Когда святой впал в предсмертную болезнь, братия, горевавшие, когда он уходил в уединение, тем более скорбели о предстоящей кончине святого. " Не скорбите об этом, братия мои возлюбленные, - говорил им в утешение преподобный, - на все воля Божия. Сохраняйте заповеди Господни и не бойтесь в этой жизни потерпеть беды, чтобы получить награду на Небесах. Если же я буду иметь дерзновение у Бога и дело мое будет Ему угодно, то это святое место не оскудеет и по моем отшествии. Молитесь только Господу Богу и Его Пречистой Матери , чтобы избавиться вам от искушений лукавого " . Преподобный скончался 25 апреля 1379 года и был погребен справа от деревянного Воскресенского храма. Чудеса и почитание Вскоре после кончины преподобного на месте его духовных бесед была сооружена часовня, вокруг которой ежегодно в день памяти святого подвижника совершались крестные ходы. Особо почиталось место погребения преподобного, так как от гроба его происходили чудесные исцеления. Сохранилась запись чудес преподобного от 1645 года, в которой описано 23 чуда. Особенно многих преподобный исцелил от беснования (12 случаев) и исступления ума, болезни глаз (6 случаев). В 1645 году иеромонах обители Иов приказал крестьянам рубить заповедную рощу на дрова и был за это поражен слепотой. Через четыре недели он осознал грех, покаялся и дал обещание не поступать по своей воле, а все делать по совету братии. Иеромонах отслужил молебен в церкви, приложился к раке преподобного и прозрел. Почитание святого неоскудевало в его родном краю. Богомольцы благоговейно черпали воду из колодца вырытого преподобным на склоне горы у Обноры, а вокруг обители со временем выросло село. Воскресенская обитель неоднократно подвергалась разорению, но её история продолжалась вплоть до закрытия во время секуляризации церковных земель 1764 года, когда соборный храм был превращен в приходскую церковь . Со временем, в одном из приделов Воскресенского храма в бронзовой посеребренной гробнице установили обретенные нетленные мощи преподобного Сильвестра.

http://drevo-info.ru/articles/5652.html

После сказанных Марией слов, что он – пресвитер, Зосима еще более убоялся, и весь в слезах и глубоком смущении, сказал: «О мати духовная! Ты к Богу приблизилась умерщвлением своей плоти, как я вижу из того, что меня нарекла по имени и пресвитером», – и еще более начал умолять ее благословить его. Тогда Преподобная сказала: благословен Бог, хотящий спасения человекам, на что Зосима ответил: аминь, и оба встали от земли. Преподобная сказала, что Господь научил и благодать Св. Духа наставила тебя, что ты пожелал видеть грешную жену и оказать во время нужды потребное телу моему. Скажи мне, отче, как живут христиане, цари и церкви Божии? Молитвами святых, ответил Зосима, мир крепкий даровал Господь Бог, но прошу тебя, помолись Господа ради о всем мире и о мне грешном, чтобы не была бесплодной пустынная жизнь моя. Тебе, по преимуществу, сказала ему Преподобная, должно, как имеющему священный сан, молиться за меня и за всех, так как ты на то и поставлен. Но за послушание сотворю волю твою; и тотчас обратившись к востоку, и возведши очи горе (к небу), и воздевши руце, начала тихо молиться, так что не слышно было слов ее, и во время молитвы усмотрена была Преподобным вознесшеюся на некоторое расстояние от земли и стоящею на воздухе. Это еще в больший трепет привело Зосиму, так что он пал на землю, и, обливаясь слезами, ничего не мог говорить, как только: Господи помилуй! Мысль смущала его, что он видит пред собою дух и привидение. Тогда Преподобная тотчас же приподняла его от земли и сказала: зачем ты, Авва Зосима, считаешь меня привидением? Ей, отче блаженный, молю тебя, да будет известно тебе, что я грешная жена, но просвещена св. крещением, и сказавши это, осенила крестным знамением чело свое, очи, устне и перси, говоря: Бог да избавит нас от лукавого и от его козней, так как велика его брань против нас. Услышав это преподобный Зосима пал к ногам ее, слезно умоляя: «заклинаю тебя именам Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога, родившегося от девы, не скрой от меня жизнь свою, но поведай ее, да будет явно величие Божие, открывшееся на тебе. Скажи мне, кто ты, и сколько времени живешь в пустыне?» Не затыкай ушей своих, отвечала Преподобная, когда услышишь из уст моих рассказ о моей беззаконной, позорной жизни, и затем начала свою повесть:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Свернуть Читайте комментарий в нашем материале Послание апостола Павла к Колоссянам, глава 3, стих 12–16 Читать отрывок 12 Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, 13 снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. 14 Более же всего  облекитесь  в любовь, которая есть совокупность совершенства. 15 И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. 16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. Свернуть День памяти святых Мученики Павел и Иулиания (около 273) Житие святых брата и сестры из числа первых христиан слушайте на радио «Вера» . Преподобный Герасим, иже на Иордане (475) Краткое житие святого, а также рассказ о том, почему на иконах с ним рядом изображают льва, слушайте на радио «Вера» . Преподобный Иаков постник (VI) После 15 лет подвижнической жизни в пещере он обрел дар чудотворения, но желая избежать славы, ушел на новое место, где 30 лет провел в подвигах поста и молитвы. Но однажды впал в грех с исцеленной от беснования отроковицей. Всю оставшуюся жизнь он раскаивался в своем грехе, поначалу находясь на грани отчаяния. В конце жизни Господь простил его — преподобный Иаков снова обрел дар чудотворения, но больше не выходил из пещеры, в которой провел 10 лет. Там он и был похоронен. Перенесение мощей благоверного князя Вячеслава Чешского (938) Слушайте житие покровителя Чехии на радио «Вера» . Преподобный Герасим Вологодский (1178) Его называют первым вологодским чудотворцем. Родился он в Киеве, подвизался в Гнилецком монастыре, а достигнув духовной зрелости, приняв священство, отправился на север проповедовать Евангелие. В 1147 году на ручье Кайсарове, у берега реки Вологды он основал Троицкий монастырь. Этот год считается датой основания города Вологды, а преподобный Герасим — его основателем. Благоверный князь Даниил Московский (1261–1303)

http://foma.ru/nedelja-syropustnaja-vosp...

– Если ты желаешь творить милостыню, то у тебя есть нуждающиеся, а я не нуждаюсь ни в чем. После этого преподобный поучал Иоанна о нищелюбии, милосердии к домочадцам и о прочих добродетелях. Купец был опечален тем, что старец ничего не взял у него. Желая утешить его, преподобный сказал: – Чадо Иоанн! Ночуй здесь до утра – и ты узришь благодать Божью и благополучно уйдешь своей дорогой. Но Иоанн желал отплыть оттуда. И вот внезапно нашла гроза с громом и молнией и началось волнение на реке и на море. Увидавши внезапную перемену погоды и сильное волнение воды, Иоанн ужаснулся и остался ночевать там. С наступлением утра он пришел в келию, желая перед отходом в путь свой – так как волнение уже утихло – получить от преподобного Савватия благословение. Постучавшись с молитвой в двери келии преподобного, он не получил ответа. После того как он постучался второй и третий раз, дверь открылась, и, войдя внутрь келии, Иоанн увидал святого сидящим в мантии и кукуле и стоящую около него кадильницу. И сказал купец преподобному: – Прости меня, раб Божий, за то, что я, питая любовь и веру к твоей святости, осмелился войти к тебе. Молю твое преподобие, напутствуй меня на дорогу твоим благословением, чтобы мне, охраняемому твоими святыми молитвами, благополучно путешествовать. Когда Иоанн говорил это, – в ответ не было ни гласа, ни послушания, потому что святая душа преподобного отошла уже к Господу, и в то время по всей келии распространялось сильное благоухание. Увидев, что преподобный ничего ему не отвечает, и подумав, что он спит, Иоанн подошел к нему и коснулся его рукой; но, убедившись, что он скончался о Господе, – ужаснулся и вместе с тем умилился и испустил теплые слезы из очей. В то время возвращался от больного игумен Нафанаил. Он вошел в келию и, увидев, что святой преставился, горько плакал и лобызал его честное тело. Игумен и купец рассказывали друг другу о преподобном, первый – как он сподобился вчера преподать угоднику Божьему Божественные Тайны, а второй – как удостоился насладиться полезной для души беседой с преподобным. После надгробных песнопений они похоронили святое тело преподобного, отдавши землю земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Облик и походка Преподобного Сергия были подобны ангельским, его лицо было украшено постом и честными сединами, сияло воздержанием и цвело братолюбием; кроткий взор, тихая походка, умиленное лицо говорили о смиренном сердце, возвышенной и добродетельной жизни и присутствии в нем Божией благодати. Святой Сергий почитал Бога, и Бог почтил его великими дарами; святой Сергий прославил Бога, и Бог прославил его на земле, по слову Господа в святом Евангелии: »...да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного« [ Мф. 5, 16 ] и еще: »И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике. Не может укрыться город, стоящий на верху горы« [ Мф. 5, 14–15 ] и прочее. Бог так возвеличил и прославил Своего угодника – Преподобного отца нашего преблаженного Сергия, что по его молитвам люди выздоравливали после многих болезней и исцелялись от разнообразных недугов, многие избавлялись от бесов и очищались от искушений. Господь так прославил Своего угодника, что о нем знали не только в стране, где он жил, но и в дальних городах и странах, среди всех народов, населяющих земли между двумя океанами, не только в Царьграде, но и в Иерусалиме. Не одни только православные изумлялись добродетельной жизни Преподобного, но и многие из неверных дивились его блаженной жизни, ибо он возлюбил Бога всем своим сердцем и своего ближнего – как самого себя. Святой Сергий равно любил всех и равно всем творил добро, получая за это сердечную благодарность; он имел любовь ко всем, и все любили и искренне почитали его. Многие приходили к Преподобному – не только из близлежащих мест, но и из дальних городов и стран, желая увидеть и услышать его, и получали от его поучений и дел великую для себя пользу и спасение души, потому что он учил и делал то, о чем сказано в Деяниях святых апостолов: что Иисус делал и чему учил от начала [ Деян. 1, 1 ]. Чему Преподобный Сергий учил словом, то сам совершал на деле. Не только поучения святого Сергия наставляли народ – многие люди получали пользу от одного только лицезрения Преподобного.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Они прожили там, под духовным водительством Владыки, более двух лет, и когда русские беженцы спрашивали местных (которые отнюдь не были атеистами) об опасности тайфунов, те удивлялись и отвечали, что им-то беспокоиться не о чем, так как «ваш святой человек каждую ночь обходит весь ваш лагерь и осеняет крестом со всех четырех сторон». И действительно: за 27 месяцев (более двух лет!) русским пришлось только раз увидеть тайфун, да и тот, переменив курс, обошел Тубабао стороной. Молитва владыки удерживала стихию!.. Буквально через несколько дней после того, как отбыла с острова последняя партия русских беженцев, мощный тайфун смыл остатки русского лагеря на побережьи Тубабао... Вспомним святого Марка Фраческого (+400), подвизавшегося в Эфиопии в совершенном одиночестве девяносто с лишним лет. Когда Бог послал к нему авву Серапиона, св. Марк поведал ему, как после тридцатилетнего испытания на него сошла Божественная благодать. Ангелы приносили ему пищу, на его теле выросли длинные волосы, которые стали защищать его от холода и зноя. " Я видел, - рассказывал преподобный иноку Серапиону, - подобие Божественного рая и в нем пророков Божиих Илию и Еноха , и все, что я просил - показал мне Господь " . Во время разговора с аввой Серапионом преподобный Марк расспросил, стоит ли мир в законе Христовом, продолжаются ли гонения на христиан. Услышав, что идолослужение прекратилось, святой возрадовался и спросил: " Есть ли ныне среди мира святые, творящие чудеса, как сказал Господь в Евангелии Своем: «истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: " перейди отсюда туда " , и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» ( Мф. 17, 20 ). В то время, когда святой произнес эти слова, гора сдвинулась с места на 5.000 локтей (приблизительно на 2,5 километра) и придвинулась к морю. Преподобный Марк увидел, что гора двигается, и обратился к ней: " Я тебе не приказывал сдвинуться с места, но беседовал с братом; поэтому встань на свое место! " После этого гора действительно вернулась на место. Авва Серапион в страхе упал ниц. Преподобный Марк взял его за руку и просил: " Разве ты не видел таких чудес за свою жизнь? " - " Нет, отче " , - ответил старец Серапион. Тогда преподобный Марк горько заплакал и сказал: " Горе земле, потому что на ней живут христиане только по имени, а не по делам " .

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/02/...

Не довольствуясь тем, пришел он в третий раз. Преподобный сказал: «довольно, брат, можешь прожить и с тем, что приобрел, не ходи более, не погибнуть бы тебе от зверских людей " ». Брат не послушался и уже не возвратился ни с добычей, ни без добычи. Раз занимался он вместе с братией на дворе, монастырском работой, и вздохнув, сказал им: «мы брат, строим земные, тленные дела; а благоверный вел. князь Димитрий уже не печется о суетной жизни». И с того дня стал поминать вел. кн. Димитрий между усопшими. Спустя несколько дней пришло известие, что великий князь скончался, и скончался в тот самый день и час, когда говорил о том св. Димитрий (1339 г. мая 19). Достигнув глубокой старости и чувствуя близость кончины своей, преподобный назначил в преемники себе ученика своего Пахомия. Братия спрашивали, где похоронить его? «Бросьте, отвечал он, грешное тело мое в болото». Он уединился за тем для молитв и скончался 11 февраля 1392 г. Никого не было при кончине уединенного молитвенника; но, когда пришли в келью его: келья его исполнена была чудного благоухания, а он лежал, как заснувший. – Благоговейные ученики похоронили св. тело его в храме, который построил он сам. Спустя 16 лет после кончины преподобного, посетила жителей Вологды страшная и странная болезнь. Весьма многие страдали от сильного корчения; им давали в руки палку, чтобы в корчах держась за нее, не делали себе вреда; много таких страдальцев привезено было к гробу преподобного; здесь, в муках корчей валяясь, каялись они в грехах, призывали молитву преподобного на помощь и, при гробе преподобного, получали исцеление: их палки оставались в обители памятниками милости Божьей. Это было в 1409 г. Тогда помянутая болезнь известна была и в других местах, от Рязани и Москвы до Вологды. 369 Не долго после того (1417 г.) вятчане напали на Вологду и взошли в Прилуцкий монастырь, еще не огражденный стеной; самые наглые ворвались в храм, и один, сдирая пелены с икон, коснулся покрова, лежащего на гробе преподобного. Но лишь только коснулся последнего, как брошен был на пол и в муках умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Затем преподобный Иоанн Кассиан напоминает и толкует 4263 пример, который во Втором послании к Фессалоникийцам приводит святой апостол Павел из своего собственного поведения: Вы сами знаете, как должны вы подражать нам, ибо мы не бесчинствовали у вас... но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас ( 2Фес. 3:7–8 ). И процитировав продолжение этого отрывка, в котором святой апостол Павел вспоминает о тех, которые поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся ( 2Фес. 3:11 ), преподобный Иоанн Кассиан отмечает, что апостол «спешит сей же час внести подобающее исправление... Он вновь обнаруживает себя как... сострадательный врач и... приносит им исцеление спасительным советом: Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб ( 2Фес. 3:12 ). Единственным спасительным предписанием трудиться он, как очень опытный врач, исцеляет причину всех этих язв, которые развиваются от праздности, зная, что все болезни, которые плодятся на одной и той же почве, исчезнут вскоре после того, как будет устранена причина главной болезни» 4264 . Подчеркивая врачевательную ценность наставлений апостола относительно физического труда, преподобный Иоанн Кассиан при этом указывает и на их профилактическую значимость: «Тем не менее он, как очень рассудительный и способный к предвидению врач, не довольствуется исцелением ран больных, но также дает рекомендации здоровым, чтобы они могли постоянно сохранять свое здоровье» 4265 . Завершая наставление, преподобный Иоанн Кассиан приводит пример аввы Павла, который, хотя и жил очень далеко от тех населенных мест, где мог продавать плоды своего рукоделия, тем не менее заставлял себя каждый день проделывать определенное количество работы «и, когда его пещера наполнялась плодами трудов, раз в год сжигал всё, что ему стоило таких усилий». Заключает преподобный Иоанн Кассиан следующим образом: «Так, дабы убедительно доказать, что без ручного труда монах не может ни пребывать постоянным, ни подняться однажды на вершину совершенства, он работал, хотя и не нуждался в этом ради пропитания, но делал это только для того, чтобы очистить сердце, воспрепятствовать рассеянию помыслов, оставаться в своей келье и одержать полную победу над самим унынием» 4266 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Сказав это, отшельник предал Го­споду дух свой. Тогда умные судьи чужой совести нехотя сознались, что они были глупы и что у Господа есть тайные рабы Его, до которых если касается дерзкий язык, жестоко обжигается. Тогда и пример Пелагии, оказавшейся искреннею подвижницею, а не осмеиваемою грешницею, сильно подействовал на многих: подобные ей решились омыть грешную жизнь свою теплым покаянием, оставили мир и вступили в монастырь. Так Пелагия (октябрь 502 г.) не только сама спаслась, но и обратила к Господу примером своим очень многих. Близок Господь ко всем при­зывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их ( Пс. 144, 18 ). Если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, пра­ведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира ( 1Ин. 2, 1–2 ). День одиннадцатый. Преставление преподобного Варнавы Родиной преподобного Варнавы был Великий Устюг 880 . Здесь он был иереем и во время набегов черемисских оставил родину. Прибыв на берега реки Ветлуги, поселился он на горе Красной и подвизал­ся здесь уединенно 28 лет. Тогда в окрестности Красной горы, даже в 50 верстах, не было жилья человеческого; пустынник питался травою и редко хлебом; звери дикие не вредили жившему по воле Божией. Когда узнали о нем люди, то стали приходить к нему за наставле­ниями, и он учил страху Божиему. Преподобный Макарий пробыл некоторое время у него для бесед о спасении души, когда в 1439 году проходил на реку Унжу. Блаженный скончался 11 июня 1445 года 881 . По кончине его ученики его и вновь пришедшие иноки построили храм во имя Святой Троицы, а другой над гробом преподобного во имя святителя Николая и составили обитель, которая пользовалась потом уважением 882 . Мощи преподобного Варнавы были свидетельствованы по рас­поряжению патриарха Иоасафа в 1639 году по случаю чудес, совер­шившихся при гробе его. Ветлугские священники Иоанн и Онисифор по совести священнической свидетельствовали, что первый из них тяж­ко страдал глазною болезнью, а по совету иноков обители помолился на гробе преподобного Варнавы и получил зрение; другой там же полу­чил исцеление от болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Что же мы можем противопоставить этой страсти? Как всегда ответ будем искать в Священном Писании: Радуйтеся всегда о Господе: и паки реку: радуйтеся. Кротость ваша разумна да будет всем человекам. Господь близ. Ни о чем же пецытеся, но во всем молитвою и молением со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу: и мир Божий, превосходяй ум, да соблюдет сердца ваша и разумения ваша о Христе Иисусе и далее Сия творите: и Бог мира будет с вами ( Флп. 4:4–7, 9 ). В этом апостольском наставлении заключается вся сущность противостояния унынию, этой «всепожирающей духовной смерти», как называет его преподобный Иоанн Лествичник (Преподобный Иоанн Лествичник . Лествица. Ст. 13, 9). Речь идёт не о бессмысленной радости, а о радости христианской, радости «о Господе». Апостол говорит, что кротость христианина должна быть известна всем окружающим, и вся вообще жизнь должна изобиловать добродетелями достославными и доброхвальными даже у язычников. И вот тогда мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе ( Флп. 4:7 ). В условиях падшего мира своими силами мы этого сделать не сможем, поэтому апостол заповедует: Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои прошения пред Богом ( Флп. 4:6 ). О седьмой греховной страсти, которая называется тщеславием, или славолюбием, Господь наш Иисус Христос сказал так: Когда творишь милостыню, не труби перед собою, так делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы их прославляли люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне: и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф. 6:2 ). Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Кто покусился бы пространно о сем предмете (тщеславии) любомудрствовать, уподобился бы человеку, который всуе старается определить вес ветров» (Преподобный Иоанн Лествичник . Лествица. Ст. 22, 1). Тщеславие он именует «расточением трудов», «похитителем душевных сокровищ», «исчадием неверия», «предтечей гордости», «потоплением в пристани» и «муравьём на гумне», который хотя и мал, однако, расхищает всякий труд и плод. «Муравей ждёт собрания пшеницы, а тщеславие – собрание богатств: ибо тот радуется, что будет красть, а сие, что будет расточать» (Преподобный Иоанн Лествичник . Лествица. Ст. 22, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010