Месяцесловы святых при рукописн. богослужебн. книгах церковно-археологического Музея (при Киевской академии). Сочинение студента II курса Киев. Академии Георгия Булашева на соискание Евгениево-Румянцевской премии. Киев 1882 г. Одна из главных целей этого сочинения была на основании греч. и славян. рукописей Музея восполнить мой Месяцеслов Востока. Рукописей не мало в Музее, относящихся к этому делу; впрочем, они более славянские и позднейшего времени труда было не мало. Хотя Г. Булашев не был достаточно подготовлен к этому делу и не пользовался почти никакими другими пособиями кроме моего Месяцеслова и отчасти Месяцеслова Косолапова, но труд его оказывается полезным для агиологии. Наиболее вариантов с моим Месяцесловом оказалось в подлиннике XVIII века под знаком 0,1. Этот подлинник весьма сходен с подлинником, изданным г. Филимоновым в Вестнике Древнерусского искусства в 1874–1876 г. К сожалению, Булашев не пользовался им и потому не избежал многих ошибок, которых бы не было при пользовании этим подлинником. Булашев насчитал на основании рукописей Музея 139 имен святых, которые не находятся в моем Месяцеслове. Это еще не много, тем более, что разумеются имена, а не памяти или дружины мучеников; например под 22 марта он нашел в Музейском подлиннике пять поименованных жен из дружины мученицы Дросиды, Аполлинарию, Таисию, Дарию, Мамфусу, Аглаиду и разделил их по алфавиту, таким образом явилось пять чисел, кроме того сделал замечание, что имена эти нигде, кажется, не встречаются, кроме подлинника церковно-археологич. Музея. Они встречаются в Филимоновском и других подлинниках этой рецензии, которых в России находится несколько списков. В числе 139 имен есть 1) такие, которые находятся в моем Месяцеслове, но автор не досмотрел по поспешности,2) которые неправильно истолкованы, например первым он ставит Авраамия муч. Владимирского, это несомненно Аврамий Болгарский, у меня 1 апр. Он в отпустах во Владимирской епархии называется Владимирским чудотворцем, вторым у него стоит Агиодул, которого нигде нет в месяцесловах, а есть в рукопис. прологе только сказание о некоторых чудесах его, 3) нарицательныя имена обращены в собственныя, например 6 июля викарий Рикс – викарий имя должности Рикса, у него сделано собственное, то же 20 ноября из Феоктиста патрикия сделано собственное имя Патрикий, 4) много поставлено в числе этих имен святых неканонизованных, которые у меня есть, но в приложении 3-м второго тома стр. 58 и след., 5) есть имена испорченные, которые имеются в моем Месяцеслове, напр. 1 февр. Венедикт из Вендимиана, 8 янв. Емпит из Емилиана, 23 апр. Равен епископ, то есть Аполлинарий Равеннийский, 19 сент. Трифон Суздальский, в Филимоновском вернее Трофим и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЕНДИМИАН ВИФИНИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Вендимиан Вифинийский. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим Редакция текста от: 14.02.2014 00:37:09 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/5113.html

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf О жалости к телу Довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь... пьянству, излишеству в пище и питии. ( 1Петр. 4:3 ). Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы... Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. ( Гал. 5:16–17:24 ). Грех нашел себе опору в вещественном, и тело стало седалищем его. Но умная душа, поняв это, свергает с себя бремя вещественного и, возникнув из-под его бремени, познает Бога всяческих и внимательно смотрит за телом, как за врагом и противоборцем, не доверяя ему. Преподобный Антоний Великий (251–355). Смотри слишком не угождай телу, иначе уготовишь ему вечный огонь. Что легко для тела, то неполезно для души, а что полезно для души, то трудно для тела. Преподобный Иосиф Оптинский (1837–1911). Горе говорящему: в юности наслажусь плотию, а в старости покаюсь; потому что внезапно, как сеть, накроет его смерть, и ожидание его погибнет. Преподобный Ефрем Сирин (IV век). Кто ласкает льва, тот часто укрощает его; а кто угождает телу, тот усиливает его свирепость. Преподобный Иоанн Лествичник († 649). Без сокрушенного сердца невозможно освободиться от порока, а сердце приводится в сокрушение трояким воздержанием; разумею воздержание от сна, от пищи и от телесного покоя. Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.). Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как и блуднице разглагольствовать о целомудрии. Преподобный Исаак Сирин (VII век). Тело свое держи строго и в пище, и во сне, и в отдыхе; ничего не давай ему потому только, что оно того хочет. Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809). Жалеющий плоть стоит на пути прелестном, скользком, обманчивом, мнительном. Страсть плотская стала отрицанием христианства. Надо, не жалея себя, работать Господу... Отчего, например, вам не хочется встать вдруг? Себя жаль. Отчего не хочется стать на молитву? Себя жаль. Отчего не хочется отказать себе в той или иной пище? Себя жаль. И много, много подобного.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Слово Святейшего Патриарха Алексия в день преподобного Сергия (8 октября 2005 г.) 11 октября 2005 г. 11:52 Ваше Блаженство, возлюбленные о Господе собратья архипастыри, досточтимые отцы, братья и сестры! Огромную духовную радость испытывает всякий православный христианин, сподобившийся припасть с молитвой к мощам преподобного Сергия, благодаря Бога Господа за всещедрую Его милость явленную через Своего угодника. Поэтому в каждый день памяти преподобного Сергия к раке его мощей, как к неиссякаемому роднику благодати Божией притекают на поклонение и для молитвы многие тысячи людей всех возрастов и положений. Радонежский игумен, обильно изливая благодать Божию от своих мощей, влечёт к себе всех жаждущих спасения по слову Писания:  «как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41, 1). Потому так велико наше ликование во дни памяти Основателя Троицкой обители. Подвижник Божий не только сам был крепким столпом Церкви Христовой, но, по словам архиепископа Никанора Херсонского, «уподобил и продолжает уподоблять своей духовной природе всех близко соприкасающихся ему людей». Он напитал Евангельской пищей и возрастил духом целые поколения монашествующих; своим примером, назиданием, молитвами много содействовал духовному возрастанию всего православного российского народа. Это имеет особенное значение во дни торжественного празднования 625-й годовщины Куликовской битвы. Преподобный Сергий вселил мужество в сердца дружинников, сражавшихся на поле Куликовом, и послал двух монахов своего монастыря на битву, дабы не было сомнений у защитников Руси, что дело их – правое, что с ними – Бог, Который не попустит врагам одолеть православное воинство. И сам Преподобный, как духовный воевода всё время, пока длилось сражение, молитвенно предстоял перед Богом, не только ходатайствуя о победе, но и испрашивая упокоения погибшим, духовными очами созерцая то, что происходило на поле сражения. По единодушному убеждению, как современников Куликовской битвы, так и последующих историков, наши предки едва ли смогли бы подняться на защиту свободы своей Родины и своей веры, если бы прежде не возродились духовно под влиянием преподобного Сергия и его монастыря. Нынешние торжества побуждают нас снова вспомнить подвиги преподобного отца нашего Сергия, который ещё в жизни сей явил подлинную христианскую  святость. Слово игумена Радонежского действительно имело огромное влияние на его современников и на нем исполнились изречения апостола Павла писавшего: «…слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2, 4-5).

http://patriarchia.ru/db/text/52527.html

Итак, начну рассказ о достохвальной и поучительной жизни преподобного с самого младенчества его. Сей славный и блаженный муж родился и жил в Египте, где некогда родился и великий во пророках боговидец Моисей, который, как об этом повествует нам Священное Писание, весьма превознесся своею близостью к Богу и своими великими чудесами. Но не менее прославился Египет и вторично, – жизнью преподобного Паисия, который в нем родился и обогатил его честным своим именем и многоразличными добродетелями. Родители блаженного Паисия были людьми истинно верующими и боящимися Господа. Они непорочно проводили свою жизнь в исполнении заповедей Божиих и старались всевозможными благими делами угождать одному только Господу. Они имели семь человек детей и всех их воспитывали в добром послушании, стараясь, чтобы они во всем подражали им, – родителям своим. Родители преподобного имели во всем достаток и раздавали милостыню всем нуждавшимся. Их руки всегда были простерты к воздаянию, и то, что они отдавали нищим, – это воздавалось им с избытком от божественных даров. Но так как никто из людей не может быть непричастным смерти, то и родитель преподобного преставился от жития сего, оставив честной жене своей попечение о детях; из них самым меньшим по летам был отрок Паисий, и из-за него особенно много печали пришлось перенести матери. Однажды ночью, когда мать отрока уже спала, было ей такое видение: явился Ангел Господень и сказал: – Бог, Отец сиротствующих, послал меня к тебе спросить, зачем ты так печалишься о детях своих, и постоянно находишься в столь великой заботе о них? Разве ты одна об них печешься, а Бог и не думает об них? Итак, отныне оставь свою печаль и посвяти Богу вышнему одного из сыновей твоих, – чрез него прославится пресвятое и приснославимое имя Господне. Мать преподобного на это ответила Ангелу: – Все сыновья мои принадлежат Господу, и если который из них угоден Ему, пусть Он возьмет его к Себе. Тогда Ангел, взяв Паисия за руку, сказал: – Сей угоден Богу. – Возьми лучше кого-либо из старших, – проговорила тогда старица.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но потом он стал роптать на игумена, на трапезу и на устав обители. Игумен вразумлял его, – он еще более ожесточился. Наконец он пошел к гробнице преподобного и пал пред нею, испрашивая благословения выйти из обители, как слышит: кто-то вышел из гробницы, сзади при­гнул его к земле и не давал ему встать; вместе с тем почувствовал он расслабление во всем теле, потерял и зрение и язык. В таком положении нашла его братия у гроба преподобного. Отслужили молебен, и в то время, как после рассказывал он, вышел из гроба преподобного легкий пламень, не жгучий, а тонкий, охватил всего больного, и он встал здо­ровым. Инок Дионисий долго вел жизнь осмотрительную, по преданию преподобного. Потом напали на него хульные помыслы и довели его до бешенства. За него совершили молебствие у гроба преподобного, и к нему возвратился смысл. «Меня немилосердно мучили духи, – так рассказывал он сам тогда же, – но теперь пришел ко мне преподобный Герасим с Вологодским епископом Антонием (Дионисий был ученик епископа Антония) и с трудом прогнали от меня темных духов». Ныне мощи преподобного Герасима почивают в соборном храме обители его 693 . Празднование в честь Царевококшайской Иконы Жен-Мироносиц Стрельцы и жители Царевококшайска в 1648 году устроили в семи верстах от своего города монастырь по случаю явления на том месте, 1-го мая 1647 года, иконы Жен-мироносиц, которая и поныне славится чудотворениями. Святого преподобномученика Акакия нового, пострадавшего от турок в Константинополе, в 1816 году 694 . День второй. Страдание святых мучеников Еспера, Зои, Кириака и Феодула Христианское семейство: Еспер и Зоя и дети их Кириак и Феодул, родом из Фригии, были проданы в рабство одному богатому римляни­ну, именем Катулу, язычнику. В продолжение нескольких лет Еспер и Зоя усердно служили господам своим, помня и свято соблюдая слова апостола: Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в гла­зах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для людей, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы слу­жите Господу Христу! ( Кол. 3, 21–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Исполните ли вы то, что я скажу вам? Они обещали исполнить все, что бы он ни сказал. Тогда преподобный сказал: – Не приходите никогда туда, где будет Арсений. Пришедшие удивились ответу преподобного, однако, послушались его и удалились. Спустя некоторое время архиепископ пожелал снова видеть Арсения, поэтому послал спросить его: «Откроешь ли ты келию твою, когда к тебе придет архиепископ?» Преподобный же отвечал посланному: «Если ты придешь, то открою; но если я открою келию тебе, тогда мне придется открывать ее для всех; но в таком случае мне придется удалиться из келии». Услышав такой ответ, архиепископ не пошел к преподобному, так как боялся, как бы он не ушел из того места. Случилось однажды, что один странствующий инок пришел к келии преподобного Арсения, так как хотел видеть его. Подойдя к двери, он постучал в нее. Арсений, думая, что это пришел его послушник, прислуживавший ему, тотчас же открыл дверь. Но, увидав постороннего человека, упал на землю, лицом вниз, для того, чтобы не видеть пришельца. Однако этот последний стал упрашивать преподобного подняться с земли. Арсений же не хотел вставать и сказал: «Я не встану до тех пор, пока ты не уйдешь отсюда». И действительно, не поднимался с земли долгое время. Инок долго упрашивал преподобного; но, так как преподобный не соглашался исполнить его просьбу, то инок ушел оттуда. В другой раз пришел еще один инок издалека в скит, также хотевший видеть преподобного, и начал упрашивать братию указать ему дорогу к келии Арсения. При этом он сказал братии: – Я хочу побеседовать с отцом Арсением. Но братия отвечали ему: – Подожди, брат, до воскресенья, и ты увидишь его, когда он придет в церковь . Инок же тот сказал братии: – Не буду есть до тех пор, пока не увижу преподобного. Поэтому братия послали одного инока с новопришедшим и поручили ему указать дорогу к келии старца Арсения (следует заметить, что келия Арсения отстояла от скита на тридцать стадий) 3026 . Подойдя к келии, брат постучал в нее. Старец открыл дверь и впустил в келию пришельцев; затем сел, опустив голову, и молчал. Сидели молча и пришедшие. Все молчали довольно продолжительное время. Наконец инок скитской обители сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Однажды в стране Кампанийской 1938 случился голод и в обители преподобного осталось не более пяти хлебов, так что для множества братии сей обители не достало бы даже и на одну трапезу. Когда в монастыре все братия скорбели и недоумевали, откуда взять на время голода хлеба для пропитания, святой сказал им: – Зачем вы, маловеры, из-за недостатка в хлебе так опечалены? Разве вы не надеетесь на Бога, который не оставляет никого, кто верно служит Ему? И разве вы не помните евангельских слов нашего Спасителя: «Ищите прежде царства Божия, и это все приложится вам; ибо знает Отец ваш небесный, в чем вы имеете нужду прежде вашего прошения» ( Мф.6:8,33 ). Итак, не унывайте. Сегодня у вас оскудение, а завтра вы будете иметь в изобилии все необходимое. И вот наутро, по Божьему смотрению, пред вратами обители в мешках нашли двести мер муки, и никто не мог сказать, откуда и кто принес такое множество хлеба. Тогда все решили, что это Сам Господь, по молитвам преподобного отца их, невидимо послал им эту муку. Некий боголюбивый муж просил преподобного, чтобы он дал благословение выстроить на селе сего боголюбца монастырь; это селение находилось недалеко от города Теракинийского 1939 . Преподобный послал в село это некоторых из учеников своих, кои были довольно искусными строителями, и велел им очистить место и приготовить все необходимое для построения монастыря. «Я же, – сказал им святой, – приду к вам в такой-то день, – (и при этом он назвал этот день), – и покажу вам, на каком именно месте строить каждое здание». Строители отправились и, приготовив все, стали ждать прихода преподобного их отца. Когда наступил назначенный день, рано утром, когда строители еще спали, им во сне явился святой Венедикт и указал те места, где они должны были построить и церковь , и трапезу, и больницу, и келии, и все остальные монастырские здания. Проснувшись, они рассказали друг другу свое сновидение и, подивившись, что видели во сне одно и то же, стали ожидать преподобного Венедикта. Но святой не пришел ни в тот день, ни в следующий, и строители, явившись к нему опечаленными, сказали:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Слово в Неделю 5-ю Великого Поста. Преподобной Марии Египетской 22.03.2013 Рубрика: Великий Пост Метки: Великий Пост , Преподобной Марии Египетской , Седмица 5-я Великого Поста Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! За неделю до Страстной седмицы Церковь совершает память преподобной Марии Египетской, и мы снова молимся Великим покаянным каноном святого Андрея Критского, участвуя в Мариином стоянии. Как мы знаем, смысл этого стояния, в отличие от того, когда покаянный канон читается в первую неделю Поста, — в том, чтобы мы испытали себя, стали ли эти слова покаяния нашими собственными словами. Каемся ли мы вместе со всей Церковью, пройдя этот путь, достигаем ли святости? Сегодня за Литургией мы слышали два Евангелия, созвучные друг другу. Одно посвящено преподобной Марии, и мы слышим слова о грешной женщине, которая в доме фарисея со слезами приносит Господу миро, плачем орошает Его пречистые ноги и отирает «власы своими». И второе Евангелие о том, как Господь возвещает Своим ученикам, что Он идет в Иерусалим, где будет предан книжниками и фарисеями в руки грешников, что Его будут бить, и надругаются над Ним, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день Он воскреснет. Услышав слова Спасителя о Его Воскресении, самые лучшие ученики — Иаков и Иоанн — говорят Ему: «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей» (Мк. 10, 37). Эти два Евангелия говорят нам о том, что Господь идет на страдание, и мы должны это увидеть, мы должны в этом участвовать — и не так, как Иаков и Иоанн. Хотя они исполнены веры в Господа и в числе лучших учеников были с Господом на Горе Преображения, познав уже, что такое благодать Божия, однако первое, о чем они заботятся — чтобы быть самыми близкими ко Господу в Царстве Его Воскресения, в Царстве радости. Они как бы не слышат то, что Христос говорит о предстоящих Ему страданиях, и сразу хотят, чтобы в этом Царстве быть рядом с Ним. Мы должны серьезно задуматься над этим, потому что, в конце концов, в этом заключается весь грех человека и его первое падение. И падение самого денницы было в том, что он восхотел иметь славу, красоту и благодать — все дары Господни — вне зависимости от Самого Господа и оттого, что с Ним происходит. И это желание всегда является причиной вечной смерти.

http://moral.ru/слово-в-неделю-5-ю-велик...

Закрыть Пророчества преподобного Серафима Вырицкого О новой книге В.П.Филимонова 15.05.2017 1711 Время на чтение 9 минут «...никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1, 21) Редких подвижников наделяет Господь пророческими дарованиями. Одним из таких избранников Божиих стал преподобный Серафим Вырицкий. Удивительные случаи прозрения святого Серафима в область прошлого, настоящего и будущего множества его современников, предсказания целого ряда конкретных эпизодов общественной жизни и важнейших исторических событий являются сегодня неоспоримыми фактами. Некоторые из его пророчеств уже исполнились, другие исполняются на наших глазах, третьим еще предстоит осуществиться. Все они имеют особую духовную ценность для наших современников, ибо главные из этих пророчеств служат призывом к искреннему, покаянному возвращению народа к Богу и Православной вере. В православном издательстве «Сатисъ» вышла в свет новая книга В.П. Филимонова «Пророчества преподобного Серафима Вырицкого». В ней приведены многие свидетельства очевидцев о непостижимых духовных дарах великого старца, собранные автором книги - биографом преподобного. С родственниками и духовными чадами преподобного писателю довелось общаться лично в течение многих лет. Началось это общение при написании Валерием Павловичем подробного жития подвижника и подготовке материалов к его прославлению в 1995 году. Автор на живых примерах убедительно показал, что святой преподобный Серафим Вырицкий был воистину избранным сосудом благодати Божией, орудием Духа Святаго Божия, посредством которого действовал Сам Господь. «Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6, 17). Старческое служение - это, прежде всего, продолжение пророческого служения в христианскую эпоху, возведенное любовью в совершенство: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1 Кор. 13, 1-2) , - так рассуждает святой апостол Павел о духовных дарованиях.

http://ruskline.ru/analitika/2017/05/16/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010