Радуйся, теми ярость сих в кротость преложивый. Радуйся, пред военачальники вражиими православна и верна быти Царю своему исповедавый. Радуйся, хищений их небоязненный обличителю. Радуйся, грядущаго на них гнева Божия верный возвестителю. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение. Кондак 10 Спастися хотящим человеком, добр вождь явился еси, преподобне, от египта страстей в земли обетованней тех путеводствуя и ученьми своими наказуя, во еже пети Творцу всех: Аллилуиа. Икос 10 Стену необоримую и ограждение нерушимое не точию обители твоей и стране ростовстей, но и всей Державе Российстей дарова тя Господь, всеблаженне, ибо благоприятными твоими молитвами оныя ограждаеши и от нахождения иноплеменных свобождаеши. За сия убо приими от нас похвалы сицевыя: Радуйся, российстей земли Богом дарованный защитителю. Радуйся, святыя обители твоея неусыпный хранителю. Радуйся, любовь твою ко отечествию земному в житии своем явивый. Радуйся, туюжде любовь к нему и по смерти сохранивый. Радуйся, князя Димитрия Крестом Христовым благословивый. Радуйся, небоязненно тещи на освобождение царствующаго града Москвы глаголы своими того утвердивый. Радуйся, свобождению царскаго града предивный помощниче. Радуйся, светом небесным, приходящия к тебе озаряяй. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение. Кондак 11 Пение непрестанное во всем житии твоем Богови приносил, еси, преподобне отче наш Иринарше. Ныне же от нас воспеваемый и по достоянию ублажаемый на земли, тамо, на небеси, купно со ангелы прославльшему тя дивно Господеви зовеши: Аллилуиа. Икос 11 Светозарна светильника яви тя, блаженне, Христос Бог, егоже сиянием людие просвещаются, и тебе, яко спасения их виновнику, приносят таковая: Радуйся, доблий подвижниче, враги спасения победивый. Радуйся, изгнания благодушно приявый. Радуйся, изриновение из затвора твоего и биения злых человек претерпевый. Радуйся, душу твою дарованьми небесными украсивый. Радуйся, в воздаяние трудов твоих и болезней силу прозрения и чудодействия получивый.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

XVIII в. (ГИМ, собр. Уварова, 886, л.46). Используя автобиографический рассказ Елеазара о видении, автор жития руководствовался требованиями агиографии к соблюдению житийных канонов: автобиографический рассказ изложен от третьего лица; при включении его в «Сказание» изменилась идейная основа рассказа Елеазара. Если автор стремился подчеркнуть святость написанного им образа, то под пером агиографа эта идея уступила место идее святости самого Елеазара. Однако использование автором «Сказания» автобиографического сочинения Елеазара для составления жизнеописания святого является важной особенностью агиографии и свидетельствует об изменении житийных канонов в XVIIXVIII вв. Сюжет рассказа о приезде к Елеазару беса в образе посланника от игумена Иринарха прост и традиционен для средневековой житийной и патериковой литературы: бес, приняв человеческий облик, приезжает к святому, чтобы его обмануть, искусить, но по традиции оказывается побеждённым силой молитвы святого. Традиционная ситуация передана здесь с включением ряда живых деталей, подробно фиксируются действия героев, отношения между Елеазаром и бесом переданы как отношения обычных людей. Острота сюжета, диалог, вкрапление деталей быта придают рассказу ярко выраженный повествовательный характер. Образы героев, их поведение и отношения, характер конфликта соответствуют традициям пятерикового изложения, однако образ беса ближе героям византийских «отечников», где бес является традиционным воплощением зла и лишён ярких типических черт, присущих отрицательному персонажу отечественных патериков, например Киево-Печерскому. В приписанной к «Сказанию» главе о учениках Елеазара содержатся очень краткие сведения о его трёх любимых учениках. Рассказы о них лишены сюжетного развития, в них перечисляются наиболее значительные этапы жизненного пути каждого анзерского постриженика. Составитель «Сказания» пользуется какими-то устными местными источниками, на что указывает стремление связать деятельность учеников Елеазара с Соловками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приложение восьмое А. Вид Кирилло-белозерского монастыря, гравированный в 1720 году Гравюра 1720 года, изображающая общий вид Кирилло-белозерского монастыря, в числе однородных его чертежей и планов не была, повидимому, первою по времени, как показывает надпись на ней: «новоиздадеся». На доске этого вида обозначено, что он рисован и гравирован в С. Петербурге, тогда как компановка подробностей чертежа обнаруживает, что художник рисовал с натуры. Возможно предполагать, что гравюра, исполненная в 1720 году, была лишь копией с более ранних нам неизвестных изданий и стояла к ним в таком же отношении, в каком стояла к изданию 1720 года последующая перепечатка ее 1742 года 1246 . Но оттисков и досок с этих предполагаемых рисунков мы не имеем и прилагаемый здесь вид Кириллова монастыря с издания 1720 года остается для нашего времени древнейшим. Гравюра 1720 года принадлежите резцу Алексея Ростовцева, известного ученика Пикара 1247 , и исполнена на медной доске размером в 56х63 сантиметров. Д. А. Ровинский, не имел, повидимому под руками ни этой доски, ни оттисков с нее. В IV книге «Русских народных картинок» (СПБ. 1881, стр. 490), сославшись, на экземпляр «Пуб. биб. Собр. Даля, 80», он пояснил, что существует «вид Белозерского монастыря на образе преподобного Кирилла Белозерского, в большой лист с надписью: «Ново издадеся тиснением изобразися апскг при архимандрите иринархе в санкт питер бурхе. Грыдоровал Алексе ростовцев». Но на подлинном рисунке надпись гораздо полнее (см. прилагаемый оттиск), год гравирования показан не 1723-ий (апскг), а 1720-ый (апск) и самая гравюра представляет собою не образ преп. Кирилла, а такую же композицию, что и гравюра 1742-го года 1248 . К настоящему времени доска 1720 года, принадлежащая Кирилло-белозерскому монастырю 1249 , сохранилась в значительно поврежденном виде. Вследствие многих неровностей, лишающих возможности печатать с нее непосредственно как «холодным» так и «горячим» способами 1250 , для прилагаемого оттиска с нее пришлось удовольствоваться одним отпечатком, полученным после долгих усилий холодным путем, и затем перевести этот снимок для печати на литографский камень 1251 . Б. План Кирилло-белозерского монастыря из альбома К. М. Бороздина (1809 года)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Имый всеусердное о спасении души твоея попечение, во обитель страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба притекл еси, и тамо, пред игуменом пад, о вчинении себе в лик иноков всеусердно молил еси, еже и улучил еси приемый постриг главы твоея во отвержение мира и сует его. Мы же сия зряще, таковая поем ти: Радуйся, мирская возненавидевый, да Христов раб будеши. Радуйся, постниче терпеливейший, хлебом живота вечнаго душу твою питавый. Радуйся, во плоти небесный жителю. Радуйся, наставниче великий к путем спасения. Радуйся, трудолюбием твоим во обители Борисоглебстей просиявый. Радуйся, страстотерпче Христов долготерпеливе. Радуйся, постников похвало и славо. Радуйся, воздержания подвижников чистейшее зерцало. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение. Кондак 4 Бурю велию напастей воздвиже на тя ненавидяй добра диавол, обаче не поколеба доблести души твоея, посреди пещи искушений немолчно Богови зовущаго: Аллилуиа. Икос 4 Слышав Господа в Евангелии своем глаголюща, яко многими скорбьми подобает нам в Царствие Небесное внити, уготовал еси плещи твоя на раны и ланите на заушения, всякое озлобление ради Христа претерпети готовый. Мы же, сицевую высоту духовныя жизни твоея зряще, ублажаем тя похвалы таковыми: Радуйся, всего себе в волю Господню предавый. Радуйся, Христа Распятаго паче всего возлюбивый. Радуйся, терпением злостраданий Иову себе уподобивый. Радуйся, язвы Господа Иисуса на теле твоем носивый. Радуйся, узы Христовы на ся возложивый. Радуйся, ужема железныма коварства вряжия связавый. Радуйся, величием подвигов своих ангелы возвеселивый. Радуйся, жестоким твоим житием человеки удививый. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение. Кондак 5 Боготечней звезде подобяся, протекл еси земное поприще твое, Иринарше, всемогущею Благодатию Божиею покрываем, и небесных видений сподобляем, в нощех и во днех поя Владыце: Аллилуиа. Икос 5 Видевше тя иноцы обители, в ней же подвизался еси, земная презирающа, и в рубех и необувенныма ногама ходяща,вознегодоваша и двакраты из ограды своея извергоша. Ты же, незлобив сый, во град Ростов текл еси, о изгнавших тя молитвы возсылая. Сего ради приими от нас сицевая:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

В книге описана последняя болезнь и ранняя (всего-то 61 год!) кончина старца Иосифа: кончина из тех, которые принято называть блаженными, но которая была очень трудной на самом деле. Ученик старца, тот самый «вавулис», «мальчишка рядом с исполином», как он сам себя называет, стал в эти часы для него опорой, даже немножко наставником — это очень трогательная деталь. А за смертью и погребением последовали подлинные чудеса, удивительные посмертные встречи… Подробное жизнеописание Франциска Коттиса — старца Иосифа — помещено в конце книги. Что же касается его ученика — старец Ефрем (Иоаннис Мораитис) был проигуменом монастыря Филофей на Афоне, а затем переместился на Американский континент и основал в США — никак уж не православной и глубоко секулярной стране — целый ряд монастырей, отличающихся строгим уставом и афонскими традициями. Но я хочу вернуться к тому, с чего я начала, и попытаться объяснить, что дала мне книга о старце Иосифе и почему столь сложно мне теперь это удержать… Действительно, у нас есть некий свод понятий — о том, что для нас хорошо и что плохо, что нормально, а что нет, что мы можем выдержать, а что никак… Да, это можно назвать здравым смыслом. Или — благоразумием. Или — нормальным восприятием себя, окружающих, жизни в целом. Это наша защита, и права на это у нас никто не отнимает. Но умещается ли в этих границах то, что сделала Мария Египетская? А вериги преподобного Иринарха? А подвиг Ксении Петербуржской?.. Нет, не умещается — как и то, о чем мы читаем в книге старца Ефрема. Этот защищающий нас и нашу жизнь свод понятий, этот здравый смысл, это наше благоразумие — оно, оказывается, не абсолютно, оно относительно и вполне может быть отменено, отброшено ради высших целей. А эти высшие цели, эти иные блага существуют именно потому, что чувственно воспринимаемый нами сейчас, в этом нашем времени мир — это еще не всё; что кроме времени, есть вечность. Книга произвела во мне — далеком от подвижничества, однако ж худо-бедно верующем человеке — некий тектонический сдвиг: я увидела условность, относительность моих понятий о норме, моего самовосприятия и восприятия мною жизни. Вследствие этого сдвига от меня отступили малодушие и ропот. Ранящие и угнетающие меня обстоятельства моей личной и общей нашей земной жизни сразу стали восприниматься по-другому. Чего я могу бояться, что я отказываюсь принять, на что я жалуюсь — после того, о чем я прочитала?.. Конечно, я испытывала радость. Но удержать эту радость, укрепить ее в себе, возрасти в ней — это, оказывается, непросто. Она отходит, хотя и не уходит совсем: а вот испуг, шок, протест остаются и заставляют покрепче ухватиться за тот самый «здравый смысл» (в кавычках или без кавычек), за понятия о норме. Отсюда — такое, кажется, естественное: «Это же ужас, это невозможно, зачем, неужели иначе нельзя?..»

http://pravmir.ru/za-granyu-zdravogo-smy...

Видавшая виды чешская стальная «птичка» Л-410 после получасового прогрева двух моторов, натужно подвывая двигателями, отрывается от полосы и берет курс на северо-запад. Условное багажное отделение — тут же, в салоне. Страховочной сеткой прикрыты несколько баулов и коробки с вермишелью. Владельцы этого сокровища — пятеро соловчан в иноческих одеяниях. Полностью заполнены и остальные кресла: кроме меня тут пара паломников-архангелогородцев, местная жительница интеллигентной внешности и неопределенного возраста инженер-проектировщик с ноутбуком под мышкой. Вообще-то на борту есть и 11-е пассажирское место, но здесь оно предназначено для штурмана. Через полчаса полета над Онежским заливом тот привстает и, напряженно всматриваясь в сереющую даль, принимается оживленно жестикулировать вместе с сидящими впереди пилотами. Вскоре воздушное судно тормозит у сарая с гордой, еще явно советской, вывеской «Аэропорт». Дмитрий Анохин 25 августа 2017 г. 15:30 Международный хоровой фестиваль «Просветитель» стал доброй традицией валаамского лета. Но, несмотря на привычный формат третьего по счету фестиваля, у нынешнего были и свои особенности. Сквозной темой всех концертов стало 100-летие трагического 1917 года, а в качестве специального гостя был приглашен 14-летний киприот Николас Карагиоргис. Дмитрий Анохин 9 августа 2017 г. 15:00 Иринарховский крестный ход — кульминация борисоглебского лета. Это 75 км цветущих полей и усыпанных ягодами лесов. Это пять дней пути по оживающим раз в году тропинкам через мертвые, полуживые и живые села, где всё еще просвечивают искусная резьба и кружева наличников. Это обязательные остановки у храмов. Рядом с разрушенными служатся молебны, возле погостов — панихиды. В действующих проводятся вечерние богослужения и совершаются Литургии. Некоторые церкви открываются специально для крестного хода. А ведь всего два десятка лет назад началось возрождение самого крестного хода — через возрождение источника преподобного Иринарха. Екатерина Пятунина Екатерина Пятунина

http://e-vestnik.ru/tags/id741/page/4/

Святаго преподобномученика Стефана Новаго. И святаго мученика Иринарха На Господи, воззвах: стихиры преподобнаго, на 6. Глас 6. Подобен: Все отложше: Весь от юности возложился еси Владыце,/плоти кроме быв и мирския любве, священнейше,/монах изящнейший быв, Стефане,/и приятелище Божественнаго Духа,/ибо заключился еси, блаженне, в хиже теснейшей,/вперил еси ум к небесным/зрети неизреченную доброту Христа Царя и Бога,/Егоже кланяяся образу,/пострадал еси крепчайше. Четыредесять дний, яко Владыка, постился еси,/в темнице блюдомь,/тебе самаго ко страданию уготовал еси,/священне Стефане,/монахом утверждение и мучеником удобрение./Тем тя, яко звери немилостивии нападше,/якоже незлобиваго агнца влекуще,/неправедно растерзаху/и со беззаконными положивше,/страдавша крепко и со дерзновением молящася/о душах наших. Людие пребеззаконнии,/пребеззаконию повинующеся пребеззаконнаго царя, преподобне,/камением тебе яко первострадальца и честнаго Стефана нещадно побиша/и главу твою святую, отче, сокрушиша,/по улицам же влекуще суровейше,/излияша утробы твоя, всеблаженне,/ниже по смерти ущедряюще тя./О, твоего мужества! О, нрава! О, многаго терпения!/имже приял еси, Стефане, венец неувядаемый. Слава, глас 6. Студитово: От младенства Богу возложился еси, священнейше Стефане,/якоже великий пророк Самуил,/и, на гору возшед, монашески угодил еси Ему,/паки же ко страданию обнажился еси мужески,/и за образ Его изгнания и скорби подъял еси терпеливнейше,/и узы, и темницы претерпел еси,/влачимь, и биемь, и камением побиваемь,/и главою сокрушаемь,/венцев сподобился еси от Христа Бога./Того моли любовию совершающим твою присночестную память/избавитися от страстей, и искушений, и будущия скорби/и спастися душам нашим. И ныне, Богородичен или Крестобогородичен. Подобен: Все отложше: Агнца Своего Агница нескверная древле/и непорочная Владычица/на Древе крестнем яко узре,/матерски восклицаше и, дивящися, вопияше:/Чадо сладчайшее,/что зрение сие новое и преславное?/Како сонм безблагодатный судищу Пилатову предаде Тя/и осуждает на смерть Живота всяческих?/Но воспеваю Твое неизреченное, Слове, снизхождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А чернь бы зашептала: «Старец против масок. Значит, против Патриарха и Президента». Шепоток бы по стране пошел. Так начинается раскол! Из шепотка… А подвижник просто признался в любви и ласково подсказал, мол, священству в масках служить излишне. Он не против масок, не против Президента и Патриарха, он за разумность, за золотую середину. Один мой знакомый протоиерей, призывая своих немногочисленных прихожан беречься от вируса, сам служит в храме без маски, но в общественных местах и на исповеди, когда лицо к лицу очень близко, маску надевает. Наверное, это и есть золотая середина?.. Почему я увидал улыбку подвижника? Потому что у меня зрение душевное не повреждено выискиванием плохого, темного, грязного. Я хорошо усвоил уроки моей мамы, уроки Пушкина… Однажды в телефонном разговоре с наместником нашего монастыря игуменом Иоанном попечалился, что без монастырских служб тяжело. Однако вместо благословения посещать службы он, словно прозревая, что иногда по будням я молюсь у кельи преподобного Иринарха затворника Борисоглебского, утешил: «Сергей Антонович, у нас тропа к келье не заросла, а сейчас мы ее песочком посыпаем». Я воспринял его слова как поддержку, как знак одобрения, понимания, что мне рано выходить из затвора, что мне еще три повестушечки надо написать… а может и больше… Как-то, помолившись у кельи, выхожу из монастыря. Навстречу пожилая женщина в длинной до пят юбке, весь вид у нее очень духовный. Я таких называю православным форматом. Они, видимо, считают, что если надели длинную темную юбку, то знают, понимают больше всех на свете, и переубедить их в чем-то совершенно невозможно. Эта вдруг уставилась на меня, как на диво какое-то. Подумал: может, знает писателя Щербакова? Кивнул ей. Она вдруг произнесла: «Вы в храм в маске ходите?» Я молча подтвердил. Она опять: «А люди говорят: к Богу в масках не пускают». Я невольно рассмеялся и, забыв, что таких переубедить невозможно, разъяснил ей, что это не придумки дьявола, а опыт врачей. Они уже несколько веков оберегают себя и больных при помощи масок, перчаток, мытья рук… «Если бы маски, перчатки не защищали, то врачей никто бы не заставил по нескольку часов мучиться в них. Видели, как у хирургов пот со лба ручьями течет, и медсестры его отирают. Теперь многие знают: в масках ходить очень тяжело, но что делать? Других средств защиты от заразы люди пока не изобрели. Сейчас эпидемия во всем мире. Вся земля — больничная палата. Поэтому все в масках». Формат недоверчиво выслушала меня, но возражать такой простоте не посмела. Когда уже сел в машину понял: она не спрашивала, она хотела убедить меня, что в маске в храм нельзя. Пожалел я, что поздно сообразил это, а то бы прямо сказал ей: «Не мудрите и других с толку не сбивайте. К Богу только с грехами не пускают. Только с грехами». Нигде не читал я в Священном Писании, у святых отцев, что носить маску во время эпидемии — это грех. Нигде!

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/27/...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Кондак 1 Избранный угодниче Христов и преславный чудотворче Иринарше, дивно на земли в чине ангельстем пожил еси и ныне, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, буди теплый о нас пред Богом заступник, да с любовию зовем ти: Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение. Икос 1 Ангел земный и человек небесный явился еси преподобне Иринарше: от юности бо твоея Господеви благоугождая, все житие твое в добровольном подвизе страдальчествования проводил еси и Рая присноблаженнаго достигл еси, идеже ныне ликуя, услыши и нас, на земли поющих ти таковая: Радуйся, православныя церкве Христовы превеликое украшение. Радуйся, отечествия твоего светильниче пресветлый. Радуйся, любовию ко Господу сердце твое от юности уязвивый. Радуйся, и сам от Него возлюблен бывый. Радуйся, воине Христов добропобедный. Радуйся, силою свыше облеченный. Радуйся, Царствия Небеснаго наследниче. Радуйся, о всех чтущих тя усердный молитвенниче. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение. Кондак 2 Видевше рождшии тя и знаемии, яко Благодать Божия почи на тебе, блаженне, радостию Святою радовахуся, и Христа о сем славляху, поюще Ему: Аллилуиа. Икос 2 Разума Божественна исполнився, познал еси, преподобне, яко благо есть мужу, иже возмет ярем Господень на ся от юности своея, и сего ради во след Христа со усердием потекл еси. Темже зовем ти: Радуйся, иго Господне на себе вселюбезно приявый.Радуйся, в терпении спасения души своея искавый. Радуйся, во смирении твоем Сыну Божию, смирившемуся до рабия образа, подражавый. Радуйся, Бога и ближняго твоего паче себе возлюбивый. Радуйся, слезами на земли сеявый. Радуйся, притекающих к заступлению твоему послушателю скорый. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение. Кондак 3 Сила Вышняго от юности даровася ти, блаженне: далече бо сый, кончину отца твоего умныма очима узревый, и братиям своим по плоти о сем возвестивый, сим удивил еси тыя и научил еси звати Богу: Аллилуиа. Икос 3

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Радуйся, мучительства злых бесов человеки свобождаяй. Радуйся, даровании Божиих всем подателю. Радуйся, ко грядущему Граду Небесному верный наставниче. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение. Кондак 12 Благодатию, данною ти от Бога, отче, преведи ны безбедно по бурному морю житейскому, и в тихое пристанище Небеснаго Царствия сподоби достигнути, да тамо, вкупе с Тобою, в безконечныя веки Владыце нашему поем: Аллилуиа. Икос 12 Поем дивное твое житие, блажим великия и преславныя твоя подвиги, почитаем честную и достохвальную кончину твою, величаем небесную славу твою и от избытка сердец наших похвальная зовем ти сице: Радуйся, в чертозе небеснем лику святых сопричтенный. Радуйся, христианом скорый помощниче. Радуйся, нищету совершенную до конца сохранивый. Радуйся, тягчайшия вериги твоя, яко утварь драгую, на плещех своих носивый. Радуйся, врачеваний безмездных всемилостивый подателю. Радуйся, ленивых к подвигом возбудителю. Радуйся, исправления грешников поручителю. Радуйся, обители твоея и страны ростовския славо. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение. Кондак 13 О всехвальный угодниче Христов и чудотворче предивный, преподобне и преблаженне отче наш Иринарше, с верою и любовию вопием тебе всеусердно: приими ныне малое моление сие наше, и умоли Милостиваго Бога, да избавит нас от всяких бед и напастей, и будущия свободит муки, вопиющих Ему: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангел земный и человек небесный явился еси преподобне Иринарше: от юности бо твоея Господеви благоугождая, все житие твое в добровольном подвизе страдальчествования проводил еси и Рая присноблаженнаго достигл еси, идеже ныне ликуя, услыши и нас, на земли поющих ти таковая: Радуйся, православныя церкве Христовы превеликое украшение. Радуйся, отечествия твоего светильниче пресветлый. Радуйся, любовию ко Господу сердце твое от юности уязвивый. Радуйся, и сам от Него возлюблен бывый.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010