Сегодня в обители возрождено несколько мастерских. С 1996 года действует иконописная мастерская; ее основное направление - возрождение канонической византийской иконописи. Пять сестер-иконописцев приняты в Союз художников России. В швейной мастерской создаются вышитые облачения, иконы, хоругви, а также предметы для украшения быта. Певческое послушание возрождает византийские и древнерусские традиции пения. Ново-Тихвинский женский монастырь многое связывает с Императорской фамилией. Обитель была образована Высочайшим Указом Императора, строилась при поддержке Императорского дома; царственные особы не раз посещали монастырь и делали щедрые пожертвования. В 1896 году Императору Николаю II был преподнесен в дар его парадный портрет, выполненный насельницей монастыря монахиней Емилианой. В 1918 году сестры стали одними из последних, кто оказал помощь Царской Семье, находящейся под арестом в Екатеринбурге: послушницы носили им продукты. Ныне в обители глубоко почитают Царственных Страстотерпцев. Именно здесь написаны иконы для покаянного екатеринбургского Храма-на-Крови. При монастыре действует православная гимназия, носящая имя Царственных Страстотерпцев. С первых лет своего существования монастырь воспитывал малолетних сирот. Сестры учили их чтению и письму, прививали навыки к молитве и добродетельной жизни. В 1865 году при монастыре был официально открыт приют для девочек. В 2001 году приют возрожден и назван в честь Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Феодоровны. Сегодня в монастырском приюте тридцать воспитанниц от трех до двенадцати лет; девочки учатся по программе православной гимназии, занимаются спортом, игрой на музыкальных инструментах. Сердце приюта - домовый Свято-Елизаветинский храм, куда воспитанницы каждый день приходят на молитву. Необычная икона находилась в Ново-Тихвинской обители в конце XIX века. На ней была изображена Божия Матерь в одеянии игумении, стоящая в небе над монастырем. Живописец изобразил обитель на иконе с точностью до мелочей: видны даже узоры на ограде и колокола на отдаленной колокольне. Ныне эта икона хранится у настоятельницы Туринского Свято-Николаевского монастыря игумении Елисаветы.

http://pravoslavie.ru/30631.html

Тема «Москва в жизни великой княгини Елисаветы Феодоровны» стала центральной на IX ежегодных Свято-Елизаветинских чтениях, посвященных преподобномученице Елисавете Феодоровне Алапаевской. На заседании выступили президент Государственной академии славянской культуры (ГАСК), доктор философских наук И.К.Кучмаева, преподаватели ГАСК – В.Ф.Козлов, В.И.Мельник, А.К.Коненкова. В рамках работы конференции «Церковная жизнь», посвященной 90-летнему юбилею восстановления Патриаршества на Всероссийском церковном Соборе 1917-1918 годов, состоялись подиумные дискуссии на темы: «Единство Церкви. Преодоление разделения в диаспоре, укрепление единства на каноническом пространстве Московского Патриархата, культура церковной дискуссии по спорным вопросам»; «Насущные проблемы церковной жизни. Духовное окормление, свидетельство в обществе, отношение со светским миром»; «Реализация Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви». В рамках конференции «Церковная жизнь», посвященная 90-летнему юбилею восстановления Патриаршества, прошла дискуссия «Единство Церкви. Преодоление разделения в диаспоре, укрепление единства на каноническом пространстве Московского Патриархата, культура церковной дискуссии по спорным вопросам» прошла на выставке-форуме «Православная Русь – к Дню народного единства». В дискуссии приняли участие архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Русская Зарубежная Церковь), архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий, священнослужители, представители общественности и средств массовой информации. О современном положении дел в Русской Церкви за рубежом после восстановления единства внутри Поместной Русской Православной Церкви рассказал архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк. «Несмотря на то, что некоторые члены Русской Зарубежной Церкви не приняли воссоединения и ушли в раскол, мы верим, что эти трудности со временем будут преодолены», – убежден Владыка Марк. По мнению архипастыря Зарубежной Церкви, подобные разделения стали следствием нежелания некоторых священнослужителей работать со своей паствой, вести разъяснительный диалог, раскрывающий значение подписания Акта о каноническом общении. «Однако на этом фоне, ­ – отметил архиепископ Берлинско-Германский Марк, ­­– мы видим, с каким воодушевлением совершается единение в остальной части Русской Зарубежной Церкви».

http://pravoslavie.ru/24668.html

Участники молитвенного шествия помолились в женском монастыре преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны и затем направились в мужской монастырь в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской по пути, по которому везли на мученическую смерть великую княгиню Елисавету Феодоровну, инокиню Варвару и князей Дома Романовых. В обители крестоходцы посетили Нижнеселимскую шахту — место гибели Алапаевских мучеников — и остановились на ночлег. На второй день пути, 16 сентября, участники крестного хода преодолели путь в 27 километров до села Рычково Свердловской области, где в храме святителя Николая Чудотворца приняли участие во всенощном бдении. Крестным ходом идут около 70 человек из Краснодара, Петербурга, Москвы, Тюмени, Перми, Ижевска, Республики Марий Эл, Татарстана, а также со всего Урала; среди них три священника, иноки и инокини. Всего участникам за 10 дней предстоит пройти 180 километров по Старо-Верхотурскому тракту от Алапаевска до Верхотурья через села Рычково, Махнево и Меркушино. Таким образом, шествие пройдет по трем епархиям — Алапаевской, Серовской и Екатеринбургской — и завершится в Верхотурье 24 сентября, в канун дня памяти праведного Симеона. Организаторы крестного хода из Общества святителя Николая Чудотворца приглашают всех желающих пройти по старинному маршруту. «Всех, кто собирается на праздник перенесения мощей святого праведного Симеона, приглашаем присоединиться к нашему крестному ходу в любой его точке и прийти туда вместе с нами и разделить наши радость, наши усилия, наши труды, и мы все верим, что получим достойное воздаяние за наши усилия. Мы молимся за вас, а вы помолитесь за нас, пожалуйста», — сказал организатор Симеоновского крестного хода О.В. Морозов, исполнительный директор уральского православного патриотического общества во имя Николая Чудотворца. Присоединиться к молитвенному шествию можно в любой точке пути. Подробное расписание маршрута крестного хода размещено на сайтах Симеонова-тропа.рф , svnikolay.ru , где также опубликованы памятка для участников, описание маршрута, история возрождения пешего паломничества и ссылки на фильмы о предыдущих Симеоновских крестных ходах.

http://patriarchia.ru/db/text/5691562.ht...

Господу было угодно, чтобы тела Великой княгини и инокини Варвары, разделившей участь свой настоятельницы, были доставлены в Иерусалим. Сегодня от их святых мощей во множестве совершаются чудеса исцелений и помощи верующим по их молитвам. 31 марта 1992 года, в первый день заседаний Архиерейского собора, по докладу Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия было принято решение о канонизации Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Так начался процесс общецерковного прославления новомучеников и исповедников российских, пострадавших в годы революционной смуты и послереволюционного террора. Канонизация Великой княгини Елисаветы Феодоровны стала одной из скреп, способствовавших объединению двух ветвей Русской Православной Церкви. Одним из первых шагов к их сближению стала встреча В.В. Путина с членами Синода РПЦЗ 25 сентября 2003 г., в ходе которой Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Лавр передал президенту России в дар икону преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны с частицей ее мощей и благословил его этой иконой. В 2004-2005 годах два ковчега с частицами мощей преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары посетили многие регионы России, стран СНГ и Балтии, где им поклонились миллионы людей. По словам ныне почившего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, «длинные очереди верующих к мощам святых преподобномучениц – это ещё один символ покаяния России за грехи лихолетья, возвращения страны на исконный исторический путь». Сегодня именем Великой княгини названы многие монастыри и храмы в России, Белоруссии, на Украине, в Германии. Восстанавливаются места, связанные с ее жизнью, деятельностью и мученической кончиной – Марфо-Мариинская обитель милосердия в Москве, храм Спаса Нерукотворного Образа в Усово, монастырь в Алапаевске и др. Общественные организации – сестричества, фонды, общества, носящие имя Елисаветы Феодоровны, — возрождают традиции миссионерской, просветительской и благотворительной деятельности.

http://pravmir.ru/princessa-prepodobnomu...

26 декабря митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Божественную литургию в соборе, где совершалось молитвенное поклонение православного Смоленского Смоленска мощам новомучениц. Возможность приложиться к святыне также получили православные жители стран Балтии. 28 декабря ковчег с честными останками преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары был привезен в столицу Латвии. На железнодорожном вокзале Риги вагон-храм с мощами встречали священнослужители в праздничном облачении, сестры Троицкого Рижского монастыря и жители города во главе с митрополитом Рижским и всея Латвии Александром. Святыню перенесли в кафедральный Рождественский собор, в котором к тому времени собралось более 5 тысяч верующих. " Великая княгиня прибыла в Ригу во второй раз, впервые она побывала здесь в 1910 году. Уже тогда жители Риги называли ее земным ангелом за великое милосердие и подлинное следование вере Христовой " , - сказал митрополит Александр в архипастырском слове по окончании молебна, совершенного перед святыми мощами. В течение трех дней и двух ночей в Рождественском кафедральном соборе Риги открыт круглосуточный доступ к останкам алапаевских мучениц. Следующей остановкой станет Вильнюс, куда храм-вагон прибудет в последние дни уходящего года. Святыня будет открыта для поклонения в соборе Виленского Свято-Духова монастыря до 3 января 2005 года. В канун Нового года состоится всенощное бдение, а утром 1 января - литургия в Свято-Духовом соборе, которую возглавит митрополит Виленский и Литовский Хризостом. Святыня посетит также Клайпеду и Каунас. Затем крестный ход продолжит свой путь дальше на запад - в Калининград. В ходе завершающего этапа великого Крестного хода с мощами святых преподобномучениц перед честными останками Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары смогут помолиться жители стран Средней Азии. Фоторепортаж: (щелкните мышью для увеличения) Фото: Православие.Ru 30 декабря 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/12304.html

Предстоятель Русской Православной Церкви посетил мужской монастырь Новомучеников и исповедников Церкви Русской близ Алапаевска (Каменская епархия), построенный рядом с Нижне-Селимской шахтой, куда в ночь на 18 июля 1918 года были сброшены живыми великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, инокиня Варвара (Яковлева), великий князь Сергей Михайлович, князья императорской крови Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, князь Владимир Палей и Федор Ремез. Патриарх совершил чин великого освящения храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери на территории монастыря и возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме. После Литургии предстоятель посетил женский монастырь в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны в Алапаевске, где совершил чин малого освящения новопостроенного храма в честь святой преподобномученицы Елизаветы. Затем Патриарх осмотрел экспозицию музея в Напольной школе Алапаевска. В музее, торжественное открытие которого состоялось 14 июля с.г., представлены мемориальные предметы, связанные с алапаевскими пленниками. После посещения музея Патриарх Кирилл прибыл в Свято-Троицкий кафедральный собор г. Алапаевска, где обратился со словом к верующим, а также осмотрел склеп за алтарем собора — место первоначального погребения преподобномученицы Елисаветы и с ней пострадавших. В ночь c 16 на 17 июля, в сотую годовщину расстрела царской семьи, глава РПЦ возглавил Литургию перед Храмом-памятником на Крови в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в Екатеринбурге. Помост был установлен на площадке перед вратами нижнего храма, где находится «Царская комната» — придел в честь святых Царственных страстотерпцев, возведенный на месте убиения Царской семьи. По завершении Литургии предстоятель Русской Церкви возглавил традиционный Царский крестный ход от места мученической кончины святых Царственных страстотерпцев и их верных слуг до монастыря святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма (расстояние — 21 км). В шествии приняли участие 100 тысяч человек.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

С 23 июля до 3 августа выставка «От милосердия к святости», посвященная жизни и деятельности великой матушки, как называли Елизавету Федоровну в народе, будет экспонироваться в выставочной галерее рижского Дома Москвы. Как сообщила пресс-секретарь Латвийской Православной Церкви Оксана Дементьева, сразу после открытия выставки состоится презентация 45-минутного документального фильма Нины и Валентина Маргевичей «Возвращение», рассказывающего о жизни, вере и мученической смерти преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. Великая женщина любви Великая княгиня Елизавета Фёдоровна и великий князь Сергей Александрович Она блистала на великосветских балах и… собственноручно перевязывала гнойные раны бедняков, не способных заплатить за лечение. Она была тонким ценителем поэзии, живописи, музыки и… не боялась площадной брани обитателей Хитрова рынка – одного из самых злачных и криминальных мест Москвы. У нее было все – красота, любимый муж, положение в обществе, почет, деньги, дорогие украшения, наряды, но после трагической гибели супруга она спрятала свою красоту под скромное одеяние настоятельницы обители труда и милосердия. На выставке можно увидеть редкие архивные фотографии женщины уникальной судьбы, сравнить которую в мировой истории, на мой взгляд, не с кем. Вот принцесса Гессенская Элла (будущая великая княгиня Елизавета Федоровна) и ее сестры стоят рядом с бабушкой – английской королевой Викторией, давшей имя целой эпохе. Вот фотография, где Элла, родившаяся в небольшом немецком городке Дармштадте 1 ноября 1864 года, запечатлена в кругу семьи. Она была второй дочерью великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и великой герцогини Алисы. В семье было семеро детей, среди которых и младшая сестра Эллы Алиса (Аликс), ставшая последней российской императрицей Александрой Федоровной, супругой Николая II. Именно мать, которая умерла, когда Элла отметила свое 14-летие, научила своих детей любви к людям и состраданию ко всем нуждающимся в нем. Глядя на прекрасные детские лица Эллы и Алисы, воспитанных в традициях Протестантской Церкви, зная, что, переселившись в Россию, они разделили со своими мужьями не только славу и радость, но и великую скорбь, и мученическую кончину, понимаешь, что необыкновенная духовная и физическая красота была дарована им свыше.

http://pravoslavie.ru/3463.html

Первые десять лет в Джорданвилле я работала на монастырском кладбище – сажала цветы, убирала могилы. Владыка Лавр благословил меня еще заниматься и шитьем. Места для мастерской не было, и первые свои изделия я шила в одной из комнат монастырской гостиницы. Достали старый подрясник, распороли его и по нему сделали выкройку. Шитье и по сей день является моим основным послушанием. Позже к нам пришли другие сестры. Кто-то остался, другие разъехались по монастырям Америки и Европы. – Чьей идеей было назвать общину именем преподобномученицы великой княгини Елисаветы? – Это решение приняли мы с матушкой Иоанной. Наш духовник, нынешний настоятель Свято-Троицкого монастыря архимандрит Лука, написал икону нашей будущей святой покровительницы. И в монашестве владыка Лавр дал мне имя Елисавета в честь святой великой княгини Елисаветы. Интересно, что имя Елисавета было моим вторым именем в Германии до принятия мною Православия. Но об этом никто не знал. Так что я очень обрадовалась, что наречена в честь преподобной Елисаветы Феодоровны, тем более что великая княгиня была моей соотечественницей. – Как давно вы стали заниматься фотографией? – Серьезно – года три назад. Но для меня это не было неожиданным. Я всегда любила природу, цветы. Дома в Германии у нас был большой сад, где я время от времени делала любительские снимки на пленку. В миру и в монастыре моим увлечением была также живопись, но занятие это отнимает довольно много времени, а его как раз всегда и не хватает. А на фотографии сразу виден результат. И еще мне всегда нравилось, что фотография позволяет запечатлеть моменты, которые в жизненной суете проходят мимо нас: в потоке дел мы просто не замечаем окружающую красоту. В нашей семье все в той или иной степени увлекаются фотографией. Младшая сестра – фотограф со стажем, папа снимает любительские кинофильмы. Года три назад отец подарил мне профессиональную цифровую камеру, и я тоже начала фотографировать. Вот на днях я взяла камеру и вышла в наш сад. А мне говорят, что день серый, и ничего хорошего у меня не получится. Но фотографии, выполненные в технике макро, позволяют проявить удивительные краски весны: ярко-красные, розовые, нежно-зеленые, солнечно-желтые… И это несмотря на хмурый, пасмурный день.

http://pravoslavie.ru/31419.html

Страстная пятница, 17 апреля, началась для нас с посещения Гефсиманского сада – одного из заповеднейших евангельских уголков Иерусалима. Здесь со Своими учениками любил отдыхать Господь. В самой старой части сада сохранились древние маслины, которые видели Спасителя, слышали Его голос, шаги. Здесь же стоит храм, что воздвигли над камнем, прожженным Его слезами в последнюю ночь перед предательством Иуды. Здесь Сын Человеческий молил Отца в минуту борения: «Да минует Меня чаша сия»… Храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины / Главной достопримечательностью Гефсимании является нарядный семиглавый русский храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. С особым трепетом я переступала его порог, потому что хорошо знала, что под этими сводами находятся мощи святой, которую я особенно люблю и почитаю, – великой княгини преподобномученицы Елисаветы Феодоровны Романовой. Несколько лет назад мне попала в руки книга с ее житием и акафистом. В духовном настрое этой замечательной женщины, которую еще при жизни многие называли земным Ангелом, нашлось многое, что было мне очень близко. У меня с детства также явилось желание помогать страждущим, больным, обиженным, поэтому еще со школы я посещала детские дома, старалась, как умела, помогать людям обездоленным, немощным. Когда прочитала, что в Иерусалиме в храме Марии Магдалины покоятся мощи Великой Матушки, то еще тогда подумала с затаенной надеждой: вот бы когда-нибудь явилась возможность побывать у этой святыни! Господь услышал мои воздыхания, так что можно представить, с каким благоговением и трепетом подошла я к храму, а затем к мощам своей любимой святой. Паломников у раки не было, так как большинство из них пошли подавать записки на поминовение, покупать сувениры и свечи. Только хотела я приложиться к раке, как кто-то тронул меня за плечо. Обернувшись, увидела монахиню средних лет, которая мягко спросила: – Тебе нужно маслице от Елисаветы Феодоровны? Вот, возьми, – и подала мне три сосуда, закрытых красными крышечками. Затем монахиня погасила три свечи, горевшие на большом подсвечнике возле раки, молча протянула их мне и быстро удалилась.

http://pravoslavie.ru/70063.html

Она глубоко изучила жизнь диаконис из Кайзерсверта, одного французского римско-католического объединения, а также деятельность «малых сестер любви» в Лондоне. Неслучайно английский дипломат сэр Самуэль Гоар, делясь впечатлением о Марфо-Мариинской обители, отметил, что она напомнила ему «англиканские сестричества» (иподиакон Николай Тон). Великая княгиня Елизавета Федоровна Действительно, творческое усвоение того, что имел западный мир, всегда было характерно для России, для русской культуры. У Великой княгини, которую злые языки звали «немкой» и «англичанкой» — у любимой внучки королевы Виктории, была русская душа. Неслучайно жители Московского «дна» — Хитровки звали ее «сестрой Елизаветой» или «Матушкой» — а полиция тем не менее предупреждала ее, что на Хитровке ее безопасность не может быть гарантирована. Ее убили не на Хитровке… Она знала, что жизнь ее – не в руках полицейских, а в руках Христа. Деятельность Марфо-Мариинской обители «ставила перед собой цель, трудом сестер, а также иными возможными средствами, в соответствии с духом истинного христианства, помогать больным и бедным и оказывать поддержку и утешение бедствующим и пребывающим в заботах и страдании». Елисавета Феодоровна в лазарете В интерьере обители преобладал белый цвет, в убранстве использовался ситец светлых тонов. Сестры носили специально сшитые для них светлые длинные платья и белые апостольники, напоминавшие одеяние св. Елизаветы Тюрингской. Этот цвет напоминает нам теперь о белых ризах, которые получают от Христа мученики – так случилось в двадцатом веке, когда тосковавшие по мученичеству за Христа люди, такие, как сщмч. Вениамин, получили исполнение своей радости… Елисавета Феодоровна Истинное монашество и истинная мартирия – вот образ подвига преподобномученицы Елизаветы. Она была близка к своим сестрам, как основательница одного из первых женских монастырей, преп. Макрина, сестра Василия Великого и Григория Нисского. Как и св. Макрина, она не видела в сестрах рабынь, крепостных. Она всегда брала на себя все самое сложное – проводить ночи с умирающими, ассистировать при трудных операциях, уговаривать опустившихся родителей отдать ей на воспитание своего мальчика или девочку, чтобы их не засосал жуткий омут Хитровки – и перебирать картошку с сестрой, которой все отказались помочь.

http://pravmir.ru/prepodobnomuchenica-el...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010