сост. П.В. Пономарёв Преподобный игумен Назарий Приснопамятный подвижник был восстановителем Валаамского монастыря, пришедшего в упадок к средине XVIII века. Он родился в 1735 году на Тамбовщине. Начало подвигам положил в Саровской пустыни. В 1782 году был направлен на Валаам. Жертвенными трудами игумена Назария древняя обитель достигла мощного духовного расцвета, стала образцовым монастырем не только России, но и всего православного мира. Даже приходившие сюда афонские иноки предпочитали Валаам монастырям Святой Афонской Горы. По пламенной молитве отца Назария Господь совершил много чудес. Божий угодник лично содействовал восстановлению десятка других русских монастырей, воспитал множество выдающихся последователей, развернул обширную просветительскую и миссионерскую деятельность. Он в числе первых занимался изданием драгоценного «Добротолюбия». Избранные им миссионеры успешно распространили Православие в Америке, основали на Аляске Новый Валаам. Его ученик, преподобный Герман Аляскинский, стал первым канонизированным американским святым. Как строгий аскет, игумен Назарий всегда стремился к уединению в пустыне. В 1804 году, достигнув высокого духовного совершенства, старец-игумен испросил увольнения с настоятельского послушания и удалился на безмолвие в Саровские пределы, чтобы окончить подвиг там, где его начал. 23 февраля 1809 года он мирно преставился. Погребен был рядом с могилой своего духовника. Надо знать, что без добрых дел любви к Нему не окажешь, потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будучи ( Рим. 2, 13 ). (2; стр. 55) Если любишь Христа Бога, терпи, якоже Он претерпел, и твори все то, что Ему угодно. (6; 141) Мы должны иметь к Нему любовь и послушание, которых Он от нас требует. Не Сам ли Он Своими пречистыми устами говорит: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя ( Лк. 10, 27 ). И святой Моисей говорит: И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем и в душе твоей... и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою у и ложась и вставая ( Втор. 6, 6–7 ). (2; стр. 55)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

Как только миссионер отойдет от Бога, его сразу поразит враг. Он рядом, он видит в миссионере главного своего противника, миссионер – это, можно сказать, спецназовец Пресвятой Троицы. Один писатель заметил: если хочешь увидеть чудеса, нужно быть мучеником или миссионером, потому что к ним, действительно, близка рука Божия. Она действует именно тогда, когда человек находится на передовой, когда он идет в атаку против сил тьмы. Поэтому миссионерство есть путь к святости, к которому мы все призваны. Если ты будешь миссионером, ты будешь одновременно и помогать несчастным. Как говорил преподобный Макарий Алтайский , «я местным народам самый низший слуга». А преподобный Герман Аляскинский говорил: «Я всем этим народам нянька». Начнешь проповедовать, а будешь вынужден помогать человеку. Кстати, и сердце будет смягчаться: сердце от миссии смягчается больше, чем даже от дел благотворительности, так как миссионер вынужден вступать в личный контакт с людьми. Разве можно основательно помочь другому человеку внешне, не соприкасаясь с его душой? Лекция третья. Естественное Откровение Понятие о естественном Откровении. Доказательства бытия Божия. Происхождение науки. Виды науки. Типология точных наук и их ограниченность. Типология гуманитарных наук и их ограниченность. Возможна ли научная картина мира? Взаимоотношения науки и религии. Причины неверия. Опровержение мифа об исключительности учености. Как христианин должен относиться к сфере науки и к сфере магии? Откуда и что мы узнаем о Боге? Если мы начинаем проповедовать, опираясь только на Библию, то сталкиваемся с такими заявлениями: откуда вы знаете, что все это правда? С чего вы взяли, что тот или иной догмат является истиной, мало ли что Библия говорит? Откуда вы знаете, что Библия – это Слово Божие и что Бога вообще можно познать? Чтобы грамотно ответить на эти и другие вопросы, обратимся прежде всего к естественному Откровению. Понятие о естественном Откровении. В катехизисе говорится о естественном и сверхъестественном Откровении. Это значит, что мы можем узнавать о Боге через наблюдение видимой природы, но кое-что мы знаем потому, что Бог это Сам о Себе открыл. В качестве ключевого текста о познании Бога через опыт можно привести следующие слова: «Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника, а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила. Если, пленяясь их красотою, они почитали их за богов, то должны были бы познать, сколько лучше их Господь, ибо Он, Виновник красоты, создал их. А если удивлялись силе и действию их, то должны были бы узнать из них, сколько могущественнее Тот, Кто сотворил их; ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их» ( Прем. 13, 1–5 ). Эти строки говорят нам о том, что в этом мире существует естественное откровение.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Что можно ещё добавить? Цель безбрачия - целесообразность в деле церковного служения. Апостол Павел ясно высказался по этому вопросу. Он пишет: А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. (1Кор.7:32-33) И выше он сказал: Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жён должны быть, как не имеющие. (1Кор.7:28-29) Братья и сёстры! Мы не умаляем значения брака. Но при этом помним, что жениться надо, чтобы не разжигаться, и для чадородия, исполняя Божию заповедь: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт.1:28) . В Первом послании к Коринфянам Апостол Павел пишет: безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. (1Кор.7:8) Апостол Павел был безбрачный. Он говорил: подражайте мне, как я Христу (1Кор.4:16) . Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. (1Кор.1:7-9) Василий Кесарийский (Великий) в " Пространных аскетических правилах " пишет: " Поэтому апостол, хотя брак дозволен и удостоен благословения, противопоставил связанные с браком заботы попечениям о Боге. " А Амвросий Медиоланский в одном из своих посланий пишет: " Для незамужней женщины девство её - стена, защищающая её от бурь мира сего. Будучи укреплённой оградой Божией защиты, она не подвержена порывам ветра мира сего. " Кстати, почти все великие миссионеры, обращавшие целые народы, были монашествующие. Это уже исторический факт. Преподобный Герман Аляскинский, просветитель Ирландии преподобный Патрик, блаженный Августин, инок-философ, обративший княгиню Ольгу, девица равноапостольная Нина, просветительница Грузии, святитель Иннокентий... Можно множество имён называть - все великие миссионеры, всё-таки, в основном были, в подавляющем большинстве, именно монашествующие люди. Хотя они как бы, по положению монахов, удалялись от мира, но по отношению к ним, наверное, действовали известные слова Христа: Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. (Мф.5:14-15)

http://radonezh.ru/text/efir-ot-15-02-20...

И потому нас не должно смущать и то, что в данном случае Господь удивился. То, что Он сотворил чудо и на расстоянии исцелил больного слугу сотника, говорит о Его Божественном Всемогуществе, а то, что Он удивился, свидетельствует о полноте человеческого естества в Нем. Он был совершенный Человек, то есть имел все человеческие свойства. Как говорит апостол Павел, Христос, Сам «искушен быв (то есть как человек. — Игум. А. ), может и искушаемым помощи» ( Евр.2:18 ), сочувствуя людям в их скорбях, немощах и преткновениях. «Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры». Господь похвалил веру сотника, выражавшуюся в смирении и живом сердечном чувстве. Он считал себя недостойным того, чтобы Господь вошел в его дом, и верил, что Бог может сделать все что угодно одним только Своим словом, подобно тому как он сам повелевает подчиненными ему воинами. Удивившись такой подлинной глубокой вере язычника, Господь укоряет всех иудеев: «И в Израиле не нашел Я такой веры» (то есть во всем израильском народе, или, как бы мы сейчас сказали, в Церкви. — Игум. Л.). И сейчас некоторые люди, как будто бы далекие от Церкви, имеют живое и сердечное чувство благоговения, а мы осуждаем и презираем их. Но кто знает, может, завтра они будут призваны к служению Господу в лоне Православной Церкви и окажутся гораздо более благочестивыми, чем мы. Поэтому мы не имеем никакого права с презрением смотреть на тех, которые кажутся нам грешниками, безбожниками, неверными. «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада, и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (ст. 11–12). С того времени, как Спаситель произнес эти слова, прошло уже почти две тысячи лет, и действительно миллионы людей пришли с востока и с запада — не буквально приехали на Святую Землю, в Иерусалим, но вошли в спасительное лоно Церкви. Это и греки, и римляне — те самые, которые были врагами благочестивых иудеев, — и многие народы, о которых иудеи ничего не знали, которые в то время, может быть, еще не существовали (скажем, русский народ оформился как нация и принял христианство спустя девять веков после пришествия в мир Спасителя). В более поздние времена, как мы знаем, к вере обращались и японцы, и китайцы, и так называемые инородцы, то есть малые северные народы, живущие на территории России. Русские проповедовали Православие даже в Америке, обращая к вере алеутов. Так, например, преподобный Герман Аляскинский многие годы подвизался на острове Еловом и был для его жителей, в то время еще полудиких племен, как отец или даже мать. С востока и запада приходят разные народы, и в Царствии Небесном они будут пребывать с великими праведниками, которыми иудеи гордились и почитали как своих праотцев: с Авраамом, Исааком и Иаковом.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

3) Другие проявления язычества. Как одно из наиболее сильных – полная и безоговорочная вера шаманам. 4) Лень. Как раз здесь Хлебников оказывается пристрастен. Он приводит, в частности, такой пример: «Все дикие от природы ленивы, и хотя главное пропитание их зависит от запасения рыбы, но они никогда о том не стараются: если нужда заставляет его иметь пищу, то добывает только на день и опять покоится между жёнами» 16 . Однако это не совсем верно, поскольку охотничьи народы живут строго по сезонам. Так, весной туземцы уходили на промысел бобров, летом запасали рыбу на юколу и охотились на белуг – и нельзя забывать, что подобный образ жизни напрямую сопряжён с опасностью для здоровья и жизни. В августе охотники уходили торговать добычей, а вернувшись по домам, в октябре на племенных праздниках они раздавали в виде подарков почти все запасы, как бы в благодарность за то, что духи позволили им столько добыть. Поэтому здесь корректнее будет говорить не о лени, а о религиозно-бытовой беспечности, которая свойственна вообще всем охотничьим языческим народам, вне зависимости от места их проживания. Впрочем, куда подробнее и объективнее об этом пишет святитель Иннокентий (Вениаминов) , отмечая основные черты алеутов как народа, в том числе их удивительную терпеливость, упрямство, незнание воровства, любовь родителей к детям и детей к родителям, смелость при обычных для тех мест катаклизмах, молчаливость, доверчивость, гостеприимство, честность, удивительную веру – с другой стороны, леность, неопрятность, беспечность, сластолюбие 17 . Особо следует отметить, что русские монахи, став оседлыми, не довольствовались только словесной проповедью православной веры, но и жили рядом с автохтонами, и старались прививать полезные привычки. В частности, они старались обучить людей «огородничеству, садоводству, земледелию и другим необходимым занятиям» 18 . Была открыта школа, появилась пекарня, которой заведовал отец Герман. Однако была очень важная проблема, которая препятствовала миссионерской деятельности: «В Русской Америке в то время присутствовали две тенденции по отношению к местным жителям: с одной стороны, хищническая эксплуатация по отношению к местным жителям, с другой – эксплуатировали местное население по хорошо известным как в Америке, и в России образцам. Об убийствах русскими туземцев (зачастую не виновных ни в чём) много и обстоятельно говорили многие, в том числе будущий святитель Иннокентий 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Что может быть лучше, выше всего, всего превосходнее и, по преимуществу, достойнее любви, как не Сам Господь наш Иисус Христос , Который нас создал, украсил такими совершенствами, всему дал жизнь, все содержит, питает, все любит, Который Сам есть любовь и прекраснее всех человек? Не должно ли поэтому превыше всего любить Бога, более всего желать и искать Его? (4; стр. 225) Если мы любим кого, мы всегда его поминаем, стараемся ему угодить, день и ночь наше сердце занято этим предметом. Так же ли вы любите Бога? Часто ли обращаетесь к Нему, всегда ли помните Его, всегда ли молитесь Ему и исполняете Его святые заповеди? Для нашего блага, для нашего счастья, по крайней мере, дадим себе обет, что от сего дня, от сего часа, от сей минуты мы будем стараться любить Бога уже выше сего и исполнять Его святую волю! (4; стр. 226) Истинного христианина делают вера и любовь ко Христу. Грехи наши нимало христианству не препятствуют, по слову Самого Спасителя. Он изволил сказать, что не праведные приидох призвати, но грешные спасти (см.: Мф. 9, 13 ). Радость бывает на Небеси о едином кающемся более, нежели о девяносто девяти праведниках (см.: Лк. 15, 7 ). Также о блуднице, прикасающейся к ногам Его, фарисею Симону изволил говорить, что имеющему любовь многий долг прощается, а с неимеющего любви и малый взыскивается (см.: Лк. 7, 47 ). Сими рассуждениями христианин должен приводить себя в надежду и радость и отнюдь не внимать наносимому отчаянию; тут нужен щит веры. (4; стр. 226) Грех любящему Бога не что иное, как стрела неприятеля во время сражения. Истинный христианин есть воин, продирающийся сквозь полки невидимого врага к Небесному своему Отечеству, по апостольскому слову: Наше жительство – на Небесах (Флп. З, 20), а о воинах говорит: Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей ( Ефес. 6, 12 ). (4; стр. 226) Старца спрашивали: «Как вы, отец Герман, живете один в лесу? Как не со- скучитесь?» Он отвечал: «Нет, я там не один! Там есть Бог , как и везде есть Бог! Там есть Ангелы святые! И можно ли с ними соскучиться? С кем же лучше и приятнее беседа: с людьми или с Ангелами? Конечно, с Ангелами!» (4; стр. 223)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

«Любезному нашему Отечеству, – писал он правителю русской колонии на Аляске, – Творец, как будто новорожденного младенца, новую область дать изволил; край сей, который еще не имеет ни сил к каким-нибудь познаниям, ни смысла, требует не только покровительства, но, по бессилию своему и слабого ради младенческого возраста, самого поддерживания – но и о том самом не имеет он еще способностей кому-либо сделать свою просьбу. А (так) как зависимость сего народного блага Провидением неизвестно до какого-то времени отдана в руки находящемуся здесь русскому начальству, которое теперь вручилось вашей власти, – сего ради я, нижайший слуга здешних народов и нянька, от лица тех пред вами ставши, кровавыми слезами пишу вам мою просьбу. Будьте нам отец и покровитель. Мы всеконечно красноречия не знаем, но с немотою, младенческим языком говорим: «Отрите слезы беззащитных сирот, прохладите жаром печали тающие сердца, дайте разуметь, что значит отрада» (4; стр. 224–225) Если не удавалось помирить мужа с женой, старец на время разлучал их. Необходимость такой меры он сам объяснял так: «Пусть лучше врозь живут, да не дерутся и не бранятся; а то, поверьте, страшно, если не развести: были примеры, что муж убивал жену или жена изводила мужа!» (4; стр. 225) Пустые века сего желания удаляют от Отечества, любовь к тем и привычка одевают душу нашу как будто в гнусное платье; оно названо от апостолов внешним человеком (см.: 2Кор. 4, 16 ). Мы, странствуя в путешествии сей жизни, призывая Бога в помощь, должны гнусности той совлекаться, а одеваться в новые желания, в новую любовь будущего века и чрез то узнавать наше к Небесному Отечеству приближение или удаление; но скоро сего сделать невозможно, а должно следовать примеру больных, которые, желая любезного здравия, не оставляют изыскивать средств для излечения себя. (4; стр. 227) «Когда я пришел на этот остров и поселился в этой пустыне, – говорил отец Герман, – много раз бесы приходили ко мне, как будто для надобностей, и в виде человеческом, и в виде зверей, и я мною потерпел от них и разных скорбей, и искушений – поэтому-то теперь я и не говорю с тем, кто войдет ко мне без молитвы». (4; стр. 227)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

Бабушка не грозила мне небесными карами, не приписывала случавшиеся со мной болезни (которые увеличивались подобно снежному кому) Божьему гневу. Она вела со мной богословские диспуты с широкой аргументацией. Это было, как я сейчас вспоминаю, замечательное время. Но из него я вынесла одно – диспуты интересны, но мало влияют на точку зрения дискутирующих. Одним из доводов Бабушки был следующий: «Оленька, посмотри на этот цветочек, на его листочки. Ведь это целая фабрика! Знаешь ли ты, что на ней происходит? В листочке углекислый газ превращается в кислород. Это сложнейшие химические реакции!» Если верить современным брошюрам по разговору с неверующими, я должна была заинтересоваться и прийти к вере. Но мой ответ был прост: «Это все эволюция и гены!» «Как же эволюция?» — растерялась Бабушка. – «Такой сложнейший организм. Ну, хорошо, давай разберем бабочку. Ты знаешь, как у нее устроен хоботок, чтобы она могла пить нектар?» Но ни рассказы о перелетных птицах, ни о дельфинах, ни о пчелах не могли вернуть мне утраченного мною Бога. Может быть, они действуют на каких-то хороших и правильных детей, о которых пишут в брошюрках, но на меня они, скажу правду, не действовали. Постепенно и разговоры наши с бабушкой на эту тему угасли. К счастью, у нас было еще много других тем – мы обсуждали прочитанные книги, мои рисунки, просмотренные фильмы, опять же пчел, бабочек и растения, выделяющие кислород – без рефрена «А все это создал Бог!». Я полюбила биологию и стала читать учебники для старших классов. Там было подробно написано про эволюцию, которую доказывает существование хвостов у некоторых людей. Картинки приводились. Мне это вскоре надоело, я стала читать про генетику, мне это казалось крайне интересным. Мне уже шел двенадцатый год. Я «заболела» романтикой кубинской революции, прочитав очередную книгу, и стала изучать испанский язык. Образы Че Гевары и Фиделя Кастро были для меня высоки и романтичны, их деяния были для меня так притягательны, а сами они стояли на вершине всех человеческих иерархий. Ведь они были борцами за свободу!

http://pravmir.ru/prepodobnyj-german-aly...

Бабушка очень поддерживала меня в этом. Вместе мы читали стихи Гарсиа Лорки – на русском языке. Разницу между Испанией и Кубой я понимала отдаленно, но стихи Лорки в переводе Гелескула открыли для меня поэзию. Однако не они открыли для меня дверь к Богу моего детства… Как-то раз я принесла домой купленный журнал «Куба» и пошла играть с друзьями во двор – было лето, кажется, июль, 1987 или 1986 год. Когда я вернулась, Бабушка заканчивала чтение журнала. «Вот, посмотри, Оленька», — сказала Бабушка. – «Ты отрицаешь Бога, а твой Фидель Кастро – верующий!» «Не может быть!» — потрясенно воскликнула я. «А вот, прочти – он разговаривает о Боге и о Христе с монахом», — заметила Бабушка. Долго я не хотела брать в руки этот журнал. Неужели Фидель Кастро не был таким великим, как он мне представлялся? Неужели и этот высокий идеал был разбит в прах? Фидель Кастро. Фото: grandisplay.ru Наконец, я открыла большую статью в журнале «Куба» под названием: «Фидель Кастро и религия». Там была беседа Фиделя с фраем Бетту, священником, прошедшим застенки латиноамериканских тюрем и потерявшим там своих друзей, тоже монахов и священников. Фидель Кастро беседовал с этим монахом о взглядах Иисуса Христа на различные социальные вопросы, а фрай Бетту рассказывал о том, что ему пришлось испытать в застенках за имя Христа. Никто из собеседников не сомневался в существовании Христа! Если Фидель Кастро считает, что Христос существовал, значит, Он на самом деле был! И значит, Он был борцом за свободу! Значит, Он не такой, как я думала. Он – за свободу, как Фидель Кастро и Че Гевара! +++ Прошло несколько месяцев, потом лет, потом минули десятилетия. Я уже давно поняла, что Фидель Кастро не стоит восхищения, хотя продолжаю уважать Команданте Че, фрая Бетту и мою мудрую Бабушку Надежду, ставшую «фанатом Кубы» для своей подросшей внучки — фанатки Кубы, чтобы открыть ей Христа-Освободителя. Она с легкостью склонилась, чтобы ее лицо было вровень с моим, ее уста – рядом с моим сердцем, и благодаря ей я обрела Утраченного. У нее был дар проповедовать Христа, не боясь сложных ситуаций и неблагочестивых сравнений — как и у преподобного Германа Аляскинского , объяснявших алеутам подвиг Христов.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-german-aly...

Arhiva Preedintele Consiliului de Editare a luat parte la masa rotund dedicat istoriei Americii Ruse organizat la Institutul de istorie general al Academiei de tiine din Rusia 27 noiembrie 2014 16:40 26 ноября 2014 года в Институте всеобщей истории РАН прошел круглый стол «230-летие основания первых русских поселений в Америке и 220-летие становления Православия в Америке». Круглый стол был организован группой по изучению истории Русской Америки Центра североамериканских исследований Института всеобщей истории РАН. В дискуссии приняли участие: директор ИВИ РАН академик А.О. Чубарьян; председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент ; посол по особым поручениям МИД РФ, ответственный секретарь совместной Российско-американской президентской комиссии В.Н. Винокуров; заведующий кафедрой истории российской государственности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Р.Г. Пихоя; руководитель группы по изучению истории Русской Америки Центра североамериканских исследований ИВИ РАН, доктор исторических наук А.Ю. Петров; организатор научно-исследовательских экспедиций на Аляску, Герой России М.Г. Малахов; помощник председателя Издательского Совета иеромонах Макарий (Комогоров); ученые, исследователи истории Русской Америки, общественные деятели, представители СМИ, студенты. Митрополит Климент обратился к участникам круглого стола со словом, в котором отметил важность междисциплинарного подхода в изучении истории Русской Америки. В настоящее время исследовательский процесс приобрел наибольшую интенсивность именно по той причине, что научное сообщество стало внимательно относиться к роли Православной Церкви в освоении Тихоокеанского Севера, а также значительно активизировалось изучение источников по истории Православия в Америке. Также архиерей представил доклад «Русские епископы на Аляске: служение Церкви и России». Иеромонах Макарий (Комогоров) выступил с сообщением «Убогий Герман: почитание преподобного Германа Аляскинского на о. Еловый». По результатам работы круглого стола был принят ряд предложений о направлениях развития исследований истории Русской Америки и изучения истории Православия на североамериканском континенте. Издательский Совет /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/3856144...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010