Современный Галактиону замечательный подвижник был Иринарх Ростовский. Он принял пострижение на 30-м году жизни в Борисоглебском монастыре. Не довольствуясь обычными подвигами, он надел на себя тяжёлые вериги и оковы на ноги. Потом он затворился безвыходно в келлии, достал трёхсаженную цепь и приковал себя к стулу. За свои высокие подвиги он удостоился дара прозрения. Иринарх предсказал польскому воеводе Сапеге, что он будет убит, если не выйдет из России, что вскоре исполнилось. Блаженный подвижник скончался 13-го января 1616 года. Любимый русским народом подвиг юродства находил подражателей и в XVII веке. Этим подвигом прославились: Киприан, подвизавшийся при устье реки Уводи, в 7-ми вёрстах от села Воскресенского (Ковровского уезда, Влад. губер.), известного теперь под именем пустыни Киприановой; Максим тотемский, священник, юродствовавший 45 лет, Андрей тотемский, начавший подвиг юродства в галичском Воскресенском монастыре и перешедший потом в г. Тотьму, где продолжал свой подвиг. В зимнее время ходил он без обуви и в разодранной одежде, а ночь проводил в молитве; что давали ему добрые люди, – тайно раздавал нищим. Скончался в 1673 году и по кончине своей прославлен чудесами. На юге России прославился высокими подвигами преподобный Иов, настоятель Успенской обители на Почаевской горе. Иов, сын православных родителей, прозванных Железо, начал свои иноческие подвиги в угорницком Спасском монастыре в Червонной Руси. Князь Константин Константинович Острожский, узнав о его благочестивой жизни, выпросил его у Угорницкого игумена для должности настоятеля в своей Дубинской обители. Благочестивый игумен собрал в Дубинский монастырь многочисленное братство, которое по его наставлению усердно занималось изучением писаний св. отцов. Гонение, воздвигнутое на православных после смерти князя Константина, заставило Иова удалиться в Почаевскую обитель, где, по неотступной просьбе братии, он принял на себя настоятельство. За несколько лет до кончины преп. Иов принял великую схиму с именем Иоанна и большую часть времени проводил в пещере, в строгих подвигах поста и молитвы. От продолжительного молитвенного стояния ноги преподобного отекли и покрылись ранами. Гниение ран было так сильно, что тело кусками отпадало от костей, но подвижник с удивительным терпением переносил тяжкие страдания. Он скончался 28-го октября 1651 года, ста лет от роду, предсказав день смерти своей за неделю. Период четвёртый. Русская Церковь под управлением Св. Синода

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Но суетная слава от людей только смущала стремившегося к уединенной жизни подвижника Христова; желая иметь похвалу лишь от «Единого Тайнозрителя Бога», преподобный решил искать нового места для подвигов. Кроме этого, желанию преподобного Иова удалиться из Дубенской обители могли содействовать и некоторые поступки князя острожского, которых преподобный не мог одобрить, хотя поступки эти и вытекали из благочестивых побуждений. Стремясь к умиротворению Церкви, князь острожский вступал иногда в столь близкие сношения с ее врагами, каких не мог одобрить строго–православный Дубенский игумен, горевший ревностью по Боге и чуждый политических расчетов. Не мог сочувствовать преподобный Иов, любящий уединенную скитскую жизнь, и мысли князя Константина острожского преобразовать все свои монастыри в общежительные: князь предпринял это преобразование в тех целях, чтобы строй монастырской жизни в его обителях не был ниже строя униатских монастырей, чтобы униаты и католики не оскорбляли православных иноков, живших без строгих уставов, называнием «зверьми дивиими». Улучив удобное время, преподобный Иов около 1600 года тайно оставляет Дубенский монастырь и удаляется на соседнюю Почаевскую гору, «издревле светлостию чудес многих сияющую». Поселившись в пустынной Почаевской обители, он думал совершенно скрыться от людских взоров. Но Промысл Божий судил иначе: и в Почаевской обители преподобный Иов не нашел уединения, к которому стремилась его душа. В это самое время Почаевская обитель была преобразована. До того времени она была обителью отшельников–затворников: иноки спасались отдельно в горных пещерах, сходясь только для молитвы в храм Успения Божией Матери, стоявший под Почаевскою горою. Теперь же она делается общежительной. В местечке Орле, близ Почаева, жила благочестивая православная помещица, вдова Анна Гойская. В 1559 году греческий митрополит Неофит в благодарность за гостеприимство подарил ей свою родовую икону Божией Матери. Знамения и чудеса, совершавшиеся от иконы, особенно исцеление слепого от рождения брата, побудили Гойскую передать образ Богоматери, как великую святыню, на Почаевскую гору, в церковь во имя Успения Богоматери «на вечное хранение».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Святостью своей жизни преподобный Иов невольно привлекал к себе сердца православных обывателей Волыни, особенно из ближайших окрестностей Почаевской обители. И некоторые богатые дворянские роды на Волыни, твердо державшиеся Православия, щедро жертвовали в его монастырь средства на помин души из любви к преподобному. Средства эти расходовались на украшение храмов Божиих в обители и на содержание иноков. При преподобном Иове увеличилось и число братии в Почаевской обители; естественно, что теперь многие поступали в нее, ибо желали проходить путь монашеской жизни под руководством столь опытного и славного своими подвигами игумена. Внешнее благоустройство обители, умножение числа иноков, молва о благочестии настоятеля вскоре сделали Почаевсий монастырь предметом особенного внимания и почтения со стороны православных: из соседних областей стекалось множество богомольцев для поклонения чудотворному образу Богоматери. И малый деревянный храм монастыря скоро оказался тесен, почувствовалась нужда в новом, более обширном. Создание этого нового храма — одно из наиболее важных дел преподобного Иова по устроению обители. Средства на постройку были пожертвованы. Супруги–дворяне Домашевские, Феодор и Ева, пожелали на собственные средства построить на Почаевской горе новый каменный храм во имя Пресвятой Троицы с двумя приделами: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и святого мученика Феодора. Вероятно, по указанию преподобного Иова, храм был поставлен выше Успенского собора, так что в него вошла скала с цельбоносною стопою. Домашевские украсили новый храм «всеми потребами, приличествующими таковой церкви», и пожертвовали большие денежные средства вместе с наследственными сокровищами из золотых, серебряных вещей и других драгоценностей с тем, чтобы игумен и братия постоянно молились за отпущение грехов их. Храм окончили постройкою и освятили в 1649 г. и тогда же перенесена была в него из Успенской церкви чудотворная икона Богоматери и поставлена в иконостасе над царскими вратами главного престола.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Теплота и благоухание далеки от обычной смерти, как далек январь от августа. Теплота и благоухание — это имена молитвы. Молитва греет душу и благоухает, как кадильный дым. Если я узнаю, что чье-то тело и после смерти остается теплым и благовонным, о чем это будет говорить? О том, что душа, жившая в этом теле, продолжает молиться Богу. О том, что эта душа во дни земной жизни так горячо стремилась ко Христу и так тесно с Ним соединилась, что даже плоть, эта тяжелая одежда и грубая оболочка, пропиталась святостью и не хочет гнить после разлучения с душой. Я говорю об Иове Почаевском . О нем тяжело сказать: «Он умер». Точнее сказать: «Его душа покинула тело три с половиной столетия назад — в 1651 году». А прожил он на земле 100 лет, из которых 90 был монахом! Такого игумена на Почаевской горе не было ни до, ни после Иова. Впрочем, что я говорю! Он и сейчас остается игуменом своего монастыря, и у него до сих пор можно брать благословение. Через восемь лет после своего преставления Иов явился Киевскому митрополиту Дионисию и сказал, что Бог желает «прославить его кости». Митрополит не обратил внимания на сказанное ни после первого, ни после второго(!) видения. И только после третьего раза, когда преподобный употребил угрозу, пришлось митрополиту собираться в путь и ехать в монастырь Почаевский. Исцеления и чудеса начались сразу, как только могила праведника была разрыта и гроб извлекли из земли. И еще раздалось благоухание. Сильное и тонкое, чудное, нерукотворное. Святое тело положили рядом с пещерой, в которой Иов проводил многие дни, упражняясь в непрестанной молитве. Осенняя память преподобного совпадает с памятью Печерских отцов Дальних пещер. Подражая этим родоначальникам русского монашества, Почаевский игумен любил пещерное одиночество и умное предстояние перед Богом. Одно из песнопений службы преподобному Иову говорит следующее: «Открой уста твои, пещера каменная, и скажи нам, как часто потоки слез Иова омочили тебя? Как его воздыхания стен твоих не расторгли? Как свет Божественный тебя не ожег? Как Ангелы подвигам Иова удивлялись?»

http://azbyka.ru/fiction/my-vechny-dazhe...

Благопокорная братия с любовью приняла предложение преподобного и для большей верности скрепила назначиние Добрянского особым формальным актом за подписью всех принимавших участие в исполнении желания Блаженного. 598 «Мы особы, ниже подписанные, – так значится в этом акте, – соглашаясь с волею Божиею и старшего нашего велебного в Боге отца Иоанна Железа, игумена почаевского, который, обращая внимание на слабость лет своих, и желая дабы это святое место и братья не ослабели в житии побожном и порядке о достатках монастырских, яко добрый пастырь и отец наш, умысливши провести остаток дней своих без всякой власти и тягости, указал нам за игумена и старшего, велебного в Боге отца Самуила Добрянского, и ему чрез свой особый лист уступил свое право игуменское, 599 которого (т. е. Добрянского) и мы все, сколько нас в монастыре находится, мило и любовно и согласно принимаем за игумена и старшего нашего, и пока Господь Бог продолжит жизнб нашу, обещаем (оставаться) под его послушанием и властию без всякого противоречия и внесения каких-либо вымыслов, и поступающие на места наши (также поступать) имеют. А отец Добрянский должен так поступать с братиею, как того требуют обычаи и постановления монастырские, для каковой цели, ради большой веры и несомненности, и дали мы этот наш лист за подписью рук наших, кто из нас писать умеет, поручивши его до отдания брату нашему Арсению Ортотовскому, который за нас это писать будет. 600 – Деялось в монастыре почаевском року 1649, месяца марта 13 дня». Подлинный акт подписали: иеромонах Дорофей Третяковский (впоследствии второй игумен почаевский по преподобном Иове); – иеромонах Манасия; – иеромонах Ларион Казицкий; – иеромонах Маноель Водинский; – иеродиакон Исаия Ивановский; – иеродиакон Иосиф Новацкий; – иеродиакон Серафим Пахомович; – монах Арсений Ортотовский; – монах Варлам Шаравский; – а за всех неграмотных, именем, и за просьбою братий, которые писать не умеют, Стефан Онецкий». 601 Впрочем, как видно из актов лаврских, преподобный Иов и после этого не переставал собственно именоваться игуменом почаевским, и надобно думать, управлять обителью, особенно в важных обстоятельствах, до самой своей кончины. Так в деле о внесении завещания помянутого Жабокрицкого в городские кременецкие акты, месяца марта 18 дня 1650 г. преподобный Иов прямо именуется «игуменом почаевским», не смотря на то, что до этого времени, со времени избрания Добрянского, прошел целый год. 602

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Свято-Успенская Почаевская Лавра Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Успенская Почаевская лавра — ставропигиальный мужской монастырь Украинской Православной Церкви в городе Почаеве Тернопольской области. Крупнейший православный храмовый комплекс и монастырь на Западной Украине и второй после Киево-Печерской лавры в Украине. В лавре подвизается более 300 человек братии. При обители имеется гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] Явление Богородицы на Почаевой горе Монастырь был основан на горе близ местечка Новый Почаев около 1240-1241 года. Первыми основателями обители были затворники Киево-Печерской Лавры, бежавшие на Волынь от ордынского разорения. Имен их история не сохранила. Из древнейшей летописи Почаевского монастыря сохранился только один факт, доказывающий, что иноки были на горе еще в 1240 году, потому что двое из них с жителем села Почаев, пастухом Иваном Босым, по преданию, видели в том году явление Богоматери, стоящей на скале Почаевской в огненном виде. На том месте, где стояла Пресвятая Богородица, остался след Ее Стопы, наполненный чистой и целебной водой. Тогда, вероятно, у подножия горы была сооружена иноками каменная церковь в честь Успения Божией Матери. Со временем монастырь стал приходить в запустение. Вновь обитель была устроена тщанием помещицы Анны Гойской, принесшей сюда в 1597 году из своего собственного Орлинского монастыря чудотворную икону Богоматери. Случись это после того, как перед иконой прозрел слепорожденный брат Гойской Филипп Козинский. До своего перенесения икона около 30 лет хранилась в доме помещицы и была получена ею от греческого митрополита Неофита в дар за оказанное ему гостеприимство. Когда в 1596 году польское правительство провозглашает унию, Почаевская Лавра решительно выступает против распространения иезуитской системы и окатоличивания православных, стойко выдерживает натиск чуждых вероучений и становится могущественным духовным центром Православия. Во времена литовского правления на Волыни главнейшими духовными деятелями Лавры и самыми непримиримыми противниками латино-польского преобладания и унии были преподобный Феодор, князь Острожский, святой митрополит Фотий, преподобный Иов, игумен Почаевского монастыря (†1651) и священномученик Макарий, архимандрит Овручский (†1678). Деятельность преподобного Иова Почаевского преобразила обитель - он ввёл здесь общежитие, окружил обитель оградой, выстроил семь храмов, создал типографию для защиты Православия.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенска...

После смерти Анны в 1644 году все окрестные земли достались ее племяннику, ненавидевшему православие. Он ограбил монастырь и захватил икону. Однако его с женою тотчас поразила жестокая болезнь, и исцелились супруги лишь после того, как вернули чудотворный образ в монастырь. С тех пор чудотворная пребывает в, в особом киоте в форме сияющей звезды, в третьем ярусе над царскими вратами иконостаса Успенского собора. Оттуда ее специально опускают для поклонения паломников), Почаевская прославилась многочисленными чудесами. Почаевская принадлежит к типу Елеусы; Предвечный Младенец восседает на Ее правой руке, в руке левой – плат, прикрывающий Сына Божия. На списках с чудотворной внизу обычно пишется еще и Стопа Богородицы. Предстательством Пречистой обитель оставалась верной православию и во времена польско-литовского владычества, стойко сопротивляясь насаждению в этих местах униатства. Свою дивную помощь Богородица явила и во время осады обители турками в 1675 году. Тогда агаряне окружили сплошь деревянные строения монастыря и грозили поджечь их. Иноки припали к образу Владычицы, моля о заступничестве. И тогда турки узрели в небе над собором грозное видение: Пречистая парила над Своей обителью в лучезарном сиянии и простирала над нею Свой Омофор, окруженная ангельским воинством с пламенеющими мечами. Рядом с Владычицей стоял недавно (в 1651 г.) почивший игумен почаевский, преподобный Иов, и вместе с земной братией молил Ее о помощи. Ослепленные небесным сиянием, агаряне принялись убивать друг друга и бежали прочь от страшного для них места. Несмотря на свою стойкость в православии, Почаевская обитель была в 1713 г. насильно передана в ведение униатов и находилась в нем вплоть до разгрома польского мятежа 1831 года; возвращенная в лоно православия, в 1833 году обитель была удостоена почетнейшего наименования лавры с присвоением ей «четвертого места в числе существующих в России лавр» (Киево-Печерской, Троице-Сергиевой и Александро-Невской). В Москве чтимый образ Почаевской иконы имеется в никогда не закрывавшейся Петропавловской церкви в Лефортове, куда был принесен в 1930-х, в разгар безбожных гонений.

http://pravoslavie.ru/put/050805103941.h...

10 сентября. ПРАВМИР. Русская Православная Церковь вспоминает обретение мощей преподобного Иова, игумена Почаевского. Преподобный Иов, игумен Почаевский, чудотворец (в миру Иван Железо) родился в середине XVI века в Галиции. В возрасте 10 лет он пришел в Преображенский Угорницкий монастырь, а на 12-м году жизни принял монашество. С юности преподобный был известен величайшим благочестием, строгой подвижнической жизнью и рано удостоился священнического сана. Около 1580 года по просьбе известного поборника православия князя Константина Острожского преподобный Иов возглавил Крестовоздвиженский монастырь близ города Дубно и управлял им более 20 лет в обстановке нараставших гонений со стороны католиков и униатов. В начале XVII века преподобный удалился на Почаевскую гору и поселился в пещере неподалеку от древней Успенской обители, славной своей чудотворной Почаевской иконой Божией Матери. Братия обители, полюбив святого отшельника, избрали его своим игуменом. Преподобный Иов, ревностно исполняя должность настоятеля, был кроток и ласков с ними, сам много работал, сажал в саду деревья, укреплял плотины близ монастыря. Принимая деятельное участие в защите православия и русской народности, он присутствовал на Киевском Соборе 1628 года, созванном против унии. После 1642 года преподобный принял великую схиму с именем Иоанн. Иногда он полностью затворялся в пещере на три дня или на целую неделю. Иисусова молитва была непрестанным деланием его кроткого сердца. По свидетельству ученика и составителя жития преподобного Иова Досифея, однажды во время молитвы преподобного пещеру осиял небесный свет. Скончался преподобный в 1651 году, прожив более 100 лет, после пятидесятилетнего управления Почаевской обителью. Мощи его найдены нетленными в 1659 году и положены в церкви Живоначальной Троицы. 28 августа 1833 года по решению Священного Синода мощи Иова были открыты второй раз для освидетельствования. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-obr...

Устраивая обитель, ведя борьбу с католичеством в защиту православия, Преподобный Иов не оставлял и любимейших подвигов уединения и молитв в этом уединении, а также – труда телесного. Вот он вдруг скрывается на несколько дней. Где преподобный? В пещере предается подвигам. Дни и недели проходят, Иов остается в этом затворе и молится, молится. Пища не идет ему на мысль: «слезами, от чистого сердца изливаемыми», питается он. Никто не видел его, но знали все, где и что он делал, и нам не трудно представить себе эту редкую, умилительную картину. Вокруг – жизнь: люди суетятся, мятутся, борятся, а там – в глубокой-глубокой тишине скалистой пещеры, пред образом Богоматери, на твердом и холодном полу пещеры, коленопреклоненный игумен молится, да просветит Пречистая этих заблуждающихся людей, да охранит свою обитель от притязаний врагов веры, да даст силу и крепость немногочисленным борцам за веру твердо устоять самим и поддержать других. Молящийся изнурен, тело его ослабело, на ногах язвы, но дух бодр, и слова молитвословия льются неудержимо. После этих подвигов преподобный выходит из пещеры: его ждут труды и заботы. В пещере Иова и до сих пор видны следы его коленопреклонений – великая, великая память об угоднике. В этой же пещере преподобному было и великое видение: необычайный свет озарил пещеру и в течение двух часов отражался на противостоящей церкви. Блаженный Досифей, ученик преподобного Иова, удостоился быть свидетелем этого чудного явления. Или отправляется он на работу: садить деревья, расчищать сад, копать колодезь, – и это нужно, нужно и для подвига и для примера братии. Ничто не действует на людей так сильно, как примеры старших и почитаемых людей. Дети берут пример с родителей, а что такое обитель, как не одна семя, где игумен – духовный отец, братия – духовные дети? В таких заботах смиренный игумен дожил до глубокой старости: в 1651 году ему исполнилось сто лет, – возраст, которого достигают очень немногие и почти никогда не достигают люди, ведущие жизнь рассеянную, праздную, ленивую. Наступило время оставить этот мир и перейти в жизнь вечную. Бог открыл праведнику даже минуту его кончины. Произошло трогательное прощание с братией, получившей благословение и наставление от игумена, отслужил преподобный литургию и 28 октября 1651 года мирно скончался. «Честна пред Господом смерть преподобных Его». Так умирают только святые угодники, расставаясь с жизнью без сожалений и ропота, но с радостью и благодарением, преступая врата вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В страхе стояла она неподвижно, но преподобный, обратясь к ней, сказал: «не бойся, девушка, иди и позови ко мне игумена обители Досифея». «Он лежит на смертном одре», – отвечала Анна. Преподобный подал ей шелковый плат, омоченный в миро, и велел отнести к больному. Анна пошла и у дверей келии стала звать игумена в храм от имени преподобного Иова. Больной сперва принял этот зов за мечту; потом, оградив себя крестным знамением, взял плат, положил его на себя и, почувствовав себя окрепшим, встал с постели и пошел в храм. Экклесиарх, пришедший к началу утрени, изумился, увидав того, кто вчера лежал на смертном одре. «Как это ты, отче, пришел сюда?» – спросил он игумена. «Отец наш Иов молится за нас и прислал мне исцеление», – отвечал игумен с восторгом и рассказывал, что было. Храм, построенный панною Домашевскою, поныне еще цел и цело завещание ее 1655 года, которым просит она похоронить ее в церкви, построенной ею, «по чину восточного православного исповедания». Оставляя давние чудеса преподобного Иова, припоминаем чудо наших времен. В 1832 году девица Матрона, Оренбургской губернии, три года страдавшая головною болью и отвращением ко всему святому, в Киеве видела во сне старца, украшенного сединою, и близ него некую Жену в белом одеянии. По слухам о чудесах Почаевской иконы Богоматери, отправилась она в Почаевский монастырь и здесь над мощами преподобного Иова получила облегчение, а пред чудотворною иконою полное исцеление 748 . Преставление святителя Димитрия, митрополита Ростовского В том же году, как скончался дивный подвижник юга преподобный Иов Почаевский , в южном местечке Макарове у благочестивого сотника Саввы Григорьевича Тупталы родился Даниил 749 , который в свое время, еще в земной жизни, явится великим светильником не для одного юга, но и для всей России. Чудное промышление Божие о Церкви русской! Юный Даниил Саввич после домашнего воспитания отдан был в киевскую коллегию и здесь проходил по порядку классы учения, ревностно и с отличными успехами. Когда коллегия во время войны была расстроена и два года (1666–1667 гг.) совсем не преподавали в ней учения, Даниил Саввич, расставшись с нею в классе риторики, 1668 года 9 июля принял пострижение и имя Димитрия в Киевском Кирилловском монастыре; это было на 18 году от роду и там, где его отец был ктитором обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010