Греки свои богослужебные книги давно уже печатали в католической Венеции. Когда греческие архиереи дневали и ночевали у нас, прося богатые милостыни, подарки, люди видели, что это люди сребролюбивые, что они, так сказать, далеко не бесстрастные. «После расспросов и разысканий мы нашли, что большинство приезжающих за милостыней в Москву архимандритов и светских лиц, не рассчитывая только на милостыню, привозят с собою деньги для закупки товаров: соболей, белок, горностаев и проч., которые могут принести им большой барыш в турецкой стране. В этих видах большинство их и приезжает, ибо, со времени въезда в Путивль до возвращения и выезда своего оттуда, они ровно ничего не тратят: если у них есть с собой товар, то не платят ни пошлины, ни за провоз на лошадях, и не делают расходов на еду и питье, так как получают ежемесячно содержание, каждый по своему положению; очень бедные по четыре копейки в день и пива для питья. Поэтому они выгадывают большую пользу, если имеют с собою товары или много денег…» – пишет в своих записках архидиакон Павел Алеппский. Конечно, не все представители греческого духовенства были такими. Среди них были и подвижники благочестия. Вспомним преподобного Максима Грека. Великий подвижник и страдалец. Учёнейший человек. Выпускник Падуанского университета. Или великий художник-иконописец Феофан Грек. Один из учителей преподобного Андрея Рублёва. Но встречались и авантюристы типа Паисия Лигарида. – Гм, то есть тогда Северная Фиваида могла дать им фору? – Да еще какую. В то время у нас был и Нил Сорский, и Иосиф Волоцкий, Павел Обнорский, Кирилл Белозерский и прочие великие – известные и не известные – святые, накануне всех этих реформ. Если взять псковскую землю, так вообще тут одни преподобные: Евфросин и Серапион Спасо-Елизаровские, Иларион Гдовский, Савва Крыпецкий, Никандр Пустынножитель, Онуфрий Мальский. Здесь только одни пустыни, куда ни ступи. В Русскую землю шли спасаться из других стран. У наших подвижников учились благочестию. В XV веке на Псковщину приходит Савва Серб.

http://pravoslavie.ru/111006.html

В XIX веке он заслонил в народном почитании древнего Кирилла. Новгородская область в XVI веке продолжает давать великих подвижников, многие из которых идут на поморский Север. Для большинства мы лишены возможности установить направление их духовной жизни. Преподобный Александр Свирский , постригшийся на Валааме, основал свою обитель близ реки Свири. Мы знаем, что он пребывал в отношениях духовной любви с Корнилием Комельским, к которому послал одного из своих учеников. Постриженник псковского игумена преподобного Саввы Крыпецкого Нил Столбенский († 1555) избрал подвиг совершенного уединения. Тринадцать лет он скрывался в ржевских лесах, пока стечение народа не заставило его переселиться на озеро Селигер, на остров Столбенский, или Столобенский, давший ему его прозвание. Двадцать семь лет спасался он в своей келье, не имея никаких учеников. Он не построил даже часовни – пример чрезвычайно редкий среди русских подвижников. Молился перед иконой Божией Матери и кадил ей. В его келье были водружены два костыля, на которые он опирался во время сна, не зная постели. Вот все, что могли рассказать о нем окрестные жители, от которых святой перенес немало зла: два раза они даже выжигали бор на острове, чтобы выгнать пустынника. Лишь много лет спустя на острове основался монастырь. Житие преподобного Нила написано, по просьбе столбенцев, в Болдинском монастыре св. Герасима; может быть, отсюда некоторая суровость, окружающая неясный для нас облик селигерского отшельника. Исключительности его подвига соответствует и одна исключительная черта его народного почитания. В Столбенском монастыре до последнего времени продавали богомольцам небольшие деревянные статуэтки святого, пережившие общее синодальное запрещение резных икон. Никандр Псковской († 1582) тоже спасался в пустынной хижине и не основал обители. Он начал лесную свою жизнь даже ранее пострижения, совсем в юном возрасте. Но уединение его прерывалось годами монашеского искуса в Саввином Крыпецком монастыре, в котором он постригся, и который дважды оставлял из-за несогласий с недовольными строгой дисциплиной и завистливыми монахами.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Демянка. Церковь Рождества Христова. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:1828. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Псковская область, Порховский район, село Демянка, сельское кладбище. Координаты: 57.850722, 29.551962 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Небольшой кирпичный однопрестольный храм с декором в стиле классицизма, построенный в 1828. Закрыт не позже 1930-х, венчания сломаны. До настоящего времени уцелела только коробка стен. http://svyatayarus.su/church/detail/47554/ Погост упоминается в писцовых книгах под 1581 годом как Михайловский на Узе погост, здесь находился царский посланник для заключения мира с поляками. Здесь же находился монастырь: «В Михайловском же погосте на Узе монастырь на речке на Демянке. А в нем храм Рождества Христова, да в приделе Илья Пророк, церковь деревянная, да другой храм Никола Чудотворец, церковь теплая, и тот храм Николу воинские люди литовские сожгли в 89 году». Когда был основан монастырь - неизвестно. Здесь 3 июля 1352 года, на обратном пути из Пскова, скончался Новгородский епископ Святой Василий, прозванный Калика. В Пскове он был по приглашению псковичей, чтобы развеять их уныние и поднять дух во время мора (эпидемии). В этот монастырь приходил Преподобный Никандр для принятия Святых Тайн, здесь же в 1574 году он принял схиму. Монастырь разорен и сожжен поляками в годы Ливонской войны. В 1686 году его приписали к Новгородскому дому Святой Софии. Другие документы свидетельствуют, что здесь в 1685 году была построена деревянная церковь. На месте этой сгоревшей церкви, прихожанами в 1828 году из камня и кирпича построена новая церковь. Престол в церкви один. Колокольня также кирпичная, построена в связи с церковью. На колокольне висели шесть колоколов. Первый колокол весил 57п. 19 ф., второй - 19 п. 35 ф., третий - 6 п. 12 ф., четвертый - 3 п., пятый - 1п. 10 ф., шестой - 1п. На первом колоколе было изображение Иисуса Христа и надпись: «Воспойте Господеви, благословите Имя Его, благословите день от дне спасение Его. Сей колокол сооружен на средства прихожан церкви погоста Демянка Псковской епархии Порховского уезда в 1905 году». На втором колоколе также было изображение Иисуса Христа и надпись: «Лит в городе Валдае в 1905 году в заводе братьев Усачевых». На четвертом колоколе была надпись на латинском языке: «Sit nomen Domini benedictum лето 1637». На шестом колоколе была надпись: «Старец Паисий дал поклон в Демянский монастырь в дом Рождества Христова». На других колоколах изображений и надписей нет.

http://sobory.ru/article/?object=23857

Преподобный Евфросин желал бы оставаться пустынножителем, но к нему стеклась братия, которая просила основать монастырь. Место было выбрано таким образом, чтобы ничто не нарушало отшельнической жизни подвижника: между двумя рукавами реки, под горкой, так что поставить монастырские строения было негде. Поскольку именно здесь преподобному Евфросину в тонком сне явились три святителя - Василий Великий , Иоанн Златоуст и Григорий Богослов , которые повелели на этом месте создать собор, старец посоветовал братии скопать горку и землей засыпать один рукав реки. На образовавшемся пространстве были построены кельи и поставлен величественный собор, который стал символическим выражением Вселенскости Православия. Был преподобный Евфросин молитвенником, настоящим старцем. Подобно преподобному Сергию Радонежскому, он стал учителем многих подвижников, которые, выйдя из евфросиновой обители, по благословению старца, основали на Псковщине десять монастырей и были прославлены в сонме святых, - Савва Крыпецкий, Никандр Пустынножитель, Досифей Верхнеостровский, Иларион Псковоезерский, Онуфрий Мальской и другие. По смирению своему преподобный Евфросин, основав обитель, не стал ее настоятелем и даже не получил священнического сана, первым Елеазаровским игуменом был Игнатий. В акафисте, который в XIX веке сложили в Елеазаровском монастыре, поется: " Радуйся, славне и смиренне преподобне отче Евфросине " . Расцвет [ править править код ] Ни до, ни после преподобного Евфросина Псковская земля не знала такого количества сподвижников-пустынножителей и основанных ими монастырей. И, кстати, судьбы обителей оказались во многом похожи: основание, служение, разрушение, возрождение, забвение, и вновь - возрождение. Ни один из монастырей не исчез с лица земли. А современный облик Спасо-Елеазаровской обители - самое яркое, самое убедительное свидетельство торжества Веры. Преподобный Евфросин скончался девяноста пяти лет, в 1481 году, приняв схиму с именем Елеазар. В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке было положено завещание, собственноручно написанное святым старцем. В нем говорилось: " Я, раб Божий инок Евфросин, при жизни своей составил завещание о монастырском житии, о вотчине своей, о рыбных ловлях и клетях в городе и обо всем, что есть. Все это отдаю я в распоряжение отцу своему духовному, игумену Харлампию, служителю храма святых святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустого и преподобного Онуфрия, и всей о Христе братии моей. А игумену в том не корыстоваться, а также и братии, ни келарю, ни посельникам, ни служащим в монастыре. Из этого имущества содержать братию сообща " .

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Елеазаро...

В сей обители приняли иночество в XVI веке Преподобные Нил Столбенский и Никандр, пустынножитель Псковский. Из преемников св. Саввы известен Игумен Досифей, муж, отличавшийся благочестивою жизнью; он здесь и погребен. Монастырь этот замечателен и тем, что в нем жил некоторое время между иноками Гришка Отрепьев, – и один из монахов, хитрый чернокнижник, вселил в него склонность назваться царевичем, познакомил его с русскими летописями, объяснил ему положение тогдашних государственных дел – и самозванец, вместе с ним, бежал из монастыря к князю Адаму Вишневецкому. По дороге к Пскову от монастыря, есть чрез болота и мхи мост, называемый Ярославским, и простирающийся почти на три версты; он сделан в XV веке князем Ярославом Васильевичем Оболенским-Стригою, княжившим тогда в Пскове, п посещавшим часто Преподобного Савву. СВЯТОГОРСКИЙ, или СВЕТОГОРСКИЙ-УСПЕНСКИЙ, муж. 3 класса, от уездного города Опочек в 40, от бывшего пригорода Воронича в 4, а от реки Великой в 6 верстах, на горе известной в древности под именем Синичьей, а со времени построения обители, прозванной Святою. Находится под управлением архимандрита. Монастырь этот основан в 1569 году по случаю явления на Синичьей горе никоему Тимофею юродивому двух икон Божией Матери – Одигитрии и Умиления. На сем месте сначала построена была часовня, в которую совершался из пригорода Воронина крестный ход в первую пятницу Петрова поста; вскоре часовня эта сгорела со всеми находившимися в ней иконами, кроме чудотворных образов Одигитрии и Умиления. Царь Иоанн Васильевич, по донесению псковского наместника князя Токмакова о чудесах и исцелениях, от сих св. икон происходивших, и по удостоверению в истине, повелел устроить обитель, в которой ныне 3 церкви: 1) Соб. Успения Богородицы, коей алтарь занимает то самое место, где явилась юродивому Тимофею икона Одигитрии; храме этот существует каменный с 1569 года и имеет два придела: Святогорский Божией Матери Одигитрии (празднество совершается 17 июля) и Покрова Богородицы. Тут находятся и обе чудотворные иконы. 2) Николая Чудотворца. 3) Великомученицы Параскевы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Кроме Общего Собрания Братства в отчетном году состоялись два заседания Совета Братства 23-го февраля и 29-го октября. Предметом занятий этих двух заседаний Совета было рассмотрение прошений студентов (количество прошений каждый раз доходило до шестидесяти) о вспомоществовании им из средств Братства, в частности – живущим в стенах Академии на взнос Правлению за содержание их, квартирным на наем квартиры, стол и обмундировку, больным на лечение. Для усиления средств Братства Совет, по заведенному порядку, обращался к правлениям духовно-учебных заведении, к оо. настоятелям церквей Москвы, к настоятелям и настоятельницам монастырей Московской епархии с просьбою принять подписные листы для сбора пожертвований в пользу Братства. Почти все подписные листы были возвращены с пожертвованиями. Помещая ниже список пожертвований как по подписным листам от причтов и прихожан церквей, от монастырей, от духовно-учебных заведений, так равно и список доброхотных пожертвований от разных лиц и учреждений, Совет Братства выражает всем жертвователям свою глубокую благодарность за их сочувствие благотворительной и просветительной задачам Братства и за посильную помощь ему. —5— III. Список почетных и пожизненных членов Братства Преподобного Сергия за 1909 год 1) Покровитель и пожизненный член Братства Высокопреосвященнейший Владимир, Митрополит Московский и Коломенский. 2) Почетные члены: а) Высокопреосвященные: Антоний, Митрополит С.-Петербургский и Ладожский. Агафангел, Архиепископ Рижский и Митавский. Агафодор, Архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский. Антоний, Архиепископ Волынский и Житомирский. Арсений, Архиепископ Псковский и Порховский. Иаков, Архиепископ Симбирский и Сызранский. Николай, Архиепископ Варшавский и Привислянский. † Никандр, Архиепископ Литовский и Виленский. Сергий, Архиепископ Финляндский и Выборгский. б) Преосвященные: Антоний, епископ Тверской и Кашинский. Евдоким, епископ Волоколамский, ректор Московской Духовной Академии, а с половины года епископ Каширский.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

255 Преп. Никандр представляет собою единственный из досинодальных, не совсем понятный для нас, пример того, что имя его без службы внесено в месячную минею (под 24-м Сентября: «Преподобного отца нашего Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца»). 259 Мощи Вассиана и Ионы были свидетельствованы в присутствии импер. Петра Великого и по его именно желанию. Отправившись из Архангельска в Соловецкий монастырь, Петр застигнут был на море страшною бурею, от которой спасся в Унской губе, в пристани Пертоминского монастыря. Приписывая свое спасение заступлению Пертоминских преподобных, он пожелал установить празднование им, а для сего и решил освидетельствовать их мощи. Покойный преосвященный Макарий пишет о сем освидетельствовании в своем (или же только им сообщенном) Описании Пертоминского монастыря, которое напечатано в IV книге Чтений Общ. Ист. и Древн. за 1881-й год: «5-го Июня (1694 года государь), приказав править всенощное бдение Всемилостивому Спасу, после оного назначил архиепископу (Холмогорскому) Афанасию с освященным собором освидетельствовать по чину церковному мощи преподобных, покоившиеся в часовне в недрах земли; вследствие сего преосвященный архиепископ с освященным собором, сняв ветхий сруб и раскопав около него землю, кашли мощи только одного из преподобных, а которого именно, Вассиана или Ионы, неизвестно доныне; и когда преосвященный Афанасий в присутствии монарха и синклита осязал главу мощей, кости и персть, и учинены были надлежащие опыты исследования, тогда по долгом совещании с великим монархом они признаны за святые и оставлены в часовне под спудом, на том месте, где были погребены» – стр. 8. В начале настоящего столетия над мощами Вассиана и Ионы поставлена посвященная ем каменная церковь , – ibid., стр. 17 fin. 260 См. иеромон. Иоасафа Церковно-историческое описание Владимирских достопамятностей. М. 1857, стр. 80–81 и Доброхотова Памятники древности во Владимире Еляземском, стр. 30. Последний, говоря об открытии мощей Андрея Боголюбского и его сына Глеба, о котором сейчас ниже, ссылается на летописи соборные, – стр. 19, но, к сожалению, не делает из них никакого извлечения, и мы остаемся в неведении относительно поводов к открытию мощей Андрея и Глеба и к установлению им празднований.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Весь материал, подлежавший обработке в исследовании, автор подверг очень детальной, внимательной и вполне самостоятельной критике, которая разрослась у него в обширное Введение (стр. 1–207). Здесь же он помещает критический обзор литературы о Псковском монашестве, недостаточность и недостатки которой восполняет своим исследованием. Самые Очерки содержат следующее: I. Начальная история монашества Псковского. Монастыри городские. II. История монашества пустынного. Псковские пустынножители: преподобные Евфросин, Савва Крыпецкий и Никандр. Монастыри, основанные иноками пустынножителями. III. Возобновление киевского влияния на местную монастырскую жизнь: история Псковско-Печерского монастыря. Дальнейшая история монастырской жизни от присоединения Пскова к Москве (1510 г), и до учреждения в нём самостоятельной епархии (1589). Начальная история Святогорского Успенского монастыря. IV. Из истории монастырского богослужения. V. Хозяйственный быт псковских монастырей. VI. Общие выводы из исследования и дополнительные замечания. Главное достоинство рассматриваемого труда состоит в указанных открытиях новых источников, а также в тщательном обследовании и их и известных ранее. За то и другое будут благодарны автору не только любители местной Псковской старины, но и вообще русские историки. Детально изучены тексты житий преп. Саввы и Никандра, а такой важный памятник как житие преп. Евфросина в двух редакциях разобран в обширном трактате и с —36— тою обстоятельностью, какой заслуживает. Вслед за В. О. Ключевским г. Серебрянский признает достоверность участия преп. Евфросина в споре об аллилуии и оспаривает противоположное мнение, наиболее солидно обоснованное Голубинским в его кн. «К нашей полемике с старообрядцами». Нельзя сказать, чтобы автору удалось окончательно выяснить этот трудный вопрос и написать свой разбор Евфросинова жития с непререкаемой убедительностью. Но его труд имеет свою цену даже и в таком случае, если мы будем на него смотреть как на попытку исчерпать все аргументы в пользу достоверности житийного рассказа о спорах. Автор самостоятельно переизучил все известные материалы по вопросу, сумел сделать не мало метких наблюдений, высказать ряд дельных замечаний, с которыми обязаны будут считаться последующие ученые, напр. г. Серебрянский справедливо разъясняет (стр. 505) ошибочность предположения Голубинского, что послание Афанасия к митрополиту (вероятно Ионе – по ркп. Б-ки гр. Уварова 512 / 366 нач. XVI в.) принадлежит ктитору Афанасию и имеет прямое отношение к спорам об аллилуии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Никандр Псковский (†1581) — работник псковского купца 189 . Мартирий Зеленецкий (†1603) — сын именитого гражданина Великих Лук 190 . Дионисий, архимандрит Троицкий (†1633) — из крестьян 191 . Елеазар Анзерский (†1651) — из купеческого рода города Козельска 192 . Три жития дают некоторое указание на способ, каким велось обучение грамоте. Несомненно, в древней Руси для изучения азбуки существовали особые письменные азбуковники 193 . Изготовлением таких азбуковников занимался Григории Руготин, позднее архиепископ Казанский Гурий, сидя в темнице. Но хотя, как видно отсюда, такие азбуковники и были в продаже, однако далеко не во всех школах имелись. Житийная литература говорит нам, что на Руси по крайней мере на грани XIV и XV веков и в середине XVI века, когда явились жития Петра митрополита в редакции митрополита Киприана и Александра Свирского, обучение чтению букв азбуки шло одновременно и в тесной связи с обучением письму и состояло в том, что учитель писал буквы и слова, а ученик запоминал произношение написанного. В первом житии рассказывается, что в отрочестве митрополит Петр сначала “косно” учился, чем доставлял большую печаль родителям, но после усердных молитв и чудного видения с ним случилась удивительная перемена: “от того часа, елико ему учитель написоваше, отрок же вскоре изучаше” 194 . Отрок Александр Свирский, огорченный своею малоуспешностью, так молится: “да просветит (Господь — В. В.) мне ум и очи сердечные светом Божества своего, да подаст ми разумети учение Божественного Писания, еже учитель мне написоваше” 195 . В житии преподобного Сергия Радонежского встречаем указание на наказания, применявшиеся к малоуспевавшим. Когда “учитель его с многим прилежанием учаше, но отрок не внимаше и не умеяше, не точен бысть дружине своей учащимя с ним” (то есть отставал от товарищей), то “о сем убо много браним бываше от родителю своею, боле же от учителя томим, а от дружины укоряем” 196 . Школьное обучение обычно начиналось от семи лет 197 , а кончалось еще в отроческих годах около 13–14 лет. Так, Стефан Пермской, уже окончив школьное образование, “еще млад буде в юности, отрок сый верстою пострижеся во чернцы” 198 . Евфимий, архиепископ Новгородский, “спешне писания извыкше”, принял пострижение около 15 лет, а окончил школьное образование, как дается понять, несколько раньше 199 . Святитель Алексий, митрополит Московский, был отдан учиться ранее двенадцати лет, а пятнадцати лет постригся 200 . Митрополит Петр, превзошедши в учении всех своих сверстников, еще двенадцати лет ушел в монастырь 201 . Игнатий, бывший князь Угличский, “извык божественнаго Писания” к тринадцати летам 202 . Преподобный Иосиф Волоколамский окончил свое школьное образование за два года 203 .

http://pravmir.ru/v-vinogradov-zhitiya-d...

Преподобный Никандр Псковский (в крещении Никон) родился 24 июля 1507 года в семье крестьян Филиппа и Анастасии в селе Виделебье на Псковщине. С детского возраста он обнаружил стремление к великим подвигам. Отец Никона вскоре скончался, и отрок остался на попечении матери. Он стремился научиться грамоте, чтобы читать Божественное Писание. Часто посещал он свою сельскую церковь во имя угодника Божия Николая, архиепископа Мирликийского, не любил детских игр; не прельщался красивыми одеждами, довольствуясь худым рубищем, и только размышлял о том, как ему спастись. Сильно нравилась Никону тихая иноческая жизнь, посвященная труду и молитве. К подвижнической жизни привлекали благочестивого отрока примеры преподобных Евфросина Спасо–Елеазаровского, начальника псковских пустынножителей (память 15/28 мая), и Саввы Крыпецкого (память 28 августа/10 сентября), незадолго перед тем просиявших своими подвигами и чудесами в Псковской земле. Когда Никону исполнилось семнадцать лет, он начал молить свою мать, чтобы она удалилась от суетного мира. Анастасия послушала совета сына; часть своего имения раздала нищим, часть пожертвовала в церкви Божии и приняла пострижение в одном женском монастыре, где и жила до самой кончины. Обойдя обители Псковской земли, поклонившись мощам преподобных Евфросина и его ученика Саввы, он окончательно утвердился в стремлении к отшельнической жизни. Когда Никон возвратился в Псков, его принял к себе в дом торговый человек Филипп, возлюбивший юношу за его необычайное смирение и терпение. Видя великое желание Никона разуметь грамоту, Филипп отдал его в учение к некоему диакону. Господь просветил разум юного подвижника. Скоро Никон изучил грамоту и читал Божественные книги, так что все дивились его быстрым успехам. Но помыслы его заняты были одним — стремлением угодить Господу, спасти свою душу. Помня слова святого пророка Давида: Се удалихся бегая и водворихся в пустыни: чаях Бога, Спасающаго мя от малодушия и от бури (Пс. 54, 8–9), смиренный подвижник усердно молил Господа, чтобы удостоил его видеть пустыню, послал человека, который бы мог указать ему то уединенное место. Молитва святого была услышана. Когда преподобный пришел в Псков, чтобы, по обычаю своему, выслушать Божественную литургию в церкви святого и славного Богоявления, в сем храме был глас Никону из алтаря, повелевавший ему идти в пустыню, которую Господь укажет через Своего раба Феодора. Крестьянин Феодор отвел его на речку Демьянку, между Псковом и Порховом. (Впоследствии Филипп и Феодор, которые помогли преподобному достичь своей заветной цели, по его молитвам также вступили на путь иночества и стали постриженниками Крыпецкого монастыря с именами Филарет и Феодосий).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010