...Без веры угодить Богу невозможно, – говорит святой апостол Павел, – ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает 8 . Вся жизнь преподобного Сергия в этом отношении для нас весьма назидательна и утешительна. Возлюбив с детства Господа больше всего на свете, он эту любовь к Нему пронес через бурю испытаний и искушений, которыми полна была его уединенная подвижническая пустынная жизнь, и сохранил ее до конца своих дней. На смертном одре, исполненный благодатного утешения, он возвел горе слезящиеся от радости очи и простер к Богу свои преподобные руки, тихо говоря: «В руце Твои предаю дух мой, Господи!» – и в дыхании сей молитвы чистой своей душой отошел ко Господу, Которого возлюбил от юности. Что помогло ему переплыть бушующее море всевозможных невзгод и трудностей? Вера. Из жития преподобного Сергия известно, что подвижнический его путь был весьма нелегким, и прежде, нежели он достиг сего блаженного состояния, ему пришлось вести жестокую борьбу с невидимым врагом и претерпеть от него много браней. «Кто может поведать, – говорит ученик Преподобного блаженный Епифаний, – все уединенные подвиги сей твердой души, неусыпно соблюдавшей все требования устава подвижнического? Кто изочтет его теплые слезы и воздыхания к Богу, его стенания молитвенные и плач сердечный, его бдения и ночи бессонные, продолжительные стояния и повержение себя на земле пред Господом? Кто сочтет его коленопреклонения и земные поклоны, кто расскажет о его алкании и жажде, о скудости и недостатках во всем, об искушениях от врага и страхованиях пустынных?» В зимнее время, когда от мороза земля расседалась, он, точно бесплотный, оставался в своей обычной одежде, думая только о том, чтобы избежать будущего огня вечного. Никогда во всю свою жизнь он не жаловался ни на что, не роптал, не унывал, не скорбел, при всех недостатках в потребном и искушениях был доволен и спокоен. И это потому, что он питал свой дух верой в будущую жизнь и награду от Господа за свои труды и лишения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

То, что вновь напоминал человечеству преподобный Силуан Афонский, —  это чистейшее апостольское учение. Здесь слышен голос апостола любви Иоанна Богослова: Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза (1 Ин 2:7,9–11). Это то самое “лицо темной бездны”, каким бы пророческим пафосом человек ни прикрывался. Далее, экклезиологическое свидетельство преподобного Силуана Афонского о том, что только члены Церкви, неопустительно, без малейших исключений исповедующие любовь к врагам, только они — в свете; только то и только тогда церковное образование, на какое бы правопреемство оно ни ссылалось, пребывает в Церкви, когда оно исповедует любовь к врагам и проповедует ее неопустительно. Вот это свидетельство преподобного Силуана Афонского по-настоящему не было прочитано его ближайшими, но я берусь утверждать, что как раз в России, за которую преподобный Силуан молился, Русская Православная Церковь была полна сомысленными ему, сочувственными ему и единосердными ему, его во Христе соработниками. Таковым является, по моему глубокому убеждению, и Патриарх Сергий. Но еще несколько соработников, может быть, менее знаменитых, я бы хотела назвать. Давайте вспомним преподобного Феодосия Иерусалимского, пока что местночтимого. Вспомним 1925 год. Его пришли арестовывать. Ему было, по паспорту, 124 года. Но государственная машина тогда была похожа не на компьютер, а на мясорубку, которая молола, не соображаясь даже с анкетными данными. Старец Феодосий получил извещение свыше о том, что за ним сейчас придут. Вы помните, как он поступил далее. Он велел своим послушницам немедленно согреть тазик теплой воды. И когда явились эти “герои Солженицына” со своими голубыми кантами, он кротко попросил их разуться, чтобы он мог им вымыть ноги (дело было в Великую пятницу. Надо было бы, наверное, в Великий Четверг, но они на денек опоздали). Дальше произошло чудо. Не в том оно, что старец получил извещение свыше (по дару прозорливости он постоянно получал такие извещения), не в том чудо, что старец поступил так, как поступил — это святая обыденность святого человека; а чудо в том, что эти “голубые канты” без малейшего сомнения, вопроса или хотя бы усмешки стали послушно стаскивать друг с друга сапоги, чтобы старец совершил омовение ног, а потом уже сказали: собирайся.

http://pravmir.ru/prepodobnogo-siluana-a...

Не правда ли, они подобны тем, на которых указывал Христос Спаситель. Он говорил: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое... хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его ( Мф.13:31–32 ; ср.: Мк.4:31–32 ; Лк.13:19 ). И вот – эти люди, они умалили себя во всем. И когда, с помощию молитвы и благодати Божией, они изогрели искру в пламень живой веры, чистой надежды и горячей любви, то на этот пламень стало стекаться множество людей. И где бы они ни были, эти люди, – в городах ли, в пустынях ли, какое положение они ни занимали бы, в них тысячи сердец находили всегда себе отраду и утешение. И даже смерть не порывала этих отношений с возлюбившими их; а, наоборот, эта любовь стала выражаться еще крепче. Со стороны живых людей – молитвою к ним, а со стороны праведников – благодатными утешениями. Поистине, по слову Христа Спасителя, они выросли в великое дерево, под сению которого спасаются души человеческие, подобно тому как под сению дерева укрываются птицы. Возблагодарим же Господа, даровавшего нам святого молитвенника – преподобного Серафима. Будем призывать его во всех скорбях, с надеждою быть услышанными. О святых Божиих В праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского (на молебне, в храме во имя преподобного Серафима) 19 июля 1907 года Помня незабвенные слова преподобного Серафима: «Когда я умру, приходите ко мне на гробик, все, что у вас есть на душе, какие бы скорби ни постигли вас, поведайте мне, как живому, – и я вас услышу, и я облегчу вашу печаль». Помня это, возлюбленные братие и сестры, и мы, собравшиеся в этом святом храме, посвященном его имени, здесь, вокруг его святого образа, как дети вокруг своего отца, готовы воссылать молитвы к нему, готовы обращаться к нему со своими скорбями душевными, а иные и с телесными. А у кого из нас нет скорбей? Кто из нас не страдал и не страдает? Кто бы он ни был, какое бы общественное положение ни занимал, у всякого, это можно сказать наверное, есть свои скорби, свои страдания, своя нужда.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Отметим, что «... Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» ( Иак. 1:13 ) и делает для нас возможным преодоление искушения, поскольку «... не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор. 10:13 ). «Ибо Господь всемогущ и крепче всех и во всякое время бывает победителем в смертном теле, когда идет вместе с подвижниками на брань. Если же бывают они побеждены, то явно, что... по своему произволению, неразумием своим обнажили себя от Бога» (преподобный Исаак Сириянин. Цит. по 20: 152). «Поскольку супротивная сила только побуждает, а не принуждает, то и благодать Божия побуждает, по причине свободы и трезвенности естества. Если теперь человек, побуждаемый сатаною, будет делать зло, то не сатана осуждается вместо него, но терпит истязание и наказание сам человек, как по собственной воле подчинившийся пороку. Подобным образом, если человек обратиться к добру и Божия благодать превозможет, то благодать не себе прописывает доброе, но воздает за него человеку и прославляет его: потому что человек сам для себя виновник добра ( такова природа его), и приходящая к нему благодать нимало не связывает его воли принуждающей силою и не делает его неизменным в добре, хотя бы он хотел или не хотел этого. Напротив и присущая в человеке Божия сила дает место свободе, чтобы обнаружилась воля человека, уважает ли или не уважает он душу, согласуется ли или не согласуется с благодатью (Слово о хранении сердца гл. 12)» (преподобный Макарий Египетский . Цит. по 43: 364). «Вступившие в борьбу по внутреннему человеку и испытавшие ее не сомневаются, что враги спасения “непрестанно наветуют нам”, подстрекают ко злу, противоборствуют нашему деланию добра. В этом они имеют некоторую свободу – “им дана власть подстрекать”. Но и человеку дана Богом сила отвергать все их действия и, более того, сокрушать их вредоносную славу или свободно соглашаться с ними» (преподобный Иоанн Кассиан Римлянин . Цит. по 86: 182). «Никто не может быть прельщен дьяволом, кроме того, кто сам пожелает отдать ему согласие своей воли» (преподобный Иоанн Кассиан Римлянин . Цит. по 122: 130). «Дьявол способен предложить, но не способен навязать нам наш выбор… Мы сами выбираем грех» (святой Кирилл Александрийский . Цит. по 122: 131). «… Дьявол не имеет власти над человеком…» (137: 430. См. ответ на вопрос 691). «Господь позволяет диаволу искушать людей потому, что наделил человека оружием победы над ним: “братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекайтесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских”» (150: 47).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Преподобный Дамиан, пресвитер и целебник Печерский . Преподобный Дамиан подвизался в Киево-Печерской обители во время игуменства преподобного Феодосия (память 3 мая). Он помнил Крещение Руси, совершившееся в 989 году. Подражая своему учителю смирением, послушанием, постом, любовью к братии и другими добродетелями, он стяжал благодать Святого Духа. Преподобный Феодосий благословлял блаженного Дамиана читать молитвы над болящими, и он, только ради послушания, в смиренном сознании своего недостоинства, помазывал недужных святым елеем, и они исцелялись, славя Бога. В Богоугодных делах прошла вся жизнь святого. Перед кончиной он заболел и, лежа на смертном одре, со слезами молился: «Господи мой, Иисусе Христе, сподоби меня быть сообщником славы святых Твоих, и с ними причастником Царствия Твоего; не отлучи меня, Владыко, от отца моего и наставника преподобного Феодосия, но вместе с ним всели меня день во свете Твоем, который приготовил Ты праведникам». Господь услышал молитву смиренного раба Своего и послал ему для утешения Ангела в образе преподобного Феодосия. Облобызав с любовью блаженного целебника, святой Небожитель сказал: «Чадо, вот я пришел возвестить тебе, от лица Господня, что ты получишь то, о чем молился, будешь причтен с Его святыми и с ними водворишься в Царствии Небесного Владыки. Когда же Господь Бог повелит тебе преставиться от мира сего, не разлучимся мы друг с другом, но вместе в том Свете обитать будем». Преподобный Феодосий, когда услышал из уст святого Дамиана повествование о видении, прослезился и прославил Бога. Преподобный Дамиан простился с братией и предал свою душу в руки Господни. Преставился он за три года до кончины преподобного Феодосия, в 1071 году. 6-й день Святой апостол Фома Святой апостол Фома , именуемый Близнец, апостол от Двенадцати, являет собой пример духовного самопреодоления, восхождения с помощью Божией от неверия к вере, от колебаний и слабости – к подвигу и исповедничеству. Преданный всей душой Спасителю, готовый в любой момент принять за Него смерть ( Ин.11:16 ), апостол Фома, как и другие ученики, по человеческой слабости, не раз проявлял непонимание духовного смысла спасительного земного служения Сына Божия. В священный час Тайной Вечери, когда Господь открыл ученикам Своим о предстоявшем Крестном восхождении Своем к Отцу и предрек апостолам тот же крестный путь, апостол Фома от лица учеников высказывает сомнение: «Не знаем, куда идешь, и как можем знать путь» ( Ин.14:5 ). К нему обращен ответ Спасителя, действенный для всех и во все времена: «Аз есмь Путь, и Истина, и Жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преподобный, имея крепкую веру, любовь и надежду на Бога, творил усердную, со слезами, молитву против врагов, чтобы избавиться от бесовских происков. Благой Человеколюбец Бог, скорый в помощи, готовый к милости, не допустил, чтобы Его раб терпел продолжительные нападения бесовские и сражения с диаволом, но, думаю, менее чем через час Бог послал милость Свою, чтобы враги, бесы, были посрамлены и чтобы они познали Божию помощь святому и свое бессилие. Вскоре Божественная сила внезапно осенила Преподобного, вмиг рассеяла лукавых духов, так что от них не осталось и следа, утешила Преподобного, исполнила его Божественным весельем и усладила его сердце сладостью духовной, и Преподобный Сергий, твердый душой, непрестанно боровшийся против видимых и невидимых бесов, явился их победителем. Тотчас почувствовав скорую помощь от Бога и распознав милость и благодать Божию, Преподобный воссылал к Богу благодарственные хвалы, говоря: «Благодарю Тебя, Господи, так как Ты не оставил меня, но скоро услышал и помиловал. Ты сотворил на мне знамение во благо, чтобы ненавидящие меня увидели, как Ты, Господи, помогаешь мне и как Ты ныне утешил меня, и устыдились. Десница Твоя, Господи, прославилась в крепости, десница Твоя, Господи, сокрушила врагов наших, бесов, и державная крепость Твоя истребила их до конца». Пусть всякий, имеющий разум, исследовав это происшествие, поймет, что оно было делом лукавого диавола, злобного и злокозненного, который есть источник всякого зла. Диавол хотел прогнать Преподобного Сергия с того места, завидуя нашему спасению и страшась, что святой Божией благодатью прославит это пустынное место, сможет своим терпением воздвигнуть монастырь – своим усердием и прилежанием создаст некую деревню или заселит некое селение и воздвигнет городок – сотворит священную обитель, пристанище для монахов, славословящих и непрестанно воспевающих Бога. Все это сбылось по благодати Христовой, и мы сегодня свидетели тому, ибо он основал не только этот великий монастырь – лавру в Радонеже 45 , но и много других монастырей и в них собрал множество монахов, живущих по обычаю и преданию древних отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже [ Пс. 41, 1–2 ], ибо у Тебя жилище всех наследующих веселье и у Тебя источник жизни. Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя [ Пс. 83, 5 ]. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю [ Мф. 5, 5 ] и будут обладать ею». Воистину, праведные, кроткие и смиренные сердцем наследуют землю тихую и безмолвную, всегда веселящую и услаждающую не только тела, но исполняющую неизреченного веселья саму душу, и на ней будут жить вечно. Ради этой земли Преподобный отец наш Сергий презрел все прелести здешнего мира, к ней одной он стремился и ее одну прилежно искал – землю кроткую и безмолвную, землю тихую и безмятежную, прекрасную землю, исполненную утешения, как сказала Сама Истина в святом Евангелии: «Ищите, и найдете жемчуг драгоценный, стучите, и отворят вам» [ Лк. 11, 9 ; Мф. 13, 46 ]; или, говоря другими словами, Преподобный восприял Царство Небесное от Господа нашего Иисуса Христа. Да будем и все мы наследниками вечного блаженства по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцом и с Пресвятым Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Глава 87 155 . ЧУДО ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ О ТОМ, КАК ОН ИЗБАВИЛ ЧЕЛОВЕКА ОТ СМЕРТИ Есть в окрестностях царствующего града Москвы монастырь, именуемый Стромынским 156 , расположен он на расстоянии сорока поприщ от обители Преподобного Сергия. Во время нашествия иноплеменников, польского и литовского войска, случилось трем мужам идти вместе по полю, недалеко от монастыря, и внезапно напали на них враги на конях и двоих зарубили. Оставшийся в живых, по имени Максим, видел, что смерть приближается, потому что четыре вооруженных воина окружили его и хотели зарубить, и начал он молиться Богу и призывать на помощь скорого заступника великого Сергия, прося избавления, припал лицом к земле – и исчез с глаз злочестивых врагов. Так человеколюбивый Господь, по молитвам Преподобного Сергия, сохранил его невидимым образом и спас от лютой смерти. Глава 88. ЧУДО СВЯТОГО О ТОМ, КАК ОН ИЗБАВИЛ ЛЮДЕЙ ОТ УПАВШЕЙ БАШНИ Вокруг обители святого, рядом с монастырской каменной стеной, люди копали ров, и в полуденное время трудившиеся около Пятницкой 157 башни уснули близ башни той во рву. И вот внезапно один из них вскочил, пробудившись от сна, и закричал громким голосом: «Башня упадет, вставайте, бегите отсюда!» Услышав это, все проснулись и отбежали, и вскоре после того башня рухнула.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

«Именно смирение подвергает сердце испытанию»; – говорит преподобный Иоанн Лествичник 4699 : человек может быть смиренным в помыслах; но только отсутствие возмущения в момент, когда он подвергается унижению, свидетельствует о том, что он поистине смиренный. Вот признак еще большего смирения – принятие унижений с радостью 4700 . С другой стороны, смиренный человек не выносит, когда его по какому бы то ни было поводу возвышают, сравнивая с другими, и не довольствуется перенесением унижений и принятием их с радостью, но ищет его. Вот как пишет об этом преподобный Иоанн Лествичник : «Если отличительная черта крайней гордыни – это ради славы изображать добродетели, которых у нас нет, то из этого следует, что признак глубочайшего смирения – это ради самоуничижения изображать недостатки, которых у нас нет» 4701 . Принимать унижения без возмущения означает исключить по отношению к тому, кто нас унижает, всякое проявление гнева, обиды и любого озлобления. Преподобный Иоанн Лествичник отмечает, что одно из свойств смирения – «потеря всякой раздражительности» 4702 . «Смирение не гневается и никого не гневит», – утверждает один из отцов 4703 . «Смирение – это оставление гнева»,– говорит другой 4704 . Аавва Исаия учит: «Смирение... – это мирное расположение ко всем людям» 4705 . Смиренный тут же прощает того, кто презирает или обижает его. «У одного старца спросили, что такое смирение. И он ответил: «Если твой брат согрешает против тебя, а ты прощаешь его, прежде чем он попросит у тебя прощения, [то это и есть смирение]”» 4706 . Подлинно смиренный человек, говорит преподобный Иоанн Лествичник , это тот, «кто, обиженный другим, не дает своей любви к нему уменьшиться» 4707 . А один старец на вопрос, что такое смирение, отвечает в еще более позитивной форме: «Это делать добро тем, кто тебе творит зло» 4708 . Смиренный предан и подчиняется всем, он всем слуга 4709 , по примеру Христа и в соответствии с Его заповедью: Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою ( Мк. 9:35 ): Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить ( Мк. 10:43–45 ) 4710 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Только исполняя заповеди, человек может стать сыном Божиим 2673 по усыновлению 2674 и богом по благодати. «С помощью благодати Бог дал всем силу стать чадами Божиими 2675 при условии соблюдения Божественных заповедей», – пишет преподобный Петр Дамаскин 2676 . Действительно, заповеди – это выражение воли Божией, в полноте явленной и в совершенстве исполненной Христом. И живя по ним, человек перестает исполнять собственную волю 2677 , изолирующую его и делающую чуждым Богу, но, наоборот, творит волю Божию и в этом делается подобным Христу, Который во всем сочетал Свою человеческую волю со Своей волей Божественной и во всем стал послушным Отцу. Через это человек становится братом Христу: Ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь ( Мк. 3:35 ) 2678 . Равным образом можно сказать, что заповеди усыновляют человека Богу, так как благодаря им человек приобретает поведение, достойное сына перед отцом, свидетельствуя истинно, реально, онтологически о своей вере в Него. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса ( Гал. 3:26 ), – провозглашает апостол Павел. О своей любви к Нему [говорит апостол Иоанн]: Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его ( 1Ин. 5, 3 .). Кто имеет заповеди мои и соблюдает их, тот любит Меня ( Ин. 14:21 ), – учит Христос. На эту любовь сына к своему Отцу отвечает отеческая любовь к приемному сыну и сына к брату, усыновленному Отцом: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам ( Ин. 14:21 ). Тому, кто свидетельствует о своей любви к Богу и исполняет заповеди, Христос являет Себя и Своего Отца, ниспосылая Духа Святого. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек ( Ин. 14:16 ). И теперь верующий может воскликнуть вместе с Псалмопевцем: Уста мои я открыл и привлек в себя Дух, ибо заповедей Твоих я возжелал ( Пс. 118:131 ). Итак, заповеди являются началом освящения и обожения, происходящих в человеке Духом Святым, ибо именно исполняя заповеди человек открывается действию Святого Духа и так соединяется со Христом, а в Нем – с Отцом. Поэтому вместе со святыми Каллистом и Игнатием Ксанфопулами мы можем охарактеризовать заповеди как «обоживающие» 2679 и вместе с преподобным Симеоном Новым Богословом рассудить, что крестившиеся «стяжали святость через исполнение заповедей» 2680 . Преподобный Исаак Сирин пишет в категорической форме: «Тот, кто не соблюл заповеди и не шел по стопам блаженных апостолов, недостоин называться святым» 2681 . Преподобный Петр Дамаскин заходит даже так далеко, что утверждает, что заповеди – «это благодать Божия» 2682 , а преподобный Марк Подвижник даже пишет: «Господь сокровен в заповедях Своих и ищущими Его обретается по мере исполнения их... Не говори: я исполнил заповеди и, однако ж, не обрел Господа» 2683 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Вера, покаяние и молитва, соединенные с приобщением к таинствам, недостаточны для спасения человека и его обожения, если они не сопровождаются исполнением Божественных заповедей. Священное Писание и все Предание напоминают нам постоянно: чтобы по-настоящему полностью реализоваться, вера должна проявляться в исполнении заповедей. Святой апостол Иаков учит: Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе ( Иак. 2:17 ); как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва ( Иак. 2, 26.20 ); человек оправдывается делами, а не верою только ( Иак. 2:24 ). Преподобный Исаак повторяет это поучение: «Вера нуждается также и в делах» 2641 . Преподобный Иоанн Дамаскин пишет о том же: «Вера же эта обретает совершенство через все, что законоположено Христом... через почитание и исполнение Его заповедей» 2642 . «Пусть никто не полагается исключительно на веру во Христа», – наставляет преподобный Симеон Новый Богослов 2643 , говоря даже, что «неимеющие веры (πιστοι) – это те, кто полагается единственно на веру» 2644 . Преподобный Марк Подвижник даже отождествляет «веру в Иисуса» с «исполнением заповедей» 2645 . И святитель Иоанн Златоуст после утверждения, что «одной только веры недостаточно; чтобы быть спасенным», уточняет: «К этой вере нужно присоединить упорядочение всего жития и изменение образа жизни» 2646 . Именно в решимости подчинить свою сущность и существование заповедям Христовым человек проявляет свою волю исцелиться и спастись, показывает, что его исцеление и спасение для него – не просто предмет желания, но что он стремится к этому всем своим существом и всей своей жизнью, по-настоящему движется к ним. Покаяние, которое вместе с верой есть одно из оснований спасения (до такой степени, что проповедью покаяния Христос начинает 2647 и заключает 2648 Свое служение на земле), – это не только сожаление о прошлом или настоящем состоянии греховности, но еще и воля к тому, чтобы отречься от этого и изменить свою жизнь (это одно из значений слова μετνοια). Исполнение заповедей является, следовательно, его продолжением, необходимым атрибутом, если не одним из основных.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010