«Молитвами преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны да благословит Господь то дело, начало которому она положила», — выразил надежду Святейший Патриарх. «Невольно вспоминаются слова древнего пророка: " время разрушать и время созидать, время разбрасывать камни и время собирать камни " (Эккл. 3, 3-5). Слава Богу, что мы живем в то время, когда идет созидание, — сказал Предстоятель Русской Церкви. — Марфо-Мариинская обитель милосердия является примером собирания тех " камней " , которые были безумно разбросаны в прошлом». Владимир  Якунин, обращаясь к участникам торжественной церемонии с приветственным словом, подчеркнул, что «восстанавливались не здания в центре Москвы, а восстанавливалась история, восстанавливалось отношение к истории и восстанавливался дух нашей Родины». В свою очередь Юрий Лужков отметил, что все те, кто участвовал в деле возрождения обители, старались сделать эту работу качественно — «на века». К торжествам по случаю открытия Марфо-Мариинской обители милосердия Святейший Патриарх Алексий и сопредседатели программы по возрождению обители подготовили памятные дары — икону преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, серебряную скульптуру Великой княгини, книгу «Милосердия великая подвижница. Восстановлению Марфо-Мариинской обители милосердия посвящается», фотоальбом «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия. 2007-2008» и другие. В.И. Якунин вручил Его Святейшеству копии уникальных архивных документов, относящихся к истории Марфо-Мариинской обители милосердия. После выступления Святейшего Патриарха и сопредседателей программы состоялось награждение активных участников программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия». Поздравительное послание в связи с открытием обители участникам торжеств направил президент России Дмитрий Медведев . 16 сентября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит чин великого освящения Покровского собора Марфо-Мариинской обители милосердия и Божественную литургию.

http://patriarchia.ru/db/text/460481.htm...

По-человечески ее судьба была глубоко трагической, но Божественный промысл, который действует и в судьбах целых народов, и в судьбе Церкви, и в судьбе каждого отдельного человека, распорядился ее судьбой совершенно особым образом. Вряд ли она могла представить, когда ехала в Россию, как закончится ее жизнь. Когда же заканчивалась жизнь Елисаветы Феодоровны, вряд ли она могла представить себе, что сегодня, спустя 150 лет после ее рождения, мы будем вспоминать и прославлять ее как преподобномученицу и нашу небесную покровительницу. Святая великая княгиня Елисавета делала очень много доброго до начала и во время Первой мировой войны, а также в начале гражданской войны, и это ее доброе делание прервалось только тогда, когда она была арестована и вслед за Христом взошла на свою Голгофу. Мы вспоминаем ее как выдающийся образец христианского смирения, христианского доброделания, христианской доброты. В наше время, когда нам порой так не хватает доброго и ласкового слова, когда оскудела в людях любовь, когда нам просто не хватает доброты и человеческого тепла, образ преподобномученицы Елисаветы Феодоровны согревает наши сердца и служит путеводной звездой для всех, кто хочет сегодня повторять ее подвиг и продолжать ее служение». Все присутствовавшие в зале вставанием почтили память великой княгини. Затем состоялся концерт, в рамках которого артист Московского академического театра имени Маяковского Михаил Филиппов и артистка театра «Мастерская Петра Фоменко» Полина Кутепова прочли отрывки из воспоминаний великой княгини Елисаветы и ее переписки с супругом — великим князем Сергеем Александровичем. В концерте участвовали солистка Московской филармонии Катя Сканави (фортепиано) и Академический хор имени Кожевникова. Были исполнены произведения П.И. Чайковского, М.И. Глинки, В.С. Калинникова, Ф. Шуберта, Р. Шумана, С.В. Рахманинова и Д.Д. Шостаковича. В фойе Дома музыки была представлена фотовыставка, посвященная жизни и делам милосердия великой княгини Елисаветы Феодоровны, современной жизни основанной ею обители, а также социальным проектам службы помощи «Милосердие».

http://patriarchia.ru/db/text/3822759.ht...

Контакты для СМИ в местах пребывания святыни: Елисавета Феодоровна Романова, урожденная принцесса Гессен-Дармштадтская (1864-1918)  — великая княгиня Дома Романовых, супруга великого князя Сергея Александровича, старшая сестра последней русской императрицы Александры Федоровны, почетный член и председатель Императорского православного палестинского общества с 1905 по 1917 годы, основательница Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Прославлена Русской Православной Церковью в лике преподобномученицы в 1992 г. Родилась в 1864 году в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году вышла замуж за великого князя Сергея Александровича Романова и стала российской княгиней. Елисавета Феодоровна в совершенстве выучила русский язык и после нескольких лет размышлений приняла Православие. Много занималась благотворительностью: посещала больницы, тюрьмы, детские приюты. В 1905 году от бомбы террориста Ивана Каляева погиб ее супруг. Несмотря на то, что убийца не раскаялся, великая княгиня подала Николаю II прошение о помиловании, которое тот отклонил. В 1909 году она купила на Большой Ордынке участок земли и открыла там Марфо-Мариинскую обитель, назвав ее в честь святых жен-мироносиц Марфы и Марии. На участке расположились два храма, лечебница, аптека с бесплатными лекарствами для бедных, детский приют и школа. Через год насельниц монастыря посвятили в звание крестовых сестер любви и милосердия, а Елисавету Феодоровну возвели в сан настоятельницы. Во время Первой мировой войны великая княгиня помогала формировать санитарные поезда, отправляла солдатам лекарства и походные церкви. В 1918 году Елисавету Феодоровну арестовали и отправили в ссылку на Урал — в город Алапаевск. За матушкой последовали сестры милосердия Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. 18 июля 1918 года заключенных — Елисавету Феодоровну, сестру Варвару и нескольких членов семьи Романовых — отвезли к деревне Синячихи. Там, на заброшенном руднике, их избили прикладами винтовок и сбросили в шахту живыми. После того как белогвардейцы заняли Алапаевск, тела были извлечены из шахты, и было обнаружено, что некоторые жертвы жили и после падения, умирая от голода и ран. При этом рана князя Иоанна, упавшего на уступ шахты возле великой княгини Елисаветы Феодоровны, была перевязана частью ее апостольника.

http://patriarchia.ru/db/text/4883926.ht...

Отец не дал Элле желаемого ответа, но сообщил в письме, что ее решение причиняет ему боль, и что он не может дать благословения. Елизавета Феодоровна, несмотря на свои переживания, не поколебалась в решении стать православной христианкой: «…Моя совесть не позволяет мне продолжать в том же духе – это было бы грехом; я лгала все это время, оставаясь для всех в моей старой вере… Это было бы невозможным для меня продолжать жить так, как я раньше жила… Даже по-славянски я понимаю почти все, хотя никогда не учила этот язык. Библия есть и на славянском, и на русском языке, но на последнем легче читать… Ты говоришь…, что внешний блеск церкви очаровал меня. В этом ты ошибаешься. Ничто внешнее не привлекает меня, и не богослужение – но основа веры. Внешнее только напоминают мне о внутреннем… Я перехожу из чистого убеждения, чувствую, что это самая высокая религия и что я сделаю это с верой, с глубоким убеждением и уверенностью, что на это есть Божие благословение». 25 апреля, в Лазареву субботу было совершено Таинство Миропомазания Великой княгини Елизаветы Феодоровны с оставлением ей прежнего имени, в честь святой праведной Елизаветы – матери святого пророка Иоанна Предтечи. После Миропомазания император Александр III благословил невестку иконой Нерукотворенного Спаса, с которой Елизавета не расставалась всю жизнь и с ней на груди приняла мученическую кончину. После убийства мужа в 1905 году Елизавета Феодоровна посвятила себя Господу. Она отреклась от светской жизни и продала свои драгоценности. Вырученные средства были направлены на создание Марфо-Мариинской обители , а часть из них была отдана в казну и родственникам. 18 июля 1918 года, на следующий день после расстрела царской семьи, Великая княгиня Елизавета Феодоровна вместе с келейницей Варварой и великими князьями была сброшена большевиками в шахту под Алапаевском и закидана гранатами. 31 октября 1918 года Белая армия заняла Алапаевск. Когда останки убитых были извлечены из шахты, обнаружили, что некоторые жертвы жили и после падения, умирая от голода и ран. При этом рана князя Иоанна, упавшего на уступ шахты возле Великой княгини Елизаветы Феодоровны, была перевязана частью ее апостольника. Местные крестьяне рассказывали, что несколько дней из шахты доносилось пение молитв.

http://azbyka.ru/way/svjataja-prepodobno...

Но Господь положил мне на сердце, что будет на этом месте святая обитель. И потому, как тоже напомнила нам сейчас игумения, я твердо ударил посохом по земле и сказал, что здесь будет святое место. И вот, по милости Божией, благодаря огромным трудам игумении Елисаветы, которой удалось к строительству этой обители подключить очень многих добрых людей, — все это делалось благодаря ее авторитету, ее влиянию, ее способности работать с людьми, — сегодня мы видим эту процветающую обитель, и даже епархиальное собрание будет проходить в этих стенах. Я хотел бы поблагодарить Вас, владыка Серафим, за ту поддержку, которую Вы оказываете матушке Елисавете и этой святой обители». В дар обители Предстоятель Русской Церкви передал икону святого равноапостольного князя Владимира. Насельницам были вручены иконки святого князя Владимира с Патриаршим благословением. Игумения Елисавета преподнесла Его Святейшеству икону святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба. Затем в сопровождении настоятельницы обители Святейший Патриарх Кирилл посетил монастырский храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского и ознакомился с ходом строительства храма в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы. В здании музея великой княгини Елисаветы Феодоровны и святых Царственных страстоперцев Святейший Патриарх Кирилл провел собрание духовенства Калининградской епархии . По окончании епархиального собрания Предстоятель Русской Церкви посетил храм святого праведного Иоанна Кронштадтского в г. Славске. Елисаветинский женский монастырь расположен в ста километрах от Калининграда в живописном месте близ поселка Приозерье Славского района Калининградской области. Начало строительства монастыря было положено в г. Калининграде на ул. Полецкого, д. 24, где ныне находится монастырское подворье. В 1999 году здесь был заложен храм в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы. 5 января 2003 года митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, ныне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, храм был освящен.

http://patriarchia.ru/db/text/4271288.ht...

Предстоятель Русской Православной Церкви посетил мужской монастырь Новомучеников и исповедников Церкви Русской близ Алапаевска ( Каменская епархия ), построенный рядом с Нижне-Селимской шахтой, куда в ночь на 18 июля 1918 года были сброшены живыми великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, инокиня Варвара (Яковлева), великий князь Сергей Михайлович, князья императорской крови Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, князь Владимир Палей и Федор Ремез. Святейший Патриарх совершил чин великого освящения храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери на территории монастыря и возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме. После Литургии Святейший Владыка посетил женский монастырь в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны в Алапаевске, где совершил чин малого освящения новопостроенного храма в честь святой преподобномученицы Елисаветы. Затем Предстоятель осмотрел экспозицию музея в Напольной школе Алапаевска. В музее, торжественное открытие которого состоялось 14 июля с.г., представлены мемориальные предметы, связанные с алапаевскими пленниками. После посещения музея Святейший Патриарх прибыл в Свято-Троицкий кафедральный собор г. Алапаевска, где обратился со словом к верующим, а также осмотрел склеп за алтарем собора — место первоначального погребения преподобномученицы Елисаветы и с ней пострадавших. В ночь c 16 на 17 июля, в сотую годовщину расстрела Царской семьи, Святейший Владыка возглавил Литургию перед Храмом-памятником на Крови в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в Екатеринбурге. Помост был установлен на площадке перед вратами нижнего храма, где находится «Царская комната» — придел в честь святых Царственных страстотерпцев, возведенный на месте убиения Царской семьи. По завершении Литургии Предстоятель Русской Церкви возглавил традиционный Царский крестный ход от места мученической кончины святых Царственных страстотерпцев и их верных слуг до монастыря святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма (расстояние — 21 км). В шествии приняли участие 100 тысяч человек.

http://patriarchia.ru/db/text/5239420.ht...

Духовник Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря схиархимандрит Авраам (Рейдман) представил доклад «Схиигумения Магдалина (Досманова) — " светильник на свещнице " в годы гонений». Схиигумения Магдалина (Досманова) возглавляла Ново-Тихвинский монастырь в 1897-1919 годах и после его закрытия продолжала духовно руководить сестрами, оставаясь для них матерью и наставницей. Монашеская община вокруг матушки Магдалины существовала вплоть до ее кончины. Матушка почила в 1934 году, предсказав свою кончину, и была погребена на кладбище около Иоанно-Предтеченского храма — одного из немногих открытых городских храмов. Более 85 лет почивавшая вне родной обители, матушка Магдалина с 2021 года покоится у алтаря главного монастырского храма — собора святого Александра Невского. Игумен Иероним (Миронов), наместник Николаевского Верхотурского мужского монастыря, выступил с докладом «Житие и духовное наследие преподобноисповедника Иоанна (Кевролетина): уроки для современных монашествующих». Преподобноисповедник Иоанн (Кевролетин) служил на многих приходах Екатеринбургской епархии , был насельником Николаевской Верхотурской обители — единственным из братии Николаевского монастыря, после ссылок и лагерей вернувшимся в Верхотурье и проживавшим в этом городе до самой кончины. Летом 1993 года его мощи были обретены и перенесены в Верхотурский Николаевский монастырь. У Преображенского храма находится некрополь, где похоронены настоятели монастыря, среди этих могил находится и могила преподобноисповедника Иоанна с неугасимой лампадкой. В 2000 году иеросхимонах Иоанн (Кевролетин) прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Русской Церкви, в 2010 году его имя было включено в Собор Екатеринбургских святых. 30 декабря 2020 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла мощи преподобноисповедника Иоанна Верхотурского (Кевролетина) впервые были выставлены для поклонения в Крестовоздвиженском соборе Николаевского монастыря.  О жизни преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны рассказал игумен Моисей (Пилатс), наместник мужского монастыря Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Алапаевске. Тема доклада — «Евангельская концепция Марфы и Марии в жизни преподобномученицы великой княгини Елисаветы». 

http://patriarchia.ru/db/text/6084330.ht...

В первый день конференции также прозвучал доклад протоиерея Сергия Вогулкина, заведующего кафедрой медицинской психологии Уральской медицинской академии, о расцвете сестринского служения в начале XX века и о состоянии церковного социального служения в начале XXI века. Настоятель храма преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны г. Екатеринбурга иерей Василий Байшев рассказал о сходствах и отличиях внутреннего уклада жизни и внешнего служения сестер в Марфо-Мариинской обители и в современном приходском сестричестве. Руководитель отдела социального служения Екатеринбургской епархии и духовник Свято-Пантелеимоновского сестричества протоиерей Евгений Попиченко выступил с докладом «Сестра и сестричество: подготовка, общинная жизнь, профилактика выгорания, плоды служения». Об образе сестры милосердия на основе проведенного ранее опроса рассказала руководитель информационной службы социального отдела Екатеринбургской епархии Светлана Кислова. На конференции была организована работа секций по направлениям: «Помощь паллиативным и тяжелобольным людям», «Помощь многодетным и малоимущим семьям», «Помощь старикам и инвалидам», «Помощь детям», «Информационное сопровождение деятельности сестер милосердия: привлечение новых сестер и ресурсов». В рамках секционных заседаний старшие сестры Свято-Пантелеимоновского сестричества милосердия поделились своим опытом служения по разным направлениям. 28 октября в Алапаевске у поклонного креста на месте убиения великой княгини Елисаветы Феодоровны состоялся чин посвящения в сестры милосердия 12 сестер. Диакония.ru /Патриархия.ru за темою Специальный центр Крымской митрополии доставил 14 тонн помощи в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (от 12 апреля 2024 года) [Стаття] 85 больничных добровольцев Кинешемской епархии посетили зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (от 11 апреля 2024 года) [Стаття] Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с масштабным наводнением на Урале и в ряде регионов Сибири : та звернення] Приходы Северодонецкой епархии передают помощь в больницы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5298900...

Сегодня монастырский комплекс включает в себя: Памятный Крест над шахтой, где произошло злодеяние, 4-этажное кирпичное здание (с храмом, алтарь которого освящен во имя Новомучеников Российских и совмещенный с ним Братский корпус), Часовню во имя св. прпмц. Вел. Кн. Елисаветы, входные врата (двое) и хозяйственные постройки. Монастырь проводит миссионерскую деятельность в г. Алапаевске и прилегающем к нему районе. Во многих деревнях и поселках возрождены и вновь созданы приходы. Братия монастыря осуществляют хозяйственную деятельность, обеспечивая продуктами себя и, по возможности, помогая малоуимущим людям. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] В монастырском храме пребывают привезенные из Иерусалима частицы нетленных мощей святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары. Также на территории обители находится святой источник «Романовский» . Престольные праздники [ править править код ] Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской – 7 фев­ра­ля (25 ян­ва­ря), в слу­чае сов­па­де­ния это­го чис­ла с вос­крес­ным днем; или в ближайшее к 7 февраля воскресенье, в случае несовпадения Как добраться [ править править код ] Адрес: Свердловская область, Алапаевский район, с. Верхняя Синячиха Как добраться до Алапаевска: Алапаевск расположен в 150 км от областного центра — Екатеринбурга. Между этими городами налажено хорошее транспортное сообщение. Доехать можно электричкой, либо автобусом или маршрутным такси, интервал движения которых составляет один час. Автобусы и маршрутки отправляются с Северного и Южного автовокзалов Екатеринбурга. Как добраться до монастыря: Из Алапаевска с автовокзала отправляется автобус 103. Чтобы попасть в монастырь Новомучеников Российских нужно выйти на остановке «Монастырь». Паломнику [ править править код ] Где остановиться [ править править код ] Паломники размещаются в женском монастыре преподобномученницы Елисаветы Феодоровны по факту своего приезда. При себе необходимо иметь документы, удостоверяющие личность.

http://azbyka.ru/palomnik/Алапаевский_му...

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Максима Атаманова, клирика храма св. апостола Иакова Заведеева, что в Казенной слободе г. Москвы, в сан иерея. По окончании богослужения игумения Елисавета (Позднякова) приветствовала Святейшего Патриарха: «Вся история нашей обители проходила под покровительством московских первоиерархов. Митрополит Владимир (Богоявленский), в то время митрополит Московский и Коломенский, принимал активное участие в разработке устава и чина посвящения сестер Марфо-Мариинской обители. Он же освящал этот храм. 7 мая 1918 года, когда уже надвигалась буря на Русскую Православную Церковь, в тот день, когда основательница нашей обители великая княгиня Елисавета Феодоровна ступила на свой крестный путь, Святейший Патриарх Тихон служил здесь молебен и несколько часов беседовал с сестрами. Он еще не знал, что через несколько часов великую княгиню арестуют, и она больше никогда не вернется в эту обитель. В 1992 году поруганную и истерзанную обитель согрел своим попечением  Святейший Патриарх Алексий II . Вы, Ваше Святейшество, освящали второй раз этот храм. И сегодня, в такой торжественный день, Вы опять с нами. Для нас это особенно дорого». Игумения Елисавета преподнесла Его Святейшеству картину с изображением Марфо-Мариинской обители. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с  Первосвятительским словом . В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал вышитые покровцы и воздух. Затем Святейший Владыка посетил музей Марфо-Мариинской обители, где осмотрел экспозицию «Милосердие в истории. Русский вклад. От Крымской войны до Великой», приуроченную к 150-летию со дня рождения великой княгини Елизаветы Федоровны и 150-летию подписания Женевской конвенции Красного Креста. Выставка рассказывает об истории возникновения международной организации Красный Крест и деятельности Российского общества Красного Креста, об истории общин сестер милосердия в России и их служении в тылу и на фронтах Крымской, Русско-турецкой, Русско-японской и Первой мировой войн, а также о деятельности православных капелланов.

http://patriarchia.ru/db/text/3825024.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010