> Помогите ребёнку на реабилитацию <

преподобный Никодим Святогорец

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Никодим Святогорец - сверкающая звезда Церкви / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... сверкающая звезда Церкви явилась миру в 1749 году на острове Наксос в Кикладском архипелаге. Родители будущего святого, благочестивые и богобоязненные люди, нарекли его в крещении именем Николай и отдали деревенскому священнику, чтобы тот научил мальчика читать. В отличие от других детей Николай избегал бурных игр и вместо этого постоянно предавался чтению. Господь одарил его не только живым умом, но и исключительной памятью, которая позволяла ему сразу же запоминать все прочитанное и безошибочно повторять это когда угодно. В 16 лет Николая отправили в Смирну учиться у дидаскала Иерофея Дендриноса. Там его полюбили и учитель, и соученики за доброту и благородный нрав. Помимо светских наук и различных духовных дисциплин он в совершенстве овладел греческим языком во всех его проявлениях. Это позволило ему впоследствии исполнить миссию, уготованную ему Господом: сделать доступными для угнетенных православных греков сокровища церковного Предания. Через четыре года обучения в Смирне, когда турки уничтожали местных греков после войны с Россией, Николай вынужден был вернуться на родину – на остров Наксос. Здесь он встретил иноков Григория, Нифонта и Арсения, изгнанных с Афона из-за ... далее ...
Мытарства: учение святых отцов и ...Искать в Источникеazbyka.ru
... мира и воздуха, долженствующий тогда встретить нас, нашел наши беззакония ничтожными и незначительными и не мог обличить нас правильно! В противном случае, восплачемся бесполезно. «Раб, – говорит Писание, – ведевый волю господина своего» и не исполнивший ее, «биен будет много» ( Лк. 12: 47, 48 ) . Не видит света родившийся слепым, так и не пребывающий в трезвении не видит богатого сияния высшей благодати и не освободится от лукавых и богоненавистных дел, слов и помышлении. Таковой при кончине своей несвободно минует тартарских князей» (Слово о трезвении. Гл. 161 Добротолюбие. Ч. 2) . Преподобный Никодим Святогорец (прп. Никодима дьякон Андрей Кураев также записал в противники учения о мытарствах) : «Демоны, падшие с неба, одни остались в надземном, т. е. поднебесном воздухе, другие – в окружающем землю, а третьи ниспали в подземный воздух (в преисподнюю) . Те из них, которые находятся в поднебесном воздухе, препятствуют восхождению душ после смерти и прельщают различными мечтаниями и обольщениями ум тех, которые стараются созерцать духовное» (Толкование канона на Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня) . Преподобный Феогност: «Хотя тщася о чистой, с Богом ... далее ...
преподобный Никодим СвятогорецИскать в Источникеazbyka.ru
... ответственному воспитанию со стороны родителей и по зову собственного сердца Николай с детства отличался особой религиозностью, стремился подражать Божьим святым. Первоначальное образование он получил на территории малой родины, в Наксосе. Своим обучением он во многом был обязан местному приходскому священнику. Когда Николай повзрослел и достиг пятнадцатилетнего возраста, отец определил его для дальнейшего обучения в Смирнскую Евангелическую школу. Благодаря прирождённым способностям, сознательности, целеустремленности Николай достиг необыкновенных успехов, на голову превосходя своих сверстников. Он не только хорошо уразумевал преподаваемый учителем материал, но и запоминал значительную часть образовательной программы наизусть. Причём, это касалось и особо увлекавших его разделов, и целого спектра учебных дисциплин: экономики, астрономии, философии, медицины, военных наук. За время обучения он овладел несколькими языками, такими как французский, латинский и итальянский. На пути к монашеству В 1770 году, когда греки подверглись очередному притеснению со стороны Османских государственников, Николай счёл уместным возвратиться на Наксос. В 1774 году, желая встретиться и ... далее ...
Диакон Георгий Максимов. Святитель Феолипт как ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... и только себе… таковые люди уязвлены стрелой славолюбия и корыстолюбия, они не являются ни христианами, ни монахами, ни священниками, ни архиереями, но шарлатанами и преступниками, врагами и насильниками» [13]. Не ограничиваясь словами о пагубности раскола, святитель Феолипт разбивает и заблуждение о том, что будто бы пребывание в расколе более извинительно, чем пребывание в ереси. Именно это заблуждение позволяет тем, кто сочувствует раскольникам, оправдывать их преступление якобы «чистотой веры» и «борьбой с ересями». В действительности же, как известно, некоторые святые отцы, например преподобный Никодим Святогорец, говорили даже, что раскол хуже ереси. Святитель Феолипт таких слов не произносит, но указывает, что еретика проще обратить в Православие, чем раскольника. Святитель говорит: «Те, которые во времена еретических смущений вели борьбу и с Божией помощью победили преследующих и сохранились, однако после сокрушения ереси и восстановления Церкви не обратили мысли к укрепившему их Богу, таковые, приписав победу собственным заслугам, отвергли всякого священника, хранящего Православие, отвергли освящения, совершаемые через него Церковью… гордость пляшет в их душах, ... далее ...
преподобный Никодим СвятогорецИскать в Источникеazbyka.ru
... ответственному воспитанию со стороны родителей и по зову собственного сердца Николай с детства отличался особой религиозностью, стремился подражать Божьим святым. Первоначальное образование он получил на территории малой родины, в Наксосе. Своим обучением он во многом был обязан местному приходскому священнику. Когда Николай повзрослел и достиг пятнадцатилетнего возраста, отец определил его для дальнейшего обучения в Смирнскую Евангелическую школу. Благодаря прирождённым способностям, сознательности, целеустремленности Николай достиг необыкновенных успехов, на голову превосходя своих сверстников. Он не только хорошо уразумевал преподаваемый учителем материал, но и запоминал значительную часть образовательной программы наизусть. Причём, это касалось и особо увлекавших его разделов, и целого спектра учебных дисциплин: экономики, астрономии, философии, медицины, военных наук. За время обучения он овладел несколькими языками, такими как французский, латинский и итальянский. На пути к монашеству В 1770 году, когда греки подверглись очередному притеснению со стороны Османских государственников, Николай счёл уместным возвратиться на Наксос. В 1774 году, желая встретиться и ... далее ...
Какой должна быть исповедь / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Никодим Святогорец AgionOros. ru продолжает публиковать отрывки из «Книги об исповеди» преподобного Никодима Святогорца, которая будет издана в 2013 году Издательским Домом «Святая Гора». «Книга об исповеди» содержит советы духовникам и мирянам и является одним из наиболее полных практических руководств по Таинству Покаяния. Это произведение Никодима Святогорца издано во многих странах, но на русский язык переведено впервые. О том, что грехи должны открыться или здесь, или там Одно из двух: или здесь одному духовнику тебе нужно открыть грехи свои, брат, или там страшному Судии. Если ты скроешь их здесь, знай, что там их несомненно выставит на позор перед всеми ангелами и людьми страшный Судия к твоему великому обличению: Обличу тя, — скажет Он тебе, — и представлю пред лицем твоим грехи твоя 1. И что я говорю: Судья? Сами неисповеданные грехи твои обличат тебя тогда и выставят тебя на позор на оном всемирном судилище: Накажет тя отступление твое, и злоба твоя обличит тя ( Иер. 2, 19. ) 2. Поэтому и божественный Златоуст советует тебе, говоря: «Ты грешен? Приди в церковь, припади, восплачь. Ты согрешил? Исповедай Богу грехи твои. Скажи здесь, чтобы там пред ... далее ...
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в четверг ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... течение Великого поста мы стараемся сосредоточиться на своей внутренней жизни, подвергнуть ее строгому и беспристрастному экзамену, определить наиболее слабые места, которые причиняют нам боль или, даже не причиняя боли, смущают нашу совесть. Для того чтобы преодолевать греховные помыслы, страсти, необходимы особые средства воздействия на душу. И первым и самым важным таким средством является молитва. Каждый верующий человек на своем опыте испытал, конечно, что означает для него молитва, но тем не менее нередко, приступая к молитве, мы нарушаем некие правила ее совершения. И речь идет совсем не о церковном уставе — устав можно знать, а можно и не знать. А вот правила молитвы нужно знать непременно. Эти правила содержатся в святоотеческих творениях, но, наверное, наиболее ясно изложил их афонский старец Никодим, именуемый Святогорцем. Он жил сравнительно недавно, в конце XVIII — первой половине XIX века, и оставил нам замечательную книгу, хорошо известную православным людям, именуемую «Невидимая брань». В этой книге содержится в том числе изложение православного взгляда на совершение частной молитвы, то есть той молитвы, которой мы молимся сами, своими словами, или даже с ... далее ...
Как живем, так и молимся, как молимся, так и ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... молитва должна заканчиваться словами: впрочем не Моя воля, но Твоя да будет ( Лк. 22, 42 ) . Но вот это-то и не хочется говорить человеку, и он предпочитает подчас ничего не говорить. Если же у человека есть желание исполнять волю Божию, если он нуждается в исполнении этой воли — что можно ему подсказать, как ему учиться обращаться к Богу, чтоб это было не формально, а от сердца? Наша жизнь состоит из ситуаций, в которых мы чувствуем свою человеческую недостаточность, неразумие, немощность, греховность. И каждая такая ситуация должна становиться поводом для обращения к Богу. Как говорил преподобный Никодим Святогорец: ты встал вечером молиться Богу, и ты должен вытеснить из своего сердца все, что тебя занимало в течение дня. Но если ты не смог все это вытеснить, не в силах оказался забыть все это ради молитвы, то преврати это все в повод для молитвы. Потому что если для тебя это важно, то это нельзя мимо Него пронести. Сколько у нас случается всякого, в том числе и того, что нас ранит! Непредвиденные обстоятельства ломают наши планы, разрушают то дело, которым мы занимаемся, дело вроде бы хорошее и богоугодное; от этого страдают люди. Как с этим быть? Нужно сказать: ... далее ...
Ерминия Дионисия Фурноаграфиота: к проблеме ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Светлана Валерьевна В продолжение темы осмысления иконографического образа Воскресения Христова читателям предлагается статья, посвященная Ерминии – особого рода руководству по иконописи, – составленной афонским иконописцем Дионисием. Именно этот труд сыграл особую роль в понимании и именовании образа Анастасис. Ерминия [1] Дионисия Фурноаграфиота [2] сыграла особую роль в понимании и именовании образа Анастасис (рис. 1. Миниатюра псалтири Мелизенды. Палестина, ок. 1135 г. Британская Библиотека; рис. 2. Мощевик. Византия, XII в. Музей Московского Кремля) . Открытие этого памятника произошло в середине XIX в., и вскоре он был введен в научный оборот в России и Европе, незадолго до того, как появились исследования, связанные с образом Анастасис. Искусствоведы, считающие этот образ изображением события Сошествия во ад, ссылаются в том числе и на это произведение. «Ерминию» упоминает А. Картсонис, принимая в целом трактовку (но не соглашаясь при этом с названием «Сошествие во ад») . В православии это сочинение оказалось тем авторитетным мнением, из-за которого икону стали считать вообще не связанной с Пасхой – именно на «Ерминию» ссылается в таком обосновании св. ... далее ...
О добре и зле. Часть 2 / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... информацию, сознание детей в значительной степени воспринимает внешний мир как данность и формируется им. Ребенок приходит в мир, и ему предстоит узнать, освоить его и найти свое место. С момента рождения окружающий мир для ребенка – нескончаемый поток информации, и все, что его окружает, все, что он видит и слышит, оказывает на него воздействие. Значительная часть информации, особенно у маленьких детей, остается в сознании без критики, без анализа и оседает в памяти навсегда [3]. О свойствах запечатления известно давно, о них писали святые отцы, например преподобный Никодим Святогорец: «Воображение и память суть не что иное, как отпечатление всех чувственных предметов, которые мы видели, слышали, обоняли, вкушали, осязали. Можно сказать, что воображение и память суть одно внутренне общее чувство, которое воображает и помнит все, что внешним пяти чувствам пришлось прежде того перечувствовать. И некоторым образом внешние чувства и чувственные предметы походят на печать, а воображение – на отпечатление печати» [4]. Приобретенная разными способами информация («отпечатленная печать») служит ребенку материалом для создания картины мира и себя самого, а в старшем возрасте – пищей ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: преподобный Никодим Святогорец
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера