Преподобномученик Корнилий Преподобномученик Корнилий (1501–1570) был игуменом Свято-Успенской Псково-Печерской обители с 1529 по 1570 гг. Став игуменом небольшого монастыря с несколькими деревянными постройками и братией числом около 15-ти человек, 28-летний игумен Корнилий начал усиленно трудиться, вознося молитвы к Богу. За время его настоятельства число братии увеличилось до 200 человек, также при нем в обители были построены первые каменные храмы, а с 1558 по 1565 гг. вокруг монастыря была возведена неприступная крепость, почти на два века ставшая преткновением для множества врагов, посягавших на Святую Русь . Игумен Корнилий расширил и украсил обитель, создал в ней обширную библиотеку, иконописную мастерскую. Во Пскове преподобный основал подворье монастыря с каменной церковью в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» . За время его настоятельства число братии увеличилось до 200 человек Помимо благоустройства Псково-Печерского монастыря, преподобный Корнилий занимался и просветительской деятельностью. Он привел к вере и крестил множество язычников, проживавших в окрестных землях. Его деятельность распространилась далеко за пределы обители. Так, во время морового поветрия, бывшего на Псковщине, монахи обители по благословению своего игумена выходили к людям, лечили их, кормили и утешали. Во время Ливонской войны преподобный проповедовал христианство в отвоеванных городах, строил храмы, выхаживал раненых . Много и славно потрудился игумен Корнилий на благо обители и Церкви Христовой. За свою самоотверженную жизнь преподобный сподобился мученической кончины. Когда он вышел с крестом навстречу царю Иоанну Грозному, прибывшему в обитель, тот, разгневанный ложным наветом, выхватил из ножен меч и отсек голову игумена прямо перед воротами монастыря на глазах у всей братии. После убийства царь раскаялся в содеянном, но память о страшном злодеянии преследовала его всю жизнь . За свою самоотверженную жизнь преподобный сподобился мученической кончины Игумен Корнилий был погребен в пещерах в 1570 году, а в 1690-м его мощи были перенесены в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. К этому событию была составлена служба преподобномученику.

http://pravoslavie.ru/144781.html

Цвет образованных русских людей высоко чтил св. Корнилия и любил у него собираться. Среди них был друг князя Андрея Курбского — Муромцев, принявший постриг с именем Вассиан. Впрочем, когда Курбский изменил и перешел на сторону Литвы, св. Корнилий и Муромцев прекратили с ним переписку. Преподобномученик Корнилий составил летопись своего монастыря и другие труды, не дошедшие до нас. Есть сведения, что в одном из них он обличал Грозного за его жестокости. Он занимался миссионерской деятельностью среди местного населения и много помогал ему во время войны с тевтонскими рыцарями. Во время осады русскими Нарвы пьяные немцы бросили в огонь икону Божией Матери. Пламя немедленно сильно вспыхнуло, разгорелся пожар, и русские взяли город. А святая икона и икона святителя Николая были найдены невредимыми под развалинами. Осаждавшим город Феллин (Ливония) св. Корнилий послал святую воду, и, когда ее принесли, в городе вспыхнул пожар, и русские его взяли. В 1570 г. царь Иоанн Грозный, разгромив Новгород, прибыл в Псков (см. 28 февр. — житие св. Николая Салоса; 8 мая — житие прп. Арсения). Преподобномученик Корнилий был среди встречавшего его духовенства. Город царь пощадил, но, прибыв в Псково-Печерский монастырь, он у самых Святых Врат поразил своим жезлом св. Корнилия. Иноки немедленно подняли его и отнесли в пещеру, где он и был погребен. А путь от Святых Врат до пещеры, весь залитый кровью, называется до наших дней Кровавым Путем. Убит был и ученик его, инок Вассиан Муромцев. Преподобномученику Корнилию было тогда 69 лет. Святые мощи его почивают в открытой раке. В 1581 г., во время осады Пскова Стефаном Баторием, инок Дорофей видел на воздухе св. Антония Киево-Печерского, св. равноапостольного князя Владимира, свв. Псковских угодников — князей Всеволода и Довмонта и блаженного Николая Салоса, умолявших Пресвятую Богородицу за осажденный город. Стефан Баторий был вынужден снять осаду и отступить. Икона, на которой изображено это явление, называется Псково-Печерской. • Спасо-Мирожский монастырь находится в черте совр. Пскова. Псково-Печерский монастырь, в котором был настоятелем в течение 41 года прмч. Корнилий, действует на ниве церковного служения до сих пор (Псковская епархия). Преподобный Арсений Новгородский (+ 1570)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрит, в День своей Епископской хиротонии 1 апреля отмечает молитвенно и память преподобного Симеона и преподобной Вассы Псково-Печерских… Это знаменательно… Свято-Успенский Псково-Печерский и Свято-Успенский Святогорский монастыри получили под управлением Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, своё дальнейшее духовное развитие и совершенствование… Высокопреосвященнейшим Евсевием, Митрополитом Псковским и Великолукским, возрождены из руин Савва-Крыпецкий монастырь и Никандрова Пустынь, открыт в городе Пскове Мирожский монастырь… Благочестивые женщины подобно женам-мироносицам служат Христу Спасителю в Его Церкви и в настоящее время. Для тех из них, кто желает достигнуть духовного совершенства в монашеском звании подобно преподобной матери Вассе Псково-Печерской, Владыка митрополит Евсевий открыл женские монастыри: Свято-Троицкий Творожковский (в Струго-Красненском районе), Спасо-Елеазаровский, Рождества Богородицы Снетогорский, Свято-Введенский в селе Владимирец и Казанский в г. Острове… Все виды монашеского жития: в общежитии, пустыни и скиту – возрождены и утверждены трудами и заботами Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрита. Собор преподобных отцов Псково-Печерских В Свято-Успенской Псково-Печерской обители духовного совершенства достигли преподобные Марк, Иона, преподобномученик Корнилий, священномученик Александр, преподобные Вассиан, Дорофей, Лазарь прозорливый, Симеон, преподобная матерь Васса и многие-многие другие подвижники благочестия… Необходимо хотя бы кратко сказать о каждом названном святом на основании монастырского предания. Предание монастырское говорит о том, что преподобный Марк пустынножитель пришёл в Богом зданные пещеры из Киево-Печерской Лавры. С ним было несколько братий. Они устроили храм в пещерах в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, где совершали службу. Лесорубы при порубке леса чудесным образом под вывороченными корнями деревьев обнаружили вход в пещеры, над которым была надпись: «Богом зданная пещера». Как повествует предание, часто охотники из Старого Изборска на сем месте слышали пение, принимали его за пение ангельское и назвали место сие Святой горой. На Святой горе и сейчас находятся камни, возле которых, по преданию, молились Преподобные. Пение во время Богослужения пустынников и было слышно охотникам.

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

Печоры. Успенский Псково-Печерский монастырь. Надвратная церковь Николая Чудотворца. Надвратная церковь Николы Ратного Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца , Корнилия Псково-Печерского Год постройки:Между 1564 и 1565. Архитектор:Петр Заболотный Адрес: Псковская область, г. Печоры, Международная, 5, Успенский Псково-Печерский монастырь Координаты: 57.811083, 27.615278 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Сразу за главными воротами Свято-Успенского Псково - Печерского монастыря находится целый комплекс сооружений, состоящий из Никольской башни, церкви Николы Ратного, двухпролетной звонницы и некогда главных ворот монастыря. Построить церковь над Святыми воротами предложил игумен Корнилий, а воплотил идею в 1564-65 годах архитектор Петр Заболотный. Строили из традиционной в этих местах известняковой плиты. Под каменное крыльцо церкви было сложено оружие для обороны храма. Внутри поставили деревянное изображение Николая Чудотворца во весь рост, с митрой на голове и мечом в руке. Ворота под Никольской церковью долгое время служили главным въездом в монастырь. В настоящее время в храме хранится расписной иконостас, резная икона Николы Можайского, икона конца XVII века с изображением монастыря. Иконостас расписан в 1686-1688 годах тремя иконописцами. В 1986 году в Никольской башне был освящен придел преподобномученника Корнилия. Комплекс Никольского храма в Псково-Печерском монастыре: Никольская башня, надвратная церковь святителя Николая Ратного и малая звонница обители Церковь святителя Николая Чудотворца (1564 год) в Псково-Печерском монастыре представляет собой довольно редкое сооружение для Пскова – во всяком случае, нам пока больше не известны случаи возведения в городе надвратных храмов. Храм Николы Ратного (или Вратаря) пользовался особым почитанием в обители. Он расположен над Святыми вратами – главным входом в монастырь. Слева от церкви находится Никольская башня, имеющая с ней одно перекрытие. Она примыкает к храму двумя торцами своих стен. Крепостные стены с массивными башнями вокруг обители были возведены в 1558-1564 годы. Такой небольшой временной промежуток объясняется необходимостью как можно быстрее превратить монастырь в укрепленную крепость, так как в период Ливонских войн он находился под постоянной угрозой нападения. Некогда небольшая территория между воротами, Никольской и Тюремной башнями была обнесена замкнутой стеной и представляла собой «острог» или «захаб» - внутренний двор, представлявший собой вторую линию обороны

http://sobory.ru/article/?object=01977

V Корнилиевские чтения: дискуссии и выводы 27 февраля — 1 марта в городе Печеры Псковской области состоялись ставшие уже традиционными Православные образовательные Чтения, посвященные памяти преподобномученика Корнилия Псково-Печерского. Уже в пятый раз они проводятся по благословению епископа Псковского и Великолукского Евсевия Свято-Успенским Псково-Печерским мужским монастырем в сотрудничестве с Печорским Православным педагогическим обществом и Печерским районным отделом образования. В этом году на Корнилиевские чтения, посвященные теме «Православная культура и современная школа», собралось более ста пятидесяти педагогов, ученых, психологов из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Пскова и Псковской области, города Печеры и Печерского района. Начало работы было положено молебном преподобномученику Корнилию, совершенном в Михайло-Архангельском соборе Псково-Печерской обители наместником — архимандритом Тихоном (Секретаревым), который приветствовал участников Чтений от имени архиепископа Евсевия. Пленарные и секционные заседания проходили в Печерской городской гимназии, учителя которой являются активистами Печерского Православного педагогического общества. Ко времени проведения Чтений вышел в свет восьмой номер издаваемого этим обществом иллюстрированного журнала «Глагол» . В отдельном классе — кабинете духовной культуры Печерской гимназии, — вниманию гостей была представлена современная история монастыря в фотографиях, созданных известными московскими фотохудожниками — священником Иоанном Сиротой, Виктором Корнюшиным, а также насельником монастыря иеромонахом Августином (Заярным). В ходе первого пленарного заседания прозвучало сообщение архимандрита Тихона (Секретарева) о предстоящей 1 апреля 2003 года канонизации насельника Псково-Печерской обители иеросхимонаха Симеона (Желнина). Шестьдесят четыре года подвизался он в монастыре, более тридцати лет нес послушание духовника братии и паломников. Господь наградил своего избранника долголетием — старец Симеон почил о Господе 18 января 1960 года на 92 году жизни. Его имя окружено благоговейным почитанием, в монастыре хранится немало свидетельств о благодатной помощи, полученной его духовными чадами по молитвам подвижника. Как подчеркнул архимандрит Тихон, многое духовно роднит старца Симеона с Серафимом Саровским, которого он очень чтил, именно поэтому, несомненно, промыслительно, что его прославление совершается в год столетия канонизации преподобного Серафима. «По образу и подобию» - так был озаглавлен доклад духовника Псково-Печерского монастыря архимандрита Тавриона, затронувшего многие аспекты христианской антропологии. Главный вывод, сделанный отцом Таврионом: целью человеческой жизни является достижение Богоподобия, из этого и должны исходить педагоги в своей работе.

http://pravoslavie.ru/13.html

Псково-Печерский монастырь (фото) Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Использованы материалы книги: Архимандрит ТИХОН (Секретарев) «БОЖИЯ МАТЕРЬ – ЧУДО ВСЕЛЕННОЙ Паломничество по Свято-Успенскому Псково-Печерскому монастырю» Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь в 2013 году отметил 540-летие освящения пещерного Успенского собора. Порядок изложения монастырской истории будет представлен в виде паломничества по обители… Начиная со смотровой площадки благочестивый паломник увидит монастырь от начала ХХ века по настоящее время… Божия Матерь хранит и благословляет Свою обитель, братию и паломников... Содержание Смотровая площадка [ править править код ] Перед нашим взором открывается пересеченная местность… По дну глубокого оврага течет речка Каменец... Склоны и дорожки напоминают палестинское место Горнее, куда пришла Дева Мария к Своей родственнице Елисавете и ею Духом Святым Она была названа Богородицею: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк.1:43). У Святых врат [ править править код ] Святые врата, которыми мы входим в монастырь, были построены по указу императора Петра I в благодарность за заслуги Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в Северной войне. Никольский храм [ править править код ] В XVI веке, во время строительства крепостной стены вокруг монастыря, над входом в обитель по личному проекту преподобномученика Корнилия был устроен храм в честь святителя и чудотворца Николая - защитника Православия. Святителю Николаю чудотворцу вручил Преподобный охранять обитель от ересей и расколов, врагов видимых и невидимых… В храме находятся чудотворные иконы святого святителя Николая: Можайский, Великорецкий и Житийный образ с частицей святых мощей. Святитель Николай помогает людям в путешествиях на море, в воздухе. С особенной ревностью, усердием Святитель защищает веру в сердцах людей. Святитель Николай - самый почитаемый угодник Божий на Руси. Никольский храм Псково-Печерского монастыря. Конец XIX века. Фотограф К. И. Кампрада. Императорская Археологическая комиссия

http://azbyka.ru/palomnik/Фотопаломничес...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Преподобные Псково-Печерские. Фрагмент иконы Божией Матери «Игумения». 60–70-е гг. ХХ в. (Псково-Печерский мон-рь) Преподобные Псково-Печерские. Фрагмент иконы Божией Матери «Игумения». 60–70-е гг. ХХ в. (Псково-Печерский мон-рь) К. представлен среди избранных святых на иконах Божией Матери «Игумения» и «Знамение» («что в Печерах») 60-70-х гг. XX в. письма учеников архим. Алипия. Иконы находятся под сводами при входе в обитель на стене, примыкающей к ц. свт. Николая Чудотворца. На 1-й иконе (в надписи - «Образ Пресвятыя Богородицы Всечестнейшая наша Мати Игумения») К. показан в 3-м ряду справа среди рус. иноков и инокинь, изображенных в неск. регистров по сторонам от Богоматери. На др. иконе усложненной композиции (Пресв. Богородица в славе с символами евангелистов, в верхней части - Господь Саваоф и Всевидящее Око Божие) К.- внизу среди коленопреклоненных святых на фоне обители (1-й в группе справа); ниже написан тропарь преподобномученику. В 70-80-х гг. XX в. создана житийная иконография преподобного. Икона К. с 16 клеймами жития выполнена в монастырской иконописной мастерской (Успенский собор Псково-Печерского монастыря). В среднике святой написан в рост с разведенными в стороны руками, правой рукой благословляет, левой держит игуменский жезл. Клейма расположены в традиц. порядке: рождение; крещение; обучение в Мирожском мон-ре; приход юного К. с родителями к пещерам Псково-Печерского мон-ря; постриг К.; поставление К. в сан игумена; явление Божией Матери в сопровождении К. и прп. Антония Киево-Печерского старцу Дорофею; закладка и сооружение в мон-ре надвратного храма во имя свт. Николая Чудотворца; чудо К. об избавлении утопленника от смрада; закладка и постройка К. каменных стен вокруг мон-ря; исцеление болящих во время мора; духовное просвещение народов Сетумаа; написание иконы «Успение Пресв. Богородицы, с житием» иконописцем Алексеем Малым ; труды К. в иконописной мастерской мон-ря; встреча К. и царя Иоанна Грозного в мон-ре в 1570 г.; погребение К. в монастырских пещерах.

http://pravenc.ru/text/2458689.html

В Печорах начались VI Корнилиевские Православные образовательные Чтения Псковская область, 5 марта 2004 г. Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский В городе Печоры Псковской области начали работу Корнилиевские Православные образовательные Чтения, сообщает наш корреспондент Ольга Кирьянова. Уже шестой год подряд на них собираются православные священнослужители и педагоги Печерского района. Устроителями Чтений традиционно выступают Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Печерское православное педагогическое общество, Печерская городская гимназия. В нынешнем году в Чтениях принимает участие большая группа гостей из Москвы – профессоров Московского Государственного Университета. Работа Чтений началась с молебна перед мощами преподобномученика Корнилия, к дню памяти которого приурочено проведение педагогического форума. В Михайловском соборе Псково-Печерского монастыря молебное пение совершил митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий, отмечающий в этот праздник свое тезоименитство. Открывая первое пленарное заседание, к участникам Корнилиевских Чтений обратился архимандрит Тихон (Секретарев), наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, который передал присутствующим благословение и напутствие архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия. Архимандрит Тихон также выступил с докладом: «Исторические свидетельства о мученической кончине преподобномученика Корнилия». Используя обширный исторический материал, он подтвердил бездоказательность утверждений некоторых современных исследователей, считающих вымыслом гибель преподобного Корнилия от рук царя Ивана Грозного. В первую очередь, отметил отец Тихон, эти утверждения выгодны тем группировкам, которые вопреки воле Священноначалия настаивают на канонизации этого русского царя. Директор Печорской гимназии, заслуженный учитель России О.М. Тумановская поделилась накопленным в рамках Корнилиевских Чтений шестилетним опытом работы с родителями, в сфере духовно-нравственного воспитания детей. Основной формой такой работы является проведение тематических открытых родительских собраний. Значительный интерес слушателей вызвало выступление катехизатора Псково-Печерского монастыря иеромонаха Августина (Заярного), который рассказал о своем понимании целесообразности преподавания в школе предмета «Основы православной культуры». Как отметил отец Августин, в нынешнем своем виде этот предмет, рекомендованный к преподаванию в школе Министерством образования, немногим отличается от курса «Закона Божия». Между тем детская аудитория светской школы в большинстве своем неподготовлена для восприятия этих знаний. «Дети, которым мы будем преподавать должны иметь живую веру в Бога, а иначе преподавание будет формальным и может не только не достигнуть своей цеди, но и навредить», - подчеркнул он.

http://pravoslavie.ru/9160.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010