустынники позволяли себе только сухоядение, а варево – лишь по воскресным дням. Кассиан Римлянин рассказывал, что однажды некий болящий брат захотел белого хлеба, но его не нашли во всей Скитской пустыне, хотя отцов там было около трех тысяч пятисот. Келлии их были просты и выстраивались в один день. Одежды из пальмовых листьев пустынники занашивали до ветхости. Спали на полу, жили трудами своих рук и вырабатывали только для пропитания. Главным для скитян была непрестанная молитва. Здесь подвизались отшельники, каждый из которых духовно окормлялся у старца, был в полном послушании у него и открывал ему все помыслы, поэтому история скитского подвижничества представляет собой последовательный ряд учителей и учеников. Во главе же всего Скита стояло собрание старцев. Знаменитыми пресвитерами Скита были, кроме Макария Великого , преподобные Исидор и Пафнутий. Именно в Скиту спасались и достигли святости Моисей Мурин, бывший разбойник, и преподобный Арсений, бывший сенатор и воспитатель царских детей, а также такие великие отцы, как Пимен, Агафон, Виссарион, юродивый Серапион Синдонит. Иоанн Лествичник отмечал, что никогда у тавеннисиотских монахов не было столько светильников, сколько у скитских. Павел Препростый 1 Публикуется по: Палладий, епископ Еленопольский. Лав- саик. М., 1992. Гл. 25. С. 60–65. См. также: Созомен . Кн. 1. Гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Как только этот верный список с иконы Споручницы грешных был получен и поставлен в соборе, от него стали совершаться чудеса. Были, как в Москве, необыкновенные явления света, озарявшего не только собор, но и соседнюю площадь, а также и многочисленные исцеления страждущих различными недугами. Было несколько случаев исцелений и язычниковбурят через помазание елеем, взятым из лампады, горевшей пред этим образом. Все это послужило к скорому прославлению образа Богоматери. К нему на поклонение стали стекаться многочисленные богомольцы не только Забайкальской области, но и из других отдаленных мест Сибири. Впоследствии в честь этой иконы был устроен храм в верхнем ярусе Троицкосавского собора. Празднование этой иконе совершается еще 29 мая и в неделю Всех Святых. Вообще нужно сказать, что в настоящее время списки с иконы Богоматери Споручницы грешных можно встретить почти по всей России и не только в церквах, но и в частных домах. Упомянем здесь об одном из них, который хранится в Ярославце Глуховского уезда Черниговской губернии: этот образ принадлежал известному страдальцу — генеральному судье Малороссии В. Л. Кочубею, казненному при Петре Великом. Явление Богоматери прп. Павлу Препростому У прп. Павла был ученик, который скончался, не раскаявшись во многих грехах. Преподобный усердно молил Бога и Божию Матерь открыть, в каком состоянии находится душа почившего. Однажды во время молитвы св. Павел пришел как бы в исступление и увидел своего ученика, влачимого какими-то мужами. С головы до ног он был покрыт острыми каменьями и почти совсем потерял вид человеческий. — Вот истинное изображение человека, не имущего одеяния брачна, которого участь в столь страшных чертах представляет Евангелие! — подумал тогда преподобный. После видения он стал крайне сожалеть о гибельной участи своего ученика и еще с большим усердием начал молиться о его помиловании и по мере возможности раздавать бедным милостыню. Особенно же он усердно поминал своего ученика при совершении бескровной Жертвы Христовой.

http://sedmitza.ru/lib/text/440281/

Принесены были весы, и когда эфиопы положили на одну сторону их все листы свои, то эта сторона быстро спустилась, а другая поднялась высоко; два же ангела, присутствовавшие при этом, говорили: «А нам неужели нечего положить на другую сторону весов, чтобы склонить их сюда?.. Так было ли и время сделать ему какое-нибудь доброе дело, когда он недавно оставил свои злодеяния?..» Они, однако ж, приступили к одру его и, найдя платок, которым он отирал слезы, сказали: «Положим его на весы, и если Бог приложит тяжесть милосердия Своего, то желания наши исполнятся». Едва они успели сделать это, как весы склонились на их сторону, а листы, бывшие на другой стороне, исчезли. «Милосердие Божие, – воскликнули ангелы, – препобедило неправды этого грешника». Они тотчас же прияли к себе его душу, а эфиопы со стыдом бежали. Врач проснулся после этого видения и тотчас отправился в больницу, желая проверить истину своего видения. Больной только что скончался, и платок, промоченный слезами, еще лежал на глазах его. Присутствовавшие при его кончине свидетельствовали о его покаянии, и врач, взяв платок, пошел с ним прямо к императору, рассказал ему свое видение и то, что узнал от других, потом присовокупил следующее: «Ты знаешь, благочестивейший император, что говорит Евангелие о разбойнике, получившем при смерти своей прощение грехов от Иисуса Христа; вот человек, которому Спаситель дарует ныне ту же благодать под державою твоею». («Воскр. чт.» XVII, 459.) 4. Преподобный Павел Препростый, смотря однажды на входящих в церковь , как прозорливец, увидел вместе с другими пришедшего человека, имевшего лицо совершенно потемневшее, окруженного демонами, а вдали за ним идущего ангела-хранителя – унылого и сетующего. Что же? Этот самый человек, бывший в плену демонов и уподобившийся им как сынам тьмы по самому виду своему, когда возвращался из церкви, представился преподобному совершенно изменившимся. Вместо черноты видна была светоносная белизна на лице его; ангел-хранитель шел с ним рядом и блистал радостью небесною, а демоны шли уже вдалеке от бывшего раба своего и не смели приблизиться к нему. Как произошла эта перемена? Грешник, вступив во храм, поражен был гласом Божиим в пророчестве Исайи: «измыйтеся, и чисты будете, отымите лукавство от душ ваших,... престаните от лукавств ваших, научитеся добро творити», и проч. ( Ис. 1, 16–17 ), вдруг почувствовал опасность своего греховного состояния, обратился со слезным раскаянием к милосердному Спасителю и тут же положил решительное намерение исправить жизнь свою. Так рассказывал он сам преподобному Павлу, который открыл и это чудо благодати Божией братьям. «Вот, – говорит св. старец, – какую любовь имеет Бог к грешникам кающимся! Так учит Он нас не предаваться отчаянию, сколько бы ни были мы грешны, а прибегать с покаянием к его человеколюбию и милосердию». (Чет.-Мин., 7 марта.)

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Присутствовавшие при его кончине свидетельствовали о его покаянии, и врач, взяв платок, пошел с ним прямо к Императору, рассказал ему свое видение и то, что узнал от других. Потом добавил следующее: " Ты знаешь, благочестивейший Император, что говорит Евангелие о разбойнике, получившем перед смертью своей прощение грехов от Иисуса Христа? Вот человек, которому Спаситель дарует ныне ту же благодать под державой твоей " . 40 4. Есть повествование об одном грешном человеке, который после множества грехов пришел в чувство глубокого раскаяния, стал монахом и каждый день безутешно плакал о грехах своих, помня Судный день, и в таком сокрушении сердечном провел много лет. И захотел Господь утешить плачущего раба Своего и показать, как приятны Ему слезы кающегося грешника. Он явился этому человеку в видении, в образе иерея, носящего Потир, полный слез. Увидев Его, плачущий грешник пал к Его ногам и стал целовать их с сердечной любовью. Он спросил Господа, что у Него в Святой Чаше? Явившийся ему отвечал: " Это слезы грешницы, плакавшей у ног Моих в доме Симона прокаженного. Я и доныне храню их, потому что они весьма приятны для Меня " . Видение окончилось, плачущий пришел в себя и ощутил в своем сердце невыразимую радость и утешение; он прославил неизреченное милосердие Господа, Которому и послужил со всем усердием до конца своей жизни. А мы обратим внимание на слова Господа: " Это слезы грешницы, плакавшей у ног Моих; Я и доныне храню их " . Отсюда ясно, сколь приятны Господу слезы кающегося. Они дороги Ему, как жемчужины, и Он имеет их всегда перед очами Своими: Ты положил слезы мои пред Собою (Пс. 55, 9). 41 5. Преподобный Павел Препростый, глядя однажды на входящих в церковь, как прозорливец, увидел пришедшего вместе с другими человека, у которого лицо было совершенно потемневшее, он был окружен демонами, а вдали за ним шел Ангел-Хранитель, поникший и сетующий. И что же? Этого человека, бывшего в плену у демонов и уподобившегося им даже видом своим, преподобный увидел совершенно изменившимся, когда он возвращался из церкви. Вместо черноты на лице его была светоносная белизна; Ангел-Хранитель шел с ним рядом и сиял радостью небесной, а демоны шли вдали от уже бывшего раба своего и не смели приблизиться к нему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

Явившийся ему отвечал: «Это слезы грешницы, плакавшей у ног Моих в дому Симона прокаженного; Я и доселе храню их, потому что они весьма приятны для Меня». Видение окончилось, плачущий пришел в себя и ощутил в своем сердце невыразимую радость и утешение: он прославил неизреченное благоутробие Господа, Которому и послужил со всем усердием до конца своей жизни. А мы обратим внимание на слова Господа: «Это слезы грешницы, плакавшей у ног Моих; Я храню их и доныне», – отсюда ясно, сколь приятны Господу слезы кающихся, – они дороги Ему, как жемчужины, и Он имеет их всегда пред очами Своими: положил еси слезы моя пред Тобою! (Из твор. св. Димитрия, митр. Ростовского). V. Преподобный Павел Препростый, смотря однажды на входящих в церковь , как прозорливец, увидел вместе с другими пришедшего человека, имевшего лицо, совершенно потемневшее, окруженного демонами, а вдали за ним идущего Ангела Хранителя – унылого и сетующего. Что же? Этот самый человек, бывший в плену демонов и уподобившийся им как сынам тьмы по самому виду своему, когда возвращался из церкви, представился преподобному совершенно изменившимся. Вместо черноты видна была светоносная белизна на лице его; Ангел Хранитель шел с ним рядом и блистал радостью небесной, а демоны шли уже вдалеке от бывшего раба своего и не смели приблизиться к нему. Как произошла эта перемена? Грешник, вступив во храм, поражен был гласом Божиим в пророчестве Исаии: «Измыйтеся, и чисти будете, отъимите лукавства от душ ваших... престаните от лукавств ваших. Научитеся добро творити», и проч. ( Ис.1:16 и дал.); вдруг почувствовал опасность своего греховного состонния, обратился со слезным раскаянием к Милосердному Спасителю, и тут же положил решительное намерение исправить жизнь свою. Так рассказывал он сам преподобному Павлу, который открыл это чудо благодати Божией братиям. «Вот, – говорил святой старец, – какую любовь имеет Бог к грешникам кающимся! – Так учит Он нас не предаваться отчаянию, сколько бы ни были мы грешны, а прибегать с покаянием к Его человеколюбию и милосердию» (Ч.-М.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010