Сост. А.Н.Стрижев Мученицы села Пузово Житие и страдания преподобномученицы Евдокии (Шиковой) и послушниц ее Дарии (Тимолиной), Дарии (Сиушинской) и Марии Материалом для жизнеописания послужила стенограмма рассказов послушницы Евдокии – Поли, записанных в первой половине двадцатых годов, то есть спустя несколько лет после кончины преподобномученицы. Запись была сделана Валентиной Долгановой, келейницей епископа Варнавы (Беляева) , и по его благословению. У Евдокии было пять послушниц. Три из них пострадали вместе с ней, Наташу за несколько дней до своей смерти она отослала домой; так сохранился до середины 60-х годов свидетель великой духовной высоты мученицы. Сама Наташа сожалела только об одном: что не сподобил ее Господь разделить мученическую кончину со своей старицей. Пятая келейница, Пелагея, хотя и была во время ареста с Евдокией и видела все ее мучения и кончину, Богом была оставлена свидетельствовать о жизни и страданиях старицы. Свидетельница подвигов Евдокии Поля и сама была большой подвижницей. О ней сохранилась такая запись Валентины Долгановой: «До того как старица взяла ее к себе, Поля каждый день по окончании работы по монастырскому послушанию в Дивееве после шести вечера убегала за шестнадцать верст в село Пузово и молилась там вместе с Дуней всю ночь, а на рассвете спешила на монастырское послушание. Послушание она несла на водокачке. Так она прожила три года. Во время молитвы много клала земных поклонов, говоря: «Поклоны класть – это землю распахивать». Евдокия много учила ее смирению и терпению при разных обстоятельствах. Однажды послала матушка-игумения Полю в деревню купить лука для посадки. Поля зашла к Дуне, и та оставила ее у себя и продержала две недели, пока пора посадки лука прошла. После этого всем послушницам в монастыре дано было право Полю бранить и смирять, а она всем кланялась в ноги, молчала и терпела. В другой раз игумения послала ее с двумя старшими монахинями в Понетаевский монастырь отнести срочное письмо, при этом письмо велела нести Поле. Зашли опять к Дуне. Та ее не пускает, а монахини без нее не идут, потому что письмо у Поли и Дуня не разрешает его передать. Много и в этом случае пришлось потерпеть Поле. Много терпела Поля, пока Дуня не забрала ее из монастыря к себе, но и здесь жизнь ее не была легкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Святая, исполненная великой веры, обращалась к Богу с молитвой и испрашивала у Него возвращение людей к жизни 14 марта. ПРАВМИР. Святая преподобномученица Евдокия была самарянкой, родом из города Илиополя Финикии Ливанской. Языческое нечестие оттолкнуло ее от доброго пути, и она долго вела греховную жизнь. Душа ее омертвела, сердце ожесточилось. Однажды в полночь Евдокия проснулась и услышала за стеной, в другой половине дома, где жил христианин, молебное пение и чтение Священного Писания, в котором говорилось и о вечном блаженстве, уготованном праведникам, и о возмездии, ожидающем грешников. Благодать Божия коснулась сердца Евдокии, и она осознала, что это совершенные ею грехи лежат тяжестью на ее душе. Утром Евдокия поспешила призвать к себе человека, молитвенное правило которого слышала ночью. Это был старец Герман, возвращавшийся с паломничества по святым местам в свою обитель. Евдокия долго слушала наставления старца, и душа ее словно ожила и исполнилась радостью и любовью ко Христу. Она попросила старца Германа прийти к ней через несколько дней, а сама затворилась в доме и в покаянии предалась посту и молитве. Старец Герман пригласил пресвитера, и после испытания и оглашения Евдокия приняла святое Крещение от епископа Илиопольского Феодота. Раздав все свое имущество нищим, она удалилась в монастырь и приняла на себя самые строгие подвиги покаяния. Господь простил покаявшуюся грешницу и наделил ее благодатными духовными дарами. Однажды, когда она была уже настоятельницей монастыря, в обители появился молодой язычник Филострат. Разжигаемый нечистой страстью, он под видом инока проник в монастырь и стал уговаривать преподобную Евдокию возвратиться в Илиополь, чтобы снова начать прежнюю жизнь. «Бог отмщения да запретит тебе», — с гневом ответила Евдокия, и лжеинок упал замертво. Опасаясь, что случившееся сочтут за убийство, сестры усилили молитву и просили Господа открыть им Свою волю. Святой Евдокии в сонном видении явился Сам Господь и сказал: «Восстань, Евдокия, преклони колена, помолись, и воскреснет искуситель твой». И по молитве Евдокии Филострат ожил. Возвращенный к жизни язычник умолил преподобную простить его. Приняв святое Крещение, он удалился в Илиополь. С тех пор он никогда не забывал милости Божией, явленной ему, и стал на путь покаяния.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-p...

Липецк. Церковь Евдокии. Евдокиевская церковь Карта и ближайшие объекты Храм был построен в 1817—1818 годах «тщанием коллежского советника Ивана Фёдоровича Лобкова» во имя святой преподобномученицы Евдокии на погосте, возникшем в начале девятнадцатого века как кладбище Христорождественского собора. Сегодня это — Евдокиевское кладбище. После длительного перерыва была построена трапезная церковь, а колокольня ещё долгое время оставалась отдельно стоящей. В 1876 году впервые упоминаются два придела, устроенные в трапезной церкви Евдокиевского храма — во имя святой великомученицы Варвары и святого Алексия, человека Божия. Так в течение почти всего XIX века складывался комплекс Евдокиевского храма. Сама церковь была построена в классическом стиле в виде четырёхлепестковой ротонды. В 1918 году здание церкви было национализировано и стало использоваться под зерносклад, а позже — в качестве конторы ОРСа «Липецкстроя». Официальное закрытие храма было оформлено тридцатого августа 1935 года. Комиссия по вопросам культа при Воронежском облисполкоме собрала под ходатайством о закрытии 1191 подпись и приняла решение: “Ввиду того, что здание Евдокиевской церкви, а это видно из акта технической комиссии, пришло в ветхость и по прямому назначению использовано быть не может церковь закрыть.” К квадратному в плане миниатюрному основному объему храма, перекрытому полусферическим куполом, обогащенному равновеликими полуциркульными в плане объемами с северо-востока и юга, примыкает прямоугольная в плане обширная трапезная, соединенная притвором с трехъярусной колокольней. Северный, восточный и южный фасады церкви фланкированы трехчетвертными колонами тосканского ордера. Северный и южный фасады трапезной и притвора обработаны пилястрами тосканского ордера (по фасаду трапезной - сдвоенными). Оконные проемы прямоугольные. Верхняя часть фасадов церкви трапезной и притвора декорирована прямоугольными филенками. Фасады основного объема церкви завершены треугольными фронтонами. Колокольня – квадратная в плане, со срезанными углами. Первый и третий ярусы обработаны по углам рустом, второй ярус Церковь построена в традициях русской архитектуры конца XVIII - начала XIX веков в стиле классицизма. Композиция колокольни и самого храма, а равно и обработка фасадов оригинальны и не имеют прямых аналогий.

http://sobory.ru/article/?object=11634

Церкви во имя Воскресения Христова и Воздвижения Честного Креста Господня в Большом Кремлевском дворце в Москве Источник Ныне существующая в Большом Кремлевском Дворце церковь в честь Словущего Христова Воскресения была устроена при царе Феодоре Алексеевиче на месте бывшей церкви во имя св. преподобномученицы Евдокии. Этот же храм, «что у Государыни Царицы на сенех», был устроен в 1627 г., без сомнения, в честь ангела второй супруги царя Михаила Феодоровича, царицы Евдокии Лукьяновны 1 . Посему представление сей церкви на рисунках, изображающих венчание на царство царя Михаила Феодоровича, пятиглавой, хотя и соответствует действительности, но страдает явным анахронизмом, так как в 1613 году Евдокиинского храма еще не было. О реставрациях, происходивших в храме до времени царя Феодора Алексеевича, сохранилось мало сведений. В чем состояло первое возобновление церкви в 1654 году, даже совершенно неизвестно, хотя оно, несомненно, было, так как в сем году, было совершено освящение ее, вероятно, малое 2 . В 1660 г. Ушаков с товарищами писал в Евдокиинской церкви царские двери 3 , а московский кормовой иконописец Тимофей Чертенок золотил киоты 4 . В сем же году двери и ставни в окнах были обиты красным сукном 5 . В 1664 году кормовой иконописец Иван Владимиров с товарищами расписывал в церкви травы 6 , а Симон Ушаков с другими написал образа: Спасителя, Богоматери, И. Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, двенадцати апостолов и 17 икон господских праздников 7 и стенное письмо 8 . В 1673 и 1674 гг. Симон Ушаков с другими иконописцами чистил, олифил и вновь починивал иконы, которые были снесены из церкви преподобной Евдокии 9 , а иконописец Иван Филатьев реставрировал деревянный аналой 10 и, наконец, в 1677 г. к празднику Пасхи были вновь обелены стены в церкви, причем левкасные работы производили Ивашка да Матюшка Афанасьевы 11 . Как домовый храм, Евдокиинская церковь была часто посещаема запросто царями и царицами. Особенно же часто посещала ее царица Евдокия Лукьяновна, в честь ангела которой церковь была устроена.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

иером. Макарий Симонопетрский Память преподобномученицы Евдокии Илиопольской Святая мученица за Христа Евдокия была по происхождению самаритянкой. Она жила в гор. Илиополе в Финикии Ливанской в правление императора Траяна (96–116). Ничего не зная о Боге, она позволила блуду увлечь себя и порочила свое тело, которое Создатель наделил редкой красотой. Столь многие приходили издалека, предлагая ей большие деньги, что через это постыдное ремесло она накопила огромное состояние. Так жила она без забот до того дня, пока не остановился в доме по соседству монах по имени Герман. Он прибыл в город за какой-то надобностью. Вечером, сотворив в надлежащий час в своей комнате богослужение, как если бы он был в монастыре, Герман принялся громко читать книгу, в которой говорилось о Страшном Суде, о наказании грешников и вознаграждении праведников. Услышав эти грозные слова, Евдокия внутренне содрогнулась. Совесть ее вышла из оцепенения, в которое была погружена на протяжении долгих лет, прожитых во грехе. Всю ночь она лила горькие слезы. Утром грешница поспешила к Герману и, упав ему в ноги, со слезами молила указать ей путь ко спасению. Как благоразумный духовник, Герман наставил Евдокию надлежащим образом в вере и отправил домой, чтобы она испытала твердость своих намерений, проведя неделю в уединенной молитве. Ночью, молясь и оплакивая свою прежнюю жизнь, Евдокия внезапно увидела яркий свет, и Архангел Михаил спустился, чтобы взять ее на Небеса. Евдокию радостно встретили избранники Божии. А вне пределов Царства Небесного диавол, в обличье некоего исполина, черного и отвратительного, обвинял Господа в несправедливости. По его мнению, Бог слишком скоро принял покаяние развратной женщины. Тогда с небес раздался нежнейший голос: «Таково благоволение (по-гречески εδοκα) Божие – сочувственно принимать кающихся». И по слову Господню Архангел вновь перенес Евдокию в ее жилище. Он обещал, что благодать Божия будет ей поддержкой в борьбе с грехом, которую она отныне поведет. Полная радости и веры в милость Божию, Евдокия приняла крещение от Илиопольского епископа Феодота. Затем, строго следуя наставлениям духовного отца, поспешно препоручила свое неправедно нажитое добро священнику, с тем чтобы его раздали нуждающимся. Освободившись таким образом от всех мирских забот, она последовала за Германом, который отвел ее в женский монастырь, располагавшийся неподалеку от его собственной обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ставрополь. Церковь Александра Невского. Карта и ближайшие объекты Свой храм жители ставропольского района под названием Ташла хотели построить еще в XIX веке, однако попытки 1867 и 1883 годов успехом не увенчались. Строительство началось лишь с третьего раза, в 1893 году. Храм в честь святой преподобномученицы Евдокии и церковно-приходская школа при нем были открыты в 1897 году. В 1936 году храм был закрыт. Церковное здание было разруше­но, а камень использован на строительство сельскохозяйственного училища (сейчас корпуса училища принадлежат 28-й школе). Богослужебные принадлежности были разграблены, а могилы осквернены. Теперь на месте храма располага­ются постройки детского дома, а в доме священника оборудован кинотеатр «Ставрополец». В 1990-е гг. более пяти тысяч человек подписали обращение к руководству Ставрополя с просьбой восстановить храм на Ташле. Администрация города отвела под эти цели участок на пересечении улиц Трунова и Бурмистрова, рядом с историческим местом расположения церкви преподобномученицы Евдокии. Строительство начали в 2000 году. Храм назвали в честь святого благоверного князя Александра Невского. Выбор пал на него, поскольку предполагалось, что храм будет окормлять военнослужащих. К 2007 году новый храм был построен. Примечательно, что архитектура воссоздает образ древнерусского зодчества, а в росписи на стенах церкви изображены фрагменты Невской битвы и Ледового побоища. http://stav26.livejournal.com/454475.html Попытки устройства храма на Ташле имеют давнюю историю. С самого начала заселения местности остро ощущалась нехватка православной церкви, но активные действия по ее устройству начались только в шестидесятые годы XIX века. В 1867 г. жители Ташлы составили прошение, в котором говорилось о желании иметь храм неподалеку от старого кладбища, где похоронены их предки, а также павшие воины. Церковь предполагали освятить во имя святых равноапостольных Константина и Елены. Был составлен проект, но строительство так и не началось. Второй раз жители обратились с прошением о строительстве храма Рождества Пресвятой Богородицы в 1883 г. уже на новом месте. Под строительство был отведен крупный участок, а инженер Кнорре составил проект, но попытка вновь оказалась безуспешной.

http://sobory.ru/article/?object=14046

Марта 7 (20) Преподобномученица Евдокия (Синицына) Составитель священник Максим Максимов Преподобномученица Евдокия (Синицына) родилась в 1879 году в селе Тропарево Можайского уезда Московской губернии. Она подвизалась в Князь-Владимирском женском монастыре Московской епархии до 1929 года, когда монастырь был закрыт. Эта обитель находилась в 25 верстах от Москвы, при сельце Филимонках. Она была основана в 1890 году княгиней СвятополкЧетвертинской, и во время пребывания здесь монахини Евдокии в ней подвизалось около 100 сестер, имелось два каменных храма: Троицкий и Успенский. После закрытия монастыря послушница Евдокия осталась жить в домике в Филимонках, в котором проживала вместе с родственницей Татьяной Жуковой, тоже ранее жившей в монастыре, имевшей больную мать. Евдокия ухаживала за больной старушкой, а Татьяна работала. Иногда Евдокия выезжала в Москву, встречалась с другими монахинями. Одна из них проживала на Малой Грузинской улице. В январе 1938 года некий коммунист, живший в этом же доме, написал на Евдокию в НКВД донос. 25 января была выписана справка на арест послушницы, где в качестве обвинения значилось: «После закрытия монастыря Синицына совместно с другими лицами проводит в деревне контрреволюционную работу, направленную на срыв мероприятий партии и правительства. Распространяет церковную литературу, внушает религиозные убеждения, вовлекает в круги церковников молодежь и детей.» Доносчик был вызван на допрос, где рассказал следователю, что послушница Евдокия «распространяет церковную литературу, внушает религиозные убеждения, вовлекает в кружки церковников, особенно резкую работу она ведет среди молодежи и детей, благодаря чему многие выходят из комсомола. Синицына вместе с другими монашками ходят по районам, где расположены военные заводы и другие промышленные пункты, где особенно ведут свою агитационную работу. возможно, ведут шпионскую работу. Эта группа располагает большими средствами, но источник их я не знаю (возможна связь с заграницей). Синицына приезжала в Москву с целью подорвать выборы, распространяла контрреволюционные слухи. лично меня старалась вовлечь в свою организацию, давала церковную литературу, старалась отклонить меня от правильного пути. во время проводимой коллективизации вела разлагательскую работу, благодаря чему очень многие вышли из колхозов.»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Месяцеслов с Богом святым всего лета Призывание помощи Духа Святого на всякое доброе дело Благослови венец лета благости Твоея, Господи. Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти, Блаже, души наша. Месяц март 1/14 Преподобномученицы Евдокии (ок. 160–170). Преподобного Мартирия Зеленецкого (1603). Тропарь преподобномученице Евдокии Илиопольской, глас 8 Правостию умною душу твою привязавши в любовь Христову,/тленных и красных и временных забытием претекла еси,/яко Слова ученица,/пощением страсти первее умертвивши,/страдальчески второе врага посрамила еси./Тем Христос сугубых венцев сподоби тя,/славная Евдокие, преподобная страстотерпице,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 4 Во страдании твоем добре подвизавшися,/и по смерти нас освящаеши чудес излиянии, всехвальная,/верою прибегающий в Божественную церковь твою,/и торжествующе молим тя, преподобная мученице Евдокие,/да избавимся недуг душевных и чудес благодать почерпем. Величание Величаем тя,/страстотерпице Христова Евдокие,/и чтим честное страдание твое,/еже за Христа/претерпела еси. Тропарь преподобному Мартирию Зеденецкому, Великолукскому, глас 2 От юности, Богоблаженне, Христа возлюбив,/отечество оставил еси/и, всех мирских мятежей уклонився,/в тихое пристанище пречестныя обители Богоматерни достигл еси;/отнюдуже уведев непроходную пустыню,/крестовидною зарею показаную,/желательне ю обрел еси/и, в ней вселився,/иночествующих собрал еси,/и сих ученьми своими, яко лествицею восходною на Небо,/трудолюбно тщался еси возводити к Богу,/Емуже молися, Богомудре Мартирие,/даровати душам нашим велию милость. Кондак, глас 8 Отечества, преподобне, и всего мирскаго мятежа уклонитися возжелел еси,/и, в пустыню вселився,/тамо во блаженнем безмолвии жестокое житие показал еси,/и чада послушания и смирения в нем возрастил еси./Сего ради, дерзновение стяжав ко Святей Троице,/еже молитися, Богоблаженне, о нас, чадех своих, ихже собрал еси,/и о всех правоверных, да зовем ти:/радуйся, отче Мартирие, безмолвия пустыннаго любитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Новогорбово. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кирпичная, оштукатуренная приходская церковь, заложена в 1758 г., закончена в 1760-х гг., в стиле барокко, на средства князя С.И. Кольцова-Мосальского. Основу двухэтажного здания составляет двусветный одноглавый четверик церкви, перекрытый сомкнутым сводом, на котором поставлена декоративная главка. С запада к нему примыкают небольшая трапезная и колокольня, составленная из трех кубических ярусов. С севера и юга церковь охватывают крытые двухэтажные галереи. Декоративное убранство выдержано в духе барокко, стены первого яруса рустованы. Верхняя церковь Смоленская, нижняя - во имя преподобной Евдокии. Частично сохранились старые росписи. Передана верующим. Находится в тяжелом техническом состоянии, возобновлены нерегулярные богослужения, ремонт не ведется. С сайта " Храмы Подмосковья " http://50rus.hramy.ru/ В писцовых книгах Рузского уезда Кремичевской волости 1625 и 1626 гг. написано: " За Богданом Алексеевым, сыном Голохвастовым, старинная вотчина отца его, пустошь, что была деревня Горбово " . Она была после населена вновь и названа сельцом, которое в 1705 г. принадлежало жене князя Федора Никитича Приимкова-Ростовского. Здесь построена была вновь церковь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы владелицей села Горбова княгиней Ириной Тимофеевной, вдовой князя Фёдора Никитича Приимкова-Ростовского. 1706 г. июля в 25день записано в книге Патриаршего казенного приказа, что выдан антиминс в Рузский уезд в вотчину княгини Ирины Тимофеевны в новопостроенную церковь во имя " Одигитрии Пресвятыя Богородицы " . Село Горбово, по церкви, имело также название Одигитриевское. В 1770 г. село находилось во владении князя Ивана Михайловича Кольцова-Масальского, а затем у сына его Александра, а от него продано в 1792 г. графу Сергею Петровичу Салтыкову. Ныне существующая каменная церковь построена в 1758 г. тщанием приходского помещика Ивана Михайловича Кольцова-Масальского. Она была двухэтажной. Придельный зимний храм преподобномученицы Евдокии размещался в подклете, в летний храм Смоленской иконы Божией Матери вели две лестницы, размещённые по двум сторонам колокольни (в советское время разрушены). С трёх сторон храм окружали галереи, которые позднее, при его расширении, превратились в наружные стены. В 1861 г. вокруг храма была устроена деревянная ограда. Помещицей села Горбова была тогда госпожа Пашкова. Она пожертвовала лес на столбы для ограды.

http://sobory.ru/article/?object=06546

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 25 февраля (10 марта) Преподобномученица Мстислава (Фокина) Преподобномученица Мстислава родилась 23 марта 1895 года в сельце Малое Уварово Бо яркинской волости Коломенского уезда Московской губернии в семье отставного ефрейтора Семёна Ивановича Фокина и его супруги Евдокии Сергеевны. Через день после рождения, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, она была крещена в приходской Рождества Богородицы церкви и наречена Марией в честь преподобной Марии Египетской. Крестил ее священник Иоанн Соловьев, отец священномученика Александра, родившегося на полгода раньше Марии и так же, как и она, претерпевшего мученическую кончину на Бутовском полигоне.  В сельце у Семёна Ивановича был свой земельный надел, но поскольку он, работая на коломенском заводе, сам крестьянством не занимался, то сдавал этот надел в аренду. Мария окончила сельскую школу и с 1908 года стала работать на шелкокрутильной фабрике в Коломне, где девочки в те годы начинали работать с четырнадцати лет. Однако из-за болезни матери она в 1913 году оставила работу на фабрике и всецело посвятила свое время и силы уходу за матерью. После кончины родителей Мария поселилась у братьев.  Наступила новая эпоха, когда многие показали себя людьми, не верующими в Бога, некоторые вступили в Коммунистическую партию и стали гонителями Церкви. Вступили в партию и братья Марии. Это явилось причиной, из-за которой Мария в 1923 году покинула их дом. Теперь она помогала в храме, зарабатывая на жизнь шитьем одежды и стиркой белья. В это время она приняла твердое решение посвятить всю свою жизнь служению Богу. Отправившись впоследствии в город Ижевск, она 15 апреля 1930 года в Никольском храме была пострижена в монашество с именем Мстислава. После пострига она вернулась в Коломну и снова стала прислуживать при храме.  На праздники она нередко отправлялась молиться в Иоанно-Богословский монастырь, расположенный в Рязанской области в селе Пощупово. Одна из жительниц села предложила монахине Мстиславе поселиться у нее и предоставила ей свободною комнату. После этого монахиня Мстислава стала ежедневно посещать монастырский храм, где сохранялось уставное богослужение и был монахами организован хор, регентом которого стал местный священник. 

http://fond.ru/kalendar/278/mstislava/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010