Кондак, глас 8: Взбранной воеводе победительная яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице, светло сотворяем празднество сретения Твоего, и обычно зовем ти: радуйся Невесто Неневестная. Память 27 августа Житие преподобного отца нашего Пимена Великого Преподобный Пимен был родом египтянин [ 1 ]; вместе с своими двумя младшими братьями он ушел в один из общежительных монастырей египетских; здесь вместе с братьями он принял образ иноческий [ 2 ]. Спустя несколько лет после этого, мать сих братьев, по чувству естественной любви матери к детям, отправилась к ним, желая видеть их; однако не могла их видеть и потому встала около храма, в ожидании их прихода в храм на молитву. Когда они направлялись к храму, мать подошла к ним, но они побежали от нее назад, и, войдя в келлию, закрыли от нее двери; подойдя к дверям, она начала стучать и призывать сыновей своих, стоя вне келлии и плача со умилением. Но иноки не только не открывали дверей келлии, но даже ничего не отвечали. Между тем в то время, когда та женщина плакала долгое время, стоя у дверей келлии, авва Анувий, услышав обо всём, вошел иными дверями к инокам и сказал Пимену: — Что же мы сделаем с этою старицею? Вот она уже долгое время горько плачет, не отходя отсюда. Тогда Пимен, встав, подошел к дверям и спросил: — О чем ты плачешь, старица? Она же, услышав его голос, но не видя его самого, так как двери были затворены, сказала: — Я хочу видеть вас, дети мои! Не моими ли сосцами я питала вас? Не я ли вырастила вас? И вот ныне я нахожусь уже в преклонных летах; я весьма страдаю сердцем, слыша голос детей своих, но не видя их. Я весьма хочу видеть вас, дети мои, прежде, нежели умру. Пимен сказал: — Где желаешь ты видеть нас: здесь, или в той, будущей жизни? Она отвечала: — Увижу ли я вас там, чада мои, если не буду видеть здесь? Пимен отвечал: — Если ты благодушно потерпишь и не увидишь нас здесь, то мы надеемся, что, по человеколюбию Божию, ты непременно увидишь нас там. Внимая тому, что было сказано, она ответила:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

— Как авва Нистерой мог терпеть ученика своего? — Если бы я был на его месте, то и подушку клал бы тому под голову, — отвечал святой. — Что ж бы ты стал отвечать Богу? — спросил его тогда авва Анувий 11 . — Я скажу Ему: «Ты Сам повелел: изми переев бервно из очесе твоего, и тогда узриши изъяты сучец из очесе брата твоего» (Мф. 7, 5). • Сей божественный муж говорил: «В Писании сказано: яже видеста очи твои, глаголи (Притч. 25,8); а я советую вам не говорить даже и о том, что осязали вы своими руками. Один брат обманулся таким образом. Представилось ему, будто брат его грешит с женщиною. Долго боролся он сам с собою, потом подошел с тою мыслию, какую имел, и толкнул их ногою, говоря: «Перестаньте наконец!» Но оказалось, что то были пшеничные снопы. Потому-то я и сказал вам: не обличайте, если даже и будете осязать своими руками» 12 . Чтобы несколько усмирить свои помыслы и привести себя в страх Божий, припомним и будем держать всегда пред очами слова нашего Господа: Имже бо судом судите, судят и вам; и в тоже меру мерите, возмерится вам (Мф. 7, 1–2). И это еще здесь, на земле. Таким образом, кто кого в каком грехе осуждает, тот непременно, рано или поздно, но попадет в тот же самый грех, хотя бы ему и казалось, что он очень далек от него 13 . Все до сих пор сказанное относится к рядовым христианам, которые не являются начальниками, подчиненных не имеют, инспекторских обязанностей следить за поведением других не несут, которым ни до чего нет дела, кроме своих грехов да прямого послушания по своей службе. Но бывают случаи, когда и им, не только пастырям, учителям, отцам и матерям семейств и так далее, приходится рассказывать и говорить о дурных поступках своих близких или дальних. На эти случаи можно дать следующие основные руководственные правила (в вопросах и ответах) 14 : 1. «Если я вижу, что кто-либо делает какое-нибудь дело, и рассказываю о сем другому, говоря, что я не осуждаю его, но мы только разговариваем, нет ли при этом злословия в моем помысле? — Когда человек, говоря, чувствует при сем страстное движение, это уже злословие. Если же он свободен от страсти, это не есть злословие, а говорится для того, чтобы не возросло зло» 15 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

Авва отвечал: " Никогда не впускал я в сердце свое помыслов, прогневляющих Бога " .Авва Анувий спросил авву Пимена о нечистых помыслах, рождающихся в сердце человеческом и о суетных пожеланиях; авва Пимен отвечал ему: " Еда прославится секира без секущаго ею (Ис. 10, 15). Не подавай руки им, и они ничего не сделают " .Брат спросил авву Пимена: " Что мне делать с суетными пожеланиями, которые овладели мною? " . Старец отвечал: " Иной засыпает уже смертным сном и все еще думает о сладостях мира сего. Не приближайся к ним и не касайся их, и они сами собой удалятся от тебя " .Авва Исаия спросил авву Пимена о нечистых помыслах. Авва Пимен сказал ему: " Если сундук с платьем будет оставлен без попеченья, то платье со временем истлеет; так и помыслы, если не будем исполнять их на самом деле, со временем исчезнут или как бы истлеют " .Авва Иосиф спросил авву Пимена о том же. Старец отвечал: " Если кто положит в кувшин змия и скорпиона и закроет его, то гады со временем издохнут, так и худые помыслы, происходя от демонов, исчезают от терпения " .Брат спросил авву Пимена: " Почему не могу откровенно говорить со старцами о своих помыслах? " . Старец отвечал: " Иоанн Колов говорит: " Ни о ком так не радуется враг, как о тех, которые не открывают своих помыслов " " .Рассказывали об одном брате: он искушаем был худыми помыслами, но стыдился говорить об этом. Где бы ни услышал о великих старцах, он ходил к ним с намерением открыть их, но когда приходил, стыдился исповедать пред ними свои помыслы. Часто ходил он и к авве Пимену. Старец видел, что брат мучается помыслами, и скорбел о том, что он не открывает их. В один день отозвал его старец и сказал: " Вот столько уже времени ты ходишь сюда, желая открыть мне свои помыслы, но когда приходишь, не хочешь сказать о них и уходишь опять с ними, мучимый по-прежнему. Скажи мне, сын мой: что у тебя на сердце? " . Брат отвечал старцу: " Диавол искушает меня богохульными помыслами, и я стыдился говорить об этом " . Потом рассказал старцу свои богохульные помыслы и тотчас почувствовал облегчение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

Авва Пимен сказал ему: – Я думал, что ты говорил о брате своем – мирянине. Если же ты сам так делаешь, то оставь это, ибо такое дело неприлично монаху. Услышав это, брат огорчился, но не посмел ослушаться авву. Когда же он ушел, авва Анувий поклонился старцу, говоря: – Прости мне! Авва Пимен ответил: – Я и прежде знал, что дело это не монашеское; но сказал так по мыслям его – и тем побудил к умножению милостыни. И теперь он будет делать то же, но уже не превозносясь и не вредя себе грехом гордости. Некий странник пришел к авве Силуану в гору Синайскую. Увидев, что братия работает, он стал обличать старца словам и Евангелия: старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную (Ин. 6: 27): Мария же благую часть избра (Лк. 10: 42). Ничего не ответил на это старец, только сказал своему ученику: – Подай брату книгу и отведи его в пустую келью. Когда наступил десятый час, сидевший в келье прислушался, не посылают ли звать его к трапезе. Но поскольку никто его не звал, он сам пошел к старцу: – Авва! Неужели никто из братии сегодня не ел? – Ели, – отвечал старец. – Почему же не позвали меня? – Потому, – отвечал старец, – что ты человек духовный и не имеешь нужды в плотской пище, а мы, как плотские, хотим есть и потому работаем. Ты же избрал благую участь, читая целый день и вкушая пищу духовную. Выслушав это назидание, брат поклонился старцу: – Прости мне, авва! Тогда старец сказал: – Видишь, и Мария имеет нужду в Марфе; ибо и Мария похваляется из-за Марфы. (См.: Лк. 10:38—42) Некий монах из Рима, занимавший до этого высокое место при императорском дворе, поселился в скиту. Там он прожил двадцать пять лет и обрел дар прозрения. В это время его решил посетить один из египетских подвижников, чтобы найти более строгий, чем у него самого, образ жизни и вместе с монахом восславить Господа. Каково же было разочарование египтянина, когда он увидел, что монах носит не ветхую, а добротную одежду, спит не на земле, а на рогоже, ноги его не босы и не истерты в кровь, а чисты и обуты в сандалии. Это ли строгое подвижничество, невольно подумалось гостю. Старец по своему дару прозрения мгновенно понял чувства гостя и сказал прислужнику:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Анект – мрт. 10. Сносный. Анемподист – нбр. 2. Беспрепятственный. Аникита (или Аникит ) – авг. 12, нбр. 7. Непобедимый. Анин – мрт. 13, 18. Антипа (Антип) – апр. 11. Упорный, крепкий, против всего. Антипатр – апр. 29. Вместо отца. Антиох – фвр. 23, июля 16. Противонесущий. Антонин – фвр. 23, апр.19, авг. 1, 4, снт. 23, окт. 22, нбр. 7, 13. Антоний (Антон) – янв. 8, 17, фер. 12, мрт. 1, апр. 14, июля 10, авг. 3, 9, нбр. 9, дек. 7. Покупающий взамен, набивающий цену. Анувий – июня 5. Анфим – снт. 3, окт. 17. Цветущий. Анфир – авг. 5. Цветущий. Апеллий – янв. 4, снт. 10, окт. 31. Относящийся к собранию. Аполлинарий – июля 23. Аполлону принадлежащий. Аполлоний – мрт. 31, июля 10, 30, дек. 14. Аполлонов. Апполлон – июн. 5. Губитель. Аполлос – янв. 4, мрт. 30, апр. 21, дек. 8. Губитель. Апрониан – июн. 7. Безгорный. Ардалион – апр. 14. Сосуд для окропления. Арéфа – окт. 24. Орел. Араб. Аристарх – янв. 4, апр. 15, снт. 27, Лучший налальник. Аристион – снт. 3. Получивший первую награду. Аристовул – янв. 4, мрт. 16, окт. 31. Лучший советник. Аристоклий – июня 20. Благославный. Арис – дек. 19. Бог войны, Марс. Ариан – дек. 14. Арий – июня 5. Храбрый. Аркадий – янв. 26, мрт. 6. Пастух. Арпила – мрт. 26. Арсений (Арсентий) – янв. 19, мрт. 2, мая 8, июня 12, авг. 24, окт. 28, дек. 13. Мужественный. Артема – янв. 4, апр. 29, окт. 30. Здравый, свежий. Артемий (Артемл) – мрт. 24, июня 23, окт. 20. Артемон (Артамон) – мрт. 24, апр. 13. Парус. Архилий – апр. 6. Архипп – янв. 4, фвр. 19, снт. 6, нбр. 22. Господин лошадей. Асигкрит – янв. 4, апр. 8. Несравнимый. Аскалон – мая 20. Асклипиодот – июля 3. Постоянно благоприятный. Астерий – июля 6, авг. 7, окт. 29. Усеянный звездами. Астий – июня 4. Городской. Астион – июля 7. Аттик – нбр. 3. Афинский. Аттий – авг. 1. Нападающий. Африкан – мрт. 13, апр. 10, окт. 28. Африканский. Аффоний – нбр. 2. Независтливый, щедрый. Ахаз – апр.1. Владетель. Евр. Ахаик – янв. 4. Ахейский. Ахиллий – мая 15. Ахиллесу принадлежащий.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Брат, погрешивший в этом, нашел в пустыни уединенное и тихое место, и просил отца своего, говоря: позволь мне поселиться в нем; я надеюсь на Бога и на твои молитвы; ибо я имею много потрудиться. И не позволил ему авва его, говоря: истинно знаю я, что ты много имеешь трудиться, но потому, что ты не имеешь старца, не можешь надеяться, что твое дело угодно Богу, и потому, что ты дерзаешь думать, что исполняешь дело совершенно монашеское, этим погубляешь труд свой и рассуждение. 3. Сказал авва Антоний: бьющий кусок железа (кузнец - ред.) наперед смотрит мыслию, что намеревается сделать: серп, меч, или топор. Так и мы должны размышлять: к какой добродетели приступить нам, чтобы не трудиться по напрасну. 4. Брат спросил авву Арсения, желая слышать от него слово. И старец сказал ему: всею силою своею подвизайся так, чтобы внутреннее делание было по Богу, и победишь внешние страсти. 5. Сказал опять: если взыщем Господа, Он явится нам. А если будем удерживать Его, то пребудет с нами. 6. Сказал авва Даниил: в один день позвал меня авва Арсений, и говорит мне: успокой отца твоего, дабы он мирно отшел ко Господу, - и он помолится Ему о тебе, и благо ми будет (Исх. 20,12). 7. Сказал авва Анувий: с того времени, как имя Божие наречено на мне, ложь не исходила из уст моих. 8. Сказал авва Агафон: монах не должен доводить себя до того, чтобы совесть обличала его в каком-либо деле. 9. Сей авва Агафон, когда хотел умереть, пребыл три дня с открытыми глазами. Братья толкнули его, говоря: авва Агафон, где ты? Он отвечал им: я стою пред судищем Божием. Они спрашивают его: и ты боишься? Он отвечает им: я по силе моей делал, дабы соблюсти заповеди Божии; но я - человек, почему знать: угодил ли я Богу? Братья говорят ему: и ты не уверен в делах своих, что они по Богу суть? Старец отвечает: не имею дерзновения, пока не предстану Богу: ибо иное суд Божий, и иное суд человеческий. Когда же они хотели спросить его еще о другом слове, он говорит им: сделайте любовь, не говорите больше со мною, я не свободен - и скончался в радости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/16/f...

Брат, услышав это, огорчился и сказал: «Кроме этого я не знаю никакого другого дела, а потому не могу не засевать своего поля». По уходе брата, авва Анувий поклонился старцу и сказал: «Прости меня!» Авва Пимен говорит ему: «Я и прежде знал, что это не монашеское дело, но сказал так согласно с его мыслями, и тем возбудил в нем ревность к преуспеянию в любви. Теперь он ушел от нас в огорчении и опять то же будет делать». 23 . Авва Пимен говорил: «Если человек согрешил и будет отрекаться, говоря: «Не грешен», – не обличай его, иначе ты погасишь в нем всю ревность к добру. Если же скажешь ему: «Не унывай, брат, но остерегайся вперед», – через это возбудишь душу его к покаянию». 24 . Говорил также: «Опыт полезен, ибо он делает человека искусным». 25 . Говорил еще: «Кто учит других, а сам не делает того, чему учит, тот подобен источнику, который всех поит и омывает, а сам себя не может очистить». 26 . Однажды авва Пимен, идя в Египет, увидел женщину, которая сидела на могиле и горько плакала. Он сказал: «Если бы явились здесь все удовольствия мира, не освободили бы души ее от скорби. Так и монах всегда должен плакать». 27 . Авва Пимен сказал: «Иной человек, кажется, молчит, но в сердце своем осуждает других; такой непрестанно говорит. А другой с утра до вечера говорит и между тем соблюдает молчание, потому что он ничего не говорит без пользы». 28 . Один брат пришел к авве Пимену и говорит ему: «Авва! У меня много помыслов и я в опасности от них». Старец выводит его на воздух и говорит ему: «Раскрой свою пазуху и не впускай ветра!» – «Не могу этого сделать», – отвечал брат. «Если этого не можешь сделать, – сказал старец, – то не можешь остановить и прилива помыслов; но твое дело противостоять им». 29 . Авва Пимен говорил: «Если трое живут в одном месте и один из них хорошо безмолвствует, другой болен и благодарит Бога, третий служит им с чистым расположением, то все трое трудятся одинаково». 30 . Говорил также: «В Писании сказано: имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже ( Пс.41:2 ). Олени в пустыне едят много змей, и потом, когда яд змеиный начинает жечь их, они быстро бегут к воде, – и когда напьются, воспаление от яда проходит. Так и монахов, живущих в пустыне, жжет яд злых демонов, и они с нетерпением ждут субботы и воскресения, чтобы идти на источники водные, то есть приступить к Телу и Крови Господней, дабы очиститься от скверн лукавого». 31 . Авва Иосиф спросил авву Пимена: «Как должно поститься?» Авва Пимен отвечал ему: «Надобно, по моему мнению, есть каждый день, но есть не много, не досыта». – «Как же ты, авва, в юности своей постился сам по два дня?» – сказал авва Иосиф. «Точно, постился и по три дня, и по четыре, и даже по неделе, – отвечал старец, – но все это испытали отцы, как сильные в добродетели, и нашли, что лучше есть каждый день понемногу, и показали нам путь царский, ибо он удобнее для нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Вопрошал однажды авва Арсений некоего старца египетского о помыслах своих; другой же увидел его и сказал: — Авва Арсений, как это ты, изучив толикую науку римскую и эллинскую, просишь совета у невежды сего о помыслах твоих? И ответил ему Арсений: — Так, науке римской и эллинской выучен я; но из науки невежды сего не вытвердил еще и азбуки. АВВЫ АХИЛЛЫ Пришли однажды к авве Ахилле три старца, на одном из коих была дурная слава. И сказал ему первый старец: — Авва, сплети мне хоть единый невод. Он же ответил: — Не могу того сделать. И другой старец попросил: — Сотвори нам милость, чтобы иметь нам в обители нашей о тебе память. Он и тут отказал: — Недосуг мне. Говорит ему третий, на ком была дурная слава: — Для меня–то сплети хоть единый невод, чтобы получить мне его из рук твоих, отче. Он же поспешил отозваться: — Для тебя сделаю. Те два старца и говорят ему, когда остались с ним наедине: — Как же мы молили тебя — и не захотел ты для нас сделать, а этому говоришь: для тебя, дескать, сделаю? Отвечает им авва: — Вам я сказал: не могу, дескать, того сделать, — и вы не оскорбились, но так и поняли, что недосуг мне. Ему же если не сделать, он и подумает, что старец, дескать, наслышан о грехе моем, вот и не захотел сделать. Соплетем ему неводочек сей же час. Так ободрил он душу падшего брата, дабы тот не впал в уныние. АВВЫ АНУВИЯ Говорил авва Анувий: — С того дня, как было имя Христово призвано мною, не исходила ложь из уст моих. АВВЫ АЛОНИЯ   Говорил авва Алоний: — Если не скажет человек в сердце своем, что двое нас в мире, я и Бог, не обрящет себе успокоения. И еще говорил он: — Если бы не перевернул я всего вверх дном, не возмог бы построить здание души моей. И еще говорил, что если захочет человек, от зари утренней до вечера достигнет в меру божественную. Вопросил однажды авва Агафон авву Алония так: — Сколь желал бы я охранять уста мои, чтобы не говорить мне лжи! И говорит ему авва Алоний: — Если лгать не будешь, много грехов примешь на душу. Тот спрашивает: — Как это? И говорит ему старец: — Вот два человека убийство сотворили на глазах у тебя, и один из них бежал в келейку твою; начальник же ищет его ν вопрошает тебя так: — Не на глазах ли у тебя совершилось убийство? Если не солжешь, предашь человека на смерть; лучше отпусти его пред лицем Бога твоего, не ввергая

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Господа, уважая его, оставляли его делать, что он хотел, и отпускали с великой честью и со многими пожертвованиями для раздаяния за них милостыни. Вот за что он был славен и всеми любим в Скиту.Авва Даниил говорил: " В один день призвал меня авва Арсений и сказал мне: " Успокой отца своего, дабы он, когда отойдет ко Господу, помолился о тебе, и благо ти будет " " .Авва Пимен говорил: " Приручай язык свой говорить то, что у тебя на сердце " .Авва Нистерой говорил: " Христианину должны быть чужды клятва и клятвопреступление, ложь, проклятие, обида и смех " .Авва Анувий говорил: " С того времени как наречено на мне имя Христа (см.: Иак. 2, 7), ложь не выходила из уст моих " .Авва Агафон, когда было собрание в Скиту по какому-то делу и уже сделано было определение, придя после всех, сказал монахам: " Неправо решили дело " . Они сказали ему: " Кто ты такой, что так говоришь нам? " . Он отвечал: " Сын человеческий, ибо написано: Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии (Пс. 57, 2) " .Авва Антоний говорил: " Я никогда не предпочитал свою пользу пользе брата своего " .Брат сказал авве Пимену: " Во время крайней нужды попросил я у одного святого мужа некоторой вещи для своего употребления, и он дал мне то в милостыню. Если же Бог устроит мое состояние, то раздать ли мне взятое в милостыню или лучше отдать тому, кто дал мне это? " Старец отвечал: " Справедливость пред Богом требует, чтобы вещь отдана была тому, у кого взята, ибо она его " .Авва Вениамин сказывал: " Когда после жатвы возвратились мы в Скит, принесли нам из Александрии подаяние, на каждого по алебастровому сосуду чистого масла. При наступлении следующей жатвы братия приносили, если что оставалось у них, в церковь. Я не открывал своего сосуда, но просверлив его иглою, вкусил немного масла, и было у меня на сердце, будто я сделал великий проступок. Когда же братия принесли свои сосуды, как они были, а мой был просверлен, то я устыдился, как бы обличенный в блуде " .Некто из отцов рассказывал об авве Иоанне Персиянине: " Приходит к нему заимодавец и требует своей златницы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

Старец отвечал: " Хорошо ты делаешь " . Брат ушел от него с радостью и еще более старался о вечерях любви. Авва Анувий, услышав об этом, сказал авве Пимену: " Не боишься ли Бога, что дал ты такой ответ брату? " . Старец промолчал. Через два дня авва Пимен послал за братом и при авве Анувии спросил его: " Что ты мне говорил в тот раз? Ум мой занят был тогда другим " . Брат отвечал: " Я говорил, что засеваю свое поле и после из того делаю вечерю любви " . Авва Пимен сказал ему: " Я думал, что ты говорил о брате своем, мирянине. Если ты сам так делаешь, то такое дело неприлично тебе " . Брат, услышав это, огорчился и сказал: " Кроме сего, я не знаю никакого другого дела, а потому не могу не засевать своего поля " . По уходе брата авва Анувий поклонился старцу и сказал: " Прости меня " . Авва Пимен говорит ему: " Я и прежде знал, что это не его дело, но сказал так согласно с его мыслями и тем возбудил в нем ревность к преуспеянию в любви. Теперь он ушел от нас в огорчении и опять то же будет делать " . Исполни до малейшей черты и потом других также научи исполнить открытую Сыном Божиим волю Отца Небесного, как Он Сам исполнил Его волю до малейшей черты Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Мф. 5, 17–20 Помни, что иначе нельзя приобрести Царствия Божия. Ибо слово Божие непреложно. Дано нам много и взыскивается с нас много (см.: Лк. 12, 48): законникам ветхозаветным не был открыт, как нам, внутренний смысл закона, дух и сила его, и не были им сообщены, как нам, все Божественные силы к исполнению закона (см.: 2 Пет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010