В Ярославской епархии начался традиционный Иринарховский крестный ход 25 июля 2008 г. 18:10 Шествие, проводящееся в 12-й раз, началось 24 июля после Божественной литургии в Борисоглебском монастыре (Ярославская область). От стен древней обители монахи, прихожане и паломники вышли на родину преподобного Иринарха в село Кондаково. За несколько дней участники хода обойдут все населенные пункты, где когда-то стояли храмы, а на месте разрушенных святынь будут совершаться богослужения. В начале XVII века подвиг преподобного Иринарха Затворника укрепил многих русских людей на борьбу со смутой. Из 38 лет монашеской жизни 30 лет преподобный провел в затворе в маленькой келье, выдолбленной в монастырской стене. Спал 2-3 часа в сутки, сидя на березовом комле, к которому приковал себя цепью. В разгар смуты, в годы страшных бедствий, когда захватчиками вырезались целые города, прибавлял себе Иринарх оков и тяжестей. Были на нем 16-ти килограммовые вериги, шейные и ножные путы, пудовые поясные связни, оковы для рук, обруч для головы, 142 кованых креста. Силой духа вооружал Иринарх своих соплеменников. Среди них — полководец, князь Скопин-Шуйский. Он получил от преподобного крест и благословение на борьбу с поляками. За духовные подвиги прп. Иринарх был наделен даром прозорливости, мог исцелять людей от многих болезней душевных и телесных. Источник преподобного был ископан им еще в юности. Здесь он любил уединяться для молитвы, здесь позднее построил часовню. С того времени часовня у источника не раз перестраивалась и обновлялась. А место это становилось все более и более известным. Ежегодно приходили сюда крестным ходом из Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря братия и многочисленные паломники. Более 300 лет существовала эта традиция. Люди ходили к святому источнику преподобного Иринарха, где получали исцеления от тяжких болезней, помощь в разных жизненных обстоятельствах. Традиция совершать крестные ходы из Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря к источнику преподобного Иринарха Затворника была возобновлена 11 лет назад. По дороге сотни паломников останавливаются в селах и деревнях, совершают там молебны. Как правило, это приходится делать под открытым небом, так как многие храмы разрушены. Верующие по очереди несут вериги преподобного Иринарха. В Борисо-Глебский монастырь ежегодно собираются тысячи паломников из разных городов России и из-за рубежа, которые приезжают на престольные праздники, традиционные Всероссийские Иринарховские чтения и на четырехдневный крестный ход. Монастырь находится в 18 километрах от Ростова Великого по дороге на Углич. Он был основан в 1363 году по благословению преподобного Сергия Радонежского, указавшего место для постройки храма во имя святых мучеников Бориса и Глеба. В 1994 году монастырь был передан Русской Православной церкви. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/440381.htm...

Суровая жизнь Иринарха и строгое учительное слово его служили обличением для тех иноков, которые не старались соблюдать иноческие обеты, а во многом нарушали их. Такие иноки из Борисоглебской братии, подстрекаемые внушением вражеским приступили к игумену Гермогену, осуждая образ жизни Иринарха и жалуясь на него. – Старец Иринарх, – говорили они, – сидит в затворе и постится, носит на себе многие и тяжелые железа, не пьет хмельного и мало ест, да и братию учит делать тоже: пребывать «в трудах» и поститься, хмельного и в уста не брать, говоря, что это есть самое большое зло; следует говорить, монахам быть, как ангелам ни о чем не скорбеть и плоти своей не щадить: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян.14:22), не велит братии ходить в службы, то есть работы монастырские, а полагает на них «труды» великие. По внушению вражьему и по своему немилосердию, игумен Гермоген внял сим наветам, и сослал старца Иринарха из монастыря, не убоявшись Бога и не уважив подвигов и трудов старца. Старец Иринарх смиренно покорился, поминая слово Господне: «если вас изгонят из дома, идите в другой, а Я с вами до скончания века» ( Мф.10:23, 28:20). Изгнанный из Борисоглебского монастыря, Иринарх опять направился в Ростов и снова поселился в монастыре святого Лазаря, где и провел там год и две недели, пребывая непрестанно в посте и молитве и помышляя о смертном часе. Между тем игумен Гермоген сознал свой несправедливый поступок с Иринархом покаялся перед братией и послал одного из иноков звать Иринарха обратно. Посланный сказал: – Отче, не помяни нашей вины пред тобой, пойди на свое обещание, в наш монастырь, ко святим страстотерпцам Борису и Глебу. Старец Иринарх возвратился в монастырь, молясь: – Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, не лиши меня вечных Твоих благ, дай мне, грешному старцу, дотерпеть свое обещание. Возлагая всю вину удаления из монастыря на самого себя, он говорил: – Господи, я живу в темнице сей вопреки братии; они праведны и праведные труды тебе приносят, я же, смрадный, лишен добродетели.

http://pravoslavie.ru/118853.html

  ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Преподобный Иринарх и его подвиг  В Борисо- Глебском монастыре подвизался преподобный Иринарх, затворник Ростовский († 1616), по преданию, предсказавший разорение Москвы польскими войсками и благословивший князя Димитрия Пожарского на борьбу с интервентами. Борисо-Глебский монастырь тоже был захвачен врагами, которые, ворвавшись в затвор к святому старцу,изумлялись его прямым и смелым речам, пророчащим им гибель. Лютый гетман Ян Сапега, остановившись в монастыре, пожелал лично увидеть сидящего в цепях подвижника, удивляясь его подвигу. Когда паны, пришедшие с Сапегой, сказали своему гетману, что старец молится за Шуйского, преподобный без всякого страха им ответил: «Я в России рождени крещен, за русского царя и Бога молю». Сапега отвечал: «Правда в батьке велика: в которой земле жить, той земле и служить». Преподобный Иринарх стал убеждать Сапегу уйти из России, предрекая ему в противном случае смерть. В Борисо-Глебском монастыре близ ограды находилась тесная келья преподобного Иринарха (восстановлена в конце 1990-х гг.), где подвижник провел 38 лет в затворе, прикованный цепями к стенам. Согласно описанию 1856 г., вериги его состояли из 142 металлических крестов, камня, цепей, железного кольца на голову и железной палки (частично сохранившиеся вериги возвращены монастырю). Преподобный Иринарх был погребен в выкопанной им могиле; сейчас его мощи почивают под спудом в Ильинском приделе Борисо-Глебского собора. Во время ежегодного Иринарховского крестного хода в конце июля, совершающегося от монастыря к источнику преподобного Иринарха на его родине близ с.Кондаково,паломники поочередно несут на себе вериги старца. 20 июля 2022 г. 18:00 HTML-koд для сайта или блога: Борисоглебские репатрианты Нынешним летом по Переславской епархии, как обычно, пройдет ежегодный Иринарховский крестный ход. Возобновлен он ровно четверть века назад, и все это время в здешних краях, в настоящей сельской глубинке, вокруг Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря удивительным образом оседают приехавшие с разных концов страны (и даже из-за рубежа) люди. Что влечет их сюда, находят ли они здесь покой и как обустроить Россию в одном отдельно взятом районе силами православных верующих, выяснял на месте обозреватель «Журнала Московской Патриархии». PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/reports/borisoglebsk...

23-27 июля 2008 года пройдёт традиционный Крестный ход из Борисо-Глебского монастыря к колодчику преподобного Иринарха затворника у села Кондаково Пос. Борисоглебский, 9 июля 2008 г. В 2008 г. традиционный Иринарховский крестный ход из Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря в село  Кондаково начнётся в среду 23 июля и продлится 5 дней. Паломники пройдут около 70 км по живописным местам ярославского края, останавливаясь на ночлег у действующих и восстанавливающихся храмов. По сложившейся традиции, каждый день будет начинаться божественной литургией, а у всех встречающихся погостов и разрушенных церквей будут служиться молебны и панихиды. В Зубарево впервые за последние годы будет сделана остановка на ночлег рядом с полуразрушенным свято-Никольским храмом. Расписание Иринарховского крестного хода 2008 г. 23 июля (среда) 8:00 Божественная Литургия в соборе святых Бориса и Глеба Лёгкий обед 13:30 – 14:00 Молебен у раки преп. Иринарха затворника, в пределе пророка Илии. Крестный ход к келье прп. Иринарха Выход из Борисо-Глебского монастыря 14:30 – 15:00 Водосвятный молебен у святого источника в Троице на Бору 15:30 – 16:00 Молебен и заупокойная лития на месте бывшего Троицкого женского монастыря (Троица на Бору) 20:00 – 22:00 Вечерня, утреня, 1 час в храме с. Павлово Ужин, вечернее правило и ночлег в с. Павлово 24 июля (четверг) 5:00 Подъём 5:30 – 12:00 Утренние молитвы, часы, исповедь, Божественная Литургия 12:00 – 13:30 Завтрак, подготовка к выходу 13:30 – 14:00 Молебен, крестный ход вокруг храма, заупокойная лития на кладбище с. Павлово 14:00 – 16:30 Молебен в храме с. Ильинское, заупокойная лития на погосте, кратковременный привал 17:30 – 18:00 Молебен в с. Красный Октябрь 20:00 – 22:00 Вечерня, утреня, 1 час в с. Ивановское Ужин, вечернее правило и ночлег в с. Ивановское 25 июля (пятница) 5:00 Подъём 5:30 – 12:00 Утренние молитвы, часы, исповедь, Божественная Литургия 12:00 – 13:30 Завтрак, подготовка к выходу 13:30 – 14:00 Молебен, заупокойная лития на кладбище с. Ивановское

http://pravoslavie.ru/27121.html

        Преподобный Иринарх, игумен Соловецкий (†1628) Преподобный Иринарх принял постриг в Соловецкой обители. В своей жизни он старался следовать первоначальникам соловецким, преподобным Зосиме и Савватию. По смерти игумена Антония он был поставлен в 1614 году настоятелем. Смиренный и кроткий подвижник пребывал в постоянном богомыслии. Монашеская жизнь его соединялась со служением отечеству. Много трудов он положил на укрепление обороны Беломорья, заботясь о защите монастыря и северных рубежей России. По воле царя Михаила Феодоровича число воинских людей, находившихся на содержании монастыря, было увеличено до 1040 человек. В Сумском и Кемском острогах были сделаны новые оборонительные сооружения. Во время игуменства преподобного Иринарха у восточной стены монастыря в 1621 году был построен пристенок с двумя башнями – Поваренной и Квасоваренной. Царь, зная, что преподобный заботится о духовной жизни братии, особой грамотой от 1621 года предписывал хранить строгость жизни в монастыре. Царь писал: «не допускайте исполнять свою волю тем, которые захотят жить слабо, уклоняться к мирским делам или держать (хмельное) питие, выходить из монастыря и творить молвы; строго надзирайте, чтобы братия и послушники жили по правилам святых отцов, а не по своим похотям, и усердно бы ходили в церковь. Пусть новоначальные будут в полном послушании у вас, богомольцев наших, игумена и известных старцев…» Под духовным руководством преподобного Иринарха в обители возрастали многие подвижники, и в их числе – преподобный Елеазар, основатель Анзерского скита. Место для скита было определено самим преподобным Иринархом, который прибыл вместе с преподобным Елеазаром на Анзер. Игумен Иринарх не только благословил инока Елеазара устроить скит на Анзере, он сам предоставил ему средства для устроения скита и писал о нем патриарху Филарету. Патриарх прислал грамоту на строительство храма, от царской семьи была пожертвована утварь. Последние два года своей жизни преподобный Иринарх провел в совершенном безмолвии, испросив себе увольнение от должности настоятеля. Он преставился 17 июля (ст. стиля) 1628 года. Его честные мощи были положены братией за алтарем Спасо–Преображенского собора с северной стороны, и над ними поставлена часовня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

Один из панов, пришедши к старцу Иринарху в келью сказал: «Благослови отче! А пан Сапега, по твоему пророческому слову убит». Преп. Иринарх сказал: «Идите и вы в свою землю, и вы живы будете. Если же не выйдете из нашей земли, то и вы также будете побиты». Пан, ушед в свой лагерь 12 , рассказал о сем прочим панам. И они начали приходить к старцу: а старец Иринарх им тоже говорил, что и первому пану. Один воеводин сын пришел к преподобному за благословением, намереваясь возвратиться домой. Преп. Иринарх благословил его, а воеводин сын поклонился старцу до земли и рассказал о благословении старца своему отцу. Слыша это отец пошел к старцу за благословением. Старец и его благословил сказав: «Только не трогай монастыря и города Ростова». Воевода пошел со всею своею силою восвояси, не тронув монастыря и Ростова. В монастыре же была радость велика, что Бог избавил от такой великой скорби. §11. О благословении преп. Иринархом князя Дмитрия Михайловича Пожарского и нижегородского посадского человека Космы Минина Велика была печаль в Москве от того, что Литва там. Нижегородцы молились, чтобы Господь Бог очистил Москву от этой великой печали. В Нижнем Новгороде был в то время князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Нижегородцы стали упрашивать князя Дмитрия Пожарского, чтобы он шел в Москву очистить от иноверных. Они дали ему подмогу на рать, деньги и запас на ратных людей. Помогали ему и другие города. Силы у него умножилось. Выбрали Нижегородцы от себя доверенного торгового человека Косму Минина, который в совете с князем был за одно. Пошли они к Ярославлю, куда за ними ратные люди начали собираться со всех городов русских, стоять за веру православную и умирать за святые Божии церкви. Князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, узнав о приходе князя Пожарского с Космою Мининым в Ярославль со всею силою, прислал гонца сказать, чтобы они спешно шли к Москве. Князь Пожарский же с Мининым боялся идти в Москву Ивана Заруцкого, который под Москвой убил Прокопия Петровича Ляпунова. Старец Иринарх послал Князю Пожарскому просфору и благословение сказав, чтобы он не боялся Заруцкого, а шел поспешно под Москву, где узрит славу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но диакон не обращал на это внимания. И как только пришел изнемогший к преп. Иринарху, то преп. очень обрадовался, поцеловал его о Господе, и, дав ему четверть фунта хлеба, благословил его и сказал: «От сей пищи будешь здоров». И действительно, после вкушения ее, диакон тотчас выздоровел от лихорадки. За что возблагодарил Бога и Его угодника преп. Иринарха. Из Переславля преп. Иринарх со своим учеником пошел в Москву и пришел туда за час дня. По утру пошел с учеником в соборную церковь помолиться Пречистой Богородице и великим угодникам и чудотворцам Петру митрополиту и Ионе. Сын боярский Симеон, узнав о цели прихода преп. Иринарха в Москву, тотчас пошел к царю сказать о преп. Иринархе. Царь был очень рад видеть преп. Иринарха, приказал ему взойти в церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Старец, взошед в храм, оградил здесь царя крестным знамением, лобызал царя Василия Иоанновича, а царь взаимно его облобызал с любовью, удивляясь его великим трудам. Преп. начал говорить царю так: «Открыл мне Бог , грешному старцу, что Москва будет взята в плен и все русское царство. Я же, оставив многолетние труды свои в затворе, пришел к тебе, царь, рассказать о сем. Ты же, царь, стой в вере твердо и непоколебимо». Рассказав все по порядку царю свое видение, преп. вышел из церкви. царь же Василий взял старца под руку, а ученик Александр под другую, и пошел с ним в царские палаты. Здесь царь спросил старца Иринарха благословить и царицу. Преп. Иринарх не ослушался приказания царя, пошел с ним к царице Марии Петровне в палату и благословил ее. Царица послала ему два полотенца. Угодник Иринарх не брал даров. Он сказал царю, что я не для даров к тебе пришел, а сказать правду. Только по усиленной просьбе царя, не желая огорчить, взял два полотенца. Царь сам из палаты проводил старца Иринарха до дворца и приказал боярину накормить его и напоить и дать свой возок и конюха до монастыря св. страстотерпцев Бориса и Глеба. Угодник божий Иринарх, подкрепил своп силы пищей у боярина и поехал в свой Борисоглебский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

     Живая преемственность духовного опыта тянется от основания Церкви до настоящего времени: «Святые, приходящие из рода в род... сочетаются с предшествующими по времени святыми, озаряются подобно тем... и становятся некоей золотой цепью, в которой каждый из них — отдельное звено, соединяющееся с предыдущими через веру, дела и любовь, так что они составляют в едином Боге единую цепь» ( Сар. 3, 2-4). Уже во втором веке от Рождества Христова появились затворники и столпники, а многие христиане следовали разнообразным строгим формам аскетизма 1 . Вот что говорил о них Евстафий Фессалоникийский (XII в.): «Этой жизни принадлежат те, кто отказался ради Христа от своего разума, но не от своего сознания, а сколько их – неизвестно. Частью же этой жизни являются нагие, непостриженные, босоногие, молчальники, пещерники» 2 . С дерзновением принявшись за свой подвиг преподобный Иринарх вспоминал «иноков древних и первых времен, как они по дебрям, по островам, и в вертепах жили, не любили тленного мира и не хотели и смотреть на суету его» 3 . В традиции всех Поместных Церквей монашество - это институт, основанный на духовном водительстве. Иринарх Затворник был носителем духовной аскетической традиции Церкви, передаваемой из поколения в поколение. Известно, что преподобный был не единственным монахом Борисоглебской обители, несшим подвиг затвора. «До него в обители подвизался старец Корнилий, о котором пока ничего не известно за исключением записи в монастырском синодике XVII века. Возможно, преподобный Иринарх принял от старца Корнилия и его вериги» 4 . Из жития Иринарха Затворника мы узнаем, что «игумен, по монастырскому обычаю, отдал его под начало старцу, у которого молодой инок и стал пребывать в послушании и покорении, в посте и молитве». Оставил после себя учеников и сам преподобный Иринарх. Из жития святого известны имена двух учеников Александра и Корнилия 5 , кроме того духовную традицию преподобного продолжили затворник и иконописец преподобный Иоаким Шартомский 6 , затворник Дионисий, подвизавшийся в Переславле-Залесском, в Никольском монастыре, что на болоте, преподобный Галактион, подвижник Вологодский: «Сии же вси един образ жития имуще, железа тяжкая на себе ношаху и к стене цепями приковани бяху, пищею сухою питахуся, рыбе же и масла, ни скорому, и мягких яств не прикасахуся» 7 .

http://pravoslavie.ru/93144.html

19-22 июля 2007 года состоится традиционный Иринарховский Крестный ход 19-22 июля 2007 года состоится традиционный Крестный ход из Борисо-Глебского монастыря к колодчику преподобного Иринарха затворника у села Кондаково.   19 июля (четверг) 8.00 Божественная Литургия в соборе святых Бориса и Глеба. 12.00 Лёгкий обед. 13.30 – 14.00 Молебен у раки преп. Иринарха затворника, в пределе пророка Илии. Крестный ход к келии преп. Иринарха. 14.00 Выход из Борисо-Глебского монастыря. 14.30 – 15.00 Водосвятный молебен у святого источника в Троице-на-Бору. 15.30 – 16.00 Молебен и заупокойная лития на месте бывшего Троицкого женского монастыря (Троица-на-Бору). 20.00 – 22.00 Вечерня, утреня, 1 час в храме с. Павлово. 22.00 Ужин, вечернее правило и ночлег в с. Павлово.   20 июля (пятница) 5.00 Подъём 5.30 – 9.00 Утренние молитвы, часы, исповедь, Божественная Литургия. 9.00 – 10.30 Завтрак, подготовка к выходу. 10.30 – 11.00 Молебен, крестный ход вокруг храма, заупокойная лития на кладбище с. Павлово. 12.30 – 14.00 Молебен в храме с. Ильинское, заупокойная лития на погосте, кратковременный привал. 15.00 – 15.30 Молебен в с. Красный Октябрь. 18.00 – 21.00 Вечерня, утреня, 1 час в с. Ивановское. 21.00 Ужин, вечернее правило и ночлег в с. Ивановское.   21 июля (суббота) 5.00 Подъём. 5.30 – 8.00 Утренние молитвы, часы, исповедь. 8-00 – 11.00 Божественная Литургия. 11.00 – 12.00 Завтрак. 12.00 – 12.20 Молебен, заупокойная лития на кладбище с. Ивановское. 13.30 – 14.00 Молебен в храме, заупокойная лития на погосте с. Георгиевское. 15.30 – 16.00 Молебен в храме, заупокойная лития на погосте с. Зубарёво. 17.30 – 19.00 Молебен в храме, заупокойная лития на погосте с. Давыдово. 20.00 – 23.00 Всенощное бдение в храме с. Кондаково. 23.00 Ужин, вечернее правило и ночлег в с. Кондаково.   22 июля (воскресенье) 6.00 Подъём. 6.30 – 9.00 Утренние молитвы, часы, исповедь. 9.00 – 11.00 Божественная Литургия. 11.00 – 12.00 Завтрак. 12.30 – 13.00 Молебен, заупокойная лития на старом погосте с. Кондаково. 13.30 – 14.30 Водосвятный молебен у колодчика преп. Иринарха затворника. 15.30 Первый рейс автобуса: с. Кондаково – пос. Борисоглебский. 17.30 Второй рейс автобуса: с. Кондаково – пос. Борисоглебский. 18.00 Третий рейс автобуса: с. Кондаково – пос. Борисоглебский. с 18.30 до 20-30 Последующие рейсы автобуса до Борисоглеба. 17 июля 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/23186.html

Преподобный Иринарх, затворник Ростовский, родился в крестьянской семье в селе Кондакове Ростовского уезда. В крещении получил имя Илия. На 30-м году жизни святой принял постриг в монашество в Ростовском Борисо-Глебском монастыре. Там он усердно трудился в иноческих подвигах, посещал церковные службы, ночами молился и спал на земле. Однажды, сжалившись над странником, который не имел обуви, святой Иринарх отдал ему свои сапоги, и с тех пор стал ходить босой по морозу. Игумену не понравилось такое поведение подвижника, и он начал смирять его, заставляя часа по два стоять на морозе против своей кельи или подолгу звонить на колокольне. Святой всё переносил с терпением и не изменил своего поведения. Игумен продолжал жестокосердствовать, и преподобный был вынужден перейти в Авраамиев Богоявленский монастырь, где был принят в число братии и вскоре назначен келарем. Преподобный с усердием исполнял свое послушание, скорбя о том, что братия монастыря и служители не берегут достояние обители, расточая его без меры. Однажды во сне он увидел преподобного Авраамия Ростовского (память 29 октября), который утешил его и благословил раздавать всем потребное без смущения. Как-то во время пения Херувимской преподобный Иринарх громко зарыдал. На вопрос архимандрита он ответил: «Мать моя преставилась»! Архимандрит удивился. Еще не окончилась Литургия, как пришел к Иринарху брат Андрей и сообщил, что мать их Ирина умерла. Оставив Авраамиев монастырь, преподобный Иринарх перешел в ростовский монастырь Святого Лазаря, поселился в уединенной келье и прожил в ней три года в тесноте и голоде. Старец, однако, имел желание возвратиться в свою первоначальную обитель — Борисо-Глебский монастырь. Он был принят обратно с любовью строителем Варлаамом и стал еще более сурово подвизаться в обители. Уединившись в затворе, подвижник железной цепью приковал себя к древесному комлю, наложил на себя тяжелые цепи и кресты. За это он переносил озлобление и насмешки от монастырской братии. В то время его навестил давний друг блаженный Иоанн Юродивый, предсказавший нашествие Литвы на Москву.

http://e-vestnik.ru/reports/borisoglebsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010