Другой преподобнаго Никандра со изображением пустыни (вероятнее, на фоне Никандровой пуст., а не в пустынной местности.- Авт.), на дске писанный красками» (ГА Псковской обл. Ф. 416. Оп. 1. 2. Л. 12-12 об.). Икона Н. находилась в деревянной ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких кон. XVII в., которая к 1808 г. сильно обветшала: «Пятая церквь деревянная поветшалая во имя преподобных Зосимы и Савватия, отстоящая от монастыря в полуверсте. На левой стороне [иконостаса]… образ преподобнаго Никандра писанные на дске красками» (Там же. Л. 17-17 об.). В той же описи отмечены «образа на дсках писанные, без окладов», среди них - аналойный образ «преподобнаго Никандра в 9 вершков» (Там же. Л. 22 об.). Наиболее ранней из известных в наст. время единоличных икон Н. является образ 2-й пол. XVIII в. из собрания Ф. Р. Комарова (Русские святые: Избранные иконы из колл. Ф. Комарова. М., 2016. С. 256-259. Кат. 47). На ней преподобный представлен в молении Спасителю, написанному в облачном сегменте. Фигура Н. помещена в правой части иконы вполоборота влево на фоне темно-синего неба с оранжевым заревом у горизонта и пустынной холмистой местности с отдельно стоящими деревьями. У преподобного короткие седые волосы и длинная борода, к-рой он касается правой рукой, иссине-черная мантия со светло-синим исподом, синие ряса и схима с опущенным на плечи куколем. На развернутом свитке в левой руке Н. читается надпись: «Бpami мо всхъ молю вы». Над нимбом Н. др. надпись: «Прп(д)бны Никандръ Пстынно Житель». Икона той же иконографии (в зеркальном изводе) под окладом 2-й пол. XIX в. хранится в ПИАМ. Вариацией этой иконографии является гравюра с изображением Н. на фоне пустынной местности на авантитуле кн. «Служба и житие прп. Никандру Псковскому чудотворцу» (М., 1799; М., 1805 - перегравировка). Фигура святого представлена в левой половине листа вполоборота вправо на фоне холмистой местности с деревьями и кустарниками, на 2-м плане - озеро с островком, вдали виднеются руины Порховской(?) крепости.

http://pravenc.ru/text/2565254.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАКИМ ОПОЧСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобный Иоаким Опочский. Троице-Сергиева лавра Прп. Иоаким Опочский. Икона середины XX в. (Благовещенская церковь в дер. Опоки Порховского района Псковской обл.) Несмотря на упоминания о почитании Иоакима Опочского в XVI-XVIII веках, его изображения до второй половины XIX века неизвестны. Имя Иоакима Опочского без описания внешности встречается под 19 апреля в иконописном подлиннике 1820-х годов . В описях монастырей и церквей Пскова и его уездов XVI - начала XX века об иконах преподобного сведений нет. Ранний этап формирования иконографии Иоакима Опочского связан с Ильинским монастырем. В настоящее время именно в Благовещенской церкви дер. Опоки  находятся редкие сохранившиеся образы преподобного. Притом что мощи Иоакима Опочского покоятся под спудом в Благовещенской церкви, в ее синодике конца XVII века (с добавлениями XVIII - начала XIX века) имя святого не встречается . В помянник, включающий в основном имена новгородцев и жителей деревень близ погоста Опоки, в 1762 году вписан род будущего строителя каменной Благовещенской церкви (1772) - " отставного прапорщика Василия Иванова сына Косецкого " , который собрал в храме драгоценную утварь, серебряные литургические сосуды и Евангелия в окладах. Они отмечены в описании церкви 1897 года, но икон с изображением Иоакима Опочского, сохранившихся к этому времени, в перечне нет . Преподобные Никандр Псковский и Иоаким Опочский. Икона первой четверти XX века (Благовещенская церковь в дер. Опоки Порховского района Псковской обл.) Наиболее раннее изображение Иоакима Опочского имеется вне новгородско-псковского ареала - среди подвижников XVI века в стенописи галереи всех русских святых, ведущей в пещерную церковь прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 1860-х - 70-х годов работы иеродиаконов Паисия и Анатолия; поновлена в 1970-х).

http://drevo-info.ru/articles/11406.html

Список членов Братства Преподобного Сергия за 1906 год В пользу студентов академии В пользу бывших воспитанников Покровитель и пожизненный член Братства Высокопреосвященнейший Владимир, Митрополит Московский и Коломенский, пожертвовал I. Почетные члены а) Высокопреосвященные: Антоний, Митрополит С.-Петербургский и Ладожский Антоний, Архиепископ Волынский и Житомирский Иаков, Архиепископ Ярославский и Ростовский Николай, бывший Архиепископ Тверской и Кашинский Никандр, Архиепископ Литовский и Виленский Сергий, Архиепископ Финляндский и Выборгский —17— б) Преосвященные: Евдоким, Епископ Волоколамский, Ректор Московской Духовной Академии Иоанникий, Епископ Архангельский, сделавший пожизненный членский взнос 100 р. и пожертвование на стипендию имени Г. В. Амфитеатрова 1.700 р., итого Иоанн, Епископ, Член Московской Святейшего Синода Конторы, Управляющий Симоновым Ставропигиальным монастырем Нафанаил, бывший епископ Псковский, Управляющей Московским Спасо-Андрониевым монастырем Багрецов, Михаил Петрович, протоиерей Рождественской, Сергиевского Посада, церкви Базанова, Юлия Ивановна, потомственная почетная гражданка Бардыгин, Михаил Никифорович, потомственный почетный гражданин Богоявленский, Константин Иоаннович, протоиерей Московского Покровского и Василия Блаженного Собора Быстрицкий, Василий Андреевич, священник Московской Димитрие-Селунской церкви Беляев, Александр Дмитриевич, заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии Владимирский, Павел Сергеевич, Действительный Статский Советник Воскресенский, Владимир Андреевич, —18— священник Московской Богородице-Рождественской, за Смоленскими воротами, церкви Воскресенский, Григорий Александрович, заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии Всехсвятский, Николай Дмитриевич, секретарь Совета и Правления Московской Духовной Академии Голубинский, Евгений Евсигнеевич, ординарный академик Императорской Академии Наук, заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии Елеонский, Николай Александрович, протоиерей, профессор богословия Императорского Московского Университета

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Общерусское почитание установлено на соборе 1549 года (память – 11 февраля, обретение мощей празднуется 27 ноября). Князь Довмонт (Домант), в крещении Тимофей, литовец по происхождению, сын великого князя литовского Миндовга, княжил в Пскове 33 года (1266–1299), прославился победами над Литвой и Ливонским орденом, важным не только для Пскова, но и для всей Русской земли. По преставлении был погребен в Троицком соборе, где и ныне покоятся его мощи. Почитание как местного святого началось сразу после кончины, общерусское установилось в XVIbeke (память 20 мая). Ни в одном из реликвариев пока не встречались мощи преподобного Никандра Псковского. Никандр пустынножитель, в крещении Никон (1507 – 1581) – уроженец села Виделебье на Псковщине, подвизался в пустыни возле города Порхова. В 1584 году на месте его подвига была создана обитель, названная Никандровой пустынью. Мощи преподобного были обретены при постройке Благовещенского собора и стали храниться под устроенной гробницей. Причислен к лику святых в 1686 году (память 24 сентября, празднование обретения мощей 29 июня). В описи монастыря за 1898 год упоминается позолоченный серебряный ковчег, в котором прежде помещалась часть мощей, с надписью: 7191 (1681) июля в 29 день обретены были мощи сия преп. Никандра и взята от них часть десныя ланиты да часть ребра десныя страны. В сей панагии освященные ради святыя воды и положены. Ко времени описания мощи хранились в новом ковчеге, сделанном в 1890 году, а древний находился в ризнице. 11. Крест напрестольный (мощевик ?) Инв. 333. 1699 год, Москва (?). Серебро, дерево; чеканка, золочение. 36,0х21,0. Клейма: годовое 1698–1699 годов. Крест четырехконечный, с фигурной формы концами типа квадрифолиев. Основа деревянная, обложен чеканными золочеными пластинами. В средокрестии – Распятие, под простертыми дланями Христа – ангелы с чашами. В подножии – Голгофа. Древо Креста с имитацией текстуры, вокруг него лучистое «сияние», нимб Спаса в виде язычков пламени. На концах перекладины – предстоящие в рост со скрещенными на груди руками Богоматерь в короткой головной накидке и Иоанн Богослов смотрят на ангелов. Под ними шашечный «позем», фон канфарен цветочным узором.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Его чтил и Иван Грозный; ему приписывают предсказание о бедствиях Смутного времени. В XIX веке он заслонил в народном почитании древнего Кирилла. Новгородская область в XVI веке продолжает давать великих подвижников, многие из которых идут на поморский север. Для большинства мы лишены возможности установить направление их духовной жизни. Преподобный Александр Свирский , постригшийся на Валааме, основал свою обитель близ реки Свири. Мы знаем, что он пребывал в отношениях духовной любви с Корнилием Комельским, к которому послал одного из своих учеников. Постриженник псковского игумена преподобного Саввы Крыпецкого, Нил Столбенский (fl555) избрал подвиг совершенного уединения. Тринадцать лет он скрывался в ржевских лесах, пока стечение народа не заставило его переселиться на озеро Селигер, на остров Столбенский или Столобенский, давший ему его прозвание. Двадцать семь лет спасался он в своей келье, не имея никаких учеников. Он не построил даже часовни – пример, чрезвычайно редкий среди русских подвижников. Молился перед иконой Божией Матери и кадил ей. В его келье были водружены два костыля, на которые он опирался во время сна, не зная постели. Вот все, что могли рассказать о нем окрестные жители, от которых святой перенес немало зла: два раза они даже выжигали бор на острове, чтобы выгнать пустынника. Лишь через много лет на острове основался монастырь. Житие преподобного Нила написано, по просьбе столбенцев, в Болдинском монастыре святого Герасима; может быть, отсюда некоторая суровость, окружающая неясный для нас облик селигерского отшельника. Исключительности его подвига соответствует и одна исключительная черта его народного почитания. В Столбенском монастыре до последнего времени продавали богомольцам небольшие деревянные статуэтки святого, пережившие общее синодальное запрещение резных икон. Никандр Псковский (fl582) тоже спасался в пустынной хижине и не основал обители. Он начал лесную свою жизнь даже ранее пострижения, совсем в юном возрасте. Но уединение его прерывалось годами монашеского искуса в Саввином Крыпецком монастыре, в котором он постригся и который дважды оставлял изза несогласия с недовольными строгой дисциплиной и завистливыми монахами.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

В 1584 году пришел на это место неизвестный мирянин и, поселясь при гробе Никандра, принял монашеский постриг под именем Исаии. Он собрал некоторое число братии и положил начало монастырю Никандровскому. В 1686 году при Патриархе Иоакиме состоялось прославление преподобного Никандра и было установлено празднование его памяти 24 сентября, в день кончины, и в храмовой праздник обители - Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта). При перестройке собора монастыря были обретены мощи преподобного Никандра, скрытые в стене, и 29 июня празднуется как день обретения его честных мощей. С тех пор Благовещенская обитель стала именоваться Никандровою пустынью. Служба и житие преподобного Никандра были напечатаны в 1805 году. Молитвы Тропарь, глас 6 Светило незаходимаго света стране нашей явился еси, Богоблаженне,/доблественне претерпев вражия озлобления,/биение и раны, яко одежда нетления, вменишася тебе,/со зверьми же брався еси, и от человек злых прободения прияв,/о тех молился еси, глаголя: не постави им греха сего./Темже Владыце Христу уподобился еси, достохвальне Никандре, отче наш,/молися о душах наших. Ин тропарь, глас 4 Глас Божественный,/иже во Евангелии, услышав, преподобне отче Никандре:/приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы,/и прием крест, последовал еси Христу,/мир оставль, в пустыню вселился еси,/поношением же и бдением небесный дар восприим,/и души недужных, приходящих к тебе с верою, исцеляеши./Темже и со ангелы срадуется, преподобне, дух твой. Кондак, глас 1 Яко лучу тя солнечную Христос показа, преподобне,/сияеши бо в замли Российстей чудес благодатию,/и отгоняеши тьму страстей же и скорбей от приходящих к тебе с верою./Темже почитаем твою память, Никандре/отче наш, и вопием ти:/радуйся, пустынножителей красото,/и стране нашей похвала и утверждение. Ин кондак, глас 8 Во избрание Богосиянная звезда веры,/иже возсия в Русстей земли, отче преблаженне Никандре,/слезами и постом и бдением и молитвами удручал тело твое,/темже и обрете Небесную жизнь,/и радостно тайно со ангелы ликовствуя, да зовем ти:/радуйся, преподобне отче Никандре, пустынный жителю.

http://pravicon.com/info-3017

Преподобный Никандр прожил 75 лет и 8месяцев. Во все дни своей жизни он верно и нелицемерно служил Господу, оставив нам пример доброй и богоугодной жизни; последуем и мы его стопам и будем постоянно подражать сему угоднику в терпении и смирении, да ниспошлет и подаст он помощь и покровительство всем, с верою взывающим: «Преподобне отче Никандре, моли Бога о нас». В 1585 году некий инок Исаия, желая последовать примеру преподобного Никандра, пришел в то место, где жил и подвизался сей угодник Божий. Долгое время Исаия страдал болезнию ног и наконец, по молитвам преподобного, получил исцеление от своего недуга. Сей Исаия на месте подвигов преподобного Никандра устроил монастырь 6005 и собрал в нем большую братию. По настоятельному прошению братии Исаия принял игуменство и был возведен в священный сан епископом Новгородским Александром. Епископ стал тщательно заботиться о новом монастыре, снабдил его денежными средствами и повелел выстроить над гробом преподобного Никандра церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Тропарь, глас 4: Глас божественный, иже во Евангелии, услышав преподобне отче Никандре: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы, и прием крест, последовал еси Христу: мир оставль, в пустыню вселился еси, пощением же и бдением небесный дар восприим, души недужных, приходящих к тебе с верою, исцеляеши. Темже и со ангелы срадуется, преподобне, дух твой. Кондак, глас 1: Яко лучу тя солнечную Христос паказа преподобне: сияеши бо в земли российстей чудес благодатию, и отгоняеши тьму страстей же и скорбей, от приходящих к тебе с верою. Темже почитаем твою память, Никандре отче наш, и вопием ти: радуйся пустынножителей красото, и стране нашей похвала и утверждение. 6003 Тимпан – музыкальное орудие, обтянутое кожей и состоящее из двух металлических тарелок, по бокам прикреплены погремушки. Свирель – духовой инструмент. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Никандрова пустынь. Благовещения Пресвятой Богородицы Никандрова пустынь. Церковь Петра и Павла в надвратной колокольне. Петропавловская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:1785. Год утраты:Не установлен. Адрес: 182648, Псковская область, Порховский район, Дубровенская волость, п/о Загоска, дер. Любовец, Свято-Благовещенский Никандровский монастырь Координаты: 57.815291, 29.287168 Проезд:Псков – Загоска (поворот направо) – Любовец – Никандрова пустынь. Из Петербурга через Лугу, из Москвы через Валдай и Лугу: По М-20 (E-95) Доезжаем до села Лудони - левый поворот - 22 км до села Павы. В Павах правый поворот и - до Дубровно - в Дубровнах правый поворот и до Загосок. В Загосках левый поворот на грунтовку и 10 км до монастыря. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь свв. апостолов Петра и Павла находилась во втором ярусе надвратной колокольни, сооруженной ок. 1785 года над западными воротами монастыря. По ряду сведений - Всехсвятская. В нач. XIX века упразднена, помещение занято библиотекой. Снесена в начале 1930-х годов, уцелели остатки стен нижнего яруса. Колокольня в монастыре была каменная, построена в 1792 году. Под колокольней были Святые врата, ведущие в соборный храм. В 1807 году церковь Всех Святых, находившаяся в колокольне, упразднена, иконостас сняли, помещение заняли под монастырскую библиотеку и архив. В 1914 году некоторые рукописи и предметы древности были переданы в археологический музей г. Пскова. На колокольне находились 11 колоколов. На самом большом были изображены Благовещение Пресвятой Богородицы, Апостолы Петр и Павел, Святые Кирилл и Мефодий и Преподобный Никандр. Надпись на нем гласила: «В благополучное царствование Государя Императора Александра Александровича при Гермогене, епископе Псковском и Порховском, отлит сей колокол в Благовещенскую Никандрову пустынь тщанием настоятеля архимандрита Мефодия с братиею. Лит в Москве на заводе потомственного почетного гражданина Андрея Димитриевича Самгина, весу 351 пуд 37 фунтов. 1891 года февраля 18 дня. Лил мастер Иоаким Воробьев». На втором колоколе была следующая надпись: «1831 года отлит сей колокол при державе Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича Всероссийского по благословению высокопреосвященнейшего Мефодия, архиепископа Псковского и Порховского, в Свято-Благовещенскую Никандрову пустынь по тщанию настоятеля оной архимандрита Афанасия с братиею на монастырскую сумму; весу в нем 142 пуда 3 фунта». Посредине этого колокола были изображения Благовещения и Преподобного Никандра. Третий колокол весил 40 п., отлит в 1686 году, четвёртый колокол - 25 п. 5 ф., отлит в 1674 году, пятый колокол отлит в 1788 году. Остальные колокола не имели обозначения веса и даты отливки.

http://sobory.ru/article/?object=45789

Княгиня увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча» Таинственными путями духовной преемственности через четыре столетия это почитание передано было преподобному Сергию Радонежскому. Бронзовая клыковская княгиня Ольга укрывает собой свое продолжение, в том числе (и в первую очередь) и духовное – внука Владимира. Композиция учитывает их неразрывность и преемственность, поскольку, несомненно, эти образы, взаимно дополняя друг друга, воплощают материнское и отеческое начало русской духовной истории. Памятник св. княгине Ольге во Пскове. Скульптор В. Клыков. Фото 8 июня 2014 г. Белый цоколь памятника начальнице христианства на Руси окружают очень красивые барельефы святых, выполненные в стилистике древнерусских резьб. Клыков использовал прием, которым неоднократно в своей работе руководствовался знаменитый скульптор Михаил Микешин: главный персонаж памятника подпирается – словно духовными столпами, стоящими в веках – двенадцатью фигурами святых, в данном случае преимущественно псковских, что совершенно логично и духоносно. Это – словно общерусские духовные корни, пущенные Ольгой: псковские князья Довмонт-Тимофей и Всеволод-Гавриил, князь Александр Невский, преподобные Никандр, Марфа Псковская и Васса Псково-Печерская, святитель Тихон (Патриарх Московский и всея Руси), Корнилий Псково-Печерский (коему, как помним, царь Иоанн Васильевич Грозный лично отсек главу), митрополит Вениамин, Великая княгиня Елисавета Феодоровна и блаженный Николай Салос. Сегодня и всегда следует помнить, что небольшой град Псков издревле является северо-западным воинским форпостом России, славным как ратной силой, так и целым сонмом небесных покровителей. Указом Президента Российской Федерации 1387 от 5 декабря 2009 г. Пскову присвоено почетное звание «Город воинской славы». Памятник св. княгине Ольге в Киеве. Скульптор И. Кавалеридзе Вспомним и микешинскую Ольгу на знаменитом памятнике «Тысячелетие России», что в Великом Новгороде. Образ «Великой княгини Российской» попал и в фокус художественного внимания в празднование 900-летия Крещения Руси. В те годы княгиня Ольга появились в работах В.М. Васнецова и многих других живописцев. Н.А. Бруни написал суровую, несокрушимой веры, прекрасную обликом княгиню для мозаики храма Воскресения Христова (Спас-на-крови) в Санкт-Петербурге. Известна драматическая судьба памятника княгине Ольге в Киеве, созданного известным киевским скульптором Иваном Кавалеридзе в начале ХХ в. Монумент был утрачен и лишь в наши дни восстановлен. Сегодня памятник предтече великого русского Крещения стоит в Киеве возле Михайло-Златоверхого собора, в ряд с фигурами апостола Андрея Первозванного и учителей словенских Кирилла и Мефодия. И.П. Кавалеридзе выиграл конкурс на лучший проект памятника княгине Ольге в Киеве вместе со скульптором Сниткиным и архитектором Рыковым в 1910-м г. По настоянию митрополита Флавиана оригинал был подвергнут редактированию: княгиню лишили меча, наделили наперсным крестом, а согнутая в локте рука легла на грудь.

http://pravoslavie.ru/140692.html

Из проспекта «Храм святаго великомученика Георгия Победоносца Погоста Камно». Погост Камно церковь Святого Великомученика и Победоносца Георгия По местному преданию, недалеко от Камно находились владения княгини Ольги. Путешествуя по святым местам, здесь любил молиться преподобный Никандр Псковский. В древности здесь нередко были столкновения псковичей с ливонцами. В 1238 году здесь псковичи «избиша Литву на Камне». В 1407 году здесь произошло трагическое «Каменское побоище» псковичей с ливонцами, когда почти все псковские воины погибли. В 1420 году из Камно в Псков была перенесена чудотворная икона Пресвятой Богородицы по случаю бывшего от нее знамения. В 1601-1602 годах владыка, воевода, псковичи встречали здесь Печерские иконы Божией Матери «Умиление» и «Одигитрия». Церковь построена в XY веке. В документах начала XIX века отмечалось, что кровля и глава церкви очень ветхие. В 1879 году церковь расширена внутри за счет уничтожения четырех колонн, вместо каменного был сделан деревянный купол. Церковь построена из плиты; колокольня каменная, в связи с церковью, построена в 1844 году. На ней было пять колоколов. Большой колокол весил 52 п. 26 ф., средний - 12 п. 11 ф., малый - 6 п. 1 ф., два небольших подзвонка не имели обозначения веса. На большом колоколе было изображение Святого великомученика Георгия с шестью ангелами и надпись: «Лета 1873 колокол сей устроен усердием прихожан и старанием церковноприходского попечительства в церковь Святого Великомученика Георгия на Камне, лит на заводе почетного гражданина Андрея Самгина». На среднем колоколе было изображение Божией Матери с надписью: «Мастер Самгин в Москве», на других колоколах обозначено имя мастера. Престолов в церкви два, главный - во имя Святого великомученика и Победоносца Георгия, придельный - во имя Преподобного Никандра пустынножителя Псковского чудотворца. К Георгиевской церкви была приписана Казанская домовая церковь села Булаево. Вокруг церкви находится кладбище, на нем сохранилась часовня-усыпальница Святого Николая чудотворца. Возле церкви сохранились могилы владельца имения Камно поэта и переводчика Александра Николаевича Яхонтова (28 июня 1820 - 12 октября 1890) и его жены Анны Николаевны Яхонтовой (Ильман). По семейному преданию Яхонтовых, в имении Камно бывал Александр Сергеевич Пушкин.

http://sobory.ru/article/?object=00275

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010