Не бойся ж и ты и не думай, что Неба как будто бы нету, Ведь Небо на Страшном Суде нас всех призовет к ответу. Для грешника было бы легче, если б Неба не существовало, Свирепо он вопрошает: «Эй, небо, куда ты пропало?» О грешник, Небо – не там, где сам ты живешь в пороках, Тебе с ним вместе не быть! – разные у вас дороги. Рассуждение «Лучше быть невеждой, но любовью приблизиться к Богу, нежели быть человеком глубоко образованным [в серб, букв.: всезнайкой, многознайкой. – Ред.] и в то же время – врагом Богу». Это слова святого Иринея, лионского священномученика. Истинность этих слов подтверждалась во все времена, и наше время в этом смысле не является исключением. К этому нужно добавить только одно, а именно: что любящие Бога не суть невежды, ибо знают они Бога настолько, что могут Его любить. Из всех человеческих наук это знание – важнейшее и величайшее. И еще следует добавить, что враги Божии не могут быть людьми с широким кругозором – хотя и считают они себя таковыми, – потому что их знания неминуемо хаотичны, ибо отсутствуют в них главенство и упорядоченность. Ведь глава и порядок любого знания – Бог . Некоторые из святых – как, например, преподобный Павел Препростый – не умели ни читать, ни писать, но силой своего духа и божественной любовью превзошли весь Приближающийся к Богу любовью не способен на злодеяние. А ученость без любви к Богу пронизана духом преступления и войны. Преподобный Евфимий Великий учил: «Имейте любовь, ибо что соль для пищи, то и любовь для всякой добродетели». Пресна и холодна любая добродетель, если не осолена она и не согрета божественнной любовью. Созерцание Да созерцаю Господа Иисуса в аду, а именно: 1) как всеобъемлюще Его домостроительство [в серб. букв.: замысел. – Ред.] спасения: оно охватывает все роды и племена и все времена от начала до конца; 2) как пришел Он на землю и воспринял плоть не только ради тех, кто тогда жил на земле, но и ради тех, кто будет жить и кто жил до Его пришествия; 3) как Он, пока Его мертвое тело лежит во гробе, сходит душой в ад, чтобы возвестить спасение и освобождение связанных [там узников].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Потому Церковь непрестанно нас поучает: «Измыйтеся, чисти будите, отимите лукавства от душ ваших» 68 69 . «Омойтесь, – говорит пророк, – очиститесь, удалите из сердец ваших лукавство, породнитесь с Богом, восстановите разрушенную связь с Ним, потому что не знаете, что готовит завтрашний день». Святой Антоний 70 , когда преставился и стал восходить на Небо, был на пути остановлен демонами; те спросили: – Ты куда? – Иду к Богу, – отвечает Святой. Они опять взыскуют: – У тебя есть грехи! Тогда явились один из Архангелов и с ним Ангел Хранитель и обратились к бесам: – То, о чём вы говорите, он совершил до или после пострига в ангельский чин? Бесы ответили: – До пострига. Ангелы возгласили: – Если это было до пострига, значит, потом было изглажено, потому что постриг – это второе крещение. Какие-нибудь грехи после пострига есть? Бесы воззрились в свои пометы, но ничего не нашли – настолько был чист и непорочен преподобный Антоний. Так беспрепятственно душа Антония вознеслась на Небо, хотя бесы и задержали его на битый час. Авва Павел Препростый 71 был очень стар, но святой жизни, и захотел стать монахом уже в преклонном возрасте. Однажды, ещё живя в миру, он отправился работать в поле, а когда вернулся домой, то увидел свою жену с другим мужчиной и сказал: -Вы оставайтесь здесь, живите вдвоём, а я пойду в монахи. Он ушёл и добрался к святому Антонию Великому , постучал в дверь, святой Антоний отозвался и спросил: – Что тебе нужно, старче? – Я пришёл, чтобы стать монахом. -В таком возрасте тебе вздумалось становиться монахом и ты пришёл ко мне? Шёл бы ты лучше в монастырь, где есть молодые, они будут за тобой ухаживать. А то ты старик и я старик: что нам делать вдвоём? Как мы будем друг о друге заботиться? – Я никуда не пойду, останусь здесь. – Лучше иди, я всё равно тебя не возьму. – Нет, я отсюда не уйду. Святой Антоний вошёл в келью и закрыл дверь. Он вышел только через три дня по какой-то нужде, открывает дверь и видит перед собой преподобного Павла. – Старче, ты ещё здесь?

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Антихрисгианин. Гл.39 (пер. В.Флеровой, где произведение озаглавлено «Антихрист»). Цит. по: Ницше Ф. Так говорил Заратусгра. М. – СПб., 2005. С.908. 177 Иоанн Богослов (ум. в начале II в.), сын рыбаря Зеведея, апостол, возлюбленный ученик Христа, автор Евангелия, Посланий и Откровения. Память 8/21 мая и 26 сентября/9 октября. 182 Павел Препростый, (IV в.), преп. подвижник египетский; память 7/20 марта и 4/17 октября. Препростым он назван за свое простосердечие и незлобие. Преподобный был женат, но, узнав о неверности супруги, оставил ее и удалился в пустыню к преп. Антонию Великому (память 17/30 января). Павлу было уже 60 лет, и святой Антоний сперва не принял Павла, почтя его неспособным к тяжелой отшельнической жизни. Три дня стоял Павел у келлии подвижника, сказав, что скорее умрет, чем уйдет отсюда. Тогда преп.Антоний поселил Павла к себе, долго испытывал его терпение и смирение тяжелым трудом, суровым постом, ночными бдениями, неустанным пением псалмов и земными поклонами. Наконец преп.Антоний разрешил Павлу поселиться в отдельной келлии. За многолетний подвиг преп.Павлу Господь даровал прозорливость, власть изгонять бесов. Когда к преп.Антонию привели бесноватого юношу, он направил больного к преп.Павлу со словами: «Великие в вере могут изгонять только малых бесов, а смиренные, как Павел Препростый, имеют власть над князьями бесовскими». 187 Ср.: «Брат спросил старца, говоря: есть два брата: один безмолвствует в келье своей, продолжая пост до шести дней в седмицу и много налагая себе трудов, другой же служит больным. Которого дело более приятно Богу? Говорит ему старец: хотя бы тот брат, который держит пост в течение шести дней, за ноздри повесил себя, и тогда он не может сравняться с тем, который услуживает больным» (Древний патерик. Гл.17, 21 (28). Цит. по: Древний патерик, изложенный по главам. М., 1899. С.324). 198 О человеке, который «устроен бунтовщиком» и о человечестве как «слабом бунтующем племени» говорит, в частности, Великий инквизитор – герой одноименной «поэмы» Ивана Карамазова (Достоевский Ф.М.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Прошло немало лет, и преподобный стал уж старцем. Тогда он возложил на себя особый пост с усердной молитвой и просил Владычицу Небесную, чтобы исходатайствовала Она у Сына Своего прощение во всех грехах его ученику. Через некоторое время ему явилась Богоматерь и спросила: — О чем ты, старец, сетуешь и скорбишь? — Скорблю об ученике моем, — со страхом отвечал старец. — Но не ты ли сам был причиной скорби твоей, когда просил Меня, чтоб видеть тебе ученика твоего? — Да, — сказал преподобный и продолжал: — прости, Владычице, но я никак не думал видеть его в столь жалком состоянии, и это-то беспрестанно мучит меня; но не презри моления раба Твоего и ради меня недостойного помилуй и пощади ученика моего. — Будь отселе покоен: за столь многие труды твои и молитвы ты увидишь ученика своего. Обетование Царицы Небесной исполнилось на другой же день: прп. Павел Препростый вторично увидел своего ученика, но уже не таким, как прежде. Вид его был исполнен живейшей радости и веселия. Обращаясь к своему бывшему учителю, он сказал: — Благодарю тебя, отче святый! Твои молитвы за меня умилостивили Пресвятую Богородицу, и я по ходатайству Ее разрешен от уз греховных, которыми доселе был связан. Услышав это, старец исполнился неизреченной радости. После этого Богоматерь еще явилась ему однажды и спросила: — Знаешь ли, где теперь ученик твой? И когда прп. Павел Препростый в умилении благодарного сердца исповедал пред Ней виденное и слышанное им от ученика, Она сказала: — Не переставай, однако же, и теперь молиться о нем, подавая милостыню и поминая его при бескровной Жертве: ибо поминовения и милостыня много помогают умершим. 8 марта Явление Богоматери прп. Лазарю Муромскому Прп. Лазарь Муромский подвизался на восточном берегу Онежского озера, при впадении в него реки Муромки. Около 1360 года здесь ему явилась икона Пресвятой Богоматери Одигитрии, стоящая на воздухе, и от нее был слышен голос: — Призрю на смиренные рабы и на это место; повелеваю тебе: построй здесь церковь во имя Успения Богородицы.

http://sedmitza.ru/lib/text/440281/

См.: 1 Тим 6,20 ; Евагрий Понтийский. Зерцало иноков и инокинь. 43; Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. 85; Symeon le Nouveau Theologien. Traites theologigues. I. 271 s.; idem. Traites ethiques. I. 184–185, IX. 105–106; Сет. Григорий Палама. Триады. I. 1.2, 12. Самым известным из них является прп. Павел Препростой, ученик прп. Антония (см.: Палладий. Лавсаик. 25; История египетских монахов. XXIV; Апофтегмы (алфавитное собрание). Об авве Павле Простом). Эта связь ясно проявляется в житии прп. Павла Препростого. Прп. Антоний, кажется, видит зависимость между простотой Павла Препростого и его духовным совершенством: «Уверившись… что раб Христов Павел, хотя весьма прост и неучен, но совершен душою…» (Палладий. Лавсаик. 25; рус. пер.: Указ. изд. С. 63). Еу Н., Bernard P., Brisset С. Manuel de psychiatric P. 634. Vie et recits de l’abbe Daniel. P. 60. Jean Rufiis. Plerophories. P. 178. Grosdidier de Matons J. Les themes d’edification… P. 302–303. См.: Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. 58; Филофей, патриарх Константинопольский. Житие преподобного Саввы Нового. С. 42–44. См.: Leontios de Neapolis. Vie de Symeon le Foil. P. 144. Apophtegmata Patrum. De abbate Ammona. 9 (рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 460). Apophtegmata Patrum. De abbate Or. 14//PG. 65. Col. 44 °C (рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 626). См. греч. текст «Лавсаика» (гл. XLI): PG. 34. Col. 1106. Jean Rufus. Plerophories. P. 178.10,29. (Здесь и далее после страницы Ларше указывает нумерацию строки. — Ред.) Vie et recks de l’abbe Daniel. P. 60. 10–11. Ibid. P. 61. 14. John of Ephesus. Lives of the eastern saints. P. 166–167. См. также: Ibid. P. 183. «Эмес, где он притворялся безумным» (И. Р. 125); «Авва Симеон прикидывался идиотом» (XXI. Р. 154); «Симеон безумствовал» (XII. Р. 146); «прикидываясь неразумным», «разыгрывая безумие» (XXVI. Р. 157); «Симеон начинал разыгрывать безумие» (XXXI. Р. 162); «он разыгрывал безумие» (XXXIX. Р. 166). См. также: XIII. Р. 148; XXXVII. Р. 165 (нумерация глав и страниц дана по фр. изд.: Leontios de Neapolis. Vie de Symeon le Fou).

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

Видишь, какую помощь получили душа и тело от молитвенного призывания святого? Не тем ли паче мы получим помощь от Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Его Пречистой Матери и всех святых, от века Господеви благоугодивших!.. Глава 7. Слово святого Антония Павлу про двоякую гибель для монаха: от самомнения и нерадения Подобно Елисею, при сугубой благодати потерпевшему занятие, был запят и Павел (Препростый). Сей Павел, получив сугубую благодать, также лишился было ее, как Елисей, когда хотел перейти реку. Преподобный Павел, исправлявший исправления преподобного отца нашего Антония 115 вдвойне, сделался столь славен своими подвигами, что стал земным ангелом и небесным человеком, как преподобная Мария! Преподобная Мария, имевшая лишь мысленную брань, была сильно борима и одолела, как древле (Амалика) Израиль, она распростиралась крестовидно, когда находила на нее мысленная буря; преподобный же Павел и чувственным оком зрел бесовскую брань, был борим двояко — чувственно и мысленно, и такую приял власть над бесами, что бесы трепетали его, Антоний посылал к нему немощных и болящих, а Павел целил их недуги! Однажды нашел на него бес высокомудрия, чтобы воспятить его. Павел был воспящен, подобно Елисею! Воспящение же сие заключалось в сведении его с той степени смиренномудрия, на которой держался, чтобы не впасть в пропасть высокомудрия, подобно фарисею. Если спросишь: что это было за высокомудрие, которым был запят святой, — послушай и увидишь. Однажды, помыслив о себе в простоте своей, стал он думать и говорить: почему это преподобный Антоний посылает своих болящих ко мне? Когда он это помышлял о себе, в тот час пришли три человека, держа одного бесноватого, который был прислан преподобным Антонием для исцеления. Павел начал произносить обычную молитву для болящих, то есть на изгнание бесов, но бес начал препираться с преподобным дикими словами и не хотел выходить. Услыхав такое прекословие беса, преподобный изумился, и сказал бесу: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа изыди!» Бес опять стал препираться; преподобный изумился и не знал, что ему делать. Снова Павел воскликнул: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа и ради молитв преподобного отца нашего Антония изыди из создания Владыки Христа!» Демон тотчас вышел из больного, и болящий исцелился.

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

А когда святой Василий проходил мимо домов, в которых пелись нескромные песни, устраивались соблазнительные игры или люди пьянствовали, он со слезами обнимал углы таких домов. На вопрос, зачем он это делает, блаженный отвечал: «Святые Ангелы Хранители наши, приставленные к нам Богом для нашего хранения, не терпя таких несвойственных христианам увеселений, не могут пребывать в том доме и сидят на углах снаружи дома в скорби и унынии. Я приветствую Ангелов и прошу их умолить Господа о спасении людей, к которым они приставлены». Святой Павел Препростой (IV век) имел дар видения горнего мира; вот история, описанная в его житии. Однажды, войдя в монастырь, блаженный Павел встал у дверей храма. Начиналась вечерняя служба, и в церковь собирались иноки. Все входили с радостными лицами и просветленной душою, и, как видел Павел, с каждым в храм входил его Ангел Хранитель. Один же брат шел в церковь с лицом мрачным, душою озлобленной, будучи окружен бесами, из которых каждый влек его к себе. Ангел Хранитель следовал в отдалении со слезами. Видя это, святой опечалился и стал молиться о брате. Когда церковная служба окончилась, преподобный Павел наблюдал за монахами, выходившими из храма. И вот он увидел, что прежде мрачный брат шел радостный, с сияющим лицом. Ангел Хранитель поддерживал его за руку, а бес, не смея приблизиться, плелся позади и рыдал. Павел поведал окружающим о своем видении и спросил брата, что произошло. Монах рассказал, что были у него грехи, с которыми он не хотел расставаться, но сегодня он услышал в храме слова пророка Исаии: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды… Тогда …говорит Господь: если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» и умилился душою, и покаялся – на радость своему Ангелу Хранителю.   Ангелы – наши наставники в благочестии Главная задача Ангелов Хранителей – конечно, не забота о здравии нашего тела, а помощь нашей душе… И несомненно, что Ангелы Господни вразумляют нас, наставляют, учат, словом, помогают стать лучше, чем мы есть.

http://azbyka.ru/parkhomenko/ob-angelax-...

(Из «Лествицы» св. Иоан. Леств.). IV. Один из жителей Антиохии пришел к некоторому затворнику и умолял принять его и сделать иноком. Затворник отвечал: «если хочешь, чтобы я принял тебя, поди сначала – продай мнение и раздай нищим, и тогда уже приходи сюда». Проситель, исполнив предложенное, возвратился к затворнику. Тогда затворник дал ему новую заповедь – пребывать в молчании. Он и это обещал исполнить я действительно не говорил пять лет. Дивиться начал старец терпению и послушанию инока и вздумал испытать его. «Нет, сказал, мне в тебе нужды, и потому ступай от меня в монастырь в Египет». А между тем думал: «что он, – начнет говорять или нет?» Инок пошел, и однако по прежнему не говорил ни слова. Удивляться наконец начал и игумен, принявший его, и желая испытать: нарушит ли он свое молчание или нет, поручил ему отправиться с известным делом в один из монастырей, находившийся за рекою, – и, вот, тоже думал: «вероятно по нужде скажет: не могу перейти реку». Опять ни слова не сказал инок и отправился в путь. Пришедши к реке и видя, что нет возможности перейти ее, он молча, молитвенно преклонил колена и, о чудо! к нему подплыл крокодил, взял его и перенес на другую сторону. Исполнив поручение игумена, он снова подошел к реке, и снова крокодил перенес его обратно. И снова, соблюдая заповедь, инок пребыл в молчании: (Древн. пат.) V. Препод. Антоний, наставник св. Павла «препростого», велел ему свить веревку из тонких ветвей; Павел свил. Антоний сказал; «расплети!» Павел расплел. Антоний сказал: «сплети опять!» И Павел беспрекословно повиновался, сколько ни приказывал ему преподобный Антоний сплетать и расплетать. В другой раз Антоний велел ему сшить одежду. Павел сшил. Антоний велел ему распороть и снова сшить, – Павел и в этом случае пребыл верен строгому послушанию. («Чет.-Мин.» нояб. 4; сн. кн.: «Минуты пастырского досуга», еп. Гермогена, т.. II., стр. 31 – 32). 5. Уважение старцев Основания, по коим должно уважать старцев. а) Старцы были хранителями по преданию соблюдавшихся и сохранявшихся правил мудрости и высшего знания; поэтому юношам внушалось в ним обращаться, чтобы от них получать наставления ( Иов. 12, 12. 15, 10. 18 и дал.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

С отвержением подлинности приведенного места из Духовных Наставлений, падает и предположение некоторых старых исследователей, которые склонны были относить возникновение торжественного обряда монашеского пострижения к временам преп. Антония Великого 23 . Для принятия такого предположения решительно не имеется никаких научных оснований. Напротив, все говорит за то, что обряд приема в монастырь при преп. Антонии был самый простой. Он должен был соответствовать (и соответствовал), с одной стороны, условиям жизни пустынников, чуждой сложных взаимоотношений, какие бывают у иноков, собранных в общежительный монастырь, а с другой стороны – должен был соответствовать и положение игумена среди отшельников. Игумен для них был не внешним начальником но духовным отцом, влиявшим на подвижников силою своего личного, духовного авторитета. Все это сводило до minimum’a внешнюю сторону приема в монастырь. Конечно, и при патриархальном строе отшельнического подвижничества никому нельзя было вступать в монастырь без согласия игумена. Но согласие на принятие известного лица в число братии монастыря определялось у игумена исключительно собственным его убеждением в том, что известное лицо способно вести подвижнический образ жизни. Из жития преп. Павла Препростого можно видеть, как несложно было испытание при приеме в монастырь при преп. Антонии. Павел Препростой, решив оставить тленный мир, пришел к Антонию Великому и просил принять его в монастырь, чтобы здесь, под руководством Великого аввы, проводить подвижническую жизнь. Преподобный Антоний сталь испытывать твердость намерений у пришедшего. Когда испытания убедили Антония, что пришедший к нему Павел действительно имеет искреннее желание подвизаться и бесповоротно решил оставить мир, дабы посвятить себя Богу, – преподобный сказал Павлу: «Во имя Господа Иисуса, ты уже стал монахом!» Павел сталь подвизаться невдалеке от преп. Антония 24 . Никаких торжественных обетов «пред многими свидетелями» не произносит Павел Препростой. Твердая решимость проводить богоугодную жизнь, а равно и глубокое сознание внутренней ответственности пред совестью и пред всевидящим Судиею за каждый шаг жизни, при искреннем стремлении к духовному совершенству: вот мотивы, заставлявшие Павла, как и других отшельников, бороться с искушениями и, при помощи Божией, препобеждать их.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Понимаем мы или не понимаем, дано нам постичь тайны и глубины Божий, как святым отцам, или нам, как людям простым, доступны только какие-то элементарные вещи — главное, чтобы мы воспринимали все сердцем. Вспомним святого Православной Церкви — Павла Препростого, ученика Антония Великого. Он отличался чрезвычайной простотой и, видимо, вследствие этого — невежеством. Однажды пришли к Антонию монахи и он стал им говорить о значении закона и благодати, притом упомянул Моисея и Господа Иисуса Христа. Павел, будучи человеком очень мало образованным, вдруг спросил Антония Великого: «А кто был раньше: Моисей или Христос?» Услышав такую нелепость, Антоний сказал: «Замолчи!» — и тот замолчал. Прошло несколько месяцев, и Антоний спрашивает его: «Почему ты молчишь?» «Ты сказал мне молчать, вот я и молчу», — ответил Павел. С одной стороны, он проявил невежество, которое кажется диким даже нам, людям малосведущим в богословии, а с другой — необыкновенное послушание. И ради своей ревности к исполнению заповедей Божиих он достиг высокого духовного преуспеяния, так что даже Антоний Великий присылал к нему тех бесноватых, из которых он сам не мог изгнать бесов. За свою веру и послушание Павел Препростый мог изгонять не только простых демонов, но и князей бесовских, а также совершал другие чудеса. Вот пример того, что главным является именно сердечное исповедание, хотя бы оно и не было до конца осознано умом. Конечно, я рассказал этот случай не для того, чтобы поощрять невежество. Разве правильно, когда человек не знает, кто был раньше — Христос или Моисей? Я упомянул об этом для того, чтобы восхвалить добродетель, показать, насколько выше она отвлеченного знания. И мы должны со всей простотой сердца принять, подобно тому как принял Павел Препростый и многие тысячи простых верующих, прославленных Церковью или неизвестных, учение о спасительном страдании Господа Иисуса Христа, о благодати Божией, действующей от Его святых икон. Мы должны быть верными Ему так, как были верны мученики братья Маккавеи, решившие лучше потерять свою жизнь, чем отступить от отеческой веры. Аминь. 14 августа 2002 года День памяти преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца. Истина — в Православии Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010