«Оттоле» слава о приснопамятных подвигах преп. Иова начала распространяться по всем окрестностям Польши и Малороссии, так что многие даже «нарочитии вельможи» начали приходить к нему «пользы ради душевной». 467 Но особенно обратил он на себя внимание известного поборника православной веры и русской народности на Волыни, «князя Константина Константиновича Острожского». 468 Действуя всеми возможными средствами на защиту православия, благочестивый князь особенно заботился «о внешнем и внутреннем благоустройстве находившихся в его имении монастырей и о том, что составляет твердыню обитателей, – о непоколебимо благочестивой жизни иноков во славу православной церкви». 469 Потому князь Константин обратился к игумену Угорницкому, «всяческими образами моля его, да сотворит любовь Божию и пошлет сего блаженного трудолюбца» в его Дубенский крестный монастырь, дабы там показал он образ богоугодного жития инокам, среди развивавшейся порчи нравов, растлеваемых папизмом. 470 Долго отказывался игумен, не желая лишиться «такового великого подвижника;» но наконец должен был уступить «на непереставаемыя мольбы реченного княжате», – и хотя со скорбью, «дряхл о сем и печален», благословил преп. Иова на новое служение. 471 6 .К сожалению, история не сохранила нам сведений ни о времени перехода преподобнаго Иова в г. Дубно, ни о времени избрания его в настоятеля святокрестской обители, которое, по словам Досифея, последовало вскоре по прибыли Иова на Дубенский остров. 472 Из сказания Досифея, мы знаем только, что пр. Иов «по немногом времени», по прибытии на Дубенский остров, «нуждею» был избран в игумена от братии. Но когда это было, – об этом Досифей совершенно умалчивает. – Также точно молчит он и о времени поступления преподобного в обитель Дубенскую. – Надобно думать впрочем, что это было не позже 1582 – 83 года; или как иные полагают в 1571 году; 473 потому что по прямому указанию Досифея пр. Иов пробыл в сане дубенского игумена «вящши», т. е. болеше два-десяти (20) лета. Между тем в 1604 году видим в Дубне уже нового игумена Виталия, который, по всей вероятности, был преемником пр. Иова в сане дубенского святкрестского настоятеля. 474

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Со временем Воскресенский монастырь уже не мог вместить всех новых насельниц и поэтому весной 1620 года было начато строительство новой более обширной обители. Однако, в 1622 году корецкий князь Ян-Карл, принявший католичество, передал новый храм и келейные корпуса францисканским монахиням. Православные же сестры остались в старом Воскресенском монастыре. В четверг, после дня Святой Троицы, 1622 года древние святыни корецких князей - икона Божией Матери " Споручница грешных " и Ее чудотворная Плащаница - были торжественно перенесены крестным ходом из замка корецких князей в Свято-Воскресенский монастырь. Католики приказали корецкому князю Яну-Карлу вынести эти великие святыни из домашней молельни, как не католические. Князь отстаивал родные святыни, но, наконец, сдался и предложил своей сестре игумении Серафиме забрать их в монастырь. День переноса корецких святынь в монастырь торжественно празднуется в обители с тех давних времен и поныне в четверг по Пятидесятницы. В 1628 году в Киеве, по благословению Митрополита Киевского Иова (Борецкого) был созван Собор по вопросам охранения и утверждения истин и правил Православной веры. На Соборе присутствовал и преподобный Иов Почаевский. Возвращаясь из Киева в Почаев, игумен Иов три дня прожил в Корецкой обители, совершая богослужения и беседуя с игуменией и насельницами монастыря. Польские помещики старались повсеместно захватить монастырские земли. К 1740 году верным Православию оставался один Корецкий женский монастырь. Понимая, что заставить насельниц монастыря принять унию не удастся, униатский епископ Феодосий (Рудницкий) в 1752 году с помощью польского войска ввел в Корецкий монастырь униатских монахинь базилианского ордена. Православные монахини вместе с игуменией Анной (Олесвянской) были выдворены из монастыря, а престарелые монахини увезены в Клинецкий монастырь, ставший теперь единственным на Волыни женским монастырем-скитом. Однако и он в 1782 году был закрыт. Лишь к концу XVIII века православная Волынь освободилась от двухвекового польско-латинского ига.

http://sobory.ru/article/?object=18017

Паломники идут также в подземную (пещерную) церковь Преподобного Иова к мощам Иова Железа (1551-1651) - первого игумена Почаевского монастыря. Свыше сорока лет преподобный Иов своей богоугодной жизнью, молитвенным подвигом и неутомимым трудом творил славу Почаевского монастыря. Великий игумен Иов Почаевский упокоился 28 октября 1651 года в возрасте 100 лет. Через несколько лет он был канонизирован. В 1618 году в монастыре строится богословская типография, а в 1649 году возводится Свято-Троицкая церковь. В XVII веке монастырь, будучи одновременно и оборонным сооружением, не раз выдерживал набеги турок и татар. В 1675 году большой отряд турецко-татарского войска на три дня взял Почаевский монастырь в осаду. Нападающих привлекли повествования о сказочном богатстве обители. Но, как свидетельствуют предания, за монастырь вступилась сама Пресвятая Богородица, появившаяся вместе со святым Иовом над монастырём и заставив врагов бежать. В левом нефе Успенского собора Лавры ныне можно увидеть большую настенную роспись, изображающую героическую оборону Почаева летом 1675 года, а над царскими вратами в Успенском соборе помещена та самая драгоценная реликвия. С 1713 года монастырь перешёл к греко-католическому василианскому ордену. В этот период расцвету монастыря больше всего способствовал каневский староста Николай Потоцкий, выстроивший в своей резиденции - городе Бучаче, прекрасные архитектурные сооружения, привлекая знаменитых иностранных архитекторов. Своим обращением в греко-католическую веру он обязан удивительному приключению. Поляк по происхождению, имеющий репутацию жестокого, склонного к вычурным поступкам человека, истории о котором сохранились в многочисленных легендах и книгах польских и украинских историков XIX века, превратился в набожного человека и почти всё своё имущество отдал на строительство церквей и поддержку разных религиозных организаций. В Почаеве на средства основателя по проекту Готфрида Гофмана в господствующем тогда в Европе стиле барокко построили величественный Успенский собор (1771-1783 гг.), церковь Св. Варвары (в настоящее время Иова Почаевского) и братские келии (1771-1780 гг.). Кроме того, в 1779 году Потоцкий устроил коронование иконы Почаевской Божьей Матери золотыми диадемами от Римского папы Климента XIV, что означало признание её чудотворности во всём католическом мире.

http://sobory.ru/article/?object=07437

Взгляните на одни горы Почаевские. Там в благодатном величии и доселе сияет чудесами дивная икона Божией Матери и при ней цельбоносная Стопа, от лет древних источающая благодатную воду всем с верою почерпающим оную. 1 Здесь же чудесным и страшным явлением своим Матерь Божия подала некогда свою пренебесную помощь обители Почаевской, во время брани Збаражской, от нашествия и обложения татарского (1675 г.) и т. п. 2 А сколько других благодатных и цельбоносных св. икон рассеяно на всем протяжении земли Волынской, каковы, например: чудотворная икона Божией Матери Зимнинской (в с. Зимном около Владимира-Волынского), святителя Николая в с. Западницах (Старо-константиновского уезда), Спасителя Боремелескаго в местечке Боремле (Дубенского уезда), Пресвятой Богородицы Житомирской (в городе Житомире), Тригорской (в Тригорском монастыре), Загоровской (в Загоровском монастыре), преподобного Онуфрия Любарского (в местечке Любаре Новградволынского уезда) и проч. и проч. Но особенно богата история Волынской церкви обилием святых мужей, самим Господом прославленных за высокие подвиги веры и благочестия на пользу и спасение России. Таковы прежде всего святые угодники собственно – Волынские: Святой Благоверный Ярополк, князе Владимиро-Волынский (сконч. 1086 г.), преподобный Стефан Печерский епископ Волынский (1094г.), св. Амфилохий, епископ Волынский, печерский чудотворец (1122 г.), преподобный Феодор, в монашестве Феодосий, князе Острожский (1460 г.). Святая праведная дева Иулиания, княжна из Домбровицы Ольшанская (1546 г.), преподобный Иов, в схиме Иоанн, игумен Почаевский (1651 г.), и святой преподобномученик Макарий архимандрит Овручский (1678 г.). Правда, из этих святых только один преподобный Иов почивает на Волыни, в Лавре Почаевской; да кроме сего, по преданию, преподобный Стефан погребен при своей кафедре, во Владимире Волынском. Из остальных святых угодников святителе Амфилохий и преподобный Феодор, например, покоятся в Киеве в дальних пещерах; там же, как известно, почивают и останки святой и блаженной Иулиании Ольшанской.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Именно с Афона пустынножительство было принесено в древний Киев преподобным Антонием Печерским (†1073). Но у Волынской земли были свои устойчивые связи с Афоном, откуда на протяжении многих столетий черпались духовные идеалы монашеского подвига. Почаевское предание (правда, весьма поздняя — XVIII в.) говорит именно об афонских корнях монашеской жизни на горе Почаевской, возводя её к началу столетия. Согласно этому преданию, основоположником Почаевского монастыря был некий афонский чернец Мефодий, к которому впоследствии стали стекаться монахи из разрушенного Батыевым нашествием Киево-Печерского монастыря. Так или иначе, жизнеустроение Почаевской обители до преподобного Иова действительно было в большей степени пустынническим. История не сохранила даже имен Почаевских настоятелей, так как афонская идиоритмия не обязательно предполагала привычного для нас типа монастыря с настоятелем во главе. Преподобный Иов был в сущности первым настоятелем Почаевского монастыря, преобразовав его в киновию по примеру прочих западнорусских монастырей, основанных на монашеских принципах св. Василия Великого (†379) и Студийского общежительного устава. По смерти князя Константина Острожского (†1608) и главной благотворительницы Почаевского монастыря княгини Анны Гойской (†1617) у монастыря появилось немало завистников. Так, уже внук княгини Анны — протестант Андрей Фирлей, воевода Бельский, стремился всячески наложить руку на владения монастыря, пожалованные согласно тестамента Анной Гойской в вечное владение. Не смотря на строгие санкции завещания, он отобрал земли вокруг монастыря, в частности те, на которых располагался монастырский колодец и пруд, обеспечивавший монастырь водой. Тогда преподобный Иов благословил выкопать колодец прямо на горе, что снижало вероятность обнаружения воды почти до минимума. Однако по молитвам святого вода показалась уже на глубине 46 метров. Этим колодцем монастырь пользуется и до сего дня. В конце концов, после многолетних тяжб монастырю все же удалось выиграть судебный процесс о монастырских угодьях и в 1647 г.

http://pravoslavie.ru/1746.html

Его же видящи игумен добрыя нравы, кротость и глубокое смирение, по согласию братии возложи нань иноческий чин во второеиадесятое лето возраста его. И бысть инок зело искусен не тако леты, яко добродетельми преукрашен, живый аки ангел посреде братии; зане всем на позор и пользу бяше, день бо от дне в глубочайшая добродетели поступая» 77 . Какими высокими образцами богоугодной жизни вдохновлялся преп. Иов при избрании подвижнической жизни и при первоначальных подвигах, на это отчасти указывают жизнеописатель преподобного Досифей и сама рукопись преп. Иова. Досифей прямо говорит, что преп. Иов, «ревнуя тезоименитому себе Предтечи святому Иоанну, аще и мал возрастом, но совершен разумом, презельне сердцем горяше в иноческом житии уединен Христови работати» 78 . В рукописи же преп. Иова есть два апокрифическиих слова, на усекновение главы Предтечи, 29 Августа, и слово об убиении Захарии, 5 Сентября, в которых сообщаются следующие предания о подвижнической жизни Предтечи. «Когда было младенцу (т. е. Иоанну Предтече) пять месяцев, то ангел сказал Елисавете: отними младенца и больше не давай груди, но бери верхушки фиников, и дикий мед будетъ выходить из камня, который над твоей головой, и ты давай ему есть… Когда Иоанн руководим был ангелом Уриилом, то, будучи пяти лет, облекся в одежду из верблюжьих волосьев и носил кожаный пояс на чреслах своих. Другой же лучшей одежды он не принимал, кроме этой… Когда же Иоанн былъ 25 лет, то стал проповедывать крещение покаяния во отпущение грехов, ходя по всем городам и соблюдая воздержание, чистоту и пост. Пищей для него были верхушки финиковые и дикий мед; одежда его из верблюжьей шерсти и кожаный пояс на чреслах его» 79 . Кроме Предтечи, в рукописи преп. Иова изображены и другие высокие образцы подвижнической жизни, именно – в Лествице преп. Иоанна Синайского и в житиях преподобных Саввы Освященного и Иоанна Дамаскина , и некоторые факты из жизни этих древних подвижников восточной церкви имеют замечательную параллель и сходство с соответствующими фактами в жизни самого преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Во время чина канонизации был момент, когда впервые запели «Ублажаем…», и десятки бесноватых, которые оказались в многотысячной толпе паломников, прибывших на прославление, подняли такой вой, что заглушали местами громадный монастырский хор и колокольный звон. Мы помним, что Иов, «игумен святой горы Почаевской», урожденный Иван Железо, проживший 101 год, пятьсот лет назад крепко-железно стоял здесь против экспансии униатов, а ныне покоится близ своей пещерки в святой горе. С 2002 г. с ним рядом упокоились и честные мощи преп. Амфилохия. Почаевская лавра — одна из духовных точек в цивилизационном разломе Востока и Запада Европы. Тем ценней и весомей усилия и заслуги героев здешнего антизападного стояния; и тысяч безымянных, и двух прославленных Русским миром — преподобных Иова и Амфилохия Почаевских. Как выразился известный русский церковный писатель и паломник А.Н. Муравьев, первоначальную историю горы Почаевской следует искать «не на высоте скалы» ее, а в глубине ее пещер. Вспоминаю свои паломнические записки августа 2004-го: «К храмовой пещере, где покоятся в раках мощи двух столпов Почаевских — прпп. Иова и Амфилохия — ведет длинная колоннада, украшенная написанными в рост святыми, в русской земле просиявшими. Ряд начинается с равноапостольной княгини Ольги, даже с ее предшественников, мучеников Федора и Иоанна, а заканчивается святыми XIX и XX вв. — преп. Серафимом Саровским, святителем Николаем Японским. Почаевская лавра зимой      В пещерку Иова вход — через маленькое отверстие в скале, кажется, что размером с два кулака. На деле, оно немногим-то и больше. И поначалу ты не понимаешь, как туда может проскользнуть взрослый человек. Но — протискиваешься и ныряешь в полный мрак. Головой вниз, руками вперед. Но дыхание перебивается, грудь сжимается при вползании во тьму, сердце колотится от неизвестности, словно хочет выпрыгнуть. Внутри тебя поддерживает невидимый служитель. Ты нащупал иконку, прикоснулся губами, с трудом собрался с духом и прочитал три молитвы. Ощущение в молитвенной пещерке преподобного Иова — будто ты упал в десницу Господа, она сжала тебя, как кусок сыра, выжала все лишнее, и вновь возвращает в реальный мир.

http://pravoslavie.ru/91763.html

В страхе Анна остановилась, но преподобный, обратившись к ней, сказал: «Не бойся, девушка, пойди и позови ко мне игумена обители». — «Он лежит на смертном одре», — отвечала Анна. Преподобный дал ей шелковый платок, омоченный в миро, и велел отнести к больному. Подойдя к двери, ведущей в келлию игумена, Анна от имени преподобного Иова стала звать его в храм. Больной сначала принял это за мечту, но потом, оградив себя крестным знамением, наложил на себя плат, данный преподобным и, почувствовав выздоровление, пошел в храм. Небесное явление уже прекратилось, и екклесиарх отпирал церковные двери для утрени. Увидев настоятеля, он изумился и сказал: «Что это, отче всечестнейший? Ради великой болезни твоей я не пошел к тебе и за благословением, а вот ты здоров и спешишь на утреннее пение». — «Спешу, — отвечал игумен, — исполняя повеление блаженного отца нашего Иова, который, исцеливши меня, немедленно повелел мне идти в церковь». И как только екклесиарх отпер двери, Досифей вошел в храм и припал с благодарною, горячею молитвою к раке чудотворца. Сама обитель Почаевская в 1675 году заступлением Богородицы, по молитвам преподобного Иова, была избавлена от разорения татарского. Это случилось во время Збаражской войны Польши с Турцией. Полчища татар, союзников турок, обложили обитель с трех сторон, угрожая ей совершенным разрушением. В такой беде игумен обители Иосиф убедил братию и мирян, затворившихся в стенах монастыря, обратиться к единственной Заступнице Божией Матери и преподобному Иову, и все «непрестанно молились Богу, теплыя слезы от очей проливающи и припадая к образу Пресвятыя Богородицы и к раке блаженнаго Иова». На третий день осады татары решили овладеть монастырем. Игумен велел петь акафист Божией Матери, и только что начали первый кондак «Взбранной Воеводе», как над церковью Пресвятой Троицы явилась, «омофор бело–блестящийся распуская», Богоматерь с Ангелами, имеющими обнаженные мечи; близ Нее находился преподобный Иов, который, кланяясь Пречистой Деве, молил не предавать татарам монастыря, где он был игуменом. Татары приняли явление за привидение и пустили целую тучу стрел в Богородицу и угодника Божия, но стрелы, возвращаясь назад, ранили их же самих. Неприятели пришли в ужас и, бросая оружие, побежали от Почаевской обители. Православные же, ободренные небесным заступлением, погнались за татарами, взяли много пленных, из которых некоторые потом приняли христианство. В 1711 году пришел в Почаевскую обитель пан Каменский с двумя братьями, и все трое молились в монастырском храме. Один из братьев, Владислав, усомнился в святости мощей преподобного Иова и помышлял, что иноки прославили его ради корыстных видов. За это он был наказан: в следующую же ночь явился ему во сне грозный старец, и Владислав проснулся и вопил, говоря своему брату: «Или ты не видишь страшного старца с палицей, грозящего мне, чтобы не смел я говорить хульно о святом? Спасите меня из рук блаженного Иова Железа».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Иов Многострадальный библ. Иов Почаевский (1551–1651) — преподобный, игумен Почаевской лавры. Иосиф Аримафейский библ. Иосиф Волоцкий (1440–1515) — преподобный. Иосиф Оптинский (1837–1911) — преподобный, один из Оптинских старцев. Иустин Философ (II в.) — святой мученик, богослов. Его икона находится в храме Воскресения словущего на Успенском Вражке, куда была перенесена из закрытого университетского храма вмч. Георгия. Считался покровителем учащих и учащихся. Память его празднуется 1(14) июня. В этот день в 1944 г. был открыт Богословский институт. Этот же день — день основания Иосифо–Волоцкого монастыря (1478 г.). Казальс Пабло (1876–1973) — испанский виолончелист, дирижер, композитор, один из самых ярких виолончелистов–виртуозов 20 в. Каиафа библ. Калинин Михаил Иванович (1875–1946) — председатель ВЦИК. Кальвин Жан (1509–1564) — французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Кант Иммануил (1724–1804) — немецкий философ. Капица Михаил Степанович — советский дипломат, востоковед. Каракулины : Александр Филиппович (1889–1947) профессор, и его жена Софья Сергеевна (1896–1989) — знакомые семьи Нечаевых. Карл Великий (1742–1814) — король франков и лангобардов, император, основатель франкской империи. Кармаль Бабрак (1929–1996) — политический деятель Афганистана, вел просоветскую политику. Карпов Георгий Григорьевич — председатель Совета по делам религий. Кассия (VIII в.) — константинопольская монахиня, гимнограф. Кастальский Александр Дмитриевич (1856–1926) — русский духовный композитор. Киприан (Зернов) (1911–1987) — архиепископ. Рукоположен во священника (целибат) в 1944 г., в 40–е — 50–е гг. исполнял различные должности в Патриархии. В 1961 г. принял постриг, в 1961 г. хиротонисан во епископа. Непродолжительное время занимал Берлинскую кафедру, с 1966 г. на покое. Служил в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости» на Ордынке, славился как замечательный проповедник. Кирик (начало IV в.) — св. мученик, младенец. В Русской Церкви память св. мчч. Кирика и Иулитты празднуется 15 (28) июля, в один день с равноапостольным Владимиром.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Истинныя веры проповедник безбоязнен. «В вере отеческой, православной крепко и неизменно стоять и об отступлении никогда не помышлять»  – такой завет оставил нам наш небесный покровитель преподобный и богоносный Иов, Игумен и чудотворец Почаевский. Все, что делается в Церкви от чистого сердца и с чистой совестью, несомненно имеет глубокий смысл и промыслительное значение. И то, что наш почивший Авва Архиепископ Виталий, столетие со дня рождения которого мы недавно отметили (8 августа 1873–1973 гг.), после Святой Троицы, избрал небесным покровителем нашей св. обители преподобного Иова было, конечно, не без особого Промысла Божия. Этим самым он как бы предначертал нам ясный и определенный путь, которым мы должны идти, как в деле нашего личного спасения, так и в деле служения церкви, сделав преподобного Иова нашим духовным вождем, указывающим нам этот путь – нашим путевождем. В житии преподобного Иова мы видим гармоничное сочетание  молитвы и труда , что требуется и от каждого истинного инока да, в сущности, – и от каждого желающего быть истинным христианином. Одна молитва, без труда, особенно, когда она творится самочинно, без надлежащего руководства, как и все подвиги благочестия, могут таить в себе опасность прелести – дьявольского обольщения через гордыню и тщеславие, и послужить не во спасение, а на падение и гибель. Мы знаем, что все великие подвижники с молитвой соединяли  рукоделие , то есть телесный труд. И наш великий наставник святитель Феофан, Вышенский Затворник, неоднократно говорил, что без труда будет греховная праздность, а праздность, по учению свв. отцев-подвижников, есть «начало всех зол», начало всякого греха. Постоянное пребывание в одной только ничем не развлекаемой созерцательной молитве есть удел лишь «совершенных», то есть достигших высших степеней духовной жизни. Преподобный Иов был великим молитвенником: он уединялся иногда для молитвы на 3 дня, а то и на целую седмицу в каменную пещеру, которая одна лишь была свидетельницей его молитвенных подвигов. Однажды, по свидетельству его ученика, Досифея, фаворский свет осиял пещеру и даже всю церковь и виден был в течение более двух часов.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010