26 сентября 2021 года в 8.00 бесплатные автобусы заберут желающих принять участие в 10-м Елисаветинском крестном ходе от станции «Павшино» и метро «Молодежная» (выход из первого вагона от центра). В 9.00 у Спасского храма села Усово состоится встреча епископа Одинцовского и Красногорского Фомы. Паломники, прибывающие, на личном транспорте, смогут оставить машины на парковке у делового центра (Рублево-Успенское шоссе, 100). В 9.30 в Спасском храме села Усово начнется Божественная Литургия, которую возглавит епископ Одинцовский и Красногорский Фома, а затем автобусы доставят паломников к храму Ильи Пророка в село Ильинское. Отсюда в 12.30 начнется движение Крестного хода с переправой через Москву-реку, во время которой состоится чтение акафиста святой преподобномученице Великой Княгине Елисавете Феодоровне. Далее крестоходцы проследуют к школе, основанной Императрицей Марией Александровной в Усово, где совершат остановку для чтения Святого Евангелия. Крестный ход завершится общей молитвой святым преподобномученицам Великой Княгине Елисавете Феодоровне и крестовой сестре Варваре у Спасского храма села Усово. А затем гости и паломники смогут принять участие в благотворительной акции «Белый цветок», которая впервые пройдет в Подмосковье. Её открытие состоится в 15.30 на площади перед Спасским храмом села Усово. Все собранные средства будут направлены в помощь семьям с тяжело больными детьми Одинцовского и Красногорского городских округов.  Всем желающим по традиции будет предложена бесплатная трапеза (полевая кухня), выступление военного духового оркестра. Паломники смогут посетить экскурсию по выставке Фонда ЕСПО «Врачеватели душ и телес», посвященную духовникам и врачам общин сестер милосердия под покровительством Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны и 150-летию со дня рождения протоиерея Митрофана Сребрянского (преподобноисповедника Сергия), духовника Марфо-Мариинской обители милосердия. В 16.45 в театре Православного просветительского центра «Усово-Спасское» состоится камерный концерт творческого объединения «Вместе с квартетом» под руководством заслуженного артиста России Владимира Бальшина. В 18.00 в Спасском храме села Усово начнется всенощное бдение в честь праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Для желающих уехать обратно в Москву в 18.00 и в 19.30 к Спасскому храму села Усово будут поданы автобусы.

http://radonezh.ru/2021/09/21/10-y-elisa...

После революции в усадьбе Усово был организован дом отдыха. Спасский храм закрыли в 1932 г., после смерти о. Константина Махаева. К 1940 г. сняли колокола, снесли верхний купол и колокольню, а когда началось массовое строительство государственных дач, здание церкви было перестроено под жилое помещение. В 2004 г. храм был отреставрирован с элементами реконструкции. Ныне он является домовой церковью резиденции Ново-Огарёво. В 1995 г. среди жителей с. Усово образовалась инициативная группа, начавших заботиться о возвращении храма. В 1996 г. зарегистрирован Усовский приход. По молитвам прихожан в 2004 г. историческую церковь Спаса Нерукотворного Образа в с. Усово восстановили в прежних архитектурных формах и в ней возобновились службы. Из-за месторасположения в границах резиденции Ново-Огарево полноценная жизнь прихода не представлялась возможной. После усердных обращений церковной общины было принято решение о строительстве нового храма. В 2009–2010 гг. при попечении Председателя Правительства РФ В. В. Путина в селе Усово был построен новый Спасский храм. 30 мая 2009 г. состоялась закладка нового церковного здания, а 5 июля 2010 года — первая Божественная литургия. Церемонии закладки и освящения нового храма совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Современное состояние [ править править код ] Современный храмовый комплекс построен по проекту архитектора В. Н. Ижикова и состоит из церкви, Водосвятной часовни, Дома причта и Православного просветительского центра «Усово-Спасское». Центром комплекса является четырехпрестольный храм во имя Спаса Нерукотворного Образа, высота его — более сорока метров. Храм может вместить более 250 человек. В его внешнем облике — гармоничных пропорциях, стати и мощи белокаменного силуэта — воплощены традиции древнерусского храмового зодчества. Престол верхнего храма освящен в честь Спаса Нерукотворного Образа, престолы нижнего: центральный — в честь Державной иконы Божией Матери, боковые: южный — в честь священномученика Сергия Махаева, сына последнего настоятеля и сподвижника Великой княгини Елисаветы Феодоровны; северный — в честь Преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, хозяйки исторического имения «Ильинское-Усово». Автор концепции внутреннего убранства храма и алтарных икон — выдающийся современный иконописец архимандрит Зинон (Теодор). Переосмыслив наследие ранневизантийского церковного искусства VI—IX веков, он создал уникальный интерьер храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасский_храм_...

Заседание завершилось обсуждением Плана основных мероприятий программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия. К 100-летию со дня основания обители», а также проекта Положения о Попечительском совете программы. В рамках выполнения программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия. К 100-летию со дня основания обители» уже осуществлен вывод мастерских реставрационного центра им. Грабаря из Покровского храма и установлен Поклонный крест на территории Марфо-Мариинской обители. В ближайшее время планируется выпустить брошюру «Краткое житие преподобномученицы Елисаветы и акафист» и издать книгу «Великая княгиня Елисавета Феодоровна в воспоминаниях современников». В издательстве Марфо-Мариинской обители готовится переиздание книги «Марфо-Мариинская обитель милосердия» (под редакцией Великой княгини Елисаветы). Также выйдут в свет книги «Покровский храм» (о храме обители в честь Покрова Пресвятой Богородицы, построенном по новгородским и псковским образцам архитектором А.В. Щусевым и расписанном художниками Н.В. Несторовым и П.Д. Карелиным), «Мученики христианского долга» (воспоминания игумена Серафима (Кузнецова) о преподобномученице великой княгине Елисавете), «Молитвослов для родителей», «Молитвы матери». На лето 2007 г. намечено проведение выставки фотографий и переписки Великой княгини Елисаветы, а также детского праздника для воспитанников детских приютов. 23 февраля 2009 года будет отмечаться 100-летие со дня официального открытия Марфо-Мариинской обители милосердия. Возрождение Обители во всей многогранности ее деятельности и полноте духовной жизни, созданной ее основательницей Великой Княгиней Елизаветой Федоровной, сегодня актуально как никогда. В настоящее время возникла острая необходимость укреплять традиционное самосознание народа, развивать духовно-нравственные ценности в обществе. Воссоздание Марфо-Мариинской обители как Всероссийского центра милосердия должно стать в этих условиях одним из важнейших направлений совместной деятельности Церкви и государства.

http://patriarchia.ru/db/text/196314.htm...

2 ноября делегация из России посетит памятные места, связанные с жизнью гессенских принцесс. Гости проследуют «Императорским маршрутом», объединяющим памятные места посещений и паломничеств представителей Российского императорского дома, который фонд «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» активно развивает в Германии. Справки по вопросам участия представителей СМИ в Елисаветинских днях в земле Гессен по тел.: +7 (903) 140-63-77, e-mail: press.espo-fond@mail.ru (Мария Подъяпольская). Патриархия.ru По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и при поддержке Министерства иностранных дел РФ и Правительства Москвы, при участии Министерства культуры РФ и Института всеобщей истории РАН 31 октября 2019 года Фонд содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» (ЕСПО) проведет II сессию XXII Елисаветинско-Сергиевских чтений. В рамках чтений состоится Международная научная конференция «Гессенские принцессы. Традиции воспитания и образования в России и Германии. 1840-1918», которая пройдет в зале «Kurhaus Christian-zais-saal» города Висбаден, являющегося административным центром земли Гессен (Германия). Начало в 10.00. В мероприятии примут участие ведущие историки, архивисты, писатели, представители государственной власти и научного сообщества, музеев России и Германии. Событие приурочено к 155-летию со дня рождения преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. XXII Елисаветинско-Сергиевские чтения посвящены традициям воспитания и образования в России и Германии, которым следовали выдающиеся представительницы императорского дома Романовых, — супруга императора Александра II императрица Мария Александровна, супруга императора Николая I императрица Александра Федоровна и супруга московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича великая княгиня Елисавета Феодоровна. Благодаря их активной просветительской и благотворительной деятельности во второй половине XIX — начале XX века на российскую почву были привнесены западноевропейские принципы воспитания и образования и соединены с российскими традициями, что способствовало возникновению новых уникальных форм и направлений образовательной деятельности, воспитания и попечения о детях. Августейшие благотворительницы в своих семьях следовали принципам, прививаемым в учреждениях, которые находились под их покровительством: наряду с получением трудовых и профессиональных навыков, воспитанники учились труду и молитве, особое внимание уделялось развитию творческих способностей, укреплению христианской веры и любви к Отечеству.

http://patriarchia.ru/db/text/5521070.ht...

Начиная с лета 1994 года по благословению Епископа Екатеринбургского Никона начинает строить небольшой деревянный Храм-Часовню на Вознесенской горке. Поскольку в РПЦ МП Царская Семья не была ещё официально прославлена, Престол решили посвятить сестре Царицы - уже канонизированной к тому времени в России Преподобномученице Великой Княгини Елизавете. Со времени постройки этого маленького Храма на Вознесенской горке в ночь с 16 на 17 Июля на протяжении уже девятнадцати лет стала совершаться Божественная Литургия. При поддержке правящего Архиерея А.М.Верховский активно участвовал в зарождении традиции первоначально малочисленных ночных Царских Крестных Ходов от деревянного Храма-на-Крови до Ганиной Ямы. В Июле-Августе 1995 года в замечательном очерке «Будущее России: проблема понимания» А.М.Верховский четко сформулировал Русскую Идею: «это первоверховенство православного нравственного начала во всех отраслях и проявлениях жизни: государственной, общественной, семейной». В духовном отношении Екатеринбург продолжал оставаться городом трудным, в котором действовали сатанинские и богоборческие группировки, предпринимавшие различные тайные акции по осквернению Святынь. До 2000 года община под руководством Анатолия Михайловича Верховского восстанавливала поруганные Кресты, сломанные купола и Кресты храма-часовни Святой Преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, активно участвовала в движении за официальное прославление убиенных членов Царской Семьи. В Январе 1998 года после восьми лет тщательных исследований он точно установил месторасположение шахты N 7, на краю которой пережгли « кости Царя... в известь » (Амос. 2, 1): там изрубленные тела Царственных Мучеников уничтожали огнем и серной кислотой. На этом месте А.М.Верховским был установлен металлический православный Крест, а через два года после Соборного прославления Святых Царственных Мучеников в Сентябре 2000 года в Ганиной Яме был заложен монастырь Святых Царственных Страстотерпцев, и Святое Место вскоре посетил Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Там Первосвятитель России в сослужении с Екатеринбургским Архиепископом Викентием совершил Молебен Августейшим Святым у поклонного Креста возле шахты N 7, где теперь возведен главный храм обители.

http://ruskline.ru/analitika/2014/06/03/...

На богослужении присутствовали председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий, депутат Государственной Думы ФС РФ А.Г. Ярошук, старший вице-президент, финансовый директор ПАО ГМК «Норильский никель» С.Г. Малышев, председатель Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» А.В. Громова, художественный руководитель Московского Губернского драматического театра народный артист РФ С.В. Безруков. Богослужение также посетили члены Попечительского совета Благотворительного фонда имени равноапостольного князя Владимира, организовавшие принесение мощей святителя Спиридона Тримифунтского в Россию: председатель Попечительского совета фонда В.Е. Бабий и член Попечительского совета Г.В. Дюмин. За Литургией молились заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству , настоятельница  Зачатьевского ставропигиального женского монастыря   игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница Марфо-Мариинской обители игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородицкого Житенного женского монастыря в Осташкове Тверской области игумения Елисавета (Евдокимова), настоятельница Свято-Троицкого женского монастыря в с. Ташла Ставропольского района Самарской области игумения Варвара (Ястребова), настоятельница Спасского женского монастыря г. Ульяновска (Симбирска) игумения Сергия (Вотрина), сестры милосердия, учащиеся Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, учащиеся Елизаветинской гимназии при Марфо-Мариинской обители, многочисленные прихожане и паломники. Богослужебные песнопения исполнил хор Марфо-Мариинской обители (регент Л.В. Липчанская). На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес клирик Марфо-Мариинской обители священник Тихон Кречетов.

http://patriarchia.ru/db/text/5280822.ht...

Тесно соприкасаясь с обстоятельствами этого путешествия, невольно поражаешься тому, как все в нем, оказывается, взаимосвязано. Дважды на этом пути Великая Княгиня своими честными останками встретилась с теми Угодниками Божиими, святым мощам которых она поклонялась еще при жизни. В 1902 году она присутствовала на торжественном прославлении и обретении мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского. В год 250-летия со дня рождения Небесного покровителя Белогорья, в канун главных юбилейных торжеств ковчег с ее десницей был выставлен для поклонения в том самом храме, где ныне почивают мощи святителя Иоасафа. В 1914 году настоятельница Марфо-Мариинской обители внесла значительную лепту в подготовку празднества канонизации святителя Питирима, просветителя Тамбовской земли, а затем совершила паломничество к его мощам. Девяностолетняя годовщина прославления святителя Питирима вновь оказалась отмечена ее благодатным присутствием на Тамбовщине. В 1903 году вся Царская семья, а с нею и Елисавета Феодоровна присутствовала на торжествах по случаю прославления в лике святых великого подвижника и молитвенника Земли Русской преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Именно здесь Великой Княгине впервые был представлен орловский священник Митрофан Сребрянский, впоследствии принявший на себя служение духовника Марфо-Мариинской обители. Общеизвестно, что Саровский старец появился на свет двести пятьдесят лет назад в семье курского купца Исидора Мошнина. И, конечно, промыслительно, что в этот юбилейный год родной город батюшки Серафима принял у себя доставленную из Иерусалима святыню. Промыслительно и то, что местом постоянного пребывания главного ковчега с десной рукой преподобномученицы Елисаветы стал Знаменский кафедральный собор Знаменской обители, возведенной в честь и для хранения прославленной Курской-Коренной иконы Божией Матери. Эта икона, вывезенная из страны во время гражданской войны, являлась Одигитрией Русского Зарубежья и чтится нашими православными соотечественниками за границей. Чтится также, как честные останки преподобномучениц Елисаветы и Варвары - единственные целые нетленные мощи во всей РПЦЗ: после революции русским эмигрантам были доступны только небольшие мощевики, сохранившиеся в посольских церквах. Православные куряне не теряют надежды на то, что чудотворный Лик Заступницы рода христианского вновь вернется к ним.

http://pravoslavie.ru/248.html

12.00 — 16.00 — Закрытие кинофестиваля «Ласточки России». Конференц-зал Храма-на-Крови. 17.00 -Всенощное бдение в храме во имя Святого Преподобного Сергия Радонежского в монастыре в честь Святых Царственных Страстотерпцев возглавляет Правящий Архиерей. 17.00 — Всенощное бдение в Свято-Троицком Архиерейском подворье Алапаевска совершает митрофорный протоиерей Иоанн Агафонов. 18 июля (вторник) 09.00 — Божественную литургию в монастыре во имя Новомучеников Российских на месте мученической кончины преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары совершает Правящий Архиерей в сослужении духовенства Екатеринбургской епархии. 15.00 — Театральная постановка в 2-х действиях: «Святая Екатерина» (литературные чтения), «Воскресение Господне» (по духовным стихам русских поэтов). Православный театр-лаборатория драматического искусства имени Михаила Чехова (ул.Ленина, 69/8). Художественный руководитель Наталья Мильченко. 19.00 — Концерт духовной музыки. Конференц-зал Храма-на-Крови. 23 июля (воскресенье) 14.00 — Торжественное закрытие Международной православной выставки-ярмарки «От покаяния к воскресению России». Крестный ход от места проведения выставки (ДИВС «Уралочка») до Храма-на-Крови. В дни фестиваля «Царские дни» в Екатеринбурге будут работать музеи, организуются паломнические экскурсии. МУЗЕИ 15.07 — 16.07 — Литературно-мемориальный дом-музей Д.Н. Мамина-Сибиряка, экскурсия " Дорога к храму " . Ул. Пушкина, 27 15.07 — 16.07 (с 13 до 15 часов) — Областной краеведческий музей. Экскурсии " Уральская икона " , " Зарождение Екатеринбурга " . Ул. Малышева, 46. Музей Невьянской иконы. Ул. Толмачева, 21. Музей изобразительных искусств. Ул. Воеводина, 5. ЭКСКУРСИИ 12.07 — 19.07 Автобусные экскурсии «Храм-на-Крови — Ганина яма». Экскурсии по Храму-на-Крови и по монастырю в честь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме. 15.07 и 17.07 с 9 до 19 часов, 16.07 круглосуточно — Работа информационной паломнической службы, информационный стол находится в Храме-на-Крови.

http://patriarchia.ru/db/text/118477.htm...

24 июня 1913 года о. Кирилл посвящен был на монастырской службе в сан иеродиакона преосвященным Георгием, епископом Калужским и Боровским. В Летописи Скита отмечались служения иеродиакона Кирилла. Например, во время приезда в Оптину Пустынь Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, будущей святой преподобномученицы. Она приехала 27 мая 1914 года. Как было отмечено в журнале «Кормчий», на Литургии обязанности протодиакона исполнял старший иеродиакон о. Кирилл, который, при скромном голосе, благообразной и благородной наружности, производил приятное впечатление и немало способствовал торжественности богослужения». 30 мая Елисавета Феодоровна выехала в Шамординский монастырь. Там была торжественная встреча и потом богослужение, в котором участвовал также приехавший сюда с оптинскими иеромонахами о. Кирилл. В 1916 году он был переведен наконец в любимый им Скит, в который всегда стремился. Здесь, в особенной молитвенной тишине, углубился о. Кирилл в духовное делание. Новое его послушание (кроме очередных служений в храме) было – «библиотекарь и учитель». Очевидно, он помогал малограмотным или вовсе неграмотным послушникам и монахам из крестьян осваивать церковнославянскую грамоту. Кроме того, ему поручено было вести скитскую Летопись, заменить отправившегося на фронт инока Александра Аваева. Записи о. Кирилла в Летописи (он вел их до мая 1917 года) особенно интересны и чем-то напоминают записи, делавшиеся о. Варсонофием в его послушническую пору – в 1900–1902 годах. Крайне мало сохранилось вообще писаний о. Кирилла, поэтому мы здесь приведем несколько наиболее выразительных отрывков. «Апреля 2. Воскрешение Лазаря. Скит посетил Князь Константин Константинович, сын почившего Великого Князя Константина Константиновича (Романова). Высокий гость уклонился от встречи и подобающего его положению приема и, пробывши в монастыре держал себя в полной неизвестности. Когда же это по нынешним строгим условиям военного времени, коих обязаны держаться гостиницы, сделалось невозможно, то Князь убедительно просил сохранить его имя в тайне и относиться к нему как и ко всякому богомольцу. В Скиту сделаны были все приготовления к торжественной встрече, но последняя была отменена в виду указанных причин, и Князь был в Скиту запросто: осмотрел Скит, был в храме и у старцев. Смирение, благоговение, искренняя религиозность и простота – достойны удивления».

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

24 ноября 1982 года он проснулся около трех часов ночи и ощутил сильное благоухание. Взглянув на образ Пречистой, он заметил на нем капли влаги и подумал, что это стекает масло из лампады. Но, вытирая их, он с изумлением обнаружил, что благоухание исходит именно от них. Ему стало ясно, что это - благовонное миро. С тех пор икона мироточила постоянно, за исключением Страстной седмицы. Через икону милостью Божией совершилось множество чудесных исцелений: были избавлены от болезни парализованный юноша и человек, страдавший раком позвоночника, ребенок с тяжелым рахитом, от которого отказались врачи, и многие другие. Но Иосиф не раз говорил, что самым великим чудом мироточивой иконы было то, что она подвигала людей к покаянию. Протоиерей Виктор Потапов, настоятель Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне, в своей проповеди сказал: " Многострадальные православные народы окружают икону Вратарницы высоким почитанием отчасти потому, что сама она многострадальна. Более тысячи лет назад дерзкий воин ударил мечом по Ее Пречистому лику, и из образовавшейся раны потекла кровь. Это было первое зримое человеческими очами чудо иконы. Второе знамение было духовного свойства: пораженный чудом воин принес сердечное покаяние, оставил иконоборческую ересь и принял монашество. 24 ноября 1982 года хранимый братом Иосифом список Иверской Афонской иконы явил первое чудо - мироточение. Второе ее знамение выразилось в покаянии множества людей " . Хранитель иконы Иосиф верил, что истечение мира было связано с прославлением Русской Зарубежной Церковью новомучеников Российских. Особенно почитал он преподобномученицу Великую княгиню Елисавету Феодоровну. Французский историк Жан Бэс, лично знавший Иосифа, рассказывает: " Однажды, зайдя к нему в мастерскую в обители Богородицы Леснинской (русский монастырь в Нормандии. - В.В.), я ощутил какой-то неизвестный аромат, отличавшийся от благоухания мира. Я сказал об этом Иосифу, а он в ответ указал мне на икону святой Елисаветы Феодоровны с частицей ее мощей. И добавил: " Великая княгиня и мученица была здесь перед самым вашим приходом... Она посещает меня время от времени. Видите, у меня есть ее мощи. Иногда они благоухают после ухода Великой княгини " " .

http://zavet.ru/kalendar/bm/iver-004.htm

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010