Стефан. Феодор постриг его в полное иноческое пострижение, оставив за новым иноком имя, данное ему Стефаном при облачении в рясофор. Подвиги Кирилла в келейном послушании По правилам общежития, новоначальный инок отдается под руководство опытного старца. Феодор поручил Кирилла старцу Михаилу, после бывшему епископом смоленским 3 , который проходил высокое по Боге житие в молитвах, посте и бдениях и во всяком воздержании. Отдавшись вполне в послушание старцу, Кирилл открывал ему каждый свой помысл и старался подражать его высокому житию; пост вменял себе в наслаждение, зимою терпел холод, ночи часто проводил в молитвах без сна. Старец читает Псалтирь, а Кирилл слушает и творит поклоны; иногда это продолжалось до того времени, как ударят в било, призывая к утреннему богослужению. Услышав клепание, Кирилл спешил в храм, чтобы одному из первых придти туда. Сну Кирилл предавался сидя и желал постоянно усиливать подвиги умерщвления тела. Он просил у старца позволения принимать пищу через два или три дня; но старец не дозволил этого и велел ему ходить с братиею за трапезу, только не есть до сытости. Хотя послушание старцу и молитвы его как щит ограждали Кирилла от стрел врага спасения, но случалось и ему терпеть страхования от демонов, обыкновенно нападающих на ревностных подвижников. Иногда во время чтения правила слышались стук и толчки в стену, но силою крестною прекращалось это страхование. Случалось, что в то время, как Михаил выходил за чем либо из келлии, являлись разные устрашающие видения; но Кирилл, именем Иисусовым, последуя Лествичнику, бил супостата и страшные видения исчезали. Его труды в хлебне и поварне Не мало времени провел св. Кирилл в послушании у Михаила. Игумен, видя его утвердившимся в правилах иноческой жизни, назначает ему служение в хлебне. Он носил воду, колол дрова, подавал на трапезу братии теплые хлебы. Со всем усердием и с полною любовию совершал он свое служение, сопровождая его молитвою. Сам он пищи вкушал столько, сколько нужно, дабы не изнемочь от голода, стараясь вместе с тем скрыть от братии свое воздержание; кроме воды он не знал другого пития и ту вкушал в меру, не удовлетворяя вполне жажды. В свободное от послушания время становился на молитву и иногда целую ночь продолжал свой молитвенный подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Кирилл, игумен Белоезерский (в миру Косма), родился в Москве у благочестивых родителей. В юные годы он остался сиротой и жил у своего родственника, боярина Тимофея Васильевича Вельяминова, окольничего при дворе великого князя Димитрия Донского (1363–1389). Светская жизнь теготила юношу. По просьбе преподобного Стефана Махрищского († 1406; память 14 июля) боярин отпустил Косму в Симонов монастырь, где он и принял постриг от святого Феодора († 1394; память 28 ноября) с именем Кирилл. Иноческие послушания преподобный Кирилл исполнял под руководством святого старца Михаила, впоследствии епископа Смоленского (память в неделю пред 28 августа – Собор Смоленских святых). Ночью старец читал Псалтирь, а преподобный Кирилл совершал поклоны, но по первому удару колокола шел к утрени. Он просил у старца дозволения вкушать пищу через 2–3 дня, но опытный наставник не разрешил этого, а благословил есть каждый день с братией, только не до сытости. Послушание преподобный Кирилл нес в хлебопекарне: он носил воду, колол дрова, раздавал хлеб. Когда Преподобный Сергий Радонежский приходил в Симоновскую обитель, то прежде прочих посещал и с любовью беседовал с преподобным Кириллом. Из хлебопекарни преподобного Кирилла перевели в поварню, и святой говорил себе, смотря на пылающий огонь: «Смотри, Кирилл, не попасть бы тебе в вечный огонь». Девять лет трудился в поварне преподобный Кирилл и стяжал такое умиление, что не мог без слез вкушать хлеб, благодаря Господа. Избегая славы человеческой, преподобный временами стал юродствовать. В наказание за нарушение благочиния настоятель назначил ему в пищу на 40 дней хлеб и воду; преподобный Кирилл с радостью понес это наказание. Но как ни таил святой свою духовность, опытные старцы понимали его и против воли заставили принять сан иеромонаха. В свободное от служения время преподобный Кирилл ставил себя на чреду послушника и занимался тяжелыми работами. Когда святой Феодор был посвящен в архиепископа Ростовского, братия в 1390 году избрала преподобного Кирилла игуменом обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мартиниан, в мире Михаил 37 , родился в деревне Березниках, вбли­зи которой ныне Сямский монастырь, прославленный иконою Бого­матери. Еще в юных летах оказывал он наклонность учиться грамоте; но родители не находили, у кого ему учиться; на 13 году оставил ро­дителей и родину, и прямо с поля, где боронил вспаханную отцом по­лосу, тайно ушел к преподобному Кириллу Белоезерскому, о котором слышал от многих. Березники в 30 верстах от Кириллова монастыря, но это было нипочем для Миши. «Возьми меня к себе, господине!» – говорил он преподобному, упав ему в ноги. Преподобный оставил до­бродушного отрока у себя. «Прилучися, близ обители святого человек некий живяше, имя ему Олеш (Алексий) Павлов, дьяк мирский, дело его бяше книги писати и ученики учити грамотныя хитрости: и зело искусен бе таковому художеству. Сего Кирилл призвав, рече ему: дру же, сотвори ми любовь Божию, научи ми отрока сего грамоте, егоже видиши». Алексий Павлович с любовью выполнил поручение пре­подобного Кирилла. Полюбив чистую душу юного Михаила, святой старец облек его в иноческое одеяние и велел ему жить у себя в келлие. Когда блаженный Кирилл молился в своей келлие, и Мартиниан клал поклоны; он первый являлся по благовесту в храм к утреннему славос­ловию; смущавшие его помыслы открывал святому старцу. Испытав Мартиниана послушаниями, преподобный Кирилл позволил ему жить в особой келлие, но зорко смотрел за его духовною жизнью. Раз Мар­тиниан из церкви зашел в келлию одного брата. «Зачем нарушаешь устав обители?» – сказал ему Кирилл. «Войдя в свою келлию, сомне­ваюсь, чтобы захотел я выйти из нее; а мне нужно было быть в келлие брата», – отвечал Мартиниан. «Наперед иди в свою келлию, чтобы со­творить там должную молитву, и келлия научит тебя всему», – сказал святой старец 38 . По просьбе святого игумена Мартиниан посвящен был в иеродиакона и потом в иеромонаха. Преподобный Кирилл любил блаженного Мартиниана. Это возбуждало в иных зависть, язвившую Мартиниана оскорблением; Мартиниан терпел. По воле преподобного Кирилла Мартиниан списывал для него книги. А такое послушание преподобный игумен назначил только двум ученикам: Христофору и Мартиниану. Еще цел в обители канонник, списанный Мартиниа- ном. Послесловие его особенно драгоценно: оно показывает, какими чувствами дышала душа Мартиниана. Вот оно: «В 1423 г. сентября 1, написана эта книга душеполезная в обители Пречистой Богородицы, по благословению господина старца Кирилла игумена, в славу Свя­той Троицы, аминь. О! Дева Богоизбранная! О! Отроковица Богоневестная! О! Владычица мира, Пречистая Богородица! Во всемирных Твоих молениях к Сыну и Богу помяни, милостивая Госпожа, и меня грешного, недостойною рукою писавшего сие. – Всякому делу благому начало и конец Христос. Ему слава в бесконечные веки, аминь. Госпо­ди Иисусе Христе! Спаси писавшего и имеющего читать. – Господин старец Онуфрий, сотвори любовь, помяни в святых своих молитвах грешного Мартиниана, инока ложного, а не истинного» 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Когда архимандрит Феодор был возведен на Ростовскую кафедру, прп. Кирилл был облечен в сан архимандрита и стал его преемником. Но через год он уже ушел на покой и затворился в Старом Симонове, где было братское монастырское кладбище. Здесь, когда он стоял на ночной молитве, было ниспослано ему Божественное откровение: он увидел прекрасную страну и услышал глас от келейной своей иконы Божией Матери «Одигитрии»: «Кирилл, изыди отсюда и иди на Белоозеро. Там твое место. Я тебе приготовила место, где ты можешь спастись!» Накануне вернулся из Белозерской страны духовный друг прп. Кирилла постриженный вместе с ним старец Ферапонт (память его 27 мая). Утром он рассказал ему о своем видении и спросил: «Удобна ли эта страна для пустынножительства?» — «Очень удобна», — ответил Ферапонт, который сам был под впечатлением дикой красоты безмолвных и глухих лесов Белозерских. В тот же день оба сподвижника покинули Симонов и направились на север. Прп. Кириллу тогда было 60 лет. Дойдя до пределов Белозерских, он узнал у подножия горы Мауры, возвышающейся на берегу реки Шексны, указанную ему в видении местность. Здесь они остановились: явно было, что Матерь Божия привела их на предызбранное Ею место. Старцы выкопали себе землянку и недолгое время подвизались вместе. Затем для подвигов уединения и полного безмолвия они решили расстаться, и прп. Ферапонт поселился в 15 верстах оттуда, на перешейке, соединявшем два озера. Изредка они посещали друг друга, и прп. Кирилл руководил своим сподвижником. Сама Божия Матерь хранила Своего избранника и от наветов вражиих, и от злых людей, и от опасностей пустыннической жизни. Раз, уснув в лесу, он проснулся от голоса, говорившего ему: «Кирилл, беги!» — и только он успел встать и отойти, как на это место упала огромная сосна. В другой раз загорелся вокруг него лес, и он явственно почувствовал, как невидимая рука берет его руку и выводит из пламени. Один крестьянин долго и тщетно старался поджечь его келью. Дело окончилось тем, что он покаялся и окончил жизнь иноком Кирилло-Белозерского монастыря.

http://sedmitza.ru/lib/text/437303/

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине, а также молитву о заключенных:  «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Крестом во ад сошедый, диавола посрамивый, заклепы и вратницы адовы разрушивый, узники свободивый и жизнь миру Твоему даровавый, призри на молитву смиренных и недостойных раб Твоих, ко Твоему Величеству бесприкладному и бездне человеколюбия прибегающих и яко Благосерд Твоею милостию и щедротами посети грехми обремененныя и в заключении темничном сущия: Ты бо рекл еси, Господи, яко хотением не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быте ему. Услыши в скорби и тесноте душевной призывающих Тя: в немощи находящихся душевныя и телесныя их раны уврачуй; в ожесточении сердечном сущия к покаянию обрати; правды и оправданий Твоих ищущих в вере и творении заповедей утверди и на путь спасения настави. Ты бо еси, Господи, помощь беспомощным, надеждо ненадежным, спасение отчаянным, всем вся буди и приведи ко пристанищу хотения Твоего. Да поем и славим Тя со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне, и присно и во веки веков. Аминь» . За Литургией Предстоятель Русской Церкви рукоположил Алексия Самойлова, алтарника храма святого благоверного князя Александра Невского в Александровке, г. Зеленоград, в сан диакона и иеродиакона Лонгина (Нудько), насельника Троице-Сергиевой лавры, в сан иеромонаха. Проповедь перед причастием произнес иеромонах Стефан (Слащилин), насельник Николо-Угрешского монастыря. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление и молитву у ковчега с частицей честных мощей святителя Николая. Наместник Николо-Угрешского монастыря игумен Варфоломей (Петров) приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону преподобного Серафима Саровского. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал икону преподобного Кирилла Белоезерского, каждому насельнику — фотоальбомы «Жизнь в служении», выпущенные к 70-летию Его Святейшества.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Включаюший в себя чудотворцев, связанных с историей только одной обители, Собор Радонежских святых выявляет самую идею соборности как полноты церковного бытия. В Соборе Радонежских святых представлена полнота ликов святости: равноапостольные (митрополит Московский Иннокентий † 31.03.1879), святители (архиепископы Ростовские Феодор † 28.10.1391 и Вассиан † 23.03.1481, архиепископ Новгородский Серапион † 16.03.1516, митрополит Московский Иоасаф † 27.07.1556), преподобные (Никон Радонежский † 17.11.1426, Савва Сторожевский † 3.12.1407, Кирилл Белозерский † 9.06.1427, Арсений Комельский † 24.08.1550), священномученики и преподобномученики (Григорий и Кассиан Авнежские † 15.06.1392, Иоасаф Боровский † 5.07.1610), благоверные князья и княгини (Димитрий Донской † 19.05.1389 и Евдокия (Евфросиния) Московская † 07.07.1407). В Соборе Радонежских святых представлена полнота христианских подвигов: подвиг родителей (преподобные схимонахи Кирилл и Мария † до 1337), подвиг супругов (благоверный князь Димитрий Донской и благоверная княгиня Евдокия Московская), подвиг христианских воинов, защитников веры и Отечества (преподобные схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя † 8.09.1380), подвиг духовного писателя (преподобный Епифаний Премудрый † ок. 1418–1422), подвиг иконописца (преподобные Даниил Черный и Андрей Рублев † до 1426), подвиг богослова (преподобный Максим Грек † 1556), подвиг епархиального архиерея (святитель Иоасаф, епископ Белгородский † 10.12.1754), подвиг архиерея-просветителя (святитель Стефан, епископ Пермский † 26.04.1396), подвиг инока (преподобные Михей, Исаакий, Макарий Радонежские – XIV), подвиг настоятеля монастыря (преподобные Авраамий Галичский † 20.07.1376, Сильвестр Обнорский † 25.04.1379, Андроник Московский † 13.06 ок. 1395–1405, Мефодий Пешношский † 04.06.1392, Мартиниан Белоезерский † 12.01.1483, Дионисий Радонежский † 12.05.1633). Соборность Радонежских святых выразилась в их взаимной любви и дружбе, совместных действиях не только в земной жизни, но и после преставления к Богу. Обратим внимание на первое посмертное чудо Преподобного Сергия. Одни из иноков Троицкой обители, преподобный Игнатий, во время всенощного бдения вскоре после кончины Преподобного Сергия увидел его стоящим на своем обычном месте и поющим вместе с братиями (7, с. 91). Так исполнил преподобный игумен молитвенную просьбу братии: «не забуди посещати чад своих...» (молитва 1-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Его судьба переплелась с судьбами многих выдающихся людей своей эпохи: преподобного Кирилла Белозерского, великого князя Василия II, Вассиана (Рыло), сменившего его на игуменстве в лавре преподобного Сергия и прозванного так за любовь к рытью прудов. В числе наиболее знаменитых учеников Мартиниана были архиепископ Ростовский Иоасаф, игумен Филофей, ставший епископом Пермским, юродивый Христа ради Галактион, Когда Пахомий Серб, или Логофет ( " логофет " с греч. - казначей), инок Афонского монастыря, отчего имел также прозвище Святогорец, составлял Житие преподобного, жил в его келье, был свидетелем многих чудес, а также отеческих наставлений старца. Кирилл наставлял братию, готовя каждого к самостоятельному монашескому подвигу, к духовной зрелости, заботясь о возрастании их в молитвенных трудах, о преуспеянии в главных добродетелях - смирении, послушании и покаянии. Не преминул Мартиниан поведать Пахомию один случай о том, как его направлял Кирилл в соблюдении устава: " Некогда случися единому брату, именем Мартиниану, от трапезы исшедшу, пойти к другому брату некия ради потребы " . Увидев это, преподобный призвал его к себе и спросил, зачем он хотел идти в чужую келью. Не мог ли он пойти сначала в свою келью и прежде " должную молитву сотворить " ? Мартиниан же, улыбнувшись, сказал: отче, когда приду в келью мою, уже не могу выйти. Кирилл же ответил: так и делай всегда, иди сначала к себе, и келья всему доброму научит тебя. В житии самого Мартиниана тоже есть одна подробность о духовном наставничестве Кирилла: Мартиниан просил разрешить ему в трапезе пост больший, нежели для всей братии. Кирилл же не попустил ему, а повелел есть с братией, но не до сытости. В этом проявлялось напоминание преподобного Кирилла об осторожности в монашеских обетах - не брать на себя много, дабы не отступить потом. Но более всего имел влияние на братию пример самого Кирилла -великого подвижника и аскета. После преставления преподобного Кирилла Мартиниан ушел из монастыря за 100 верст на озеро Воже, где уединился на пустынном острове, там он положил начало новому - Спасскому монастырю. После пришел в Ферапонтов монастырь и по зову братии через некоторое время стал здесь игуменом. Был он на игуменстве несколько лет. Затем события, охватившие великокняжеский двор, повлияли и на его судьбу.

http://pravicon.com/info-2899

Наместник Николо-Угрешского монастыря игумен Варфоломей (Петров) приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону преподобного Серафима Саровского. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал икону преподобного Кирилла Белоезерского, каждому насельнику — фотоальбомы «Жизнь в служении», выпущенные к 70-летию Его Святейшества. Затем состоялось вручение церковных наград. Во внимание к трудам на благо Святой Церкви медали «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви» были удостоены: После братской трапезы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сопровождении игумена Варфоломея (Петрова) посетил Никольский собор монастыря. Древний собор обители был разобран в 1940 году. В апреле 2000 года, когда прокладывалась пешеходная дорожка с северной стороны Преображенского собора, был обнаружен сохранившийся в хорошем состоянии фундамент прежнего Никольского храма. Так было точно определено место расположения древней церкви. Эта находка побудила насельников монастыря и его Попечительский совет задуматься о воссоздании главной святыни обители. Здание нового храма было построено в 2004-2007 годах. Храм был воссоздан в чертах архитектуры времен Куликовской битвы. Ныне в соборе завершена роспись стен. Святейший Патриарх Кирилл ознакомился с интерьером восстановленного собора. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 .

http://patriarchia.ru/db/text/5326205.ht...

«Иноческая область» – так справедливо назвал север русский путешественник Андрей Муравьев. На протяжении более пятисот верст от Лавры преподобного Сергия Радонежского до Белого озера, и далее, раскинула она свои владения. Игумен Земли Русской, стоя на южном краю, посылал внутрь ее своих учеников и собеседников, а преподобный Кирилл Белоезерский на другом краю принимал новых пришельцев и рассылал их вокруг, «закидывая свои пустынные мрежи даже до Белого моря, и на острова Соловецкие» (174, с.8). Так, в исходе четырнадцатого столетия и на протяжении почти двух последующих веков, край девственных лесов, многочисленных озер, рек и пустынных островов наполнился храмами и монастырями – источниками духовного просвещения, где воспиталось не одно поколение православных христиан. Прошло еще три века. И вот здесь, в этой «иноческой области», на берегу реки Пинеги, в небольшом селении Сура, родился и вырос великий праведник и чудотворец – святой Иоанн Кронштадтский . Домик сельского дьячка Ильи Сергиева, отца всероссийского пастыря, одиноко стоял на краю селения (213, с.1). В этом домике в глухую осеннюю ночь на 19 октября 1829 года и появился на свет святой праведник. Ничего знаменательного это рождение не возвещало – напротив, младенец родился до такой степени слабым и болезненным, что родители, опасаясь за жизнь сына, поспешили крестить его в ту же ночь. Новорожденному дали имя Иоанн в честь преподобного Иоанна Рыльского, память которого праздновалась в день рождения мальчика. Кто мог тогда предположить, что младенец Иоанн, тезоименитый Божией благодати, уже в раннем детстве засвидетельствует, что он есть избранный сосуд Святого Духа. На нем в точности исполнились слова Господа, сказанные апостолу Павлу: «Сила Моя совершается в немощи» ( 2Кор.12:9 ). Задумаемся: не потому ли так любил отец Иоанн богослужение, что уже при рождении почувствовал его чудодейственную силу? Да, благодатная сила святого Таинства и исполненная веры молитва родителей совершили чудо: мальчик окреп и поправился здоровьем. Благочестивые родители увидели в этом проявление милости Божией, а потому с ревностью принялись за воспитание своего ребенка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Но его влиятельный родственник не соглашался отпустить его в монастырь. Узнав о святом Стефане, Косма пошел к нему и со слезами стал просить о помощи. Преподобный Стефан, провидя в юноше великого подвижника, постриг его в рясофор и преднарек ему имя Кирилл. Затем преподобный отвел Косму в Симонов монастырь, где преподобный Феодор (впоследствии архиепископ Ростовский, † 1394; память 28 ноября/11 декабря) постриг его в мантию. Это был преподобный Кирилл Белоезерский († 1427; память 9/22 июня). Вернувшись в Махрищскую обитель, преподобный Стефан ввел в ней общежительный устав и в течение многих лет мирно и мудро управлял братией. По временам он приходил для беседы к великому чудотворцу Сергию. Достигнув глубокой старости, преподобный Стефан передал игуменство старцу Илии и принял великую схиму. В скором времени, чувствуя приближение своей кончины, он созвал духовное стадо и в последний раз поучил братию подвигам духовным, страху Божию и непрестанной памяти смертной, любви нелицемерной, воздержанию и конечному отречению от мира. И причастившись Святых Христовых Таин, предал преподобный Стефан чистую свою душу Богу июля в 14-й день 1406 года. Благоухание святой его жизни повеяло от святых его мощей, свидетельствуя о благоприятном предстательстве его пред лицем Божиим. Со слезами братия погребли его в созданной им обители Живоначальной Троицы. Много лет после преставления блаженного Стефана жил в его обители некто благоговейный старец инок Герман, уже столетний, днем и ночью предстоявший в молитвах Богу. Однажды ночью вышел он из своей келлии и увидел над гробом преподобного огонь. Ужаснулся старец и поспешил возвестить о том игумену Ионе, который увидел из окна своего тот же огонь, как бы луч света, сиявший от гробницы. Пришел в то время из лавры преподобного Сергия игумен Арсений и, услышав о чудном явлении, духовно уразумел знамение благодати Божией. Он велел поставить над могилой гробницу, осенить ее покровом и пред нею возжечь неугасимую лампаду. С того времени возобновилось почитание святого, уже почти забытого, и было установлено ежегодное ему празднование.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010