Митрополит Волоколамский Иларион: Восстановление архитектурных памятников Москвы имеет большое значение для современного общества 20 октября 2015 г. 15:27 17 октября 2015 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , стал руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы В.В. Черников. Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». 665 лет назад, 20 октября 1350 года, родился святой благоверный князь Димитрий Донской. За 39 лет своей жизни он успел сделать удивительно много: по благословению преподобного Сергия Радонежского русские войска под предводительством Димитрия Донского одержали историческую победу над ордынскими войсками на Куликовом поле; ценой огромных усилий князь собрал русские земли вокруг Москвы. Впервые со времен татаро-монгольского нашествия на Русь без всякой санкции Золотой Орды он передал власть своему сыну Василию. Димитрий Донской известен и как великий строитель Москвы. Именно при нем в Москве был возведен первый каменный Кремль. Одерживая исторические победы и созидая единство нашего государства, отцы-основатели нашей столицы большое значение придавали ее благоукрашению. Через века Москва сохранила и донесла до нас колоссальное количество культурных объектов: Кремль, храмы, монастыри, музеи, парки, целые архитектурные ансамбли исторических улиц и кварталов. Каждый памятник со своей уникальной судьбой. Благодаря масштабной реконструкции центральных улиц с их прекрасными храмами и особняками, благодаря созданию пешеходных зон и обновлению московских парков, Москва в последние годы вновь становится городом, привлекательным для жизни не только москвичей, но и гостей столицы. О нашей столице как о среде культурной и духовной мы побеседуем сегодня с руководителем Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы Владимиром Черниковым. Здравствуйте, Владимир Васильевич!

http://patriarchia.ru/db/text/4249142.ht...

Митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию для соотечественников в Неапольской и Ставрупольской митрополии Элладской Православной Церкви 30 июня 2019 г. 16:06 29 июня 2019 года по благословению митрополита Неапольского и Ставрупольского Варнавы председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме преподобного Серафима Саровского, где духовно окормляется русскоязычная община города Салоники (Греция). Владыке сослужили настоятель храма протоиерей Лев Ефремидис, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, сотрудник ОВЦС иеромонах Григорий (Соколов), священник Георгий Эмидис. В храме присутствовал генеральный консул Российской Федерации в Салониках А.П. Щербаков. По окончании богослужения митрополит Иларион обратился к верующим со словом проповеди: «Всех вас, дорогие отцы, дорогие братия и сестры, поздравляю с праздником! Сегодня по всей Элладе чествуют святых первоверховных апостолов Петра и Павла — двух апостолов, которых Церковь особым образом выделила и прославила как столпов веры и благочестия. Мы слышали сегодня чтение из послания апостола Павла к Коринфянам о благодеяниях Божиих, которых удостоился этот великий апостол, и испытаниях, которые он претерпел. А в Евангельском чтении мы слышали, как апостол Петр от лица всей апостольской общины исповедал Иисуса Сыном Божиим, и Господь сказал ему: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18). Мы не случайно вспоминаем святых первоверховных апостолов Петра и Павла после завершения апостольского поста, который следует за праздником Пятидесятницы. Именно праздник Пятидесятницы стал днем, когда на апостолов сошел Святой Дух, когда они получили от Бога дар благовестия, когда апостолы начали свою проповедь не только среди иудеев, но и среди язычников. Как мы слышали из сегодняшнего и многих других евангельских чтений, святой апостол Петр уже при жизни Иисуса Христа фактически стал во главе общины из двенадцати учеников. И потом, когда один из двенадцати предал Спасителя, отпал от общины и покончил с собой, первым делом апостольской общины стало избрание на его место другого апостола. Именно Петр руководил тем избранием, именно Петр сказал о необходимости дополнить их число до двенадцати, потому что помнил, как Господь Иисус Христос говорил Своим ученикам: «Сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19:28).

http://patriarchia.ru/db/text/5462509.ht...

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион 40 лет назад, в декабре 1974 года, послушник Свято-Троицкого монастыря, сотрудник монастырской типографии Игорь Капрал был пострижен архиепископом Аверкием (Таушевым) в рясофорные монахи с именем Иларион – в честь преподобного Илариона, схимника и книгописателя Печерского. В приветственном слове новопостриженному настоятель монастыря подчеркнул, что ему «этот великий святой должен быть близок», поскольку родители монаха Илариона были переселенцами из соседней Киеву Волыни, и призвал его к хранению главных христианских добродетелей – смирения и послушания, «добродетелей, ставших столь чуждыми в лукавой современности, основывающейся на культе самочиния, самопревозношения, на тщеславии и самохвальстве». Протоиерей Виктор Потапов , в те годы сосед семинариста по келье, а ныне настоятель Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне, часто повторяет, что «владыка Иларион родился монахом». Пробыв в монастыре 17 лет, иеромонах Иларион и не помышлял покидать стены обители и впервые надолго оставил монастырь, когда отправился на свою епископскую хиротонию в Нью-Йорк – 10 декабря 1984 года – в день празднования Курско-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» – Путеводительницы Русского Зарубежья. – Ваше Высокопреосвященство, в этом году мы празднуем два юбилея – 30-летие Вашей епископской хиротонии и 80-летие основания Восточно-Американской епархии… – Во-первых, приношу благодарность Господу Богу, что Он сподобил меня, недостойного, такой чести и возможности послужить Его Святой Церкви в архиерейском сане – 18 лет в лоне Восточно-Американской епархии и 12 лет в Австралийско-Новозеландской епархии. – 10 декабря 1984 года, в присутствии чудотворной Курско-Коренной иконы, в день ее праздника, Вы были рукоположены во епископа Манхеттенского, викария митрополита Филарета (Вознесенского), который, как и все первоиерархи Русской Зарубежной Церкви, возглавлял Восточно-Американскую и Нью-Йоркскую епархию… – И после 17 лет пребывания в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле переехал в административное здание Архиерейского Синода в Верхнем Манхеттене, рядом с Центральным парком, а местом моего служения стал Знаменский синодальный собор.

http://pravoslavie.ru/75730.html

В годовщину архиерейской хиротонии архиепископ Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в Дивеевской обители 15 января 2010 г. 18:33 14 января 2010 года, в праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в Троицком соборе Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. В этот день исполнилось восемь лет со дня архиерейской хиротонии владыки Илариона. Архиепископу Волоколамскому Илариону сослужили архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий и духовенство Нижегородской епархии . За богослужением молились игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители, а также многочисленные паломники, прибывшие в Дивеево ко дню памяти преподобного Серафима Саровского. По окончании Божественной литургии председатель ОВЦС обратился к молящимся с архипастырским словом. В день памяти одного из величайших святителей Церкви — Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, — владыка призвал воспомянуть подвиг этого святого, задуматься о судьбе Церкви и всех ее многих защитников и святителей, которые просияли на протяжении веков: «Святитель Василий Великий прожил недолгую по человеческим меркам жизнь — всего лишь 49 лет, но оставил неизгладимый след в истории Церкви Христовой не только своей святительской деятельностью и твердой защитой православной веры, но и духовными писаниями, которые и сегодня читают многие православные христиане, почерпая из них источник богословской мудрости и нравственно-аскетического учения. Святитель Василий был бесстрашным человеком, который обличал арианскую ересь и не боялся ни за свою жизнь, ни за свое благосостояние. Когда один из властителей попытался убедить его принять еретическое учение, святой сказал тому, что Правда Божия, истина церковная выше любой правды человеческой. И когда сановник пригрозил ему лишением имущества, изгнанием, ссылкой и даже смертью, святитель Василий ответил: " Ты властен только над моим телом, и только в том, чтобы нанести первый удар, потому что тело мое настолько немощно и слабо, что не выдержит и этого удара; если ты хочешь отнять у меня имущество, — так у меня его и нет, разве только вот эта власяница, которую я ношу, и несколько книг, которые содержатся в моей библиотеке; изгнания же я не боюсь, потому что я изгнанник на земле " .

http://patriarchia.ru/db/text/997197.htm...

Митрополит Волоколамский Иларион выступил на открытии Межрелигиозного форума в Мадриде 16 сентября 2019 г. 11:51 15 сентября 2019 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион выступил в мадридском Дворце конгрессов на торжественном открытии форума «Мир без границ. Религии и культуры в диалоге», организованного католической Общиной святого Эгидия. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель ОВЦС возглавляет на данном форуме делегацию Русской Православной Церкви, в которую также входят: митрополит Житомирский и Новоград-Волынский Никодим , архиепископ Мадридский и Лиссабонский Нестор , епископ Слуцкий и Солигорский Антоний , заместитель председателя ОВЦС Украинской Православной Церкви протоиерей Николай Данилевич и секретарь по межхристианским отношениям ОВЦС Московского Патриархата иеромонах Стефан (Игумнов). На открытии форума было оглашено приветствие Папы Римского Франциска . Обращаясь к присутствовавшим, основатель Общины святого Эгидия профессор А. Риккарди отдельно поблагодарил за участие в форуме митрополита Волоколамского Илариона и возглавляемую им делегацию Русской Православной Церкви. В своем выступлении председатель ОВЦС подчеркнул: «Великий подвижник Русской Православной Церкви преподобный Серафим Саровский наставлял своих духовных чад словами: " Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся " . Духовная глубина этих слов такова, что в каждую новую эпоху их истина звучит с новой силой. Кажется, будто они сказаны для нашего времени, отмеченного многочисленными конфликтами, войнами, терактами, социальной несправедливостью и глобальным экологическим кризисом. В наставлении преподобного Серафима, продолжающего традицию христианского подвижничества, содержится глубокая истина: преображение окружающего мира начинается с преображения внутреннего мира человека». Владыка отметил, что истории «известны многочисленные примеры попыток радикального переустройства общества, которые, как правило, несли насилие, ненависть и гражданское противостояние. Они были неудачны именно потому, что, стараясь изменить общество, человек не стремился изменить себя и был движим духом вражды, а не мира. К сожалению, в наши дни мы становимся свидетелями эскалации насилия, прикрывающегося религиозными лозунгами».

http://patriarchia.ru/db/text/5500297.ht...

Монашество на Кипре HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Архимандрит Нектарий (Серфес) Монашество на Кипре За шестнадцать веков своего существования кипрское монашество знало периоды как процветания, так и упадка. Но всегда – и в эпохи расцвета, и в годину тяжких испытаний – обители служили не только Православной Церкви Кипра и Православию в целом, но и всей нации. Преподобный Иларион Великий / Кипрское монашество не следует рассматривать как нечто отдельное от православного монашества в целом. Точно так же, как автокефальная Церковь Кипра является частью единой святой соборной и апостольской Церкви, так и кипрское монашество есть составляющая восточного православного монашества. Кипрское монашество укрепляет его, служит ему и именно так осознает свою миссию. С самого первого дня православное монашество было нацелено на полное самоотречение ради Бога, чтобы стяжать благодать Святого Духа. Любовь к Богу, горячее желание покаяния и очищения от греха, а также стремление достичь душевного покоя составляют триаду восточного православного монашества. Характерные черты этой жизни – целомудрие, бедность и послушание. Аскетизм, тишина, работа, любовь, пение псалмов, молитва, пост и благотворительность ведут к совершенствованию, духовной радости и познанию Бога через благодать. Так идет православная монашеская жизнь, столь напоминающая земную жизнь Христа Спасителя и труды святых апостолов. Корни ее уходят еще во времена Иисуса Христа – как по своим законам, так и по деяниям. Вполне естественно, что на Кипре, близком к великим аскетическим центрам Востока, должно было начаться развитие монашества очень рано, с IV века. Считается, что монашеству на Кипре положил основание преподобный Иларион, прибывший из Газы. Плывя из Сицилии, он высадился на Пафосе вместе с Исихием, одним из своих знаменитых учеников, в 364 году по Р.Х., в надежде найти тихое место, где можно было бы посвятить себя молитве. Он поселился на Пафосе недалеко от города. Однако вскоре о нем все узнали, и к его уединенной келье стали во множестве приходить люди. Из-за этого преподобный даже хотел вернуться в Египет, но ученик его Исихий убедил просто уйти в менее доступное место – на вершину крутой скалы, возвышающейся над селом Епископи, которая и до сих пор носит название Айис Ларкос. Там он упокоился в Господе и был похоронен в 371 году по Р.Х.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Преподобный Нектарий (1857–1928) Преподобный Нектарий (Тихонов) был учеником скитоначальника преподобного Анатолия (Зерцалова) и старца Амвросия, а впоследствии архимандрита Агапита, широко образованного и духовно опытного монаха. В период его старчествования в Оптиной были еще старцы Варсонофий и Феодосий, а позже преподобный Анатолий (Потапов). В миру Николая (так звали старца до пострижения в монашество) хотели женить. За советом, жениться ли ему, Николай пошел к престарелой схимнице Феоктисте, духовной дочери святителя Тихона Задонского . Схимница, когда он пришел, сказала ему: «Юноша, пойди в Оптину к Илариону, он тебе скажет, что делать». Николай пошел в Оптину, но он не знал, кто такой Иларион, и спросил одного монаха. Тот улыбнулся на простоту юноши и сказал: «Хорошо, покажу тебе Илариона, только уж не знаю, тот ли это, что нужен тебе» – и привел его к скитоначальнику преподобному Илариону. Николай рассказал о матушке Феоктисте, просил решения своей судьбы, но преподобный Иларион ответил: «Сам я ничего не могу сказать тебе, а пойди ты к батюшке Амвросию, и что он тебе скажет, так ты и сделай». В то время народу к старцу Амвросию шло столько, что приема у него ждали неделями, но Николая преподобный Амвросий принял сразу же и говорил с ним два часа. О чем была эта беседа, старец Нектарий никому не открывал, но после нее навсегда остался в скиту и домой уже не возвращался ни на один день. Первое послушание, данное преподобному Нектарию в Оптиной, было ходить за цветами, а потом назначено ему было пономарить. На этом послушании он часто опаздывал в церковь и ходил с красными опухшими, словно заспанными, глазами. Братия жаловались на него старцу Амвросию, а тот отвечал, как было у него в обычае, в рифму: «Подождите, Николка проспится, всем пригодится». Стал он духовным сыном преподобного Анатолия (Зерцалова) , впоследствии скитоначальника, а на совет ходил к преподобному Амвросию. И отец Амвросий, и отец Анатолий вели Нектария строго истинным монашеским путем. Преподобный Нектарий так рассказывал о том старческом окормлении: «Вот, некоторые ропщут на старца, что он в положение не входит, не принимает, а не обернутся на себя и не подумают: а не грешны ли мы? Может быть, старец потому меня не принимает, что ждет моего покаяния и испытывает? Вот я, грешный, о себе скажу. Бывало, приду я к батюшке старцу Амвросию, а тот мне: „Ты чего без дела ходишь? Сидел бы в своей келье, да молился!“ Больно мне станет, но я не ропщу, а иду к духовному отцу своему батюшке Анатолию. А тот грозно встречает меня: „Ты чего без дела шатаешься? Празднословить пришел?“ Так и уйду я в келью. А там у меня большой, во весь рост, образ Спасителя; бывало, упаду я перед Ним и всю ночь плачу: „Господи, какой же я великий грешник, если и старцы меня не принимают!“»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Александро-Невской лавре состоялся прием в честь Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 29 мая 2010 г. 23:28 Вечером 29 мая 2010 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир в Синем зале Митрополичьего корпуса Александро-Невской лавры дал торжественный прием в честь Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. На приеме присутствовали члены делегации Константинопольского Патриархата , сопровождающие Святейшего Патриарха Варфоломея. В числе гостей торжественного мероприятия — постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет , митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир , управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион , а также архиепископ Новгородский и Старорусский Лев , архиепископ Абаканский и Кызылский Ионафан , архиепископ Сурожский Елисей , епископ Бельцкий и Фэлештский Маркел , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , представители власти, общественности, клирики Санкт-Петербургской епархии . С приветственным словом к Предстоятелям Константинопольской и Русской Православных Церквей обратился митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир: «Ваше Святейшество, Святейший Варфоломей, Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх! Ваше Святейшество, Великий господин и отец наш Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл! Сегодня в канун праздничного воскресного дня, первого по Пятидесятнице, когда Православная Церковь чтит память всех святых, от века Богу угодивших, мы от всей души приветствуем вас в Санкт-Петербургской митрополии и выражаем искреннюю радость о встрече. Завтра мы будем сослужить вам за Божественной литургией в одном из самых замечательных соборов Санкт-Петербурга и всего христианского мира — собора преподобного Исаакия, игумена обители Далматския. В России храмы с таким названием уникальны. Он был освящен во имя святого Исаакия потому, что в день его памяти родился основатель нашего города император Петр Великий. Что же касается жития и подвига игумена Далматского, нужно отметить, что они тесно связаны с Константинополем — именно там в IV веке жил преподобный Исаакий, именно там состоялся его дерзновенный диалог с императором Валентом, когда преподобный обличил еретика и гонителя православных в неправоверии и отступничестве. Знаменательно, что Константинопольская Церковь будет отмечать память преподобного Исаакия Далматского именно завтра, 30 мая, когда мы будем вместе молиться в Исаакиевском соборе. Через 13 дней празднование престольного праздника в этом дивном соборе отзовется, как эхо, завтрашним торжествам.

http://patriarchia.ru/db/text/1169435.ht...

Arhiva „În cutarea mrgritarului duhovnicesc. Cuviosul Isaac Sirul i creaia sa”. Raportul mitropolitului de Volokolamsk Ilarion 12 octombrie 2013 12:12 10 октября 2013 года в Москве митрополит Волоколамский Иларион , председатель Синодальной Библейско-богословской комиссии , ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия выступил с докладом «В поисках духовного жемчуга. Преподобный Исаак Сирин и его творения» на Первой патристической конференции Общецерковной аспирантуры «Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие». Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! Настоящая международная конференция является первой патристической конференцией Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. Надеюсь, что подобные конференции станут традицией и будут проходить ежегодно. Нынешняя конференция проводится нами совместно с философским факультетом Московского государственного университета. Четыре года назад по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на первом же заседании Священного Синода после его избрания на Патриарший престол было создано учебное заведение, призванное стать флагманом богословской науки в Русской Православной Церкви: Общецерковная аспирантура и докторантура. Оно является высшим звеном в системе духовного образования Московского Патриархата. В сотрудничестве с духовными академиями и семинариями, ведущими светскими учебными заведениями России и зарубежья она осуществляет широкий спектр образовательных программ. Под эгидой Общецерковной аспирантуры разрабатываются кандидатские и докторские программы, магистерские модули, ведется серьезная научная деятельность. Священноначалие нашей Церкви в лице Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода уделяет большое внимание развитию различных отраслей богословской науки. Одной из таких отраслей является патристика. Изучение творений Святых Отцов было одной из приоритетных задач наших Духовных академий еще в дореволюционный период. На базе академий осуществлялся систематический перевод творений Святых Отцов, благодаря чему мы сегодня имеем в своем распоряжении многотомные коллекции творений таких греческих и латинских авторов как Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Блаженный Августин и многие другие, а также монографии, посвященные Отцам Церкви.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3299514...

Категория : Палестина Материал из Азбука паломники Государство Палестина (араб. ‎, англ. State of Palestine) — де-юре независимое частично признанное государство на Ближнем Востоке. Независимость Государства Палестина по состоянию на сентябрь 2015 года признали 136 из 193 государств — членов ООН. Содержание Крупнейшие города [ править править код ] Православие в Палестине [ править править код ] Как и в Израиле, в Палестине много святых мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, апостолов, ветхозаветных праведников. Например, Христос родился в городе Вифлееме, который в настоящее время находится под контролем Палестинской национальной администрации. Следовательно, в Палестине христианство возникло уже в I веке и в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп. Основателями монашества в Палестине были преподобный Харитон Исповедник — строитель Фаранской Лавры (330-е гг.) и преподобный Иларион Великий — строитель Лавры у Маюма (ок. 338 г.). Русская Палестина [ править править код ] Русская Палестина — собирательное название земельных владений и недвижимости, принадлежавших Российской империи, а затем и СССР на Ближнем Востоке в XIX—XX веках. В 1847 году Николай I издал Высочайший указ о создании в Иерусалиме Русской Духовной Миссии. Эта миссия имела право на приобретение земельных участков и строительство на купленных участках. С 1856 по 1864-е годы в Иерусалиме действовал Палестинский Комитет, построивший русские постройки в центре Иерусалима. В 1864 году Палестинский Комитет был преобразован в Палестинскую комиссию. В 1889 управление всеми земельными участками и учреждениями было передано от Палестинской комиссии, созданному в 1882 году Императорскому Православному Палестинскому Обществу (ИППО). Во владении Русской Духовной Миссии остались лишь Свято-Троицкий Собор и здание самой Миссии. Целый ряд объектов был приобретён Российской империей на территории Палестины, тогда ещё входившей в состав Османской империи, с целью расширения своего геополитического влияния и присутствия на территории, традиционно считающейся колыбелью христианства. Российской империи и в особенности православной церкви России удалось сделать значительные приобретения и даже создать целую инфраструктуру, предназначенную для приёма паломников из России и других православных стран. Общий объём владений достигал 23 гектров (235 000 квадратных метров).

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Пале...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010