Аще ли же не можеши въ сердца кроме помысл молити- ся , но видиши сих множащихся въ уме своем, не малодушьствуй о семъ, но пребывай единаче моляся. бо ведый известно, блаженный яко не мощно есть нам страстным победити лукавыа помыслы, рече сице: «Никтоже новоначалных удержавает умъ и отгоняет помыслы, аще не Богъ удержит его и помы/л. 28об./слы от- женет. Силных бо есть се — еже удержавати умъ и отганяти помыслы. Но и сии не о себе отгоняютъ ихъ, но съ Богом подвижутся на брань ихъ, яко оболчени и всеоружьством Его». Ты же аще видиши, рече, нечистоту лукавых духовъ, сииречь помыслы, въздаемы въ уме твоем, не ужасайся, ни дивися и аще блага явяттися вещей некых, не внемли тем, но держи якоже мощно и, умъ въ сердци затворяа, въместо/,« 29/ призывай Господа часто и прилежно, и отбегнут яко огнемъ палими невидимо божестве- нымъ именемъ. Аще ли о мнозе стужают помыслы, тогда, став, помо- лися на них и пакы первое дръжи крепце. Како же помолимся на помыслы, Богу помогающу, послеже речемъ. безмолвствующим от всякого помысла, даже если он представляется совершенно благим, говорит Исихий Иерусалимский. Поскольку за бесстрастным помыслом, сказал он, последуют страстные, как на опыте было познано; и вход первых бывает причиной вторых. И поскольку сказано, что, благим помыслам последуя, лукавые входят в нас, — того ради подобает стараться молчать мыслью и в отношении помыслов, кажущихся правыми, и постоянно смотреть в глубину сердечную и говорить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня» — полностью, иногда же половину: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». И, опять изменив, говори: «Сыне Божий, помилуй меня», — что и удобнее новоначальным, сказал Григорий Синаит. «Не подобает же, — сказал он, — часто делать перемену, но — изредка». Ныне же отцы прибавляют к молитве слово: сказав «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня», тут же говорят: «грешного». И это допустимо. Особенно же подходит нам, грешным. И так говори прилежно, будь то стоя, или сидя, или и лежа, ум в сердце затворяя и дыхание сдерживая насколько возможно, чтобы часто не дышать, как говорит Симеон Новый Богослов. И Григорий Синаит сказал : «Призывай Господа Иисуса с желанием, терпением и ожиданием, отвращаясь от всех помыслов». А тому, о чем сказали эти святые, — задерживать дыхание, то есть не часто дышать, — и опыт скоро научит, так как это очень полезно для сосредоточения ума.

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

Категоричное утверждение природной неравноценности творческого действия и сотворенного в его результате разумного человека, впрочем, не исключает возможности общения Творца и совершенного из видимых творений, в основание природы которого положен таинственный образ Триипостасной Единицы, указывающий на некую соотнесенность в бытии Божественном и человеческом, на точки соприкосновения – но не природ, а скорее личностного характера их существования (t#6w kay trop#6w) [ 6 DT .§20 308,310 ]. Собственно образ Божий в человеке преподобный Григорий предпочитает усматривать в троичной природе его души. «Как Бог Троичен в Лицах при Единстве Своего существа, так и в человеческом существе он отразил “неясный образ” Троичности [ 5 I .§31], даровав человеку единосущные ум, слово и дух» [ 55 .С.56]. Утверждая, что человек «сущностно и по ипостаси обладает умом, словом и духом, тождественными по природе и нераздельными» (o_usiod6wq kay +up)ostasin no6un ka9i l)ogon ka9i pne6uma +omofu6h te ka9i _adia)ireta k)ekthtai +o 2anyrwpoq) [ 6 DT .§20 303–304 ], преподобный Григорий подробно останавливается на соотношении и взаимодействии этих трех составляющих разумной природы человека: «Слово произносится и говорится посредством голоса, а ум [обнаруживает себя] через слово» (di9a t6hq fwn6hq t9on l)ogon ka9i di9a to6u l)ogou t9on no6un... _ekfwno6umenon ka9i leg)omenon), которое «по природе содержит [в себе] рождающий его ум», который в свою очередь «обладает природно открывающим его словом» (2ecei... +o l)ogoq fusik6wq t6on a_ut9on genn6wnta no6un ka9i no6uq fusik6wq t9on a_ut9on _apokal)uptonta l)ogon) [ 6 DT .§19 280–283 ]. Такая взаимообусловленность ума, слова и духа, который преподобный Григорий иногда обозначает термином +h fwn9h (голос, звучание), объясняется тождественностью и единством их природы, притом что каждое из них сохраняет самостоятельное бытие в неслитном сопряжении с двумя остальными. Так «голос, всегда сопутствуя слову, являет действие слова и принадлежит слову и именуется живой и выявляющей энергией слова» (_ae9i... +h fwn9h sumparomarto6usa t#6w l)og#w fanero6i a_uto6u, t9hn _en)ergeian ka9i a_uto6u _esti ka9i l)egetai _en)ergeia to6u l)ogou zwtik)h te ka9i _ekfantik9h), которая «не [исходит] из слова во вне, но [пребывает] по сущности ипостасной и самосущей» (ka9i o_uk _ex a_uto9u ka9i kat o_us)ian +upostatik9h ka9i kay a+ut9hn +ufest6wsa) [ 6 DT .§19 289–292 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

По сообщению епископа Вениамина (Милова) , «удовлетворяя именно запросы верующей души, святитель Феофан действите­льно дал обществу в русском Добротолюбии ясный, но в то же время слишком упрощенный по содержанию и фразеологии, неточный перевод творений преподобного Григория. Переводческие приемы святителя Феофана в обращении с подлинным текстом рассматриваемых тво­рений характеризуются значительной свободой. В сочи­нении Per9i +hsuc)iaq ka9i t6wn d)uo tr)opwn t6hq proseuc6hq святитель оставил совершенно непереведенной всю пер­вую главу. Часто он излагает мысли преподобного Гри­гория конспективно. Ради сохранения счета 137 глав в сочинении Κεφλαια d_i _akrostic)idoq у него нередко переводятся одна или две начальные фразы той или иной главы, а остальное намеренно опускается. Так, в рас­суждении святого Григория Синаита об Едеме святитель Феофан опустил подробности, касающиеся растительно­сти и орошения Едема [ 5 I .§10]. Для ясности он перефразирует малопонятное замечание Преподобного о причинах биб­лейского обозначения термином “помыслы” слов о ве­щах и термином “слова” – помышлений [ 5 I .§66]. На страни­цах его перевода не помещены выдержки из учения преподобного Григория о многознаменательной струк­туре человеческого тела и законах телесной деятельности [ 5 I .§80–81], о природе демонов и их отношении к людям [ 5 I .§123] и совершенно опущена философская характеристика “божественного оратора, философа, книжника” [ 5 I .§118]» [ 14 .C.134–135]. Стремясь упростить мысль преподобного Григория, святитель Феофан в ряде случаев отступает от дословного перевода греческого текста его творений и, сохраняя лишь общий смысл той или иной главы, излагает его либо к сокращенном виде, либо словами и понятиями, отличными от русских эквивалентов греческих слов и выражений. В этом отношении точность перевода святителя Феофана, в отличие от перевода преподобного Паисия Величковского , страдает от полного забвения буквального метода, а сам перевод пестрит разнообразными отступлениями от текста подлинника. Таковы следующие примеры последних:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

При работе над поставленной темой и решением обозначенных задач автором используется метод критического анализа исторических свидетельств о жизни и творчестве Синайского подвижника, а также метод адекватной передачи мысли святого Отца по тому или иному вопросу в соответствии с общим направлением его взглядов, излагаемых в его жизнеописании и творениях. В работе учитываются выводы и суждения ряда исследователей жизни и творчества преподобного Григория Синаита . При реконструкции богословия преподобного Отца, который, как и большинство святых Отцов, не придавал своему учению формы богословского трактата, автор придерживается принципа тематической систематизации отдельных высказываний преподобного Григория, объединяемых в группы по сходству содержания, следует порядку изложения общих положений, выделения особенностей богословия и выявления внутренней связи и согласованности его составляющих. Обозревая исторические сведения о жизни и личности преподобного Григория, следует в первую очередь отметить два известных источника. Первый представляет собой Житие святого Отца на греческом языке, опубликованное в 1803 году известным богословом и церковным писателем Никодимом Агиоритом в его книге «N)eon Ekl)ogion, peri)econ b)iouq _axiol)ogouq diaf)orwn +ag)iwn ka9i 2alla tin9a jucwfel6h dihg)hmata» и в переводе на русский язык вошедшее впоследствии в состав Афонского Патерика [ 8 ]. Эта редакция Жития преподобного Григория отличается существенным историко-литературным недостатком: она лишена оригинальности, так как является лишь позднейшим пересказом одной из рукописных версий полного жития святого Отца. По этой причине основным источником сведений о Синайском подвижнике следует считать вторую редакцию его Жития 2 , составленного святым патриархом Константинопольским Каллистом I, который до своего святительства был одним из ближайших учеников и сподвижников преподобного Григория, повсюду следовавшим по стопам своего духовного руководителя и воспринявшим самый дух его [ 22 .С.23].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

Удовлетворяя именно запросы верующей души, святитель Феофан действительно дал обществу в русском «Добротолюбии» ясный, но в то же время слишком упрощённый по содержанию и фразеологии неточный перевод творений преподобного Григория. Переводческие приёмы святителя Феофана в обращении с подлинным текстом рассматриваемых творений характеризуются значительной свободой. В сочинении «Περ συχας κα δο τρπων τς προσευχς» святитель оставил совершенно непереведённой всю первую главу. Часто он излагает мысли преподобного Григория конспективно. Ради сохранения счёта 137 глав в сочинении «Κεφλαια δι κροστιχδος» у него нередко переводятся одна или две начальные фразы той или иной главы, а остальное намеренно опускается. Так, в рассуждении святого Григория Синаита о Едеме святитель Феофан опустил подробности, касающиеся растительности и орошения Едема 41 . Для ясности он перефразирует малопонятное замечание преподобного о причинах библейского обозначения термином «помыслы» слов о вещах и термином «слова» – помышлений 42 . На страницах его перевода не помещены выдержки из учения преподобного Григория о многознаменательной структуре человеческого тела и законах телесной деятельности 43 , о природе демонов и их отношении к людям 44 и совершенно опущена философская характеристика «божественного оратора, философа, книжника» 45 . Из длинной тирады преподобного Григория Синаита : «…μετεωροποραν τοδε το παντσ, κστασιν διανοας ν πνεματι λικν τν ασϑσεων, ρπαγν νος τν οκεων δυνμεων, ψυχς κνησιν γγελικν ϑεοκνητον πρς τε τ πειρον κα τ ναντες κινουμνην…» – святитель Феофан удерживает в переводе лишь такие слова: «… в духе исступление всецелое и богодвижное ангельское души возбуждение» 46 . Советы преподобного Григория Синаита о положении тела безмолвников при совершении Иисусовой молитвы, комментарии на 6-й стих 11-й главы Екклесиаста и мысли о следствиях неправильного дыхания молящегося 47 также опущены святителем Феофаном. При передаче на русский язык содержания первой главы творения «Πς δε καϑζεσϑαι» святитель ограничивается одними общими фразами, а в главе 3 того же сочинения слова: Πλν στιν τε το νος προσευχομνου κα ν καρδ σταμνου, κα δινοια μβεται, λλα μελετσα – конспективно переводит фразой: «Бывает, впрочем, и после сего парение мыслей» 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

Существо экстатического состояния, по мысли преподобного Григория, состоит в возвышении восприятия из низины чувственности, от всего воображаемого и внешности скоропреходящего мира к Богу (_ap)aranteq t9hn a2isyhsin _ap9o t6hq t6wn aisyht6wn cyamal)othtoq ka9i _ap9o t6hq fantas)iaq ka9i _epif)aneiaq t6wn skedast6wn) [ 6 DT .§1 5–7 ], которое, впрочем, не обязательно означает отделение ума от тела, но определенно совершается как преодоление естественных человеческих способностей. Следующим образом пишет о этом святитель Григорий Палама : «Достигнув свойственного ему самому действия, которое состоит в обращении внутрь себя и хранении себя, превосходя посредством его самого себя, ум может сочетаться с Богом» [ 12 .§I.3.45.C.109]. В состоянии экстаза ум, как словесная энергия человека, восхищается «до третьего неба» благодатью Святого Духа, Который властно обладает умом и поставляет его за гранью собственных возможностей. Тогда «ум становится отделенным от мира вещей... лишается чувственного восприятия отношений [мира]» (+o no6uq... 2exw t6wn 2ontwn g)enhtai, t9hn m9en a2isyhsin _afaire6itai t6wn sc)esewn) [ 6 DT .§13 179–180 ]. По мысли преподобного Григория, происходит отделение скорее не ума от тела, которое в этом случае не составляет препятствия для восхождения ума горе, а отделение ума от чувств и чувств от отношений мира, когда ум, охваченный Божественной ревностью (t9on no6un m9en t6wn aisy)hsewn, t9aq aisy)hseiq d9e t6wn sc)esewn... diast)ellei ka9i k)atocoi poie6i t#6w ye)i#w 2erwti), непрестанно отгоняет всякую привязанность к чувственным предметам, доставляемым через чувственное восприятие мира (4olhn 4oshn 2ecei +o no6uq pr9oq t9a aisyht9a di9a t6wn aisy)hsewn prosp)ayeian _apwyo)umenoq) [ 6 DT .§13 182–184 ]. Мысли преподобного Григория вторит святитель Григорий Палама : «Соединиться с Богом (Ye#6w suggen)esyai) поистине невозможно, если мы, помимо нашего очищения, не станем вне, или лучше сказать, выше нас самих, оставив все, что относится к миру чувственному, и возвысившись мыслями, умозаключениями и всяким знанием и даже самим разумом, всецело находясь под действием умного чувства... и достигнув неведения, которое выше ведения, или, что то же, всякой философии» [Цит. по: 51 .С.142].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

Как утверждает епископ Вениамин (Милов) , патриарх Каллист «описал жизнь Григория Синаита отчасти по собственным воспоминаниям о нем, отчасти же на основании собранных им рассказов от лиц, непосредственно знавших Преподобного... Точность в богословско-историческом и топографическом отношениях, обстоятельное упоминание некоторых мелких подробностей жизни Преподобного, искренняя речь самого очевидца событий и удачная концепция биографического материала – все это придает биографическому труду патриарха Каллиста авторитетную достоверность подлинника» [ 55 .С.17–18]. Таким образом, представляется, что второй источник весьма надежен как в отношении достоверности, так и в отношении полноты материала о известных событиях и подробностях жизни святого Отца. Впрочем, необходимо учитывать и то, что для Жития, написанного патриархом Каллистом, свойственно, как и для многих образцов пышного византийского стиля, употребление разнообразных фигуральных выражений и изысканных похвал в адрес прославляемого лица. Это, в свою очередь, в сочетании с самым почтительным отношением к преподобному Григорию его биографа, которое он стремится передать и читателям, могло в некоторых случаях сообщить выводам и оценкам патриарха Каллиста о заслугах и деятельности святого Отца неоправданную преувеличенность. По мнению Дэвида Бэлфора, исследователя наследия преподобного Григория, последняя является, как правило, результатом «общей тенденции византийской агиографии помещать всех святых мужей в одни и те же стереотипные рамки крайне сурового аскетизма», так что сообщения о их жизни приобретают со временем форму «священной легенды» (sacred legend), содержащей наряду с действительными фактами также и такие сведения, которые могут вступать в противоречие с фактами, известными по другим источникам. В этой связи те и другие должны быть подвергаемы критическому рассмотрению в свете объективных научных данных [ 41 .P.33]. Что касается собственно творений преподобного Григория Синаита , то большинство из них зафиксированы в рукописной традиции конца XIV – начала XV века. Часть из них представлена также рукописями более позднего периода – рубежа XV-XVI веков [ 42 Длительное время широко известными оставались лишь пять произведений Синайского подвижника, включенные в состав греческого Добротолюбия собирателями святоотеческого наследия и аскетическими писателями Никодимом Агиоритом и Макарием Нотаром, епископом Коринфским. Текст Добротолюбия под названием Filokal)ia t6wn=ier6wn Nhptik6wn впервые был опубликован в 1782 году в Венеции и неоднократно переиздавался впоследствии. Работы преподобного Григория Синаита помещались традиционно в четвертом томе греческого Добротолюбия и в первоначальной, Венецианской, редакции вошли также в состав 150-го тома греческой серии знаменитой Патрологии Миня [ 5 I -V ].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

Новоначальным, таким образом, надлежит искать совета мудрых руководителей, которым вручено Божественное рассуждение, или различение духов (ср. 1Кор. 12, 10 ). Духовный руководитель, чуждый «несовместимого с благодатью... имеет на деятельность и на ее понимание свидетельства от Божественных Писаний» [ 5 V .§7]. Найти такого – немалый труд, поэтому «усердно стремящийся в безмолвии достигнуть чистой молитвы... должен идти [к своей цели]... в великом трепете и печали, непрестанно оплакивая собственные грехи, скорбя о них и страшась мучения, отпадения от Бога и разлучения [с Ним] теперь и в будущем [веке]» [ 5 V .§7]. Свободная от прелести умная молитва сопровождается теплотой, попаляющей страсти и приносящей в душу тишину и радость. Эта теплота происходит не откуда-либо извне, но «в сердце струится наподобие источника воды от Животворящего Духа» [ 5 V .§7]. Именно она должна быть предметом исканий безмолвника, всегда сохраняющего свой ум всецело «обнаженным». Поступающий так шествует по «царскому пути», не страшится призывать Бога в молитве, проходя свой подвиг «в послушании с вопрошанием и смиренномудрием» [ 5 V .§7] и тщательно храня три главных добродетели безмолвника: воздержание, молчание и самоунижение. Он не вверяет себя легкомысленно «скоро представляющимся образам», но, будучи «медлительным», доброе принимает, а дурное отвергает, памятуя, что демон, «хотя видоизменяется, но не может возбудить ни кротости, ни смирения, ни ненависти к миру, ни прекращения [плотских] наслаждений и страстей» [ 5 V .§7]. Живя с рассуждением, он «чувством ума» познает дарования Святого Духа и призрачные мечтания сатаны. Таково общее содержание творений преподобного Григория Синаита , вошедших в состав Добротолюбия. Примечательно, что в его первом издании в 1782 году, в последующих греческих изданиях и в опубликованном в 1793 году переводе преподобного Паисия Величковского все собрание из пяти творений помещается под общим названием Κεφλαια p)anu _wf)elima, приводимым в поле колонтитула на каждой странице. Этой некорректностью можно было бы пренебречь, но, возможно, за ней скрывается нечто большее простого «типографского разрешения» [ 42 Дело в том, что третье произведение преподобного Григория, как было показано выше, написано к монаху Лонгину, а четвертая группа глав – к Нифонту. Поэтому, вполне вероятно, что и оставшиеся главы составлены для одного из духовных сподвижников преподобного Отца или для одного из его учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

О просветительской деятельности Григория Синаита повествуется в его жизнеописании 35 . В своих наставлениях он раскрывал ученикам центральную идею исихастской практики, направленной на непрерывное очищение души от страстных промыслов, соединенное с непрестанным богомыслием – умной молитвой. Важно отметить, что древнюю практику «умного делания» Григорий неразрывно связывал с деятельной любовью не только к Богу, но и к человеку. Он также особо подчеркивал, что высшие формы созерцательного богопознания требуют полного ухода от мира и значительного аскетического опыта, однако практика умной молитвы как непрерывное безмолвное памятование о цели религиозной жизни доступна всем ищущим спасения, т. е. не только инокам, но и мирянам. Иными словами, не будучи утопистом, Григорий Синаит отнюдь не призывал всех и каждого уйти в отшельническую аскезу, а проповедовал практику исихазма как форму духовного устроения любого православного христианина. Упражнение в «безмолвной» молитве направляло христианскую совесть к Вечности путем любви к Богу, но при этом позволяло человеку в его повседневной деятельности не порывать с земным (природным) временем. Сведения о жизни Григория запечатлелись в двух агиографических источниках, переведенных на русский язык: в «Афонском патерике», где в переводе с греческого языка приводится его житие, составленное Никодимом Агиоритом (Святогорцем) 36 , и в отдельном жизнеописании, составленном учеником Григория – патриархом Константинопольским Каллистом. Родился Григорий предположительно в конце 1260-х гг. в Кукуле – сельской местности на территории Малой Азии. В юности он подвергся пленению во время набега турков-османов. Пребывая пленником в турецком военном лагере, разбитом на Лаодикийской земле, Григорий имел возможность вместе со своими товарищами по несчастью посещать близлежащий христианский храм, где участвовал в церковных песнопениях. Местные христиане, пораженные проникновенным вокальным искусством Григория, выкупили его из турецкого плена. Оказавшись на свободе, юноша не стал возвращаться в отчий дом, а предпочел мирской жизни паломничество к местам иноческого подвижничества в восточном Средиземноморье. Согласно агиографическим источникам, он посетил остров Кипр, гору Синай, Палестину, Критскую пустынь, Парорийскую пустынь (в приграничье между Болгарией и Византией), Афон. Пребывая на Синае, Григорий удостоился пострижения в малую схиму и вел высокую аскетическую жизнь, за что был наречен Синаитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Искушения во сне, по объяснению преподобного Отца, имеют природу естественную, в некоторых же случаях являются результатом греховных упущений. Страстными причинами истечения у новоначальных и немощных могут стать чревоугодие, пустословие, осуждение, тщеславие, согласие с мечтаниями. У деятельных подвижников освобождение тела от «соблазняющего вещества» возможно вследствие тяжелой пищи, возбуждения от холодного напитка, слабости организма и неумеренных трудов. Достигшие бесстрастия имеют истечения только через «вещество мочи» через известные промежутки времени, «когда остальная семенная материя истребляется Божественным огнем» [ 5 II .§6]. Во всех случаях невинно то, что происходит произвольно, и греховно обусловленное уклонением от добродетели воздержания. Принимать милостыню достойно лишь пребывающих в уединении – со всякой умеренностью, как бы от руки Самого Бога, ограничивая себя в необходимом и уделяя неимущим от своей скудости [ 5 II .§7]. Придерживающийся таких правил «радуется тому, что руководится Богом, а не людьми» [ 5 II .§7]. 2.1.3. Κεφλαια G) [III] Третье сочинение преподобного Григория Синаита представлено заглавием 2Eidhsiq _akrib9hq per9i +hsuc)iaq ka9i proseuc6hq, 2eti d9e ka9i per9i t6wn tekmhr)iwn t6hq c)aritoq ka9i t6hq pl)anhq: ka9i t)iq +h diafor9a t6hq y)ermhq ka9i t6hq _energe)iaq: ka9i cwr9iq _odhgo6u, e_ucer6wq suneis)ercetai +h pl)anh (Обстоятельное рассуждение о безмолвии и молитве, сверх того о признаках благодати и прелести, и о том, какое различие горячности и энергии, и как легко впасть в прелесть без руководителя). Как и в предыдущем случае, приведенное пространное заглавие призвано кратко прокомментировать содержание всего произведения. Новооткрытые строки его сообщают, что это «послание, адресованное некоему Лонгину» [ 42 Имя Лонгин в христианском употреблении берет свое начало от римского сотника, упоминаемого в Евангелии в связи с Распятием Христа (см. Мф. 27, 54 ). Впоследствии он уверовал и, как повествует предание, скончался мученически в Каппадокии. Имя Лонгин иногда давалось монахам при постриге. В данном случае адресатом преподобного Григория Синаита , с значительной долей уверенности, можно назвать одного из его учеников по имени Лонгин, упоминаемого в 13-ой главе Жития преподобного Отца, написанного патриархом Каллистом. Почему он именуется в тексте сочинения shmeiof)oroq (знаменосец), остается только предполагать. Авва Лонгин Знаменосец был известным чудотворцем рубежа IV-V веков в Александрии. Не исключено, что такое обращение имеет своей целью подчеркнуть почтительное отношение к адресату.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010