Знаменит преподобный Сергий и тем, что основал еще несколько монастырей — Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме и другие — но всегда возвращался в родную лавру. Ученики продолжили его дело, заложив еще более 40 обителей... Святой Сергий дожил до глубокой старости, а накануне своей кончины призвал учеников, к которым обратился с завещанием: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную...» В 1392 году Сергий скончался, а через 30 лет, 18 июля 1422 года, его мощи были обретены нетленными (сохранившиеся, неистлевшие кости), и до сих пор этот день является одним из дней памяти святого. В 1919 году мощи Сергия Радонежского еще раз подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей Церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен. С 1920 по 1946 год мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры, а 20 апреля 1946 года были возвращены Церкви. 25 июля 2014 Источник: " Известия " Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Ваше имя: Ваш e-mail: Отзыв: Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации):   Материалы в данном сюжете 18.02.2015 11:44 Памятник Сергию Радонежскому установят в Нижнем Новгороде 19.12.2014 23:35 Сайт Троице-Сергиевой лавры Новые чудеса преподобного Сергия Радонежского. Не пропускать братский молебен 19.12.2014 21:57 В Тбилиси прошел форум " Православие и современность " 09.12.2014 17:07 В Екатеринбурге иконе Сергия Радонежского поклонились около 10 тысяч человек 08.12.2014 23:45 Патриарх Кирилл освятил восстановленный храм преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе 05.12.2014 12:55 Авиаперевозчик не разрешил представителям Троице-Сергиевой лавры перевозить икону Сергия Радонежского в салоне

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Эти воспоминания долгие годы оставались едва ли не единственным напоминанием о храме. Только в 2012 году он был официально  возвращен Церкви  — без куполов, колокольни, обезображенный позднейшими перестройками, — и вскоре, в день памяти святого Сергия Радонежского, прошло  первое богослужение . В том же году начались восстановительные работы. Несмотря на то, что реставраторы располагают лишь старинными фотографиями, в планах строителей завершить работы к октябрьскому дню памяти преподобного Сергия. Храм преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе. Интерьер церкви. Фото 1904 года. Чистый свет Рассказ был бы неполным, если бы мы не упомянули о храмах, которые возводятся во имя преподобного Сергия в наши дни. Одна из них — на Средней Рогатке, недалеко от площади Победы. В конце 1990х, вследствие нужды прихода в более вместительного помещения, на одном из островов Среднерогатского пруда начали возводить  каменный храм . Посвятить главный и единственный престол было решено игумену Радонежскому. Сначала был сооружен мост, по которому на остров стали доставлять строительные материалы. Затем появились каменные ворота, увенчанные позолоченным крестом и украшенные образом святого Сергия. Вскоре были возведены здание свечной, дом для духовенства и домик привратника, а летом 1999 года, в праздник обретения мощей преподобного Сергия, состоялась торжественная закладка храма. После окончания всех работ его освятили — в праздник 2000летия Рождества Христова. Уже более десяти лет посреди пруда, на небольшом острове, белеет ограда со Святыми вратами. Остров носит имя Сергиев, как и храм, который высится за церковной оградой. Он построен в стиле древних церквей, с одним куполом и стоящей рядом звонницей. Отражаясь в воде, храм вместе с другими постройками составляет единый церковный комплекс, который издали очень похож на монастыри Северной и Средней Руси, какими их строили во времена Средневековья. И порой кажется, будто сам святой Сергий возводил эти стены, как некогда в радонежских лесах, и, войдя в ворота, увидишь его в окружении учеников и сразу узнаешь — по тому чистому свету, что от него исходит. 

http://aquaviva.ru/journal/?jid=56145

В тот же день отреставрированный храм преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе посетил Президент Российской Федерации В.В. Путин. Глава государства и Предстоятель Русской Православной Церкви осмотрели экспозицию церковного музея, устроенного в данном приходе. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Благодарить Предстоятеля Русской Православной Церкви за труды и принесенную архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам Санкт-Петербургской, Саратовской митрополиям и Калининградской епархии радость молитвенного общения. 3. Выразить благодарность митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию, митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину, епископу Балтийскому Серафиму, а также полномочному представителю Президента в Приволжском федеральном округе М.В. Бабичу, губернатору Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, губернатору Саратовской области В.В. Радаеву, губернатору Калининградской области Н.Н. Цуканову — за внимание и радушный прием, оказанные Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и сопровождавшим его лицам. 4. Отметив, что освящением храма преподобного Сергия в Царском Селе завершились торжества юбилейного года 700-летия его рождения, испросить у Радонежского чудотворца непрестанного молитвенного предстательства пред Господом о Церкви Русской и всех верных ее чадах.   ЖУРНАЛ 114 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о мирном визите в Сербскую Православную Церковь. Справка: С 14 по 16 ноября 2014 года состоялся официальный визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в пределы Сербского Патриархата. В состав делегации, сопровождавшей Его Святейшество, в частности, вошли председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион и руководитель Административного секретариата епископ Солнечногорский Сергий. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Святейший Патриарх Сербский Ириней возглавили Божественную литургию в соборе святителя Саввы Сербского в Белграде, а также совершили литию на гробнице Святейших Патриархов Сербских Павла и Димитрия в монастыре Раковица. В состоявшейся беседе с Предстоятелем и членами Священного Синода Сербской Православной Церкви обсуждались состояние и перспективы развития традиционно братских двусторонних отношений между Русской и Сербской Православными Церквами и окормляемыми ими народами, а также вопросы общеправославного взаимодействия. Святейший Патриарх Ириней вручил Святейшему Патриарху Кириллу высшую награду Сербской Православной Церкви — орден святителя Саввы I степени. Церковных наград были также удостоены члены делегации, сопровождавшей Предстоятеля Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/3891448.ht...

В селе Остров на юге от Москвы при великокняжеском загородном дворце была отстроена белокаменная церковь Преображения Господня (1521 г.) в ознаменование отхода войск хана Мухамед-Гирея. В связи с победой Великого Князя Василия III над Казанью в 1530 году при его дворце в селе Коломенском в 1532 году возвели церковь Вознесения Господня на месте старой деревянной церкви Великомученика Георгия Победоносца. В 1533 году Великий Князь Василий III руководил отсюда военными действиями против крымских орд хана Сафи-Гирея. В том же селе Коломенском в память столетия взятия Казани в 1649 году был построен храм Казанской иконы Божией Матери. Главным памятником победы над Казанским и Астраханским ханствами стал возведенный при Царе Иоанне Васильевиче Грозном Троицкий собор на рву (Красная площадь) в 1555—1561 годах. Собор имеет девять основных престолов, связанных с ходом войны против Казанского ханства, среди них: — престол святой Троицы, обетный; — Покровский храм (центральная часть), в память подрыва стен Казани; — придел Преподобного Александра Свирского и трёх Патриархов, в память победы над ханом Епанчей; — придел Святителя Григория Армянского, в память взятия 30 сентября Арской башни; — придел Святителя Николая Чудотворца, в память присоединения Вятки; — придел Входа Господня в Иерусалим, в память торжественного возвращения русского войска в Москву. В 1550-х годах в память чуда явления Благоверного Великого Князя Даниила Московского и победы над Казанским ханством Царь Иоанн ВасильевичХрам Семи Вселенских соборов Грозный в древнем Свято-Даниловом монастыре возвёл храм в честь Семи Вселенских соборов. Донской монастырь — памятник отражения войск крымского хана Казы-Гирея. В 1592 году Царь Феодор Иоаннович основал его на месте, где в 1591 году был разбит со своим войском хан Казы-Гирей. Там стояла походная полотняная церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского с иконою Донской Богоматери (дар донских казаков Благоверному Великому Князю Димитрию Донскому на Куликовом поле), осененная царскими знаменами. В 1593 году зодчим Феодором Конем в монастыре был построен собор в честь иконы Донской Богоматери. В конце XVI века на месте, где во время налета войск хана Казы-Гирея располагались стрельцы под командованием боярина Бориса Годунова, им была перестроена в память победы церковь Иоанна Предтечи под Бором (Черниговский переулок).

http://old.pobeda.ru/voinskie-hramyi/pam...

15 мая Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную литургию на территории Бутовского полигона, ставшего местом мученической кончины множества православных архипастырей, пастырей и мирян, за веру Христову пострадавших. Патриарху Алексию сослужили сонм архиереев Русской Православной Церкви, сотни клириков московских и подмосковных храмов. На богослужении присутствовала делегация Русской Зарубежной  Церкви, возглавляемая ее первоиерархом Митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром,  сообщает официальный сайт Русской Православной Церкви .  Обратившись по завершении богослужения к верующим с первосвятительским словом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, в частности, сказал: «Чудо воскресения распятой России, обращения к отеческой вере миллионов ее чад стало ответом на молитвенное предстательство безвинных страдальцев. Ожили кости сухие, как в видении пророка Иезекииля (Иез. 37. 4). А сегодня - и это особенно дорого нам - вместе с нами впервые молились здесь члены делегации Русской Зарубежной Церкви во главе с ее первоиерархом, Высокопреосвященнейшим митрополитом Лавром. Здесь и теперь особенно ощущаем мы боль разделения нашего народа, порожденного революцией и кровопролитной гражданской войной. И здесь же обретаем мы уверенность, что и эта рана исцелится в лучах Солнца правды (Мал. 4. 2).  Наш долг перед памятью жертв безбожного террора - служить великому делу духовного возрождения нашего Отечества и единения народа в спасительной вере, дабы никогда более не повторилась трагедия братоубийства». О присутствии делегации РПЦЗ на богослужении в Бутово рассказывается и на официальном сайте РПЦЗ , где, кроме этого, размещены фотографии с места событий . 16 мая делегация зарубежных иерархов посетила Троице-Сергиеву Лавру. «В 9:30 началась Божественная Литургия, возглавляемая преосвященнейшим Феогностом, Епископом Сергиево-Посадским, в сослужении настоятеля Московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова) и 16 архимандритов и иеромонахов Троице-Сергиевой Лавры. Во время пения «Святый Боже...» Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр, Преосвященнейшие архиепископы Берлинско-Германский и Великобританский Марк и Сан Францисский и Западно-Американский Кирилл с архиепископом Корсунским Иннокентием проследовали царскими вратами в алтарь древнего Успенского собора. Священнослужители и другие члены делегации молились с правой стороны перед иконостасом», - рассказывает об этом официальный сайт РПЦЗ. Также делегация встретилась со студентами Московских Духовных школ и посетила школу-интернат им. Преподобного Сергия Радонежского в селе Топорково. Фоторепортаж посещения Сергиева Посада также опубликован на том же сайте .

http://pravoslavie.ru/4896.html

В писцовых книгах 1584-86 годов Спасо-Преображенский монастырь был описан так: " Троице-Сергиева монастыря монастырь Преображенье Спасово на рчк. на Всходне; а на монастыре церковь Преображенье Спасово камена, да церковь камена ж святого мученика Ондрея Стратилата, ставят ново, не доделана; а в церкве Преображенье Спасово, образы, и свечи, и книги, и колокола и всякое церковная строенье старого вотчинника Андакана Тушина с братьею... " . Таким образом, в середине XVI века в монастыре находились два каменных храма, один из которых Преображенский был трапезным, а другой - Андрея Стратилата только строился. А сам монастырь был приписан к Троице-Сергиевому монастырю (с 1744 года - Лавра). Можно с большой уверенностью предположить, что посвящение храма в честь святого мч. Андрея Стратилата связано с небесным покровителем Андрея Тушина, которому до 1562-1563 годов принадлежало село Тушино. В Смутное время 1 июня 1608 года войско самозванца Лжедмитрия II подошло к Москве и остановилось в соседнем со Спасом селе Тушине. Вблизи монастыря, на Тушинском поле (до недавнего времени - лётное поле Тушинского аэродрома, ныне застроенное жилыми домами), расположился лагерь Польско-Литовских интервентов. Ежедневно из Тушинского лагеря в разные стороны отправлялись отряды для грабежа местного населения, опустошавшие ближние и дальние сёла и деревни. Так, Спасо-Преображенский монастырь и окрестные селения были подвергнуты полному опустошению. С приходом Романовых на Царский Престол, разграбленная монастырская вотчина ещё долго не могла справиться после разгрома, о чём имеется описание имений бывшего монастыря в 1614 году: " Что было сельцо Тушино на речке Всходне, да к нему же припущена была в пашню пустошь Городище ... по новому дозору всё стало впусте... " . Монастырь так и не возродился. В документах того времени село Спас числится как " село, что был монастырь Всходня " . Из монастырских построек оставались на территории только каменная церковь во имя Андрея Стратилата и разорённая Преображения Господня, о чём свидетельствует описание 1623-1624 годов. Преображенскую церковь окончательно снесли к середине XVII века. Храм Андрея Стратилата был обращён в приходской с переосвящением в честь Преображения Господня, по названию бывшего здесь монастыря. При ней была устроена деревянная трапезная, которую в 1804-1808 годах разобрали, а на её месте построили новую, более вместительную каменную. С западной стороны к трапезной пристроили также каменную многоярусную колокольню. В 1849 году трапезную несколько перестроили, устроив алтарь и разместив в ней придел во имя преподобного Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=60903

В эпоху новых гонений на Церковь архимандрит Тихон был вынужден оставить родную Лавру. Подвизался в горах Кавказа, служил в Мукачевском Свято-Николаевском девичьем монастыре. Преставился ко Господу 15 ноября 2000 года, служа всенощную в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в подмосковном селе Тайнинском, в котором некогда существовал царский путевой дворец на Троицкой дороге в Лавру преподобного Сергия. А ныне рядом с храмом установлен памятник работы скульптора В.М. Клыкова святому Царю-страстотерпцу Николаю Александровичу, прославленному во главе сонма новомучеников Земли Русской Архиерейским Собором в августе именно 2000-го года. Известно, что старец-архимандрит Тихон (Агриков) особо почитал новомучеников и связывал с их жертвой надежду на возрождение России. В 50-60 годы прошлого века архимандриты Тихон и Кирилл были связаны одной судьбой и взаимной приязнью. Оба они были выходцами из крестьянской среды, оба возрастали в годы богоборческих гонений на Церковь, оба прошли Великую Отечественную войну, в результате чего обратились к Богу, закончили Московские Духовные школы и стали монахами Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Вместе они молились и пели на церковных службах. Когда отец Тихон стал преподавать в Академии, многие обязанности по казначейству легли на плечи его помощника, теперешнего духовника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова), который с глубоким уважением и великою любовью вспоминает отца Тихона, ценя его за простоту и благоразумие. Родился будущий архимандрит Кирилл (в миру Павлов Иван Дмитриевич) 8 сентября 1919 года в деревне Маковские Выселки, ныне Михайловского района Рязанской области в верующей крестьянской семье. После окончания техникума работал технологом на металлургическом комбинате. Участник Великой Отечественной войны. Демобилизовавшись в 1946 году, поступил в Московскую духовную семинарию, а по ее окончанию - в Духовную академию. В 1954 году окончил обучение и принял монашеский постриг в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Был пономарем, затем казначеем Лавры, а с 1965 года и по настоящее время - братским духовником. Автор нескольких книг-сборников, в том числе и проповедей: «Время покаяния», «Ищите прежде Царствия Небесного», «Похвала Божией Матери» и др. В книге «Архимандрит Кирилл Павлов. Проповеди» представлено самое полное собрание его проповедей, в том числе и посвященные преподобному Сергию Радонежскому. Часть из них датируется 50-60-ми годами прошлого столетия и впервые публикуется по машинописному тексту. К тому же периоду относятся проповеди и дневниковые записи о. Тихона (Агрикова), посвященные святому Сергию и вошедшие в книги «Архимандрит Тихон (Агриков). Жизнеописание. Проповеди. Письма» и «У Троицы окрыленные: воспоминания» .

http://pravoslavie.ru/68388.html

Государь, отлично знавший церковный устав, понимал, любил и ценил церковное пение.   Сохранение истоков этого особого пути и дальнейшее его развитие позволило русскому церковному пению занять одно из почетных мест в мировой музыкальной культуре.  После одного из духовных концертов Синодального хора в присутствии Государя, как вспоминает исследователь истории синодальных училищ протоиерей Василий Металлов, Николай II сказал: " Хор достиг самой высшей степени совершенства, дальше которого трудно себе представить, что можно пойти " . Что означает для жизни Русской Православной Церкви возвращение древнерусской иконы и развитие церковного пения, объяснять нет необходимости. Одно возвращение в жизнь Церкви рублевской «Троицы» - огромнейшее событие для развития богословской мысли. Как важно было в то переломное для России время вернуть религиозное осмысление образа Троицы в сознание русских людей. На государственном уровне совершается празднование пятисотлетия со дня рождения святого преподобного Сергия Радонежского. Кроме того благодаря щедрым пожертвованиям Государя в эти же годы во многих городах мира сооружаются 17 русских храмов в традициях древнерусского зодчества. В царствование Николая II главным образом на деньги им пожертвованные строились храмы в Нью-Йорке, Буэнос-Айресе, в Каннах, Вене, Ницце, Лейпциге и многих других городах. Воплощением любви и понимания Царем-Мучеником истории России и пути развития русской культуры является возведение Феодоровского собора и окружающего его городка в Царском Селе. Прекрасный собор и Федоровский городок строится сразу же после того, как Августейшая семья переселилась в Царское Село на постоянное жительство. В 1909 году Государь лично указал место для будущего храма. Тогда же был создан комитет по строительству. Архитектор В.А. Покровский принял за образец Благовещенский собор Московского Кремля – древнюю молельную церковь русских царей в ее первоначальном виде и несколько переработал ее облик в духе древних Новгорода и Пскова. Строительство велось на средства Царя и Царицы, к которым прибавились пожертвования доброхотов – главным образом, благочестивых русских купцов и промышленников. Государь вникал во все этапы строительства и лично присутствовал при ключевых моментах: закладке первого камня, поднятии крестов и колоколов и т.п.

http://radonezh.ru/2018/08/03/car-muchen...

– Великий князь был глубоко верующим человеком. Известно, что, благоустраивая Москву, особое внимание он уделял церковной жизни. В чем это выражалось? – Вслед за императором Александром III Сергий Александрович ввел в Москве новогодние благодарственные молебны, участвовал в традиционном Крещенском крестном ходе к иордани на Москве-реке. Он был организатором церковных парадов и крестных ходов. Первым делом он благоукрасил церковь генерал-губернаторского дворца, которая была посвящена святому благоверному князю Александру Невскому. Достойное место в алтаре рядом с иконой Александра Невского с тех пор занял образ небесного покровителя Сергия Александровича – преподобного Сергия Радонежского – святого, которого великокняжеская чета почитала всю жизнь. Огромные труды великий князь положил на организацию празднования 600-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского . Он стал инициатором проведения крестного хода из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. В 2014 году подобный крестный ход и торжества по случаю празднования 700-летия Сергия Радонежского прошли в Лавре с участием Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Президента России Владимира Путина. Промыслительно, что это еще и день памяти святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, которая отошла в вечность именно в день памяти преподобного Сергия, в день именин своего супруга. Празднование 700-летия Игумена земли Русской завершилось освящением полностью восстановленного замечательного храма преподобного Сергия Радонежского в Царском селе. Храм был построен для воинов лейб-гвардии 2-го Царскосельского стрелкового батальона (с 1910 г. – полка). Шефом воинского подразделения был великий князь Сергий Александрович. Почти за два месяца до своей кончины, в декабре 1904 года, он обновил и отреставрировал храм на свои средства и принял участие в его освящении. Труды по его благоустройству стали самыми последними трудами великого князя. – В 2014 году мы праздновали не только 700-летие преподобного Сергия Радонежского, но и 150-летие со дня рождения Елисаветы Феодоровны. Сейчас мы отмечаем 110-летие со дня кончины ее супруга. Все три имени промыслительно связаны со Святой землей.

http://pravoslavie.ru/77323.html

Расширяя сферу своей деятельности по просвещению населения, Рачинский 5 июля 1882 года создает Общество трезвости . Все желающие отказаться от пагубной привычки заказывали в день памяти преподобного Сергия Радонежского молебен святому и просили его помощи, чтобы преодолеть недуг. Человек давал обещание Богу, и Церковь ему помогала. Сотни людей смогли исправить свою жизнь, вступив в Общество трезвости. В селе Пречистое Духовищенского уезда обет трезвости дали 250 человек, в селе Дровино Гжатского уезда, где учительствовал любимый ученик Рачинского В. А. Лебедев, в Общество трезвости вступило 700 человек. Во многих городах и селах, на фабриках и заводах возникли подобные общества. Трезвенники, по замечанию В. Г. Георгиевского, исследователя деятельности просветителя, стали исчисляться десятками тысяч. Школа им. С.А. Рачинского в Татево      С начала XXI века, особенно в молодежной среде, возник интерес к личности Рачинского как воссоздателя обществ трезвости, существовавших и до него, но не получивших того масштабного развития, какое смог осуществить этот народный учитель. Нам памятна евангельская притча о древе и его плодах; и вот как о «плодах своего древа» писал Рачинский: «Из всех учителей, воспитанных мною (около сорока), только одного не удалось мне оградить от винопития». К слову, среди ярких учеников Рачинского был и протоиерей А. П. Васильев (1867–1918), духовник царской семьи, окончивший Санкт-Петербургскую духовную академию, выдающийся народный проповедник и законоучитель царских детей, член Главной Палаты Русского Народного Союза им. Михаила Архангела (РНСМА). Священник был расстрелян в Петрограде в августе 1918 года вместе с причтом своего храма и почитается в Православной Церкви в лике священномучеников. А сколько непрославленных, тихих подвижников отчей веры, таких, как еще один ученик Рачинского – татевский учитель А. А. Серяков, становятся сегодня для нас примерами благородства и мужества, столпами возрождающейся России! Такие плоды могла принести только деятельная любовь педагога-подвижника. Именно с любовью к своему народу Рачинский писал: «В нормальной крестьянской жизни нет места тем преждевременным возбуждениям воображения, тем нездоровым искушениям мысли, которыми исполнен быт наших городских классов. Русский народ, вошедший в пословицу своим сквернословием, в сущности, самый стыдливый народ в мире. Грязь в глазах русского человека есть грязь. Когда в нем проснется зверь, живущий в каждом человеке, он кидается ею. Но пока он трезв, пока он остается сам собою, он чист в мыслях и словах. Гаденькая, любезничающая грязноватость, проникнувшая из Франции в нравы нашего полуобразованного общества, в нашу литературу низшего разряда – глубоко ему чужда. Каждый наш крестьянский мальчик – такой еще не испорченный русский человек».

http://pravoslavie.ru/65902.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010