Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Иов, игумен Почаевский (+ 1651) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 28 окт. в день преставления, 28 авг. в день обретения мощей и 10 окт. вместе с Собором Волынских святых После татарского нашествия вся Юго-Западная Русь, опустошенная и разоренная, почти обезлюдела. Через сто лет ее заняли литовские войска. А когда в конце XV в. была провозглашена Люблинская уния и Польша с Литвой были соединены, то для коренного русского православного населения наступили тяжкие времена угнетения православной веры. В 1559 г. приехал на Волынь греческий митрополит Неофит и привез с собой чудотворную икону Божией Матери. По внушению свыше он оставил ее в доме благочестивой помещицы Анны Гойской. В 1596 г. над православной верой, по попущению Божию, разразилось страшное несчастие. Дело было в том, что, преследуя православных, польское правительство старалось сделать так, чтобы епископские кафедры замещались лицами нестойкими в православии, и эта епископы согласились признать власть Папы на соборе, созванном в Брест-Литовске. Православный обряд сохранялся, но лица, согласившиеся на это соединение, или унию, стали католиками. А народ, оставшийся верным Православию и не признававший Брестскую унию, католики стали еще больше теснить и угнетать. Тогда многие стали уходить в степи и за Днепровские пороги и там образовали вольное казацкое войско, которое много раз поднимало восстание для защиты православной веры. Другие стали объединяться в церковные братства или же становиться под защиту вельмож, оставшихся верными Православию. Самым видным из них был князь Константин Острожский, вокруг которого образовался круг ученых. Он основал в своем городе Остроге Духовную академию и типографию, и они много писали в защиту Православия.

http://sedmitza.ru/lib/text/437828/

      Много скорбей принес преподобному Иову наследник Анны Гойской, лютеранин Фирлей. Он завладел монастырскими землями и даже чудотворной иконой. Но святая икона была возвращена монастырю, после того как жену Фирлея постигло за кощунство над ней Божие наказание, а земли были возвращены судом незадолго до кончины преподобного.       В 1628 году принимал участие в Киевском Соборе, осудившим унию и постановившем твердо стоять за Православие. Под постановлением этим есть подпись: " Иоанн Железо, игумен Почаевский " .       Иногда полностью затворялся в пещере на три дня или на целую неделю. Иисусова молитва была непрестанным деланием его кроткого сердца. По свидетельству ученика и составителя жития преподобного Иова Досифея, однажды во время молитвы преподобного пещеру осиял небесный свет.       Скончался 28 октября 1651 года после пятидесятилетнего управления Почаевской обителью, прожив чуть более 100 лет. Мощи и почитание Мощи его были открыты митрополитом Киевским Дионисием и архимандритом Феофаном (Креховецким) и со братиею 8 августа 1659 году после трехкратного его явления митрополиту. 28 августа того же года совершилось прославление преподобного Иова. Вскоре после этого в обитель приехала на богомолье Ева Домашевская. Ночью она увидела, что в Троицкой церкви сияет свет и услышала пение. Служанка ее, девица Анна, пошла узнать, какое служение совершается, и к своему ужасу увидела, что церковные двери открыты, а посреди церкви, между двумя ангелами, молится в необычайно светлом одеянии преподобный Иов. Обратившись к девице, он приказал ей позвать игумена Досифея, в это время безнадежно больного, и дал ей для него плат, омоченный в миро. Больной, получив этот плат, помазался им и получил исцеление. В haчaлe XVIII beka Почаевским монастырем завладели униаты. Чудотворную икону Божией Матери они чтили, но доступ к мощам преподобного для верующих закрыли. Однако же через 20 лет чудеса преподобного заставили их допустить к ним верующих. В 1831 году униаты были воссоединены с Православной Церковью, после чего 28 августа 1833 года мощи преподобного Иова были повторно осведетельствованы и торжественно открыты для всеобщего поклонения. В 1902 году Святейший Синод определил в этот день обносить святые мощи преподобного Иова вокруг Успенского собора Почаевской Лавры после Божественной литургии. Тропарь преподобного Иова игумена Почаевского, глас 4

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

401 Гора Почаевская, стр. 9–10. Житие блаженного Иова по печатному изданию, стр. 10 на обороте. Нельзя при этом не заметить, что по повествованию горы Почаевской, равно как и Przesawney gory (стр. 22–24), во время Збаражской войны являлась одна только Пресвятая Богородица; но это объясняется тем, что униаты не имели формального позволения от высших властей признавать преподобного Иова святым, а потому не могли говорить официально и о его чудотвореииях, особенно в печати. Впрочем, есть другие документы, где базилиане Почаевские также, как и православные признают явление преподобного Иова наравне с явлением Божией Матери. Так они признают сие в Xigie Cudow: «Когда же начаша акафист пети, кондак первый: Взбранной Воеводе, тогда Пречистая Дева Богородица с небесными ангелы, имеющими обнаженнии мечи в воинских одеждах, и со блаженным Иовом, край её предстоящим, в светлой одежде, верху церкви великие является» (В истории Чудотворной Иконы Почаевской стр 10). И в другом месте: «инии луки напрягоша, хотя язвити воинов небесных и черноризца (иже бяше Иов Железо) стрелы, пущении на них вспять возвращахуся» (также, стр. 10 на обороте) Сравни также в Xigie Cudow, в житии преподобный Иова стр. 9–10. Кроме сего в начале XVIII века в Почаеве была издана униатами в большой лист печатная картина, представляющая изображение войны Збаражской; на этой картине не только изображен преподобный Иов, молящийся вверху Троицкой церкви пред ликом Божией Матери, но и приложена подпись, объясняющая это явление, следующего содержания: Tu Ihumen Zelezo do swei monarchinîSpieszi za viktoryi ukon nizky czyni. (Т.е. – здесь игумен Железо спешит к своей Монархине за победою, творя ей низкий поклон). В народной памяти это событие увековечено особою песнию, которую и доселе распевают в Почаеве и по всей Волыни калеки-бандуристы. Замечательно также, что эта песнь целиком отпечатана в Przesawne górze (См. последние страницы в оной без означения счета листов). Подобную же песнь можно читать также в сборнике малороссийских песен Г. Лысенка 1868 г. (Лейпциг – Петербург), которая начинается словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   Но если Господь с нами, то чего же нам бояться, чего нам страшиться в этом мире? Лишь бы мы сами были с Господом — оставались Ему верны, не изменяли Ему, не предавали Его!    С Господом ничто нам не страшно. Истолковывая для нас утешительный смысл этих слов Господа, Святая Церковь в одном из своих песнопений так передает их: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» (Кондак Вознесения).    Почему же тогда в наше время столь многие, по трусости и малодушию, изменяют нашему Господу и Спасителю, ведут в услужение лютым врагам Его и предают Его, подражая Иуде Искариотскому, стремясь, вместо Господа, угождать слугам грядущего антихриста — этим подлинным сатанистам, теперь совершенно открыто и дерзко ведущим борьбу против нашей святой веры и Церкви?    Страшно подумать и сказать, что это делают не только обычные рядовые «христиане», но и христианские священнослужители, вплоть до носителей самых высоких рангов и санов!    Братие и сестры! Вы, конечно, понимаете, что с такими нам не по пути! Ибо с такими не может быть Господь, что бы они ни говорили и что бы ни проповедовали. «По плодам их узнаете их» (Мф.7:16) - так учил распознавать этих лукавых делателей Сам Господь Иисус Христос.    И вот в это переживаемое нами крайне лукавое время величайшим примером для нас и подлинным духовным вождем нашим может быть наш великий небесный покровитель — Преподобный и Богоносный отец наш Иов, Игумен и Чудотворец Почаевский, для достойного прославления которого мы и собрались сегодня здесь.     «Радуйся скалы Почаевския твердейший адаманте» (Акафист прп. Иову, икос 3) — так воспевает его Святая Церковь.    Всей своей дивной подвижнической жизнью — от ранней юности, с десятилетнего возраста, когда он ушел из родительского дома в монастырь, и до глубокой старости, дожив до столетнего возраста, — преподобный Иов являет нам высокий образец неустанных подвигов молитвы и труда, но особенно близок и дорог он нам в наше время тем, что мы видим в нем высочайший пример твердого и непоколебимого стояния в Истине.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография преподобных ИОАНН И МАКАРИЙ (XV в.), преподобные (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых (И.)) ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг. Иван Рилски] (Х в.), прп. (пам. болг. 18 авг., 19 окт., 1 июля; пам. рус. 19 окт.) ИОАСАФ (Андрей Дмитриевич, кн.; ранее 1436 - 50-е гг. XV в. (?)), прп. (пам. 10 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИОВ (Иоанн Иоаннович, в схиме Иисус; 1635-1720), основатель Анзерского Голгофо-Распятского скита, прп. Анзерский, Соловецкий (пам. 6 марта, 29 мая, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИОВ (Железо (Залезо) Иван Иванович, в схиме Иоанн; ок. 1551-1651)), игумен, прп. Почаевский (пам. 6 мая, 28 авг., 28 окт., 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых) ИОНА († 1474-1480), прп. Псково-Печерский (пам. 29 марта, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской) ИОНА († после 1592) Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст., прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), ИОНА И НЕКТАРИЙ (Застолбские Иван Елизарович и Нестор Иванович; † между 1563 и 1576), преподобные , Казанские (пам. в 1-ю субботу после 4 окт.) ИОСИФ (не ранее XIII в.), прп. (пам. 4 апр., 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий, Многоболезненный ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим.

http://pravenc.ru/rubrics/123220_4.html

Преподобный Иов Почаевский родился в 1551 г. на Покутье в Галичине (ныне: Львовская обл. неподалёку от г. Коломыя) в благочестивой семье Ивана и Агафьи Железо. Согласно Житию преподобного, написанного преп. Досифеем, известно, что в возрасте 10 лет Иван Железо пришёл в Угорецкий Спасо-Преображенский монастырь в Карпатах, где через два года был облечён в малую схиму с именем Иова в честь праотца Иова Многострадального. Много позднее (очевидно, незадолго перед кончиною) преподобный принял и великую схиму (точная дата неизвестна). При новом пострижении ему вернулось первоначальное имя — Иоанн, но в Почаевской традиции и в святцах он так и остался Иовом, с чём, очевидно, связывалось его глубочайшее смирение и долготерпение, оставившее значительный след в судьбах западнорусской святости (не даром его память наравне с преставлением и перенесением мощей празднуется также и в день памяти прав. Иова Многострадального — 19 мая нов. ст.). В возрасте 30 лет преподобный Иов принял священный сан. Услышав о добродетелях Угорецкого иеромонаха, воевода Киевский князь Константин Константинович Острожский, известный своим покровительством православному просвещению на Волыни, пригласил преп. Иова в свой патрональный Дубенский монастырь (г. Дубно), где преподобный был вскоре поставлен игуменом. С Дубенским монастырем преподобного Иова связали без малого 20 лет настоятельства. В 1604 г., тяготясь игуменством в благоустроенном патрональном монастыре, преподобный оставил его. Стремясь к отшельническим подвигам, он переселяется на гору Почаевскую, где издавна селились многочисленные безмолвия рачители. Значение преп. Иова для обители Почаевской было в чем-то схожим со значением преп. Феодосия (†1074) для обители Печерской. Дело в том, что иноки Почаевские подвизались до того времени в значительной мере именно согласно традиции пустынножительства — идоритмии. Этот тип монашества был распространен в первые века христианства на заре появления монашества и впоследствии бытовал на Афоне наравне с общежительным уставом — киновии.

http://pravoslavie.ru/1746.html

Жизнь и деятельность св. Макария в сане Архимандрита Овручского. Его борьба с латино-униатами и удаление в Киев (1659 – 1671) 3. Пребывание св. Макария в Киево-печерской Лавре, заботливость об нем Лазаря Барановича и переход его в обитель Каневскую (1671 г.) 4. Служение св. Макария в сане Архимандрита Каневского. Его чудеса, нападение врагов и предсказание о кончине (1672 – 1678) 5. Страдание св. Макария. Его кончина и погребение (1678) 6. Открытие мощей св. Макария и его прославление (1688 г.) II. Краткий очерк жизни Святителя Иннокентия, Епископа Иркутского, урожденца Волынского I. Краткое сказание о почаевской лавре с присовокуплением других статей, относящихся к истории и святыне Почаевской II. Воспоминание о Святых Угодниках Киево-печерской Лавры, из среды которых вышли блаженные иноки, основавшие обитель Почаевскую I. Из среды каких именно Святых Угодников Киево-печерской Лавры должны были выйти блаженные иноки, основавшие обитель Почаевскую? II. Краткие сведения о жизни и деятельности святых угодников Киево-печерской Лавры, из среды которых вышли первые насельники Горы Почаевской, с присоединением священных песнопений известных в нашей церкви в честь этих святых III. Святая чудотворная инона Божией Матери Почаевская, как памятник векового общения нашего с южными славянами IV. Православие и уния в лицах, или преподобный Иов, игумен Почаевский, и глаголемый Униатский святой, Иосафат Кунцевич, в качестве представителей своих церквей, как земляки и современники I. Внешняя жизнь преподобного Иова сравнительно с жизнею и деятельностью Иосафата II. Внутренняя духовная жизнь и подвиги преподобного Иова и Иосафата и их прославление V. Богородично-Почаевский приход в местечке Полонном, Волынской губернии, Новград-Волынского уезда, I. О бывших Полонских церквах»: Георгиевской, Кресто-воздвиженской и Сретенской, на место которых сооружена ныне Богородично-Почаевская церковь, до соединения их в один приход 1. Церковь Георгиевская 2. Бывшая Крестовоздвиженская церковь в м. Полонном 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

В Почаевской лавре молитвенно почтили память преподобного Иова 11 сентября 2016 г. 18:31 10 сентября 2016 года в Успенской Почаевской лавре состоялись торжества по случаю обретения мощей преподобного Иова Почаевского (1659). Накануне, 9 сентября, в Преображенском соборе обители была совершена малая вечерня с чтением акафиста преподобному. Всенощное бдение в том же храме возглавил митрополит Хустский и Виноградовский Марк . Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий , митрополит Николаевский и Очаковский Питирим , наместник Лавры митрополит Почаевский Владимир , архиепископ Бучанский Пантелеимон , епископ Шумский Серафим , епископ Конотопский и Глуховский Роман . В сам день праздника в обители были совершены две Божественных литургии. Раннюю Литургию в Троицком соборе возглавил епископ Шумский Серафим. Позднюю Литургию в Преображенском храме совершил митрополит Хустский Марк. Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий; митрополит Ровенский и Острожский Варфоломей ; митрополит Николаевский и Очаковский Питирим; митрополит Почаевский Владимир; председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност ; архиепископ Бучанский Пантелеимон; архиепископ Владимир-Волынский и Ковельский Владимир ; архиепископ Городницкий Александр ; епископ Конотопский и Глуховский Роман. Проповедь перед причастием произнес митрополит Хустский Марк. По окончании богослужения раку со святыми мощами преподобного крестным ходом перенесли на место их постоянного пребывания — в каменный грот Пещерного храма Лавры. В завершение торжеств митрополит Почаевский Владимир поблагодарил всех паломников за посещение Почаевской лавры и за молитвы в день обретения мощей преподобного Иова, пожелал верующим Божией помощи, терпения, сил и призвал на них благословение святого Иова, игумена Почаевского. Преподобный Иов (1551-1651) — игумен Почаевского монастыря, аскет, просветитель, автор сборника советов и наставлений «Пчела Почаевская». Он много сделал для становления обители. При нем Почаевская лавра стала общежительным монастырем. При святом Иове была построена первая каменная церковь на Почаевской горе в честь Святой Троицы. Он организовал типографию и наладил печать духовно-просветительских книг. Известно немало фактов исцеления по молитвам преподобного Иова Почаевского к Господу. Молитвами перед его мощами исцелился от недуга смертельно больной Почаевский игумен Досифей — описатель жития святого. В 1833 году 28 августа мощи святого были открыты для поклонения. В 1902 году Святейший Синод постановил в этот день обносить святые мощи Иова вокруг Успенского собора Почаевской лавры. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4612050.ht...

Благопокорная братия с любовью приняла предложение преподобного, и для большей верности скрепила назначение Добрянского особым формальным актом за подписью всех принимавших участие в исполнении желания блаженного. 389 Мы особы, ниже подписанные, так значится в этом акте, соглашаясь с волею Божией и старшего нашего велебного в Боге отца Иоанна Железа, игумена Почаевского, который, обращая внимание на слабость лет своих, и желая дабы это святое место и братья не ослабли в житии набожном и порядке о достатках монастырских, яко подобный пастырь и отец ваш, умысливши провести остаток дней своих без всякой власти и тягости, указал нам за игумена и старшего, велебного в Боге отца Самуила Добрянского, и ему чрез свой особый лист уступил свое право игуменское, 390 которого (т.е. Добрянского) и мы все, сколько нас в монастыре находится, мило и любовно и согласно принимаем за игумена и старшего нашего, и пока Господь Бог продолжит жизнь нашу, обещаем (оставаться) под его послушанием и властью без всякого противоречия и внесения каких-либо вымыслов, и поступающий на места наши (также поступать) имеют. А отец Добрянский должен так поступать с братией, как того требуют обычаи и постановления монастырские, для каковой цели, ради большей веры и несомненности, и дали мы этот ваш лист за подписью рук наших, кто из вас писать умеет, поручивши его до отдания брату нашему Арсению Ортотовскому, который за нас это писать будет. Деялося в монастыре Почаевском року 1619, месяца марта 13 дня. 391 Подлинный акт подписали: иеромонах Дорофей Третяковский (впоследствии второй игумен Почаевский по преподобном Иове); иеромонах Манасия; иеромонах Ларион Козицкий; иеромонах Маноель Водинский; иеродиакон Исаиа Ивановский; иеродиакон Иосиф Новицкий; иеродиакон Серафим Пахомович; монах Арсений Ортотовский; монах Варлаам Щаравский; а за всех неграмотных, именем, и за просьбою братий, которые писать не умеют, Стефан Онецкий. 392 Впрочем, как видно из актов лаврских преподобный Иов и после этого не переставал собственно именоваться игуменом Почаевским, и надобно думать, управлял обителью, особенно в важных обстоятельствах, до самой своей кончины. Так в деле о внесении завещания помянутого Жабокрицкого в городские Кременецкие акты, месяца марта 18 дня 1650 года преподобный Иов прямо именуется «игуменом Почаевским», не смотря на то, что до этого времени, со времени избрания Добрянского, прошел целый год. 393

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Но особенно богата история Волынской церкви обилием святых мужей, самим Господом прославленных за высокие подвиги веры и благочестия на пользу и спасение России. Таковы прежде всего святые угодники собственно – Волынские: святой благоверный Ярополк, князь Владимиро-Волынский († 1086); преподобный Стефан Печерский, епископ Волынский († 1094); преподобный Феодор, в монашестве Феодосий, князь Острожский († 1460); святая праведная дева Иулиания, княжна из Домбровицы Ольшанская († 1546); преподобный Иов, в схиме Иоанн, игумен Почаевский († 1651); и святой преподобномученик Макарин, архимандрит Овручский († 1678). Правда из этих святых только один преподобный Иов почивает на Волыни в Лавре Почаевской; да кроме сего, по преданию, преподобный Стефан погребен при своей кафедре, во Владимире Волынском. 4 Из остальных святых угодников преподобный Феодор, например, покоится в Киеве в дальних пещерах, 5 там же, как известно, почивают и останки святой и блаженной Иулиании Ольшанской. 6 блаженный Ярополк, как говорит предание, из Владимира-Волынского то же перевезен в Киев для погребения, и там положен в церкви святых апостолов Петра и Павла, которую сам создал. 7 Что касается преподобномученика Макария Овручского, то мощи его еще далее, – именно в Переяславле, Полтавской губернии, где и поныне открыто почивают в каменном храме Вознесенского Переяславского монастыря, благоговейно чтимые соседними обитателями Полтавской, Черниговской и других ближайших губерний. 8 И это обстоятельство, к сожалению, долго было причиною того, что многие из этих святых, особенно в период латино-униатского и польского преобладания в пределах западной России, почти вовсе неизвестны были на Волыни. Но какие пределы пространства и времени в состоянии разрушить то внутреннее, духовное родство, которое находится между этими святыми и землею Волынскою, вследствие их происхождения из Волыни, непосредственного, кровного родства с её обитателями и жизни их, проведенной в пределах Волынских на служении Господу, церкви и родине? Иначе, в самом деле, как, если не угодниками Волынскими, назовете вы преподобного Феодора Острожского, или блаженного Макария Овручского, которые и родились на Волыни, – один от родовитых князей Волынских-Острожских (около 1366 года), другой от здешней Волынской фамилии – Токаревских (около 1620 года), 9 и большую часть своей жизни провели на земле Волынской, и только вследствие особых церковных и политических обстоятельств своего времени удалились из своей родины, чтобы окончить жизнь свою вне её – один в звании инока Печерского, а другой в качестве изгнанника, спасающегося от насилий и преследований латино-униатских, но к несчастию, сделавшегося жертвою других врагов, не менее опасных в его время, т.е. татар, от которых потом положил и живот свой в пределах южной России, в городе Каневе, нынешней Киевской губернии? 10

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010