390 лет назад почил Иринарх Затворник, благословивший на битву Дмитрия Пожарского Борисоглебский, 26 января 2006 г . Преподобный Иринарх, Затворник Ростовский Вериги прп. Иринарха. Фото Прокудина-Горского, 1911 г. Сегодня исполняется 390 лет со дня блаженной кончины преподобного Иринарха, Затворника Ростовского. В конце 16 века, в Смутное Время спасался в Борисо-Глебском монастыре преподобный Иринарх Затворник, проведший в добровольном затворе и веригах 38 лет, вплоть до своего преставления 13 января (26 января по новому стилю) 1616 г . Иринарх получил откровение от Бога о надвигающемся польском нашествии и пешком пришел в Москву к царю поведать о грядущем бедствии. Во время войны поляки пораженные его подвижничеством не тронули его и не причинили вреда святой обители. Они даже оставили преподобному охранное знамя, которое теперь хранится в Третьяковской галерее. Охранное знамя Сапеги. Фото Прокудина-Горского, 1911 г. Преподобный Иринарх посылал благословения вождям русского ополчения, призывая их с решимостью и мужеством идти освобождать от захватчиков Кремлевские святыни. Он предсказал совершенный успех князю Димитрию Михайловичу Пожарскому, шедшему на избавление Москвы, и князю Михаилу Скопину-Шуйскому в битве с литовцами. Крест, которым прп. Иринарх благословил князя Д. Пожарского. Фото Прокудина-Горского, 1911 г. С 1998 года в Борисо-Глебском монастыре проходят Иринарховские чтения. Участие в них принимают ученые, священнослужители, военачальники, журналисты и писатели из многих городов России и зарубежья. В 2005 году чтения прошли уже в восьмой раз . И интерес к ним из года в год растет. День памяти святого стал общим праздником для всех жителей поселка Борисоглебский Ярославской области. Борисоглебский. Памятник святому Александру (Пересвету) Жителям поселка, наконец, возвращают историю края. В прошлом году в поселке на главной площади перед зданием местной администрации был установлен бюст князя Дмитрия Пожарского. Примечательно, что предварительно с этого места был перенесен бюст Ленина (не без возмущения коммунистов). А примерно год назад из парка убрали памятник вождю пролетариата, стоявшего спиной к южным воротам монастыря и протягивающего руку, как бы призывая прочь от монастыря.

http://pravoslavie.ru/16028.html

В Москве он был только двадцать часов 7 . Приехав в Монастырь помолился Богу и св. страстотерпцам Борису и Глебу, и пошел в свою келию, где опять по прежнему стал неусыпно трудиться и молиться, и просить у Бога милости, дабы он утолил праведный свой гнев, как утолен был над великим градом Ниневией. Конюха государева и возок отослал назад в Москву. §3. О нашествии Литвы на Русскую землю Спустя не много времени пришла в Русскую землю Литва. Эти свирепые и немилостивые разорители Русской земли без всякой милости стали истреблять Русскую землю: многие города завоевали, села и деревни жгли, город Дмитров взяли и сожгли. Московскую же силу и посадских людей жен и детей их изрубили, церкви Божии осквернили, и христиан в них умертвили, престолы Божии ниспровергли, одеяния с них сняли, оклады с икон содрали, а иконы побросали, книги обирали, а церкви сжигали. Многие из православных христиан, убоявшись их умерщвления, стали платить им дань, много городов по той же причине покорились им. В 1609-м году город Ростов также завоевали и сожгли: соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы осквернили, мужей, жен, отроков и девиц изрубили, раки великих чудотворцев Леонтия, Исайи и Игнатия и все церковное имущество взяли, и многими другими городами завладели; чем причинили христианскому роду великое бедствие. Много городов стали от них запираться и ограждаться. §4. О испытании веры старца Иринарха от Литовских людей Один воевода, именем Микульский (1609 г.) пан Литовский, злой и немилостивый, завоевал Ростов, сжегши посады под Ярославлем и Угличем, и умертвивши в сих городах и посадах множество людей, пришел и в Борисоглебский монастырь, что на Устье реке. Взошед в келью преп. Иринарха вместе со своими товарищами, стал испытывать его в вере. В кого ты веруешь, спрашивал преп. Иринарха воевода. Преп. сказал: «Я верую во Св. Троицу, Отца и Сына и Св. Духа». А земной царь кто у тебя? Старец сказал: «Русский царь Василий Иоаннович. Живу в России, русского царя и имею, а другого никакого не имею царя, ни короля Литовского, ни царя Крымского и ни каких прелестников века сего». Некто от панов сказал ему с угрозою: «Ты старец изменник, в нашего короля Димитрия не веруешь». Старец отвечал ему на это: «Я веры своей не переменю, и русского царя не отвергнусь. Если ты за сие меня и умертвишь, то я тленного твоего меча не убоюсь, а, радуясь, это стерплю. Во мне пользы не много, а сам будешь в крови: у моего же Бога есть такой меч, который невидимо ссечет вас, а души ваши погибнут в муке вечной». Пан Микульский и другие паны, удивившись твердой вере старца Иринарха, сказали между собою: «Велика в сем старце вера». §5. О приходе князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского с войском в Калязин монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Игумен переменил преп. Иринарху послушание, дав другое – пономарское. Это послушание он принял с покорностию и исправлял его с особенным усердием. §5. О снятии с себя сапогов Один странник пришел в Борисоглебский монастырь помолиться. Преп. Иринарх, желая к трудам своим более приложить подвижнических трудов, возымел намерение ходить босой зимою и летом. Просил в молитве к Богу теплоты своим ногам: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, сотворивый небо и землю и первого человека прадеда нашего Адама по образу своему и почти его теплотою, яже бысть во святом раю, тако буди воля Твоя святая со мною рабом Твоим Владыко, дай ми Господи теплоту ногам моим, да помилую странного, и дам ему с себя сапоги на нозе его». После сей молитвы сняв с себя сапоги, отдал их страннику. С сего времени преп. Иринарх стал ходить босой зиму и лето и в ветхой одежде до конца своей подвижнической жизни. Но враг рода человеческого – диавол, ненавидяй добра, внушил игумену, как бы совратить преп. Иринарха с истинного пути. Под видом смирения игумен заставлял преп. Иринарха стоять у келии своей на молитве во время морозов до двух часов. Иринарх все это переносил с терпением, припоминая слова Господа: «Многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное». После сего игумен посадил его в темницу на три дня, не давая ему ни пищи, ни питья, принуждал ходить в цветной одежде и обуви. Наконец освободил его из темницы и послал его опять на пономарское послушание. Преп. Иринарх возблагодарил за сие истинного Бога со слезами, и по прежнему стал ходить босой, вспоминая терпение Исаака Сирина , как у него ноги примерзали к камню, но холода в себе не ощущали. §6. О ходатайстве преп. Иринарха за одного городского человека, истязуемого за долги Один благочестивый муж в Ростове был истязаем от заимодавцев за долги. Преп. Иринарх, желая избавить сего от истязаний за долги, пошел сам в Ростов зимою босой. В это время был лютый мороз, и не отшед 7-ми верст от монастыря, как отморозил у себя на ногах пальцы, и принужден был воротиться опять в монастырь. Сею болезнью преп. Иринарх страдал три года. Много крови вышло от больных его ног на землю. Но по молитве усердной ко Господу он выздоровел от сей болезни. По выздоровлении игумен не переставал смирять его; но угодник Божий в утешение себе припоминал многострадательного Иова на гноищи. §7. Об удалении преп. Иринарха из Борисоглебского монастыря в Ростовский Богоявленский Авраамиев

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Часто ли обращаясь к истории, погружаясь в анализ всех политических, социально-экономических и других, «земных» факторов, мы учитываем главное? Какую роль в исходе Куликовской битвы сыграла молитва преподобного Сергия? Повлияла ли молитва преподобного Тихона Калужского на исход «стояния на Угре»? Является ли вкладом в победу в Великой Отечественной войне молитвенный подвиг блаженной Матронушки Московской и преподобного Серафима Вырицкого? Для православного человека эти вопросы являются риторическими. Резюмируя свои размышления о князе Пожарском, В. Каргалов пишет, что его «выделяло из других исторических деятелей того времени глубокая вера в патриотические силы народа». Верно. Но это не главное. Молитва – следствие нашей веры в Бога; именно она и увенчивала все деяния Пожарского. Вера в спасительный Промысл Божий, глубокая убежденность в том, что во всех своих действиях необходимо следовать воле Божией. И эту волю и возвестил ему духоносный старец Иринарх Затворник! Преподобный Иринарх Затворник, Ростовский чудотворец Один из духовных вождей русского народа в тяжелейшие годы Смуты преподобный Иринарх прославил своими подвигами Борисоглебский, что на Устье, монастырь. Эта славная обитель была основана в 1363 г. двумя подвижниками – преподобными Феодором и Павлом, по благословению самого «игумена земли Русской». Расположенный на дороге, получившей впоследствии именование «Великой Государевой» (Москва – Троица – Ростов Великий – Ярославль – Каргополь – Соловки), монастырь уже при Василии II стал местом великокняжеских, а затем царских богомолий. Именно здесь крестили первого российского самодержца Иоанна III, а при Иоанне IV Грозном обитель входила в число десяти крупнейших и наиболее почитаемых в России. Именно здесь более 30 лет и подвизался преподобный Иринарх, «в затворе, узах и веригах Господеви благоугодивший». Еще в шестилетнем возрасте отрок Илья (так звали преподобного Иринарха до пострига) заявил своей матери: «Как вырасту, так постригусь и стану монахом: буду носить на себе железа и трудиться ради Бога, и буду учителем всем людям». И слово сдержал. Приняв постриг в Борисоглебском монастыре, Иринарх прошел долгий, трудный, порою скорбный, но и радостный путь духовного возрастания, прежде чем окончательно обосновался в Борисоглебской обители. По откровению Божию и благословению настоятеля монастыря Иринарх удалился в затвор. Начав подвиг, он сковал себе железную цепь в три сажени длины и приковался к деревянному стулу. Затворник наложил на себя и другие железные тяжести и трудился в них в поте лица. Подвижник претерпел поругания и посмеяния от братии, но переносил все с кротостью и молился за них Богу.

http://pravoslavie.ru/57184.html

– От этого яства будь здоров! И диакон сейчас же почувствовал облегчение и стал здоров. В Москву приехал Иринарх вместе с учеником своим старцем Александром. Приехали они ночью, за час до рассвета. Утром отправились в соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы и помолились Владычице и чудотворцам Петру митрополиту и Ионе. Один сын боярский, именем Симеон пошел к царю и известил о приходе старца. Царь обрадовался и приказал, чтобы Иринарх пришел в Благовещенский собор. Старец пришел в церковь, помолился Пресвятой Богородице, благословил царя честным крестом и целовал его. Царь также целовал старца любезно и подивился великим «трудам», которые он носил на себе. Старец сказал царю Василию Иоанновичу: – Господь Бог открыл мне, грешному старцу: я видел город Москву, плененную ляхами, и все Российское государство, И вот, оставя многолетнее сиденье в темнице, я сам пришел к тебе возвестить сие. И ты стой за веру Христову мужеством и храбростью. Сказав сие, Иринарх направился вон из церкви. Царь Василий Иоаннович взял старца под руку, а ученик его Александр под другую. Царь сказал старцу, чтобы он благословил и царицу. Старец не ослушался, пошел в палату к царице вместе с царем благословить царицу Марию Петровну и вышел из палаты. Царица вслед послала старцу два полотенца, но он не хотел взять. Царь Василий уговаривал его: – Возьми Бога ради! Но Иринарх сказал царю: – Я приехал не ради даров; я приехал возвестить тебе правду! Царь проводил Иринарха из палаты царицыной и приказал во дворце боярину потчевать старца. Затем царь приказал дать старцу свой возок и конюха и проводить его до Борисоглебского монастыря. Вкусивши хлеба у боярина, Иринарх пустился в обратный путь, пробыв в Москве всего двенадцать часов. Вернувшись в Борисоглебский монастырь, Иринарх вошел в свою келью и вновь предался своим трудам и подвигам в посте и молитве, а конюха государева и возок отпустил к Москве, помолившись, чтобы Господь утолил свой гнев и смиловался над Москвой, как древле над Ниневией. Спустя немного времени после путешествия преподобного Иринарха в Москву и предсказания бедствий, явилась в русскую землю литва, злые и свирепые люди и немилостивые ругатели.

http://pravoslavie.ru/118853.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИРИНАРХ РОСТОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобный Иринарх Ростовский, затворник Память 13 января , 23 мая в Соборе Ростово-Ярославских святых Родился в крестьянской семье в селе Кондаково Ростовского уезда. В крещении он получил имя Илия. На 30-м году жизни святой принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре . Там он стал усердно трудиться в иноческих подвигах, посещал церковные службы, ночами молился и спал на земле. Однажды, сжалившись над странником, который не имел обуви, святой Иринарх отдал ему свои сапоги и с тех пор стал ходить босой по морозу. Игумену не понравилось такое поведение подвижника; и он начал смирять его, заставляя часа по два стоять на морозе против своей келлии или подолгу звонить на колокольне. Святой все переносил с терпением и не изменил своего поведения. Игумен продолжал жестокосердствовать, и преподобный был вынужден перейти в Ростовский Авраамиев Богоявленский монастырь , где был принят в число братии и вскоре был назначен келарем. Преподобный с усердием исполнял свое послушание, скорбя о том, что братия монастыря и служители не берегут достояние обители, расточая его без меры. Однажды во сне он увидел преподобного Авраамия Ростовского , который утешил его и благословил раздавать всем потребное без смущения. Как-то, во время пения Херувимской, преподобный Иринарх громко зарыдал. На вопрос архимандрита он ответил: " Мать моя преставилась! " Оставив Аврамиев монастырь, преподобный Иринарх перешел в Ростовский монастырь святого Лазаря , поселился в уединенной келлии и прожил в ней три года в тесноте и голоде. Здесь его навещал блаженный Иоанн юродивый , по прозванию Большой Колпак. Святые подкрепляли друг друга духовной беседой. Старец, однако, имел желание возвратиться в свою первоначальную обитель, Ростовский Борисоглебский монастырь . Он был принят обратно с любовью строителем Варлаамом и стал еще более сурово подвизаться в обители. Уединившись в затворе, подвижник железной цепью приковал себя к деревянному стулу, наложил на себя тяжелые цепи и кресты. За это он переносил озлобление и насмешки от монастырской братии.

http://drevo-info.ru/articles/8638.html

А обрели вериги преподобного Иринарха чудесным образом. Было известно, что они находились в церкви села Кондакова, а после закрытия церкви их увезли в Троицкий храм села Губычева. В Губычеве отцу Иоанну рассказали, что после закрытия храма в 1960-х годах вериги увезли в музей города Углича. Отец Иоанн разыскал дочь старосты Троицкого храма, видевшей вериги на протяжении многих лет. В музее она их сразу узнала, но под ними было написано, что они взяты из церкви села Нефедова. Директор музея на просьбу игумена Иоанна вернуть вериги преподобного Иринарха ответил, что слова человека не являются доказательством, что это именно вериги преподобного Иринарха, тем более написано, что они не из церкви села Губычева, а из церкви села Нефедова; вот если бы наместник представил фотографию вериг, тогда он отдал бы их без разговоров. Директор был уверен, что вериги навсегда останутся в музее. Ведь любому умному человеку было ясно, что едва ли она есть в природе – фотография этих вериг. Вериги – это не храм, не икона… Но так думают люди неверующие. Вскоре после отказа музея отдать святыню законному владельцу – Православной Церкви, отец Иоанн оказался в городе Туле в классической православной гимназии, ректором которой является протоиерей Лев Махно, почетный гражданин города Тулы. Во время встречи с преподавателями гимназии игумен Иоанн рассказал о родном Борисоглебском монастыре и поделился печалью о веригах. Когда он закончил словами, мол, едва ли она у кого есть, эта фотография вериг, отец Лев неторопливо спокойно возразил: «Отец Иоанн, у меня есть эта фотография». Не веря своим ушам, отец Иоанн промолвил: «Вы шутите, отец Лев?» Тот снова возразил: «Разве я похож на человека, который шутит?» Он принес две фотографии, как будто специально снятые для показа дирекции Угличского музея. На одной он стоит в веригах преподобного Иринарха лицом к нам, а на другой – спиной. О таких фотографиях даже и мечтать было невозможно. Оказывается, в 1960-х годах отец Лев, тогда еще семинарист Троице-Сергиевой лавры, часто ездил в Углич к родным и однажды, узнав, что в Губычеве в храме есть вериги преподобного Иринарха, специально заехал туда со своим другом (позднее ставшим известным ученым – монахом Марком (Лозинским), сделавшим всенародным достоянием многие труды святителя Игнатия (Брянчанинова). И они не только возложили на себя святыню, но и оба сфотографировались с ней.

http://pravoslavie.ru/62604.html

Он постился, молился и, наконец, обратился к заступлению преподобного Пахомия, могилу которого посещал каждый день. В одну ночь, утомленный молитвой и возвратясь с могилы, Иринарх заснул и видит во сне светолепного старца, украшенного сединами, имеющего долгую бороду, белую, как снег, и с жезлом в руке. Старец сказал: «Брат Иринарх! Так всегда молись Господу Богу и Пречистой Богородице, Господь помиловал тебя, не согрешай впредь: вот исцеляет тебя Господь от помысла твоего». При этом чудотворец ударил инока по левому бедру жезлом. Иринарх в ужасе вскочил и видит перед собою преподобного Пахомия, который говорит: «Не бойся, чадо! Ты теперь видишь меня: напиши же образ подобия моего, потому что Господь сопричислил меня к лику преподобных». Проснувшись, Иринарх рассказал о своем видении игумену и братии и в удостоверение показал след удара на бедре своем. Исполняя волю почившего святого, Иринарх написал образ его, который стоит над гробницею и сохраняется доныне. В селе Иванькове, близ Костромы, в конце XVIII и начале XIX вв. жил помещик Протасьев. Он долго болел глазами и наконец ослеп. Несчастный не знал, что делать. Но вот является ему во сне старец и советует помолиться преподобному Пахомию. Между тем Протасьев и не знал, где лежат его мощи. Один знакомый ему сказал, что преподобный Пахомий лежит в Сыпанове, и больной с радостью и надеждой явился туда. Целый день горячо молился Протасьев у раки преподобного и совершенно прозрел. В благодарность за исцеление свое он сделал серебряную ризу на гробовую икону преподобного. В 1811 году в церкви Сыпанова работали живописцы. Один из них, Соколов, работал в куполе, но так лениво, что священник хотел удалить его. Внезапно Соколов тяжко занемог, заболела и его семья. Чувствуя приближение смерти, живописец раскаялся в небрежности своей. Тогда явился ему во сне преподобный Пахомий и говорит: «Вставай и впредь так не делай». Явление так сильно подействовало на Соколова, что, скоро выздоровев, он с усердием принялся за работу и прекрасно исполнил стенную живопись.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Святому Иринарху было видение о том, что Москву захватит Литва, а церкви по местам будут разорены. Он стал горько плакать о предстоящем бедствии, и игумен повелел ему ехать в Москву и предупредить царя Василия Иоанновича Шуйского (1606 - 1610) о грозящей беде. Преподобный Иринарх выполнил послушание. Он отказался от предложенных ему даров и, вернувшись, стал усердно молиться, чтобы Господь помиловал Русскую землю. Враги явились на Русь, стали завоевывать города, избивали жителей, грабили монастыри и церкви. Лжедимитрий и второй самозванец стремились покорить Русь польскому королю. Борисоглебский монастырь также был захвачен врагами, которые вошли к святому затворнику и удивились прямым и смелым речам старца, предсказавшего им гибель. Сапега, остановившийся в Борисоглебском монастыре, пожелал видеть старца, сидящего в цепях, и удивился такому подвигу. Когда паны, пришедшие с Сапегой, сказали ему, что старец молится за Шуйского, преподобный смело сказал: " Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю " . Сапега отвечал: " Правда в батьке велика - в которой земле жить, той земле и служить " . После этого преподобный Иринарх стал убеждать Сапегу уйти из России, предсказывая ему в противном случае смерть. Преподобный Иринарх следил за ходом войны и послал князю Димитрию Пожарскому свое благословение и просфору. Он велел ему идти под Москву, предсказав: " Увидите славу Божию " . В помощь Пожарскому и Минину преподобный передал свой крест. С помощью Божией русские одолели Литву, князь Пожарский овладел Кремлем, и в Русской земле постепенно начал водворяться мир. Старец Иринарх по-прежнему непрестанно молил Бога со слезами об избавлении Руси от врагов и, обладая силой творить чудеса, исцелял больных и бесноватых. Ему был открыт день кончины, и он, призвав своих учеников, Александра и Корнилия, стал давать им наставления и, простившись со всеми, тихо отошел ко Господу в вечный покой (+ 13 января 1616 года). После святого старца осталось 142 медных креста, семь наплечных вериг, цепь в 20 сажен, которую он носил на шее, железные ножные путы, восемнадцать ручных оков, " связни " , которые он носил на поясе, весом в пуд, и железная палка, которой он избивал свое тело и прогонял бесов. В этих трудах, как называл их старец, он прожил 38 лет, в миру прожил 30 лет, скончался же 68-ми лет от роду. После смерти преподобного Иринарха совершалось много чудес при его гробе, особенно же исцелений больных и бесноватых при возложении на них крестов и цепей святого подвижника.

http://pravicon.com/info-2570

Глава III. Жизнь препод. Иринарха в затворничестве §1. Божественное откровение преп. Иринарху от образа Господа нашего Иисуса Христа о затворничестве Преп. Иринарх, поселившись в Борисоглебском монастыре, первою обязанностью счел сходить в храм Божий и возблагодарить Бога за великие к нему милости. Пришедши в храм, стоял со страхом и трепетом, молился Богу усердно, взирал на святые иконы с особенным благоговением. Взглянув же на образ Распятия Господа нашего Иисуса Христа, вдруг прослезился и со слезами начал молиться так: «Владыко человеколюбче Иисусе Христе, ты претерпел распятие, прободение, поругание и поношения для нашего спасения! Как бы мне, Свете мой, грешному и не разумному селянину спастись и Тебе Иисусу Христу угодить. Буди воля Твоя со мною!» Во время сей слезной молитвы вдруг он слышит глас от образа Иисуса Распятого: «Иди в келью свою, буди затворник, не выходя из ней; и там спасешься». После сих слов от образа Иисуса Распятого старец Иринарх идет (1586 г.) к строителю Варлааму и просит у него благословения на затворническую жизнь, будучи от роду 38-ми лет 4 . Строитель благословил его на этот великий подвиг, который преп. Иринарх принял с особенною радостию, припоминая первых монахов, как они жили в дебрях, вертепах и пропастях земных; желая избегнуть тленного сего мира, они хотели лучше быть в темнице, нежели смотреть на сей тленный мир. Затворившись в своей келье, преп. Иринарх заказал себе сделать ужище железное в три сажени и приковал себя к стулу деревянному, сделанному из березового комля, трудясь и постясь день и ночь. За такой свой великий подвиг он терпел от братии поругания и насмешки. Преподобный же молился за них Богу говоря так: «Господи, не постави им сего греха, они не ведят что творят». §2. Об ученике его Александре Некто Алексей, узнав о великих трудах преп. Иринарха, пожелал и сам также подвизаться. Пришедши к преподобному, стал просить его, чтобы он постриг (Алексея) в иноческий образ и взял его к себе в ученики. Преп. Иринарх с радостию принял предложение его, призвал священника и диакона и с благословения строителя Варлаама постригли Алексея и нарекли ему имя Александр. С сих пор инок Александр был его неотлучным учеником до конца жизни (1616 г.) и вместе участвовал в трудах, посте и молитве. §3. О посещении преп. Иринарха в затворе Иоанном юродивым, Ростовским и Московским чудотворцем, по прозванию Большим колпаком 5

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010