В начале XVIII века царь Петр Первый решил положить ко-нец поражениям в Северной войне (1701–1721 гг.). Для этого он опорным пунктом избирает Псково-Печерский монастырь и своими руками закладывает пушечные бастионы вокруг полуразрушенной от времени крепостной стены. Святые врата, которыми мы входим в монастырь, были построены по указу императора Петра I в благодарность за заслуги Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в Северной войне. Мы проходим через Святые врата с древней молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Привратник отвечает: «Аминь». Петровские врата и Тюремная башня. Конец XIX века. Фотограф Н. Г. Матвеев. Императорская Археологическая комиссия Петровские врата и Тюремная башня. Конец XIX века. Рисунок неизвестного художника Святые врата Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1974 год Крестный ход в праздник Собора преподобных Псково-Печерских. 2012 год Памятник преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. Скульптор Голубев И. В. 4 октября 2012 года Освящение памятника преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. 4 октября 2012 года Освящение памятника преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. 4 октября 2012 года Освящение памятника преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. 4 октября 2012 года Чудотворный образ святителя Николая «Можайский». XVI bek Никольский храм В XVI веке, во время строительства крепостной стены вокруг монастыря, над входом в обитель по личному проекту преподобномученикаКорнилия был устроен храм в честь святителя и чудотворца Николая — защитника Православия. Святителю Николаю чудотворцу вручил Преподобный охранять обитель от ересей и расколов, врагов видимых и невидимых… В храме находятся чудотворные иконы святого святителя Николая: Можайский, Великорецкий и Житийный образ с частицей святых мощей. Святитель Николай помогает людям в путешествиях на море, в воздухе. С особенной ревностью, усердием Святитель защищает веру в сердцах людей. Святитель Николай — самый почитаемый угодник Божий на Руси. |
В настоящей статье мы рассмотрим тропарь преподобномученику Корнилию. Тропарь, глас 6: «Псково-Печерская обитель, издревле славная чудесы иконы Богоматерни, многия иноки Богови воспита, тамо и преподобный Корнилий подвигом добрым подвизася, чудную Богоматерь славя, иноверныя просвещая, иноки и многия люди спасая, обитель же свою дивно украшая и ограждая. Тамо и мученичества венец по многих летех пастырства своего доблестне прият. Темже воспоим, людие, Христа Бога и Пречистую Его Матерь возблагодарим, яко дарова нам преподобномученика славна и молитвенника о душах наших достоблаженна» . Приводим русский перевод: Тропарь, глас 6: «Псково-Печерская обитель, с давних пор славящаяся чудесами иконы Божией Матери, многих иноков для Господа воспитавшая, в ней же и преподобный Корнилий, в подвиге богоугодном подвижнически живя, чудесную Богоматерь прославляя, иноверных просвещая, иноков и многих людей спасая, обитель же свою удивительно украшая и ограждая. Там же и мученический венец спустя много лет своего пастырства доблестно принял. Итак, воспоем Христа Бога и Пречистую Его Матерь возблагодарим, ведь даровали нам преподобномученика славного и молитвенника о душах наших, достойного восхваления». Преподобный Корнилий и Псково-Печерский монастырь Начало тропаря сообщает о месте служения преподобномученика. «Псково-Печерская обитель, издревле», то есть с давних пор, а точнее, с момента появления в ней в 1521 году иконы Успения Божией Матери, от которой исходили многие чудеса, стала известна по всей Руси и за ее пределами. Продолжается тропарь восхвалением подвигов игумена: «подвигом добрым подвизася». Слово «добрый» имеет множество исконных значений, сейчас мы чаще всего понимаем его как благожелательный, отзывчивый, выражающий расположение и в основном применяем его к манере поведения. Здесь же это слово употреблено в значении «исполненный достоинств, добродетелей» . Обитель ни разу не закрылась с момента своего основания, невзирая на все нападки врагов – внешних и внутренних |
Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрит, в День своей Епископской хиротонии 1 апреля отмечает молитвенно и память преподобного Симеона и преподобной Вассы Псково-Печерских… Это знаменательно… Свято-Успенский Псково-Печерский и Свято-Успенский Святогорский монастыри получили под управлением Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, своё дальнейшее духовное развитие и совершенствование… Высокопреосвященнейшим Евсевием, Митрополитом Псковским и Великолукским, возрождены из руин Савва-Крыпецкий монастырь и Никандрова Пустынь, открыт в городе Пскове Мирожский монастырь… Благочестивые женщины подобно женам-мироносицам служат Христу Спасителю в Его Церкви и в настоящее время. Для тех из них, кто желает достигнуть духовного совершенства в монашеском звании подобно преподобной матери Вассе Псково-Печерской, Владыка митрополит Евсевий открыл женские монастыри: Свято-Троицкий Творожковский (в Струго-Красненском районе), Спасо-Елеазаровский, Рождества Богородицы Снетогорский, Свято-Введенский в селе Владимирец и Казанский в г. Острове… Все виды монашеского жития: в общежитии, пустыни и скиту – возрождены и утверждены трудами и заботами Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрита. Собор преподобных отцов Псково-Печерских В Свято-Успенской Псково-Печерской обители духовного совершенства достигли преподобные Марк, Иона, преподобномученик Корнилий, священномученик Александр, преподобные Вассиан, Дорофей, Лазарь прозорливый, Симеон, преподобная матерь Васса и многие-многие другие подвижники благочестия… Необходимо хотя бы кратко сказать о каждом названном святом на основании монастырского предания. Предание монастырское говорит о том, что преподобный Марк пустынножитель пришёл в Богом зданные пещеры из Киево-Печерской Лавры. С ним было несколько братий. Они устроили храм в пещерах в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, где совершали службу. Лесорубы при порубке леса чудесным образом под вывороченными корнями деревьев обнаружили вход в пещеры, над которым была надпись: «Богом зданная пещера». Как повествует предание, часто охотники из Старого Изборска на сем месте слышали пение, принимали его за пение ангельское и назвали место сие Святой горой. На Святой горе и сейчас находятся камни, возле которых, по преданию, молились Преподобные. Пение во время Богослужения пустынников и было слышно охотникам. |
веры покровительство святой обители на границе с неправославными народами. Так обитель, возникшая на границе Русского государства, стала не только светочем Православия, но и крепостью против внешних врагов России. Другим делом преподобного Корнилия было основание в 1538 году во Пскове подворья монастыря с каменной церковью в честь иконы Божией Матери «Одигитрии». Во время своего управления монастырем преподобный .Корнилий учредил при обители иконописную мастерскую. Трудившиеся в ней монахи учились искусству иконописи в Мирожском монастыре и по возвращении в свою обитель писали иконы и помогали преподобному Корнилию украшать храмы и обучать других иноков. В монастыре были также столярная, кузнечная, керамическая и другие хозяйственные мастерские. О мученической кончине преподобного Корнилия написано в древней рукописи Троице-Сергиевой Лавры. Когда преподобный игумен Корнилий вышел с крестом на монастырские ворота навстречу царю Иоанну Грозному, разгневанный ложным наветом на святого игумена царь своей рукой отсек ему голову, но тотчас раскаялся и, подняв тело его, на руках понес в монастырь. Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес его тело к церкви Успения Пресвятой Богородицы, названа «кровавым путем». Раскаявшись, царь пожертвовал Псково-Печерскому монастырю множество драгоценных вкладов, вписал имя Преподобного игумена в свой синодик, но память о содеянном преследовала его всю жизнь. Тело преподобномученика Корнилия было положено в стене «Богом зданной пещеры», где невредимо пребывало 120 лет. В 1690 году митрополит Псковский и Изборский Маркелл перенес его мощи, прославившиеся исцелениями больных, из пещеры в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы и положил в новом гробе в стене. 17 декабря 1872 года мощи преподобного Корнилия были переложены в медно-посеребренную раку, а в 1892 году — в новую раку. Полагают, что служба преподобномученику была составлена ко дню открытия мощей в 1690 году. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. |
Блаженный Корнилий любил спасение братии и заботился о нем; при нем число иноков обители умножилось до 100 человек, тогда как прежде него было их мало. Он хорошо понимал и долг признательности к благотворителям обители. Памятником тому служит заведенный им синодик обители для поминовения усопшей братии и усопших благотворителей. Неутомимый в трудах, с неусыпною ревностию ко благу обители, он построил в Пскове, на Печерском подворье, каменный храм в честь Богоматери-Одигитрии; в обители своей деревянный храм 40 мучеников он перенес за монастырь, для монастырских рабочих; а на месте его построил (1548 год) каменный храм Благовещения. В назидание другим описал он чудеса Печерской иконы Богоматери. " Свидетель этих чудес, говорит он, не я один, а весь Псков и Новгород. Богоматерь подает исцеления не только православным, но и иноверным, приходящим из немецкой земли (из Лифляндии) с верою к чудотворному образу " . Блаженвый Корнилий любил просвещение для себя и для других; образованные из современников, каков был князь Курбский, проживали по временам в его обители для бесед с ним; ученик его старец Вассиан Муромцев был одним из самых просвещенных людей своего времени. Блаженный Корнилий насаждал благочестие не только в своей обители, но во всей окрестности; он по строил храмы Божии в Агиреве и Топине. С 1558 года открылось новое поле деятельности для блаженного Корнилия. Царь решился возвратить православию принадлежащее ему в Ливонии и достойно наказать немцев, испепеливших православные храмы и ругавшихся над святынею. В апреле воеводы подступили под Нарву. В Страстной пяток " вельможные и гордые немцы, изобретшие себе новое имя евангеликов, еще с утра были пьяны и, не смотря на перемирие, начали стрелять в русских. Им задан урок. Не вразумились. Найдя икону Богоматери с предвечным Младенцем на руках в доме, где стояли русские купцы, они стали ругаться над иконою; потом, взяв ее со стены, бросили в огонь, где варилось пиво... Пламень внезапно, быстрее стрелы, бросился вверх, и верх здания запылал " . Начался страшный пожар в Нарве. Русские, воспользовавшись пожаром, завладели городом. |
" Такова награда хулителям Божественнаго, тем, которые образ Христа, изображеннаго по плоти, и образ Матери Его равняют болванам богов языческих! Такова награда иконоборцам " . Так пишет современник событий, князь Курбский. Нельзя было не содрогнуться при такой каре Божией. Надобно было подумать о себе ученикам новых учителей, тем более, что икона Богоматери и другая святителя Николая, которую также бросили в огонь лютеране, найдены на пожарище целыми. Блаженный Корнилий и Юрьевский архимандрит, по распоряжению митрополита и царя, освятили Нарву и Иван-город торжественным крестным ходом с чудодейственными иконами, а затем доставили эти иконы в Москву. Вслед за Нарвою взяты были замки Нейгауз, Киремпе и потом Дерпт. Для бедных эстов, пострадавших и теперь и прежде от войны, блаженный Корнилий щедрою рукою раздавал пособия всякаго рода. Он принял на себя построить православный храм в Нейгаузе, тогда как в Нарве и других местах строило храмы правительство. Благотворительность блаженного Корнилия, его кроткие наставления, его бескорыстие и чистая жизнь произвели то, что в приходе Нейгауза все эсты, а в приходах Рауге, Пельве и Гериеля многие обратились к православию, как к благочестию безкорыстному и искреннему. Да, нетрудно понять учение Апостола: " Надобно быть исполнителями слова, а не слушателями только, обманывающими самих себя " (Иак. I, 22). Что пользы, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет (Иак. I, 14)? Там, где хотят питать и развивать один разум, где с презрением отвергают способы образования воли, - там невозможно живое, вседушевное благочестие, там только обманывают самих себя. Там, где говорят: каждый думай о вере по своему усмотрению, ожидайте всего нечестиваго, но уже отнюдь не христианскаго благочестия. События сами по себе сильно говорили в пользу православия. В 1560 году блаженный Корнилий был орудием дивнаго дела Божия, на радость православию и в казнь врагам его. В праздник Успения Богоматери он послал просфору и святую воду воеводам, стоявшим под Феллином, и лишь только прибыл туда посланный им, как в Феллине вспыхнул от ядер пожар, истребивший и снаряды и весь хлеб неприятеля. |
Κοροτοκ период жизни преподобного Ионы в монастыре, с 1472 по 1480 год, до блаженной кончины; короток, но многоплоден и значителен для будущей обители. Освящение первой обительской церкви Господь приурочил к празднику Успения Божией Матери в 1473 году, и свидетельство милости и покровительства Матери Божией месту сему одарило обитель явлением чудотворного Ее образа. Подвиг преподобныя матери Вассы не описан, но, судя по венцу, полученному ею от Бога, он совершен. Она во всей полноте исполнила заповедь Божию о жене – “сотворим помощницу по нему” (ср.: Быт. 2,18 ). Жена-христианка, мать, матушка, на исходе жизни – монахиня. По свидетельству летописи, матушка Мария следовала суровому подвигу жизни супруга-священника. Ее труды в созидании Успенского храма, ее монашеский постриг, первый в обители, и ее гроб, Божиим велением не знавший захоронения, но поставленный для поклонения со времени её кончины у входа в пещеры, свидетельствуют о ценности жизни преподобной. Первые чудеса в обители совершились от гроба преподобныя матери Вассы. Сразу по смерти ее гроб захоронили в пещерах, но наутро нашли его вынесенным из них и поставленным у входа. Совершили чин отпевания повторно и вновь сокрыли гроб в земле Богом зданных пещер. Но не мог укрыться во мраке земли и во времени светильник духа, в слабом женском естестве воссиявший. И по сей день стоит рака с мощами преподобныя матери Вассы, продолжающей свой молитвенный подвиг, начатый еще при жизни, на месте, определенном ей Богом, – у входа в пещеры. Кто изочтет меру трудов и подвигов подвижников святой Псково-Печерской обители в деле основания, возрастания и сохранения ее? Для Бога они трудились, во славу Божию творили, ради Бога жили. И Бог прославил их, “и память их в род и род”. Преподобномученик Корнилий стал святым игуменом обители на все времена ее жизни. Он был и строитель, и миссионер, и летописец, и жизнь его увенчалась подвигом мученичества. Оглянитесь вокруг, дорогие наши, XVI век смотрит на нас монастырскими стенами и башнями. Трудами святого игумена и братии, им воспитанной, они воздвигнуты, и молитвенным подвигом их стены выдержали четыре столетия суровой жизни, нападений от враг видимых и невидимых. И с XVI века церкви, воздвигнутые преподобным игуменом, не знают усталости. |
А ведь если бы не авария эта, не трёшка, может быть, долго ещё не задумывался о главном. И вот тут принял решение. Стал читать другие книги, чаще в храм ходить. Познакомился с людьми, которые о семинарии мне рассказали. А на следующий год поехал в Москву и поступил. Чудеса в Печорах Особенные воспоминания о Псково-Печерской обители. Лучшего монастыря я никогда не видел. Там — что ни день, то событие, чудо. Иду как-то с келейником на трапезу. А тут на тележке расслабленного мальчишку везут. И ко мне: — Батюшка, мы из Питера. Наш сын уже несколько лет парализованный. Ему во сне ангел сказал: ехать в Печоры, там какой-то отец Павел может его исцелить. Где нам этого Павла найти? — Вы знаете, — говорю, — не мог ангел так сказать. Есть тут один Павел (а кроме меня, другого Павла не было), но он вам ничем не поможет, потому что грешный человек, я его знаю. Вы лучше идите к преподобномученику Корнилию, приложитесь к нему, помолитесь. Видимо, сын ваш неточно имя понял. И я пошёл на трапезу. А они направились в Успенский собор — к мощам. Мы трапезничаем. И вдруг кто-то прибегает и говорит: там такое произошло! Мальчишку парализованного к мощам Корнилия приложили. И он сам встал и пошёл. Вот и такое бывало. 5 фактов о митрополите Павле 1 Родился в 1952 году, был назван Георгием, крестил его знаменитый старец Севастиан (Фомин), канонизированный в 1992 году как святой. 2 В 25 лет принял монашеский постриг и стал Павлом. 3 Его первая профессия — шофёр, он и до сих пор сам водит машину. 4 Старцы Николай (Гурьянов), Иоанн (Крестьянкин) предсказали ему епископство и назначение в США. 5 Возглавлял Псково-Печерский монастырь, Русскую Православную Миссию в Иерусалиме, епархии в США, Вене, Рязани. Валерий Коновалов Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно |
Архимандрит Тихон также выступил с докладом: " Исторические свидетельства о мученической кончине преподобномученика Корнилия " . Как отметил докладчик, обратиться к этой теме его побудили утверждения некоторых лиц, считающих вымыслом гибель преподобного Корнилия от рук царя Ивана Грозного. Об этом, в частности, заявила недавно посетившая Печорский монастырь Ольга Куликовская-Романова. На основе обширного исторического материала настоятель Псково-Печорского монастыря обрисовал политическую ситуацию, сложившуюся на Руси во второй половине XVI столетия, дал яркую характеристику личности Иоанна Грозного, а также детально изложил обстоятельства мученической кончины преподобного Корнилия. Отец Тихон подчеркнул, что утверждения о непричастности Ивана Грозного к этому преступлению противоречат фактическим данным и, в первую очередь, выгодны политизированным группировкам, которые настаивают на канонизации этого царя. Директор Печорской гимназии, заслуженный учитель России О.М. Тумановская поделилась накопленным в рамках Корнилиевских Чтений опытом работы с родителями, в сфере духовно-нравственного воспитания детей. Основной формой такой деятельности является проведение тематических открытых родительских собраний, имеющих по ее словам, большую результативность. На этих собраниях родители имеют возможность откровенно обсуждать свои, зачастую схожие проблемы друг с другом и с учителями, и, в конечном счете, начинают более ответственно подходить к самому процессу воспитания. Нередко родители печорских школьников сами становятся инициаторами мероприятий, направленных на приобщение детей к духовным ценностям Православия. Значительный интерес слушателей вызвало выступление катехизатора Псково-Печерского монастыря иеромонаха Августина (Заярного), который рассказал о своем понимании целесообразности преподавания в школе предмета " Основы православной культуры " . Как отметил отец Августин, в нынешнем своем виде этот предмет, рекомендованный к преподаванию в школе Министерством образования, немногим отличается от курса " Закона Божия " . |
А вот уникальное энциклопедическое издание: Коняев Н., Коняева М. «Русский хронограф» в 2-х томах. Т. 1. М. 2014. Читаю: « 1547 год, 3 июня (Грозному 17 лет, он уже самостоятельный царь - В.С .). «Семьдесят псковских людей пожаловались Иоанну IV Васильевичу Грозному на своего наместника И.И. Турунтая-Пронского . Иоанн велел раздеть псковичей и, положив на земле, поливать их горячим вином и палить им свечами волосы и бороды. Во время экзекуции пришла весть, что с колокольни Благовещенского собора упал большой колокол» (с.318)... « 1569 год. 23 декабря. В предпразднество Рождества Христова, будучи в Твери на подходе к Новгороду, Иоанн Грозный послал Малюту Скуратова в Тверской Отрочь монастырь взять благословение у бывшего митрополита Филиппа . Филипп отказался благословить карательный поход, и Малюта задушил его. Память священномученика Филиппа - 9 января, 3 июля и 30 мая. Разгром опричниками Клина и Твери» (с. 340)... « 1570 год. 2 января (Грозному 40 лет - В.С .). Казнь Новгорода. Передовые отряды царской дружины устроили вокруг города заставы, никому не позволяя выезжать. Опечатана казна в монастырях. 6 января . В день Богоявления и крещения Господня с полуторотысячным отрядом стрельцов прибыл в Новгород Иоанн IV Васильевич Грозный. 7 января . Отдан приказ: бить палками арестованных игуменов и монахов, а трупы развозить по монастырям для погребения. 8 января . Днем опричники разорили подворье новгородского архиепископа Пимена , а вечером начали пытать простых новгородцев «составной мудростию огненной». Затем обвиненных привязывали к саням и сбрасывали в Волхов. Тех, кому удавалось выплыть, опричники кололи с лодок рогатинами». 13 февраля . Насытившись казнью Новгорода, Иоанн Грозный выехал в Псков. 20 февраля . Казнен настоятель Псково-Печерского монастыря Корнилий , просивший не разорять Псков, и ученик его Вассиан-муромец . Память преподобномученников - 20 февраля. Встреча Иоанна Грозного в Пскове. Царь не принял хлеба-соли, и тогда к нему обратился блаженный юродивый Никола : «Иванушка, Иванушка, покушай хлеба-соли, а не человеческой крови». Заступничеству блаженного Николы и приписывается спасение Пскова. Убоявшись Божиего гнева, Иоанн уехал из Пскова. Память блаженного Николы, Христа ради юродивого, Псковского - 28 февраля» (с.340-341)... |
| |