Закрыть itemscope itemtype="" > Сербская Церковь канонизировала двух известных подвижников-русофилов Архиерейский Собор единодушно внес в диптихи святых отцов Иустина (Поповича) и Симеона (Поповича) 30.04.2010 495 Вчера, 29 апреля, Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви на рабочем заседании единодушно принял предложения епархиальных архиереев и внес в диптихи святых Православной Церкви имена блаженнопочивших архимандрита Иустина (Поповича) (1894–1979), духовника монастыря Челие под Вальево и Симеона (Поповича), настоятеля монастыря Дайбабе под Подгорицей (1854–1941), сообщает официальный сайт СПЦ. Решением Архиерейского Собора установлено, что память преподобного Иустина Челийского будет отмечаться 1/14 июня, а память преподобного Симеона Дайбабского 19 марта/1 апреля. Чин торжественного прославления канонизованных угодников Божиих состоится 2 мая за Божественной литургией в храме Святого Саввы на Врачаре. Великий подвижник и духовный писатель, архимандрит Иустин (Попович) родился в городе Вране в семье священника в праздник Благовещения. Учился в семинарии св. Саввы в Белграде, где в то время преподавал будущий святитель Николай (Велимирович). Позднее будущий святой учился в Петербургской Духовной академии, затем - на теологическом факультете в Оксфорде. Душа его искала подвижнической и аскетической жизни. Спустя некоторое время он преподавал в семинарии и, окормляя многочисленных чад, принимал участие в издании православных газет. Огромная роль в формировании личности архимандрита Иустина принадлежала России. Тесные дружеские связи и духовное наставничество он обрел в среде живших в Королевстве Югославия русских изгнанников. Отец Иустин сердцем болел о дорогой ему России, молился о своих русских братьях. В 1926 г. он защитил в Афинах докторскую диссертацию по теме: «Учение святого Макария Египетского о тайне человеческой личности и тайне ее познания». С конца 1930 года потрудился миссионером в прикарпатских городах (Ужгороде, Хусте, Мукачеве и др.). Был выдвинут на возрожденную Мукачевскую епископскую кафедру, но по смирению своему отказался от нее. С 1932 года отец Иустин - преподаватель Битольской семинарии, а спустя два года — доцент Теологического факультета в Белграде. С мая 1948 года до кончины подвизался в монастыре Челие близ Валева, где был духовником; написал многие богословские труды. Преставился ко Богу, как и родился, в праздник Благовещения.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/30/se...

Все они составляют Тело Христа – Церковь и неразрывно соединены со Христом и между собой. Река бессмертной Божественной жизни берет начало от Богочеловека Христа, и христиане приходят через Него в Вечную жизнь. Значение житий святых огромно, потому что святой и Вечной жизни “мы не могли бы достигнуть в одиночку, но можем это сделать со всеми святыми, с их помощью и под их руководством, через Святые Таинства и доброделание в Церкви”. Такое значение святых, а следовательно, и их житий для нашего спасения в Церкви является той причиной, которая и побудила отца Иустина к написанию на сербском языке первого полного православного синаксария, то есть сборника житий святых. Важными источниками для отца Иустина послужили Синаксарий преподобного Никодима Святогорца , Жития святых (Четии Минеи) святителя Димитрия Ростовского , оригинальные греческие рукописи из различных критических изданий, Синаксарий Константинопольской Церкви и многие другие святоотеческие и богословские труды. Писатель заканчивает жития историческим обозрением попыток написания житий святых, предпринятых в раннем христианстве, начиная с Деяний апостолов, в которых евангелист Лука сделал первое описание “трудов и страданий первых учеников нашего Спасителя и Его преемников”. Затем отец Иустин анализирует повествования о святых подвижниках, изданные в виде Патериков, Геронтиков, Лимонариев, собрания житий святых византийской и послевизантийской эпохи, и так вплоть до современных научно-критических изданий древних рукописных житий, которые характеризует дух рационалистического критицизма, определивший, по словам отца Иустина, “позицию их авторов против житий святых”. Богатейший материал житий святых литургического года отец Иустин, согласно православной традиции, распределяет по индикту. Каждый отдельный том (сентябрь, октябрь и т. д.) содержит жития святых, память которых совершается в данный месяц. Жития празднуемых в один и тот же день святых выделяются в особую главу. При этом всюду, где позволяет место, публикуется фотография одного из православных храмов или монастырей во имя святого, о котором рассказывается.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Все они составляют Тело Христа — Церковь и неразрывно соединены со Христом и между собой. Река бессмертной Божественной жизни берет начало от Богочеловека Христа, и христиане приходят через Него в Вечную жизнь. Значение житий святых огромно, потому что святой и Вечной жизни «мы не могли бы достигнуть в одиночку, но можем это сделать со всеми святыми, с их помощью и под их руководством, через Святые Таинства и доброделание в Церкви». Такое значение святых, а следовательно, и их житий для нашего спасения в Церкви является той причиной, которая и побудила отца Иустина к написанию на сербском языке первого полного православного синаксария, то есть сборника житий святых. Важными источниками для отца Иустина послужили Синаксарий преподобного Никодима Святогорца, Жития святых (Четии Минеи) святителя Димитрия Ростовского, оригинальные греческие рукописи из различных критических изданий, Синаксарий Константинопольской Церкви и многие другие святоотеческие и богословские труды. Писатель заканчивает жития историческим обозрением попыток написания житий святых, предпринятых в раннем христианстве, начиная с Деяний апостолов, в которых евангелист Лука сделал первое описание «трудов и страданий первых учеников нашего Спасителя и Его преемников». Затем отец Иустин анализирует повествования о святых подвижниках, изданные в виде Патериков, Геронтиков, Лимонариев, собрания житий святых византийской и послевизантийской эпохи, и так вплоть до современных научно-критических изданий древних рукописных житий, которые характеризует дух рационалистического критицизма, определивший, по словам отца Иустина, «позицию их авторов против житий святых». Богатейший материал житий святых литургического года отец Иустин, согласно православной традиции, распределяет по индикту. Каждый отдельный том (сентябрь, октябрь и т. д.) содержит жития святых, память которых совершается в данный месяц. Жития празднуемых в один и тот же день святых выделяются в особую главу. При этом всюду, где позволяет место, публикуется фотография одного из православных храмов или монастырей во имя святого, о котором рассказывается.

http://pravmir.ru/po-stranicam-bogoslovs...

Именно подобный синтез, позволяющий использовать соловьевские понятия в новом контексте, является оригинальным вкладом преподобного в православное догматическое богословие. Усвоит ли Церковь предложенную святым Иустином концепцию логосного всеединства, покажет время. Остается открытым вопрос о причине и следствии самого обращения прп. Иустина к Соловьеву. Что определило интерес прп. Иустина к проблематике всеединства – влияние русской мысли? Или вначале был личный опыт, а уже затем свидетель всеединства нашел у отечественных любомудров наиболее подходящую форму для его выражения? Будучи скорее свободным мыслителем, чем ученым в классическом смысле, авва Иустин не стремился к составлению библиографии, использованной при работе над системой. Установить источники заимствований и влияний не всегда возможно. Однако мы вправе предположить, что в некоторых случаях он пришел к аналогичным идеям независимо от Соловьева, Флоренского, Зеньковского или других представителей русского ренессанса. Публикация молитвенного дневника прп. Иустина позволяет утверждать, что таинство всеединства не только осмысливалось, но и переживалось преподобным: «11 января. Всецелое чувство всеобщего сращивания со всеми тварями, всеобщей взаимосвязи, какое имел Адам до падения. Всякую тварь человек прежде своего падения ощущал как живую, органическую часть своего существа. Мир звезд был целостной, единосущной частью его сознания и самопознания» 54 . Источники и литература 1 . БердяевН.А. Русская идея//Он же. Самопознание: Сочинения. М., 2001. 2 . БулгаковС. Н.Сочинения: в 2т. М., 1993. Т.1: Философия хозяйства. Трагедия философии. 3 . ЗандерЛ.А.Книга о Достоевском, как введение в православное мировоззрение//Путь. 4 . ЗеньковскийВ.История русской философии. М., 2001. 5 . ЗеньковскийВ.В.Основы христианской философии//Он же. Собрание сочинений. М.: Русский путь; Дом русского зарубежья им. А.Солженицына, 2011. Т.4.: Христианская философия. 6 . Иустин (Попович) , прп. Догматика Православной Церкви: Пневматология. М., 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

15 тысяч паломников приняли участие в перенесении мощей преподобного Иустина Поповича 17 июня, 2014. Новостная служба Церковь, в которой будут находиться мощи святого, была выстроена в соответствии с его завещанием и по его собственным чертежам на средства, вырученные от продажи изданий его многочисленных книг, переведенных на десятки языков. 17 июня. ПРАВМИР. В числе 15 тысяч паломников, принявших участие в перенесении мощей преподобного Иустина Поповича, были Афонские монахи. Рака с мощами святого была торжественно установлена в новой церкви женского монастыря Челие в Сербии, — сообщает Путеводитель по Афону со ссылкой на пресс-службу Сербской Православной Церкви. По информации Сербской Православной Церкви, на торжества в Челийский монастырь, духовником которого Иустин (Попович) был более 30 лет, в прошедшие выходные приехали церковные делегации и простые верующие из России, Греции, Грузии, Румынии, Кипра, Швейцарии, Германии, Черногории, боснийской Республики Сербской, США и других стран, а также со Святой Горы Афон (делегацию возглавил проигумен монастыря Хиландар архимандрит Мефодий). Божественную литургию служил патриарх Сербский Ириней, которому сослужили 20 епископов – представители всех поместных Православных Церквей, а также большое число священнослужителей и диаконов. Церковь, в которой будут находиться мощи святого, была выстроена в соответствии с его завещанием и по его собственным чертежам на средства, вырученные от продажи изданий его многочисленных книг, переведенных на десятки языков. «Пораженный числом верующих и официальных лиц, съехавшихся по этому поводу в монастырь Челие, патриарх Сербский Ириней охарактеризовал перенесение мощей аввы Иустина как событие вселенского масштаба для Церкви», — отмечается в сообщении. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/15-tyisyach-palomnikov...

Патриарх Кирилл благословляет особую молитву об Украине Патриарх Кирилл обращается к полноте Русской Церкви и благословляет особую молитву об Украине , которая теперь должна совершаться за богослужениями. А ИГИЛ продолжает терзать Ирак, безжалостно убивая людей, разрушая христианские и исламские святыни. «Мы предупреждаем мировые державы и их лакеев, а также террористов: великий иранский народ сделает всё, чтобы защитить свои святыни», – предупреждает Президент Ирана. Священный Синод Болгарской Церкви делает заявление в связи с готовящимся 21 июня гей-парадом в Софии : «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют». На Украине выступают против возможного, как им кажется, визита Святейшего Патриарха Кирилла в Киев. Об этом заявляет Директор департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры Украины Владимир Юшкевич. В Славянске обстрелян Воскресенский храм, убит сторож . Местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий дает интервью " Интерфакс-Религия " . «Законы, которые сегодня предлагает нам новый, европейский мир, для нас неприемлемы. Мы не можем содействовать и присоединяться к этому миру. Мы должны держать единство с теми людьми, которые хранят Божественный закон», – говорит Преосвященнейший владыка. Обретение мощей прп. Иустина      В Сербии обретены мощи преподобного Иустина (Поповича) А в Сербии, в монастыре святых Архангелов Челие, обретены мощи преподобного Иустина (Поповича) . 19 июня в Киеве проходит заседание Священного Синода УПЦ. Синод просит Порошенко остановить военные действия на юго-востоке Украины . Члены Синода также надеются, что Порошенко будет гарантом религиозного мира в стране. 20 июня президентом Украины Петром Порошенко объявлено недельное перемирие в «зоне АТО», но бои в Славянске продолжаются . 21 июня снова обстрелян Александро-Невский кафедральный собор .

http://pravoslavie.ru/76481.html

Богочеловек или Человекобог? Преподобный Иустин (Попович) и Ф.М. Достоевский Среди угодников Божиих, прославленных Православной Церковью , есть имя нашего современника, почившего в 1979 году преподобного Иустина (Поповича), верного сына Сербской Православной Церкви и сербского народа, выдающегося богослова и редкого молитвенника. Этот, без сомнения, великий святой XX века, был исполнен великой любви ко Господу нашему Иисусу Христу и святой Православной Церкви. Он глубоко любил народы-носители святой Православной веры: родной ему сербский, а также греческий и русский народы. Прп. Иустин еще простым монахом, в 1916 году, полгода учился в Духовной академии в Петрограде. И хотя из-за смуты того времени ему пришлось уехать из России в июне 1916 года, отец Иустин, очень проницательный и трудолюбивый, за это короткое время все-таки хорошо узнал и полюбил православную Россию; он познал, как он сам позднее говорил, рай и ад православной русской души, ее святыни и ее падения. Прп. Иустин очень ценил религиозный опыт Ф. М. Достоевского, которого читал в оригинале и считал своим «учителем и... мучителем». Он писал, что проблемы творчества Достоевского – это «вечные проблемы человеческого духа; и если человек называется человеком, то он должен ими заниматься». Через Достоевского, по слову отца Иустина, «говорят все муки человеческого существа, все его боли, все его надежды. Мало таких, кто так как он (Достоевский – иеродиакон Мефодий) переболел бы проблемами человеческого существа во всем их трагизме». 1 Можно не сомневаться, что знакомый с творчеством Феодора Михайловича с отрочества, монах Иустин, будучи студентом Петроградской Духовной академии, здание которой находилось за Александро-Невской Лаврой на набережной Обводного канала, 2 посещал и молился на могиле русского писателя и провидца на Тихвинском Лаврском кладбище-некрополе. Впоследствии отец Иустин написал докторскую диссертацию на тему: «Философия и религия Ф. М. Достоевского». Богословие самого прп. Иустина сконцентрировано на спасительный реальности Богочеловека Христа – этой величайшей тайне, величайшем сокровище и радости Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Помимо этой гипотезы, протоирей Сергий присовокупляет к своей теории еще и мнение, близкое к мысли Оригена , о том, что неведение Господом времени конца мира «может состоять в том, что это время определяется не только волею Божией, но и встречным движением человеческим», т.е. нравственным и духовным состоянием самого человечества. 123 Исследователи богословия протоиерея С. Булгакова отмечают несомненное влияние на концепцию русского религиозного философа идей немецких протестантских богословов и философов XIX в., особенно философа Ф. Шеллинга. 124 Отечественный богослов здесь следует основной идее русской религиозной философии – идее Богочеловечества, пытаясь вместить свою софиологию в контекст святоотеческой традиции. 125 Однако при всей кажущейся логичности и понятности такого подхода к вопросу о «неведении» Иисуса Христа возникает серьезные проблемы с его ортодоксальностью. С одной стороны, такая кенотическая теория трудно согласуется со словами Писания о том, что во Христе «обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:9 ), а с другой, по словам протоиерея В. Зеньковского , это по существу ересь аполлинарианства, только повернутая на 180°, т.к. умаляет не человеческую, а божественную природу Спасителя. 126 Такую же оценку кенотическая христология получает и от протопресвитера И. Мейендорфа , который называет ее попыткой реабилитации антиохийской школы христологии в варианте учений Феодора Мопсуэтского и Нестория. 127 Заслуживает внимания относительно «неведения» Христова мнение сербского богослова преподобного Иустина (Поповича) (†1979 г.). Он говорит о том, что знание времени Парусии превосходит ангельские и человеческие способности познания. Поэтому это знание не принадлежит и человеческой природе Спасителя, «хотя как Сын Божий и Бог Слово Господь Иисус Христос это знает». 128 Святой отец указывает на невозможность собственными силами человеческой природы познать и удержать такое знание в разуме, поэтому «это познание и ведение она может получить [только] как дар от всеведущего Бога». 129 Можно заметить у преподобного Иустина некое различие между сознанием как атрибутом человеческой природы Спасителя и Божественной Ипостасью, которая обладает природой и проявляет Себя через человеческое естество. Мнение преподобного Иустина Челийского по сути не отличается от объяснений феномена «неведения», которые можно встретить у таких отечественных богословов как митрополит Макарий (Булгаков) , профессор В.В. Болотов и М.Н. Скабалланович .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Троицкий собор Александро-Невской Лавры был полон молящимися. Вместе с русскими богомольцами за литургией молилась и делегация из братской Сербии во главе с известным сербским фотохудожником Мишей Бранковичем. Сербская делегация, в состав которой входили известная общественная деятельница Елена Терзич и другие сербские русофилы, прибыла в Санкт-Петербург с почётной миссией. Они привезли в дар Лавре две иконы знаковых сербских святых, прославившихся не только своими духовными подвигами, но и огромной любовью к России. Иконы святителя Николая (Велемировича), которого в России просто зовут Николай Сербский и преподобного Иустина (Поповича) или Иустина Челийского, как величают подвижника по месту монастыря Челие, где пребывают его святые мощи. Эти сербские святые были, практически, нашими современниками, жили в ХХ веке. Преподобный Иустин (Попович) был прекрасным знатоком русской культуры и даже написал книгу, посвящённую творческому наследию Фёдора Михайловича Достоевского, чем внёс весомый вклад в исследование русской общественной мысли. А святитель Николай (Велимирович) так сильно любил русских, что призывал своих соотечественников никогда не осуждать русских. Даже самого последнего пьяницу просил сербский святитель не осуждать, поскольку он, этот русский, является представителем того великого народа, который осуществил подвиг самопожертвования в годы Первой мировой войны, спасая Сербию от уничтожения. Икона преподобного Иустина Челийского с частицей мощей, икона святителя Николая Сербского пока без частицы его мощей, но, как заверил наместник Лавры владыка Назарий, мощи обещают доставить в ближайшее время, о чём уже имеется договоренность с правящим архиереем Валевской епархии Сербии. Сербские иконы пополнят число сербских святынь Александро-Невской Лавры. Ранее сербы подарили Лавре чтимые в Сербии иконы Божией Матери – Троеручица и Печская. Владыка Назарий поблагодарил сербов за любовь к России, за любовь к святому благоверному великому князю Александру Невскому. Сам епископ Назарий недавно побывал в Сербии, где освятил памятник Александру Невскому в Белграде. Так что духовные связи Александро-Невской лавры с братской Сербией крепнут.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/06/ch...

– Владыка, что Вы могли бы сказать о сегодняшней жизни Сербской Церкви? – Духовная жизнь возрождается. Территория бывшей Югославии: Сербия, Черногория, Македония, Босния и Герцеговина, Хорватия – каноническая территория Сербской Церкви. Большой духовный подъем начался под влиянием опубликованных трудов святого преподобного Иустина (Поповича) и святого Николая (Велимировича). Владыка Николай между двумя войнами много сделал для русских, значение его деятельности со временем все возрастает. У нас теперь больше образованных священников. В Сербской Церкви три богословских факультета: в Белграде, в Фоче (Босния) и в Либертвилле (Иллинойс, США). Восстановлены многие монастыри, возрождается приходская жизнь, издается много книг, появляются новые церковные журналы, работают православные радиостанции. Во всем большая заслуга нашего патриарха – блаженной памяти Павла, человека глубокой духовной жизни. Его личность сыграла неоценимую роль как для Косово и Метохии, где он в течение тридцати четырех лет был епископом, так и для всей Сербской Церкви в годы его патриаршества. В 2010 году состоялась канонизация старца Симеона Дайбабского 4 (он учился в Киевской Духовной академии), преподобного Иустина Челийского (Поповича) – автора двенадцати томов житий святых, тридцати томов сочинений, в которые входит «Догматика», «Толкование Священного Писания ». Как и в России, у нас идет прославление новомучеников. До и после Второй мировой войны множество православных: епископы, священники, миряне – пострадали за Христа. Например, епископ Варнава (Настич) много лет провел в заточении, умер в 1964 году, по всей видимости, был отравлен. Поэтому мы почитаем его как исповедника, священномученика. Он был викарным архиереем, его слово, его жизнь и его страдания свидетельствовали о Христе. Прославлены момишские мученики 5 . Как сказал древний писатель Тертуллиан : «Кровь мучеников – это семя Церкви». О духовности: истинной и мифологизированной – Владыка, сегодня многие люди верят декларативно, часто не понимают, зачем идти в Церковь , причащаться, понятием «духовность» нередко злоупотребляют. Почему так важно участвовать в литургии?

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010