Церковь не могла возникнуть из несуществующего, как возникают разные человеческие общества или государства, она не могла быть основана, как основываются человеческие учреждения, которые могут быть и не быть. Ея возникновение и основание подчинено высшей внутренней необходимости, заложенной в самом сотворении мира и человека. В осуществлении своем Церковь возникает во времени, но в основании своем она существует предвечно, как божественная первооснова и цель мироздания. Это тайна боговоплощения, недоведомая даже ангелам. Господь создал мир для человека, а человека он создал, чтобы иметь в нем себе друга, соделать его чадом Божиим, приобщить его к божественной жизни. Пресвятая Троица, единосущная любовь Трех Ипостасей, самозамкнутая и самодовлеющая Взаимность, Божественное Тричислие, всеблаженная и вседовольная, не могущая иметь никакого восполнения, в щедродательной любви Своей творит из небытия по образу и подобию Своему ипостасного человека, и эту человеческую ипостась хочет приобщить к любви Своей и к жизни Своей, дабы ее совершенно обожить, сотворить из человека «бога по благодати». Это и означает – сотворить его для Церкви и ради Церкви, ибо она и есть благодатная жизнь обоженной твари. Так возлюбил Бог мир, что в предвечном Своем совете предопределил воплощение единородного Сына, дабы дать верующим в Него жизнь вечную, спасти мир ( Ин. 3: 16–17 ). Боговоплощение и есть свершение Церкви через обожение человеческой природы, а вместе с нею и освящение и преображение всей твари, создание нового неба и новой земли, в них же оправдание всего. «Ибо тварь с надеждой ожидает откровения сынов Божиих – в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу детей Божиих» ( Рим. 8. 20–21 ). «По обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Петр. 3, 13 ). 3. Церковь Ветхозаветная Адам и Ева, созданные по образу и подобию Божию, в нем должны были найти силу для свободного уподобления этому образу, иначе говоря к полному воцерковлению своей жизни, а вместе с собой и всей твари, судьбы которой были поставлены в зависимость от человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Что нового приносит миссионер в культуру? Нередко «культурность» отождествляют с духовностью, так как культура есть (в широком смысле) средство общения, общая культура объединяет людей в народы, в общества, и так далее. Но миссионер должен помнить, что он несет иное, высшее единство: Церковь (Экклисия) есть «собрание» – собрание во имя Христово, евхаристическое общение и собирание в Тело Христово, собирание и единение всего космоса на новом основании – «в Боге». Неслучайно ап. Петр называет Церковь народом: «некогда не народ, а ныне народ Божий» ( 1Пет. 2.10 ). «Во Христе» уже «нет ни Еллина, ни Иудея… варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» ( Кол. 3.11 ). При этом православная миссия есть продолжение Дара Пятидесятницы, «призывающего – как говорит Церковь в службе этого дня – все разделенные языки в соединение». А Жизнь Церкви Христовой есть жизнь по образу Святой Троицы, Единства «не-слиянного» и «раздельноличного», жизнь по образу Божественной Любви, предполагающей свободу. Поэтому православная миссия не нивелирует и не уничтожает, не ассимилирует ни социумы, ни личность человека, ни те черты личности, которые формируются национальной культурой. Крестя все народы во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф. 28.19 ) и претворяя каждый из народов в «народ святой, народ Божий» ( 1Пет. 2.9–10 ), «одно во Христе Иисусе» ( Гал. 3.28 ), «во Христе Иисусе новую тварь» ( Гал. 6.15 ), православная миссия предполагает в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви то личностное и культурное многоголосие, которое позволяет осуществляться «со-гласию» и «согласно славить Всесвятаго Духа». Обновление должно коснуться и того «образа человека», который несет в себе та или иная культура. Сущностной характеристикой культуры признается трансляция, то есть передача от поколения к поколению «моделей поведения» человека, «моделей мировосприятия», того или иного образа жизни и поведения (в этом же смысле ученые говорят о «языковых картинах мира», об «образах человека» в культурах тех и иных эпох, в их искусстве и тому подобное). В этом отношении необходимо помнить, что проповедь апостолов всегда завершалась призывом к покаянию и крещению (греч. «μετνοια» – «покаяние», «раскаяние», букв. «перемена мысли»), которые понимаются как сущностное обновление жизни, смерть «ветхого». Проповедуя «новую тварь», апостол Павел говорит в первую очередь о перемене образа в человеке, об «образе Христовом» в христианине: «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего» ( Рим. 12.2 ), «как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор. 15.49 ). О своем миссионерском служении он говорит: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» ( Гал. 4.19 ). При этом апостол говорит о Христе как «образе Отца» ( 2Кор. 4.4 ; Евр. 1.3 ); в этих словах и заключается православное понимание «преображения» и «обожения» человека и мира, которое применимо и к культуре человека.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Божественный Спаситель мира говорил о том, что делает изгнанный из человека бес; каково бывает его внутреннее состояние. «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит. Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел; и, пришедши, находит (его) незанятым, выметенным и убранным, – (т. е. свободным от добродетелей. Если найдет его таким, то) тогда идет , и берет с собой семь других духов, злейших себя; и, вошедши, живут там, и бывает для человека того, последнее хуже первого» 59 . По сошествии с горы, после своего святого Преображения 60 , Господь изгнал беса из отрока, бесновавшегося в каждое новолуние, и сказал, что «этот род бесовский изгоняется только молитвой и постом» 61 . Снова ясное подтверждение, что бесы – существа действительные. Христос изгоняет целый легион бесов из Гадаринского бесноватого, тоже действительно злых духов. Бесы просят Господа, чтобы он позволил им войти в стадо свиней. Господь позволил это им. Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней. Все стадо бросилось с крутизны в озеро и потонуло 62 Кто же потопил свиней? Не бесноватый же, который, будучи исцелен, мирно оставался у ног Христа. Не идея? Не помысел? Не настроение? Наконец, не самая болезнь беснования: болезнь естественная, оставив больного, вошла в свиней и потопила их? Очевидно, случилось то, что и повествует святое Евангелие: свиней потопил легион бесов, изгнанных Христом. Посмотрите, что говорит этот злостный ересиарх спиритизма Аллан Кардек: «Факт изгнания злых духов в стадо свиней противоречит всякой вероятности, к тому же трудно объяснить себе существование столь многочисленного стада свиней в стране, где к этому животному питали отвращение и не употребляли его в пищу…Злой дух, все-таки, дух человека, хотя настолько несовершенного, что он и после смерти делает зло, как делал при жизни, – поэтому совершенно противно законам природы, чтобы он мог оживлять тело животного; таким образом следует видеть здесь или одно из преувеличений, обычных во времена невежественности и суеверия, или может быть аллегорию для характеристики гнусных наклонностей некоторых духов» («Бытие», Ал. Кардека, стр. 289).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/spiritiz...

(Быт 6:6–7). «И обонял Господь приятное благоухание и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать человека и землю за человеков, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Быт 8:21).   Вот перед нами Господь — невидимый, непостижимый, трансцендентный, Которого запрещено изображать, Которого, как сказано, не видело око человеческое. «Раскаялся Господь»,«восскорбел Господь», «сказал Господь», «пошел Господь», «обонял Господь»… Перед нами — образ человека. Чтобы изобразить Бога, ветхозаветный писатель изображает человека со всем, что ему присуще. Это Бог не просто отвлеченный, находящийся вне мира, а Бог Живой: «Я Бог Авраама, Бог Исаака и Иакова, не Бог мертвых, но Бог живых» . И Сам Он рисуется как живой, живущий среди людей. Паскаль говорил, что Бог Авраама, Исаака и Иакова не есть Бог философов, а Бог живой, присутствующий в мире, личный, совершенно иной по отношению к человеку, с которым Он вступает в личные отношения, вмешиваясь в ход истории. Бог проявляет Себя в истории и оказывается значительно более личностным, чем Бог, Который проявляется в природе, с которой часто Его путают. («Природа есть Бог», — это характерно для семитских религий). Чтобы понять Бога, авторы Библии вносят в нее понятие человека — то, что мы называем антропотеизмом (чувства человека и его поведение усваиваются природе Бога). С другой стороны, у Израиля не должно быть никаких иллюзий. Бог не таков, как люди, Он абсолютно другой. В рассказах о явлении Божества авторы ограничиваются упоминанием о весьма обобщенных и неясных очертаниях, всегда избегая непосредственного описания Бога, Его облика. Если я кого-то встретил, я могу его описать: он такой-то и такой-то. В Ветхом, да и в Новом Завете такого описания Бога нет. Но сказано просто: «Бог стоял над жертвенником». Исайя видит Его восседающим на высоком престоле. Его внешность характеризуется наличием бескрайних риз, заполняющих портики храма (Ис 6:1). Иезекииль говорит о Нем просто как о подобии человека (I), преображенного огненным сиянием, походящим на радугу (Иез 1:26–28).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

В то же время свобода выбора не есть абсолютная и конечная ценность. Она поставлена Богом на службу человеческому благу. Осуществляя ее, человек не должен причинять зла самому себе и окружающим. Однако в силу власти греха, свойственного падшей человеческой природе, никакое человеческое усилие недостаточно для достижения подлинного блага. На своем примере святой апостол Павел свидетельствует о том, что свойственно каждому человеку: Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Уже не я делаю то, но живущий во мне грех ( Рим. 7:15,17 ). Следовательно, человеку не обойтись без помощи Бога и тесного соработничества с Ним, так как только Он является источником всякого блага. Отвергнув Бога и опираясь только на себя, первые люди попали под власть разрушительных сил зла и смерти и передали эту зависимость своим потомкам. Злоупотребив свободой выбора, человек утратил другую свободу (ελευθερα) – свободу жизни в добре, которую он имел в первозданном состоянии. Эту свободу человеку возвращает Господь Иисус Христос: Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны (ελεθεροι) будете ( Ин. 8:36 ). Обретение свободы от греха невозможно без таинственного соединения человека с преображенной природой Христа, которое происходит в таинстве Крещения ( Рим. 6:3–6 ; Кол. 3:10 ) и укрепляется через жизнь в Церкви – Теле Христовом ( Кол. 1:24 ). Священное Писание говорит и о необходимости собственных усилий человека для освобождения от греха: Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства ( Гал. 5:1 ). О том же свидетельствует практический опыт великого сонма святых мужей и жен, подвизавшихся духовным подвигом и подтвердивших возможность преображения жизни каждого человека. Однако плоды духовных усилий человека в полноте проявятся только во всеобщем воскресении, когда уничиженное тело наше сообразуется славному телу Его ( Флп. 3:21 ). II.2. Господь Иисус Христос говорит: Познаете истину, и истина сделает вас свободными... всякий, делающий грех, есть раб греха ( Ин. 8:32,34 ). Это значит, что подлинно свободен тот, кто идет путем праведной жизни и ищет общения с Богом, источником абсолютной истины. Напротив, злоупотребление свободой, выбор ложного, безнравственного образа жизни в конце концов разрушает саму свободу выбора, так как ведет волю к порабощению грехом. Только Бог, являясь источником свободы, может поддерживать ее в человеке. Те, кто не желают расставаться с грехом, отдают свою свободу диаволу – противнику Бога, отцу зла и несвободы. Признавая ценность свободы выбора, Церковь утверждает, что таковая неизбежно исчезает, когда выбор делается в пользу зла. Зло и свобода несовместимы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Во–вторых, Святые Отцы и учители церкви утверждали, что воскресения наших тел требуют и правда Божья, и премудрость. Правда: ибо тело человека участвует как в добрых делах души, так и в ее беззакониях; след. по справедливости должно участвовать и в ее вечных наградах или наказаниях. 313 Премудрость, ибо, по премудрости, Бог создал человека двухчастным, из тела и души, чтобы в этом виде он достигал своего предназначения: след. премудрость Божья не оправдалась бы от дел, если бы, рано или поздно, тело человека, по разлучении с душою, снова не соединилось с нею для составления полного человека. Какими качествами будут отличаться воскресшие тела? Они будут существенно те же, каковыми были в соединении с известными душами в продолжение земной жизни. Это видно из примера Христа Спасителя. Первенца из умерших, воскресшего из гроба в Своем собственном теле ( Ин. ХХ, 25 – 27 ). Да это же прямо явствует и из самого понятия о воскресении, которое есть только восстановление или сотворение чего–либо нового. Но с другой стороны воскресшие тела будут и отличны от настоящих тел: они восстанут в преображенном виде, по подобию воскресшего тела Христа Спасителя, который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его ( Фuлun. III, 21 ). Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное ( 1Kop. XV, 42 – 44 ). В этих словах апостола указаны те новые качества, которые наши тела приобретут после воскресения: они будут нетленны и бессмертны ( 1Kop. XV, 53 ), славны или светоносны, подобно телу Христа Спасителя во время преображения Его на Фаворе ( Фuлun. III, 21 ; Mф. XIII, 43 ) 314 , сильны и крепки, непричастны немощам настоящей жизни, духовны 315 , весьма тонки и легки. Одним словом, сподобившиеся достигнуть того, века и воскресения из мертвых будут равны Ангелам ( Лук. ХХ, 36 ; Mф. XXII, 30 ). Будут ли воскресшие тела праведников отличаться чем либо от воскресших тел грешников? Несомненно будут. Общими свойствами как тех, так и других будут нетление и бессмертие. Вострубит последняя труба, и мертвые воскреснут нетленными ( 1Kop. XV, 52 ). Но несообразно было бы с существом дела думать, что и тела грешников восстанут в славе и просветятся. «Мы восстанем и все будем иметь вечные тела, но не все подобные. Если кто праведен, получит тело небесное, в котором бы мог он, как надлежит, обращаться с Ангелами; если кто грешен, получит вечное тело долженствующее терпеть мучение за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться» (Св. Кирилл Иерусалимский , огласит. поучение XVIII).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Вторая глава посвящена еще одной фундаментальной категории, на которой основываются права человека — свободе. Глава называется «Свобода выбора и свобода от зла». Сегодня свобода понимается главным образом как свобода выбора. Конечно, свобода выбора это важная характеристика человеческой природы. Она есть одно из проявлений образа Божия в человеке. В подтверждение этого в документе приводится цитата из святого Григория Нисского: «Человек стал боговидным и блаженным, будучи почтен свободой (ατεξουσ)». Смысл этой свободы заключается в том, чтобы человек сам добровольно, а не по принуждению жил в общении с Богом. В тексте говорится: «В зависимости от самоопределения свободной личности образ Божий в человеке может помрачаться или все более выявляться… Свобода поставлена Богом на службу человеческому благу. Осуществляя ее, человек не должен причинять зла самому себе и окружающим». Однако всем хорошо известно свойство падшей человеческой природы, о котором говорит святой апостол Павел: «Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7, 15-16). Поэтому далее в документе говорится: «Следовательно, человеку не обойтись без помощи Бога и тесного соработничества с Ним, так как только Он является источником всякого блага». Дело в том, что, «злоупотребив свободой выбора, первый человек утратил другую свободу (λευθερα) — свободу жизни в добре, которую он имел в первозданном состоянии. Эту свободу человеку возвращает Господь Иисус Христос: " Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны (λεθεροι) будете " (Ин. 8, 36). Обретение свободы от греха невозможно без таинственного соединения человека с преображенной природой Христа, которое происходит в Таинстве Крещения (Рим. 6, 3-6; Кол. 3, 10) и укрепляется через жизнь в Церкви — Теле Христовом (Кол. 1, 24). Священное Писание говорит и о необходимости собственных усилий человека для освобождения от греха: " Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства " (Гал. 5, 1). О том же свидетельствует практический опыт великого сонма святых мужей и жен, подвизавшихся духовным подвигом и подтвердивших возможность преображения жизни каждого человека».

http://sedmitza.ru/lib/text/430000/

Вторая глава посвящена еще одной фундаментальной категории, на которой основываются права человека - свободе. Глава называется «Свобода выбора и свобода от зла». Сегодня свобода понимается главным образом как свобода выбора. Конечно, свобода выбора это важная характеристика человеческой природы. Она есть одно из проявлений образа Божия в человеке. В подтверждение этого в документе приводится цитата из святого Григория Нисского: «Человек стал боговидным и блаженным, будучи почтен свободой». Смысл этой свободы заключается в том, чтобы человек сам добровольно, а не по принуждению жил в общении с Богом. В тексте говорится: «В зависимости от самоопределения свободной личности образ Божий в человеке может помрачаться или все более выявляться... Свобода поставлена Богом на службу человеческому благу. Осуществляя ее, человек не должен причинять зла самому себе и окружающим». Однако всем хорошо известно свойство падшей человеческой природы, о котором говорит святой апостол Павел: «Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7, 15-16). Поэтому далее в документе говорится: «Следовательно, человеку не обойтись без помощи Бога и тесного соработничества с Ним, так как только Он является источником всякого блага». Дело в том, что, «злоупотребив свободой выбора, первый человек утратил другую свободу - свободу жизни в добре, которую он имел в первозданном состоянии. Эту свободу человеку возвращает Господь Иисус Христос: " Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете " (Ин. 8, 36). Обретение свободы от греха невозможно без таинственного соединения человека с преображенной природой Христа, которое происходит в Таинстве Крещения (Рим. 6, 3-6; Кол. 3, 10) и укрепляется через жизнь в Церкви - Теле Христовом (Кол. 1, 24). Священное Писание говорит и о необходимости собственных усилий человека для освобождения от греха: " Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства " (Гал. 5, 1). О том же свидетельствует практический опыт великого сонма святых мужей и жен, подвизавшихся духовным подвигом и подтвердивших возможность преображения жизни каждого человека».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Для Православной Церкви подобные учения не новы – все они были преданы анафеме. Православная Церковь учит, что будет одно Всеобщее Воскресение всех людей. Только одни воскреснут для блаженств, а другие в осуждение: «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах , услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин. 5:29 ). 6.1 О воскресшем теле По словам святителя Григория Нисского , «воскресение есть восстановления нашего естества в первоначальное состояние. Первозданное естество человека не было подвержено ни старению, ни болезням: все эти свойство вторглось к нам вместе с появлением порока» 108 . Святитель Иоанн Златоуст говорил, что каждый получит собственное, а не чужое тело. У воскресшего человека останется то тело, которое было у него, только исчезнет смерть и тление, тело перейдет в преображенное состояние: «Грядущая жизнь уничтожает и истребляет не тело, а приставшие к нему тление и смерть» 109 . Из этого следует, что человеческому естеству свойственны болезни и страдания не по собственной природе, а от приставшего к нему греха. Но Джозеф Смит учит иначе, он говорит о последовательном переходе от одного состояния человека в другое и о том, что одно состояния человека будет иметь преимущество перед другими: « Духи вечного мира подобны духам этого мира. Когда первые приходят в этот мир, они получают скинии [ плотские тела ], затем умирают, снова воскресают и получают прославленные тела . При этом они будут иметь превосходство над духами, не получившими тел, или не сохранившими достоинства своего первого бытия, подобно дьяволу. Наказанием для дьявола было то, что у него не будет плотской обители, какая дана человеку» 110 . Получается, что духи, у которых есть тела, имеют преимущество перед теми, у которых их еще нет. Можно сделать вывод: для мормонов воскресшее тело будет третьим состоянием человека, притом все три состояния существенно отличаются друг от друга: Духи. Тленное тело.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7, 18–19). Человек обнаруживает в себе тот закон, о котором апостол говорит чуть ниже: по внутреннему человеку нахожу удовольствие в Законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником (Рим. 7, 22–23). И эту борьбу человек наблюдает в себе. Он видит, насколько это хорошо — быть настоящим христианином, жить по евангельским заповедям, но в то же время не может таким быть и так жить. Тогда-то человек и понимает, что ему предстоит очень долгий и сложный путь изменения себя. Для того, чтобы он мог сказать о себе словами того же апостола Павла: подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16). фото: urbanspiritual.org Человек хочет измениться — не просто потому, что его извне к этому обязали. А потому, что это его внутренняя потребность. Ведь семя любви к Богу, оно в сердце человека всеяно изначально, а когда оно начинает прорастать, человек чувствует тоску по Богу, боль от удаленности от Него. И начинает искать путь к Богу — не только сознательно, обдумывая, анализируя свою жизнь, но даже и на подсознательном уровне пытается изменить что-то в себе самом, устранить препятствие меж ним и Творцом. Безусловно, здесь действует благодать Божия; она человека ведет, она подсказывает ему, учит его. Но результат зависит от произволения человека, от того, насколько он будет последователен, постоянен. Насколько он сможет быть по отношению к самому себе жестким, даже жестоким. К себе в данном случае означает — к ветхому человеку, которого для жизни человека нового приходится так или иначе умерщвлять. — Ветхий человек — это человек не преображенный? — Это человек, который на Бога не похож. И именно поэтому он не чувствует того единения с Богом, о котором пишут святые отцы и которое является самым центром, самым средоточием христианской жизни, — хотя и пытается жить церковной жизнью, молиться. Причина именно в том, что этот человек не такой, как Бог. — Но разве человек может быть подобен Богу? — Странно звучит? Но ведь мы должны понимать: общение с Богом для человека становится возможным лишь тогда, когда он становится на путь богоуподобления.

http://pravmir.ru/pochemu-myi-ne-svyatyi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010