Когда архимандрит Феодор был возведен на Ростовскую кафедру, прп. Кирилл был облечен в сан архимандрита и стал его преемником. Но через год он уже ушел на покой и затворился в Старом Симонове, где было братское монастырское кладбище. Здесь, когда он стоял на ночной молитве, было ниспослано ему Божественное откровение: он увидел прекрасную страну и услышал глас от келейной своей иконы Божией Матери «Одигитрии»: «Кирилл, изыди отсюда и иди на Белоозеро. Там твое место. Я тебе приготовила место, где ты можешь спастись!» Накануне вернулся из Белозерской страны духовный друг прп. Кирилла постриженный вместе с ним старец Ферапонт (память его 27 мая). Утром он рассказал ему о своем видении и спросил: «Удобна ли эта страна для пустынножительства?» — «Очень удобна», — ответил Ферапонт, который сам был под впечатлением дикой красоты безмолвных и глухих лесов Белозерских. В тот же день оба сподвижника покинули Симонов и направились на север. Прп. Кириллу тогда было 60 лет. Дойдя до пределов Белозерских, он узнал у подножия горы Мауры, возвышающейся на берегу реки Шексны, указанную ему в видении местность. Здесь они остановились: явно было, что Матерь Божия привела их на предызбранное Ею место. Старцы выкопали себе землянку и недолгое время подвизались вместе. Затем для подвигов уединения и полного безмолвия они решили расстаться, и прп. Ферапонт поселился в 15 верстах оттуда, на перешейке, соединявшем два озера. Изредка они посещали друг друга, и прп. Кирилл руководил своим сподвижником. Сама Божия Матерь хранила Своего избранника и от наветов вражиих, и от злых людей, и от опасностей пустыннической жизни. Раз, уснув в лесу, он проснулся от голоса, говорившего ему: «Кирилл, беги!» — и только он успел встать и отойти, как на это место упала огромная сосна. В другой раз загорелся вокруг него лес, и он явственно почувствовал, как невидимая рука берет его руку и выводит из пламени. Один крестьянин долго и тщетно старался поджечь его келью. Дело окончилось тем, что он покаялся и окончил жизнь иноком Кирилло-Белозерского монастыря.

http://sedmitza.ru/lib/text/437303/

Его судьба переплелась с судьбами многих выдающихся людей своей эпохи: преподобного Кирилла Белозерского, великого князя Василия II, Вассиана (Рыло), сменившего его на игуменстве в лавре преподобного Сергия и прозванного так за любовь к рытью прудов. В числе наиболее знаменитых учеников Мартиниана были архиепископ Ростовский Иоасаф, игумен Филофей, ставший епископом Пермским, юродивый Христа ради Галактион, Когда Пахомий Серб, или Логофет ( " логофет " с греч. - казначей), инок Афонского монастыря, отчего имел также прозвище Святогорец, составлял Житие преподобного, жил в его келье, был свидетелем многих чудес, а также отеческих наставлений старца. Кирилл наставлял братию, готовя каждого к самостоятельному монашескому подвигу, к духовной зрелости, заботясь о возрастании их в молитвенных трудах, о преуспеянии в главных добродетелях - смирении, послушании и покаянии. Не преминул Мартиниан поведать Пахомию один случай о том, как его направлял Кирилл в соблюдении устава: " Некогда случися единому брату, именем Мартиниану, от трапезы исшедшу, пойти к другому брату некия ради потребы " . Увидев это, преподобный призвал его к себе и спросил, зачем он хотел идти в чужую келью. Не мог ли он пойти сначала в свою келью и прежде " должную молитву сотворить " ? Мартиниан же, улыбнувшись, сказал: отче, когда приду в келью мою, уже не могу выйти. Кирилл же ответил: так и делай всегда, иди сначала к себе, и келья всему доброму научит тебя. В житии самого Мартиниана тоже есть одна подробность о духовном наставничестве Кирилла: Мартиниан просил разрешить ему в трапезе пост больший, нежели для всей братии. Кирилл же не попустил ему, а повелел есть с братией, но не до сытости. В этом проявлялось напоминание преподобного Кирилла об осторожности в монашеских обетах - не брать на себя много, дабы не отступить потом. Но более всего имел влияние на братию пример самого Кирилла -великого подвижника и аскета. После преставления преподобного Кирилла Мартиниан ушел из монастыря за 100 верст на озеро Воже, где уединился на пустынном острове, там он положил начало новому - Спасскому монастырю. После пришел в Ферапонтов монастырь и по зову братии через некоторое время стал здесь игуменом. Был он на игуменстве несколько лет. Затем события, охватившие великокняжеский двор, повлияли и на его судьбу.

http://pravicon.com/info-2899

Давая свое благословение, Стефан прибавил: «и богомолец ваш Кирилл посылает свое благословение».– «Кто такой Кирилл?» спросил Тимофей. – «Родственник твой, Косма, отвечал Стефан, пожелавший в иночестве работать Господу и молить Бога о вас». Оскорбился этою вестию боярин и наговорил немало укорительного Стефану. Стефан встал и сказал: «Господь повелел ученикам, там, где принимают и слушают их, оставаться, а где не принимают и не слушают, уходя оттуда, отрясти и прах, прилипший к ногам» ( Матф. 10, 14 ; Лук. 5, 10 , И). Сказав это, Стефан пошел из дому. Ирина, жена боярина, женщина благочестивая и богобоязненная, затрепетала, услышав слова Стефана, и стала убеждать мужа своего примириться с святым игуменом. Тимофей и сам скоро раскаялся в своей вспыльчивости и послал просить к себе Стефана. Когда пришел Преподобный, он стал просить прощения, с своей стороны и Стефан просил у него прощения. Тимофей согласился, чтобы Косма делал, что ему угодно. Стефан поспешил сообщить эту радостную весть Косме. Сей, возблагодарив Бога, роздал все, что имел, бедным, дабы в полной нищете работать Господу. Пострижение Кирилла в Симонове монастыре Не вдалеке от города Москвы, на самом берегу Москвы реки, ранее 1370 г. 2 основал обитель иноческую Феодор, сын Стефана, старшего брата преподобного Сергия, с двенадцатилетнего возраста воспитывавшийся в пустыне Сергия, под ближайшим надзором и руководством своего дяди. Поселясь сначала на месте, которое ныне называется Старым Симоновым, он потом перешел на то место, где теперь стоит Симонов монастырь, покрытое тогда густым лесом. Симонов монастырь с самого начала получил общежительное устройство. «Правило монастыря, пишет преподобный Иосиф Волоколамский в десятой главе своей духовной грамоты, было такое: в келлии не ели и не пили, и не выходили из монастыря без благословения настоятеля, отрокам не дозволено было жить ни в монастыре, ни на дворе монастырском, все было по уставу общежительных монастырей». В этот монастырь к игумену Феодору привел Кирилла преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наконец в Симонове стало известно, где скрывался бывший настоятель, и наиболее ревностные иноки стали оставлять свой монастырь и присоединяться к нему. Среди них самым замечательным был старец Игнатий, молчальник, который спал стоя. Стали к ним присоединяться и миряне, ревнующие об иноческих подвигах. Так создался Кирилло-Белозерский монастырь с его знаменитым общежительным уставом, послужившим в течение трех веков образцом последующим пустыням. Посвящен он был Успению Пресвятой Богородицы. Вклады не принимались. Строгое молчание соблюдалось в церкви, трапезной, в кельях, на послушаниях; никто не смел войти в чужую келью иначе как по делу, и всякий раз с благословения, и то на самое краткое время. В кельях имелись только иконы и книги, даже воду ходили пить в трапезную. Без благословения никто не смел писать или получать письма. Выходы из обители строго воспрещались: только раз в год один из братии ездил в мир закупать все необходимое. Никому из князей, кроме Андрея Васильевича можайского, к уделу которого принадлежала Белозерская страна, прп. Кирилл не позволял посещать его обитель. Но он руководил ими письменно, поучал их добросовестному исполнению своих обязанностей и братолюбию, а перед кончиной своей завещал князю Андрею Васильевичу попечение о своей обители. Сохранилось несколько писем его к князьям. Небесный Покров не преставал, Пресвятая Богородица непрестанно ограждала обитель прп. Кирилла. Случилось, что некий боярин Феодор, завидовавший мнимому богатству обители, нанял разбойничью шайку, чтобы ограбить ее в такое время, когда он знал, что в обители никого из посторонних не было. Между тем разбойники увидели вокруг нее множество разных людей, стрелявших из луков в них, и обратились в бегство. Боярин был так поражен этим чудом, что немедленно поспешил к прп. Кириллу с чистосердечным покаянием. Святой же старец тихо и с любовью сказал ему: «Верь мне, чадо, что я не имею в жизни сей ничего, кроме ризы, которую ты на мне видишь, и немного книг». С тех пор боярин стал другом и благотворителем обители и часто посещал преподобного ради духовной пользы.

http://sedmitza.ru/lib/text/437303/

10 янв. 1866 г. преподобный Иаков стал настоятелем Кирилло-Белозерского монастыря. В стенах древней обители преподобного Кирилла отец Иаков обрёл главное дело своей жизни, спасительное прибежище, которого не покидал до самой своей кончины в 1896 году. По своему строго монашескому, милосердному и нестяжательному духу он являлся прямым учеником преподобного Кирилла и жил по заветам Святого так, словно во времени не разделяло их полтысячелетия. Отца Иакова отличало сочетание строгой, аскетической жизни с неисчерпаемым милосердием, которое было свойственно и преподобному Кириллу. Современники отмечали в жизни игумена даже некоторые параллели с Житием основателя обители. Так, подобно Преподобному, отец Иаков в неурожайный год спас жизни многих горожан и жителей деревень и, по свидетельству очевидца, «грозный призрак голода отступил, предотвращённый щедрой рукою отца Иакова». Коридоры настоятельского корпуса были всегда переполнены. Шли сюда голодные и нищие, погорельцы и бедные родители, желающие дать детям образование, а более всего те, кто нуждался в утешении. Никто не уходил без помощи и благословения. Все личные средства игумен отдавал нуждающимся, случалось, ещё и занимал у братии. В 1880 г. архимандрит Иаков был избран почетным попечителем Кирилловского Духовного училища. На собственные средства он содержал несколько учеников училища, в разное время снабжал деньгами тех, кто отправлялись учиться в Духовную семинарию. Богомольцам в обители бесплатно раздавали книги. Как некогда преподобный Кирилл, архимандрит Иаков обладал даром прозорливости. Залог будущего Кирилло-Белозерского монастыря он видел в молитвах её основателя. На основе рукописей из собрания обители им было составлено «Житие преподобного отца нашего Кирилла Белоезерского Чудотворца». В книгу вошли описание сохранившихся вещей святого, тексты посланий сыновьям Дмитрия Донского и его Духовная грамота. Особой заботой отца Иакова была монастырская история, он был талантливым церковным писателем. В 1875 г. архимандрит впервые опубликовал Житие преподобного Кирилла Белозерского, а в 1880 году в «Трудах Московского Археологического общества» были напечатаны подготовленные им «Извлечения из архивных книг и дел Кирилло-Белозерского монастыря».

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

В первом из 25 описанных чудес, за год до нашествия ляхов, видели преподобного Кассиана в белых ризах и с возжженными в руках свечами, обходящим монастырь свой. Седьмое чудо: игумен Герман долго страдал ногами и исцелился тем, что присыпал к ранам землю с гроба преподобного. Священнику живописцу, желавшему написать образ преподобного как можно точнее (9 чудо), преподобный сказал: «пиши мою браду долее, чем у князя Романа, но седины должны быть чуть видны». Священник написал, но чувствовал, что не точно. Преподобный явился ему в монашеском облачении, с брадою до персей, которая была не черна и не раздваивалась надвое, а как бы обложена серебром. В конце XVII века называли преподобного Кассиана великим между чудотворцами 607 . Ныне мощи его почивают под спудом, в храме обители его, закрытой с 1764 года 608 . Память блаженного Киприана Суздальского По рукописным святцам, «святой блаженный Киприан, Христа ради юродивый, бысть в Воскресенском селе на Увоти реке, суздальский чудотворец, преставися в лето 7130 октября во 2 день», следовательно в 1622 609 . Блаженный Киприан жил на небольшом острове при устье реки Уводи (в Ковровском уезде), а в воскресные и праздничные дни приходил молиться в храм села Воскресенского. Место, где пребывал он, в 7 верстах от Воскресенского, известно ныне под именем пустыни Киприановой, а ямы местности называются пещерами Киприана. Иначе это памятники подвижничества его, тогда как для большинства казался он малоумным, или простяком. «Простота – верный вождь для праведных, а лукавство законопреступников губит их», говорит премудрый (см.: Притч. 11, 3 ). Это испытал на себе блаженный Киприан. Гроб его и ныне видят под полом Воскресенской церкви 610 . В 1751 году в память его построен храм в Воскресенском 611 . О юродстве еще преподобный Никон Черной горы писал в своем 38 послании, и преподобный Кирилл Белоезерский записал это в своем сборнике: «О юродстве и прежние отцы говорили, что это – путь необязательный, а дело благорассуждения, – оно может служить даже соблазном и во вред.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Отец Иаков принял в управление обитель в тот период, когда многие ее древние храмы и постройки пришли в ветхость, а монашеская жизнь находилась в упадке. Став настоятелем, он вменил себе в долг возродить в обители монашескую традицию, начало которой положил преподобный Кирилл Белоезерский, и утвердить общежительный устав.      Преобразования начались с борьбы с винопитием. Помимо запрета братии употреблять спиртные напитки, из монастырских башен, которые сдавались городу в аренду, вывезли винный склад, разместив его за стенами монастыря; вино было запрещено даже вносить на территорию обители. Прекратились праздничные угощения с вином в кельях настоятеля, в трапезной – «водочные порции братии». По воспоминаниям современников, архимандрит Иаков был очень требователен к себе (так, известно, что в начале первой и Страстной седмиц Великого поста он питался одной лишь просфорой в день), но отличался неисчерпаемым милосердием к людям. Настоятельский корпус всегда был полон посетителей. Все личные средства игумен отдавал нуждающимся. Иногда ему, отдавшему всё до последней копейки просителям, не на что было купить даже чай, и он занимал деньги у своего келейника. Заботясь прежде всего о духовной пище, отец-настоятель установил в обители бесплатную раздачу книг паломникам. Среди его духовных чад были как миряне, так и монашествующие.   Сохранилась его духовная переписка с настоятельницей Горицкого женского монастыря игуменией Арсенией (Корчагиной). Множество людей приезжали к нему за духовным утешением и советом. И многие замечали проявление тщательно скрываемых им даров духовного рассуждения и прозорливости. За 30 лет настоятельства в Кирилло-Белозерском монастыре отец Иаков приобрел глубокое уважение и любовь кирилловских жителей, которые еще при жизни почитали его как подвижника благочестия. В 1880 году архимандрит Иаков был избран почетным попечителем Кирилловского духовного училища. На собственные средства он содержал несколько учеников училища, обеспечивал деньгами тех, кто отправлялись учиться в духовную семинарию, оплачивал лекарства, раздаваемые неимущим в монастырской аптеке.

http://pravoslavie.ru/120888.html

После немаловременного служения в пекарне, св. Кирилл определен был на послушание в поварню. С тем же духом смирения и усердия проходил он и это служение. Смотря на вещественный огонь, он помышлял об огне неугасаемом, о вечном мучении, ожидающем грешников, и говорил в себе: «терпи Кирилл этот огонь, чтобы избежать огня вечного». Постоянным памятованием вечного суда стяжал он такое умиление, что не мог хлеба вкусить и слова сказать без слез. Посещение Кирилла преподобным Сергием Великие подвиги и глубокое благочестие св. Кирилла сделали его известным многим; его чтили и великие подвижники. Преподобный Сергий Радонежский, когда приходил в Симонов монастырь посетить своего племянника и других благочестивых, живших в сем монастыре иноков, прежде всего заходил в хлебню или поварню к Кириллу и долго беседовал с ним. Когда старец святою своею беседою посевал семена благочестия, Кирилл поливал их слезами своего умиления. Игумен Феодор, узнав о приходе преподобного Сергия в свою обитель, являлся с братиею старшею приветствовать его в келлию Кирилла. Это внимание великого подвижника еще более увеличивало славу св. Кирилла. Юродство Тяжела была для смиренной души св. Кирилла та слава, то уважение, какими он пользовался от людей. И в последние годы своей жизни, когда состарился уже в подвигах иночества, св. Кирилл писал князю Георгию: «Зная Божественное писание, ты сам понимаешь, какой вред бывает инокам от похвалы людской, а особенно нам, не очистившимся от страстей. Если кто подлинно чист и свят сердцем, то и таким бывает вред от этой тягости, а нам, еще обуреваемым страстями, великое искушение для души в похвале людской». Св. Кирилл решился принять на себя подвиг юродства. Он начал поступать как бы повредившийся в уме. За разные действия юродства настоятель назначал ему в наказание епитимию, повелевая иногда сорок дней и более питаться только хлебом и водою. С радостию принимал Кирилл такую епитимию, и когда исходил ей срок, делал новые юродства; епитимия назначалась вновь, так что Кирилл иногда месяцев шесть сряду питался только хлебом и водою. Он рад был поститься, а между тем другим нельзя было сказать, что он постится по своей воле, так как он постился в наказание, наложенное на него от настоятеля. Наконец игумен уразумел, что пр. Кирилл юродствует, желая скрыть свою подвижническую жизнь, потому он не стал уже налагать на него епитимии. Безмолвное пребывание в келлии

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Были в обители два брата родные — иноки Христофор и Сосипатр. К большому огорчению Христофора, Сосипатр тяжело заболел. Но прп. Кирилл сказал Христофору: «Никто из вас не умрет прежде меня, но после моей кончины многие последуют за мною!» После преставления преподобного из 53 человек монастырской братии скончалось 30. Один боярин хотел подарить монастырю поместье; инок Феодор просил благословения посмотреть его, но прп. Кирилл, строго соблюдавший, подобно прп. Сергию Радонежскому, заповедь нестяжания, ответил: «При жизни моей мне его не надо; после моей смерти делайте как хотите». Феодор оскорбился этими словами, но скрыл это чувство; и когда прп. Кирилл скончался, он стал жестоко мучиться угрызениями совести. Но преподобный явился иноку Мартиниану (память его 12 янв.) и сказал ему: «Скажи Феодору, что я ничего не имею против него!» И в душе Феодора водворился мир. Последние дни своей жизни прп. Кирилл провел в своей келье в полном молчании; ноги отказывались ему служить. В церковь братия приносили его на руках, однако же он не оставлял служения Божественной литургии и в последний раз совершил ее в день Святой Пятидесятницы. Скончался он на следующий день, в праздник Духова дня, 9 июня 1427 г., девяноста лет от роду, приняв Святые Тайны Христовы в минуту отшествия души своей от тела. В это же мгновение он явился больному монастырскому работнику и исцелил его. Преемником своим прп. Кирилл избрал старца Иннокентия. Преемником же Иннокентия был игумен Христофор, ревностный блюститель устава прп. Кирилла. Одевался игумен Христофор так убого, что богомольцы часто не могли признать в нем настоятеля. Раз князья пригласили его приехать в Москву, но он отказался. Кирилло-Белозерский монастырь дал много замечательных подвижников. Из них самым выдающимся был прп. Нил Сорский, основатель на Руси скитского жития (память его 7 мая), и прп. Корнилий (память его 19 мая), который в своем Комельском монастыре ввел устав Кирилло-Белозерского монастыря и был истинным преемником по духу прп. Сергия Радонежского и прп. Кирилла Белозерского и продолжателем их заветов. Монастырская библиотека Кирилло-Белозерского монастыря, богатая древними рукописями и книгами (до 2 тысяч), которые далеко еще не все были изданы, была настоящей сокровищницей для богословов и ученых исследователей старины.

http://sedmitza.ru/lib/text/437303/

С тою же любовью управлял прп. Кирилл братиями своими, кротостью и смирением врачуя немощных и приводя их к исправлению. Один инок долго скрывал в сердце своем тайную злобу на него и наконец дошел до решения уйти из обители. Чтобы иметь предлог исполнить свое намерение, он пошел к своему настоятелю, чтобы оскорбить его. Но когда он вошел, случилось так, что он не мог произнести ни одного слова. Преподобный же, прозрев его духовное состояние, тихо сказал ему: «Не огорчайся, брат, все ошибаются обо мне, один ты знаешь правду и все мои недостоинства. Я точно окаянный грешник!» И пока он говорил, мир возвращался в смущенную душу инока, и с тех пор он стал особенно привержен к своему настоятелю. На хартии, которую держит в руке своей прп. Кирилл на его изображениях, пишется последнее предсмертное слово его к братиям: «Любовь имейте между собою!» И другие духовные дарования стяжал прп. Кирилл: много чудес совершил он и при жизни, и по кончине своей; раз вина не хватило в обители для совершения Божественной литургии, но по молитве преподобного все сосуды оказались наполненными. Когда инок Далмат скончался без напутствия, то прп. Кирилл воскресил его, исповедал и причастил Святых Тайн, после чего Далмат мирно скончался. Во время голодного года хлеб по молитвам прп. Кирилла не оскудевал в монастырских житницах, и он даром раздавал его населению. Раз, стоя на берегу озера, прп. Кирилл прекратил бурю, осеняя крестом своим погибавших монахов-рыболовов. И буря прекратилась. Раз принесли на праздник Богоявления в обитель расслабленного; преподобный приказал погрузить его во время великого освящения в прорубь, и тот исцелился. Привели к нему слепую женщину. Помазав ей глаза святою водой, преподобный спрашивал: «Что ты видишь?» — «Книгу, которую ты держишь... озеро... людей ходящих», — отвечала женщина, и так постепенно возвращалось к ней зрение, пока она совершенно не прозрела. Исцелил прп. Кирилл и слепую княгиню Карголомскую, и некоего боярина Романа, также слепца, заочно явившись ему в тонком сне, и владельца соседнего села, Афанасия, от неизвестной болезни, окропив его святою водой. И множество других чудес и исцелений совершил прп. Кирилл. Со слов посетившей обитель княгини Марии белевской (Белев — город Тульской губ.) был записан следующий рассказ: у нее не было детей, и она и муж ее, князь Михаил, послали просить молитв прп. Кирилла. Посланным (восьмерым) преподобный вручил для нее три сосуда и полтора хлеба. И они не только были сыты всю дорогу, но остатки привезли домой. У нее же родилось трое детей.

http://sedmitza.ru/lib/text/437303/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010