К 1000-летию крещения Руси рядом с Никольским храмом, в Пороховой башне, устроен придельный храм в честь Преподобномученика Корнилия, Игумена Псково-Печерского. Освящен в 1986 году. Над входом в Никольскую башню находится икона Божией Матери «Одигитрия». В XVII веке, когда однажды ночью в монастырь ворвался шведский отряд, игумен с братией, готовые к смерти, вынесли навстречу неприятелю чудотворную икону Божией Матери «Одигитрия». На врагов напал страх, и они обратились в бегство… Далее начинается «Кровавый путь», связанный с мученической кончиной оклеветанного Игумена Корнилия от руки царя Иоанна Грозного. Монастырское предание говорит о том, что сразу же после убиения святого Игумена Корнилия грозный царь раскаялся и на руках пронес тело мученика до Успенского собора, обагрив невинной кровью путь своего шествия… Псково-Печерский монастырь посетили многие цари и царицы Российской империи. Например, императрица Анна Иоанновна в 1732 году. Монастырское предание говорит о том, что в день приезда императрицы неожиданно выпало огромное количество снега, и Анна Иоанновна вынуждена была продолжить своё путешествие на санях… А карета оставлена ею в память о визите в стенах Псково-Печерской обители. Таким образом земная царица поклонилась Царице Небесной - Божией Матери. Лазаревский храм [ править править код ] Господь наш Иисус Христос в удостоверение всеобщего воскресения мертвых воскресил святого Лазаря, который уже четыре дня лежал во гробе… При храме святого святителя Лазаря четверодневного, друга Божия, находится монастырский Лазарет, в котором проходят лечение братия и проживают старенькие монахи. В Лазаревском храме старцы читают Неусыпаемую Псалтирь. Святой колодец [ править править код ] Вода святого колодца имеет целебные свойства. Здесь совершается несколько раз в году водосвятный молебен. Святую воду увозят с собой паломники. Олимпийский чемпион Михаил Иванов свидетельствует о том, что принимал Крещенскую воду во время гонки на 50 км и выиграл золотую олимпийскую медаль в 2002 году в Солт-Лейк Сити (США). Знаменитый научный фильм о структуре воды подтверждает положительное действие на жизнь и здоровье человека святой воды… Божия Матерь не случайно именуется «Живоносный источник»… На Успенской площади [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Фотопаломничес...

Перед нами расположен древний Успенский собор Псково-Печерского монастыря, освященный в 1473 году. В этом храме находится главная святыня монастыря чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Успенской». Здесь на площади под открытым небом совершают торжественное Богослужение накануне Престольного праздника 27 августа. Рядом с Успенским Собором находится вход в пещеры, Богом зданные. Монастырское предание говорит о годе 1232 – открытие входа в пещеры, где подвизались первые монахи во главе с преподобным Марком пустынником… Далее мы видим звонницу XVI века, построенную преподобномучеником Корнилием. Колокола на звоннице очень древние – дар некоторых царей России. Красное здание – монастырская библиотека и ризница – также основаны в XVI веке. В Успенском соборе [ править править код ] Успенский собор ископан в горе в XV веке. Стены и своды собора песчаные, укрепленные кирпичной кладкой. Собор напоминает Гефсиманский храм в Иерусалиме, где была погребена после Своего славного Успения Пресвятая Богородица… Иконостас Успенского Собора пожертвован Российской императрицей Елизаветой Петровной в XVIII веке. Выполнен иконостас в виде евангельской виноградной лозы. Плоды -лики святых. В иконостасе помещена икона Божией Матери, именуемая Умиление Псково-Печерская. По преданию, именно с названной иконой Пресвятой Богородицы совершали крестные ходы в Псков при нашествии Стефана Батория и Наполеона… Пресвятая Богородица услышала молитвы страждущих и оказала Свою всесильную и чудесную помощь псковичам и насельникам обители в названных бедствиях… Рядом с иконостасом находится Царское место и клирос для певчих. Мощи преподобномученика Корнилия принесены в Успенский Собор из Богом зданных пещер в 1690 году. Игумен Корнилий почитается в лике святых Русской Православной Церкви. Перед его святыми мощами служится ежедневно в 6 часов утра Братский молебен. Здесь совершаются и монашеские постриги. Чудотворный образ Успения Божией Матери в житии. Написана сия икона в XVI веке по благословению преподобномученика Корнилия, игумена Псково-Печерского. Множество чудес, по вере приходящих, совершается по сей день от иконы Успение Божией Матери. Особенно - от глазных болезней. С названной святой иконой совершается благодарственный крестный ход в Престольный праздник обители Успение Божией Матери 27-28 августа.

http://azbyka.ru/palomnik/Фотопаломничес...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Псково-Печерский Успенский монастырь, древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и Пимен — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» 8, 2023). Сохраняя традиции Святой Руси Традиция старческого окормления всегда бережно сохранялась в Псково-Печерском монастыре. В XV-XVII столетиях в обители подвизались преподобные Марк, Иона, Васса, Вассиан, Дорофей Югский, преподобномученик Корнилий. Здесь преподобный иеросхимонах Лазарь Прозорливый принял постриг в 1785 году и пребывал безвыходно до самой кончины. Это был замечательный аскет, делатель Иисусовой молитвы, получивший (по образу евангельского Лазаря, друга Христова) таинственный опыт временной кончины, за которой последовало его возвращение к жизни. С XVI по XX столетие Псково-Печерский монастырь неизменно пребывал надежным военным и духовным оплотом Древней Руси, а также России нового и новейшего времени — на ее северо-западных рубежах. В качестве «государевой крепости» обитель выдержала с середины XVI по начало XVIII столетия целый ряд вражеских осад и нападений. В эпоху польской интервенции, шведской экспансии, в годы революции, в период Гражданской и Великой Отечественной войн Псково-Печерский монастырь был защитником для проживавших в этих краях православных русских и эстонцев, одновременно способствуя сохранению чистоты православной веры. В Средневековье Печерская обитель являлась одним из значимых центров иконописи, книжности, летописания. Монастырь был и важнейшим миссионерским центром: силами насельников — в первую очередь преподобномученика Корнилия и его учеников — полиэтническое население окружавших обитель территорий оказалось обращено в Православие. Монастырь объединил вокруг себя и русское население Псковской земли и Печорского края, являясь хранителем и проповедником Христовой истины, осуществляя духовное окормление верующих. Когда эти места находились в составе Эстонского государства (1920-1940), Псково-­Печерский монастырь бережно сохранял и приумножал те традиции Святой Руси, что в тот же самый исторический период — в годы развернувшихся в СССР атеистических репрессий — уничтожались советской властью.

http://pravoslavie.ru/155819.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Год со старцами Псково-Печерского монастыря. 26 июля Псково-Печерский патерик Схиигумен Савва (Остапенко Н.М., 1898-1980) В монастыре отца Савву ждало ответственное послушание благочинного. С первых же дней он предложил по примеру лавры ввести ежедневный братский молебен перед ракой с мощами преподобномученика Корнилия, а после вечернего богослужения ежедневно читать акафисты в храме. Для тех, кто впервые приезжал в Печоры и не был осведомлен об истории обители, он написал книгу «Краткое описание Псково-Печерского монастыря». Так в трудах и молитвах проходили и дни о. Саввы. Не все было гладко у него в монастыре, находились люди, которые не понимали его пастырского служения. Несколько раз о. Савва был даже вынужден некоторое время служить на приходах Псковской епархии, но, несмотря ни на что, он возвращался в обитель, находящуюся под покровительством Пресвятой Богородицы. Почти все книги старца, наставления и поучения направлены к одному: заставить человека задуматься, что он есть раб Божий, и только обратившись целиком к Богу, можно увидеть мир таким, каким тот создан своим Творцом. И тогда, увидев всю силу и благодать Божию, проститься со своей неправильной жизнью и начать новую. Об этом батюшка написал книгу «Плоды истинного покаяния», в которой доступно и просто рассказал о том, что такое исповедь и как к ней нужно готовиться. Как через сокрушение сердца, плач необходимо порывать с грехом, ощущая всю его мерзость. И разве не удивительно, что по кончине схиигумена Саввы 27 июля 1980 г. сотни людей съехались в Печоры для того, чтобы проводить своего дорогого духовного отца в последний путь. Не было человека, соприкоснувшегося с батюшкой, который бы не утешился рядом с ним. Для каждого у отца Саввы находилось слово любви и мудрого наставления. Каким был ваш духовный отец схиигумен Савва? спросили у одного из духовных чад. Он творил любовь, — был ответ. Вот поэтому никогда не угасает лампада на могиле старца в Богом зданных пещерах Псково-Печерского монастыря. И в день Ангела старца, и в день его блаженной кончины, несмотря ни на какие трудности, собираются его духовные чада в святой обители, чтобы вместе с братией монастыря почтить память доброго духовного наставника, чтобы единением духа, в союзе мира, единым сердцем и едиными устами славить Господа, даровавшего им такого дивного пастыря. 26 июля 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/54811.html

Вместе со святым игуменом трудился в обители сподвижник и друг преподобномученика Корнилия старец Вассиан - муж ученый. Какими подвигами испросил и он у Бога для себя венец мученический, неведомо. Кратко о нем воспоминание в летописи. Явно же нам то, что подвигом жизни своей стал он неразлучен со святым игуменом и в вечности, приняв мученическую кончину 20 февраля 1570 года, в один день с преподобномучеником Корнилием. Воспитался в Псково-Печерском монастыре преподобный Дорофей. Будучи в 1615 году уже схимником, он вышел из обители по зову Божию, чтобы на новом месте, на земле Ярославской, посеять драгоценное семя истинной духовности, полученное им в родном монастыре, и основать новый монастырь - Югско-Дорофеевскую обитель - духовное чадо Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря. Господь же прославил Дорофея Югского преподобием как плод Псково-Печерской обители. Преподобный иеросхимонах Лазарь прозорливый постригся в монашество в Псково-Печерском монастыре в 1785 году и подвизался в нем безвыходно до самой своей кончины. Строго подвижническая жизнь старца под покровом смирения вполне известна только Богу, но дар прозорливости он не мог скрыть и от людей. Слава Божия выражалась во всей жизни преподобного Лазаря. И угас он на девяносто первом году жизни, в 1824 году, с " упованием, исполненным бессмертия " . Он жил для Бога, умер за делом Божиим, оставив потомкам пример монашеского жития, преподобием увенчавшегося. И подвиг его жизни определил быть его гробнице рядом с гробницами преподобных основателей монастыря. Жизнь преподобного Лазаря продлилась и после его смерти, сделав смиренного иеросхимонаха небесным покровителем обители, в которой он подвизался. Други наши, нам трудно сейчас представить место сие времен преподобных Ионы и Вассы, трудно представить обитель в период ее зарождения, ту первозданную дикую красоту, когда человек еще только входил в нее, как со-творец своему Творцу и молитвенник Богу. Но вот теперь подвиг трудов и молитв - святая обитель пред взором нашим, и в ней каждый храм, каждое дерево, каждый цветок - плод, Богом благословенный и освященный. Трудники же и молитвенники, все это создавшие, находятся и по сей день с нами здесь, в Богом зданных пещерах. А те из них, кто потрудился паче всех, теперь мощами своими во гробах лежаще, живым помогают. И живые преклоняют главы свои к чудотворным ракам, черпая в них благодатную силу и вдохновение жить в Боге, и с благодарной памятью к подвижникам несут им от своих трудов малый дар - церковь, их покровительству вверяемую.

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/23/...

Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий: «Мы черпаем от русской святости» 7 марта 2007 г. 17:59 В своем интервью Информационной службе Псковской епархии митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий рассказал об истории и о современном положении Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий, глава самоуправляемой Эстонской Православной Церкви из приходских батюшек — редкий случай в Русской Православной Церкви. Ежегодно владыка Корнилий приезжает на день памяти преподобномученика Корнилия в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, где мы и беседовали в той же келье, в которой Владыка жил когда-то юношей. Высокопреосвященнейший Корнилий — уроженец Таллина в пятом поколении, прост и доступен в общении, в чем мы убедились, расспрашивая Владыку. — Со стороны мамы, мои предки по материнской линии занимались в Ревеле огородничеством. Дело шло успешно и разрослось до большой торговли бакалеей. Мой прадед Эпинатьев Алексей Димитриевич широко занимался культурной деятельностью, просвещая население русской культурой, что тогда было достаточно трудно, потому что все управление было сосредоточено в руках немцев, которые так препятствовали, что мой дед учился в немецкой гимназии, потому что русской гимназии в Ревеле в то время не было. У прибалтийского дворянства были с времен Петра I особые права, настолько особенные, что одну девушку эстонку, принявшую Православие, посадили в тюрьму. Вот такие условия были в Российской империи. Несмотря на это, мой прадед организовал в Ревеле музыкальное общество «Гусли» — струнный оркестр, хор, люди общались, русская интеллигенция могла объединяться, а прадед получил Почетное гражданство города Ревеля. Я тоже недавно получил знак Почетного гражданина Таллина. — Так стабильно ваш род присутствует в Таллине. — Да. Мой прадед был женат на певице, немке, правда, ей пришлось бросить это занятие по требованию мужа, но после его смерти, она продолжила торговое дело, которое, впрочем, заметно сократилось, умирали дети. Мой дед — был уже военным морским офицером, когда получил личное дворянство. Сейчас в Эстонии восстановили дворянство у моих внуков (у митрополита Корнилия две дочери и два внука — прим.). Семья моего отца Якобс — была военной, дед, генерал-майор служил в Нарве, где и родился мой отец. И когда была первая Эстонская республика мой отец, Василий Васильевич Якобс, офицер, служил в царской армии, получил эстонский паспорт.

http://patriarchia.ru/db/text/209678.htm...

Житие преподобномученика Корнилия Псково-Печерского Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский Преподобный Корнилий еще в молодых годах оставил мир и начал подвизаться в Печерском монастыре Псковской области; здесь пострижен он в иночество и проводил жизнь строгую, в трудах и молитве. При нем (с 1519 года) распространили в горе храм Успения Богоматери и устроили его с приделом, в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских, а с 1524 года новая храмовая икона Успения Богоматери начала источать исцеления и другия чудеса. В 1529 году блаженный Корнилий облечен был саном игумена новой Печерской обители. В продолжение 40-летнего управления своего он возвысил обитель по всем отношениям. Жизнь его была образцом строгой иноческой жизни, и он старался одушевить ревностию к подвижничеству подчиненных ему иноков. В тогдашнее время случалось, что иные, внося в обитель богатые вклады, дозволяли себе жить в обители не по-иночески, и вклад свой считали за право на жизнь по желаниям испорченнаго сердца. Блаженный Корнилий жил упованием на Господа и не думал поставлять благосостояние обители в зависимость от вкладов; он дорожил высоким значением обители, как училища благочестия, а потому всякаго инока, когда не хотел он жить по иночески, подвергал поправительным мерам, а если тот не приходил в себя, то удалял его из обители, кто бы он ни был. Один из таких изгнанных вкладчиков явился с жалобою к митрополиту Макарию. Митрополит велел отправить его в обитель под строгую эпитимию. Новгородский архиепископ Феодосий писал к блаженному игумену: " Писал к нам святейший господин и отец наш Макарий, митрополит всей России, о вашем Печерском вкладчике старце Савватии, что был он в монастырских службах с мирскими людьми и пал в великие грехи, и что он приходил каяться и плакаться пред тобою о том падении, но ты не принял его на покаяние... Отдайте его доброму старцу под надзор, чтобы жил с правилом и ходил к началу каждой службы, а стоял бы пред церковию каждый день до конца правила, в церковь же не допускайте его. А ты наставляй и учи его по правилам. Ты сам хорошо знаешь писание. Оно говоритъ: если епископ, или игумен, или пресвитер не принимает на покаяние обращающагося от греха, то должен быть извержен " .

http://pravoslavie.ru/1627.html

Преподобномученик Корнилий у Богом зданных пещер «И вот настал долгожданный день, когда песками и бором поехали они в обитель. Когда приехали, вечерело. Росой покрылись травы, и заходящие лучи солнца золотили церковный шатер... После службы в пещерной церкви, когда они шли по тропинке, сквозь тьму пролегавшей между деревьями, юноша отстал от матери, опустился на колени и замер в неописуемом восторге перед величием Творца. Казалось, что свет, все сильнее разливавшийся по небу, широким потоком хлынул ему в душу и наполнил его сердце духовным восторгом и беспредельной молитвой. Корнилий забыл обо всем. Он чувствовал себя наедине с Богом и весь отдался радости этого безмолвного общения. Так бы и стоял без конца... Слезы высочайшей духовной радости струились по его лицу. Мать нашла его потом в траве и понять не могла, почему ее сын улыбался и плакал» . Это первое пребывание в Псково-Печерской обители окончательно решило судьбу преподобного Корнилия. Он навсегда ушел из родного дома в Пскове и принял иноческий образ в Псково-Печерском монастыре. Здесь Корнилий поселился в убогой келлии, спал на досках, покрытых сермягой, вел строгую жизнь. Все свое время он посвящал полезному труду и молитве. Постриг в пещерном храме В 1529-м году Корнилий, служивший образцовым примером богоугодной жизни, был возведен в сан игумена и избран настоятелем монастыря. «Не следует забывать, – пишет в связи с этим один из историков, – что в 1526-м году Макарий, великий церковный преобразователь, твердо уверенный в единстве России, был назначен архиепископом Новгорода. Несомненно, что Псково-Печерский монастырь, находясь под покровительством московских властей, не мог управляться человеком, чьи взгляды расходились бы со взглядами Макария и непосредственного представителя московской администрации по Пскове» . Да и может ли быть иначе? Сам государев дьяк Мисюрь Мунехин, будучи знаком с семьей преподобного Корнилия, продолжал, конечно, встречаться с ним и по его пострижении и мог неоднократно высказывать другим свое авторитетное и лестное мнение о политических взглядах юноши.

http://pravoslavie.ru/137789.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010