Преподобный Иларион чудотворец родился в 816 году в Кахетии (Восточная Грузия). Он происходил из рода грузинских князей Вачнадзе (Донаури). У благочестивых родителей долго не было детей, и Иларион дарован был им Господом после долгих молитв. Для воспитания его в христианском благочестии родители отдали Илариона сначала одному пресвитеру. В мальчике очень рано проявилась склонность к подвижничеству. В 9 лет он знал наизусть Евангелие, а 12 лет был пострижен в монашество в обители, основанной его отцом. В 16 лет юноша переселился в Давидо–Гареджийскую пустынь. Здесь преподобный Иларион провел отшельником 10 лет. Непрестанными молитвами, слезами, безмолвием, бдением и постничеством он стал известен всей Грузии. Многие приходили к нему для назидания и утешения; в числе посетителей был один епископ из Кахетии, который рукоположил Илариона сначала в диакона, а потом в пресвитера. Но слава была чужда преподобному и, уклонившись от предложенной ему в Грузии епископской кафедры в Сагареджо (в Кахетии), он удалился в Святую Землю на поклонение святыням. Он посетил гору Фавор, обитель преподобного Саввы Освященного, все святыни Иерусалима и поселился в Иорданской пустыни, где провел 17 лет в безмолвии, живя в пещере святого пророка Илии Фесвитянина, которая некогда служила жилищем и святому Иоанну Крестителю. Здесь ему во сне явился Ангел Господень и призвал преподобного поспешить в Грузию, чтобы застать в живых своего отца. Святой Иларион отправился на родину, где после кончины своего родителя устроил из отчего дома монастырь, постриг в монашество мать и сестру и оставался при этом монастыре до смерти своей матери. Строгая благочестивая жизнь Илариона была причиной избрания его в епископа Кахетии. Но смиренный Иларион, поручив управление Давидо–Гареджийским монастырем одному из своих учеников и отдав половину своего имения монастырю, а другую половину разделив нищей братии, в простой одежде, с двумя учениками, отправился сначала в Константинополь. Поклонившись святыням Царьграда, святой Иларион удалился на гору Олимп в Малой Азии, где около 864 г. основал грузинскую обитель. Здесь он пробыл пять лет. За это время стало известно о многих исцелениях, совершенных преподобным силой молитвы, крестного знамения и миропомазания. Избегая славы, святой Иларион отправился в Рим на поклонение гробам святых первоверховных апостолов Петра и Павла. По пути он посетил Константинополь и Фессалоники, совершив несколько исцелений (садовника и отрока, имевших «сухие» ноги). На обратном пути преподобный Иларион вновь остановился в Фессалониках, где провел три года. Известно чудо, когда плененный скифами диакон (из церкви во имя святого великомученика Димитрия Солунского) освободился от оков, молитвенно призвав на помощь святого Илариона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Святитель Гавриил Имеретинский и его проповеди Святитель Гавриил Имеретинский Среди новопрославленных святых Грузинской Православной Церкви есть и имя святителя Гавриила (Кикодзе). Он жил в то время, когда Грузия входила в состав Российской империи, получил образование в Санкт-Петербурге, писал как на грузинском, так и на русском языках, но самое главное – явил своей жизнью пример истинного пастыря Церкви Христовой и оставил по себе добрую память на многие поколения. Епископ Гавриил был причислен к лику святых решением Священного Синода Грузинской Православной Церкви от 18 сентября 1995 года. День памяти его – 25 января/7 февраля. Святитель Гавриил особенно был знаменит своими проповедями, которые по праву можно назвать выдающимся вкладом православной Грузии в духовную сокровищницу Вселенской Православной Церкви. Святитель Гавриил Имеретинский Святитель Гавриил (в миру Кикодзе Герасим Максимович) родился 15 ноября 1825 года в селе Бахви Озургетского уезда Кутаисской губернии в семье священника. Начальное образование получил в семье, от отца. После окончания Тбилисского духовного училища (1839) учился в Тбилисской, с 1842 года – в Псковской, а в 1844–1845 годах – в Санкт-Петербургской духовных семинариях. В 1849 году закончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Во время обучения женился и принял священный сан. В 1849–1858 годах служил инспектором Тбилисской духовной семинарии, а также помощником ректора семинарии. Преподавал физику и математику. Семейную трагедию (за короткое время погибли его жена и все трое детей) он воспринял как Божий знак и принял монашеский постриг в Давидо-Гареджийском монастыре 6 октября 1856 года с именем Гавриил. Полтора года спустя святитель был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Давидо-Гареджийской обители. Затем в 1858 году был хиротонисан во епископа Горийского, а 2 июня 1860 года был назначен на Имеретинскую кафедру, которую занимал до своей кончины, то есть более 35 лет. В дополнение к этому служению 30 мая 1869 года святителю была поручена забота об Абхазской епархии, которой он управлял до 1886 года.

http://pravoslavie.ru/41664.html

Надо помнить: проповедь никогда не совершается силой человеческой! Если человек обращается к Богу через ближнего - то Бог и начинает действовать. Одно, что может этому помешать - если мы начнем этой проповедью гордиться и тщеславиться. Поэтому молитва проповедника должна заключать просьбу ко Господу о даровании слова и об ограждении от тщеславия. Тогда человек вдруг начинает говорить такие вещи, которые касаются сердца и ума собеседника. Начинает вершиться тайна - сын возвращается к Отцу, а проповедник - свидетель этой тайны. Кому-то больше дано, кому-то меньше.  Если человек знает веру, аргументацию, историю Церкви - то он может проповедовать лучше. Если люди требуют диалога -то вступить в диалог и просить помощи Божией. Если вам задали сложный вопросы - немного помолчите и попросите Господа помочь. И Господь положит на сердце и на ум, как ответить.  Здесь уже проявится христианская свобода взрослого человека. Взрослый христианин -это человек, который прошел разные стадии неофитства: от спокойного христианского бытия, когда он понимает всю ответственность происходящего, когда у него уже есть христианские навыки.  Я дважды был в Грузии в паломнических поездках. И это неизгладимое впечатление. Когда мы едем в паломничество, то мы обычно едем к красивым, важным святым местам: иконам, мощам, древним соборам, смотрим – и восторгаемся, Для жителя русской равнины расположенные в горах монастыри храмы Грузии - это невероятно красиво. Чувствуешь себя, как на небе. Христианство, конечно, не в этом. В этом-  только память о том, какое оно было….. Христианство - в навыках. Христианские навыки - это и есть то, что свидетельствует о взрослой христианской жизни. Однажды мы ехали на автобусе с группой в сторону Давидо-Гареджийского монастыря. Это один из самых почитаемых грузинских святых VI века. По дороге мы должны были заехать в монастырь преподобного Антония Марткопского. Это собрат и сомолитвенник Давида Гареджийского, один из древних 12 отцов – сирийцев. Они под руководством своего духовника, преподобного Иоанна, пришли из Сирии в Грузию и основали главный духовный центр, обители, храмы, епархии.

http://radonezh.ru/2021/02/05/kak-prihod...

Поблизости от него последователи Давида стали строить новые обители. Додо Гареджийский по благословению учителя основал монастырь Додос-Рка (по-грузински – «ветвь Додо») во имя Пресвятой Богородицы. Лукиан, согласно преданию, – монастырь Натлисмцемели («Креститель») во имя святого Пророка Иоанна Предтечи. Обители были устроены по сирийскому общежительному уставу; рядом с ними подвизались и анахореты, чуждавшиеся всякого общения. К концу жизни преподобного вокруг него собралось около двух тысяч учеников.      Когда старцу был открыт час его кончины, он собрал всех насельников Гареджи и простился с ними. Преставился преподобный Давид в четверг по Вознесении Господнем и был погребен в Преображенской церкви Давидо-Гареджийской лавры. Там же позднее упокоился и преподобный Лукиан. Уже в VI столетии Грузинская Православная Церковь причислила Давида и Лукиана к лику святых. На протяжении веков их могилы особо почитались и были местом паломничества. В Грузии нет традиции обретения мощей; в 2000 году гробницу преподобного Давида Гареджийского открывали, убедились, что мощи на месте, омыли их, взяли малую частицу и оставили всё в неприкосновенности. Преподобный Давид мирно почивает под спудом возле алтаря древнего Преображенского храма своего монастыря. Лавра в истории      В течение веков в Давидовой лавре не угасала монашеская жизнь. Внешне обитель менялась – прирастала пещерными кельями, террасами, соединительными мостиками… Свой современный облик лавра приобрела в IX веке, когда ее достроил преподобный Иларион Картвели (822/3–875/6), возведший и новые церкви на территории монастырского комплекса. Наибольший расцвет Давид-Гареджи пришелся на XI–XIII века – в период возрождения после нашествия турков-сельджуков. Потом были новые нашествия и разорения, в том числе и страшные: в 1615 году, в Пасхальную ночь, персидский шах Аббас I вырезал всех монахов Гареджи, собравшихся на службу у маленького храма Воскресения Христова. Предание по-разному сохранило число мучеников – от шестисот до шести тысяч человек, но известно, что после этого трагического события святыня практически опустела, и жизнь впоследствии продолжилась только в трех из двадцати обителей. Однако авторитет «грузинской Фиваиды» как просветительного центра и носителя духовного идеала для всей Грузии сохранялся.

http://pravoslavie.ru/113061.html

В XI b. подвижник преп. Иларион в Гареджийской лавре повторил подвиги древних Отцов и обладал таким обилием даров, что Церковь назвала его тем же именем, что и святителя Николая — Чудотворцем. В Х в. на Афоне просияли четыре грузинских святых — Иоанн, Гавриил, Евфимий и Георгий Святогорцы. Преп. Иоанн построил Иверскую обитель. Церковь канонизировала выдающихся правителей Грузии, много сделавших для Церкви — царя Давида Строителя, царицу Тамару, царя Ашота Куропалата, царя Димитрия Самопожертвователя, царя Луарсаба, царицу Кетевань. Последние четыре приняли мученическую кончину за Христа и за свой народ. В 1616 г. мученическую кончину от рук персов приняли 6000 иноков Давидо-Гареджийской обители, а в 1661 г. — князья Бидзина, Шалва и Элизбар. Из мучеников последнего времени грузины особенно чтут архимандрита Григория (Перадзе), рожденного в Тифлисе, учившегося в родном городе, затем в Берлине, профессора Боннского, Оксфордского, Варшавского университетов. Во время Второй мировой войны он погиб в Освенциме в газовой камере, пойдя на кончину добровольно вместо одного многодетного заключенного. Как одна из древнейших христианских Церквей Грузинская Церковь богата многими памятниками старины и святынями. Среди них наиболее известен Мцхетский собор Светицховели (Живоносный Столп). Он построен в 1010–1029 г. г на месте первой в Грузии христианской церкви IV b. в честь св. Двенадцати Апостолов над местом, где находится Хитон Господень. Все главные церковные события, в том числе интронизация Католикоса-Патриарха, происходят в этом соборе. Он также является усыпальницей Католикосов. Сионский кафедральный собор в Тбилиси во имя Успения Божией Матери получил название от Иерусалимского Сиона. Его основание было заложено еще в V b. при царе Вахтанге, но строительство окончено лишь в первой половине VII b. Среди святынь собора наибольшей известностью пользуется крест св. Нины, сделанный из ветвей виноградной лозы и связанный волосами просветительницы Грузии. Храм Креста (Джвари) на горе напротив древней столицы Мцхеты был построен над крестом, поставленным здесь св. Ниной. На рубеже Х — XI в.в. возводятся грандиозные кафедральные соборы — Кутаисский, Алавердский и уже упоминавшийся Мцхетский, храм Баграта в Кутаиси.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

В скором времени у отшельников появилась первая церковь, высеченная в скале и освящённая в честь Преображения Господня. Ктитором этого маленького храма стал руставский вельможа Бубакар, уверовавший во Христа после чудесного исцеления преподобным и крещённый им со всеми своими домочадцами. Подвижники не могли долго оставаться в своём уединении. К ним стали приходить и селиться рядом в пещерах люди, ищущие спасения. Образовался первый монастырь - тот, что ныне именуется лаврой святого Давида: множество келий, высеченных в горном склоне. Поблизости от него последователи Давида стали строить новые обители. Додо Гареджийский по благословению учителя основал монастырь " Додос-Рка " (по-грузински – " ветвь Додо " ) во имя Пресвятой Богородицы. Лукиан , согласно преданию, - монастырь " Натлисмцемели " ( " Креститель " ) во имя святого Пророка Иоанна Предтечи. Обители были устроены по сирийскому общежительному уставу; рядом с ними подвизались и анахореты, чуждавшиеся всякого общения. К концу жизни преподобного вокруг него собралось около двух тысяч учеников. Незадолго до своей кончины преподобный Давид отправился для поклонения во Святую Землю. Взойдя на гору, с которой уже открывался вид на Святой Град, преподобный сказал своим спутникам, что он недостоин своими ногами топтать те места, где ступала нога Спасителя. Он попросил помолиться за него у Гроба Господня, а сам с молитвой взял с земли три камня, положил их в котомку и повернул обратно. В это время иерусалимскому патриарху явился Ангел и сказал, что один из паломников " верой своей унес всю благодать из Иерусалима " , и велел снарядить скорохода, который забрал бы у преподобного два из трёх камней. Давид послушался гонцов и вернул просимые камни, третий же камень отнёс в свою лавру, и он сохранился до настоящего времени. Сейчас он хранится в сокровищнице нового Троицкого кафедрального собора в Тбилиси . Место погребения прп. Давида Гареджийского в Давидогареджийском монастыре Когда старцу был открыт час его кончины, он собрал всех насельников Гареджи и простился с ними. Скончался преподобный Давид, причастившись Святых Даров, 7 мая 604 года, в четверг по Вознесении. Поэтому переходящая память его и совершается в этот день (Мамадавитоба, груз. ), а 7 мая - вместе с остальными двенадцатью сирийскими отцами . Он был погребён в Преображенской церкви Давидо-Гареджийской лавры. Там же позднее упокоился и преподобный Лукиан. На протяжении веков их могилы особо почитались и были местом паломничества. В Грузии нет традиции обретения мощей; в 2000 году гробницу преподобного Давида Гареджийского открывали, убедились, что мощи на месте, омыли их, взяли малую частицу и оставили всё в неприкосновенности. Преподобный Давид мирно почивает под спудом возле алтаря древнего Преображенского храма своего монастыря.

http://drevo-info.ru/articles/13677846.h...

В сочинениях царя Арчила он именуется Мусаибом, а у других историков именуется Сару-Ходжа. 146 Шах намекал на царя Теймураза, 147 См. Иоан. 15; 13. 148 Лихские горы находятся между Карталинией и Имеретией, они разделяют бассейны рек Куры и Квирилы. Город Набактеви лежал на правом берегу левого притока реки Куры - Алис-Проне. На месте этого города в Горийском уезде и доныне существует местечко с тем же названием. 149 Извлечение из историка Мунджи, описавшего походы Аббаса I, читаем bBullemin de la Glasse Hist. philolog. de l " Acad Sc. de S..P.B. tom 3, pag. 4-7. 150 Кафедральный Сионский собор - великолепный памятник грузинской архитектуры, украшение Тифлиса. Он заложен тридцать девятым царем Иверии Гурамом в 576 году, а совершенно окончен владетельным князем Адарнасом. 151 Эта охота, невидимому, происходила под самую Пасху. Я так предполагаю потому, что зверонравный шах приказал изрубить мечами монахов Гареджийской пустыни в самую ночь Воскресения Христова, во время своей охоты в Караясах, а охотился он в Караясах только один раз, как это показывают все исторические документы. Святая Церковь Иверская причислила этих монахов к лику святых мучеников после того, как стало совершаться знамение Божие, происходящее и до сего дня - истечение святого мира от их костей. Память этих святых празднуется во вторник Светлой седмицы. См. ниже, Страдание шестисот святых отцов, избиенных в Давидо-Гареджийской пустыне. 152 Пс. 88; 7 и 105; 2. 153 А. Н. Муравьев в житии великомученицы Кетевани упоминает о направленном русским государем к шаху посольстве с ходатайством о царе Луарсабе. Посольство не достигло успеха, так как шах, узнав о его приближении, поспешил задушить святого царя. А.Н.Муравьев, Жития святых Российской Церкви, Сентябрь, стр. 226. 154 12 декабря по н. ст. Тринадцать сирийских отцов - ев. преп. Иоанн Зедазнийский и его двенадцать учеников, великие учителя благочестия Иверии, пришедшие туда по повелению Божией Матери, См. жития некоторых из них в I части этой книги, - ред.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

1398 Перевод II, 3 в Исаиевском корпусе более близок к греческому подлиннику Макария, чем сирийская версия Макария. Возможно, этот греческий текст был включен уже в самое раннее греческое собрание аввы Исаии , выполненное его учениками. 1399 Strothmann 1934, 24; Draguet 1968a (текст, с. 2–8, 14–19), Draguet 1968c (перевод, с. 1–5 и 9–12). 1403 Вопреки утверждению Дэпрэ, что рукопись надписана именем Макария Египетского , хотя именно это надписание следует предполагать на основании греческого оригинала. По-видимому, надписание сохранилось в Sin. Arab. 358. 1404 «Die andere Sammlung der arabischen Übersetzung der Makarios-Schriften unter dem Namen des Symeon...» (Strothmann 1975, 5). 1411 Morocho Gajo – Nieto Ibez 1995: Ms. graec. Y. III. 2 Эскориальской библиотеки на лл. 320r-356v содержит 150 глав Макария. 1418 См. Hemmerdinger-Iliadou 1960, 808–810; Бронзов 1899, 351–355 выдвигает совершенно фантастическое предположение, что Ефрем Сирин самолично побывал в Египте, списал беседы Макариевского корпуса с коптского и заимствовал их «в качестве назидательного “урока”»! 1425 Начало предпоследнего слова типа III Макария параллельно 19-му слову Аскетикона аввы Исаии . Слово удержано немецкими учеными при издании третьего типа (III, 28) с пометкой о сомнительной подлинности. Слово отсутствует в сирийском переводе аввы Исаии . В греческом тексте Исаии нет § 3–5, имеющихся у Макария. Кроме того, § 5 параллелен Макарию II, 38, 5. Слово засвидетельствовано также в коллекции TV Макария (сирийское 9-е письмо Макария Александрийского , арабская беседа 32). 1435 Издания СМ и соответствующая литература указаны на с. 207–218. См. также дополнения на с. 1089–1091. 1439 Синаксарь Давидо-Гареджийской пустыни, написан на Афоне в Ивирском монастыре в 1030 г.; литература: Евсеева 1998, 155, 270. 1442 Лицевой минологий на шести иконах, вторая половина XI-nepbaя половина XII в., Константинополь; пинакотека монастыря св. Екатерины на Синае. Литература: Евсеева 1998, 157, 270. 1446 Grabar 1928, табл. Vc и др.; XIV–XVI вв.: ibid., XXXIVb, LXIIIb, и т. д. (указано на основании: Dujcev 1957, 159).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

– И так исполнил Господь Вашу молитву детскую. – Да, представляете, сколько прошло времени, и через какой путь это! И я не скажу, что тогда я нашел Бога – нет, наверное, просто Господь меня нашел, я нашел то место, где Он меня найдет. Но сейчас происходит тот момент, когда я ищу Бога: Господи, Ты где, покажись! Знаете, когда был на строительстве храма, для меня было важно не просто строить храм, или как-то начальствовать, как-то, что называется, рулить. Я иногда приходил в церковь и специально шел как прихожанин с другой стороны, с другого входа, по ступенькам разным, я смотрел: а как будет себя чувствовать просто рядовой прихожанин, заходя в церковь? Для меня это было важно, чтобы я переступил порог храма и увидел Христа, нашел Его там. Потому что, если я переступлю порог храма и не встречу живого Бога – это будет катастрофа моей веры. Я могу всему научиться: выучить наизусть молитвы, научиться обрядам, традициям, но, если в них нет живого Бога – это бессмысленная вера, тщетная и суетная. И в свое время, уже, наверное, будучи священником, были какие-то моменты тоже интересные в моей жизни, но все-таки я стал задумываться: а как мне ответить Богу, потому что Он-то мне всегда отвечает. Вот совершенно недавний случай трехлетней давности: моему сыну три года, я съездил в Грузию (у меня первые две девочки) и, сделав там свои дела, за которыми ехал в Грузию, мы вместе с одним батюшкой-архимандритом заехали в монастырь святого Давида Гареджийского , этому святому молятся, когда нет детей, но у меня дети-то есть. Я так стою возле мощей и простыми словами говорю: «Дай мне сына, слушай, ну дай мне сына, что, Тебе сложно?» И что вы думаете? Возвращаюсь домой, мне жена через некоторое время говорит: «А я в положении!» Делали УЗИ плановые, но ребенок вертелся и не показывает «главную деталь», кто он, и тут вдруг на месяц раньше начались роды. Рождается мальчик в день (это был третий день после Пасхи ) Иверской Грузинской Божией Матери и Давидо-Гареджийский святых . Нет, конечно, это не чудо, нет, это обычное явление православной жизни, потому что чудо на каждом шагу совершается. Я позвонил в Грузию, рассказал этот случай, и Патриарх Грузинский, который имеет традицию становиться крестным отцом каждого третьего и последующего ребенка, и ради этой традиции люди начинают рожать, не боясь, потому что у них будет такой крестный отец. У него очень много тысяч уже крестников. Он сказал: «Я крестный отец только у грузин, но этот мальчик грузин, и я буду у него тоже крестным отцом». И когда меня расспрашивают о сыне, я говорю: «Сын у меня грузин» – «Ты, что ли, грузин?» – «Нет». – «Жена?» – «Нет». – «Сын родной?» – «Родной, грузин, потому что подарили его мне там, вот». И вот это – присутствие Бога. Но при этом при всем я бы хотел сказать, что я надеюсь, что Господь меня простит, потому что Он меня любит, потому что есть вещи, за которые стоит меня простить.

http://azbyka.ru/way/rasskaz-pravoslavno...

– Стало-быть не вся Грузия предана мечу? – воскликнул шах, узнав от своих приближённых, что это монахи празднуют свою Пасху Христову, и приказал изрубить всех, кого найдут в этой степной пустыни... Напрасно некоторые приближенные шаха просили его пощадить этих безвредных людей, напоминая ему, что сам Магомет велит щадить молитвенников. Воины должны были исполнить волю их необузданного в своей свирепости владыки и к утру следующего дня истребили до 600 иноков, которых они застали причащающимися во время литургии св. Таин Господних... Затем они предали разорению и опустошению все обители. И таким образом закончилось существование этих обителей, служивших в продолжение почти 12-ти столетий – рассадником православия и благочестия в Грузии. Впоследствии, заботливостью Кахетинского царя Арчила II-ro, собраны были кости преподобных мучеников и положены в сооружённой им церкви. В настоящее время из прежних двенадцати существуют лишь две восстановленные обители: Воскресенская – св. Давида и Иоанна Предтечи. Память этих мучеников совершается в Грузии во вторник Пасхи. (См. «Жизнеопис. свв. Груз. Церкви» – Сабинина). Св. Новомученика Дима (Димоса) История мученичества Дима есть повторение бесчисленных подобных, которым не перестают подвергаться христиане, существующие под игом Турок: личная досада, мстительная клевета, допрос с ложными свидетелями, в которых никогда не бывает недостатка, – пытка, казнь... И кто знает, сколько времени предстоит продолжаться возобновлению случаев, где Турок – палач, жертва – христианин... Иной порядок вещей пока ещё только в мечтах страдальцев, жаждущих освобождения от векового, неправедного гнёта, и людей, сочувствующих страданиям своих единоверных, но безуспешно стремящихся помочь им стряхнуть этот удручающий гнёт, бесплодно почти до сих пор приносящих для этого кровавые жертвы. Вот в коротких словах история мученика Дима. Рыбак по ремеслу, отказавшийся работать, при отяготительных условиях хозяина Турка, державшего рыбную ловлю в Смирне, он был оклеветан раздосадованным его отказом Турком в том, что будто бы выражал желание принять исламизм. За этим, разумеется, отречение Дима от подобного желания; и исповедничество веры, в которой воспитали его родители, в которой утвердила его общая мать – православная Церковь . Затем – принуждение к исламизму, пытки; Дим заключён в темницу, в тяжких колодках, в которых для усиления боли забиты кирпичи и другие острые и твёрдые предметы. Непоколебимое терпение христианина; смертная казнь...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010