Святая Церковь совершает память преподобному Ефрему Перекомскому 26 сентября/9 октября – в день преставления, и 16/29 мая – перенесение мощей в новую обитель. Евфросин, Серапион, Игнатий, Харалампий и Памфил Псковские, преподобные Преподобный Евфросин Псковский, в миру Елеазар, родился около 1386 года в селе Виделебье, близ Пскова, из этого же села был родом и прп. Никандр Псковский (память 24 сентября/7 октября). Родители были простые поселяне Псковского края. По достижении возраста Елеазара отдали в научение Божественным книгам, и он вскоре настолько ясно уразумел Божественное Писание, что мог не только словесно изъяснять их, но и составлять собственные поучительные сочинения. При этом он изучил и философские науки, так что даже старики удивлялись его мудрости и с похвалой отзывались о нем. Никогда он не обнаруживал склонности ни к играм, ни к зрелищам, но больше всего любил чтение Божественных Писаний и церковные песнопения, причем с юных лет стал предаваться строгому воздержанию, отказавшись совсем от употребления в пищу сладкого. Когда родители, видя такой суровый образ жизни сына своего, говорили, чтобы он не изнурял тело и этим не причинял им скорбь, то отрок отвечал: «В Писании сказано, что пища и питие не приближают нас к Богу ( 1Кор. 8, 8 ), а только пост, молитва, чистота телесная и воздержание – вот что приближает нас к Богу». После сего родители Елеазара пожелали сочетать его законным браком, но рассудительный отрок убежал от родителей своих, скрывшись в Снетогорском монастыре (на Снятной горе, теперь в самом Пскове). Долго повсюду со слезами разыскивали его и нигде не могли найти, ибо благодать Божия хранила его. В том монастыре от игумена он принял иноческое пострижение с именем Евфросин. Приняв иночество, преподобный Евфросин стал ревностно подвизаться в посте, бодрствовании, молитве и всенощных молитвенных стояниях и в то же время неленостно служил братии и в поварне, и в пекарне, и на всех других монастырских работах, как это было принято в монастыре, чем приобрел расположение к себе всех живших в обители иноков. Вскоре слово о преподобном вследствие такой добродетельной жизни его стало распространяться повсюду. Но с огорчением узнал он об этом, ибо отвращался славы людской и считал ее грехом и посрамлением для себя. Преподобный Евфросин стал помышлять о пустынной и безмолвной жизни, чтобы подвизаться только для Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

братьями Алфановыми и новгородскими князьями. Судя по перечисленным произведениям, образ Н., как и образ блж. Феодора, был непременной частью развернутого варианта иконографии Собора Новгородских чудотворцев и в соответствии со своими внешними признаками тяготел к лику св. князей. Вероятно, изредка Н. изображали в произведениях с индивидуальной программой. Так, согласно описи 1749 г., в новгородском Софийском соборе находилась настолпная икона избранных новгородских святых - в основном преподобных - с образом Божией Матери «Знамение» вверху. На ней были представлены Антоний Римлянин, Александр Свирский, Савва Вишерский, Варлаам Хутынский, Никандр Пустынножитель (Псковский?), а также прав. Иаков Боровичский и Никола, возможно именно Н. (Описи имущества новгородского Софийского собора XVIII - нач. XIX в./Сост.: Э. А. Гордиенко, Г. К. Маркина . Новг., 1993. Вып. 2. С. 78; она же без перечисления всех святых упом. в Описи имущества Софийского собора 1833 г./Публ.: Э. А. Гордиенко, Г. К. Маркина//НИС. 2003. Вып. 9(19). С. 528). Если не считать подобных памятников, образы святого по-прежнему были редки, а композиции с парными фигурами Н. и юродивого Феодора, чье почитание оформилось к рубежу XVII и XVIII вв., по-видимому, отсутствовали, следов., новгородская иконографическая традиция не испытала воздействия парных образов московских и устюжских юродивых. Исторические связи Новгорода и долгое время входивших в его епархию сев. земель могли привести к созданию пядничной иконы «Свт. Иоанн Златоуст и Николай Кочанов в молении Нерукотворному образу Спасителя» XVIII в. из Воскресенской ц. в Каргополе (КИАХМЗ; Кольцова Т. М. Иконы Каргополя: Из собр. КИАХМЗ. М., 2014. Кат. 36. С. 78, 129), однако более вероятно, что замысел этого произведения был определен частным заказом и имел патрональный характер. Образ исполнен местным мастером, знавшим об основных признаках иконографии Н., но изобразившим его с крестом в воздетой деснице (возможно, в соответствии с рекомендациями нек-рых иконописных подлинников) и в короткой подпоясанной шубе, с руками, продетыми в ее рукава. Несмотря на явное родство с древними прототипами, этот образ Н. внешне далек от его изображений в привычных княжеских одеяниях.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

Преподобный, видя приближение старости, начал приготовляться к смертному исходу и старался украсить себя еще более к сретению Жениха Христа. За восемь лет до кончины восприял он схиму в Демьянском монастыре. В последние годы часто приходил к нему из города Порхова диакон Петр и много с ним беседовал о пользе душевной. Однажды Никандр, возвещая бывшее к нему милосердие Божие, сказал: «Брат мой, много болел я ногами, но, по благодати Божией, освободился от сей болезни», – и с изумлением увидел диакон, что его тело на ногах согнило даже до костей. Тогда же открыл ему преподобный, что вскоре пошлет Господь по его душу, и просил себе одной милости: дабы предал его грешное тело земле. «Но как узнаю я о твоем преставлении, – спросил диакон, – дабы в тот день я мог придти послужить твоему погребению?» Святой отвечал: «Нельзя, чадо, без скорби поведать тебе о исходе моей жизни, ибо в тот день будет, грех ради наших, возмущен бурею военною город Псков и будет в осаде от литовских людей. Ты же, когда услышишь о моей кончине, тогда послужи мне». И на вопрос диакона: «Где повелишь погребсти честное свое тело?» – отвечал: «Где найдешь его, там и погреби». Через сорок семь лет после своего первого пришествия в пустыню преподобный впал в телесный недуг и, немного поболев, провидел свою кончину. Со многими слезами молил он всемилостивого Бога о спасении души своей и всех святых призывал к себе на помощь, наипаче же Пречистую Богородицу, которой поручал по себе и место свое, для устройства обители. Потом возлег на рогожу и, со светлым лицом воззрев на небо, громко возгласил: «Благословен Бог, тако Благоволивый, слава Тебе», – простер ноги свои, сложил крестообразно руки – и так предал дух свой Богу сентября в 24-й день 1582 г. Роста был он среднего, брада продолговатая украшена была сединою, лицо его сияло благолепием. Всего жития его было 85 лет, и он не напрасно провел годы сии, во многих трудах послужив Всевышнему Царю, доколе не преселился в вечные Его обители. Сбылось в то время и пророчество преподобного о буре воинской, и великое смятение было во Псковской стране при державе царя Иоанна Васильевича от нашествия Польского короля Стефана Батория, доколе воинство Русское не отразило Литовские полки.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Кондак 1 Возбранный от Начальника и Совершителя веры, Господа Иисуса, данный во образ последования Православныя Церкве сословию, доблественный подвижниче и чудотворче предивный, преподобне отче Никандре! Похвальная со благодарением приносим ти молитвенницы твои: ибо теплым твоим предстательством у Царя Небеснаго вся полезная и спасительная ходатайствуеши нам. Яко имея дерзновение ко Престолу Благодати, от всяких нас злоключений свободи, да зовем ти: Радуйся, преблаженне Никандре, преподобне отче наш. Икос 1 Ангельскими девяточисленными силами окружаемый славы Господь, предъуведев неуклонное сердца твоего изволение, яко хощеши быти покоривым учеником и тщаливым исполнителем заповедей Его, вдохну тебе, якоже древле пророчице Анне, еже прибегати ко храму Господню, да научишися тамо началом премудрости, яже есть страх Господень: темже и научи нас со удивлением воспевати тебе таковая: Радуйся, благочестиваго корене благое прозябение. Радуйся, чудное всех христианских добродетелей плодоприношение. Радуйся, младенче, при купели обновления посвятивый себе Господу на служения верная. Радуйся, помазанниче, восприемый свыше всеоружия духовная. Радуйся, теми от юности на тело свое, на мир сей и диавола себе ополчивый. Радуйся, разум свой ко свету боговедения восперивый. Радуйся, очима твоима всюду Господа искавый и в нем намерение полагавый. Радуйся, слухи твоя на восприятие глаголов Божиих, имиже возраждается вера, обративый. Радуйся, уста твоя на славословие Божие и псалмопение, на назидание искреннему твоему в душеполезнем отверзаяй. Радуйся, руце твои на творение благодеяния требующым устрояяй. Радуйся, нозе твои шествовати по путем оправданий Господних управляяй. Радуйся, вся твоя душевная и телесная чувства на благоугождение Подателю всех благ устремляяй. Радуйся, преблаженне Никандре, преподобне отче наш. Кондак 2 Видя преподобный Никандр душевныма очима, яко в мире сем всяческая суета, и яко недостойны суть страсти нынешняго века, имущей славе явитися на небесех, потщался, отвергся себе, мира и яже в нем, наставляемь преподобным Евфросином и Саввою, тесным и прискорбным шествовати путем в горний Небесный Иерусалим, егоже достигнув ныне, предстоя Престолу Агнчу, достойно веселится с ними и со всеми избранными, поя Всесильному Богу: Аллилуиа. Икос 2

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

42 . Иродион Илоезерский, основатель упраздненной Илоезерской Озадской пустыни, которая находилась на острове Озадского Илоозера, в 30-ти верстах к югу от Белозерска, скончавшийся 28-го Сентября 1541-го года. В 1653-м году, по приказанию патр. Никона, архимандритом Белозерского монастыря (в 15-ти верстах от которого находился монастырь Иродионов) произведено было следствие о жизни и чудесах преподобного: после сего и —214— было установлено местное празднование его памяти с устроением в монастыре придела его имени. 1434 43 . Великая княгиня Анна Кашинская, скончавшаяся в 1368-м году. В 1650-м году были открыты ее мощи, вслед за чем было установлено местное ей празднование. 1435 Мы возвратимся к ней ниже, когда будем говорить об отмене празднования ей натр. Иоакимом. 44 . Сергий Малопинежский, 62 года священствовавший при Малопинежской приходской церкви Сольвычегодского уезда Вологодской губернии и скончавшийся в схиме 16-го Ноября 1585-го года. Память его установлено праздновать в 1655-м году. 1436 45 . Никандр Псковский, уединенный отшельник, подвизавшейся там, где после него была устроена пустыня, названная по его имени Никандровой, которая находится при дороге из Пскова в Порхов, расстоянием от первого в 25-ти верстах, скончавшийся 24-го Сентября 1581-го года. Существует известие, что по благословению Новгородского митрополита, последующего патриарха, Никона, одним почитателем его памяти была построена церковь , посвященная его имени 1437 ; следовательно, местное празднование ему установлено не позднее 1649–1652-го годов, в продолжение которых Никон был Новгородским митрополитом. В Истории иерархии сообщается, что перед 1673-м в Никандровой пустыне была уже церковь , посвященная имени преподобного Никандра и сгоревшая в этом последнем году (V, 193 fin.). Но затем в повести об обретении мощей преподобного, которое имело место в 1686-м (1687-м?) году, говорится, что для свидетельствования мощей была прислана в пустыню патр. Иоакимом комиссия, состоявшая из епископа, архимандрита, игумена и священника и что после свидетельствования и было установлено патриархом празднование ему. 1438 На основании сказанного нужно думать, что празднование

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf 27 октября 2012 г. Преподобный Иосиф Волоцкий (†1515; пам. 9 сент.) называет монашество вторым Крещением. Он пишет: “…яко и по Крещении имамы согрешати и святое Крещение оскверняти; сего ради повеле святым Апостолом и преподобным и богоносным отцем нашим второе Крещение предати, еже есть святый аггельский образ, им же вся грехи очистятся” 1 . Монашество – это подвиг, незримый миру. Принятие монашества имеет добровольный характер со стороны постригаемого, которому задаются такие вопросы во время пострига: “Вольною ли твоею мыслию приступаеши ко Господу?”; “Не от некия ли нужды, или насилия?” 2 . Во время пострига происходит наречение нового имени 3 . В Древней Руси была традиция, в силу которой при пострижении давали имя, начинающееся на ту же букву, что и мирское имя. Приведём некоторые примеры: святитель Иона Новгородский (†1470; пам. 5 нояб.) – в миру Иоанн; Митрополит Московский Макарий (†1563; пам. 30 дек.) – в миру Михаил; святитель Герман Казанский (†1567; пам. 6 нояб.) – в миру Григорий; святитель Димитрий Ростовский (†1709; пам. 28 окт.) – в миру Даниил; святитель Митрофан Воронежский (†1703; пам. 23 нояб.) – в миру Михаил; преподобный Иосиф Волоцкий (†1515; пам. 9 сент.) – в миру Иоанн; преподобный Никандр Псковский (†1581; пам. 24 сент.) – в миру Никон; преподобный Галактион Вологодский (†1612; пам. 24 сент.) – в миру Гавриил; преподобный Иов Почаевский (†1651; пам. 28 окт.) – в миру Иоанн и т. д. Монашество принимали люди разного социального положения. Святитель Филарет Черниговский (†1866) так начинает житиё первого русского князя-монаха Николы Святоши (†1143; пам. 14 окт.): “Сын благочестивого Черниговского князя Давида Святославича, князь Святослав – Святоша, в крещении Панкратий, а в иночестве Николай, был женат и имел детей; одна дочь его была супругою блаженного Всеволода-Гавриила” 4 (†1138; пам. 11 февр.). В Киево-Печерском Патерике говорится о его намерении уйти в монастырь: “…помысли убо прелесть житиа сего суетнаго и яко вся, яже и зде, мимо текут и мимо ходят, будущаа же благаа непроходима, вечна суть, и Царство Небесное бесконечно, еже уготова Бог любящим Его, – остави княжение, честь и славу и власть, и вся та ни в что же въменив, и пришед в Печерьскый манастырь, и бысть мних” 5 . Его князья-братья “велику укоризну имее­та собе нишетою” его 6 . Бояре ушедшего в монастырь князя, оказавшись не у дел, считали его “яко изумевшася” 7 . Но автор Патерика называет князя: “В истину сей болей всех князей Рускых” 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

XVIII в. облик Н. уподоблен внешности сщмч. Власия Севастийского: «…подобием сед, брада аки Власиева, на конце повилась космачками; в схиме, ризы монашеския» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 35). Аналогичный текст - в подлиннике 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 71 об.). В изданном в 1910 г. пособии для иконописцев акад. В. Д. Фартусов так описывает святого: «Седой старец русского типа, лицом худой и приятный, с большой бородой; одежды на нем убогие монашеские, на голове схима. В руках можно писать хартию с его изречением: «Пшеничному полю подобно есть иноческое житие, требует бо частаго дождя слезнаго и великаго трудолюбия: трезвися умом и трудися, аще хощеши сотворити плод обилен, а не терние: потщися быти доброй землею, а не камением, да возможет дати плоды всеянное свыше в сердце твое, и да не изсохнет оно от зноя уныния и небрежения». Или: «Скорблю аз о человеце, иже украде, ибо он сотвори сие по внушению диаволю. Иже много грешит, исполнен есть татьбы греховной». Или: «Сыне, скорбети подобает о христианех, умерших без покаяния во гресех своих»» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 24-25). В кн. «Жизнь и подвиги прп. отца нашего Никандра Псковского чудотворца» (1880. Ч. 1. С. 40-41) имеется следующее дополнение к описанию внешности Н.: «Не излишне здесь сказать нечто о внешнем виде преподобного Никандра: святой был среднего роста, лицо имел благообразное, величественное, бороду несколько длинную, седую». Самое раннее упоминание об изображениях Н. содержится в его Житии Новгородской редакции 1663-1665 гг. в рассказе о 4-м посмертном чуде (автор редакции упом., что услышал об этом чуде от игум. Исаии): «В навечерие же Рожества Господа нашего Исуса Христа пришедшу игумену и братиям в церковь Пречистыя Богородицы, и абие видеша чюдо преславно и удивления многа исполнено: свеща убо от местнаго образа Пречистыя Богородицы отпала на гроб преподобнаго Никандра, понеже гроб преподобнаго близ бяше местнаго образа Пречистыя Богородицы честнаго ея Благовещения, и абие около гроба преподобнаго Никандра древие и покровы все згореша, образ же преподобнаго Никандра, иже нашит на покрове и на втором покрове написанный, ничим не вредимы, и дски гробныя, и иконы, и вся церковь сохранены быша благодатию Божиею и заступлением Пречистыя Богородицы и молитвами преподобнаго Никандра» (ГИМ.

http://pravenc.ru/text/2565254.html

Здесь в обители, погребен известный поэт Александр Сергеевич Пушкин. ТРОИЦКИЙ-СЕРГИЕВ, муж. 3 класса, близ уездного города Великих Лук; находится под управлением игумена. Основан в 1555 году. Здесь две церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, с приделом Сергия Радонежского; 2) Иоанна Воина, над св. вратами. НЕБИН-ТРОИЦКО-СЕРГИЕВ, муж. 3 класса, в уездном городе Торопце, на берегу озера Небина; состоит под управлением игумена. Основан в 1592 году. В нем соб. церковь двухэтажная, где престолы: вверху Живоначальной Троицы, с приделом Сергия Радонежского, а внизу Воздвижения Честного Креста. БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ-НИКАНДРОВА, пустынь муж. в Порховском уезде, на берегу речки Демьянки, между Псковом и Порховом; состоит под управлением архимандрита. – Здесь, в необитаемом месте, поселился, в 1524 году, Преподобный Никандр и проведя в уединенной келии 30 лет, перешел в Крыпецкий монастырь; потом возвратился сюда опять и чрез 17 лет скончался в 1582 году, также в совершенном одиночестве. Тело его, найденное в кельи, погребено под дубом, на том месте, где теперь Благовещенская соборная церковь ; а нынешняя обитель основана уже не прежде, как в 1586 году некоторым мирянином, который поселясь в кельи Преподобного Никандра, чрез три года после его кончины, и приняв иночество с именем Исаии, собрал несколько братий и, с благословения новгородского митрополита Александра, построил над могилою св. Никандра Благовещенскую церковь , по которой и монастырь назывался Благовещенскою пустынью; а со второй половины XVII века, после обретения (29 июня 1687) нетленными мощей Препод. Никандра – и Никандровскою. В это время построена здесь и церковь во имя сего Преподобного, деревянная, иждивением дворянина Якова Матвеевича Муравьева. В 1665 году поляки разорили и разграбили обитель, побили иноков и игумена увели в плен; а 30 марта 1673 пожар превратил пустынь в пепел; после чего вскоре, на пожалованную от царя Алексия Михайловича сумму, сооружены Благовещенская и Никандровская церкви каменные, с огромною колокольнею и монастырь, быв увеличен, окружен каменною оградою; но мощи св. Никандра, хотя уже и за долго до того прославленные чудесами, но надлежащим образом еще не обнаруженные, закладены были в южную стену соборной церкви. Чрез несколько лет после того, по умножившимся чудотворениям святого, к которому начали отовсюду стекаться вярующие, мощи торжественно изнесены на поверхность 29 июня 1687 года и, по повелению Патриарха Иоакима, сочинена Преподобному служба.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Скончались мирно в Испании. Словенская икона Богородицы явилась в 1635 г. Находятся в Костромской епархии, на месте бывшей Словенской пустыни. Точный список с нее имеется в селе Новоспасском, Московской епархии, Дмитровского уезда. 24-е число Фекла называется первомученицей, потому что первая из христианок пострадала за христианскую веру и благочестие, и равноапостольной, потому что своей проповедью обратила ко Христу многих из язычников. Она была знатного рода. 18-тилетней обращена ко Христу апостолом Павлом в Иконии. Возлюбив Христа, святая дала обет остаться девой, между тем как мать уже нашла было для нее жениха. Мать, рассердившись, избила ее и отдала на сожжение. Господь чудесно спас Феклу от сожжения, и она отправилась с апостолом Павлом в Антиохию. Здесь один из жителей хотел жениться на ней и, за отказ, донес на нее, что она исповедует веру Христову. Святую осудили на растерзание зверям, но звери не коснулись ее. Тогда оставили ее в покое, и она удалилась в Селевкию исаврийскую, где и скончалась на 90-м году жизни. Св. Секла совершила много чудес. Преподобный Коприй жил в VI веке, подвизался в обители св. Феодосия, в Палестине. Мать его, спасаясь бегством во время нашествия агаряне на Палестину, разрешилась от бремени на гноище (по-гречески – Копри), близ этой обители, и тут оставила младенца. Братия обители нашли дитя, назвали Коприем и воспитали у себя в обители. Св. Коприй скончался 90 лет. Преподобный Никандр родился от поселян Псковской губернии. С малых лет полюбил благочестие, чтение духовных книг, пост и молитву, чуждался нарядных одежд и молился, чтобы Бог спас его от житейских искушений. По смерти отца, мать его раздала имение и поступила в монастырь, а он, ища уединения, поселился в пустынном и болотистом месте, между Псковом и Порховым, на реке Демьяновке, и здесь предался иноческим подвигам. Два раза докидал пустыню, когда народ, узнав о нем, начинал прославлять его. Однажды воры избили святого, в другой раз – крестьяне, принявшие его за поджигателя; но он прощал своих мучителей, когда те, вразумившись, просили у него прощения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Равно и об иноках вообще, которые искали себе в монастырях только покоя, царь выразился: «В монастырях чернецы и попы стригутся спасения ради души своея, неции же от них стригутся покоя ради телеснаго...» (Стоглав. Гл. 5, вопрос 8). Ошиблись бы мы, если бы и прочие свидетельства, приведенные нами, о худой стороне нашего монашества вздумали распростирать не на некоторые только, а на все обители и на всех иноков. Нет, были у нас и иноки, были и монастыри в продолжение всего настоящего периода, которые вполне соответствовали своему призванию. Припомним прежде всего Пафнутия Боровского, Зосиму Соловецкого, Елеазара Псковского, Макария Колязинского — каким глубоким подвижничеством отличались они, как строго держали и вели устроенные ими обители, какое влияние имели на самих мирян и каким уважением пользовались от них! К концу XV и в начале XVI столетий явились новые светила в русском монашеском мире: Иосиф Волоколамский, Нил Сорский, Иннокентий Вологодский, Александр Свирский, Корнилий Комельский, которые так же, если даже не более, благодетельно действовали и на своих учеников, и на все русское монашество, и на всю отечественную Церковь. Вслед за ними и отчасти вместе с ними в течение всей 1-й половины XVI в. подвизались и светили для всех своим высоким благочестием другие основатели и устроители монастырей — Даниил Переяславский, Кирилл Новоезерский, Герасим Болдинский, Арсений Комельский, Антоний Сийский. Даже во 2-й половине XVI в., после того как на Стоглавом Соборе наше монашество подверглось таким приговорам, в среде его отнюдь не прекращался ряд строгих подвижников и настоятелей монастырей, каковы были: Филипп Соловецкий, впоследствии митрополит, Трифон Кольский, просветитель лопарей, Феодосий Тотемский, Арсений Новгородский. Словом, мы могли бы поименовать до пятидесяти черноризцев, и преимущественно настоятелей, которых воспитали наши тогдашние обители и которые за свое благочестие или причислены Церковию к лику святых, или доселе чтутся местно. Справедливость требует присовокупить, что в числе этих достойных черноризцев находились не одни жившие в монастырях, но и пустынники, между которыми особено замечательны два постриженника Крыпецкого монастыря: преподобный Нил Столбенский, подвизавшийся 27 лет в пещере близ Осташкова († 1555), и преподобный Никандр Псковский, проведший много лет и до пострижения и после пострижения своего в глубокой пустыне между Порховом и Псковом на реке Демьянке .

http://sedmitza.ru/lib/text/435996/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010