Закрыть itemscope itemtype="" > Продолжение краткого изложения современного православного учения о личности (ипостаси) Ответы на комментарии 30.03.2017 528 Время на чтение 11 минут Целью моей краткой статьи « Краткое изложение современного православного учения о личности (ипостаси) » было рассмотреть некоторые утверждения многоуважаемого митрополита Иерофея (Влахоса), показывающие кризис современного богословия, в первую очередь русского. Вот его высказывания: «Сегодня предпринимаются многочисленные анализы в отношении « личности человека » и, конечно же устанавливаются ее характеристики, которым являются самопознание, отличие и экстаз - (эротическая любовь)... Мнение, что человек является персоной, личностью восходит к русскому богослову Владимиру Лосскому... Действительно, Отцы делали анализ понятий лицо-ипостась в Троичном Боге, но они не говорили о человеке как личности . Но в святооотеческой традиции такое разделение между личностью и индививдуумом не существует .» ( http://apologet.spb.ru/ru/2832.html , статья: «Богословский кризис и случаи его в современной церковной жизни»). В качестве комментария приведу высказывания современного Святого Отца преподобного Иустина (Поповича). Книга Догматика православной Церкви. Экклесиология: «Это возрастание всякой человеческой личности в Церкви бывает от главы Церкви - Господа Христа» - стр.15, «...всей жизнью Церкви в целом и жизнью всякого члена Церкви в отдельности руководит и управляет Сам Господь, так что ничего не бывает без Него, но в то же время и без нашего труда, личного подвига и старания» - стр. 33, «...только в Церкви совершенным образом решена и проблема личности, и проблема общества; и только в Церкви реализована и совершенная личность, и совершенное общество. По сути, вне Церкви нет ни настоящей личности, ни настоящего общества» - стр.34. Как видно из цитат, не только современные богословы (и греческие, кстати, тоже - Христос Яннарас), но и современные Святые Отцы употребляют термин «человеческая личность».

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/31/...

В отличие от него арнаут - плохой земледелец. Он горец, кочевник, а пахарь - лишь поневоле. Когда у него кончается хлеб, он выходит на большую дорогу " . Еще 25000 сербов проживают сегодня в Косовском Поморавье. Это американский сектор, самая восточная часть Косова. Гогочущие негры распивают кока-колу и сплевывают жвачку на развалинах православных храмов. Юркие картавые выходцы с Брайтона (зачисляемые в оккупационные войска за знание русского языка, который, как известно даже американцам, похож на сербский) убеждают православных славян жить в дружбе с албанцами. В этом им активно помогают сотрудники российского консульства в Приштине, глава которого, грассирующий московский комсомолец Сергей Баздникин, хорошо знаком автору этих строк еще со студенческих времен. Американцы выбрали себе восточную часть еще и потому, что она непосредственно граничит с районами Прешева и Буяновца, находящимися за пределами Косова, но также в значительной степени заселенными албанцами (есть албанское население и в Черногории, в общинах Плав и Гусине, на побережье, особенно возле Улциня, и в некоторых других местах). Два года назад сербские силы безопасности и полиция разгромили возглавляемую американскими инструкторами " Армию освобождения Прешева и Буяновца " . Однако янки, и опекаемые ими бандиты, и наркоторговцы не оставляют попыток дестабилизировать ситуацию на юго-востоке Сербии. От Прешева и Буяновца рукой подать до Враня, родины преподобного Иустина Поповича и святого Прохора Пчиньского. Мировая закулиса своим пархатым нутром чует, что для окончательной победы над славянами и полного захвата этих территорий необходимо уничтожить главные святыни, историческую и национальную память сербов, и, подобно бешеной собаке, рвется к самым священным для православных местам. И все же, несмотря на густое кольцо врагов и изменнические кордоны " миротворцев " , регулярно пропускающие по ночам в славянские села шиптарских убийц, сербские анклавы в англо-американской зоне оккупации, где сосредоточена большая часть славянского населения края, оказавшегося за пределами Северного Космета, продолжает жить своей нелегкой, полной героических будней жизнью.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Игорь Рысин Скачать epub pdf Осмысление догмата об Искупительной Жертве Иисуса Христа в творениях Ефрема Сирина Догматическое учение святого Ефрема Сирина не становилось предметом тщательного исследования ни в русском, ни в зарубежном богословии, – к такому предварительному выводу можно прийти после прочтения статьи « Ефрем Сирин » в Православной энциклопедии: к небольшому разделу, посвященному богословию сирийского Отца Церкви, не прилагается ни одного (!) источника литературы. Возможно, это объясняется тем, что, как пишут авторы раздела Н. Н. Селезнев и С. Брок, «Мысль Е.С. отвергает намеренную систематизацию, и даже систематическое изложение его богословия несет в себе опасность придания ей несвойственных форм» (Православная энциклопедия. Т. 19). Однако попытки описать догматическое учение святого Ефрема и в русском, и в зарубежном богословии все же предпринимались (краткая историография приводится, например, в книге прот. Г. В. Флоровского «Восточные Отцы Церкви», значительно более обширная – в книге Игнасио Ортиса де Урбины «Сирийская патрология»). В своей статье из зарубежных работ мы остановимся только на вышеупомянутой «Сирийской патрологии» и «Догматике» преподобного Иустина (Поповича) . Из отечественных исследований рассмотрим сначала труды по патрологии, затем труды по догматическому богословию, а именно приведенные в них в разделе о деле нашего спасения цитаты из творений святого Ефрема Сирина , и напоследок некоторые другие материалы по этому предмету. Заранее скажем, что в первую очередь нас интересует вопрос о том, есть ли в творениях святого Ефрема слова, ясно и недвусмысленно доказывающие истинность церковного учения об Искуплении, получившего в модернистских сочинениях название «юридической теории Искупления». Архиепископ Филарет (Гумилевский) отмечает, что «почти нет ни одного догматического предмета, которого не касался бы св. Ефрем» ( Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви, с. 119) и указывает свойство догматических творений святого: «Св. Ефрем не входит в намеренное рассмотрение оснований, на которых утверждается истина, а только указывает на эти основания при излиянии чувств и благоговейных мыслей» (Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви, с. 119). Непосредственно о раскрытии догмата об Искуплении Ефремом Сирином архиепископ Филарет ничего не пишет.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/do...

Протоиерей Владимир Вигилянский Но нам, христианам, надо смотреть в Евангелие – там есть ответы на любые вопросы. Главные из них в этих словах Христа: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11: 25–26); «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). Из многочисленных рассуждений святых отцов на эту тему мне запомнилось высказывание преподобного Иустина (Поповича; 1894–1979) – одного из самых близких нам по времени святых: «Тот, кто победит смерть тела, кто даст и обеспечит бессмертность телу – это многожеланный Бог и Спаситель, это смысл жизни и мира, это радость и утешение человека и человечества». Смысл жизни может быть только в том, что не исчезнет, даже если закончится жизнь Священник Валерий Духанин : – Не столько умом, сколько сердцем ищем мы смысла. И это вовсе не философский вопрос, а потребность души – иметь что-то высшее, что озаряет всю твою жизнь, что дает тебе чистую цель. Смысл жизни – это то, что жизни твоей дает наполненность. Разве может стать смыслом то, что дается только на время, что легко отнимается, рушится, заканчивается? Смыслом может быть только то, что выше твоей хрупкой жизни, что становится подлинной опорой для всего, что делаешь ты на земле. Священник Валерий Духанин Для меня смысл жизни только в Боге. Он – наш Небесный Отец, Он сотворил нас для вечности, и по-настоящему душа имеет благо только с Господом. Так стало с самого момента крещения, когда вдруг открылся сердцу 13-летнего подростка новый мир – мир духовной жизни, богослужения, молитвы, а за всем этим – возможность общения с Господом. Собственно, с того момента вопрос о смысле жизни был как-то сам собой решен, оставались лишь поиски более верных путей, набивание шишек посредством духовных ошибок, поиск правильного духовного руководства. С Богом любая земная радость становится еще более радостной, а любая скорбь теряет остроту Но что точно могу сказать, с Богом любая земная радость становится еще более радостной, а любая скорбь сглаживается, теряет остроту и трагичность. Без Бога ничто не радует, становится тусклым, блеклым и незначительным. Поэтому так важно всегда хранить свое сердце и очищать его, чтобы быть сердцем с Господом.

http://pravoslavie.ru/122112.html

Латинович и подобные ему мыслители критически отнеслись также к предложению Синода , чтобы литургии совершались в храмах без присутствия мирян, а потом священник посещал верующих и причащал на дому . Аргументы за совершение литургии во время пандемии Несмотря на попытки представить целесообразным во время пандемии воздержаться от литургии и причащения, большинство сербских богословов, в том числе и представители священноначалия Сербской Православной Церкви, считали, что следует не прекращать, а, наоборот, усилить молитвы за литургией, соблюдая при этом все эпидемиологические предписания. Члены Синода Сербской Церкви 28 марта 2020 г. выступили с заявлением, в котором сообщалось, что будут соблюдаться предписанные правительством ограничения, но совершение литургии и причащение верующих не будет прекращено. Риск заражения, согласно заявлению, не в Причастии (его принимают во исцеление души и тела), он вызван повсеместным распространением вируса. Поэтому рекомендуется причащаться на дому, избегать большого скопления народа, а также по возможности перенести совершение других таинств (Крещения и др.) до более благоприятного времени . Епископ Тимочский Мелетий (Вуич), чьи рекомендации священникам относительно причащения во время распространения вирусных инфекций мы рассматривали, категорически отрицает возможность передачи инфекции посредством Причастия, поскольку «по учению Святой Церкви Христовой Святое Таинство Причащения исцеляет и тело, и душу: душу от душевных недугов — грехов, а тело от болезней, потому что оно даётся “в снедь” верующим, “во исцеление души и тела”… И Святое Причастие само по себе действительно настоящее, уникальное лекарство для души и тела; лекарство, которому нет равных на земле» . Также епископ Мелетий полагает, что «даже те сосуды, из которых (потир) и которыми (лжица) преподаётся причастие, не могут никоим образом быть средством для передачи инфекционных частиц, потому что они (сосуды) также освящены драгоценной кровью Христа» . Ещё один сербский архиерей, наш современник, ученик преподобного Иустина (Поповича) и один из величайших сербских богословов , епископ Бачский Ириней защищает мнение, что Святая литургия (и Святое Причастие) при соблюдении мер предосторожности не была и не может быть причиной распространения вируса. Об этом владыка Ириней подробно и аргументированно пишет в книге «Святое Причастие — лекарство бессмертия» . В ней приведены примеры того, что Святое Причастие не являлось переносчиком инфекции. Владыка также отмечает, что состояние человека во многом зависит и от того, как он принимает Причастие: «во исцеление души и тела» или «во суд или во осуждение». Также приведены свидетельства медицинских экспертов о благом действии Причастия даже в период пандемии. Относительно намерения некоторых учёных сделать лабораторный анализ Причастия владыка отмечает, что вера не есть то, что следует научно доказать, а Христа не увидишь под микроскопом .

http://bogoslov.ru/article/6172371

Главный герой романа «Идиот» князь Мышкин (которого Достоевский в черновиках к роману трижды именует «князь-Христос») наделен, по выражению преподобного Иустина (Поповича), «христоликими» чертами. Он добр, невинен, готов простить всякому любую обиду, но в нем нет той Божественной силы, которая есть во Христе. Князь Мышкин — это Христос, увиденный глазами Д. Штрауса, Э. Ренана и других западных идеологов, отрицавших Божественное достоинство Христа. Он всех любит, но не только не спасает, но губит всех своей бессильной любовью. «Окружающие возлагают на него все свои упования, надеются, что он спасет их. Но спасти всех способен только Бог, и спасти не всепрощением и одобрением, но указанием на путь очищения от собственных грехов и благодатной божественной помощью на этом пути. Мышкин же, породив надежду в одном, не может не броситься на призыв о помощи другого, а тот первый, которого он оставил, падает, ибо оперся на него всем свои существом, – пишет К. Степанян. – Таким образом, Достоевский ответил тем – очень и очень многим – людям, последователям Д.Ф. Штрауса и Э. Ренана, кто (и тогда, и сейчас) считал, что Христос был всего лишь великим человеком: в таком случае Он оказался бы погребен под грудой калек и грешников, желавших спасения». Поэтому принципиальное значение имеют те пометки Достоевского, котрыми он отчеркивает стихи Нового Завета, выражающие веру во Христа как в Богочеловека: «...видевший Меня видел Отца» (Ин. 14, 9); «Я и Отец — одно» (Ин., 10, 30), «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14,6). Лишь через евангельскую жизнь во Христе можно найти решение вопросов, волнующих человечество. Попытка найти их решение окольными путями не только обречена на провал, но неизбежно умножает количества зла в мире. Зло старается выдать себя за добро, как антихрист пытается выдать себя за Христа, а апокалиптический зверь из бездны — за агнца. Как красноречива в этом смысле пометка пометка Достоевского напротив стиха Апокалипсиса: «И видел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога подобные агнчим, и говорил как дракон» (Откр. 13, 11). Комментарий Достоевского на полях гласит: «Социал ».

http://pravoslavie.ru/51647.html

     Случайно увидел в сети ролик с интригующим названием: «Я не верю в Бога. Редкое интервью Брюса Ли». Никогда раньше не слышал о религиозных взглядах этого легендарного актера и бойца. В голове сразу промелькнули возможные варианты: китаец, конфуцианская философия, дзен, учение о дао, протест против западных ценностей… Но в действительности все оказалось намного проще и в то же время — намного интереснее. Ролик представлял из себя короткую аудиозапись телефонного разговора американского журналиста с Брюсом Ли, сделанную примерно за год до его смерти. О Боге и религии там было всего несколько фраз: — Если ты не захочешь отвечать — не отвечай. Какая у тебя религия? — Никакой. — Никакой… Ты веришь в Бога? Вот здесь и произнес Брюс Ли слова, которые были вынесены в заголовок интервью. Но прозвучали они в очень неожиданном контексте. Чувствовалось, что прямой вопрос застал Брюса врасплох. Подумав, он ответил: — Я в Него не верю, чтобы Он нашел меня. Что-то удивительно трогательное и по-детски чистое увиделось мне в этой противоречивой фразе. Как будто маленький мальчик спрятался от родителей в кустах рядом с домом и ждет, когда они, обеспокоенные его пропажей, отправятся на поиски. И вовсе не озорство или жестокость движут им, а наивное желание убедиться в том, что родители его действительно любят. Что они готовы бросить все свои взрослые дела, обыскать всю округу, лишь бы найти своего пропавшего сына. И если говорить о человеческом роде, то разве не оказались мы все в положении такого мальчика, одновременно – и прячущегося от Бога в свое неверие, и – надеющегося, что Бог нас обязательно найдет? Конечно, я не знаю, какой смысл вкладывал в эту фразу Брюс Ли. Возможно, он имел ввиду что-то совсем иное. Но сама мысль о том, что человек, считающий себя неверующим, все же верит в любовь Бога и надеется на встречу с Ним, показалась мне очень красивой и созвучной Евангелию. Ну а напоследок – слова преподобного Иустина (Поповича), которые звучат как прямой ответ всем ожидающим, что когда-нибудь Бог их найдет:

http://pravoslavie.ru/104641.html

1 . Идею Богочеловечества. 2 . Идею всеединства во Христе. 3 . Идею целостного знания во Христе. 4 . Критику дехристианизированной западной культуры. 5 . Идею Церковности 2 . Современная церковно-историческая наука знает Поповича – ревнителя ортодоксии, забывая о том, что именно он – единственный православный мыслитель, решившийся ввести дискуссионные, незнакомые отеческому любомудрию понятия «всеединство», «Богочеловечество» в курс догматического богословия 3 . Причем ключевые понятия Владимира Соловьева в контексте патристически ориентированной системы воспринимаются не как инородные тела. Богословие прп. Иустина (Поповича) действительно является богословием всеединства и Богочеловечества. Что же мешает преодолеть стереотипное восприятие наследия преподобного? Прежде всего, мифологизация его образа. В современной иустинологии все разнообразие жизненного и творческого поведения святого сводится исключительно к охранительному аспекту, что, в свою очередь, связано с отсутствием систематического описания его мысли. На первый взгляд, все основные идеи Поповича собраны в его opus magnum «Догматика Православной Церкви» («Православная философия истины»). На самом деле «Православная философия» – только часть системы или система в системе. Мысль аввы Иустина развивается не линейно, как, например, в случае Булгакова или Бальтазара, но преимущественно спиралеобразно. Различные варианты системы мы встречаем в таких трудах, как «Философия и религия Достоевского», «Святосаввье как философия жизни», «Православная Церковь и экуменизм». Благодаря подобному «вечному возвращению» ключевые интуиции Поповича на каждом новом витке не просто повторяются, но и наполняются новым содержанием. Соответственно, исследователь, пытающийся описать учение прп. Иустина на основании только одного из вариантов системы, неизбежно упрощает его мысль. Так, например, нельзя назвать удачным опыт реконструкции иеромонаха Нектария (Радовановича), обратившегося в статье «По страницам богословских трудов архимандрита Иустина (Поповича) » только к «Догматике», а точнее, к ее отдельным положениям 4 . В результате подобного сокращения учение преподобного лишилось столь необходимых и оригинальных (в данном контексте) элементов, как учение о логосах и всеединстве. Внимание отца Нектария сосредоточено на традиционном в наследии прп. Иустина, в то время как оригинальное и своеобразное не стало предметом авторской рефлексии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Из уст друзей я узнал, что владыка Афанасий (Евтич) посетил Санкт-Петербугскую духовную академию и очень порадовался за ребят. В связи с этим событием хочу поделиться своими воспоминаниями о приезде владыки Афанасия в Московскую духовную академию в 2010 году. С тех пор прошло уже 4 года, кое-что забылось, конечно, но многое врезалось глубоко в память. Преподобный Иустин (Попович) и будущий епископ Афанасий (Евтич)      Если святой Иустин (Попович) является духовным отцом владыки Афанасия, то святителя Николая Сербского можно именовать его духовным дедушкой Преосвященный Афанасий имел радость быть учеником святого Иустина Челийского (Поповича) и ныне очень ценит это. Владыка на сей день не является правящим архиереем. Заботы, связанные с устроением епархии, возложены на молодого епископа, сам же владыка обитает в монастыре, молится, да издаёт наследие своего духовного отца – преподобного Иустина. Издано уже около 27 томов из того огромного наследия, что оставил преподобный Иустин. Владыка Афанасий имел хороших учителей, ведь если святой Иустин является духовным отцом преосвященного Афанасия, то святителя Николая Сербского можно именовать его духовным дедушкой. Широко известный святитель Николай, который уже многим полюбился, был в некоторой мере учителем преподобного Иустина. Невозможно представить авву Иустина без духовной традиции святителя Николая, а владыку Афанасия без аввы Иустина. Каждый из них является не только признанным во всем православном мире учёным, но и доступным для малограмотных людей пастырем; уединенным молитвенником и активным деятелем, богословствующим схоластом и мистическим богословом; прозаичным философом и лиричным поэтом; блаженным счастливцем и великим страдальцем. Ранее, когда я читал труды владыки Афанасия, я не мог и подумать, что встречусь с этим уединенным богословом вживую. Я был безмерно рад, когда узнал, что владыка Афанасий приехал в Россию. В 2010 году он делал доклад в Москве о нравственности и православном вероучении, а затем, 19 ноября посетил Московскую духовную академию в Сергиевом Посаде. Сербский студент Александр защищал в этот день диссертацию на тему «Антропология преподобного Иустина Поповича». Эта защита отличалась от большинства наших сухих исследований тем, что Александр с неподдельным трепетом относился к имени и наследию святого Иустина. Владыка Афанасий был приглашён как внешний оппонент.

http://pravoslavie.ru/73879.html

По благословению Патриарха Сербского Иринея, владыка Милутин объявил о предстоящем обретении мощей святого Иустина. 10 апреля. ПРАВМИР. В Сербии состоится обретение мощей прп. Иустина (Поповича). В этом году исполняется 120 лет со дня рождения и 35 лет — со дня смерти богослова и проповедника, понесшего свой подвиг в безбожное коммунистическое время, преподобного Иустина (Поповича), — сообщает Православие.Ru По благословению Патриарха Сербского Иринея, владыка Милутин объявил о предстоящем обретении мощей святого Иустина, которое состоится 14 июня 2014 г. Затем мощи прп. Иустина будут перенесены в монастырский храм. О грядущем обретении мощей было объявлено на Праздник святого Благовещения — в день, когда в 1979 году отошел ко Господу преподобный Иустин, — в сербском монастыре Челие, где он подвизался и проповедовал своими богословскими трудами Христову веру, а также 31 год был духовником этого женского монастыря, епископом Вальевским Милутином в сослужении епископа Афанасия (Евтича) была совершена Божественная Литургия. По ее окончанию на могиле преподобного отслужили панихиду. Преподобный Иустин был канонизирован решением Архиерейского собора Сербской Православной Церкви 2 мая 2010 года. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 сентября, 2021 17 марта, 2021 18 февраля, 2021 18 января, 2021 19 ноября, 2020 5 ноября, 2020 14 мая, 2020 1 января, 2020 27 декабря, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/serbskaya-tserkov-obre...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010