Клосс Борис Михайлович Скачать epub pdf Содержание Введение Часть I. Значение преподобного Сергия Радонежского в истории русского монашества Глава 1. Строитель Дома Святой Троицы Глава 2. Монастырская реформа на Руси: митрополит Алексий и Сергий Радонежский Глава 3. Русская Фиваида Глава 4. Троицкий монастырь при преемниках Сергия Часть II. Троицкая литературная школа Глава 1. Епифаний Премудрый Глава 2. Пахомий Логофет Глава 3. Сергий Новгородский Глава 4. Митрополит Симон Чиж Глава 5. Митрофан Коломенский Глава 6. Адриан Ангелов Глава 7. Авраамий Палицын Глава 8. Симон Азарьин Часть III. Рукописная традиция жития Сергия Радонежского Глава 1. Похвальное слово Сергию Радонежскому, сочиненное Епифанием Премудрым Глава 2. Житие Сергия Радонежского, составленное Епифанием Премудрым в 1418–1419 гг. Глава 3. Первая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 4. Вторая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 5. Третья Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 6. Четвертая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 7. Проложная редакция Глава 8. Редакция с записью чудес 1449 года Глава 9. Пятая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 10. Пространная редакция Жития Сергия Глава 11. Редакции Жития Сергия Радонежского XVII века Глава 12. Житие Никона Радонежского Глава 13. Житие Сергия в составе Троицкой летописи Глава 14. Житие Сергия в составе летописных сводов XVI-XVII вв. Часть IV. Тексты I. Похвальное слово Сергию Радонежскому, написанное Епифанием Премудрым в 1412 году II. Житие Сергия Радонежского, составленное в 1418 г. Епифанием Премудрым III. Первая Пахомиевская редакция жития Сергия Радонежского IV. Третья Пахомиевская редакция Жития Сергия Радонежского V. Рассказы о чудесах 1448–1449 гг., присоединенные к Третьей Пахомиевской редакции VI. Книга о новоявленных чудесах преподобного Сергия Радонежского. Творение Симона Азарьина     Введение Основным источником сведений о жизни Преподобного Сергия Радонежского является Житие святого. Составленное в первоначальном виде в 1418 г. учеником Сергия, монахом основанной им Лавры, выдающимся писателем Средневековой Руси Епифанием Премудрым , Житие является и ценным историческим источником о Московской Руси XIV века, и ярким памятником агиографической литературы, оказавшим ощутимое влияние на последующие произведения этого жанра.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Церковь архистратига Михаила в вотчине боярина Ивана Никитича Романова в селе Смердове. Дани двенатцать алтын пять денег, десятильничих гривна. Июля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Никифор. Церковь Покров Святые Богородицы в селе Клинах в вотчине боярина Ивана Никитича Романова. Дани четыре алтына четыре деньги, десятильничих гривна. Июля в 21 день те день (Л. 448 об.) ги взято. Платил староста поп Никифор. Церковь Николы Чюдотворца в государеве дворцовом селе Семынском Некомарской клади. Дани тринатцать алтын пять денег, десятильничих гривна. Июля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Никифор. Церковь Иванна Богослова в патриарше вотчине в селе Косинском. Дани восмь алтын две деньги, десятильничих гривна. Июля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Никифор. Церковь Покрова Святеи Богородицы в патриарше вотчине в селе Афинеевском. Дани восмь алтын, десятильничих гривна. Июля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Никифор. (Л. 449) Церковь Луки евангелиста в селе Лучинском в вотчине думново дьяка Федора Лихачова да стрелецкого головы Ондрея Жюкова. Дани пятнатцать алтын четыре деньги, десятильничих гривна. Июля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Никифор. Церковь Николы Чюдотворца в селе Головине в вотчине Спаса Еуфимиева монастыря Суздольского. Дани дватцать два алтына з деньгою, десятильничих гривна. Июля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Никифор. Церковь архангела Михаила в патриарше вотчине в селе в Пьяницыне. Дани пять алтын четыре деньги, десятильничих гривна. Июля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Никифор. (Л. 449 об.) Церковь Успение Пречистые Богородицы в селе Новоселках в вотчине жильца Ондрея Лазарева. Дани два алтына пять денег, десятильничих гривна. Июля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Никифор. Церковь Николы Чюдотворца в селе Олексине. Дани шесть денег, десятильничих три алтына две деньги. Июля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Никифор. Церковь Иванна Богослова в селе Родивоновском. Дани восмь денег, десятильничих гривна. Июля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Никифор.

http://sedmitza.ru/lib/text/5902955/

(Л. 400) Церковь великого чюдотворца Николы в селе в Ычалове. Дани вдвое три рубли одиннатцать алтын, заезда четыре алтына. И июня в 19 день те деньги взяты. Платил Александра Онучина человек Микитка Денисьев. Церковь великого чюдотворца Николы в селе Верякуше в поместье Федора Побединского. Дани вдвое дватцать шесть алтын четыре деньги, заезда четыре алтына. Церковь Рожество Христово в селе в Олферьеве в поместье Ивана Казадавлева. Дани вдвое тритцать алтын, заезда восмь алтын. Церковь Рожество Христово в селе Панове в вотчине (Л. 400 об.) Семена Ондреева сына Иванова. Дани вдвое рубль четыре деньги, заезда четыре алтына. Церковь Николы Чюдотворца в селе Худошине. Дани вдвое рубль четыре алтына две деньги, заезда четыре алтына. Церковь Дмитрея Селунского в поместье Семово Симанского в селе Измайлове. Дани вдвое рубль три алтына две деньги, заезда четыре алтына. Июня в 22 день те деньги взято. Платил Давыд Замыцкой. Церковь великого чюдотворца Николы в Ыванове поместье Нармольсково в селе Собакине, (Л. 401) а ныне за боярином за князем Борисом Михайловичем Лыковым. Дани рубль четыре алтына четыре деньги, заезда четыре алтына. И июня в 16 день те деньги взято. Платил Григорьев человек Яхонтова Данилко Ефимов. Церковь архангела Михаила в поместье Баима да Ивана Болтиных в сельце Кобылине. Дани десять алтын четыре деньги, десятильничих и заезда четыре алтына. Церковь Пречистые Богородицы Казанские в поместье Ивана Третьякова в селе Корсакове. Дани вдвое осьмнатцать алтын четыре деньги, заезда четыре алтына. (Л. 401 об.) Церковь святые мученицы Парасковьи, нареченные Пятницы, в поместье Ивана Соловцова в селе Шарапове. Дани вдвое два рубли шесть алтын две деньги, заезда четыре алтына. И августа в 30 день те деньги взято. Платил Михайлов человек Засецкого Степанко Калентьев. Церковь архангела Михаила в селе Арати, а Зубарево тож. Дани вдвое три рубли две деньги, заезда четыре алтына. И февраля в 4 день те деньги взято. Платил Церковь великого чюдотворца Николы в селе Насакме. Дани вдвое рубль четыре алтына, заезда четыре алтына.

http://sedmitza.ru/lib/text/5902955/

А 1 . Бригадирши Прасковьи Александровны Алалыкиной, в сельце Машенцове. 2 . Графа Феодора Алексеевича Апраксина, в селе Успенском, Вяземское тож, с деревнями. 3 . Бригадирши Анны Яковлевны Архаровой, в селе Иславском с деревнею. 4 . Подполковницы Екатерины Михайловны Асоргиной, в деревне Островне. 5 . Полковника Федора Михайловича Ахлестышева, в селе Троицком с деревнями. 6 . Кадетского корпуса кадета Стефана, Преображенского полку сержанта Дмитрия Михайловых детей Ахлестышевых. Б 7 . Генерал-майора Гавриила Петровича Бахметева села Сергиевского, Хатмынка тож, с деревнями. 8 . Полковницы Екатерины Петровны Беклемишевой в сельце Лужках. 9 . Дочерей ее, девиц: Марфы и Екатерины Ивановых дочерей Беклемишевых в сельце Лужках. 10 . Гвардии прапорщика Андрея Алексеева сына Бестужева-Рюмина в селе Никольском, Дарьино тож, и сельце Ащерине. 11 . Подполковника Петра Ивановича Бибикова в селе Летове с деревнями. 12 . Инженер-майора Егора Бланкенначелева в селе Дядинкове и в сельцах Анашкине и Подхлестине. 13 . Бригадира Александра Ивановича Болтина, в селе Федькине. 14 . Коллежского ассессора Сергея Борисовича Болховского в селе Богородском, Мешково, Нехойцево тож. 15 . Коллежского ассессора Лавра Дмитриевича сына Борисова в сельце Маркове. 16 . Надворного советника Павла Евтихеева сына Бурцова в селе Шерапове с деревней. 17 . Секунд-майора Петра Борисова Белавина в сельце Тараканове. 18 . Губернского секретаря Ивана Васильева сына Белого в селе Степановском. В 19 . Капитана князя Михаила Ивановича Вадбольского в сельцах: Ивановском, Парфенкове, Свинорье и деревне Власовой. 20 . Подполковника Александра Николаевича Васильчикова в сельце Князеве, Плесково тож. 21 . Гвардии прапорщика Андрея Алексеева сына Вельяминова-Зернова в сельце Зименках. 22 . Майорши Елены Семеновны Вельяминовой-3ерновой в сельце Зименках. 23 . Камер-фрау Екатерины Верре в сельце Новолитках. 24 . Капитана Федора Александрова сына Воейкова в селе Рожествине, Подушкино тож. Г 25 . Княгини Варвары Николаевны Гагариной села Богородского, Ивашково тож, села Юдина с деревнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Следует отметить, что прп. Симеон Новый Богослов , духовный наставник прп. Никиты, трижды упоминает о царском пути в своих сочинениях. Согласно его учению, царский путь приводит в царский дворец Бога и Небесное Царствие 122 . Истина от Божественного Писания является бесспорным и неопровержимым для оппонентов царским путем 123 . Монах через любое земное попечение и пристрастие легко может сойти с царского пути, на который он призван: «Ибо он знает, что тот (диавол) на него постоянно нападает и беспокоит его. Так вот, когда так происходит и когда он устремится к какой-либо заботе ради родственника, тогда уклоняется от царского и прямого пути, которым он начал идти; и насколько уклоняется, настолько враг перемещается в глубину его несчастья и, вступая внутрь, прячется, имея в своих руках, словно веревку, пристрастия, и удерживая их твердо, и стараясь быть для него совершенно незамеченным» 124 . В трех кратких и разрозненных мыслях содержится основное учение о царском пути как о вероучительном и аскетическом пути Церкви. Если посмотреть на описание пути, или шествия, души по прп. Никите Стифату , то получается следующая картина: – Душа движется к Богу, преодолевая определенные этапы. – Прямолинейное движение к Богу заканчивается стоянием близ Бога или круговым движением вокруг Бога по подобию ангелов. – Руководящий орган, отвечающий за восхождение души, – это разум. – Движение души к Богу является главным, а уклонение от Бога – не полноценным путем зла, а отступлением с правого пути. – Христос Спаситель – подлинное содержание самого пути и одновременно Спутник на пути и таинственная духовная цель, в которой прекращается всякое движение. – Этапы духовного пути совпадают с древней триадой: очищение, озарение и соединение с Богом, хотя имеются и альтернативные описания данных этапов. – Завершение пути, согласно Сотнице 3, 95, осуществляется перед Царем веков Богом Спасителем, что позволяет говорить о царском пути просто без использования соответствующего эпитета. Такое детальное описания шествия души у поздневизантийского автора очень четко укладывается в представления византийцев о царском пути. Парадигма данного пути состоит в избегании не столько двух крайностей, сколько одной – движения как отступления в противоположную от истины сторону. Следует также отметить, что формально Стифат описывает два пути – путь по природе и путь против природы, которые по мере преуспеяния в добродетели становятся все менее равнозначными с точки зрения труда по их прохождению. Таким образом, в трактате «О душе» и от части в «Сотницах» отразились устойчивые представления византийцев о духовном пути к Богу – без впадения в крайности дуализма или в чрезмерное преувеличение злого начала.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Сквозь призму представлений о царском пути и избегании крайностей стали толковаться и другие стихи Священного Писания о духовном пути без использования эпитета βασιλικ 48 . 4. Основные смысловые области применения выражения «Царский путь» Важнейшая область для использования образа «царского пути» – это вероучение Церкви, где с помощью метода избежания крайностей подчеркивается истинное учение, формируемое вопреки еретическим уклонениям. Свт. Кирилл Александрийский перед изложением Символа веры пишет о царском пути 49 . У него же содержится краткая и емкая универсальная вероучительная формула: «Царским путем следует идти тому, кто бежит к правости веры во Христа» 50 . Евферий пишет о царском пути как о предании Церкви 51 . Итак, самые разные по эпохам, регионам и жанрам христианские авторы при помощи образа «царского пути» выражали свои представления о вероучении или о духовной и аскетической жизни (как, например, в трех процитированных отрывках из наставлений аввы Дорофея и аввы Вениамина и из Макариевского корпуса) или просто о гармонии. Последнее можно проиллюстрировать следующим примером. Согласно «Похвальному слову», византийский император Мануил Палеолог шел царским путем, избегая чрезмерности и недостаточности, не столько как аскет, сколько как античный философ-любомудр 52 . А у другого византийского императора, св. Феодора II Дуки Ласкаря, в «Похвале мудрости» встречается учение о царском пути как о златой середине между созерцанием и деянием: «Ведь тот, кто идет царским путем созерцания и деяния, он действительно показал мудрое, он действительно блаженный, он действительно боголепный, он воистину свысока направляет мысленный взор, подобно орлу постоянно созерцая солнце мудрости, сначала отрясши с себя обман немудрого неразумия, и таким образом стремительно взойдя на высочайший наблюдательный пункт слова, он действительно соединил деяние и созерцание» 53 . Постараемся систематизировать отдельные группы значений по двум основным тематическим группам: вероучительной и аскетико-нравственной. Вероучение

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

26 . Обер-гофмаршала действительного камергера и разных орденов кавалера князя Николая Михайловича Голицына в селе Першине Богородском с деревнями. 27 . Бригадира князя Николая Михайловича Голицына (предвод. дворянства Звен. округа) в селе Никольском, Вязема тож, с деревнями. 28 . Лейб-гвардии Семеновского полку сержанта князя Егора Алексеевича сына Голицына, в селе Дешине с деревнями. 29 . Секунд-майора князя Сергия Николаевича Голицына, в селе Троицком, Назарьево тож. 30 . Действительного камергера и кавалера князя Николая Алексеевича Голицына в селах Архангельском, Познякове и Урюпине, с деревнями, и сельце Никольском, Воронки тож. 31 . Генерал-поручицы княгини Прасковьи Ивановны Голицыной в селе Петровском с деревнями. 32 . Действительного тайного советника, камергера и кавалера графа Гавриила Ивановича Головкина в селе Михайловском с деревнями. 33 . Генерал-поручика князя Сергея Николаевича Голицына в сельце Аносове. 34 . Майора князя Петра Ивановича Горчакова в сельце Стучеве, Уварово тож. 35 . Майорши Аксиньи Андреевой дочери Гриневой, в сельце Киове. 36 . Генерал-аншефа и кавалера царевича Грузинского Георгия Вахтановича в селе Ивановском с деревнями. Д 37 . Гвардии капитана князя Павла Михайловича Дашкова в сельце Столбове дворовых. 38 . Статской советницы Анны Семеновны Дашковой в сельце Шарапове. 39 . Девицы Екатерины Васильевны Демидовой в сельце Введенском с деревней. 40 . Надворной советницы Анны Алексеевой Детелсовой в сельце Внукове. 41 . Действительного статского советника Матвея Васильевича Дмитриева-Мамонова в сельце Баранове. 42 . Бригадира Федора Ивановича Дмитриева-Мамонова в сельце Баранове. 43 . Действительного камергера и кавалера князя Михаила Васильевича Долгорукова в селах Покровском и Знаменском. 44 . Вдовствующей княгини Настасьи Васильевны Долгоруковой-Крымской в селе 3наменском, Губайлово тож. 45 . Гвардии поручика Дмитрия Сергеевича Докторова в деревне Каменке. 46 . Секунд-майора Александра Ивановича Дурново в селе Верхогрязье. Е 47 . Коллежского ассессора Ивана Яковлева сына Евреинова, в селе Рождествине, Сенкино тож.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

6/19 февраля. Отпевал архиепископа Иоасафа в Богоявленском монастыре. 8/21 февраля. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 9/22 февраля. Прощеное воскресенье. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье и вечерню в храме Христа Спасителя. 12/25 февраля. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 14/27 февраля. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. Письменное обращение патриарха Тихона к председателю СНК В. И. Ульянову о недопустимости предполагаемого вывоза советскими чиновниками из Троице – Сергиевой лавры святых мощей преподобного Сергия Радонежского. 15/28 февраля. На заседании коллегии Наркомата юстиции предложено исполкому Сергиева Посада обсудить вопрос о погребении на кладбище мощей преподобного Сергия Радонежского. 16/29 февраля. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 23 февраля/7 марта. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 28 февраля/12 марта. Служил литургию в храме Василия Исповедника в Новой деревне. 1/14 марта. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 7/20 марта. Выносил Крест в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 8/21 марта. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 11/26 марта. Письменное обращение патриарха Тихона к председателю СНК В. И. Ульянову, в котором выражена тревога по поводу предполагающегося изъятия и вывоза из Троице – Сергиевой лавры святых мощей преподобного Сергия Радонежского. 13/26 марта. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. Постановление Московского губернского исполкома: Троице – Сергиеву лавру закрыть и вывезти из нее мощи преподобного Сергия Радонежского. 15/28 марта. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 21 марта/3 апреля. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 22 марта/4 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Дети вставали в 8 часов, пили чай и занимались до 11-ти часов. Учителя приезжали из Петрограда, в Царском Селе жили только Гибс и Жильяр. Иногда после уроков перед завтраком совершалась недолгая прогулка. После завтрака – занятия музыкой и рукоделием. Государыня вставала в 9 часов и в постели пила гоголь-моголь. Затем занималась в своем кабинете и принимала представлявшихся. После приема иногда совершала прогулку по парку в экипаже вместе с детьми, или с какой-либо из фрейлин (графиней Гендриковой или баронессой Буксгевден). После завтрака, до чая государыня занималась ручными работами или живописью. После чая – работа до обеда или прием представляющихся. Дети могли приходить к государыне во всякое время, без предварительного о себе доклада. Кроме двух (названных выше) фрейлин, при императрице находились: доктор Е. С. Боткин и гоф-лектрисса Шнейдер. За здоровьем наследника наблюдал доктор Деревенько. Зиму и весну следующего 1913 года провели в Царском Селе. Наследник часто хворал гемофилией. С началом юбилейных празднеств трехсотлетия царствования дома Романовых, поехали в Москву. Там были церковные торжества, встречи и приемы русских и иностранных делегаций. Из Москвы, через Нижний Новгород, поехали по Волге в Кострому и Ипатьевский монастырь. Оттуда – по Средней России, путем, которым следовал в свое время царь Михаил Федорович, опять в окрестности Москвы, связанные с воспоминаниями о деятельности первых царей рода Романовых (Переяславское озеро, подмосковные села и проч.). Везде – воодушевление населения, депутации. После торжеств вернулись в Царское Село, оттуда в Крым. Зиму 1913–1914 г. г. спокойно прожили в Царском Селе. Летом 1914 года в Петергофе и Красном Селе были большие празднества по случаю посещения английской и французской эскадр. После убийства в Сараеве австрийского эрцгерцога Франца-Фердинанда пошли слухи о возможной войне, но в царской семье они не вызвали тревоги. Тревога почувствовалась уже в середине июля, во время пребывания президента Пуанкаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь Василия Кисарейского в селе Пронклеве да в пределе святые великомученицы Пятницы. Дани рубль осьмнатцать алтын з деньгою, десятильничих и заезда пять алтын. И февраля в 5 день те деньги взято. Платил староста поп Иван. (Л. 744) Церковь великого чюдотворца Николы в селе Домахи. Дани двацать два алтына три деньги, десятильничих и заезда два алтына. И февраля в 5 день те деньги взято. Платил староста поп Иван. Церковь великого чюдотворца Николы в селе Девяткине. Дани семнацать алтын четыре деньги, десятильничих и заезда два алтына. И февраля в 5 день те деньги взято. Платил староста поп Иван. Церковь великомученика Георгия. Дани дватцать один алтын три деньги, десятильничих и заезда три алтына четыре деньги. И февраля в 5 день те деньги взято. Платил староста поп Иван. (Л. 744 об.) Церковь святого пророка Ильи в селе Порои. Дани рубль двенацать алтын четыре деньги, десятильничих и заезда пять алтын две деньги. И февраля в 5 день те деньги взято. Платил староста поп Иван. Церковь Благовещение Пречистые Богородицы в селе Гладине. Дани рубль семнатцать алтын две деньги, десятильничих и заезда пять алтын две деньги. И февраля в 5 день те деньги взято. Платил староста поп Иван. Церковь Успение Пречистые Богородицы в селе Радогощи. Дани два рубли, десятильничих и заезда шесть алтын четыре деньги. И февраля в 5 день те деньги взято. Платил староста поп Иван. (Л. 745) Церковь великого чюдотворца Николы в селе Гнани. Дани дватцать девять алтын пять денег, десятильничих и заезда пять алтын. И февраля в 5 день те деньги взято. Платил староста поп Иван. Церковь Введение Пречистые Богородицы в селе Быхове. Дани рубль дватцать восмь алтын пять денег, десятильничих и заезда шесть алтын четыре деньги. И февраля в 5 день те деньги взято. Платил староста поп Иван. Церковь Покрова Святеи Богородицы в селе Развити. Дани одиннацать алтын две деньги, десятильничих и заезда два алтына. И февраля в 5 день те деньги взято. Платил староста поп Иван. (Л. 745 об.) Церковь Святеи Живоначальные Троицы в селе Ожаве. Дани двенатцать алтын три деньги, десятильничих и заезда восмь денег.

http://sedmitza.ru/lib/text/6251272/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010