( < < back) В практике Греческой Церкви причастие обычно отделено от исповеди, так как право исповедовать имеют лишь некоторые, самые опытные священники. ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > У греков со времён турецкого владычества сохранился обычай крестить только середину груди. Тогда это было вызвано опасностью преследований со стороны мусульман, теперь так крестятся в силу привычки. ( < < back) «Не враг поносит меня, — это я перенёс бы; не ненавистник мой величается надо мною, — от него я укрылся бы; но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой…» (Пс. 54:13–14). ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > Троглодитами древние греки называли коренных жителей Эфиопии, Ливии, Кавказа, Скифии и других стран, которые, в отличие от них, жили не в городах, а в пещерах. ( < < back) В Греческой Церкви — сборники житий святых, соответствующие русским Четьям Минеям, но написанные более кратко. ( < < back) < >< back) > Песнопение, которое поётся на утрени после канона. Для него обычна тема света, откуда его другое название «светилен». ( < < back) < >< back) > В Греческой Церкви Символ веры и молитва «Отче наш» на литургии всегда читаются или самым почётным лицом, или всем народом. ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > Ср. «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). ( < < back) Согласно Уставу, вечерня всегда должна служиться вечером, но в нынешней практике Греческой и Русской Церквей в день Пятидесятницы она обычно совершается сразу после литургии. ( < < back) У слова «покаяние» в греческом монашеском лексиконе есть ещё значение «монастырь, в котором принят постриг». ( < < back) Монах Иосиф Ватопедский. «Блаженный послушник. Жизнеописание старца Ефрема Катунакского». В русском переводе книга издана московским подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в 2004 г. ( < < back) Участник монашеского движения колливадов, во главе которого стояли преподобные Никодим Святогорец, Макарий Коринфский и Афанасий Парийский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

To, чтобы монахи не оставляли своих монастырей, разве только по настоятельной необходимости епископ позволит им это сделать, определяет и IV Всел. 4. А правило Двукрат. 3 отлучает того игумена, который не позаботится вернуть в свой монастырь бежавших монахов [ 422 ] . Правило 22 На Бога все возлагать и не быть рабом собственных пожеланий есть великое дело. Божественный апостол говорит: Едите ли, пьете ли, все делайте в славу Божию ( 1Кор. 10:31 ). Поэтому Христос Бог наш в Своих Евангелиях повелел отсекать начала грехов. Ибо Он не только прелюбодеяние наказывает, но и движение помысла к совершению прелюбодеяния осуждает, так как говорит: Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф. 5:28 ). Отсюда научившись, мы обязаны очищать помыслы. Ведь хотя все мне позволительно, но не все полезно ( 1Кор. 10:23 ), – научаемся мы от апостольского слова. Всякому человеку, для того чтобы жить, необходимо есть; и для тех, кто живет в браке, имеет детей и находится в положении мирян, непредосудительно есть вместе мужчинам и женщинам, только Дающему пищу да воздают благодарение. И пусть едят без всяких театральных представлений, или сатанинских песен, кифар и блудных напевов, против чего обращено пророческое проклятие, говорящее так: «Горе пьющим вино с цитрой и гуслями, на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют» ( Ис. 5:12 ). И если когда-либо будут такие среди христиан, да исправляются, а если не исправляются, против них да вступают в силу канонические предписания наших предшественников. Что же касается тех, у кого жизнь безмолвная и уединенная, – давший обет Господу Богу взять на себя монашеское иго, пусть сядет уединенно и умолкнет 423 . Однако и избравшим священническую жизнь совсем непозволительно есть с женщиной наедине, разве только в обществе богоносных [ 424 ] и благочестивых мужей и жен, чтобы и эта совместная трапеза приводила к духовной добродетели. И в отношении родственников то же самое да соблюдается. Если же иной раз во время путешествия случится, что у монаха или клирика нет с собой потребного и по необходимости он хочет остановиться или в гостинице, или даже в чьем-нибудь доме, он имеет право делать это, потому что нужда заставляет [ 425 ] .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

(VI Всел. 27; VII Всел. 16; Гангр. 21.) Толкование Ко всему прочему евстафиане также учили своих последователей носить изорванную и нищенскую верхнюю одежду, не ради истинного, но ради лицемерного подвижничества, чтобы, представляясь благодаря этой одежде святыми и праведными, они пользовались похвалой у многих. Евстафиане также учили осуждать тех, которые с благоговением и страхом Божиим (т. е. не ради хвастовства перед теми, у кого нет такой одежды, и не ради плотской любви или роскошного украшения тела) носят виры [ 113 ] и вообще одеваются так, как принято и для всех привычно. Поэтому настоящее правило анафематствует евстафиан и подобных им за то, что они превозносятся над братьями. Смотри также VI Всел. 27. Правило 13 Если женщина ради мнимого подвижничества переменит одежду и вместо обычной женской одежды наденет мужскую, да будет анафема. (VI Всел. 62.) Толкование Многие женщины, научившись от евстафиан, снимали обычную приличествующую женщинам одежду и надевали мужскую, полагая, вероятно, что от этого они станут праведными и святыми. Поэтому настоящее правило анафематствует тех женщин, которые делают это ради мнимого и лицемерного, а не ради истинного подвижничества [ 114 ] . Смотри VI Всел. 62. Правило 14 Если женщина оставит мужа и захочет жить уединенно из-за того, что гнушается браком, да будет анафема. (Апост. 5:51; VI Всел. 13; Гангр. 21.) Толкование Это также соответствовало учению евстафиан: они учили женщин оставлять своих мужей и, наоборот, мужей – оставлять своих жен и удаляться от них из-за отвращения к браку. Поэтому настоящее правило поступающих так предает анафеме [ 115 ] . Смотри также Апост. 5:51. Правило 15 Если кто-то бросит своих детей и не будет их воспитывать и приводить, насколько от него зависит, к подобающему благочестию, но под предлогом подвижничества станет нерадеть о них, да будет анафема. (Карфаг. 42.) Толкование Если неразумные животные, даже хищники и львы, заботятся о своих детенышах, насколько более должны иметь попечение о своих детях разумные люди? Поэтому и божественный Павел в одном месте говорит: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного ( 1Тим.5:8 ). А в другом месте: Отцы, воспитывайте детей ваших в учении и наставлении Господнем ( Еф.6:4 ). И еще говорит о вдове: «Если она воспитала детей» 116 – и о старицах, чтобы они учили молодых любить мужей, любить детей ( Тит.2:4 ). Но еретик Евстафий и его приверженцы, не внимая этим апостольским заповедям, учили родителей отказываться от своих детей и предаваться подвижничеству. Поэтому настоящее правило анафематствует тех родителей, которые отказываются от своих детей, не воспитывают их и не учат благочестию и добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   Авва Серен сказал:    «Не может один и тот же бес внушать человеку любую страсть. Для каждой страсти есть определенные духи, которые внушают только ее. Одни услаждаются нечистотой, скверной похотей и их смрадом, другие богохульствами, кто-то радуется гневу и исступлению, а кто-то — унынию, кто — тщеславию, а кто — гордости. И каждому из духов нравится внушать именно ту страсть, которую, как ему заметно, душа принимает с охотой.    Они сеют зло и досаждают людям не одним и тем же способом, а в зависимости от времени, места и лиц. Они то помогают друг другу, то сменяют один другого, но не хранят при этом ни строгой последовательности, ни порядка. Ибо сказано: «Распутный ищет мудрости и не находит» ( Притч 14. 6 ), и еще: «Врази же наши неразумливи» ( Втор 32. 31 ). Впрочем, они приходят к какому-то согласию, когда воюют против нас, и потому, как я сказал, в зависимости от времени и места уступают друг другу. Ведь никто не может одновременно рабствовать тщеславию и разжигаться страстью блуда, надмеваться гордостью и вместе с тем унижать себя чревоугодием, разражаться глупым смехом и в то же время терзаться страстью гнева. Каждый из духов должен соблюдать свой черед, чтобы воевать с человеком. А если он будет поражен и отступит, то уступает брань духу, который сильней его.    Следует знать еще и то, что не все бесы в равной мере свирепы и сильны, но у каждого свое действие, своя сила и свои намерения. Тем из подвижников Христовых, кто лишь вступает на путь добродетели и еще слаб, противостоят более слабые духи. Когда эти духи будут побеждены, то вместо них вступают в борьбу духи, более высокие чином. Если бы духовная брань была не по человеческим силам, то никто из подвизающихся не устоял бы перед таким количеством сильных и беспощадных врагов. Человек вообще бы не смог отражать их нападения, если бы на этом состязании не был посредником, не устанавливал правила и не судил человеколюбивый Христос. Это Он следит, чтобы борьба проходила на равных, по нашим силам. Он отводит противников запрещает им те приемы, которые слишком сложны для нас, и, по слову Писания, не попускает нам «быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы мы могли перенести» ( 1 Кор 10. 13 ).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=214...

   Думается, что и сами бесы не без труда и не без боли ведут эту борьбу. У них тоже есть свои заботы и скорби, особенно когда они сходятся в поединке с крепкими и выносливыми бойцами. Это подтверждает и апостол, который говорит: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей…» — и прочее ( Еф 6. 12 ). И еще: «Бьюсь не так, чтобы только бить воздух» ( 1 Кор 9. 26 ). И в другом месте: «Подвигом добрым я подвизался» ( 2 Тим4. 7 ). А где подвиг, состязание, борьба — там и забота, и труд, и боль для обеих сторон. Нас радуют победы над ними и огорчают поражения — и то же самое чувствуют и они. Они рады, когда победят нас; если же, вопреки всем усилиям, они не смогут одержать верх и проиграют бой, то им достается весь стыд наших прежних поражений, по слову Писания: «Обратится болезнь его на главу его» ( Пс 7. 17 ), и еще: «Ловитва, юже скры, да обымет и» ( Пс 34. 8 ).    Все это знал и пророк Давид. Эту невидимую брань он ясно видел внутренними очами, знал, что враги радуются нашему падению, и потому говорит Богу: «Просвети очи мои, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой: укрепихся на него. Стужающии ми возрадуются, аще подвижуся» ( Пс12. 4—5 ). И еще: 2Да не возрадуются о мне враждующие ми неправедно… Да не рекут в сердцах своих: благоже, благоже души нашей, ниже да рекут: пожрохом его» ( Пс.34.14.25 ). Но стыд, который охватывает их после поражения, пророк воспел, молясь против них Богу: «Да постыдятся и посрамятся вкупе радующиеся злом моим» ( Пс 34. 26 ). А Иеремия сказал: «Пусть постыдятся гонители мои, а я не буду постыжен; наведи на них день бедствия и сокруши их сугубым сокрушением» ( Иер.17. 18 ). И в самом деле, когда мы побеждаем бесов, их постигает сугубое сокрушение: во-первых, оттого, что люди достигают святости, а они имели ее и потеряли; и, во-вторых, оттого, что они, будучи духами, терпят поражение от плотских и бренных существ».    Некоторые говорят, что, если бы не было некоей чуждой силы, увлекающей нас во зло, не было бы и зла в бытии. Но эта сила — не что иное, как невнимание к естественным стремлениям ума. Потому что те, кто со вниманием относятся к этому, всегда поступают хорошо и никогда — плохо. И если ты хочешь быть таким же, прогони невнимание — и вместе с ним изгонишь и зло. Ведь зло — это ошибка в различении внутренних смыслов, откуда следует и неверное употребление вещей. В природе нашего разумного начала — подчиняться божественному Логосу и властвовать над неразумным в нас. Так что пусть сохраняется этот порядок во всем — и тогда зла не станет в бытии и ничто не будет увлекать к нему.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=214...

А вот что думает об этом Соломон: «Без хитрости я научился, и без зависти преподаю, не скрываю богатства ее» ( Прем. 7:13 ). Разве вы не видите, как он открывает тайны своей премудрости и знание ее и как избавляется от всякой зависти, которая не позволяет другим приобщиться к премудрости? «Что же есть премудрость, и как она произошла, я возвещу, и не скрою от вас тайн, но исследую от начала рождения, и открою познание ее, и не миную истины; и не пойду вместе с истаевающим от зависти, ибо таковой не будет причастником премудрости» ( Прем.6:22–25 ). Почему вы не подражаете Соломону и без зависти не преподаете тайн вашего мастерства и науки другим? Ведь они просят вас и хорошо платят вам за это, особенно когда ваше искусство священно и направлено на почитание Бога и на пользу христиан? Если вы боитесь, что ученики отнимут у вас славу, то делаете это напрасно, ибо слава, которой они добьются, это же и ваша слава. Успехи учеников – это успех учителя и мастера. Может, вы опасаетесь лишиться своего положения, то это ошибочно и малодушно, потому что Бог, Который устрояет и питает все, неужели не пропитает и не устроит и вас? Вот почему прошу вас, братья мои, оставьте эти предлоги и оправдания, которые подсовывает вам дьявол, чтобы заставить скрыть талант мастерства и дар, данный вам Богом, и тем самым ввести вас в грех. Короче говоря, хочу заранее предупредить и засвидетельствовать, что в день суда Страшный Судия скажет вам: «О, лукавые рабы, вы должны были бы дать мое серебро банкирам и дар своего ремесла и науку передать другим, чтобы преумножить их, дабы я получил [этот дар] с прибылью; Лукавый раб и ленивый... надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью» ( Мф.25:26–27 ). Но поскольку из-за своей зависти вы не захотели сделать это, то заберите у них тот дар, который они скрыли, а негодных рабов ввергните во тьму внешнюю на вечное мучение: «Возьмите у него талант... и негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» ( Мф.25:28,30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

А за что еще Он прогневался на царя Охозию, как не за то, что тот послал своих людей к прорицательнице Аккаронской, о чем уже упоминалось выше? Почему я говорю только о нескольких случаях? Ведь огромные толпы народа и великие города подверглись голоду, мечу, рабству и уничтожению за магию. Так, Господь голодом и смертью наказал лжепророков и чародеев в Иерусалиме, а также всех, кто верил их лжепророчествам: «Пророки пророчествуют ложное именем Моим... они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое, и мечты сердца своего. Поэтому: так говорит Господь мечом и голодом будут истреблены эти пророки, и народ, которому они пророчествуют, разбросан будет по улицам Иерусстима от голода и меча, и некому будет хоронить их» ( Иер.14:14–16 ). Так Иерусалим, этот царский город, возлюбленный Богом, был уничтожен за всякие волхвования и чародейства, которыми занимались его жители. Поэтому и сказал Соломон: «Так, возгнушавшись древними обитателями святой земли Твоей, совершавшими ненавистные дела волхований и нечестивые жертвоприношения» ( Прем.12:3–4 ). Так, царствующий город Ниневия тоже был уничтожен со всеми его жителями за магию, которой там занимались жители. Как говорит пророк Наум, горе «городу кровей!., развратницы... искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продает народы и чарованиями своими – племена» ( Наум.3:1,4 ). Великий город Вавилон внезапно подвергся бесплодию, вдовству и разрушению за насаждение магии и колдовства, как предупреждает нас Исаия, дочь Вавилона... внезапно, в один день, придет к тебе и то и другое, потеря детей и вдовство; в полной мере придут они на тебя, несмотря на множество чародейств твоих и на великую силу волшебств твоих... и внезапно придет на тебя пагуба, о которой ты и не думаешь ( Ис. 47:1,9,11 ). Какую епитимью налагают каноны на магов Таковы наказания, которым Бог подвергает магов и их поклонников. Каноны Святых Соборов и отцов Церкви тоже предписывают различные епитимии за магию. Шестой святой Вселенский Собор в 61-м правиле назначает в течение шести лет не допускать до Святых Таин тех, кто ходит к гадателям, чтобы узнать нечто тайное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

А поскольку вы, будучи людьми, надеетесь на самих себя, постарайтесь понять, что вы прокляты, по слову пророка, так как надеетесь на человека. И второе. Либо вы понимаете, что без Божьей помощи человек ничего не сможет сделать и суетны любые его попытки и усилия, как говорит Господь: «Без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15, 5 ). Тогда почему вы проявляете такое пренебрежение, не хотите каждое утро и вечер получать Божью помощь? Разве вы не знаете, что когда в начале и в конце дня на первом месте и превыше всего молитва , с ее помощью все ваши дневные дела, ремесло и рукоделье пойдут легко, правильно и с пользой? Так утверждает божественный Иоанн Златоуст : «Одержим ли кто страстной любовью к девству, или заботится о почитании целомудрия в браке, или господствовании над гневом и жизни в кротости, или о чистоте от зависти, или о совершении чего-либо иного из должного, – всякий раз, как молитва служит для него проводником и предварительно выравнивает его жизненный путь, он будет иметь и удобную, и легкую дорогу к благочестию» (Слово первое о молитве). Ремесло для христианина должно быть побочным занятием, а основным – молитва, и как быть христианам в том случае, если церковь далеко Если же кто-нибудь из ремесленников-христиан под предлогом необходимости работать скажет, что не может ходить молиться в храм утром и вечером, пусть послушает, как святые апостолы устраняют этот предлог. Они говорят, что у христиан при зарабатывании средств на существование ремесло или рукоделье должно быть побочным, основным же и главным – молитва и богопочитание: «Если же кто нерадит о Церкви, придумывая извинение в грехах, выставляя в предлог дело свое, таковой пусть знает, что мастерства верующих суть занятия, а дело их – благочестие. Посему мастерствами своими занимайтесь вы как бы между делом, чтобы питаться вам, а в благочестии подвизайтесь, как в деле, как и Господь говорил: старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, и добавляет: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Постановления Апостольские. Кн. 2, гл. 61).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

а рабов своих назовет иным именем ( Ис. 65:13–14 ). Христианам подобает исполнять Христовы заповеди не только с радостью, но и со страхом и смирением Однако ненавистник добродетелей дьявол не оставляет Христовых рабов и искушает их похвалами, гордыней, что они хранят заповеди Господа, и тем самым лишает, отнимает у них платы за труды и служение (Богу). Поэтому, братья мои христиане, будьте бдительны, исполняйте заповеди Христовы не только с радостью, но и со страхом и смирением. С радостью, потому что у вас, смертных и земных, один Бог и один Небесный и Бессмертный Царь. Со страхом и смирением, потому что, хотя вы и захотели соблюдать заповеди Господа, но вы сами никогда не сможете исполнить их так, как подобает, – со всем совершенством. Поэтому Господь, законодатель и даритель заповедей, советует вам, чтобы вы, исполнив все Его повеления, смирялись сердцем и укоряли себя, что вы негодные и недостойные рабы, так как сделали только то, что должны были сделать, и не более того: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать»» ( Лк.17:10 ). Как христиане исполняли раньше волю и повеления дьявола, так теперь им следует исполнять заповеди Бога Не время ли, братья, сказать вам человеческое и весьма, весьма снисходительное слово? Как до сих пор вы работали лукавому дьяволу, исполняли его волю и повеления всякими грехами, так отныне и впредь послужите Богу, храня заповеди Его. Как прежде вы предали свою душу и тело в рабство нечистоты и греха, так отныне и впредь сделайте их рабами добродетели и чистоты. Раз уж вы с таким наслаждением и любовью исполняли повеления дьявола, за которые не получили никакой платы, кроме ада и смерти, стыда и позора, то почему бы вам теперь не исполнить с наслаждением и любовью заповеди Христа (а следовало бы исполнить их с еще большей любовью), за которые получите от Бога неисчислимую плату – вечную жизнь, честь и бесконечную славу? То не мои слова, а апостола Павла, который снисходительно советует вам поступать так по вашей немощи: «Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Апостол Варфоломей очень точно назвал Евангелие одновременно и малым и великим – малым по объему и великим по содержанию и по высоте учения. По словам святого Амвросия Медиоланского Евангелие подобно пучине, в которой мы можем отыскать полноту даров, оно – как море духовных тайн, в котором плавает таинственная Рыба – Иисус Христос , Божий Сын, Спаситель. Блаженный Иероним называет Евангелие сокращенным Богословием, Ориген – начатком всего Священного Писания . И если все Священное Писание именуется у Августина энциклопедией всех наук, у Василия Великого – кузницей, в которой куются души, и житницей духовных злаков, то насколько превосходно в нем Евангелие – Завет Новый, обновленный Кровью Сына Божия! Евангельское учение истинно потому, что исходит оно из уст Самой Премудрости Вышнего, Которая есть истина, как сказано в Премудрости Сираха: " Я (т. е. Премудрость), вышла из уст Всевышнего» ( Сир. 24:3 ). И хотя все люди – от Адама до скончания мира – оказываются лжецами, один Бог не лжет, но всегда пребывает истинным, как говорит апостол Павел: «Бог верен, а всякий человек лжив» ( Рим. 3:4 ). Польза учения Евангелия видна из того, что в нем – учение и знание, ведущее к спасению и жизни, как написано: «дать уразуметь народу Его спасение» ( Лк. 1:77 ). И еще: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» ( Ин. 6:63 ), потому что они содержат все основы христианской нравственности – они показывают нам что добро, а что зло и облекают нас в нового человека, «сотворенного по Христу» (Сравн. Еф. 4:24 ). А теперь посмотри, что делаешь ты. Разве не показываешь ты своими делами, что вера у тебя совершенно другая? Когда Евангелие учит тебя теоретическим истинам и догматам веры, ты признаешь их великое достоинство, однако, когда оно предлагает тебе практические советы для исправления твоих нравов, в тебе пробуждаются все твои похоти и начинают давить на тебя, заставляя не желать подчиняться евангельским заповедям. Итак, учти, что, как сказал Господь, «не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» ( Ин. 12:48 ). Свою веру нужно применять на практике, потому что теоретически «и бесы веруют, и трепещут» ( Иак. 2:19 ). Вера в делах – характерный признак одних только христиан: «а я покажу тебе веру мою из дел моих» ( Иак. 2:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010