О Владыка неодолимой жизни, спаси нас от греховной смерти. Избавь нас [и] от смерти душевной. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 10 апреля 1. Свв. мученики Терентий, Африкан, Максим, Помпий, Зинон, Александр, Феодор и иные 33-х с ними . Пострадали за Христа в правление императора Декия и увенчались венцом славы. По указу царя, наместник Африки объявил всему народу, что все обязаны приносить жертвы идолам. В противном случае каждому упорствующему грозил он ужасными муками. Услышав о таких прещениях, многие отпали от веры и поклонились истуканам. Но эти 40 мучеников пребыли непоколебимыми, за что и подвергли их истязаниям. Святой Терентий ободрял своих друзей такими словами: «Да блюдем себя, братья, – говорил он, – чтобы не отречься нам от Христа, Бога нашего, чтобы и Он не отрекся от нас пред Отцем Своим Небесным и святыми Ангелами!» Наместник разделил их на две группы. Тридцать шесть из них, после того как их бичевали, строгали и сыпали соль в открытые раны, он усек мечом. А первых четырех ввергнул в темницу с тяжелыми оковами на шее, руках и ногах. Но в темнице явился им Ангел Божий; он коснулся их оков, и те упали. Потом Ангел накрыл им богатый стол и накормил их. После этого снова выводили их на судилище и мучили, а затем опять бросили в темницу. Сверх того, наместник приказал [волхвам и] чародеям, чтобы собрали они как можно больше ядовитых гадов [и насекомых], как-то: змей и скорпионов, и закрыли их в одном помещении с мучениками. Однако гады [и насекомые] не хотели коснуться Божиих угодников, но сбились в один угол и там пролежали три дня. Когда на третий день темницу открыли, змеи и скорпионы [дружно] бросились на чародеев и искусали их. В конце концов наместник изрек четырем мученикам смертный приговор. Когда повели их на усечение мечом, они радостно воспевали псалмы и хвалили Бога, удостоившего их мученической смерти. [Благо]честно пострадали они и сподобились Небесного Царства в 250 году. 2. Святые 6000 мучеников в Грузии . В Давидо-Гареджийской пустыни в Грузии было 12 монастырей, в которых веками подвизались многие иноки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Давид Гареджийский, прп. - житие Житие прп. Давида Гареджийского. Преподобный Давид Гареджийский пришел в Грузию из Сирии в середине VI века вместе с прп. Иоанном Зедазнийским в числе его 12 учеников. В первое время святые отцы поселились на горе Зедазени, недалеко от Мцхеты. Через 3 года прп. Иоанн разослал своих сподвижников в разные концы Грузии. Прп. Давид со своим учеником Лукианом поселился в окрестностях г. Тбилиси на горе Мта-Цминда (“Святая Гора”). Каждый четверг Преподобный спускался в город и наставлял жителей в основах христианской веры. За это на него ополчились жрецы-огнепоклонники. Они подговорили одну обольщенную девицу свалить на него вину ее позора. Будучи вызван жителями на суд, Преподобный подошел к этой девице и, коснувшись посохом ее чрева, спросил: «Я ли твой отец?» Из утробы раздался голос: «Нет», --- и был назван истинный виновник ее падения. И после этого на глазах удивленного народа она родила камень. В память об таком дивном небесном заступничестве Преподобный испросил у Господа на той горе целебный источник, к которому до сих пор прибегают грузинки в своих женских немощах. После этого прп. Давид вместе с Лукианом покинули окрестности Тбилиси и удалились на юго-восток в пустынную местность Гареджи. Здесь подвижники ископали себе в горе келии и поселились в них. В последующем около них стали селиться и другие пустынножители и образовалась знаменитая Давидо-Гареджийская Лавра. Незадолго до своей кончины прп. Давид отправился для поклонения на Святую Землю. И вот, взойдя на гору, с которой уже открывался вид на Святой Град, Преподобный сказал своим спутникам, что он не достоин своими ногами топтать те места, где ступала нога Спасителя. Он попросил помолиться за него у Гроба Господня, а сам с молитвой взял с земли три камня, положил их в котомку и повернул обратно. В это время иерусалимскому Патриарху явился Ангел, который сказал, что возлюбленный Божий Давид забрал всю благодать Гроба Господня, и велел снарядить скорохода, который забрал бы у Преподобного два камня. Третий камень сохранился до настоящего времени и хранится в сокровищнице Сионского собора в Тбилиси.

http://pravicon.com/info-2123

10-е Свв. мучч. Терентия, Африкана, Максима, Помпея, Зинона, Александра, Феодора, Макария и прочих с ними Сказание о св. муч. Терентии и дружине его (в числе 40 человек) и пострадавших во время гонения от Декия, в III веке, очень древнее. Существует предположение, что оно получено в Греческой Церкви в IV-м стол. вместе с мощами Терентия и Африкана, перенесёнными 22-го сентября, при императоре Феодосии Великом, в церковь св. Евфимии, в Петре – в северной части Константинополя. Об этом перенесении говорит Феодор чтец 89 . По вышеупомянутому сказанию известно, что сорок христиан: Терентий, Африкан, Максим, Помпей, Зинон, Александр, Феодор, Макарий и другие, имена которых не сохранились до нашего времени, пострадали в Африке, за исповедание Иисуса Христа и сопротивление их принести жертвы идолам, к чему принуждаемы они были правителем Африканской провинции Фортунатом – на основании указа Декиева. Объявив всенародно указ императора, Фортунат выставил при этом и орудия казни для устрашения христиан и действительно повлиял этим на слабейших из них... но встретил непреклонное сопротивление в Терентии и дружине его, «не убоявшихся убивающих тело, но душу убить не могущих». – Все вы, кажется, люди взрослые и разумные, – попытался убедить их Фортунат, – как же можете вы называть Царём и Богом человека, которого Иудеи распяли, как злодея? – Если бы ты знал силу Христа распятого, – отвечал ему за всех бывших с ним Терентий, – то ты отказался бы от заблуждения своего и сам стал бы служить Ему, потому что Он – Сын Божий милосердый и милостивый. Благоволением Бога Отца Своего сошёл Он на землю и, соединив Божество своё с человечеством, претерпел добровольно крестную смерть для нашего спасения... – «Поклонитесь лучше богам! – настаивал закоренелый язычник, – иначе вы все погибнете в жестоких мучениях» ... – «Напрасно думаешь устрашить нас, – возразил Терентий, – мы уже сказали тебе, что мы – христиане. Было бы безумием бояться смерти, через которую открывается для христиан жизнь блаженная – бесконечная... На Христа возложили мы надежду нашу и не боимся мучений, потому что веруем, что останемся победителями» ...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

31 октября 1943 г. состоялось примирение двух Церквей. В древнем кафедральном соборе Тбилиси была совершена Божественная литургия, объединившая в молитвенном общении Католикоса Каллистрата и представителя Московской Патриархии – архиепископа Ставропольского Антония. После этого Священный Синод Русской Церкви под председательством Патриарха Сергия вынес определение, по которому, во-первых, признавалось восстановленным молитвенное и евхаристическое общение между Русской и Грузинской Православными Церквами, и, во-вторых, было решено просить Католикоса Грузии предоставить русским приходам в Грузинской ССР сохранять в своей богослужебной практике те порядки и обычаи, которые они наследовали от Русской Церкви. 7.4. Современное состояние Грузинской Православной Церкви Монашество и монастыри. Распространителями монашества в Грузии явились 13 сирийских подвижников во главе с прп. Иоанном Зедазнийским, присланных сюда в VI в. из Антиохии прп. Симеоном Столпником. Именно они основали один из первых монастырей в Грузии – Давидо-Гареджийский. К древнейшим монастырям Грузии относятся также Моцаметский (VIII в.), Гелатский (XII в.), где погребены цари Грузинского царства, Шио-Мгвимский (XIII в.). С 980 г. на Святой Горе Афон действует Иверский монастырь, основанный прп. Иоанном Ивером. Инок испросил у византийского императора небольшую обитель св. Климента на Афоне, где впоследствии и был основан монастырь. Иверские иноки были удостоены явления иконы Божией Матери, названной по имени обители Иверской, а по месту нахождения ее над монастырскими вратами Вратарницей (Портаитиссой). В 1083 г. в на территории Болгарии византийским феодалом Григорием Бакурианисом был основан Петрицонский монастырь (ныне Бачковский) – один из крупнейших очагов средневековой грузинской культуры и монашества. Через эту обитель осуществлялись тесные культурные связи между Византией и Грузией. В монастыре активно шла переводческая и научно-богословская деятельность. В конце XIV в. обитель захватили турки-османы и разрушили ее. С конца XVI в. монастырем завладели греки, а в 1894 г. монастырь был передан Болгарской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шах-Аббас, вконец опустошивший православную Грузию, не мог, как видно из приведённого рассказа о страданиях св. царицы Кетевани, ослабить в грузинах преданность их к отечественной церкви. Православная вера, всегда торжествующая в бедствиях, ещё более просияла в это время среди лучших представителей грузинского народа, – она открывала им в самой смерти неиссякаемый источник жизни. Были, конечно, случаи и отрицательного характера, многие грузины под давлением тех или других обстоятельств жизни изменяли Православию и делались магометанами, но такие печальные факты являлись в данном случае простыми исключениями в религиозно-нравственной настроенности грузинского народа. Шах-Аббас отлично понимал, какую стихийную силу представлял собой последний и как дружно и мужественно ополчался он на затрагивающих самое священное для него – религию; поэтому, оставив народ в покое, он только от царей потребовал принятия ислама , справедливо рассчитывая на то, что пример царя-ренегата найдёт подражателей и среди народа, особенно среди его аристократии 96 . Одновременно с персами со стороны Триалетских гор вторглись в Грузию и грозные турецкие силы, опустошая всё на своём пути. Передовой грузинский отряд, посланный под предводительством двух лучших грузинских полководцев Захария и Ярали, был истреблён вместе с предводителями, в горных теснинах, и неприятель занял Манглис и Квельту. В Квелта турки схватили священника Феодора, известного в то время своими учёными трудами, и, под угрозой смерти, потребовали от него, чтобы он провёл в местопребывание царя летучий отряд, намеревавшийся захватить Луарсаба. «Не пожертвую вечной жизнью временной, не буду предателем царя», – сказал себе этот грузинский Сусанин. Он завёл врагов в непроходимые горные дебри, и, спасши царя, сам погиб мучительной смертью в виду Эртацминдского храма 97 . В эти-то бедственные времена из недр народа вновь выдвинулось сильное верой и надеждой на Бога духовенство, имевшее неотразимое влияние на царей и на магометанскую аристократию; и глава духовенства – католикос – не раз в дальнейшей истории Грузии является инициатором освободительных движений, строгим обличителем магометанских царей и заступником перед поработителями за православный народ. Для примера укажем на католикоса Доментия и настоятеля Давидо-Гареджийской пустыни Иоанна Саакадзе, которые не хотели терпеть всех ужасов и беззаконий своего несчастного времени и явились мужественными обличителями царя-магометанина Иессея (1714–1746). Этот же католикос, побуждаемый любовью к отечеству и вере православной, осмелился явиться к турецкому султану в Константинополь с ходатайством о свободе, спокойствии и благоденствии церкви, но, к сожалению, эта просьба католикоса была оставлена без всяких последствий, а сам он, по интригам одного турецкого паши, был отправлен на один из греческих островов в ссылку, где и скончался 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

33 Там же, стр. 22–23 и «Очерки Кавказа» Евгения Маркова. Изд. Вольфа. СПб. 1887 г., стр. 170–180. 37 Сведения о Вахтанге Гург-Аслане и его деятельности на пользу церкви заимствованы из соч. «История грузинской церкви до конца VI b.» М. Сабинина. СПб. 1877 г., стр. 72–99. 38 Подробности о ней можно найти в цитованном сочинении В. Потто «Кавказская война»... стр. 225–226. 45 Монастырь «Неусыпающих» был основан в V веке в Константинополе преподобным Александром († 430 г.), по смерти которого иноки этой обители переселились в Вифинию, северо-западную область Малой Азии, где основали свой монастырь и откуда впоследствии возвратились опять в Константинополь. «Неусыпающими» иноки этих монастырей назывались потому, что в обителях их богослужения совершалось непрерывно, в течение целых суток. См. «Жития Святых» на русском языке. Изд. Московской Синодальной типографии. Москва 1902 г., ноябрь, стр. 238, примечание. 46 Мцхета и его собор Свэти-Цховели. А. Натроев. Тифлис. 1901 г., стр. 437–456; История грузинской церкви до конца VI b., стр. 94–95 и 101. Краткая история грузинской церкви. Платон Иосселиани, стр. 142–152. 47 Священник И.А. Протопопов. Краткое жизнеописание главнейших деятелей грузинской церковной истории. 1902 г. Москва, стр. 17. 48 Там же, стр. 17–20; Муравьёв «Грузия и Армения», т. I, стр. 334. Мцхета и его собор Свэти-Цховели, стр. 187. 50 Подробную историю этой обители и подвигов св. Шио можно читать в брошюре «Преподобный отец наш Шио Мгвимский и его монастырь», М. Квирилы. 1802 г., стр. 1–54. 52 Подробности об этом камне в брошюре «Повествование о чудодейственном благодатном камне Давидо-Гареджийской пустыни». Е.К. Тифлис. 1899 г., стр. 1–15. 53 Наивозможно полная история жизни св. Давида и его монастыря изложена в брошюре «Давид Гареджели и его лавра». Е.К. Тифлис. 1901 г., стр. 1–14. Ср. Краткое жизнеописание главнейших деятелей грузинской церковной истории. Священник И.А. Протопопов. Москва. 1901 г., стр. 23–24. 54 Сведения о жизни св. Антония см. в брошюре «Жизнь и подвиги преп. Антония Столпника, чудотворца Мартмкопского». Е.К. Изд. 2-е. Тифлис. 1899 г., стр. 1–13.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Читайте также:  Древние и новые святыни Мцхеты: Ежевика святой Нины и могила старца Гавриила Надо сказать, что сама Грузия была крещена более чем за 200 лет до этого святой Ниной. Но за всю историю Грузии она испытывала сильное давление со стороны Персии. Было множество нашествий персов, Грузия подвергалась опустошению, пожарам. Многое время находилась в осадной зависимости от самих персов. Если сначала персы пытались христианство вытравить мечом, то потом стали действовать весьма хитро. Они стали всюду насаждать маздеизм, то, что в простонародье у нас называется огнепоклонством. И тем ремесленникам, купцам которые принимали маздеизм, персы давали множество всевозможных льгот. Дошло до того, что капища огнепоклонников стали располагаться прямо около входов в христианские храмы. Потому приход отцов-сирийцев в Грузию можно назвать вторым крещением. Каждый четверг преподобный спускался в город и наставлял жителей в основах христианской веры. Многие жители стали возвращаться в лоно христианской Церкви. Естественно, жрецам-огнепоклонникам это не нравилось, и жрецы подкупили одну падшую девицу, чтобы она оклеветала преподобного, чтобы она назвала его виновником ее греха. Будучи вызван жителями на суд, преподобный подошел к этой девице и, коснувшись посохом ее чрева, спросил: «Я ли твой отец?» Из утробы раздался голос: «Нет», и был назван истинный виновник ее падения. И после этого на глазах удивленного народа она родила камень. В память о таком дивном небесном заступничестве преподобный испросил у Господа на той горе целебный источник, к которому до сих пор прибегают грузинки в своих женских немощах. После этого преподобный Давид вместе с Лукианом покинули окрестности Тбилиси и удалились на юго-восток в пустынную местность Гареджи. Здесь подвижники ископали себе в горе келии и поселились в них. Позже около них стали селиться и другие пустынножители и образовалась знаменитая Давидо-Гареджийская лавра. Незадолго до своей кончины преподобный Давид отправился для поклонения на Святую Землю. И вот, взойдя на гору, с которой уже открывался вид на Святой Град, преподобный сказал своим спутникам, что он не достоин своими ногами топтать те места, где ступала нога Спасителя.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-david-gar...

Гареджи, хребет. Монастырь Давида Гареджийского. Лавра Давида Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Адрес: Грузия, Кахетия, Сагареджойский муниципалитет, хребет Гареджи Координаты: 41.447459, 45.376659 Проезд:Монастырь находятся в 45 километрах строго на юг от Сагареджо, 30 километров по прямой или 45 по извилистой дороге. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Комплекс Давид-Гареджи представляет собой несколько монастырей в пещерах, построенных в VI веке. Комплекс находится в 60 км от Тбилиси, на границе Грузии с Азербайджаном. Монастырь основал монах Давид, один из «ассирийских отцов», которые проповедовали христианство в Грузии. Это произошло через два века после того, как святая Нино принесла в Грузию христианство. Кстати, у верующих считается, что три посещения Гареджийской пустыни можно приравнять к паломничеству в Иерусалим. Самыми известными и посещаемыми туристами пещерами можно назвать: Лавру святого Давида, пещеры Святого Додо, Бертубани, Воскресенскую, Чичхитури, Иоанно-Крестительскую, Тетри-сенакеби, Колагири, Мохатули, Веран-Гареджа и Пир-Укугмарти. Масштабы комплекса поражают: всего в Давид-Гареджийской пустыни было выдолблено руками отшельников около 5000 келий и церквей. Давидо-Гареджийский монастырский комплекс совершенно особенный, протянулся на 25 км на Гареджийском кряже. Это полупустынная местность, где мало растительности и живых организмов, к тому же территория комплекса поделена границей между Грузией и Азербайджаном. Причиной того, что именно на этом засушливом месте был построен огромный комплекс, стало то, что здесь существует источник воды рядом с церковью Преображения Господня в Лавре Святого Давида. Эта Лавра считается главным монастырем комплекса и представляет собой кельи в скале, которые вместе образуют по форме крест. В церкви Преображения Господня расположена усыпальница самого Давида Гареджийского. Это святое место посещает множество паломников. Ученые предполагают, что здесь захоронен и последователь Давида Гареджийского - святой Додо. В Лавре есть две часовни, расположенные на холме, с территории которых открываются живописные виды на окрестности и соседний Азербайджан. После смерти Давида Гареджийского в VI веке были возведены монастырские комплексы Додос-Рка и Натлисмцемели. В IX веке в Давид-Гареджи святой Илларион Картвели возвел новые церкви, а также достроил главную церковь Лавры.

http://sobory.ru/article/?object=36533

Отец Гавриил проводил его до дверей. При прощании отец Виталий и отец Гавриил обменялись крестами. По дороге к Тбилиси отец Виталий рассказывал нам о своем отношении к грузинам. Он с большой любовью вспоминал время, когда он жил в горах Сухуми. Он говорил, что грузины удивительный народ, они очень гостеприимные, таких редко где-нибудь встретишь. Вспоминал, что, когда жил в горах, иногда ему приходилось гостить в грузинских семьях. Его удивляло их гостеприимство: может быть, у них самих и нечего есть было в тот момент, только мамалыгой и могли угостить, но ничего не жалеют и делают это так добродушно и искренне, что невозможно, чтобы у тебя тоже не раскрылось сердце и в нем не появилась искренняя любовь к ним. Он отметил, что за грузинским застольем и вообще в Грузии вино имеет огромное значение, это для них как святыня (вино – символ Евхаристии), с таким уважением и любовью пьют вино и в это время произносят очень добрые и красивые тосты. И всё это у них от души, с большой любовью и добродушием. Отец Виталий вспоминал, с какой любовью приняла православная Грузия Глинских старцев, когда в России было гонение на Церковь. Тогда грузины приняли в свои объятия этих старцев, приютили и подарили им свою великую любовь». Авва Алавердский – митрополит Давид (Махарадзе) – вспоминал: «С отцом Виталием я впервые встретился по благословению Святейшего Патриарха Илии II. Он рассказал про батюшку мне, митрополиту Даниилу (Датуашвили) и митрополиту Иову (Акиашвили) и благословил нас поехать к нему. Патриарх Илия II сказал, что отец Виталий является одним из опытнейших мудрых старцев и надо обязательно поехать к нему и выслушать, что он скажет. Я очень обрадовался. Тогда я был настоятелем Давидо-Гареджийской лавры. К отцу Виталию поехал вместе с отцом Андреем (Тариадиси). После этого я встречался с отцом Виталием еще несколько раз. Первое впечатление на меня произвела та обстановка, в которую я попал, – до этого в жизни такого жилища и молитвенного дома я никогда не видел, я попал в абсолютно иной мир. Дверь открыла матушка игумения. Я только позже узнал, что она схимница. Меня охватило удивительное спокойствие. Отец Виталий был очень спокоен и тихо говорил с нами. После встречи с отцом Виталием у меня было очень радостное и спокойное чувство. Позже вместе с отцом Авивосом я еще несколько раз побывал у него. Он благословлял нас, беседовал с нами, и чувствовалась его большая любовь к Грузии и грузинам. Отец Авивос мне сказал, что во время разговора с ним появляется чувство, что он юродивый. Так и есть, но во время беседы батюшка еще и пророчествовал. У отца Виталия была рука очень мягкая и теплая – такая рука бывает только у святых людей.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

она была перенесена в Тбилиси). В дальнейшем Мцхета оставалась религиозным центром и резиденцией грузинских католикосов. В северной части старого города расположен женский монастырь, включающий собор Спаса Преображения (Самтавро), церковь Нины Каппадокийской (Маквловани-ежевичник) и древнюю церковь Михаила Архангела. Именно на этом месте святая Нина жила и молилась в ежевичнике. В дальнейшем в монастыре упокоился царь Картли Мириан, просвещенный святой Ниной и провозгласивший христианство государственной религией. Напротив Мцхеты, на горе у слияния рек Арагви и Куры, расположен еще один выдающийся памятник средневековой грузинской архитектуры – храм Джвари, монастырь Святого Креста (VI в.). Храм, исполненный гениальной простоты и величия, был воспет М.Ю. Лермонтовым в бессмертной поэме «Мцыри». Много древнейших христианских обителей сохранилось на грузинской земле. Многие трагические события помнят их древние намоленные стены, в которых всегда сохранялся несломленный дух нации и неугасимый пламень Православия Грузии. О некоторых рассказ пойдет ниже, а о других мы кратко упомянем. Это в первую очередь Бодбийский монастырь Святой Нины, возведенный в IV в., здесь упокоились ее святые мощи; монастыри Давидо-Гареджийский и Шио-Мгвимский, существующие с VI в., и Кватахебский – с X в. В Зугдидском историческом музее хранится Риза Богородицы, которую изъяли в годы советской власти из Хобского Успенского монастыря и которая теперь ежегодно выносится, в праздник Ризы Богородицы 15 июля, во Влахернский кафедральный собор. Мцхетский собор Житие святой Нины повествует, что однажды ей явилась во сне Богородица и вручила сплетенный из виноградной лозы крест, повелев идти в Иверию просвещать народы светом Христовым. Не скоро достигнув Картлийского царства, она поселилась в Мцхете, в домике садовника, при дворце правителя Мириана, где позднее будет сооружен Мцхетский храм. Она неустанно проповедовала, а для своего пристанища позднее избрала кусты ежевичных зарослей на самой окраине древнего города, где теперь возведен женский монастырь Самтавро.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010