Старец Борисоглебский Леонтий, желая провождать такую же трудную подвижническую жизнь, какую провождал преп. Иринарх, сделал себе железные вериги и носил их на своем теле, да еще тридцать крестов медных. Желая отправиться в Переславский монастырь Пресвятой Богородицы, что на Кубре, пошел к преп. Иринарху попросить благословения на путь, оставив свои кресты у ученика его. Преп. Иринарх пророчески знал, что если пойдет, то непременно будет убит, не советовал идти. Леонтий же неотступно просил у преп. Иринарха благословения в путь. На неотступную просьбу Леонтия преп. Иринарх согласился, благословил его и прощаясь с ним, сквозь слезы сказал ему: «О чадо мое драгое Леонтие! уже сюда за своими честными крестами ты не воротишься». Если так, сказал ему Леонтий, будет по твоему пророчеству, то тебе завещаю мои кресты. Поклонившись преподобному, пошел в Переславский монастырь Пресвятой Богородицы, что на Кубре. На дороге действительно был убит разбойниками, как предсказывал преп. Иринарх. Кресты же его, по его завещанию преп. взял к себе, прилагая труды к трудам. §6. О ужище железном и о трудах преп. Иринарха на нем Ужища железного у преп. Иринарха было двадцать сажен. Три сажени он сам заказал сделать, три сажени дал ему человек из Углича, и три сажени дал Борисоглебский старец Феодорит, которому Игумен Гермоген (1598 года) приказал оставить труды и ходить за службу. Остальные 11 сажен дал ему старец Тихон, трудившийся на ужище железном семь лет. Убоявшись нашествия панов, отдал свое ужище преп. Иринарху 6 . На ужище трех сажен преп. Иринарх трудился 6 лет, на ужище в шесть сажен – шесть же лет, на ужище в 9 сажен трудился 13 лет, а на ужище 11 сажен с прибавлением прежних 9-ти сажен трудился 5 лет. Всего он трудился 30 лет и четыре месяца. Во время праведных своих трудов иногда он вязал свитки (власяные одежды), власяные клобуки, шил на нищих одежду. Иногда от великих трудов и изнемогал. Спал не более час, два, три и то ночью. Тело свое бил железною палкою, непрестанно творя молитву. §7. О вторичном изгнании преп. Иринарха из монастыря, поселении его в Лазаревском Ростовском монастыре и возвращении опять в Борисоглебский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1628 г. скончался кроткий игумен Иринарх, проживший последние два года своей жизни на покое; он оставил по себе память о своих добродетелях в обители, которая впоследствии стала прибегать к заступлению и молитвам преподобного, прославленного Господом в даре исцелений и чудотворений. Так, жители Двинской области, прибывшие в Соловецкий монастырь, рассказывали, что они вышли в море на двух лодках для ловли морских зверей. Наступившая вдруг сильная буря разъединила лодки, носила их по бурному морю и грозила гибелью сидевшим в них. Смущенные пловцы стали молиться об избавлении от неминуемой беды. После молитвы уснувшему кормчему явился во сне старец с крестом в руке, обратился к нему со словами: «встаньте, молитесь Богу и призывайте на помощь Соловецких чудотворцев и скоро получите милость от Бога». На вопрос, кто он? старец отвечал: «я игумен Соловецкого монастыря Иринарх». Такое же видение было и сидевшим в другой лодке. Скоро буря стихла, подул попутный ветер, по которому ладьи благополучно пришли к берегу, одна к месту, называемому «Калгуев Наволок», а другая к «Зимнему». Иринарх неоднократно являлся инокам, и утешал скорбевших об его смерти; так – Иеромонаху Вениамину, тужившему о разлуке с игуменом, преподобный Иринарх явился как бы пришедши в келью – благословил его и сказал: «сын мой ,зачем ты скорбишь о мне? Я получил от Владыки Христа Бога нашего милость и нахожуся в покое. Ты не скорби о мне, а радуйся и подвизайся о своем спасении». Св. пр. Иринарх, игумен Соловецкий, Св. пр. Елеазар Анзерский Преемником Иринарха в управлении обителью был игумен Макарий (1626–1632 г.), Соловецкий постриженик, переведенный из Палеостровского монастыря, ныне Олонецкой епархии. При нем окончил жизнь в Соловецком монастыре знаменитый в отечественной истории келарь Троицко-Сергиевской лавры Авраамий Палицын. Когда наступило тяжелое смутное время и поляки, пользуясь ослаблением России, утвердились в Москве, Авраамий вместе с архимандритом Дионисием грамотами в разные города старались возбудить общий патриотизм и склонить соотечественников к освобождению Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископ Красногорский Иринарх совершил чин малого освящения домового храма при Московском финансово-юридическом университете 22 июня 2012 г. 17:27 21 июня 2012 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в новом корпусе Московского финансово-юридического университета на ул. Введенского состоялась закладка капсулы с памятной грамотой в основание домового студенческого храма Введения во храм Пресвятой Богородицы с совершением малого освящения храма и иконостаса. Чинопоследование освящения храма возглавил управляющий Юго-Западным викариатством г. Москвы епископ Красногорский Иринарх . Владыке сослужили секретарь Юго-Западного викариатства протоиерей Алексий Ладыгин, настоятель храма преподобной Евфросинии Московской в Котловке, к которому приписана студенческая церковь в МФЮА, благочинный храмов Андреевского округа города Москвы протоиерей Николай Карасев, священнослужители Юго-Западного викариатства. На богослужении присутствовали ректор МФЮА, доктор экономических наук, член-корреспондент РАО, профессор А.Г. Забелин, почетные гости университета, учащие и учащиеся МФЮА. По завершении молебного пения и освящения воды настоятель студенческого храма протоиерей Алексей Ладыгин зачитал текст памятной грамоты, под которым были поставлены подписи всех молившихся. Затем епископ Иринарх вместе с А.Г. Забелиным и почетными гостями университета заложили капсулу с грамотой в основание домового студенческого храма. После закладки капсулы иерарх произнес молитвы на освящение храма и иконостаса с окроплением святой водой алтаря, иконостаса, стен храма и присутствующих. От лица сотрудников и студентов МФЮА профессор А.Г. Забелин выразил благодарность епископу Иринарху за внимание, с которым владыка относится к делу образования и духовного просвещения молодежи. В ответном слове владыка отметил важность открытия домового храма при МФЮА и напомнил о неразрывной связи морали с религией. Также епископ Иринарх обратил внимание собравшихся на важность правильного сочетания профессионального и духовного образования, что служит залогом гармоничного развития личности человека и делает его способным дать своевременный и достойный ответ на различные вызовы мира и нашего времени. В завершение своих слов архиерей поздравил А.Г. Забелина с недавним днем рождения и подарил ему икону святителя Николая Чудотворца, пожелав здоровья, крепости сил и успехов в трудах на благо России. Сайт епархии города Москвы /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

400-летие преставления преподобного Иринарха отпраздновали в Борисоглебском монастыре пос. Борисоглебский, 28 января 2016 г.      Борисоглебский мужской монастырь встречал 26 января 2016 года сотни паломников. В этот день в обители отпраздновали 400-летие преставления преподобного Иринарха Затворника. День стал праздничным для всей Ярославской митрополии, так как почтить память святого в обители собрались Глава митрополии митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон, Правящие Архиереи: Рыбинской епархии – епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин и Переславской епархии – епископ Переславский и Угличский Феодор. Радость праздника с насельниками и прихожанами обители разделили паломники из городов и весей Ярославской области, из Москвы, Тулы, Костромы. С большой любовью монастырь встретил и своих давних друзей – паломников из Польши вместе со священнослужителями Супрасльского Благовещенского монастыря.      В праздничный день Божественную литургию в Борисоглебском соборе обители совершили митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон, епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин, епископ Переславский и Угличский Феодор в сослужении духовенства Ярославской, Рыбинской, Переславской епархии, Московской епархии, а также священнослужителей Супрасльского Благовещенского монастыря (Польша). За богослужением пели хор Троице-Сергиева Варницкого монастыря и хор Ивановской-на-Лехте школы.      После богослужения архиереи, священнослужители и молящиеся совершили крестный ход к келии преподобного Иринарха, расположенной у восточной стены обители. Затем в Илиинском приделе Борисоглебского собора, где под спудом находятся святые мощи преподобного Иринарха, было совершено славление святому. Из жития известно, что преподобный около 30 лет нес подвиг добровольного затвора. Подвижническое служение святого пришлось на трудные для нашего Отечества годы – время Смуты, когда русские земли были разорены польско-литовскими интервентами, и под угрозой находилось существование самого государства. Преподобный поддержал князя Д. М. Пожарского и К. Минина, собиравших ополчение. Он благословил их идти освобождать Москву и дал им свой крест. Литовский военачальник Я. Сапега посещал монастырь. Пораженный подвижничеством преподобного, он повелел солдатам не разорять обитель. Преподобный предсказал Сапеге скорую смерть, если тот не покинет Русскую землю.

http://pravoslavie.ru/90086.html

Глава II. Жизнь препод. Илии в монашестве §1. Приход Илии в монастырь и пострижение его Илия, пришед в монастырь св. страстотерпцев Бориса и Глеба, сильно возрадовался духом. Пошел к игумену, поклонился ему до земли и испросил благословения. Игумен, благословив его спросил: зачем ты пришел к нам? Илия сказал ему: «Желаю отче, ангельского образа, постриги меня Бога ради, невежу и селянина и причти к избранному стаду и к святей обители сей». Игумен, провидев духом, что Илия пришел в св. обитель по внушению Божию, принял его с радостию, облек его в Ангельский образ, нарек имя ему Иринарх, и отдал на испытание одному опытному старцу. Преп. Иринарх проводил все время у своего наставника в послушании, посте и молитве. §2. Первое послушание его – в пекарне После испытания у старца игумен дал преп. Иринарху послушание – заниматься печением хлебов в пекарне. Сие послушание он исполнял с покорностию, трудился там и днем и ночью. Насмешки от некоторых из братии переносил безропотно. В церковь Божию ходил прежде всех, ни с кем не говорил, во время чтений церковных не сидел и прежде конца службы из церкви не выходил. §3. О друге его Агафонике Ростовский друг его Агафоник, узнав, что преп. Иринарх уже постригся в монашество, пришел посетить его в Борисоглебском монастыре. Тут пробыл он у преп. Иринарха не мало времени. Когда Агафоник пошел домой, то Иринарх проводил своего друга две версты, поцеловав о Господе простился с ним и отпустил его с миром, а сам пошел в монастырь. Идя дорогою, размышлял сам с собою, как бы ему спастись, не идти ли лучше в Кирилов или Соловецкий монастырь. И был ему голос свыше: «Не ходи ни в Кирилов, ни в Соловки, здесь спасешься». И этот голос был ему трижды. Преп. Иринарх осмотрелся кругом, думая, что это привидение, но никого вокруг себя не видал. Слыша сей голос трижды укрепился в мыслях не ходить ни в Кирилов, ни в Соловецкий монастырь, а оставаться в Борисоглебском. Здесь он начал прилагать труды к трудам больше, нежели в первые дни своей монастырской жизни. §4. Другое послушание – пономарство

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По смерти игумена Антония в 1614 году Иринарх бьш поставлен по воле царя Михаила Феодоровича Соловецким игуменом. Смиренный и кроткий, всегда погруженный в богомыслие, он в то же время должен был защищать обитель от внешних врагов – шведов и датчан, которые не раз покушались завладеть всей Лапландией. Царь Михаил предоставил блаженному игумену Иринарху, кроме беспошлинной продажи соли и рыбы, казенную подать с монастырских крестьян и еще казенную долю с рыболовных промыслов на норвежском берегу моря и предписывал привести все крепостные строения монастыря в полное оборонительное состояние на случай войны. Сколько было забот и трудов игумену! На восточной стороне монастыря проведена вторая каменная стена с двумя огромными башнями; внутри монастыря построены два корпуса для военных людей; на северной и южной стороне обители проведены глубокие рвы, выложенные камнем. В Сумском и Кемском острогах сделаны новые укрепления. В них и в обители число военных людей увеличено до 1040 человек на содержании монастыря. Датчане в 1623 году на четырех военных кораблях явились у Карельского берега, ограбили некоторых русских промышленников, но ни на что более не отважились и возвратились. При таких заботах об ограждении обители от внешних бед, преподобный Иринарх сам был примером духовной жизни для братии. Под его духовным руководством воспиталось несколько подвижников, каков был, например, преподобный Елеазар. Иринарх помогал ему в устройстве скита и ходатайствовал за него пред царем и патриархом. Приготовляясь к кончине, преподобный Иринарх испросил себе увольнение от дел начальственных и последние два года жизни провел в совершенном безмолвии. Он преставился 17 июля 1628 года. Мощи его почивают под спудом в часовне его имени. 20-й день. Преподобный Авраамий Чухломской Преподобный Авраамий пришел к преподобному Сергию стал усердным его послушником. Он трудился и в поварне, и в хлебне; носил воду для братии; первым являлся в церковь Божию и последним выходил из нее. Летами он был много старше преподобного Сергия и, вероятно, был одним из первых его учеников и постриженников. В обители Сергиевой он был удостоен и сана священства. После многолетних подвигов в общежитии в его сердце явилось желание подвигов в безмолвии. Преподобный Сергий благословил его с любовью, но заповедал на прощание: «Если придет к тебе братия в пустыню, то принимай их с любовью, не себе угождая, но ближнему, и неси на себе немощи немощных». Авраамий удалился в дикую тогда страну Галичскую на берег озера. В одно время, стоя на молитве под горой, он услышал голос: «Взойди на гору, Авраамий, там стоит икона Матери Господней». Авраамий взглянул на гору и увидел чудный свет на ее вершине. Он взошел туда и увидел сияющую икону Богоматери «Умиление сердец», стоявшую на дереве. В трепете пал он пред святой иконой и целую ночь пробыл в умиленной молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Затворник Ростовский, во святом Крещении Илия, родился в июне 1548 года в селе Кондаково, в 43 верстах от Ростова Великого. Он был третьим сыном в благочестивой крестьянской семье Акиндина и Ирины. С раннего детства в мальчике обнаружилось стремление к монашеской жизни: в детских играх он не участвовал, но старался сдерживать свои желания и во всем ограничивать себя. Шестилетний Илия однажды сказал матери: «Как вырасту, так постригусь и стану монахом; буду носить на себе железа и трудиться ради Бога...» С юных лет Илия мечтал подражать подвигам преподобного Макария Калязинского (†1483; память 17 марта и 26 мая), тайно носившего тяжелые вериги, житие которого услышал от приходского священника Василия. Когда в округе случился голод, восемнадцатилетний Илия отправился на заработки в Нижний Новгород. После кончины отца, о которой он был извещен свыше, Илия вместе с матерью и старшим братом Андреем переселился в Ростов Великий. Здесь родные Илии стали вести торговлю, но Илия тяготился мирскими заботами и находил утешение в чтении Священного Писания. Стремление уйти в монастырь окончательно окрепло. В 1578 году, испросив благословение матери, Илия ушел в Борисоглебский монастырь на реке Устье близ Ростова Великого, где принял постриг с именем Иринарх. Игумен монастыря благословил Иринарха жить под руководством опытного старца и назначил ему послушание в пекарне. С первых дней монашеской жизни преподобный Иринарх отказался от своей воли и смиренно предал себя во власть братии; первым приходил он на церковные службы, ни с кем не разговаривал в храме, благоговейно стоял во время богослужения и никогда не уходил прежде отпуста. Однажды преподобный Иринарх увидел в монастыре босого странника. Сжалившись, он отдал ему свои сапоги, а сам с тех пор не надевал обуви. Вместо рясы Иринарх носил рубище, за что претерпевал насмешки. Игумен стал давать ему суровые послушания. Преподобный Иринарх все переносил с благодушным терпением, но когда ему назначили послушание вне монастыря, то есть лишили церковной молитвы, он ушел в Ростов Великий, в Богоявленский монастырь, основанный преподобным Авраамием Ростовским (1073 – 1077; память 29 октября).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Игумен по монастырскому обычаю, отдал Иринарха под начало старцу, у которого молодой инок и стал пребывать в послушании и покорении, в посте и молитве. После того, как Иринарх с успехом прошел первое послушание, игумен для испытания и смирения послал Иринарха в пекарню, где он и трудился на братию день и ночь в послушании и смирении, нисколько не заботясь ни о чем телесном, и никогда не уклоняясь от посещения церкви Божьей, куда приходил прежде всех братий; стоя в церкви, он ни с кем не разговаривал; во время чтений не садился, а всегда выстаивал на ногах, как твердый камень, и никогда не выходил из церкви до отпуста. Узнав о пострижении Илии, друг его Агафоник пришел в монастырь посетить Иринарха и пробыл у него в монастыре немало дней. Иринарх проводил друга за монастырь версты за две и, облобызав его, стал возвращаться обратно. На пути он размышлял в своем сердце, о том, как бы ему спастись, и давал обещание идти в Кириллов Белозерский монастырь, или в Соловецкий. И вот послышался ему голос свыше: – Не ходи ни в Кириллов, ни на Соловки, здесь спасешься! Он усомнился относительно этого голоса, но услышал вторично тот же голос: – Здесь спасешься! Иринарх убоялся, стал плакать и помышлять, что сие означает. И в третий раз он услышал тот же голос: – Здесь спасешься! Осмотревшись кругом Иринарх никого не увидел и укрепился в той мысли, что голос сей был ему откровением свыше. Возвратившись в монастырь, он снова стал трудиться в прежнем послушании, предаваясь по ночам молитве и бдению и ложась спать лишь ненадолго, и то не на постели, а прямо на земле. После сего послушания, игумен назначил Иринарха в пономарскую службу, которую он стал отправлять с радостью. Раз Иринарх увидел одного странника, который был бос и, сжалившись над ним, обратился к Господу с такою молитвою: – Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, сотворивший небо и землю и первого человека, прародителя нашего Адама, по образу Своему, и почтивший его теплотою в святом рае, да будет воля Твоя святая со мною, рабом Твоим: дай, Господи, теплоту ногам моим, чтобы я мог помиловать сего странника и дать с себя сапоги на ноги его!

http://pravoslavie.ru/118853.html

Борисоглебский. Борисоглебский монастырь. Часовня Иринарха Затворника. Часовня у северных ворот Часовня. Действует.   Освящена в честь: Иринарха Затворника Год постройки:приблизительно 1877 - 1887. Ссылки:   Адрес: Ярославская область, п. Борисоглебский, у северных ворот Борисоглебского монастыря Координаты: 57.259749, 39.152554 Проезд:Часовня пристроена к фланкирующей башне Сретенской надвратной церкви Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1877 году, получив разрешение строительного отделения Ярославского Губернского правления, Борисоглебский монастырь начинает строительство торговых рядов вдоль северной монастырской стены. Торговля на базарной площади у монастыря существовала с незапамятных времен; в конце XVIII — начале XIX века было выстроено множество хаотически расположенных деревянных и каменных лавок. Чтобы как-то упорядочить торговлю у северных святых ворот обители, и предоставить торговцам (ростовским купцам, мещанам и борисоглебским крестьянам) современные торговые номера, монастырь и начал постройку торговых рядов. Кроме того, получая аренду с торговцев, монастырь мог поправить своё финансовое положение; к тому времени он считался небогатым, скорее бедным, и арендная плата была очень важной, а может, и главной статьёй его доходов. Строительство торговых рядов продолжалось около десяти лет. И вот когда завершилась постройка первых 7 номеров с правой стороны от ворот, борисоглебские крестьяне решили пристроить к фланкирующей башне Сретенской надвратной церкви часовню в благодарение преподобному Иринарху-затворнику, самому почитаемому ими святому. Одним из проявлений любви к нему было решение борисоглебских крестьян объявить день памяти преподобного Иринарха 13/26 января выходным днём. В этот день крестьяне не работали, а усердно посещали службу в монастыре, а в домах совершались молебны. Неслучайно в круглом медальоне над входом в часовню можно видеть поясное изображение преп. Иринарха. Слева и справа от дверей – изображения в рост святых благоверных князей Бориса и Глеба. Были изображения и в нишах закомар под главами часовни, но сейчас они утрачены. Сохранилось несколько фотоснимков этой часовни, в том числе и фотография 1911 года известного императорского фотографа С.М. Прокудина-Горского, которая даёт представление о том, как выглядела часовня в начале 20 века. Три купола на часовне символизируют Троицу и говорят о посвящении. Поскольку все крестьяне были прихожанами Троицкой на Бору церкви, то и приходскую часовню освятили в честь Святой Живоначальной Троицы.

http://sobory.ru/article/?object=38303

«Наука из наук» аскеза была предпосылкои и основой служения преподобного Иринарха. Аскетика созидает совершенного и красивого человека, не случайно слово филокалия можно перевести с греческого не только как добротолюбие, но и как любокрасие.      Подвиги преподобного Иринарха поразительны: он никогда не надевал обуви, вместо рясы носил рубище, жил в тесной келии, спал не более трех часов в сутки на голом полу, строго постился и носил на себе тяжелые железные вериги. Терпению святого «Бога ради темницу и муку терпевшего» дивились даже ангелы. «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин 14:12). Живя Христом, святой Иринарх свои подвигом засвидетельствовал евангельскую истину: «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13). В случае с преподобным Иринархом мы имеем дело с «жизненным просветительством», воспитанием на собственном примере. Он никогда не теоретизировал и не советовал другим того, чего не исполнил сам. Именно поэтому пример его жизни актуален и в наши дни. В первую очередь подвижник жертвовал собой ради других и своим примером призывал к самопожертвованию современников. Чтобы помочь людям, преподобный не жалел времени и усилий:  «Услышал Иринарх, что в Ростове стоит на правеже от заимодавцев один христолюбивый человек, и захотел помочь ему. Босой пошел он в Ростов, а был лютый мороз. Отошедши от монастыря верст семь, Иринарх отморозил у ног пальцы… Три года он проболел… но не оставлял своего правила и трудился для Бога». «Всех приходящих учил заповедям Господним, отводя от грехов», - узнаем мы из жития преподобного. Действительно святой Иринарх терпеливо принимал всех кто к нему приходил, несмотря на то, что они отнимали у него драгоценную тишину. Многие получали у него благословение, «приносили ему милостыню; он принимал и с радостью раздавал нищим и странникам». Больные разными болезнями, особенно же одержимые духом нечистым по молитвам старца получали исцеление. Святоотеческий патриотизм имеет определенные отличия от той любви к Отечеству, которая сегодня характерна для большинства из нас. Остановимся на них подробнее.

http://pravoslavie.ru/93144.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010