— Точно, — сказал, ухмыляясь, Антон. — То одна была Дуська, а теперь — две. И тут все от души расхохотались. И было это как бы утверждением — поймут. А кто не поймет… Так имя же свое крещеное для себя носишь, а не для всяких непонятливых. Когда отсмеялись, Игнатий Пудович сказал: — А житие у преподобномученицы Евдокии совершенно дивное… Житие преподобной Евдокии — Жила Евдокия очень давно — почти две тысячи лет назад, в Палестине, в городе Илиополе, что означает «город солнца». Где Палестина находится, знаете? — Игнатий Пудович обвел всех изучающим взглядом. В ответ шестиклассники только плечами пожали. — Где-то на юге, — предположил отличник Павел Фивейский. Точнее всех место Палестины в нашем мире объяснил Петюня, объявив, что Палестина — это страна, где арабы с израильтянами воюют. Это он почерпнул из теленовостей, которые всегда показывали перед его любимым мультсериалом. Игнатий Пудович вздохнул печально и сказал: — Палестина — это Святая земля, деточки, где Иисус Христос и Пречистая Матерь Его провели свою земную жизнь. Тогда Палестина была частью Римской империи. Царствовал император Траян в начале II beka… — Траян у нас со следующего занятия, — вставила учительница. — Не волнуйтесь, я не буду спрашивать про Траяна, а вот рассказать про него могу многое. Сложный был человек и, в общем, не злой. Когда ему доложили о том, как принял смерть мой небесный покровитель Игнатий Богоносец, опечалился он и велел гонения на христиан прекратить и оставить их в покое. Преподобномученицу Евдокию казнили уже не при Траяне. Шестьдесят шесть лет после своего крещения провела она в монастыре в посте и молитве, наставляя и укрепляя слабых и просвещая неверных, и смиренно и радостно встретила воинов, посланных новым гонителем, чтобы отрубить ей голову. Шестьдесят шесть лет исполинского молитвенного христианского делания! А до этого… до этого, деточки, она была жуткая грешница, блудница, которая этим своим грехом накопила богатств не меньше, чем их имелось в государственной казне. Вот так… Во все времена, деточки, грехом добывалось гораздо больше денег, чем зарабатывалось честным трудом. И тем хуже для обладателей богатств, грехом собранных. Вот и красавица Евдокия наполняла свои сундуки греховным золотом, а душа ее при этом опустошалась.

http://azbyka.ru/fiction/dikovinki-krasn...

В настоящей же церкви почивают (только неизвестно в каком месте) мощи мученика Никомеда пресвитера (память сего местночтимого угодника Божия совершается в Риме 15 сентября нов. ст.), пострадавшего в I в. при Домициане; священномученика Фавия, папы римского (память 5 августа), который пострадал при Декии; св. Келестина, папы римского (память 8 апреля), который был ревностным поборником православия против Нестория; мученицы Василлы девы, которая пострадала в Риме в середине III в. вместе с преподобномученицей Евгенией и матерью ее преподобной Клавдией, а также мучениками – Протасием и Иакинфом (их память 24 декабря); мученицы Зои, которая пострадала в Риме при Диоклетиане вместе с супругом своим Никостратом, братом последнего Касторием и другими христианами – Транквиллином, Клавдием, Симфорианом, Викторином, Хроматием, Тивуртием и Кастулом (их память 18 декабря). О сих мучениках подробнее сказано в описании церкви 19. 15. Церковь во святого славного и всехвального первоверховного апостола Петра «в Веригах» (Chiesa di S. Pietro in Vincoli; Piazza S. Pietro in Vincoli, 4a) Церковь , находящаяся на Эсквилинском холме, недалеко от церкви Божией Матери «Маджоре», называется «в Веригах», потому что в ней хранятся честные вериги святого и всехвального апостола Петра. Это железные цепи, в которые дважды был закован апостол Петр за проповедь о Христе: первый раз в Иерусалиме по приказу Ирода ( Деян. 12 гл.); другой раз – в Риме в Мамертинской темнице, по повелению Нерона. Иерусалимские вериги, числом две, после чудесного освобождения апостола Петра из темницы, сохранены были христианами и передавались ими преемственно из рук в руки как драгоценнейшее сокровище. В V в. эти вериги находились у Иувеналия, патриарха Иерусалимского, который в 439 г. подарил их царице Евдокии, супруге греческого царя Феодосия Младшего, за ее благочестие и любовь к палестинским святыням. Царица Евдокия оставила одну веригу в Константинополе, а другую послала в Рим своей дочери, тоже Евдокии, которая была замужем за латинским императором Валентинианом III.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евдокии (БАН. Строг. 66. Л. 109, кон. XVIII в.; Большаков. Подлинник иконописный. С. 101). В рукописи Г. Д. Филимонова содержится более подробное описание: «И преподобныя матере нашея Евфросинии девицы, игумени обители святаго Спаса в Полоцке; подобием бледа лицем от пощения, ризы преподобническия, как у преподобномученицы Евдокии. Тщанием сея преподобныя принесен из Ефеса образ пресвятыя Богородицы Одигитрии, что Евангелист Лука написал, во град Полоцк, и поставлен во обители и в церкви Всемилостиваго Спаса» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 351-352). В руководстве для иконописцев 1910 г. о внешности Е. сказано: «...типа русскаго, преклонных лет, собой красива, но очень худа от поста и бледна, ростом высока; одежды монахинь... Ей можно писать хартию с ея изречением: Никакоже хотяше сочетатися земному смертному мужу, уязвлена бывши желанием Безсмертнаго Н[е]б[ес]наго Жениха Хр[ис]та С[ы]на Б[о]жия, весь бо ум свой преложи на любовь Б[о]жественную» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 291). К наиболее ранним сохранившимся изображениям святой в иконописи принадлежит небольшая (86×33 см) деисусная ростовая икона, находящаяся в верхнем ряду иконостаса в приделе во имя мц. Софии Смоленского собора Новодевичьего мон-ря. Икона написана в 1685 г. под рук. Ф. Е. Зубова (ГИМ). Святая представлена в молении, в мантии и в куколе, вполоборота вправо («одесную» Иисуса Христа), рядом с прмц. Евдокией. В том же ряду помещены изображения др. преподобных жен («Обитель пресветлая и дивно украшенная...»: К 480-летию основания Новодевичьего мон-ря: Путев. по экспозиции. М., 2004. С. 15-17; Гос. ист. музей: Альбом. М., 2006. С. 594. (Гос. музеи России)). Е. изображена также на шитом оплечье фелони с образами Киево-Печерских преподобных 1750 г. (НКПИКЗ), где в 2 ряда представлены святые перед образом Успения Пресв. Богородицы над Успенским собором Киево-Печерской лавры. Е.- в 1-м ряду крайняя справа, рядом с прп. Пименом Многоболезненным, в рост, фронтально, десница прижата к груди, в опущенной левой руке - четки.

http://pravenc.ru/text/187879.html

В 1892 году в Чирикове случился сильный пожар, уничтоживший или повредивший почти все постройки в селе. Усадьбу Енгалычевых в 1896 году купили врач В. Д. Ченыкаев и его родственница М. Н. Обухова. Здесь в 1897 году они открыли бесплатную земскую школу для крестьянских детей, которых помимо обучения кормили и снабжали одеждой, а на Рождество для них устраивали праздничную ёлку. Поместье Кожевниковых было сожжено во время крестьянских волнений 1905–1907 годов. 18 июля 1905 года на дороге из Чирикова в Боцманово было совершено покушение на саратовского губернатора П. А. Столыпина (выстрелы бунтовщиков не достигли цели). В 1910 году в Чирикове проживали 214 мужчин и 203 женщины, всего 71 домохозяйство. В селе работали церковь и смешанная одноклассная земская школа. Водяная мельница " Зобова с наследниками, Сушина и Ко " ежегодно перемалывала 500 тысяч пудов зерна. Кроме того 25 ноября (8 декабря) 1908 года начала работу мельница А. И. Кожевникова. Сохранившаяся в Чирикове каменная церковь была построена в 1803 году тщанием местного землевладельца князя Василия Васильевича Енгалычева и его супруги Евдокии Фёдоровны. Главный престол храма, холодный, был освящён во имя иконы Казанской Божией Матери, также имелся отапливаемый придел преподобномученицы Евдокии. К престольной апсиде храма был пристроен (также сохранившийся) храм-памятник над усыпальницей Енгалычевых, освящённый во имя священномученика Василия Херсонского в 1844 году. Церковная территория была обнесена каменной оградой, помимо деревянной сторожки имелись построенные прихожанами церковный дом священника и общественный дом псаломщика (оба деревянные с железной крышей). При советской власти храм был закрыт и подвергся разорению, но больших разрушений избежал. Несмотря на малочисленность прихода и сомнительные перспективы самого села, с середины 2010-х годов на средства благотворителей ведётся масштабная реконструкция храма. С конца 2013 года Казанская церковь является подворьем Балашовского Покровского женского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=23923

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Евдокия Илиопольская, прмц. Описания иконы Евдокия Илиопольская, прмц. - житие Преподобномученица Евдокия (память 1 марта по старому стилю) Святая Евдокия была самарянкой по рождению. Жила она в Илиополе Финикийском во времена Римского императора Траяна (89117 гг.). Отличаясь в молодости редкой красотой и стройностью, Евдокия вела греховную жизнь, торгуя своим телом. Богатые женихи и поклонники приезжали к Евдокии из разных стран, так что она со временем стала очень состоятельной и пользовалась почетом у местных властей. Господь, желая спасти душу Евдокии от вечной погибели, устроил так, что один престарелый инок по имени Герман посетил местность, где жила Евдокия. Герман имел обычай вслух читать Священное Писание, и Евдокия случайно услышала, когда он читал предсказания о Втором пришествии Христа и о Страшном суде. Это чтение произвело большое впечатление и смутило Евдокию, так как она поняла, что именно ее, грешницу, ожидают наказания, предсказанные в Библии. Познакомившись с монахом Германом, Евдокия узнала от него о христианской ве[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1970-е.] Прмц. Евдокия и мц. Антонина. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1970-е годы. 25.5 х 18.2. Прорись - образец иконописного кружка. Собрание Иконописной школы. Файл 5682.jpg:   Размер: 845x1200, 1.01 MPix, 229 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (232) , (8) . Описание: [Афон. XV.] Прмц. Евдокия. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 5684.jpg:   Размер: 388x1200, 0.47 MPix, 87 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (183) , (8) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 1 марта (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.

http://pravicon.com/icon-1685

Находится в центре нижней части города, на надпойменной террасе левого берега реки Казанки. Представляет собой интересный образец бесстолпного трехчастного одноапсидного храма (восьмерик на четверике), в стиле провинциального барокко. Здание возведено из кирпича, стены оштукатурены. Композиция его отличается компактностью и цельностью. К невысокому четверику примыкают пониженные постройки: короткий закругленный алтарь и прямоугольная трапезная, к которой пристроена трехъярусная колокольня. Северный придел является более поздним пристроем. Широкий световой восьмерик увенчан купольной крышей, с цилиндрическим барабаном, украшенным аркатурой, который завершается маленькой луковичной главкой. Скромное внешнее убранство фасадов состоит из типично барочного украшения оконных проемов - четверика, трапезной и колокольни (плоские пилястры с полуколонками, поддерживающими фигурные фронтончики). Оконные проемы восьмерика обработаны по периметру наличниками несложного профиля. Архитектурная композиция колокольни своими формами и декоративным украшением повторяет элементы основного храма, но вместо купольной имеет шатровую крышу. В интерьере доминирует основное помещение храма со ступенчатыми тромпами при переходе к восьмерику и сомкнутым восьмилотковым сводом. Внутреннее убранство храма не сохранилось. С сайта Министерства культуры Республики Татарстан Двухпрестольный храм, построен в 1734 году. Главный престол был освящен во имя Нерукотворного Образа Спаса, но храм называется по приделу во имя преподобномученицы Евдокии. В Казани церковь и ее название всегда связывались с Евдокией Ивановной Михляевой, женой крупного предпринимателя Ивана Афанасьевича Михляева, строителя Петропавловского собора, на средства которой построены Духосошественская и Пятницкая церкви, но документального подтверждения строительства ею и этого храма нет. Церковь представляет собой типичный образец русского барокко, в отличие от Петропавловского собора и Пятницкой церкви, достаточно рядовую постройку. Таких храмов было много в сельской местности. Приход Евдокиинской церкви был заселен небогатыми горожанами, считался одним из самых бедных в Казани. Поэтому храм и дошел до нас практически в первозданном виде, средств на расширение и перестройку у прихода не было.

http://sobory.ru/article/?object=15318

Протопресвитер Николай Федорович Колчицкий (17 апреля 1890–11 января 1961) — в 1924–1961 гг. настоятель Богоявленского храма в Елохове (в 1943–1991 гг. — патриарший собор), с апреля 1941 г. управделами Московской Патриархии, с 1956 г. председатель Учебного комитета при Священном Синоде. Погребён за алтарём храма в Переделкино под Москвой. 27/I Святой Нины просветительницы Грузии. 2/III Среда 1 й седмицы Великого Поста. Служил преждеосвященную литургию. Ночью встречал Архиепископа Бориса . Причастников 150. Архиепископ Борис (в миру Борис Иванович Вик; 27 августа 1906 — 16 апреля 1965) в марте 1955 г. — Патриарший Экзарх Северной и Южной Америки, архиепископ Алеутский и Североамериканский; впоследствии митрополит Херсонский и Одесский. Погребён на монастырском кладбище в Одессе. 4/III Преждеосвященную литургию служил о. Александр. При­­частников 250. 5/III Причастников за ранней 1200, за поздней 300. Пел левый хор, усиленный бригадой правого хора. 6/III Неделя Православия. Ранняя 700 причастников, поздняя 500. Вечером вечерня, акафист и слово — изъяснение Символа веры. 9/III Среда 2 ой седмицы. 1 и 2 е обретение Главы Иоанна Предтечи. Нужно служить с вечера. Причастников 60. 11/III Пятница 2 й седмицы. Причастников 100. Бас Оверко Н. К. возобновил пение в хоре. С 12/III получено извещение о налоге. 12/III Суббота. Причастников 200 за 2-мя литургиями. 13/III Воскресенье. 2 литургии. Причастников 300 ч-к. 14/III Понедельник. Преподобной Евдокии. Преждеосвя­щен­ная литургия . 2 именинницы. Причастников 160 ч-к. В день преподобномученицы Евдокии (1/14 марта), в какой бы день Великого поста он ни случился, была традиция служить Преждеосвященную литургию — ради памяти святой и многочисленных именинниц. 16/III Среда 3 й седмицы. Именины настоятеля. Были оба хора; правый от платы отказался. Причастников 80, за трапезой 20. 18/III Пятница 3 й седмицы. Именины о. Константина Сперанского . Умер протоиерей Синьковский о. Николай . Отец Константин Сперанский (†10 января 1959 г.) — священник Знаменского храма в 1950-х годах.

http://pravmir.ru/dnevnik-hrama-znameniy...

Милятино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы , Михаила Малеина , Евдокии Илиопольской Год постройки:Между 1827 и 1832. Год утраты:Не установлен. Адрес: Московская область, Можайский район, село Милятино. Координаты: 55.690273, 35.79347 Проезд:От Можайска на Поречье, проехав Горетово, повернуть направо по указателю. Церковное место находится на левом краю села. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В с. Милятино была взорвана каменная церковь Покрова Божией Матери с приделами Преподобного Михаила Малеина и Преподобномученицы Евдокии, построенная в 1833 г. архитектором Д.Ф. Борисовым на средства коллежского асессора М.И. Сомова. На её месте ещё в 1980-х гг. лежали огромные глыбы кирпича. В Милятино была ещё деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделами Святителя Алексия и Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, построенная в 1798 г. Павлом Ивановичем Голохвастовым. Село Милятино стоит на р. Искони, церковь Покрова Пресвятой Богородицы была здесь уже в конце XVI в., и разрушена в начале XVII в., вероятно, в нашествие Литвы. В 1626-1627 гг. здесь была пустошь Фёдора Васильева Елчина; по его просьбе в 1644 г., 8 января, дана благословенная грамота на постройку на старом церковном месте новой церкви Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Великомученика Феодора Стратилата. В 1646 г. село Милятино, в котором были двор помещика и три двора крестьян и бобылей, принадлежало сыну Фёдора Елчина, Амвросию, а в 1653 г. его брату Василию. В 1673 г. церковь Покровская была с приделом Феодора Стратилата, а в 1698 г. освящена отдельная церковь во имя Феодора Стратилата. В 1741 г. в Милятино стояли две ветхих деревянных церкви: одна Покрова Пресвятой Богородицы, другая Феодора Стратилата, и при них деревянная колокольня. Долгое время Милятино было во владении Елчиных, потом Сабуровых. В 1788-1798 гг. оно принадлежало бригадиру Павлу Ивановичу Голохвастову.

http://sobory.ru/article/?object=43139

Новогорбово. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кирпичная, оштукатуренная приходская церковь, заложена в 1758 г., закончена в 1760-х гг., в стиле барокко, на средства князя С.И. Кольцова-Мосальского. Основу двухэтажного здания составляет двусветный одноглавый четверик церкви, перекрытый сомкнутым сводом, на котором поставлена декоративная главка. С запада к нему примыкают небольшая трапезная и колокольня, составленная из трех кубических ярусов. С севера и юга церковь охватывают крытые двухэтажные галереи. Декоративное убранство выдержано в духе барокко, стены первого яруса рустованы. Верхняя церковь Смоленская, нижняя - во имя преподобной Евдокии. Частично сохранились старые росписи. Передана верующим. Находится в тяжелом техническом состоянии, возобновлены нерегулярные богослужения, ремонт не ведется. С сайта " Храмы Подмосковья " http://50rus.hramy.ru/ В писцовых книгах Рузского уезда Кремичевской волости 1625 и 1626 гг. написано: " За Богданом Алексеевым, сыном Голохвастовым, старинная вотчина отца его, пустошь, что была деревня Горбово " . Она была после населена вновь и названа сельцом, которое в 1705 г. принадлежало жене князя Федора Никитича Приимкова-Ростовского. Здесь построена была вновь церковь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы владелицей села Горбова княгиней Ириной Тимофеевной, вдовой князя Фёдора Никитича Приимкова-Ростовского. 1706 г. июля в 25день записано в книге Патриаршего казенного приказа, что выдан антиминс в Рузский уезд в вотчину княгини Ирины Тимофеевны в новопостроенную церковь во имя " Одигитрии Пресвятыя Богородицы " . Село Горбово, по церкви, имело также название Одигитриевское. В 1770 г. село находилось во владении князя Ивана Михайловича Кольцова-Масальского, а затем у сына его Александра, а от него продано в 1792 г. графу Сергею Петровичу Салтыкову. Ныне существующая каменная церковь построена в 1758 г. тщанием приходского помещика Ивана Михайловича Кольцова-Масальского. Она была двухэтажной. Придельный зимний храм преподобномученицы Евдокии размещался в подклете, в летний храм Смоленской иконы Божией Матери вели две лестницы, размещённые по двум сторонам колокольни (в советское время разрушены). С трёх сторон храм окружали галереи, которые позднее, при его расширении, превратились в наружные стены. В 1861 г. вокруг храма была устроена деревянная ограда. Помещицей села Горбова была тогда госпожа Пашкова. Она пожертвовала лес на столбы для ограды.

http://sobory.ru/article/?object=06546

О том, где находился предел во имя св. равноапостольной Марии Магдалины, сказать с положительною точностью нельзя. Весьма возможно, что он был наскоро устроен при возобновлении главного храма в 1626–27 годах 31 в довольно обширной трапезе его, на месте перенесенного еще в конце XVI в. в Екатериненскую церковь предела во имя преподобного Онуфрия, в честь ангела первой супруги царя Михаила Феодоровича – Марии Владимировны, подобно тому как была устроена после особая церковь в честь ангела второй супруги царя Евдокии Лукьяновны – во имя преподобномученицы Евдокии. На то, что предельная церковь была назначена для молитвы царице, указывает между прочим и то, что трапеза была устроена теплая, при чем у северной стены её, против окошка в главную церковь, стояла лежанка, а около неё кресло для царицы, которая в известное время, не входя в самую церковь, могла отсюда слышать церковную службу. 32 Можно предполагать, что предел был упразднен в 1681 г., при перестройке главного храма. В последующие XVIII и XIX века Рождественская церковь по временам требовала большего или меньшего возобновления и исправления. Первое такое возобновление внутри потребовалось после пожара в Кремле, бывшего в 1701 г., коснувшегося отчасти и описываемой нами церкви, когда велено было в деисусе апостольские, пророческие и праотеческие пояса в иконостасе и праздники, «которые иконы среди них попортились», вычинить заново жалованным 33 и кормовым иконописцам. Из них жалованные иконописцы починивали – Тихон Иванов образ Всемилостивого Спаса и Кирилл Уланов – образа Пресвятой Богородицы, Архангела Михаила и апостола Петра, а кормовые иконописцы – Алексей Васильев – образ Григория Богослова и мученика Мины, Филипп Семенов и Матвей Степанов – Иоанна Предтечи, Архангела Гавриила, апостола Павла и св. Иоанна Златоуста , при чем на материал дано было всем 3 рубля 5 алтын и 2 деньги. Праздники же, а также иконы праотеческого и пророческого поясов, велено было чинить золотом иконописцу Василию. 34 К 1730 году церковь настолько обветшала, что требовала значительного ремонта.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010