С уважением, Спасибо! Анастасия, в дополнение к тому, что Вам уже посоветовали, можно привести Вашей сестре в пример многообразие прославленных Церковью святых. Среди них есть семейные люди (например, св. праведная Иулиания Лазаревская) и хранившие безбрачие (бесчисленное множество преподобных мужей и жён), учёные (например, св. равноапостольный Кирилл) и не имевшие образования (например, св. Павел Препростый). Есть политики, причём как блестящие (св. равноапостольный Константин Великий ), так и неважные (св. Стефан V Урош, о котором даже деликатнейший св. Димитрий Ростовский пишет, что правление ему давалось трудно). Есть ораторы и молчальники, есть солдаты и садовники, есть миссионеры и те, кто подвизался в пустынном уединении… Так же, как многообразна материальная живая природа, как Ангельские чины различны в своём служении, разнообразны и достигшие святости люди. Такого бы не случилось, если бы Господь «запрещал всё» — но у Него, конечно, никогда не было и не могло быть подобной «заповеди». Анастасия, Бог не запрещает любить. Любить родителей, братьев, сестер, жен, мужей, детей, родственников, соседей, случайных прохожих, людей, просящих милостыню, парня со смешной прической и большими наушниками на голове, который сидит напротив в автобусе, бездомных животных, детей, умирающих от голода в Африке. Бог не запрещает любить никого, всех любить можно и нужно. Любите, кого захотите и сможете, тогда точно не согрешите. Потому же, почему любящий родитель “всё” запрещает ребёнку: ругаться, драться, воровать у других… Бог не запрещает, а прямо-таки требует от нас весьма многого, обнимая это двумя заповедями о любви к Себе и ближним. Из прочего что-то оставляет на наше усмотрение, поэтому мы сами решаем вопрос, когда и с кем вступать в брак, какую избирать профессию и где работать, с кем дружить. Грехи же Бог запрещает, потому что ищет нашей чистоты и желает всем спастись и прийти в познание истины. Если Вы любите Бога и хотите всегда быть с Ним, то и сами будете избегать грехов.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-bog-vse-...

Тогда Антоний встал, сотворил 12 молитв и прочитал 12 псалмов, а потом, после краткого сна, снова поднялся на молитву в полночь и продолжал ее до утра. Когда он увидел, что старик охотно следует его образу жизни, он сказал ему: «Если можешь так жить каждый день, оставайся со мной». Павел ответил: «Поистине, если будет что-то большее этого, то не знаю, смогу ли. А если то, что видел доселе, то сделаю это легко». На следующий день Антоний радостно возвестил Павлу: «Вот ты и стал монахом!» За условленные месяцы Антоний вполне удостоверился, что ученик его совершенен душой, будучи чрезвычайно прост, и что ему содействует благодать Божия. Тогда он построил Павлу келью в трех или четырех милях от своей и сказал: «Вот, теперь ты монах. Оставайся один, чтобы принять и искушения от бесов». Проведя год в доблестном подвиге, Павел принял от Бога благодать изгонять бесов и исцелять болезни. Однажды к преподобному Антонию привели одержимого, в которого вселился князь бесовский, хуливший и само Небо. Святой, внимательно взглянув на него, сказал тем, кто привел больного: «Это не мое дело. Я пока не удостоился такой благодати, чтобы справиться с княжеским легионом, но это дело Павла». Одержимого привели к Павлу, и преподобный Антоний повелел блаженному: «Авва Павел, изгони этого беса из человека, чтобы он ушел домой здоровым!» Павел спросил: «А ты что?» Антоний объяснил: «Мне некогда, у меня есть дело», – и, оставив его, возвратился в свою келью. Павел, полагаясь только на молитву духовного отца, усердно помолившись, повелел бесу: «Авва Антоний приказал тебе выйти из этого человека!» Но бес с бранью закричал: «Не выйду, бесчестный старче!» Тогда Павел, взяв свою милоть, ударил одержимого по спине со словами: «Выйди, сказал авва Антоний!» Но бес стал еще сильнее бранить и его, и Антония. Наконец Павел пригрозил ему, что пойдет и скажет Самому Христу, однако бес снова отказался выйти. Рассердившись, Павел вышел из кельи на полуденный зной, когда жара была, как в пещи вавилонской, и, став на камне, погрузился в молитву, взывая: «Ты видишь, Иисусе Христе, распятый при Понтийском Пилате, что я не сойду с этого камня, не буду ни есть, ни пить, пока не умру, если Ты не изгонишь духа из этого человека и не освободишь его!» И прежде чем эти слова сошли с его уст, бес возопил: «О насилие! Простота Павла изгоняет меня!» И тотчас дух вышел из одержимого и превратился в огромного змея, который устремился в Красное море.

http://pravoslavie.ru/60206.html

Поскольку же насилия и грабежи Турок не прекращались и после голодного года, а защищаться от них не было сил, то Стефан вынужден был отдаться под защиту Венгерского короля. Король с удовольствием принял в службу честного и храброго воина; он подарил ему прекрасные земли по берегам Дравы 65 . Праведник продолжал жить для ближних и в страхе Божием. В 1515 году блаженно скончался он. Супруга его Елена, с честью похоронив тело его, удалилась к родным в Германию. Спустя неделю после того Турки завладели краем. В одно время увидали они над могилой свет. Думая найти зарытое серебро, откопали могилу и увидали нетленное тело. – По докладе паше, стали расспрашивать: кто похоронен был? Знавшие объявили, что это – праведный Стефан, благотворитель бедных. Оказалось, что паша, бывший христианин, был родственником блаж. Стефана Щиляновича. Благоговейные иноки выпросили у паши за щедрый подарок мощи праведника и перенесли их в монастырь Фруштской горы. Шишатовец. Супруга Елена, услыхав о нетленном теле праведного мужа, хотя и была удерживаема родными, поспешила прибыть в Шишатовец и облобызала мощи праведника. Приняв монашество, она стала жить уединённо невдали от монастыря, в молитве и посте. Спустя три года она скончалась и похоронена была в обители. Мощи праведного Стефана почивают в храме обители 66 . «Слава во бранех, воине Стефане Щиляновичу, великий целебниче приходящим к тебе с верою», так Сербская Церковь говорит в молитве своей 67 . Св. священномуч. Иерофея, епископа Афинского. Друг Дионисия Ареопагита , подобно ему, хотя несколько позже, обращён к вере Апостолом Павлом; после Дионисия епископствовал в Афинах и скончался мученически. Преподобного Павла Препростого Павел был земледелец; до старости жил он в мире и постоянно, но с терпением и незлобием переносил оскорбления и огорчения от своей злой и неверной жены. Потеряв наконец надежду на её исправление, Павел, не сделав даже жене своей никакого упрёка, оставил свой дом и отошёл в пустыню. Побывав в нескольких монастырях, он прибыл во внутреннюю пустыню, где подвизался преп. Антоний Египетский, и, войдя в его уединённую келью, на вопрос Антония, чего он желает? – отвечал, что желает быть иноком.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Несколько дней назад был день памяти еще одного замечательного святого – Павла Препростого, который жил в IV веке в Египте. Он был неграмотным, поэтому его называют Препростым. В те времена Египет был языческой страной, так как христианство еще не получило распространение. Будучи крестьянином, Павел всю жизнь трудился. Он был женат. Как-то, вернувшись с поля раньше обыкновенного, он увидел, что в его доме мужчина, и сказал: ну оставайтесь так, как хотите, а я уйду. Покинув дом, он ушел в пустыню, где нашел келью Антония Великого. Постучавшись в нее и не получив ответа, Павел долго ждал у двери пока его примут. Через несколько дней Антоний отворил дверь и спросил, что он хочет. Павел ответил, что хочет быть монахом. «Нет, ты стар, для того чтобы быть монахом. Монахи должны быть сильными», — ответил Антоний. «Я все вытерплю» — ответил Павел. Антоний пригласил его к себе и несколько дней не ел. Достав 4 сухаря, он один положил себе, а 3 Павлу и стал долго читать молитвы, испытывая его терпение. Павел со спокойствием и благодушием молился вместе с ним. Наконец, после продолжительной молитвы сели за трапезу. Антоний съел один сухарь, и тот съел один сухарь. Антоний спрашивает – «Ты почему не ешь сухари?» Павел отвечает: «А ты, почему не ешь?» Антоний объясняет, что он монах, а Павел в ответ говорит, что хочет стать монахом. Тогда Антоний действительно убедился, что к нему пришел раб Божий и дал ему правило. Построили келью в стороне. Преподобный стал жить там и достиг таких высот, что Господь дал ему власть над нечистыми духами за его удивительное смирение. Когда к Антонию приходили тяжелые больные, он посылал их к Павлу. Когда одержимый человек приближался к келье преп. Павла Препростого, тотчас нечистый дух, долгое время мучивший его, покидал несчастного. Был особо злобный дух, который не хотел выходить по молитвам Павла, даже когда молитва была усилена. Тогда преподобный вышел из своей кельи на солнцепек и сказал: «Господи, я не уйду отсюда, пока ты его не изгонишь». Тогда этот дух возопил: «Павел, твое смирение побеждает меня, и был посрамлен».

http://pravmir.ru/kak-dostigayutsya-duxo...

И всегда Павел исполнял все, что ни повелевал ему Антоний. Однажды Антоний велел сшить ему одежду; когда Павел сшил ее, Антоний сказал: – Плохо ты сшил, – распори ее и сшей снова. И вновь сшитую он велел распороть и опять шить. Все сие делал Антоний для того, чтобы испытать терпение и послушание Павла. А тот нисколько не роптал на сие, но с усердием и старательностию исполнял все повеления Антония. Наконец, Антоний убедился в способности Павла к пустынножительству и сказал ему: – Вот ты уже и соделался иноком во имя Господа Иисуса. И велел Антоний жить ему в одиночестве, сделав келию для него на расстоянии четырех метаний камнем 6329 от своей. И пребывал блаженный Павел близ святого Антония в той отдельной келии, трудясь день и ночь в подвигах иноческих; за сие получил он от Бога власть над духами нечистыми, чтобы изгонять их и исцелять недуги. Раз к святому Антонию приведен был юноша, имевший в себе духа нечистого, весьма злого и сильного, одного из князей тьмы, который хулил Бога. Но Антоний сказал: – Не мое это дело, ибо не получил я от Бога власти над сильнейшими бесами, но Павел препростый имеет сей дар. И пошел он с юношею к Павлу и сказал ему: – Авва Павел! изгони из сего юноши нечистого духа, дабы юноша мог вернуться в дом свой здоровым, хваля Бога. Но Павел сказал: – А ты, отче, почему же не изгнал его? Антоний отвечал: – Имею я одно неотложное дело и потому привел его к тебе. И, оставив бесноватого юношу и Павла, Антоний ушел. А Павел, помолившись Богу, сказал бесу: – Диавол! Авва Антоний велит тебе выйти из человека сего. Диавол же с бранью ответил: – Не выйду, всезлобный и лживый старик. Тогда Павел, взяв ту кожу, в которой ходил, начал бить его, говоря: – Выходи, – так повелел тебе святой Антоний. Но диавол не желал выходить. Тогда Павел сказал: – Или ты выйди, или я помолюсь Христу и будет тебе худо. Но бес, хуля Христа, говорил: – Не выйду. Тогда Павел разгневался на беса, и в полдень, когда в Египте солнце жжет как огненная пещь, взошел на камень и встал на нем, как неподвижный столп, взывая ко Христу:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

– Ты можешь спастись, если будешь послушен и сделаешь то, что я повелю тебе. Павел ответил: – Отче, я готов исполнять все то, что ты скажешь мне. Антоний же, испытывая его, сказал: – Стой и молись на сем месте до тех пор, пока я не приду и не принесу тебе того, над чем ты должен трудиться. Оставив Павла, Антоний вошел в пещеру. Целую неделю он не выходил к нему, но тайно через окно наблюдал за ним и видел его все то время неподвижно стоящим день и ночь на одном месте. Тогда, выйдя из келии, Антоний принес старцу финиковые ветви и, омочив их в воде, сказал ему: – Плети, старец, веревку так же, как я плету. И плел Павел веревку до девятого часа и с большим трудом сплел пятнадцать лактей 6328 . Антоний же, посмотрев работу, сказал: – Нехорошо ты сплел, расплети и плети снова. А был уже седьмой день, как он не давал ему ничего есть. Все же сие делал Антоний для того, чтобы удалить Павла от себя, ибо он думал, что тот уйдет от него, не выдержав испытания. Но Павел продолжал с большим трудом расплетать веревку и снова сплетать ее; и как он ни был голоден, однако, нисколько не огорчился и не возроптал. Тогда Антоний сжалился над ним, – и вот, когда уже солнце заходило, он сказал Павлу: – Старец, не хочешь ли немного вкусить хлеба? – Как ты хочешь, отче, – отвечал Павел. Антоний пришел в умиление от сих слов Павла, который, и страдая от голода, не спешил, однако, к утолению его хлебом, но отдавался на волю Антония. Они вкусили немного хлеба с водою и, вставши из-за стола, возблагодарили Господа. Испытывал святой Антоний Павла и в молитвах, по целым ночам не ложась спать и поя псалмы со многими поклонами, но и в сем Павел оказался терпеливым и бодрым. Раз, когда они вкушали пищу, Антоний велел Павлу вкусить более того, чем сколько вкушал сам, ибо он жалел его, как еще непривыкшего к строгому посту. Но тот ответил: – Если ты, отче, будешь есть еще, то и я буду. – Мне довольно, – сказал Антоний, – потому что я монах. А Павел ответил: – И мне довольно, потому что и я хочу быть монахом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вспомни, душа моя, чудотворца Фантина, который бродил по пустыням и горам, голодал больше двадцати дней, и более четырех лет ходил нагим. Вспомни, душа моя, как спросил Феодорит у Николая, повара Афанасия Афонского (оба были учениками Афанасия) : «Удивляюсь, как это преподобная Евпраксия, молодая и слабая девушка, вынесла сорокапятидневное стояние и пост». И ответил ему Николай: «И я, брат, удивлялся такому терпению и долгостоянию блаженной Евпраксии и долгое время прельщался мыслью повторить ее подвиг. И сказал себе: начну сейчас! И начал стоять. Завершился день и, стоя ночью, был соблазняем: достаточно, мол, помолился, преклонив колена, – и прекратил. И тут почувствовал, что все мои внутренности, вплоть до колен, распадаются. И не покорился соблазну, а после пяти ночей и дней почувствовал, что внутренности мои снова укрепились, и был здоров все сорок пять дней моего стояния, даже ничего не ев столько дней». Ты же, душа моя, даже своего короткого правила не можешь исполнить, не переступая с места на место. Павел Препростой, придя к Антонию Великому , провел три дня, стучась у дверей преподобного. И сказал ему Антоний Великий : «Что ищешь здесь, брат?» И сказал Павел: «Хочу быть монахом, вот и пришел сюда». Ответил Антоний Великий : «Сижу в одиночестве и ем лишь на пятый день. А ты стар, не выдержишь. Но если будешь хранить послушание во всем, можешь спастись здесь». И сказал Павел: «Сделаю все, что скажешь мне». И сказал Антоний: «Стой и молись, пока не выйду и не принесу тебе рукоделие». И Павел, неподвижно стоя целую неделю, сгорел от солнечного зноя. И семь дней провел голодным. Потом Антоний дал ему дело. Он истекал потом, стараясь, а тот велел переделать, сказав: «Плохо сплел». Потом поставил еду и сказал ему: «Садись за стол, но не ешь ничего, побудь еще голодным». Потом велел прислуживать братии и не разговаривать, потом снова велел разговаривать, и по-иному всячески испытывал его. Прошел год – и много чудес сотворил он. Ты же, душа окаянная, никогда не примешь послушания молча и безропотно. И не потерпишь от братии обидного слова.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Плоды: Тело должно покориться душе, а душа — духу. Воздержание является родоначальной, основной по отношению к другим добродетелям. Блудной страсти противостоит ЦЕЛОМУДРИЕ Целомудрие – совершенное подчинение тела душе, чистота души и тела. Условия стяжания: Начало целомудрия – ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний. Уклонение от сладострастных бесед, скверных слов, хранение чувств, особенно зрения, слуха и осязания. Телесные труды. Пост, молитва. Избегать всего, что может положить и малейшее пятно на чистоту души. Целомудрие есть воздержание и преодоление (всяких) похотей борьбою. Примеры, после Иисуса Христа: Богородица, Равноапостольная Фекла, мученица Пелагея дева, благоверная княгиня Иулиания Вяземская. Плоды: Телесная и духовная чистота. Сребролюбию противостоит НЕСТЯЖАНИЕ Нестяжание – удовлетворение себя (одним) только необходимым. Условия стяжания: Любление евангельской нищеты. Примеры, после Иисуса Христа: преподобный Нил Сорский , блаженная Ксения Петербургская. Плоды: Милосердие к нищим, презрение к роскоши, готовность отдать последнее. Гневу противостоит КРОТОСТЬ Добродетель кротости заключается в совершенном безгневии и неподвижном устроении души, пребывающей одинаковой при бесчестиях и похвалах. Условия стяжания: Послушание. Испрашивание помощи у Бога. Самоукорение. Примеры, после Иисуса Христа: преподобный Павел Препростый, святитель Спиридон Тримифунтский Плоды: Терпение, безгневие, возможность при оскорблениях от ближнего без смущения и искренно о нем молиться. Печали противостоит ПОКАЯНИЕ Покаяние — фундаментальная перемена в жизни: от произвольно-греховной, самолюбивой и самодостаточной к житию по заповедям Божиим, в любви и стремлении к Богу. Условия стяжания: Совершение в течение всей человеческой жизни, (никогда не бывает излишним) Примеры, после Иисуса Христа: Авва Сисой Великий, Апостол Петр Плоды: Видение своей греховности, появление желания служить ближним, нрав становится непритворным и нелицемерным. Переход на качественно иной образ мыслей. Унынию противостоит ТРЕЗВЕНИЕ

http://azbyka.ru/o-dobrodetelah

Георгия (1313-1319) в Старо-Нагоричино П. показан в ряду преподобных (всего 10 святых) вместе с Иларионом Великим и Алексием, человеком Божиим. К этому памятнику близки по времени создания фрески собора Рождества Пресв. Богородицы Снетогорского монастыря (1313), в программе росписи которого чин преподобных расположен вблизи алтаря - в нижнем регистре на вост. стене наоса. Среди атрибуируемых святых: Онуфрий Великий, Никон Метаноит, Феодор Студит, Савва Освященный, Феоктист (Палестинский?) и П. П., чей образ опознается благодаря хорошо сохранившейся надписи (см.: Сарабьянов. 2008. Ил. 18 на с. 78). Фигура П. П. (первоначально погрудная, после растесывания арки - оплечная) в этом ряду преподобных, отображающем, по мнению В. Д. Сарабьянова, различные ступени монашеского подвига, знаменует смирение (Там же. 2008. С. 79). У святого высокий, в т. ч. благодаря проплешине, лоб, чуть всклокоченные на висках седые волосы, густая, недлинная клиновидная борода, разделенная на конце на 5 прядей. Более аскетичным выглядит образ святого в росписи новгородской ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью (70-е гг. XIV в.). Он включен в ряд монахов-аскетов в росписи хор - полуфигура в медальоне размещается на вост. стене помещения, над лестницей на хоры (см.: Лифшиц. 1987. Табл. 296; Царевская. 2003. Ил. 5 на с. 90). В лити кафоликона Хиландарского монастыря на Афоне (фрески, 1321, переписаны в 1804) - в иллюстрациях «Лавсаика» представлены 2 сцены с П. П.: он оставляет неверную супругу и приходит к прп. Антонию Великому; прп. Антоний Великий принимает П. П. К памятникам минейного типа, включающим изображение этого преподобного, относятся: миниатюра в имп. Минологии (ГИМ. Греч. 376 (Син. греч. 183), 2-я четв. XI в.); роспись в нартексе ц. Успения Пресв. Богородицы монастыря Грачаница (ок. 1320) - под 4 окт., в рост, надпись: «ст. Павлъ Аплоусъ»; миниатюра в греко-груз. рукописи кон. XV в. (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58. Л. 80 об.) - ростовой образ святого помещен под 5 окт., у него средней длины клиновидная борода, голова не покрыта (куколь лежит на плечах), в правой руке держит крест, ладонь левой - перед грудью, раскрыта наружу.

http://pravenc.ru/text/2578567.html

– Здесь. Вот умру и буду обличителем твоего жестокосердия, что ты не хочешь принять меня и сделать монахом, – сказал тогда Павел для вида. – Но ты не можешь, – отвечает святой Антоний, – в таком возрасте стать монахом. -Могу, почему нет? – Ладно, заходи, давай подвизаться вместе! Знаешь, ведь мы монахи читаем. – Я тоже буду читать. – Мы поём псалмы, молимся. – Я тоже могу это делать. Святой Антоний приступил к подвигам (трудам) – и Павел Препростый вместе с ним. – Давай приготовим поесть, – сказал святой Антоний и размочил в воде два сухаря для Павла и один для себя. – Давай помолимся. Час они стояли на ногах и молились. – Садись, старче, поешь. – Почему мне два сухаря, а тебе один? – Потому что я монах, а ты ещё нет. – Я тоже буду монахом, поэтому и мне полагается один сухарь. В конце концов святой Антоний оставил его у себя, потому что Павел так подвизался, что превосходил даже молодых. За свою великую простоту и святость он получил от Бога благодать изгонять главных бесов, то есть бесовских князей 72 . Однажды несколько человек привели к святому Антонию бесноватого, чтобы старец изгнал из того бесов, но преподобный отправил их к авве Павлу. Преподобный Павел стал молиться, но бес не выходил. Тогда авва взобрался на скалу и воздел руки к небу в молитве. От солнца был жар, как из печи, – если положить тесто, то оно превратилось бы в хлеб, вот как было жарко! Но преподобный Павел стоял на скале, стоял несколько часов. «Христос свидетель, я не сойду отсюда, пока ты не выйдешь», – сказал он бесу. Едва он это произнёс, жар стал жечь не его самого, но беса, который сидел в человеке. «Выхожу, старик, выхожу, твоё смирение жжёт меня!» – закричал бес и вышел из бесноватого. Но почему бес не вышел сразу? А потому, что Павел вмале воспрекословил святому Антонию, вопросив: «Почему, старче, ты сам его не изгонишь, а говоришь мне, чтобы я изгнал?» За это прекословие бес-то и не выходил. Но так как Павел был человеком праведным, простым и незлобивым, то благодаря своему великому смирению в конце концов изгнал беса.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010